Н.М. Яковлева
к.и.н., ст.н.с. Центра политических исследований
Аргентина - Россия: визит президента Аргентинской Республики
К. Фернандес де Киршнер в Москву
2008 год можно назвать пороговым в отношениях нашей страны с латиноамериканским регионом, который в течение длительного времени оставался вне зоны ее внешнеполитических приоритетов.
9-10 декабря 2008 г. состоялся официальный визит президента Аргентинской Республики в Россию. Кристина Фернандес де Киршнер стала первым аргентинским президентом, посетившим Россию в последнее десятилетие. Визит состоялся в момент, когда обе страны находились в поисках новых форм и нового качества партнерства, стремились к выходу из орбиты традиционных связей и рынков на более перспективные торговые и инвестиционные пространства.
9 декабря в Москве состоялась встреча президента Аргентины с председателем правительства РФ В.В. Путиным, 10 декабря – с президентом Д.А. Медведевым. «Отношения России и Аргентины развиваются блестяще, но им необходимо придать определенную динамику», - заявил президент РФ в начале переговоров с президентом Аргентины (1). В 2008 года товарооборот между Россией и Аргентиной составил около $ 2 млрд. «Но это не предел», — подчеркнул Д.А. Медведев. Он выразил надежду, что в будущем товарооборот между двумя странами может увеличиться и в пять, и в десять раз (2).
По итогам переговоров руководителей двух стран было подписано совместное заявление, в котором выражалось удовлетворение развитием двустороннего сотрудничества в различных сферах, была зафиксирована озабоченность последствиями глобального экономического кризиса и подчеркивалась необходимость реформирования мировой валютно-финансовой системы, а также международных финансовых организаций. Кроме того, в документе ставилась задача «углублять российско-аргентинский политический диалог в двустороннем и многостороннем форматах с целью продвижения совместных интересов на международной арене», и были перечислены приоритетные сферы будущего экономического взаимодействия (3). На встрече с президентом Д. А. Медведевым К. Фернандес де Киршнер, верная своей антиамериканской риторике, подвергла критике существующий международный порядок, «когда одно государство или небольшое количество государств решали за других, за все остальные государства». Она приветствовала возвращение России на международную арену в качестве державы, способной нарушить однополярность мира, не давшей, по ее мнению, хороших результатов, и предложила развивать отношения между Россией и Аргентиной, основываясь на новой концепции международных отношений в политике и экономике - «концепции новой формы партнерства» (4).
При работе над важным межгосударственным документом выявилось наличие разногласий по ряду вопросов. Как сообщала аргентинская пресса, российская сторона настаивала на включении пункта о признании рыночного характера экономики России. Аргентина, со своей стороны, рассчитывала на поддержку своей позиции по Мальвинам и взаимную отмену виз для облегчения ведения бизнеса (5). Однако согласовать эти пункты сторонам не удалось. России также не удалось добиться от аргентинской стороны признания ее экономики рыночной, однако по вопросу вступления РФ в ВТО у аргентинской стороны не нашлось возражений, что нашло отражение в принятом совместном заявлении. Россия, в свою очередь, ограничилась обещанием рассмотреть возможность отмены виз, хотя Аргентина рассчитывала на подписание соглашения (6). В отношении англо-аргентинского конфликта была принята более общая, чем на то претендовала аргентинская сторона, формулировка «за скорейшее мирное урегулирование спора о суверенитете, связанного с Мальвинскими островами … в соответствии с мандатом ООН», что подразумевало поддержку позиции Аргентины, но не означало признания ее суверенитета над островами. В редакционной статье газеты «La Nación» выражалось недоумение по поводу самой постановки вопроса аргентинской стороной. По мнению редакции, Россия вряд ли могла извлечь дипломатические дивиденды из своей виртуальной поддержки Аргентины по поводу таких отдаленных от ее территории конфликтов (7).
В целях развития сотрудничества в энергетической сфере был подписан меморандум о взаимопонимании между Минэнерго РФ и Министерством планирования, госинвестиций и услуг Аргентины. Российская нефтяная компания «Лукойл» получила контракт на использование резервуаров для хранения энергоносителей в городе Кампана (провинция Буэнос-Айрес) и поставки нефти и дизельного топлива в течение пяти лет, подписанный с аргентинской стороны компаниями «ENARSA» и «Pobater» (9). «Лукойл» также проявлял интерес к приобретению доли в испанско-аргентинской нефтяной компании «Repsol YPF», из-за чего за переговорами внимательно следили в Испании, однако, по сведениям газеты «Коммерсант», этот вопрос на переговорах специально не поднимался (10). Аргентинская газета «Clarín» сообщила о заинтересованности "Роснефти" в разведке месторождений нефти и природного газа на континентальном шлейфе страны в Атлантическом океане (11), этот вопрос обсуждался на встрече представителей российской компании с министром планирования Хулио де Видо.
Результатом контактов на высшем уровне является расширение сотрудничества в области атомной энергетики (12). Российская корпорация «Росатом» может участвовать в строительстве четвертой атомной электростанции благодаря контракту с Аргентинской национальной комиссией по атомной энергии (13). Министр иностранных дел Х. Тайана отметил заинтересованность «Газпрома» и «Роснефти» в мега-проекте по строительству Аргентинского Северо-Восточного газопровода (14). По мнению газеты «La Nación», взаимодействие с Россией позволит Аргентине уменьшить энергозависимость от Венесуэлы (15), чересчур тесное сотрудничество с которой аргентинских властей давно вызывает нарекания у оппозиции. С российской стороны была выражена заинтересованность и в участии в проектах по модернизации транспортной инфраструктуры Аргентины, в частности в т.н. проекте «Tren Transandino Central» (16). В рамках визита обсуждался вопрос о поставках российских вооружений в Аргентину в продолжение переговоров, проведенных во время визитов в Буэнос-Айрес секретаря СБ РФ Н. Патрушева и директора Федеральной службы по ВТС М. Дмитриева в октябре 2008 года. Была достигнута договоренность о том, что окончательные решения по этой теме будут приняты позже, однако, как отмечала газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в российской оборонной промышленности, «рынок Аргентины всегда был больше ориентирован на компании из США, а потому конкурентная борьба там будет непростой» (17).
Президента Аргентины сопровождала в Россию представительная бизнес-делегация, участвовавшая в семинаре «Возможности торговли, инвестиций и бизнеса между Аргентинской Республикой и Российской Федерацией» и двухдневном раунде коммерческих переговоров с российскими партнерами, в ходе которого было проведено более 400 деловых встреч. Такие раунды проходят уже несколько лет, и нужно отметить весомый вклад в их организацию и развитие деловых двусторонних связей сотрудников Института Латинской Америки РАН (ИЛА-КОНСАЛТИНГ).
Анализируя состоявшийся в рамках визита раунд коммерческих переговоров, аргентинские СМИ поделились инсайдерской информацией о претензиях и проблемах в ведении совместного бизнеса. Российские бизнесмены выразили недовольство политикой ограничений экспорта, проводимой аргентинским правительством. Представители крупного аргентинского бизнеса говорили в кулуарах об отсутствии у правительства «ясной стратегии» и наличии ошибок в отношении агропромышленного комплекса, противостояние с которым нанесло ощутимый ущерб производству и экспорту продовольствия, не говоря уже о репутации правительства и президента. Такая политика, по их мнению, подталкивает развитие отношений России с Бразилией, объем торговли с которой у нее в пять раз больше, чем с Аргентиной. Отмечалось очевидное противоречие в стремлении президента к наращиванию экспорта, в то время как правительство его ограничивало. Особенно остро в России ощущались последствия решений об ограничении экспорта мяса из Аргентины (18).
Визит К. Фернандес де Киршнер был призван нарушить атмосферу недоверия не только в бизнес-среде, но и на правительственном уровне, так как российская сторона заинтересована в выстраивании более симметричного торгового баланса, в достижении конкретных результатов, подписании контрактов, дающих возможность нашим корпорациям закрепиться в энергетике южноамериканской страны. Подтверждением этого служит подписание в марте 2009 г. межправительственного соглашения о безвизовых поездках граждан обеих стран во исполнение достигнутых в ходе декабрьского визита договоренностей (19).
Аргентинская сторона выразила удовлетворение состоявшимся визитом. Министр иностранных дел Хорхе Тайана сказал по прибытии в Буэнос-Айрес, что результаты поездки превзошли ожидания (20). Было подписано восемь документов (21), которые укрепили договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества между Россией и Аргентиной, начатое в 1913 г. и возобновленное после восстановления дипломатических отношений в 1946 г. После распада СССР в декабре 1991 г. Российская Федерация была признана аргентинским правительством в качестве государства-правопреемника СССР. В 2006 г. была проведена ревизия договоров и подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о действии договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик и Аргентинской Республикой. Заложена солидная база для развития взаимовыгодного сотрудничества (22), которое нужно, по выражению российского президента, «вывести на тот уровень, который соответствует экономическому и человеческому потенциалу России и Аргентины» (23). Аргентину посещали высокопоставленные делегации из России, в 2007 г. там побывал премьер-министр М. Фрадков. Необходимо устранить имеющуюся диспропорцию в реализации визитов на высшем уровне – до настоящего времени ни один руководитель России не был в Серебряной стране. Эту брешь предстоит восполнить Д.А. Медведеву, получившему, как и В.В. Путин, приглашение посетить Аргентину с официальным визитом.
В 2009 г. продолжилось взаимодействие между двумя странами на международном уровне, в частности, в рамках G20 на антикризисных саммитах в Великобритании (Лондон, 1 апреля 2009 г.) и США (Питтсбург, 24-25 сентября 2009 г.). Продолжается политический диалог. «В его основе – созвучность и близость подходов двух стран к ключевым проблемам современности, в пользу их решения на основе многосторонности, верховенства международного права, обеспечения центральной роли ООН в мировых делах», - справедливо отмечал посол России в Аргентине Ю.П.Корчагин в своем выступлении в Институте внешнеполитической службы МИД Аргентины (ISEN) (24).
Посольство РФ в Аргентине, Российский центр науки и культуры – Дом России в Буэнос-Айресе, который является представительством Федерального Агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) способствуют развитию культурных и научных двусторонних связей, гуманитарных контактов, ведут активную просветительскую и пропагандистскую работу с российскими соотечественниками, проживающими в Аргентине, с аргентинцами, проявляющими интерес к нашей стране (25). Несмотря на последствия мирового экономического кризиса и их влияние на экономику наших стран, предпринимаются шаги по укреплению торгово-экономических отношений. Как отмечал министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, Латинская Америка, в том числе и Аргентина, сегодня является «перспективным партнером в инвестиционном сотрудничестве, энергетике, космической и атомной отраслях, военно-технической сфере. Растущий интерес к работе на латиноамериканском рынке проявляют российские компании, в том числе флагманы российского бизнеса — «РУСАЛ», «Лукойл», «Газпром», «РЖД» и другие» (26). Амбициозные планы российского президента по наращиванию товарооборота и увеличению его в разы ставит новые задачи перед Торговым представительством РФ в Аргентине.
Совпадение позиций по международным проблемам, возрастающее сходство в развитии внутриполитической ситуации обеих стран, взаимовыгодные коммерческие интересы могут способствовать в будущем существенному продвижению двусторонних отношений. Встанут ли Россия и Аргентина на путь реального стратегического партнерства - покажет будущее.
1. http://www.rian.ru/politics/20081210/156922711.html
2. http://www.rosbalt.ru/2008/12/10/601788.html
3. Совместное заявление Российской Федерации о построении отношений о стратегическом партнерстве – http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/12/210415.shtml
4. Заявление для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров. -http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/12/210415.shtml
5. Una negociación de apuro cargada de complicaciones. - La Nación, Buenos Aires. 11.XII.2008.
6. La Nación, 11.XII.2008.
7. Una vez más, Rusia. - La Nación, 13.XII.2008.
8. Совместное заявление Российской Федерации о построении отношений о стратегическом партнерстве – http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/12/210415.shtml
9. ENARSA - Государственная нефтяная компания Energía Argentina S.A.; Pobater – частный владелец инфраструктуры, в том числе резервуаров для хранения энергоносителей, емкость которых предполагается увеличить вдвое. Pobater, ENARSA и венесуэльская PDVSA являются совладельцами аргентинской компании Rhasa – одного из основных поставщиков топлива в страну. – Pobater, la nueva y sombría empresa de De Vido. – http://www.lapoliticaonline.com/noticias/val/53875/
10. Москва заходит в Латинскую Америку с дамы. - Коммерсант, Москва. № 225 (4042) от 10.XII.2008.
11. Rusia pide participar en proyectos de petroleo y gas en la Argentina. – Clarín, Buenos Aires. 10.XII.2008.
12. Это пятое международное соглашение в области атомной энергетики, подписанное К. Фернандес с февраля 2008 года. Предыдущие соглашения были подписаны с Бразилией, Иорданией, Болгарией и Алжиром.
13. Comisión Nacional de Energía Atómica (CNEA) – http://www.mercosurabc.com.ar/12.XII.2008.
14. Argentina y Rusia impulsan su colaboración energética. - El País, Madrid. 11.XII.2008.
15. Acuerdan comprar combustibles a Rusia. - La Nación, 11.XII.2008.
16. В конце 2006 г. правительства Чили и Аргентины объявили международный конкурс на восстановление Трансандской железной дороги протяженностью 225 км между городами Лос-Андес (Vрегион Чили) и Мендоса (Аргентина), которая обеспечила бы транспортный коридор между Тихим и Атлантическим океанами. Реализация проекта позволила бы вдвое увеличить объем сухопутных перевозок между двумя странами (около 4,5 млн. т в год), а также разгрузить проходящую параллельно автомобильную магистраль. Общая стоимость проекта должна была составить около 400 млн. долл., а его окончание планировалось на 2010 г., однако из-за недостатка инвестирования проект был заморожен. В настоящее время есть идея расширения проекта для увеличения объема перевозок до 40 млн. т в год, однако его стоимость в этом случае возрастет до 3 млрд. долл., для чего нужны значительные дополнительные инвестиции. Интерес к проекту проявляет один из крупнейших предпринимателей Аргентины миллиардер Эдуардо Эурнекян, посетивший Россию в составе аргентинской делегации. – http://www.rosario.net.com.ar/rnet/empresas.vsp?nid=34837
17. Москва заходит в Латинскую Америку с дамы. - Коммерсант, № 225 (4042), 10.XII.2008.
18. La Nación, 09.XII.2008.
19. С 29 июня 2009 г. владельцы действительных паспортов (за исключением дипломатических, служебных и официальных), могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории Аргентинской республики без виз не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, начиная с даты первого въезда.
Соглашение не отменяет и не затрагивает действие Соглашения 1994 года между правительствами РФ и Аргентины о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам. Тем же, кто намеревается пребывать на территории государства другой стороны более 90 дней либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, придется получать визу в соответствии с законодательством - http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/379BBB58F79F8708C325757D00304932
20. http://www.mrecic.gov.ar/ - 11.XII.2008.
21. Cм. Договорно-правовую база двусторонних отношений России и Аргентины. - http://www.old.ilaran.ru/?n=339
22. Только в результате визитов президентов Р. Альфонсина (1986 г.) и К. Менема (1990 и 1998 гг.) было подписано 14 межправительственных соглашений.
23. Заявление для прессы по итогам российско-аргентинских переговоров. – http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/12/210429.shtml
24. http://www.argentina.mid.ru/rus/InfoDeEmbajada/104.html
25. http://www.argentina.mid.ru/rus/InfoDeEmbajadaR.html ; http://www.casaderusia.org/
26. http://www.argentina.mid.ru/rus/InfoDeEmbajada/142..html