ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПАНОРАМА
АПРЕЛЬ 2009 года
- Венесуэла: конфронтация с оппозицией
- Всеобщие выборы в Эквадоре: Р.Корреа подтверждает свои полномочия
- Россия-Чили: потенциал делового партнерства
- VII Cаммит Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA)
- Саммит Америк
Венесуэла: конфронтация с оппозицией
В начале апреля 2009 г. в Венесуэле произошли события, которые при определенных условиях могут стать катализатором внутриполитического кризиса в стране.
1 апреля по обвинению в хищении средств Вооруженных сил был арестован бывший министр обороны Р. И. Бадуэль. Он возглавлял оборонное ведомство в период с 2006 г., когда ему было присвоено высшее воинское звание генерал-аншефа, по июль 2007 года. Арест произведен по распоряжению военной прокуратуры. Бадуэлю вменяется в вину незаконное обогащение на сумму более 5 млн долларов. Генерал стоял у истоков Боливарианского движения-200 (в 1982 г. он был одним из четырех организаторов этого нового политического течения) и принимал активное участие в неудавшейся попытке государственного переворота 1992 года. Бадуэль пользовался полным доверием со стороны У. Чавеса и в апреле 2002 г. руководил операцией по возвращению его к власти. Будучи командиром корпуса десантников, он не признал самопровозглашенное правительство и направил спецподразделения для освобождения из плена конституционного президента республики.
В 2007 г. Бадуэль перешел на сторону оппозиции и резко выступил против проведения конституционной реформы, позволяющей Чавесу переизбираться неограниченное число раз, называя ее государственным переворотом.
С одной стороны, арест высокопоставленного военного связан с опасением властей, что влиятельный генерал может стать основным лидером оппозиции. С другой стороны, действия правительства могут принести дополнительные политические очки Бадуэлю. По мнению венесуэльского аналитика А. Мартина, Бадуэль пользуется авторитетом среди «старой гвардии» военных, сформировавшейся в самом начале боливарианского революционного движения. Таким образом, для правительства У. Чавеса, в социальной базе которого военные играют далеко не последнюю роль, Бадуэль был своеобразной «миной замедленного действия». От реакции военных кругов на арест бывшего генерала во многом будет зависеть развитие внутриполитических сценариев. Примечательно, что сразу после его ареста мэр Каракаса А.Ледесма призвал военных не подчиняться приказам президента, однако большого резонанса его призыв не получил.
Другим важнейшим событием апреля стала подготовка судебного процесса над лидером ведущей оппозиционной партии «Новое время» М. Росалесом, который в течение восьми лет был губернатором основного нефтедобывающего штата Сулия, а в ноябре минувшего года был избран мэром его административного центра – г. Маракайбо. Против Росалеса (единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2006 г.) в декабре 2008 г. было выдвинуто обвинение в незаконном обогащении в период пребывания на посту мэра (2000- 2004). 3 апреля было вынесено решение о временном освобождении Росалеса от занимаемой должности на ближайшие 90 дней для подготовки к предстоящему судебному разбирательству. Судебные слушания по его делу были назначены на 20 апреля, однако уже 6 апреля выяснилось, что Росалес покинул страну. В итоге слушания перенесены на 11 мая.
В результате последних событий оппозиция оказалась обезглавленной, однако политика правительства может вызвать всплеск ее активности: уже в середине апреля М.Росалес выступил в прессе с открытым письмом, в котором призывал общественность к гражданскому неповиновению.
А. Н. Пятаков
Всеобщие выборы в Эквадоре:
Р.Корреа подтверждает свои полномочия
26 апреля 2009 г. в Эквадоре прошли внеочередные всеобщие выборы, назначенные после принятия в сентябре 2008 г. на общенациональном референдуме новой конституции страны. Помимо президента и вице-президента в стране выбирали членов Национальной ассамблеи (парламента), 46 префектов и их заместителей, 221 мэра и 1581 членов местных органов власти.
По эквадорскому законодательству для победы на президентских выборах необходимо получить абсолютное большинство голосов либо разрыв между двумя основными претендентами должен быть не менее 10%. На пост главы государства претендовали восемь кандидатов. По данным Центральной избирательной комиссии (CNE), за действующего главу государства Р.Корреа проголосовали 51,99% избирателей. Основной его соперник – бывший президент Л.Гутьеррес (2003–2005), придерживающийся левых взглядов и использующий популистскую риторику, получил 28,24%, кандидат от консервативной Институционной обновленной партии Национальное действие (Partido Rеnovador Institucional Acción Nacional, PRIAN), «банановый» магнат и миллионер А.Нобоа – 11,41%, дочь бывшего президента М.Рольдос Букарам – 4,33% голосов (электорат остальных кандидатов минимален). Впервые за последние 30 лет основному кандидату удалось победить уже в первом туре голосования.
По Конституции 2008 г. глава государства избирается на четыре года с правом непосредственного переизбрания на второй срок. Таким образом, Корреа имеет возможность выдвинуть свою кандидатуру в 2013 г. и в случае победы сохранить за собой президентское кресло до 2017 года.
Как и в большинстве стран региона, участие в выборах в Эквадоре обязательно для граждан от 18 до 65 лет. Новое законодательство существенно расширило электорат: впервые факультативное право голоса получили молодежь от 16 до 18 лет, военнослужащие и полицейские (в большинстве латиноамериканских стран они лишены этого права), эквадорские граждане, пребывающие за пределами страны, инвалиды, лица, находящиеся в предварительном заключении до вынесения приговора. Правом голоса обладают и иностранцы, легально проживающие в Эквадоре не менее пяти лет. В результате электорат увеличился примерно на 700 тыс. и составил 10,5 млн человек.
После обнародования предварительных итогов президентских выборов Р.Корреа сделал ряд важных заявлений относительно будущей политики страны. В сфере внешней политики приоритет будет отдан латиноамериканским странам, в первую очередь, блоку Боливарианская альтернатива для Америк (ALBA) *. Предполагается также укреплять связи с Китаем, Ираном и Россией. Внутренняя политика направлена на продолжение начатых два года назад социальных преобразований, получивших название «гражданской революции».
Самым крупным достижением оппозиции стала ожидаемая победа Д.Небота, кандидата от консервативной Социал-христианской партии, в борьбе за пост мэра Гуаякиля – основного экономического центра страны.
По итогам парламентских выборов правящий Альянс ПАИС (Patria Activa y Soberana – Alianza PAIS) получил относительное большинство в 45,85%, Партия Патриотическое общество (Partido Sociedad Patriótica) Л. Гутьерреса – 14,9%, Социал-христианская партия – 13,6%, PRIAN – 5,8%, Народно-демократическое движение (Movimiento Popular Democratico, MPD), придерживающееся марксистско-ленинской идеологии – 4,05%, Альянс объединенных левых сил (Alianza Izquiеrda Unida) – 1,9%. В спорных случаях оппозиционные партии могут подать заявку на пересчет голосов, однако существенных изменений ожидать не приходится. Поскольку состав однопалатной Национальной ассамблеи формируется по крайне сложной системе (15 из 120 депутатов избираются по единому общенациональному округу по партийным спискам, по два депутата – от каждой провинции и по одному – от каждых 200 тыс. граждан или фракции, превышающей 150 тыс. жителей), окончательно не ясно, сможет ли правящая коалиция составить абсолютное большинство в парламенте. В любом случае, политическая жизнь Эквадора в ближайший период вряд ли будет спокойной.
Примечания: * В ALBA входят Куба, Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Гондурас и Доминика, в мае присоединились Эквадор, Сент-Китс и Невис и Антигуа и Барбуда.
З.В.Ивановский, А.Н.Пятаков
Россия-Чили: потенциал делового партнерства
1 апреля 2009 г. с официальным визитом в Россию прибыла президент Чили М.Бачелет. Чилийский президент стала третьим с начала года латиноамериканским лидером, посетившим нашу страну. Визит начался с Санкт-Петербурга – основного опорного пункта экономического сотрудничества между государствами: в 2008 г. товарооборот между северной столицей и Чили вырос в два раза по сравнению с 2007 г. и достиг 144,9 млн долларов. Поскольку весь объем товарооборота между Россией и Чили составил 400 млн долларов, на Санкт-Петербург приходится около 36% российско-чилийской торговли.
Основным приоритетом сотрудничества является энергетика. Как импортер углеводородов, Чили предлагает создать блоковую систему сотрудничества с разными странами в решении вопросов энергетической безопасности. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с двумя российскими компаниями – «Силовые машины» и «Энергомашэкспорт» о поставках оборудования для строительства пяти гидроэлектростанций.
На своей встрече президенты двух стран не обошли стороной итоги недавно завершившегося в Лондоне саммита Группы 20 (G20). М.Бачелет подчеркнула, что достигнутые результаты – первый шаг к решению глобальных проблем, отметив, что «кризис дает возможность по-новому оценить глобальные финансовые структуры и найти приемлемые решения для развития экономики».
Доля нашего экспорта составляет только 5% российско-чилийского товарооборота. Его основа – прокат черных металлов и минеральные удобрения. Чилийская продукция, поставляемая на российский рынок, намного разнообразнее и состоит из свежих и сушеных фруктов, вина, рыбы (главным образом, лосося). В связи с этим одной из задач нынешнего визита стало стимулирование российских инвестиций в экономику Чили, особенно в химическую промышленность и машиностроение. По мнению М. Бачелет, это можно рассматривать в качестве одного из антикризисных инструментов.
Особый акцент был сделан на потенциал предпринимательских кругов. М. Бачелет призвала российское бизнес-сообщество рассматривать Чили как «входную дверь во всю Латинскую Америку». К диверсификации экономических связей призвал и российский премьер-министр В. В. Путин. Это уже проявилось на практике. По данным чилийской газеты «Меркурио», частные чилийские инвестиции в сельское хозяйство России составили 230 млн долларов.
Основной формой развития экономического взаимодействия для Чили стали двусторонние договоры о свободной торговле, которые рассматривают ВТО в качестве базового инструмента либерализации мировой экономики. В настоящий момент у Чили заключены договоры с различными странами мира, чилийские рынки широко открыты, поскольку практически не существует таможенных пошлин. (Препятствием заключения соответствующего договора с Россией является отсутствие ее членства в ВТО).
В ближайшее время предполагается подписать стратегический договор о партнерских отношениях и заключить межправительственное соглашение об отмене виз для владельцев общегражданских паспортов. Несмотря на то, что в ходе визита много говорилось о необходимости наращивания экономического взаимодействия, конкретных договоренностей в этой области достигнуто не было. В то же время подписаны рамочное Соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры России и Национальным советом по культуре и искусству Республики Чили на 2009-2011 гг. и Соглашение о сотрудничестве между министерствами обороны. Чили заинтересовано в закупке новых модификаций вертолетов М-35 и М-17, портативных ракет «земля-воздух», аналогичных американским «Стрингерам», а также стрелкового оружия для полицейских.
Одним из важных результатов президентского визита стала поддержка России со стороны Чили в вопросе вступления в ВТО.
А.Н.Пятаков
VII Cаммит Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA)
16 – 17 апреля 2009 г. в столице венесуэльского штата Сукре г. Кумана состоялся VII Саммит Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA).
В саммите принимали участие президент Венесуэлы У. Чавес, председатель Госсовета и Совета министров Кубы Р.Кастро, президент Боливии Э.Моралес, президент Никарагуа Д.Ортега, премьер-министр Содружества Доминики Р.Скеррит и президент Гондураса М.Селайя. В качестве наблюдателей присутствовали президент Парагвая Ф.Луго, министр иностранных дел Эквадора Ф.Фалькони, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Р. Гонсалвес.
Для дальнейшей экономической интеграции стран блока принято решение использовать с 1 января 2010 г. новую систему взаиморасчетов на основе сукре (SUCRE – Sistema Unico de Compensación Regional – Единая региональная система взаиморасчетов). Пилотный проект будет запущен в декабре 2009 года. Первоначально предполагается использовать сукре при безналичных расчетах между участниками блока. В перспективе (через 1,5 – 2 года) планируется использовать новую валюту и в наличных расчетах. В данном случае страны ALBA пытаются использовать опыт ЕС по введению единой валюты.
Рамочное соглашение позволяет другим государствам Латинской Америки и Карибского бассейна присоединиться к этому интеграционному проекту, который призван стимулировать региональную торговлю и снизить последствия глобального экономического кризиса для стран ALBA и ослабить их зависимость от доллара.
Зона использования единой валюты будет охватывать страны ALBA и Эквадор, который, собственно, и предложил эту идею для постепенного отказа от доллара во взаиморасчетах и создания механизмов стимулирования товарооборота. Организованный в 2007 г. Банк ALBA будет основным финансовым институтом, обеспечивающим создание и функционирование единой валютной зоны. Единая субрегиональная финансовая структура, по мнению членов ALBA, обеспечит финансовую независимость от доллара и тем самым создаст механизм смягчения экономических потрясений.
Инициатива создания единой валюты – это продуманная мера, которая назрела в условиях глобального кризиса и вполне вписывается в общемировые и региональные тенденции. В Западном полушарии это уже третий проект создания региональной валюты: в рамках МЕРКОСУР предполагалось ввести гаучо, а в странах NAFTA – амеро. В Азии нефтедобывающие страны Аравийского полуострова и Объединенные Арабские Эмираты планируют в 2010 г. введение единой валюты калехи (khaleeji).
Основной пункт политической повестки дня – необходимость выработки общей позиции перед V саммитом Америк. Главы государств заявили, что в Организацию американских государств (ОАГ) должны войти Куба и Пуэрто-Рико.
Р.Кастро посвятил свою речь истории противостояния Кубы и ОАГ, находящейся, по его мнению, под чрезмерным влиянием США. Э.Моралес предложил создать Совет ALBA по правам человека с равноправным участием всех представителей блока.
Во время саммита подало заявление о вступлении в ALBA небольшое островное государство в Карибском море – Сент-Винсент и Гренадины (120 тыс. населения, 389 кв. км).
А.Н.Пятаков
Саммит Америк
С 17 по 19 апреля 2009 г. в столице Тринидада и Тобаго Порт-оф-Спейне прошел очередной саммит Америк. Это уже пятый форум, на котором для обсуждения актуальных проблем собираются главы государств и правительств стран Западного полушария. Предыдущие четыре саммита проходили в 1994, 1998, 2001 и 2005 гг. в Майами, Сантьяго, Квебеке и Мар-дель-Плата. На нынешнем саммите присутствовали главы 34 государств и правительств. Повышенный интерес вызвало участие в его работе нового президента США Б. Обамы.
Еще до начала форума ожидалось, что главы латиноамериканских государств на встрече с Б. Обамой поднимут вопрос о снятии экономического эмбарго с Кубы и восстановлении ее членства в межамериканских структурах. Эта тема была затронута президентом Венесуэлы У.Чавесом. Президент Никарагуа Д. Ортега также выразил солидарность с Гаваной, отказавшись называть форум саммитом Америк из-за отсутствия среди его участников представителей Кубы и Пуэрто-Рико. В ходе переговоров американского президента и лидеров 12 стран, входящих в Союз южноамериканских государств (UNASUR), они единодушно высказались против экономического эмбарго, осуществляемого США по отношению к Кубе, и за ее участие в саммитах Америк.
Позиция Вашингтона по кубинскому вопросу увязывает межгосударственный диалог с освобождением политических заключенных, снижением налогов на денежные переводы из США, гарантиями свободы слова и религии на Кубе. Накануне саммита Америк на встрече руководителей стран-участниц Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA) кубинский лидер Р. Кастро заявил о готовности к диалогу с Б.Обамой по любым вопросам. В свою очередь, генеральный секретарь ОАГ Х. М. Инсульса уже заявил, что предложение по отмене резолюции об исключении Кубы из ОАГ будет внесено на очередной сессии организации в июне 2009 года.
Приезда Б. Обамы ждали с особым интересом, так как он, несомненно, уже внес изменения в стиль отношений между США и латиноамериканскими соседями. (По данным социологического опроса Ибероамериканского барометра управляемости, американский президент лидирует по популярности в 20 странах региона, опережая руководителей Колумбии и Бразилии). На его рейтинге положительно сказались решения о закрытии тюрьмы Гуантанамо и упрощении процедуры поездок американских граждан и денежных переводов на Кубу. Несмотря на некоторые критические замечания в отношении политики США, У. Чавес приветствовал Б. Обаму теплым рукопожатием, подчеркнул, что хочет быть его другом и преподнес ему в качестве подарка книгу известного уругвайского публициста Э.Галеано «Вскрытые вены Латинской Америки».
Повестка саммита включала такие актуальные вопросы, как финансовый кризис, наркотрафик, сотрудничество в сферах энергообеспечения и безопасности. Наряду с региональными обсуждались и национальные проблемы. Мексика, Колумбия и государства Центральной Америки подняли общую для них тему наркотрафика. Колумбийский президент А. Урибе использовал форум для возобновления переговоров о Договоре о свободной торговле с США и обсуждения Плана Колумбия *. Надежду на более тесное сотрудничество с США выразил и президент Бразилии Л.И. Лула да Силва.
Несмотря на демонстративную доброжелательность и заявления о готовности к диалогу и примирению, лидерам стран-участниц форума не удалось согласовать и подписать итоговую декларацию, поскольку члены ALBA на VII внеочередной встрече в г. Кумана (Венесуэла), прошедшей накануне саммита Америк, приняли решение блокировать этот документ.
Тем не менее, следует обратить внимание на примирительные тенденции, наметившиеся между Соединенными Штатами и их основными оппонентами – леворадикальными лидерами. Самым существенным камнем преткновения в отношениях между США и членами ALBA остается кубинский вопрос. Учитывая готовность Вашингтона и Гаваны идти на переговоры, вероятно, Куба сможет принять участие в следующем межамериканском форуме в 2010 году.
Примечания: * Международная программа помощи Колумбии, направленная на решение социальных проблем, борьбу с наркотрафиком и противодействие повстанческому движению. Первоначальный бюджет проекта составлял 7,5 млрд долларов.
А.Л.Чернышев