ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПАНОРАМА
МАРТ 2009 года
- Реорганизация правительства на Кубе
- Визиты гондурасского и доминиканского президентов на Кубу
- Президентские выборы в Сальвадоре
- Поездка вице-президента США Дж.Байдена в Центральную Америку
- Саммит «прогрессистских» правительств в Чили
- Первые дипломатические шаги администрация США Б.Обамы на латиноамериканском направлении
Реорганизация правительства на Кубе
2 марта 2009 года произошла наиболее радикальная за последние десятилетия реорганизация кубинского правительства, в результате которой объединены два министерства и отправлен в отставку практически весь состав кабинета министров. Официальная версия происшедших изменений была крайне сдержанной и ограничилась объяснением необходимости сделать кабинет более компактным, эффективным и функциональным.
Кубинские власти ранее заявляли о возможности реорганизации правительства, однако никто из зарубежных экспертов не предполагал таких радикальных изменений. Недостаток информации из кубинских источников вызвал появление многочисленных комментариев в зарубежных средствах массовой информации.
Самой неожиданной для экспертов оказалась отставка заместителя председателя и исполнительного секретаря Совета министров К.Лахе Давилы и министра иностранных дел Ф.Переса Роке, в меньшей степени – министра экономики Х.Л.Родригеса. К.Лахе и Х.Л.Родригес были основными проводниками умеренных экономических реформ (легализации доллара, принятия закона об иностранных инвестициях, ослабления бюрократии, разрешения мелкой частной инициативы и крестьянских рынков) в т.н. «особый период в мирное время». Многие из этих реформ были свернуты уже во второй половине 1990-х годов, однако способствовали оживлению экономики и позволили Кубе выжить после распада социалистический системы, дезинтеграции СССР и полного прекращения зарубежной помощи.
Ф.Перес, бывший личный секретарь и выдвиженец Ф.Кастро, считавшийся одним из наиболее преданных его последователей, нередко обвинялся в излишнем фундаментализме и рассматривался, наряду с К.Лахе, в качестве одного из наиболее вероятных будущих кандидатов на пост главы государства. На посту министра иностранных дел (1999-2009 гг.) ему в значительной мере удалось расширить и диверсифицировать международные отношения Кубы, перестроить ее непростые отношения с Европейским союзом, активизировать связи с государствами Латинской Америки, в какой-то мере нейтрализовать антикубинскую кампанию в Комиссии ООН по правам человека и добиться реструктуризации этой международной организации, обеспечить практически единодушное требование Генеральной ассамблеи ООН об отмене экономического эмбарго США. Уже при Р.Кастро Ф.Перес обеспечил успешные визиты на Кубу глав государств и правительств различных стран.
Многие аналитики склонны объяснять реорганизацию кабинета исключительно стремлением Р.Кастро упрочить свою власть и назначить на ключевые посты своих ставленников, однако эта точка зрения представляется упрощенной. Очевидно, что все кадровые изменения произошли с ведома Ф.Кастро: уже через несколько дней после реорганизации правительства исторический лидер Кубинской революции обвинил К.Лахе и Ф.Переса в упоении властью, личных амбициях, заставивших играть недостойную роль и создавших иллюзии у врагов Кубы.
Латиноамериканские и европейские политики рассчитывали, что приход к власти Р.Кастро расширит возможности для иностранных капиталовложений, позволит Европе и Латинской Америке проводить в кубинском вопросе автономную от США политику и улучшит ситуацию с правами человека на Кубе. По мнению экспертов, пессимистически оценивающих кадровые изменения, практическая реализация этих задач отныне ставится под сомнение. Без пересмотра концепции собственности и развития внутреннего рынка сравнительные преимущества для иностранных капиталовложений на Кубе сводятся к минимуму. При потенциальном улучшении кубинско-американских отношений и смягчении политики США по отношению к леворадикальным правительствам региона их альянс с Кубой «для противостояния империи» теряет свою остроту, а смещение самых преданных сторонников кубинского режима при полном отсутствии гласности ставит под вопрос возможность его либерализации.
Многие аналитики не драматизируют ситуацию и в первую очередь видят в кадровых изменениях положительные аспекты. Несмотря на жесткую критику, к отправленным в отставку деятелям не предпринято никаких санкций. В условиях сложной экономической ситуации (острая нехватка продовольствия, разрушения в результате стихийных бедствий, вывод из оборота половины сельхозугодий, сокращение запасов никеля) и негативных последствий мирового экономического кризиса новая и более однородная команда может найти свои рецепты для оздоровления экономики, сохранить преемственность и одновременно обеспечить давно назревшие перемены. Большинство новых министров – это партийные и военные кадры, составляющие опору Р.Кастро. Кадровый состав постепенно пополняется сравнительно молодыми выходцами из провинций, имеющими достаточный политический и административный опыт. В условиях Кубы Министерство обороны является важным экономическим субъектом, в его руках находится более 800 предприятий, в целом доказавших свою эффективность. Кадровые изменения отражают и необходимость проведения более многовекторной и сбалансированной политики, готовность Кубы к равноправному и прагматичному диалогу с Соединенными Штатами. В этих условиях более приемлемым и гибким может оказаться и новый министр иностранных дел Б.Родригес Паррилья, профессиональный дипломат, бывший представитель Кубы в ООН, проработавший в Соединенных Штатах более 10 лет и хорошо знающий специфику этой страны.
З.В.Ивановский
Визиты гондурасского и доминиканского президентов на Кубу
2 марта 2009 года в Гавану прибыли президенты Доминиканской Республики Л.Фернандес и Гондураса М.Селайя. Последний визит М.Селайя на остров был в октябре 2007 года для подписания пограничных соглашений о создании морской экономической зоны; Л. Фернандеса – в декабре 2007 года на саммит стран Petrocaribe (ряд карибских и центральноамериканских государств, подписавших соглашение о сотрудничестве с Венесуэлой в области обеспечения нефтью и нефтепродуктами). Обе страны разорвали отношения с Кубой в 1961 году и восстановили в 1998 году. Восстановление дипотношений между Кубой и Доминиканской Республикой было осуществлено во время первого президентского срока Л. Фернандеса (1996 – 2000 гг.)
Оба главы государств помимо официальных мероприятий приняли участие в XI Международной встрече экономистов по проблемам глобализации и развития. М. Селайя выступил с докладом о необходимости пересмотра глобализации, заявил о солидарности с Кубой и о необходимости снятия экономического эмбарго США.
В 2007 году товарооборот между Кубой и Гондурасом составил 17,8 млн долларов, их них 12,8 млн приходилось на кубинский экспорт. На протяжении десяти лет 365 кубинских врачей и 100 учителей участвуют в гондурасских социальных проектах. В настоящее время 850 студентов этой страны проходят курс обучения на Кубе (из них 755 по медицинским специальностям). В ходе визита было подписано соглашение о стимулировании двусторонней торговли в результате взаимного снижения таможенных тарифов.
Довольно тесные экономические и политические связи двух стран с Кубой в значительной мере объясняются интеграционными процессами: с августа 2008 года Гондурас входит в Боливарианскую инициативу для Америки (ALBA), а Доминиканская Республика – в альянс Petrocaribe.
А.Н.Пятаков
Президентские выборы в Сальвадоре
Впервые после окончания в 1992 году гражданской войны в Сальвадоре, унесшей около 75 тыс. человеческих жизней, к власти в стране смогла прийти левая оппозиция. Уже в первом туре голосования победил кандидат Фронта национального освобождения им. Ф.Марти (FMLN) М.Фунес, получивший 51,2% голосов избирателей. Р.Авила, его соперник от правоцентристского Республиканского националистического союза (ARENA), бессменно находившегося у власти после подписания мирного соглашения, безоговорочно признал свое поражение. Хотя FMLN скорее принадлежит к леворадикальному, чем к левоцентристскому спектру, сам М.Фунес занимает более умеренные позиции. В одном из первых заявлений он выразил готовность выступать от имени всех сальвадорцев и тесно сотрудничать с оппозицией. Нового президента привлекает бразильская модель модернизации. Сальвадорское правительство готово к более тесному сотрудничеству с администрацией Б.Обамы по таким важным вопросам, как миграция, борьба с преступностью и наркотрафиком.
Большинство экспертов склонны относить М.Фунеса к умеренным левоцентристским политикам. Как отмечает А.Оппенгеймер, обозреватель издающейся в США газеты “Miami Herald”, существует целый ряд факторов, препятствующих радикализации политики Сальвадора по образцу Венесуэлы, Эквадора или Боливии. Сальвадор, использующий в качестве национальной валюты доллар США, зависит от торговли, инвестиций и денежных переводов из Соединенных Штатов в гораздо большей степени, чем от латиноамериканских соседей. Новый президент вынужден работать с оппозиционно настроенным конгрессом, который будет блокировать попытки его партии внести поправки в конституцию. В условиях экономического кризиса ему придется избегать конфронтации с деловыми кругами, которая способна привести к массовому оттоку капитала, и он вряд ли может рассчитывать на помощь Венесуэлы. Бывший лидер сальвадорских партизан Х.Вильялобос и бывший посол Венесуэлы в ООН Д.Арриа, известный критическим отношением к политике У.Чавеса, также считают, что Фунес не позволит FMLN управлять собой.
Основные проблемы нового президента Сальвадора связаны с преодолением последствий глобального экономического кризиса. Почти два с половиной миллиона граждан Сальвадора (при населении около восьми миллионов) работают в США, и сокращение их денежных переводов может нанести существенный урон экономике страны.
А.Л.Чернышев
Поездка вице-президента США Дж.Байдена в Центральную Америку
30 марта 2009 года вице-президент США Дж.Байден посетил столицу Коста-Рики Сан-Хосе, где встретился с главами государств Коста-Рики, Гватемалы, Сальвадора и Панамы, представителями Гондураса и Никарагуа и премьер-министром Белиза. Это первый после вступления в должность Б.Обамы официальный визит такого уровня в Центральную Америку.
Среди основных вопросов, затронутых в ходе переговоров, значились иммиграция и экономический кризис. В 2008 году число депортированных из США граждан Центральной Америки достигло 80 тыс. человек, что в условиях экономического кризиса негативно отражается на экономике субрегиона, поскольку денежные переводы из США – крупнейший источник доходов для Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа. По данным Межамериканского банка развития, за последние три месяца 2008 года сумма указанных переводов уменьшилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Еще одной темой, затронутой в ходе переговоров, стала борьба с наркотрафиком. По словам Байдена, финансовая помощь США Центральной Америке в рамках Плана Мерида достигнет в 2009 году 100 млн долларов по сравнению с 65 млн в 2008 году. Администрация Обамы намерена уделять больше внимания субрегиону и стремится к новым отношениям с Центральной Америкой, основанным на взаимном уважении.
Дж.Байден посетил Коста-Рику в преддверии Саммита Америк в Тринидаде и Тобаго (17 – 19 апреля 2009 года), на котором должен присутствовать президент США Б.Обама. По мнению Байдена, будущий саммит станет «важным шагом на пути к построению новых отношений и партнерства со странами и народами полушария».
Недавно избранный президент Сальвадора М.Фунес также выразил надежду на укрепление стратегических связей его страны с США и заверил, что, несмотря на тесные связи его партии с У.Чавесом, в своей внешней политике Сальвадор не будет придерживаться курса Венесуэлы.
А.Л.Чернышев
Саммит «прогрессистских» правительств в Чили
27-29 марта в Винья-дель-Мар (Чили) состоялся Саммит «прогрессистских» правительств. Это новое течение в мировой политике, стартовавшее в конце 1990-х годов, которое апеллирует к гуманистическим ценностям и демократическим нормам, отдает приоритет принципам политики как «искусства возможного».
В этой встрече в верхах приняли участие премьер-министр Великобритании, вице-президент США, председатель правительства Испании, премьер-министр Норвегии, президенты Аргентины, Бразилии, Чили и Уругвая.
Ключевыми вопросами, обсуждавшимися на высшем уровне, стали международный финансовый кризис и климатические изменения на планете.
Дж.Байден на совместной с М.Бачелет пресс-конференции заявил об окончании эпохи, когда Соединенные Штаты в одностороннем порядке диктовали свои условия. Отныне США готовы к тесному сотрудничеству со своими соседями в Западном полушарии и осознают свою ответственность за происхождение и урегулирование экономического кризиса, хотя и не дают готовых рецептов по его преодолению.
Премьер-министр Великобритании Г.Браун отметил, что в связи с экономическим кризисом на повестке дня стоят борьба с торговым протекционизмом и реформирование мировой финансовой системы. Все страны должны предпринять необходимые меры по преодолению протекционизма во всех его проявлениях для успешного развития международной торговли. Г.Браун подчеркнул также необходимость содействия реформированию международной финансовой системы и усилению контроля над мировой финансовой деятельностью, назвав это ключевым моментом в содействии экономическому развитию во всем мире.
Президенты стран Латинской Америки рассматривают в качестве основного приоритета усиление социальной защиты населения в условиях экономического кризиса.
М.Паласио
Первые дипломатические шаги администрация США Б.Обамы на латиноамериканском направлении
В марте 2009 года состоялся первый обмен визитами между США и двумя странами региона – Бразилией и Мексикой. Эти контакты во многом могут определить внешнюю политику Соединенных Штатов в отношении Латинской Америки в целом. По крайней мере, вполне конкретно обозначены приоритеты и основные векторы внешней политики США.
14 марта Б. Обама провел переговоры в Белом доме с президентом Бразилии Л.И. Лулой да Силвой. Ранее, 18 января, за два дня до инаугурации, Б.Обама встречался с мексиканским руководителем Ф. Кальдероном.
В первом случае главными темами переговоров стали мировой экономический кризис и торговые взаимоотношения между США и Бразилией. Бразильский президент предложил свою формулу объединения этих проблем – по его мнению, для восстановления доверия к финансовой системе необходимо облегчить торговый обмен между странами. Поскольку Бразилия – крупнейшее государство региона и важнейший торговый партнер США (в 2008 году товарооборот между ними составил 54 млрд долларов, из них 28 млрд приходится на экспорт Бразилии в США), от успеха двустороннего сотрудничества во многом зависит, как скоро оба партнера преодолеют последствия мирового экономического кризиса.
Второй проблемой, обсуждавшейся во время переговоров, стали отношения между США и Латинской Америкой. На этой встрече президент Бразилии по сути дела представлял интересы всего региона. Л.И.Лула да Силва высказался за нормализацию отношений США с Кубой, Венесуэлой, Боливией и другими леворадикальными режимами.
США возлагают большие надежды на южноамериканского гиганта как энергетического партнера. Б. Обама заявил, что Бразилия может стать важнейшим партнером в развитии альтернативных источников энергии. Эта стратегия стала основой энергетической политики страны при новой администрации. (Бразилия является мировым лидером по производству биоэтанола, в то время как спрос на данный вид биотоплива в США неуклонно растет).
Состоялся визит госсекретаря США Х.Клинтон в Мексику, где она встретилась с Ф.Кальдероном и министром иностранных дел П.Эспиносой. Главной темой переговоров стало сотрудничество в борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком. Выступая перед студентами Университета Монтеррея, Клинтон высказалась в поддержку открытой и свободной торговли как основного инструмента борьбы с экономическим кризисом. Это заявление имеет непосредственную цель – сохранить принцип свободной торговли в рамках NAFTA (интеграционного объединения в составе Канады, США и Мексики). Тема пересмотра Договора о свободной торговле, на чем настаивают некоторые влиятельные круги как в США, так и в Мексике, на переговорах не фигурировала.
А.Н.Пятаков