ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ РАН

На правах рукописи


Климов
Сергей Владимирович

 

Институциональные аспекты деятельности
иностранного капитала
в странах Латинской Америки

 

Специальность 08.00.14.
“Мировая экономика”

 

А в т о р е ф е р ат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

 

Москва - 2009


Работа выполнена в Центре экономических исследований
Учреждения Российской академии наук
Института Латинской Америки РАН


Научный руководитель

кандидат экономических наук   В. А. Теперман
Официальные оппоненты:

д.э.н., проф. В.П. Караваев
к.э.н. М.С. Любский

 

Ведущая организация:
Московский государственный институт международных отношений (Университет) – МГИМО МИД РФ


Защита состоится  24 февраля 2009 г. в  12 часов
на заседании диссертационного совета Д.002.032.01
при Институте Латинской Америки РАН
по адресу: Москва, Б. Ордынка, 21

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Института Латинской Америки РАН

Автореферат разослан  ______________ 2009 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат экономических наук
Л.Б. Николаева


1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
     
Актуальность темы исследования. В качественно новых условиях развития российской экономики значительно возросла потребность в изучении структурных реформ в других странах и регионах, в том числе  правительственной  политики в отношении иностранного капитала. Представляют, в частности, серьезный интерес те кардинальные изменения, которые произошли  в механизмах,  регулирующих деятельность зарубежных инвесторов в странах Латинской Америки. В свою очередь, нельзя не учитывать, как модифицировалась и инвестиционная политика крупнейших мировых экономических центров, реализуемая через транснациональные компании (ТНК). Важность разработки и осуществления   взвешенной государственной политики в отношении иностранных инвестиций  продиктована сегодня и теми новыми условиями, которые создал мировой экономический  кризис. Представляется очевидным, что принимающие государства, заинтересованные в притоке зарубежного капитала,  поставлены перед необходимостью не только обеспечивать надлежащий контроль за его деятельностью, но и соблюдать свои национальные интересы. Изучение латиноамериканского опыта в этом вопросе приобретает, таким образом, не только теоретический, но и научно-практический интерес.
В  данном исследовании сделана попытка проанализировать факторы, определявшие латиноамериканскую политику по привлечению иностранного капитала, прослеживаются те сдвиги, которые происходили в ней   в условиях перехода  от модели государственного капитализма к неолиберальной парадигме развития. На примере двух стран – Аргентины и Бразилии - проведен сравнительный анализ  различных подходов к применению либерального режима  в отношении иностранных капиталовложений.   

Актуальной избранная тема является и с точки зрения более глубокого изучения в России преобразований, произошедших в Латинской Америке, поскольку опыт этого региона наглядно показал, что они  имели противоречивые результаты и привели к достаточно серьезным экономическим, а в ряде случаев - и к политическим-  кризисам (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Открытие экономик латиноамериканских стран для притока иностранного капитала, достаточно либеральные режимы в отношении зарубежных инвесторов создали условия для повышения интереса к региону со стороны крупнейших экономических центров, в первую очередь, США и стран Западной Европы. Однако подобная тенденция во многом закрепила  подчиненную роль латиноамериканских стран в рамках глобальных стратегий американских и европейских ТНК, а в условиях современной экономической дестабилизации поставила их под удар  ее негативных последствий одними из первых. 

Для России Латинская Америка привлекательна не только своими природными ресурсами, но и тем обстоятельством, что  серьезно выросла платежеспособность рынков региона. «Второе открытие» Латинской Америки предопределено интенсификацией связей, во многом утраченных в первой половине 90-х годов ХХ века, сближением моделей социально-экономического развития, интересами диверсификации внешнеэкономической политики, С теоретической и практической точек зрения также важно изучение стратегий крупнейших ТНК в новых условиях и формирования внешнеэкономического курса в странах происхождения капитала.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование механизмов регулирования иностранного капитала в условиях либерализации экономики на примере Латинской Америки.

 

При комплексном подходе  авторе анализирует ситуацию по трем  направлениям:
1) с точки зрения принимающей стороны (реформа законодательства и организационной базы регулирования притока и деятельности иностранного капитала в латиноамериканских государствах);
2) с позиции международных производственно-сбытовых комплексов и  транснациональных компаний (формирование в Латинской Америке новой корпоративной структуры экономики,  выработка региональной политики в рамках глобальной стратегии ТНК);
3) с учетом интересов страны происхождения капитала (проблема формирования внешнеэкономического курса, его стимулирование, организационное содействие).

 

В соответствии с главной целью автор поставил перед собой следующие задачи:
1) проанализировать предпосылки структурных преобразований 90-х годов ХХ века в Латинской Америки с точки зрения взаимодействия региона с иностранным капиталом;
2) выявить основные аспекты в либерализации режима и в регулировании иностранных инвестиций в целом по региону и на примере двух ключевых стран – Бразилии и Аргентины;
3) исследовать опыт латиноамериканских государств по организационному, нормативному,  информационному обеспечению деятельности зарубежных инвесторов;
4) определить роль и значение инвестиций крупнейших транснациональных корпораций в экономике Латинской Америки, их географию внутри региона, применяемые стратегии выхода или закрепления на рынке;
5) проанализировать латиноамериканские стратегии по открытию ссудного рынка, раскрыть особенности деятельности крупнейших иностранных банков, показать основные формы притока иностранных инвестиций в банковскую сферу;
6) выявить общую направленность  внешнеэкономической политики США в отношении Латинской Америки;
7) исследовать особенности латиноамериканского направления во внешнеэкономической стратегии Европейского Союза.

 

Предметом исследования являются институциональные аспекты деятельности иностранного капитала в государствах Латинской Америки.

Объект исследования – изменение политики в отношении иностранного капитала в рамках  неолиберальных преобразований,  система взаимоотношений иностранного капитала и государства в странах Латинской Америки, организационная структура и деятельность регулирующих органов.

Степень изученности темы с точки зрения новейших процессов представляется недостаточной. Многие труды по этому вопросу, изданные в 1960-1980-е годы, в основных своих положениях уже не отвечают современным реалиям. Среди наиболее заметных работ следует перечислить такие как «Инвестиционный режим и  условия деятельности иностранного капитала в Латинской Америке» (О.В. Лаврова, Ю.Н. Паниев, Л.Н. Симонова, Н.Н.  Холодков 1996), «Бразилия: реформы и прогресс. Структурные  преобразования переходного периода в государствах-гигантах – опыт Бразилии и возможности его использования в России» (А.Н. Глинкин, Л.С. Окунева, А.А.  Железняк, 1997), «Эффект адаптационного реформирования: от Латинской Америки к России» (В.М. Давыдов, 2000), «Латиноамериканский опыт модернизации: итоги экономических реформ первого поколения» (А.В. Бобровников, В.А. Теперман, И.К. Шереметьев 2002); Н.Н. Холодков. Финансовая либерализация и перестройка банковских систем   в странах Латинской Америки (в печати, 2008).

Настоящая работа охватывает более широкий круг вопросов, связанных с деятельностью зарубежного  капитала в Латинской Америке,  основывается на актуализированной аналитической и статистической базе.

Научная новизна. В работе произведена оценка изменений в корпоративной структуре латиноамериканских стран, экономических последствий реформ, влияния транснациональных корпораций, выявлены особенности экономической политики стран происхождения капиталов и основные формы ее организационного обеспечения. По данным проблемам была проведена систематизация научных материалов, в том числе большого круга иностранных и российских источников, экономико-статистических бюллетеней, периодических изданий. На основе полученных данных автором сделаны собственные выводы и разработаны некоторые предложения по применению латиноамериканского опыта в организационной и информационно-аналитической поддержке деятельности российского капитала за рубежом.

Выбор хронологических рамок -  преимущественно 90-е годов XX столетия - обусловлен тем обстоятельством, что именно в тот период были реализованы важнейшие преобразования в инвестиционной сфере большинства государств Латинской Америки. По мере необходимости отражены  важнейшие перемены, происходящие в рассматриваемой сфере  в новом веке. 

Теоретической основой исследования служат монографии  как отечественных, так и зарубежных специалистов. В ходе разработки темы автор опирался на труды известных российских латиноамериканистов: А.В. Бобровникова, А,Н. Глинкина, В.М. Давыдова,  О.А. Жирнова, Л.Л. Клочковского, В.А. Красильщикова, В.С. Кузнецова, С.Н. Лобанцовой, А.А. Матлиной, З.И.  Романовой, А.Н. Строганова, В.П. Сударева, В.А. Тепермана, Н.Н. Холодкова, А.Р. Шакирова, И.К. Шереметьева, П.П. Яковлева,  а также ведущих отечественных экономистов, изучающих проблемы мировой экономики и международных отношений: А.С. Булатова, И.Н. Герчиковой  И.Д. Иванова, В.П. Караваева, А.В Торкунова, И.Н. Устинова, И,П. Фаминского, Ю.В. Шишкова. 

Основной информационно-статистической базой служили документы Организации Объединенных Наций, в том числе работы экспертов Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛА), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), публикации других специализированных учреждений ООН: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и др. В круг первоисточников вошли также материалы Европейского Союза (ЕС), органов государственной власти США.
Автором детально изучались доклады и публикации  российских научно-исследовательских центров и  учебных заведений, прежде всего Института Латинской Америки (ИЛА РАН), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей (ВНИИВС), Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД РФ), МГУ им. М.В. Ломоносова.

Методологической основой диссертации является диалектический подход к рассматриваемым проблемам,  экономико-статистический метод обработки информации, системный анализ и синтез, принципы прогнозирования.
В процессе исследования использовались абстрактно-логический метод (для теоретических обобщений, выявления причинно-следственных связей, при формулировке выводов); метод формализации и группировок (для описания моделей развития, определения критериев экономической целесообразности, при составлении схем реализации макроэкономической политики, для характеристики результатов привлечения иностранного капитала), метод гипотезы и допущения (для изучения зависимости между масштабами зарубежных инвестиций и эффективностью национальной экономики латиноамериканских государств); экономико-статистический метод (для обработки обобщающих социально-экономических показателей, при составлении таблиц, определении долгосрочных тенденций в динамике ВВП, при анализе зарубежных инвестиций и иных показателей); исторический метод (для изучения особенностей проникновения иностранного капитала в латиноамериканские страны в различные временные периоды).

Практическая значимость работы. Опыт регулирования и результаты деятельности иностранного капитала в условиях неолиберальных реформ в странах Латинской Америки представляет несомненный практический интерес. События начала XXI столетия, общеэкономическая нестабильность региона, новые вызовы наступившего глобального экономического кризиса демонстрируют необходимость проведения научно обоснованной, продуманной и взвешенной политики в большинстве государств латиноамериканского региона. По мнению автора, изучение  последствий неолиберальных преобразований на примере Латинской Америки способно содействовать формированию в России собственного подхода к решению аналогичных вопросов.

Рассмотренный в работе зарубежный опыт может представлять интерес для самых различных российских ведомств и учреждений, прежде всего для тех, в компетенцию которых входят вопросы регулирования и привлечения зарубежных инвестиций. По мнению автора, данное исследование заслуживает внимания и со стороны тех российских компаний и банков, которые пытаются налаживать экономическое сотрудничество на  латиноамериканском направлении.

Кроме того, представленная работа может быть использована в качестве учебного пособия для студентов  и преподавателей высшей школы, изучающих проблемы регулирования предпринимательской деятельности, делового администрирования на международных рынках.

Апробация и реализация результатов исследования. Диссертация обсуждена в Центре экономических исследований Института Латинской Америки РАН. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, были изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях, а также в научных публикациях. Результаты диссертации уже нашли применение в практической деятельности Министерства экономического развития РФ.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Экономическая стратегия стран Латинской Америки и изменения в регулировании деятельности иностранного капитала
1.1. Смена экономической модели
1.2. Либерализация деятельности иностранного капитала
Глава 2. Практические аспекты деятельности иностранного капитала в Аргентине и Бразилии
2.1. Условия привлечения иностранного капитала в экономику Аргентины
2.2. Инвестиционный режим и особенности притока иностранного капитала в экономику Бразилии
2.3.  Роль специализированных государственных и частных организаций Бразилии по привлечению иностранного капитала
Глава 3. Инвестиции крупнейших транснациональных компаний в страны Латинской Америки
3.1. Роль и значение транснациональных компаний в экономике  региона
3.2. Транснациональные компании в контексте неолиберальных реформ в банковской сфере
Глава 4. Особенности систем США и Европейского Союза по стимулированию инвестиционной деятельности в странах Латинской Америки
4.1. Латинская Америка в инвестиционной политике США
4.2. Особенности инвестиционной политики Европейского Союза в странах Латинской Америки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
    
  
2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  

Во введении обоснована актуальность темы, показана   степень ее изученности, определены цели и задачи исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.


В первой главе анализируются причины смены экономической модели и специфика формирования современной системы хозяйствования в странах Латинской Америки, Дана характеристика экономической ситуации на рубеже 1980-1990-х годов, проанализированы теоретическая основа неолиберальных реформ 1990-х годов и их практические результаты. В главе перечисляются основные предпосылки, определившие необходимость либерализации в отношении  иностранного капитала и регулирования его притока. Рассмотрены изменения в правовом положении иностранных компаний, отражено ослабление отраслевых ограничений на деятельность зарубежных инвесторов, проанализировано осуществление  приватизационных программ и создание свободных экономических зон.

Автор исходит из постулата, что в условиях роста взаимозависимости ранее самостоятельных экономик, усиливается роль внешних факторов. Это требует постоянной адаптации внутренней жизни государства к изменениям внешней среды. Оптимизация хозяйственных пропорций и переход к интенсивным методам роста становятся необходимым условием активного участия отдельно взятой  страны в процессе глобализации. Изменения в политике латиноамериканских стран в отношении иностранного капитала в 1990-е годы были обусловлены сменой экономической модели, имевшей место, начиная с середины 1980-х годов. Государственный капитализм протекционистского типа, сформировавшийся в большинстве стран региона в 30-50-е годы ХХ века, пришел в противоречие с тенденциями общемирового развития. Неэффективность административных методов управления экономикой, чрезмерное государственное вмешательство привели в начале 1980-х годов к резкому обострению проблем внешней задолженности, усилению инфляции, спаду производства, общей дестабилизации в регионе.

Широкомасштабные либеральные реформы в странах Латинской Америки проводились в соответствии с концепцией трансформации, известной под названием «Вашингтонского консенсуса». Получив поддержку таких организаций как Международный валютный фонд, Всемирный банк,  Агентства международного развития США, Межамериканского банка развития, эта программа была принята в качестве ориентира для правящих элит большинства государств региона. Приоритет в проведении структурных реформ отдавался либерализации внешней торговли и финансовой сферы, приватизации и изменениям в регулировании иностранных инвестиций.

Промежуточные итоги реформ были достаточно обнадеживающими: удалось стабилизировать инфляцию и государственные финансы, укрепить курсы национальных валют. Оживление инвестиционной деятельности и рост кредитных операций создавали иллюзию стабильности и даже «экономического чуда». Пик отдачи от реформ, пришедшийся на 1997 г., быстро прошел. «Азиатский» кризис сильно ударил по экономике Латинской Америки, рост которой вначале замедлился, а затем все отчетливее стали проступать признаки кризиса. Низшую точку затянувшейся рецессии регион прошел в 2002 г., когда было отмечено снижение темпов прироста ВВП (1). Несмотря на ряд позитивных тенденций последних лет в экономике Латинской Америки (возобновление экономического роста, стабилизация финансового положения, улучшение макроэкономических показателей), для современной  ситуации  в регионе характерна неустойчивость финансово-экономического положения   и высокая зависимости от внешних факторов, что подтверждает начавшееся в 2008 г. под влиянием мирового кризиса очередное снижение темпов экономического роста.

Смена экономической модели потребовала создания соответствующей правовой и институциональной базы. Главным показателем либерализации национального законодательства стало устранение различий правового характера для компаний с иностранным и национальным капиталом. Важными факторами увеличения притока зарубежных инвестиций в экономику Латинской Америки послужили конверсия внешнего долга в капитал предприятий и приватизация государственной собственности. Операции по конверсии долга были в большей степени характерны для второй половины 80-х годов ХХ века, к началу 90-х годов на первый план выходят программы приватизации. Большое значение приватизации в увеличении притока иностранных инвестиций обусловлено масштабами госсектора в экономике латиноамериканских государств к концу 1980-х годов.

Отдельным направлением деятельности по созданию благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов стала организация свободных экономических зон, число которых началу XXI века достигла 250. Таким территориям в зависимости от назначения предоставляются различного рода преференции: отмена импортных пошлин и налога с оборота на ввозимые товары, льготы по НДС, налогу на капитал и активы предприятий и т.п. Для иностранных компаний устанавливается режим максимального благоприятствования, включая льготное налогообложение и режим вывоза прибылей, упрощенную процедуру соблюдения административных требований. 
На протяжении 1990-х годов тенденция к росту притока прямых иностранных инвестиций в Латинскую  Америку носила постоянный характер. В среднем за 1989-1994 гг. он составил 17,5 млрд. долл. в год, достигнув максимального значения в 79 млрд. долл.  в 1999 г. После снижения  активности зарубежных инвесторов в начале 2000-х годов в результате ухудшения общемировой экономической конъюнктуры новые рекордные показатели притока иностранного капитала были отмечены в 2007-2008 гг.: соответственно, 84,6  и 81,6 млрд. долларов (2).


Во второй главе рассматриваются условия привлечения инвестиций из-за рубежа в экономику Аргентины (нормативная база, стимулирование притока, сокращение уровня отраслевых ограничений). Анализируются особенности инвестиционного режима в Бразилии с точки зрения неолиберальных преобразований и их влияния на приток иностранных инвестиций. На примере этой страны подробно раскрывается деятельность и структура специализированных государственных и частных организаций по привлечению инвестиций из-за рубежа.
Выбор Аргентины и Бразилии обусловлен тем, что, во-первых, это - крупнейшие и наиболее сильные в экономическом плане государства региона (в виду участия Мексики в НАФТА ее пример отдельно не рассматривается), во-вторых, они демонстрируют два различных подхода к работе с иностранными инвестициями: Аргентина – быстрая и полная либерализация инвестиционного режима, Бразилия – постепенное открытие экономики с сохранением ограничений для зарубежных компаний.  

Реформы неолиберального толка 90-х годов ХХ века, которые проводили аргентинские правительства, имели своей целью выход из острого экономического кризиса 1980-х годов. В результате коренных преобразований, проводившихся  руководством страны в начале-середине 1990-х годов, удалось стабилизировать экономику, взять под контроль инфляцию, создать условия для дальнейшего роста.  Вследствие того, что власти Аргентины не предприняла оперативных мер по адаптации экономики к новым условиям, сложившимся после азиатского кризиса, произошло снижению темпов экономического развития. Вместе с тем с 2003 г. появились признаки подъема: среднегодовые темпы прироста ВВП в 2006-2007 гг. составляли 8,6%, в 2008 г. – 6,8% (3).
На протяжении 1990-х годов темпы прироста прямых иностранных инвестиций в  аргентинскую экономику были весьма устойчивы. Правительство проводило политику активного привлечения капитала из-за рубежа. Крупнейшими инвесторами на протяжении всего десятилетия оставались США, страны Европейского Союза (прежде всего Испания), а также Чили и Бразилия.

В соответствии с аргентинской конституцией и сводом соответствующих законов, иностранные инвесторы наделены теми же правами и обязанностями, которые действуют в отношении местных инвесторов на территории страны.  Каждой из 23-х провинций Аргентины предоставлены права на создание зон свободной торговли. Определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов содержатся в законах, регулирующих деятельность отдельных сфер экономики: добыча урана, атомная энергетика, судостроение и воздушный транспорт специального назначения.

Далее в главе показано, что экономический кризис 1980-х годов продемонстрировал исчерпание бразильской модели импортозамещения. В начале 1990-х годов руководство страны предприняло ряд мер по либерализации торговли, по дерегулированию  экономики, приватизации госсобственности и совершенствованию правовых норм.  Финансовая стабилизация в сочетании с либеральным режимом в отношении иностранного капитала повысили инвестиционную привлекательность Бразилии, что выразилось в стабильном приросте зарубежных инвестиций в экономику страны на протяжении 1990-х годов.

В Бразилии основные функции по упорядочиванию деятельности иностранного капитала сосредоточены в руках государства. Ключевая роль принадлежит Центральному банку Бразилии, а также Комиссии по инициативам в области частных производственных инвестиций, которая действует при Администрации президента республики и включает представителей различных министерств и ведомств. Оперативные мероприятия в рамках государственной политики проводят министерство иностранных дел и министерство развития, промышленности и внешней торговли. Кроме того, стимулирование притока капитала осуществляют власти  штатов.

Проводимая в Бразилии политика либерализации в отношении иностранного капитала была четкой и последовательной. Объединение контрольных функций за инвестиционной деятельностью в рамках одного государственного учреждения- Центрального банка - способствовало снижению бюрократических издержек, упростило процессы регистрации, позволило провести своевременную адаптацию законодательной базы.
Бразилии удавалось сохранять инвестиционную привлекательность даже в условиях кризиса 1999 г., а 2000 год стал рекордным по притоку прямых иностранных инвестиций средств из-за рубежа; его показатели были превышены  только в 2007-2008 годах.


В третьей главе анализируются место и роль крупнейших транснациональных компаний в экономике региона,  рассматривается конкретное содержание их инвестиционной политики в  1990-2000-х годах.  Вскрываются причины усиления позиций ТНК, показывается их влияние на корпоративную структуру региона, дается характеристика отраслевой структуры инвестиций.  Прослеживаются  основные тенденции в деятельности зарубежных компаний в банковской  сфере в контексте открытия ссудного рынка как составной части  экономической стратегии латиноамериканских государств.

Транснациональные корпорации и транснациональные банки (ТНБ) стали непосредственными проводниками, механизмами реализации того явления, которое стало отличительной чертой современного мирового развития - процесса глобализации.  Ее влияние захватило и Латинскую Америку, когда при переходе к неолиберальной модели и либерализации экономики открылся путь для активного воздействия на нее со стороны международного капитала. В 1990-е годы проходило широкомасштабное вовлечение региона в систему производства ТНК, изменившее расстановку сил в основных хозяйственных субъектах; существенные  изменения произошли и в предпринимательской структуре многих латиноамериканских стран.

Эффективность деятельности ТНК в глобальном плане значительно повышалась за счет интеграции в иные производственные системы и в результате доступа на новые внутринациональные и региональные рынки. Иностранные ТНК принесли в экономику Латинской Америки новые организационные модели производства,  усовершенствовали  системы делового администрирования, способствовали развитию инфраструктуры.
В период 2000-2005 гг. влияние ТНК в экономике многих латиноамериканских стран заметно снижалось; одной из причин этого процесса стали изменения  на мировом рынке сырьевых товаров, производство и торговля которыми остается в руках государственных компаний почти везде в мире.

В отдельном разделе автор прослеживает  ряд тенденций в развитии банковского сектора Латинской Америки. Он отмечает, что допуск зарубежного капитала в кредитную сферу приобрел характер долгосрочной политики, при этом менялись внутренние нормы и правила банковской деятельности. За счет привлечения иностранных финансов условия работы латиноамериканских коммерческих банков приближались к международным стандартам, повышалась эффективность систем банковского надзора, усиливались функции банковской инспекции.

Практически во всех странах региона реформы в банковском деле проходили в два этапа. На первом (1988-1995 гг.) предпринимались попытки повысить конкурентоспособность данной сферы за счет либерализации и сокращения государственного вмешательства. Реформы второго этапа (начавшегося в середине 1990-х)  были призваны создать институциональную и регулятивную основу для дальнейшего развития банковской отрасли.  В рамках нового законодательства большое значение уделялось вопросам поддержания баланса между размером капитала банков и рисковостью их активов, вопросам формирования кредитного портфеля на основе структуры этих рисков, повышения прозрачности деятельности и достоверности информации, предоставляемой банками органам надзора.

С точки зрения развития корпоративной стратегии наибольший интерес представляют банки «первой тройки» - Santander, BBVA и Citibank, на долю которых в начале 2000-х годов приходилось около 64% активов всех зарубежных ТНБ в Латинской Америке (4). Параллельно с традиционными направлениями эти банки активно развивали и сектор корпоративного обслуживания, постепенно увеличивая количество и качество предлагаемых услуг: инвестиционный консалтинг, финансовое планирование, брокерские услуги на фондовом и фьючерсном рынках, консультирование и анализ на рынке ценных бумаг.

Латиноамериканский опыт однако свидетельствует о том, что форсирование процесса либерализации в финансовой сфере может привести к целому ряду негативных последствий, например, вытеснение резидентов с рынка финансовых услуг, открытие дополнительных и фактически легальных каналов оттока средств за границу, усиление  долларизации национальных экономик. Транснациональный банковский капитал оказывает мощное давление на местные кредитные институты, затрудняя их развитие и монополизируя наиболее прибыльные сегменты банковского бизнеса.


В четвертой главе инвестиционная деятельность в странах Латинской Америки рассмотрена с точки зрения внешнеэкономической стратегии крупнейших инвесторов в регионе – США и Европейского Союза.
Усиление позиций на зарубежных рынках, расширение экспорта и увеличение объемов инвестиций – (основные направления) внешней составляющей финансово-экономической  политики США. За счет этого растут прибыли американских ТНК,  происходит увеличение бюджета и рост ВВП, идет создание новых рабочих мест. На достижение этих целей направлены усилия как частных американских компаний, так и мощного административно-бюрократического аппарата страны.

Процессы глобализации и структурные реформы в латиноамериканских странах обусловили изменение роли региона в стратегии американских компаний и США в целом. Начиная с 1990-х годов государства Латинской Америки  удерживали первое место среди развивающихся стран по притоку прямых иностранных инвестиций из США. По данным на конец 2007 г. доля региона в накопленных прямых американских инвестициях в развивающихся странах составляла 49,6 (5).
В условиях технологического, финансового и управленческого превосходства североамериканских корпораций закономерно стремление США создать в регионе максимально открытую систему, которая ограничивала бы более активное вмешательство латиноамериканских государств в экономику договорными отношениями для защиты их национального капитала. Инструментом упрочения позиций североамериканского капитала в Латинской Америке  должен был стать проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли – АЛКА (этот проект, как известно, заблокирован по инициативе ведущих латиноамериканских государств).  
Регулирование внешнеэкономической деятельности в США осуществляется разветвленным аппаратом, включающим в себя порядка двадцати федеральных ведомств, которые занимаются не только разрабатывают не только государственную политику на данном направлении, но и оказывают содействие частным компаниям в их деятельности на зарубежных рынках. Помимо государственных министерств и ведомств в этом процессе активное участие принимает большое число частных и общественных организаций, которые представляют интересы различных групп предпринимателей

При  анализе инвестиционной политики Европейского Союза в Латинской Америки рассматриваются особенности экономического взаимодействия ЕС и стран региона в 1980-1990-е годы. С экономической точки зрения явление, получившее название "возвращение Европы в Латинскую Америку" (середина 1980-х годов), было обусловлено такими факторами, как стремление завоевать рынки сбыта для своих готовых изделий, использовать огромные запасы сырьевых ресурсов и сравнительно дешевую рабочую силу, в определенной мере  – переместить в регион устаревшие, экологически неблагоприятные производства.

В работе показано, что в укреплении сотрудничества со странами Западной Европы были заинтересованы и сами латиноамериканские государства, стремившиеся ограничить свою зависимость от США путем диверсификации внешнеэкономических связей. Приток европейского капитала также рассматривался как необходимое условие для модернизации технологической базы, получения дополнительных финансовых ресурсов, строительства ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов, для решения проблем безработицы.

Доля Латинской Америки в прямых инвестициях Европейского Союза на протяжении всего докризисного периода имела устойчивую тенденцию к повышению. Пик притока прямых иностранных инвестиций из ЕС в страны региона пришелся на 2000 год. По данным на 2006 г., в десятке крупнейших нефинансовых компаний в Латинской Америке семь принадлежали европейцам, и только три – США (6).

Кризисные явления конца XX–начала XXI века в значительной степени затормозили темпы взаимодействия между Европейским Союзом и Латинской Америкой. В текущем десятилетии переговоры по созданию межрегиональной ассоциации перешли на новый этап. В основу переговорного процесса положен принцип свободной торговли, который должен устанавливаться договорными отношениями как с отдельными странами региона (Мексика, Чили), так и различными интеграционными структурами  (Меркосур, АСН, ЦАОР и др.).


Основываясь на результатах  проведенного исследования, в заключении автор делает следующие выводы.

1). Необходимость структурных преобразований 90-х годов ХХ века была вызвана тяжелым экономическим положением латиноамериканских стран, в котором они оказались в результате последствий т.н. потерянного десятилетия. Централизованная структура промышленности с высокой долей государственного сектора оказалась не в состоянии обеспечить достаточную производственную адаптивность и мобильность ресурсов. Альтернативным путем развития представлялась «рыночно открытая модель роста», включавшая, в том числе, снятие ограничений на движение транснационального капитала, который рассматривался в качестве одного из факторов, способных помочь региону  преодолеть кризисные явления и затем – обеспечить модернизацию экономики.

2). Отказ от государственного управления экономикой и ориентации преимущественно на национальный рынок (характерные для Латинской Америки 1950-80-х годов) открыл широкие возможности для привлечения инвестиций из-за рубежа. Их рост в 1990-е годы был  обусловлен  рядом обстоятельств, в частности: реализацией латиноамериканскими правительствами экономических реформ  на принципах неолиберализма, либерализацией инвестиционных режимов, проведением широкомасштабных программ приватизации государственной собственности, относительной стабилизацией общеэкономического положения в регионе, восстановлением его платежеспособности, возобновлением экономического роста. Были устранены многочисленные нормы, ограничивавшие деятельность иностранного капитала, снижены или полностью ликвидированы тарифные и нетарифные барьеры, отменен валютный контроль, иностранные компании получили права, равные с национальными юридическими лицами. Меры по регулированию деятельности иностранного капитала стали одной из важнейших составных частей латиноамериканских неолиберальных реформ.

3). По мнению автора, именно с начала 1990-х годов происходит становление новой системы работы с иностранным капиталом, более эффективных принципов и механизмов организационного и информационного обеспечения его деятельности. Создавались специальные органы по стимулированию  и последующему контролю за  притоком зарубежных инвестиций. Комиссии и комитеты с участием представителей заинтересованных ведомств имели  своими задачами, с одной стороны,  максимально  снижать бюрократические издержки и создавать эффективный административный ресурс для иностранных компаний, а с другой, обеспечивать соблюдение национальных интересов (развитие приоритетных отраслей, решение региональных и социальных вопросов и др.). На более поздних мероприятия по  привлечению зарубежного капитала все в большей степени стали увязываться с национальными планами социально-экономического развития.

4). Отход от импортозамещающей модели существенно изменил предпринимательскую структуру латиноамериканского региона. Следствием активной интеграции в мировую экономику стало заметное укрепление в нем экономических позиций международного капитала, что проявилось в быстром росте прямых иностранных инвестиций, расширении круга инвесторов, участии зарубежного капитала в новых отраслях. Увеличение притока прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку в 1990-е годы стало результатом как политики самих латиноамериканских стран, заинтересованных в привлечении ресурсов транснациональных компаний для решения проблем платежного баланса и бюджетного дефицита, так и усиления международной активности самих ТНК, их растущего присутствия на формирующихся рынках. Среди крупнейших компаний региона в период с 1990 по 2000 г. значительно выросло число иностранных филиалов, резко увеличилась их доля в совокупном объеме продаж и  особенно в экспорте. Наиболее значительные изменения наблюдались в обрабатывающей промышленности: почти 2/3 продаж приходилось на иностранные компании. В сфере добывающей промышленности лидерство осталось за национальными компаниями. 

5). В условиях ускорения объективных процессов глобализации финансовая составляющая экономической стратегии латиноамериканских государства начала приобретать ключевое значение. Доминирующее положение, которое заняли транснациональные банки в экономике большинства стран Латинской Америки, стало результатом сочетания как внешних, так и внутренних факторов. Среди последних основным является кризис банковской системы и последующие за ним процессы реструктуризации и институциональные реформы, создавшие благоприятный климат для прихода зарубежных игроков. С другой стороны, высокий уровень конкуренции в банковской сфере в международных масштабах заставлял крупнейшие банки постоянно расширять клиентскую базу и географию присутствия, в том числе и в Латинской Америке.

6). Анализ практики США по организационному обеспечению деятельности как государственных органов, так и частных структур в Латинской Америке, позволяет сделать вывод об ее достаточной эффективности. В основе американской системы лежит тесное переплетение интересов государства и частного капитала, которые действуют не как оппоненты, а как единый механизм, обеспечивающий максимальную эффективность в осуществлении поставленных задач. Для американской политики в латиноамериканском регионе характерны гибкость в работе государственных ведомств, многоуровневая система принятия решений, включающая участие и негосударственных (так называемых, консультационных) структур, активная поддержка национального частного капитала, высокий уровень информационного и экспертно-аналитического обеспечения для принятия тех или иных решений.

7). За 1990-е годы Евросоюз стал одним из важнейших альтернативных партнеров Латинской Америки, в том числе по линии «содействия развитию». Значительные успехи европейского капитала и, особенно, испанского (который кардинально усиливает свои позиции в кредитно-банковской сфере, телекоммуникациях, энергетике и других отраслях хозяйства),  стали результатом совместных усилий государства и частного капитала  Созданная в рамках ЕС система защиты и содействия предпринимательству, стимулирования внешнеэкономической деятельности европейских фирм оказалась на латиноамериканском направлении достаточно эффективной.
     
Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора (общим объемом 3,3 п.л.): 
1). Климов С.В. Европейский капитал на рынках Латинской Америки // Латинская Америка, 2005, № 10 (0,9 п. л.)
2). Климов С.В. Инвестиции крупнейших транснациональных компаний в странах Латинской Америки //Иберо-американский мир глазами молодых ученых. Научная конференция молодых латиноамериканистов. Москва, 13-14 июня 2006 г. // М.: ИЛА РАН, 2006 (0,9 п.л.)
3). Климов С.В. Модернизация сектора банковских услуг и новая стратегия ТНБ // Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития . Сборник докладов научной конференции. М.: ИЛА РАН, 2007 (0,8 п.л.)
4). Климов С.В. Организационные аспекты инвестиционного режима и особенности притока иностранного капитала в Бразилию // Латинская Америка, 2009, № 2. (0,8 п. л., в печати).


ПРИМЕЧАНИЯ

1. CEPAL. Balance preliminar de las economias de Am?rica Latina y el Caribe, 2005. -Santiago de Chile, diciembre de 2005, p. 9-10.
2. CEPAL. Balance preliminar de las econom?as de Am?rica Latina y el Caribe, 2008. - Santiago de Chile, diciembre de 2008, p.88.
3. CEPAL. Balance preliminar…, 2008, оp. cit, p.4.
4. CEPAL. Foreign investment in Latin America and the Caribbean,- Santiago de Chile, 2001, p. 143.
5. Survey of current business.-Washington, december  2008, p. D-86.
6. CEPAL. Foreign investment in Latin America and the Caribbean.2007.

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005