ВЕРНИСАЖ
Ф.А.Швецов
Мексика как другая Вселенная
С 9 по 25 сентября в новой "Галерее на Солянке" прошла выставка мексиканской фотографии. Вниманию посетителей были предложены фотографии, отражающие несколько этапов истории замечательной страны: часть первая - "Взгляд изнутри" - повествовала о Мехико, каким его увидели признанные художники-фотографы из семьи Касасола: Августин-Виктор, Мигель, Густаво и Исмаэль, а также другие, менее известные фотографы (из фонда Касасолы). В части второй - "Взгляд извне - в глубину веков" - мы увидели мастерски исполненные пейзажи Теотиуакана, каким он открылся для Игнасио Гевары.
На открытии выставки с приветственным словом к собравшимся обратился посол Мексики в России Лусиано Жублан, рассказавший о творчестве талантливых Касасола, а также мастеров данного жанра - Рохелио Куэльяра и Игнасио Гевары. Главной идеей работ, представленных вниманию москвичей, по мнению Л.Жублана, является единство пространства и людей, а город служит связующим фактором.
На фотографиях, размещенных в первых двух залах "Галереи на Солянке", - сцены повседневной жизни мексиканской столицы двух разных периодов: начала и второй половины ХХ в. На пленке зафиксированы ежедневные события, эпизоды городской жизни первых десятилетий XX в., когда после революции 1910 г. фотожурналистика превратилась в один из бесценных источников отражения изменений, происходящих в мексиканском обществе, и современный взгляд на ту же тему фотографа Рохелио Куэльяра. Все эти снимки составляют первую часть выставки под названием "Взгляд изнутри".
Светопись Игнасио Гевары, представленная в первом зале, переносит нас в древний Теотиуакан (что означает "место, где умершие люди превращаются в богов"). Легенда гласит, что именно там собрались боги, чтобы дать рождение солнцу. Два божества принесли себя в жертву, чтобы могли возникнуть дневное и ночное светила. Пирамиды Солнца и Луны, улица "Путь Мертвых", заканчивающаяся "Цитаделью", храм Кетцалькоатля оставили нам жители древнего города как нетленное духовное наследие:
идею времени, проходящую сквозь человеческую жизнь, и осмысленное соединение с природой.
По этим фотографиям можно проследить длительный созерцательный и исследовательский труд мастера над тем, чтобы проникнуть в суть доис-панских построек. Архитектура того времени имела определенный смысл: расположение и ориентация зданий и открытые городские пространства отвечали четкой концепции строения Вселенной и движения звезд. В этом смысле Теотиуакан является наиболее завершенным примером такого строительства. Строения находятся в гармонии с окружающей средой и сливаются с ней.
Теотиуакан - один из наиболее удивительных и древнейших горо- дов - наследие всего человечества. Он принимает ежегодно более 4 млн туристов и пропитывает мистицизмом каждого, кто с ним знакомится. Выставка - не только описание впечатлений путешественника, это также изучение взаимоотношений человека и природы, это приглашение превратиться в жителя Теотиуакана и переместиться во времени.
Особо обращают на себя внимание те фотографии, которыми Гевара начинает и заканчивает серию, посвященную Теотиуакану, - мексиканская агава и ветер.
Гевара позволяет нам понять, что интегрирование общества в свой исторический контекст наполнено мистицизмом и сакральностью. Все человеческое и неизменная сила природы соединяются вместе: архитектура и пейзаж, ночь и день, солнце, луна и звезды как генераторы и постоянные свидетели человеческой деятельности.
Игнасио Гевара родился в Мехико в 1955 г. С юных лет он увлекался фотографией, рано стал работать как фоторепортер для вечерних газет и одновременно поступил на экономический факультет На-ционального Университета. Но понимая, что его истинное призвание - творчество, он пошел учиться в "Эсмеральду" - традиционную школу изящных искусств. Ему интересны мексиканские традиции, древние памятники архитектуры. Работая в журнале "Mexi-co desconocido" ("Неизвестная Мексика"), он ездит по стране, запечатлевая не только старинные сооружения, но и живые народные праздники. В его личном архиве несколько тысяч уникальных снимков.
Покидая пейзажи Теотиуакана, мы перемещаемся в Мехико 20-40-х годов ХХ в., когда страна, постепенно выходя из революционных потрясений, меняется и упорно старается найти путь в современную жизнь. Пульс новой эпохи, ее новые лица приходят к нам через раздел "С чего начиналась современная Мексика" из коллекции фотографий Фонда Касасола, который, без сомнения, является наиболее значительной фотоколлекцией в стране и хранится в настоящее время в Фототеке Национального института антропологии и истории.
Фонд насчитывает около 750 тыс. фотографий А.Касасолы (1874-1938) - одного из первых фотографов, работавшего в Мексике на протяжении пяти десятков лет в журналистике, и создателя фоторепортажного агентства, носившего его имя. Созданный им архив обогатился как произведениями его сыновей и внуков, получивших это предприятие в наследство, так и работами других авторов.
Тематика собрания Фонда Касасола охватывает исторические сюжеты, автор показывает людей различного социального положения, в том числе писателей, музыкантов и поэтов, а также сцены повседневной жизни периода с 1900 по 1975 г. Мехико представляет зрителям новых персонажей, развлечения, социальную борьбу, моду, мы видим труд рабочих, не оставлены без внимания и деятели культуры, такие, как художники Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос, композитор Сильвестре Ревуэльтас.
Третий раздел открывается нам калейдоскопом жизни современного Мехико, представленным работами Рохелио Куэльяра. Автор считает, что "фотографировать означает светом рисовать общественную жизнь и окружающее пространство".
Представленные снимки свидетельствуют о силе национальной самобытности, которая отражается в жизни растущей и постоянно меняющейся столицы. Фотографии ценны не только с эстетической точки зрения, но и как документы эпохи. Они раскрывают характер всего того, что уходит из жизни, и того, что приходит на смену ушедшему.
Работы, представленные в третьем зале, охватывают последние 30 лет. Их содержание отражает и изменения, произошедшие в языке фотографии за этот период: здесь моментальные портреты, персонажи уже не позируют, художник как бы останавливает время в его ежедневной суете. Этот магический эффект, возможно, самое замечательное в последней группе фотографий.
Именно в самой манере снимать неизвестных людей и повседневную жизнь виден длинный творческий путь, который прошел художник. Р.Куэльяр родился в 1950 г., в фотопериодике работает с 17 лет. Он делал портреты таких деятелей культуры и искусства, как Висенте Рохо, Антонио Тапиес, Фил Брагар, Альфредо Сальсе, Руфино Тамайо, Фернандо Ботеро, Габриэль Гарсиа Маркес... Помимо этого он снимает пейзажи и натюрморты, его камера - тонкий, эмоциональный инструмент в руках художника. Она точно фиксирует живую историю страны, народа. Куэльяр заслуженно удостоен как многочисленных национальных, так и международных наград.
Выставка "Мексика - другая Вселенная" показывает пространство, в котором отражается общество. Объектив не упускает ничего, улавливает жесты, движения, четко передает черты лица, создавая тем самым гармонию и образуя человеческую мозаику. Это - событие в художественной жизни Москвы.