ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ИЮЛЬ 2009 ГОДА

  • Промежуточные выборы в Мексике
  • Развитие сотрудничества между странами ALBA и Китаем 
  • 200 лет начала борьбы за независимость в Боливии
  • Тридцатилетие Сандинистской революции в Никарагуа
  • Саммит MERCOSUR: баланс компромиссов и разногласий
  • «Боливарианский» визит заместителя председателя правительства России И. Сечина 
  • Транснациональные корпорации Латинской Америки и стран БРИК:  рост на фоне кризиса


Промежуточные выборы в Мексике


5 июля 2009 г. в Мексике состоялись промежуточные выборы, в которых приняли участие восемь партий. По результатам всенародного голосования была обновлена Палата депутатов, избраны местные органы власти 11 из 32 субъектов федерации, в том числе и губернаторы штатов. Кампече, Колима, Нуэво-Леон, Керетаро, Сан-Луис-Потоси и Сонора. (Промежуточные выборы проводятся примерно в середине шестилетнего срока президентских полномочий).


По данным Федерального избирательного института (IFE), победу на выборах одержала оппозиционная Институционно-революционная партия (PRI), набравшая 36,6% голосов. Эта партия в течение 70 лет удерживала власть в Мексике вплоть до президентских выборов 2000 года. Правящая консервативная Партия национального действия (PAN) заняла второе место, получив 27,9%. В результате количество мандатов PRI увеличилось со 106 до 241, а PAN – сократилось с 206 до 147. Левоцентристская Партия демократической революции оказалась на третьем месте (12% голосов избирателей).


Победа оппозиции была вполне ожидаемой. Разочарование граждан в политике PAN происходило на фоне глобального финансового кризиса, ставшего тяжелейшим со времен рецессии 1994 г. испытанием для мексиканской экономики. Еще одной причиной недовольства стала неспособность правительства Ф. Кальдерона справиться с организованной преступностью. Война с наркокартелями, начатая в 2007 г., за последние два с половиной года унесла около 11 тыс. жизней. Несколько штатов страны буквально охвачены насилием.


Недовольство граждан распространилось не только на правящую PAN, но и на партийно-политическую систему в целом. Протестное голосование на прошедших выборах достигло максимального за всю историю страны уровня и составило 1,8 млн голосов. Кампания в поддержку протестного голосования была инициирована различными общественными организациями для привлечения внимания к институту независимых кандидатов.


По данным Центра изучения общественного мнения (CESOP), в последнее время уровень доверия граждан к таким учреждениям, как вооруженные силы, Федеральный избирательный институт, Верховный суд и конгресс заметно снизился. Тем не менее социологические прогнозы относительно 69% абсентеизма не оправдались: к урнам пришли 44,6% избирателей.


Промежуточные выборы определили расстановку политических сил на ближайшие три года и отразили изменения в предпочтениях граждан, что особенно важно в преддверии всеобщих выборов 2012 года. В этой связи нельзя исключить возможности возвращения PRI к власти. Председатель партии Б. Паредес уже заявила, что в альянсе с Экологической зеленой партией нынешняя оппозиция сможет получить в Палате депутатов абсолютное большинство. Для укрепления позиций PAN Ф. Кальдерону придется вести более тонкую политическую игру и идти на компромиссы с оппозицией.


Выборы показали снижение популярности Партии демократической революции, которая была близка к победе на выборах 2006 г., однако из-за внутренних разногласий потеряла значительную часть своего электората.


Алексей Чернышев


Развитие сотрудничества между странами ALBA и Китаем
 

9 июля в Пекине состоялась Политическая встреча с ALBA, посвященная развитию всесторонних отношений между странами, входящими в Боливарианский альянс, и Китаем. Венесуэлу, Кубу, Боливию и Эквадор, образующими своеобразное политическое и экономическое ядро ALBA, представляли послы этих государств в КНР.  (Представители остальных пяти официальных членов ALBA по тем или иным причинам не смогли принять участие в переговорах). С китайской стороны на встрече присутствовали правительственные чиновники и партийные функционеры, представители Академии общественных наук, банкиры и предприниматели.


Выступления послов были посвящены анализу экономического потенциала стран ALBA и политической презентации блока. Венесуэльский посол рассказал об историческом противостоянии североамериканскому интеграционному проекту АLCA и квалифицировал ALBA как альтернативу неолиберальной инициативе США и  модель интеграции нового типа. Кубинский посол заявил, что активное участие китайских предприятий и корпораций в социально-экономических и культурных проектах ALBA будет способствовать формированию позитивного имиджа и популяризации Китая в Латинской Америке. Министр торговли Венесуэлы Э. Саман назвал Китай стратегическим партером в выстраивании долгосрочных коммерческих отношений в рамках геополитического пространства ALBA-Азия. 


В настоящее время наиболее интенсивно развивается экономическое сотрудничество Китая с Венесуэлой.  На эту страну приходится основной объем китайских инвестиций в Латинской Америке, составивших в 2008 г. 10 млрд долларов. За десятилетие пребывания У.Чавеса у власти товарооборот между Венесуэлой и Китаем вырос с 200 млн до 10 млрд долларов. Доминирующей статьей венесуэльского экспорта в Китай являются нефть и нефтепродукты (в 2008 г. венесуэльская госкорпорация PDVSA ежедневно поставляла азиатскому гиганту 137 млн баррелей нефти). О заинтересованности сторон в дальнейшем развитии торговых и производственных связей свидетельствует проведение в июне 2009 г. в Каракасе первой промышленной китайско-венесуэльской выставки, на которой было представлено 90 китайских и 14 венесуэльских фирм.


С 2005 г. в Венесуэле действует фабрика крупнейшей частной китайской автомобильной корпорации «Great Wall», в июне этого года подписавшей соглашение с французской «Renault» об организации совместного сборочного производства. Из 22 тыс. автомобилей 15 тыс. будет приходиться на французскую корпорацию, а 7 – на китайский автогигант.  Китайская компания «Railway Engineering Corp» (CREC) взяла на себя обязательство построить железнодорожные пути между четырьмя штатами Венесуэлы общей протяженностью 468 километров, что позволит соединить важнейшие экономические центры страны. В мае этого года PDVSA и «PetroChina» (первая в мире по капитализации и рыночной стоимости корпорация, опередившая в мае 2009 г. американскую «Exxon Mobil») подписали соглашение о создании совместного предприятия, 60% акций которого будет принадлежать венесуэльской госкорпорации. Прогнозируемый объем производства – 40 млн тонн нефти в год. Кроме того, находятся в процессе создания СП в сфере транспортировки нефти и два нефтеперерабатывающих завода.  Китай участвует и в процессе передачи технологий по переработке газа и по производству сотовых телефонов. Ежегодный объем производства сотовых телефонов, позиционируемых как самые дешевые в мире при сохранении оптимального набора функций, составит один миллион экземпляров. Планируется экспорт новой модели и в страны региона.  


Достаточно интенсивно развиваются отношения между этими странами и в военно-технической сфере: в июне 2009 г. Венесуэла приобрела четыре радара и 18 истребителей китайского производства.


Китай является важнейшим торговым партнером и для Кубы. Он закупает  сахар-сырец (400 тыс. тонн ежегодно) и никель (75 тыс. тонн, около половины всего добываемого кубинцами металла) и поставляет на остров главным образом продовольствие. Успешно осуществляются и многочисленные совместные культурные и образовательные программы. Китайский руководитель дважды посетил Кубу – в 2004 и в 2008 году. 


В отношениях с Китаем Эквадор отдает приоритет сотрудничеству в военно-технической и нефтяной сферах. В рамках прошедшей в Пекине встречи состоялись переговоры между командующими вооруженных сил двух стран, по итогам которых было подписано соглашение без огласки деталей. Можно предположить, что переговоры каким-то образом связаны с закрытием в июле этого года американской военной базы Манта на территории Эквадора.


В июле 2009 г. между Эквадором и Китаем было подписано энергетическое соглашение. Эквадорская государственная нефтяная компания «Petroecuador» заключила контракт на поставки сырой нефти в Китай. Соглашение рассчитано на 2 года и предусматривает   предоплату в 1 млрд долларов. Эквадорская компания ежемесячно будет поставлять  в Китай около 3 млн баррелей нефти. В Кито планируют инвестировать доходы от этого соглашения в развитие нефтедобывающего сектора. В 2008 г. товарооборот между двумя странами составил 1 млрд долларов, преобладающей статья в торговых отношениях – эквадорская нефть. 


В сентябре этого года в Пекине намечалось проведение международной выставку товаров латиноамериканских и карибских стран. 


Андрей Пятаков



200 лет начала борьбы за независимость в Боливии
 

 16 июля 2009 г. в Ла-Пасе прошли праздничные мероприятия по случаю 200-летнего юбилея начала борьбы за освобождение Боливии от испанских колонизаторов. Некоторые историки считают эту дату условным началом  Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Многие СМИ, включая некоторые латиноамериканские, неправильно обозначили эту дату как юбилей независимости Боливии от испанского владычества. На самом деле этот день символизирует начало борьбы за независимость в Верхнем Перу (территория современной Боливии). В мае 1809 г. вспыхнуло Чукисакское восстание – стихийное антиколониальное вооруженное выступление народных масс, в том числе студентов, интеллигенции и прогрессивно настроенных военных. Восставшие провозгласили независимость Верхнего Перу и разослали делегатов в другие города, где начались антиколониальные выступления. 16 июля восстали против колонизаторов патриоты Ла-Паса. Это выступление, так же как и восстание 25 мая в Чукисаке, было подавлено  испанскими войсками. Указанные события положили начало борьбе за независимость Верхнего Перу и Войне за независимость испанских колоний в Америке 1810 – 1826 годах.  


В праздновании памятной даты приняли участие президенты Э.Моралес (Боливия), Р.Корреа (Эквадор), У.Чавес (Венесуэла), Ф. Луго (Парагвай), вице-президент Совета министров Кубы Х. Л. Сьерра Крус, министр иностранных дел Гондураса П.Родас, а также представители Аргентины, Бразилии и Чили. Благодаря присутствию глав государств встреча напоминала очередной саммит стран блока ALBA, и это неслучайно. На фоне внутриполитического кризиса в Гондурасе лидеры ALBA используют любую возможность для изложения общей позиции и для демонстрации международному сообществу единства и солидарности внутри объединения. Связано это с тем, что кризис в Гондурасе ставит под угрозу как само существование ALBA, так и жизнеспособность левых и леворадикальных режимов в странах, входящих в это объединение. Не стало исключением и текущее мероприятие. Лидеры Венесуэлы, Боливии и Эквадора приложили все усилия для максимальной политизации празднования этой исторической даты. Э.Моралес в своем выступлении призвал правительства Латинской Америке положить конец военному присутствию США в регионе и подверг резкой критике практику дислокации военных баз США на территории латиноамериканских государств. В настоящее время военные базы США функционируют в 14 странах региона: на Кубе (Гуантанамо), на Арубе (2 базы), в Колумбии (3 базы), Перу (2 базы), Эквадоре (до сентября 2009 г.), Пуэрто-Рико, Сальвадоре, Коста-Рике,  Гондурасе и Парагвае. Присутствие США являются результатом реализации военной доктрины «стратегической мобильности», разработанной Пентагоном в 2000 году. Президент Боливии, новая конституция которой запрещает присутствие на территории страны иностранных вооруженных сил, возложил ответственность за события в Гондурасе на Южное командование США и обвинил его в координации действий гондурасских военных в ходе переворота.


В унисон боливийскому президенту высказался венесуэльский лидер. По мнению У. Чавеса, за всеми государственными переворотами, имевшими место за истекшие 200 лет, стояли Соединенные Штаты.  В то же время венесуэльский лидер воздержался от резкой критики Б.Обамы, которого, по его мнению, не проинформировали об участии Пентагона в перевороте в Гондурасе. Президенты призвали администрацию США к более твердым и жестким шагам в отношении военных путчистов.


Эквадорский президент Р.Корреа призвал народы Латинской Америки к борьбе за «вторую и решающую независимость». По его мнению, основным политическим инструментом для достижения этой цели является интеграционное объединение ALBA, к которому Эквадор официально присоединился в июне 2009 года.


Э.Моралес предпринял все усилия для того, чтобы праздничные мероприятия приобрели действительно общенациональный размах. К празднованию исторической даты приурочено начало ряда социальных программ в Боливии.


Андрей Пятаков



Тридцатилетие Сандинистской революции в Никарагуа
 

19 июля 2009 г. в Никарагуа прошли праздничные мероприятия по поводу  юбилея Сандинистской народной революции: тридцать лет тому назад под руководством Сандинистского фронта национального освобождения (FSLN) во главе с Д.Ортегой была свергнута диктатура семейного клана Сомосы, фактически руководившая страной с 1934 года. К власти пришло Временное правительство национального возрождения, ведущую роль в котором стали играть сандинисты, подтвердившие свои полномочия на всеобщих выборах 1984 года. Руководство фронта взяло курс на развитие сотрудничества с Советским Союзом и Кубой и предпринято попытку трансформации политической системы и экономики на социалистических началах. За годы правления сандинистам удалось осуществить ряд преобразований в сфере образования, здравоохранения, была проведена аграрная реформа. Противоречия сандинистов с оппозицией вылились в гражданскую войну, которая приобрела региональные масштабы. По официальным данным, погибли более 40 тыс. человек, 260 тыс. признаны пропавшими без вести. В крайне напряженной внутриполитической и международной ситуации власти были вынуждены пойти на компромисс с оппозицией.


В 1989 г. было подписано мирное соглашение, предусматривавшее проведение всеобщих выборов в феврале 1990 года. Победу на них одержала коалиция правоцентристских партий, представители которых находились у власти в течение 17 лет. Правоцентристам удалось добиться национального примирения и демилитаризации страны, однако их экономическая политика, основанная на неолиберальных реформах, не привела к решению острых социальных проблем одного из беднейших государств региона. В результате в ноябре 2006 г. на президентских выборах вновь одержал победу исторический лидер сандинистов Д.Ортега.


Первые заявления избранного президента четко обозначили «боливарианский» характер нового правительства. Никарагуа сразу же присоединилась к Боливарианской альтернативе для Америк (ALBA), Венесуэла стала главным внешнеполитическим союзником неосандинистского правительства.


После возвращения к власти Д.Ортега отдал приоритет решению острых социальных проблем, было принято до десяти государственных программ, направленных на повышение качества жизни и сокращение бедности. Центральная из них, аналогичная бразильской «Нет голоду» («Hambre Cero»), предполагает единовременные выплаты малоимущим семьям. При помощи кубинских учителей в стране покончено с неграмотностью, достигавшей к 2007 г.  62%. Улучшилось качество школьного образования, учащимся стали предоставляться льготы на проезд.  Существенно расширился охват населения медицинским страхованием, многие услуги стали бесплатными.  Часть социальных программ финансируется из национальных фондов, часть – дружественной Венесуэлой. При помощи этой страны, включающей техническую помощь и поставки материалов, осуществляется обширная программа по строительству общедоступного социального жилья «Дома для народа». (Так называемые «нефтедома» («petrocasas») строятся из плит, изготовленных из отходов от нефтепродуктов). Благодаря поддержке Венесуэлы и немецких компаний сооружено несколько мощных электростанций, что позволило частично решить проблему электроснабжения, прекратились хронические веерные отключения электричества, приносившие массу бытовых неудобств. Предпринята попытка привлечения самих граждан к решению социально-экономических вопросов на муниципальном уровне. (В качестве модели берутся коммунальные советы, повсеместно создаваемые в боливарианской Венесуэле).


Тем не менее, ситуация в стране остается крайне сложной. Сохраняется  политическая поляризация, оппозиция составляет парламентское большинство в однопалатной Национальной ассамблее, движение сандинизма также расколото: трое из девяти членов национального руководства фронта времен революции – В. Тирадо Лопес, Э. Руис и Л. Каррион –  не поддерживают нынешнюю власть. По индексу демократизации известный британский еженедельник «The Economist» отводит Никарагуа 78-е место из 167. На и без того слабой никарагуанской экономике крайне негативно отразился мировой кризис. За последние девять месяцев потеряно  64, 4 тыс. рабочих мест. Хотя благодаря реализуемым социальным программам удалось частично ликвидировать крайнюю нищету, Никарагуа остается второй по уровню бедности на континенте. Из-за экономических трудностей высок  уровень эмиграции. По данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибов (CEPAL), около 1,7 млн никарагуанцев (примерно треть населения) находятся за рубежом, главным образом в США и соседней Коста-Рике.


Несмотря на остроту социально-экономических проблем, в выступлении на многолюдном митинге в Манагуа по случаю юбилея Сандинистсткой революции Д.Ортега фактически обошел вопросы, касающиеся дальнейшего экономического развития. Центральной темой его речи стала конституционная реформа. Президент предложил внести поправки, допускающие непосредственное переизбрание главы государства и других лиц, занимающих выборные должности, и проведение референдумов по поводу их переизбрания или лишения полномочий. Фактически эта инициатива  Д.Ортеги стала лейтмотивом празднования 30-й годовщины Сандинистской революции. Основной аргумент президента в пользу реформы – несправедливость действующих избирательных норм, предусматривающих повторное избрание только парламентариев, в то время как полномочия представителей исполнительной власти ограничены одним сроком.


Указанная инициатива Д.Оргеги может спровоцировать обострение противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти, поскольку оппозиционное парламентское большинство вряд ли согласится с утратой своих позиций и воспользуется этим поводом для обострения внутриполитического конфликта. Ситуация осложняется и тем, что любые изменения в Основном законе должны поддержать минимум две трети законодателей, при этом голосование по реформе конституции должно быть проведено дважды, причем депутатами разных созывов. Все это в совокупности сильно затрудняет реализацию планов Д.Ортеги. Вероятно, в ближайшее время будет проведен опрос общественного мнения с целью выяснения отношения избирателей к возможности внесения изменений в Основной закон, но вопрос о практической реализации планов нынешнего президента остается открытым. 
 

Многие аналитики опасаются повторения в Никарагуа гондурасского сценария, когда попытка президента М.Селайи начать процесс по переизбранию главы государства на второй срок спровоцировала конфликт между ветвями власти и послужила поводом государственного переворота. Сам Д.Ортега исключает подобную перспективу, поскольку уверен в том, что армия и полиция  находятся «на стороне народа».


В праздновании тридцатилетия Сандинистской революции приняли участие заместитель председателя  Госсовета Кубы Э. Ласо, министр иностранных дел Венесуэлы Н. Мадуро,  министр иностранных дел смещенного правительства Гондураса П. Родас, лауреат Нобелевской премии мира, борец за права гватемальских индейцев Р. Менчу. Планировалось присутствие и президентов Венесуэлы и Гондураса, однако У.Чавес не смог прибыть на праздничные мероприятия, а М.Селайя, находившийся в Манагуа, не принимал участия в торжественном митинге по соображениям безопасности.


Андрей Пятаков



Саммит MERCOSUR: баланс компромиссов и разногласий


23 - 24 июля 2009 г. в столице Парагвая г.Асунсьон прошел 37-ой саммит Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR). Это крупнейшее торгово-экономическое объединение Южной Америки, на долю которого приходится 75% совокупного ВВП всех стран  Южной Америки (более 990 млрд долларов).
 

Во встрече на высшем уровне принимали участие президенты Л.И.Лула да Силва (Бразилия), К. Фернандес де Киршнер (Аргентина), Ф. Луго (Парагвай), Т. Васкес (Уругвай), М. Бачелет (Чили) и Э. Моралес (Боливия). По ряду причин не смогли прибыть в Асунсьон президенты Эквадора и Венесуэлы.


Центральным экономическим вопросом саммита стал вопрос о переходе на национальные валюты при взаиморасчетах между государствами блока. Опыт подобной практики уже имеется. В прошлом году Бразилия и Аргентина подписали соглашение об использовании реала и песо при оплате взаимного товарооборота. Теперь аналогичное соглашение заключили Парагвай и Уругвай, впоследствии  будет предложено подписать его и ассоциированным членам блока – Чили и Боливии. Согласно принятому на саммите документу переход на национальные валюты должен произойти к концу 2010 г., к этому моменту центральные банки Парагвая и Уругвая должны разработать соответствующие финансовые инструменты.


Важное место заняло и обсуждение изменений в регламенте Фондов структурного сближения MERCOSUR (Fondos de Convergencias Estructurales del Mercosur - Focem), созданных для выравнивания уровня экономического развития участниц блока. Эта проблема – наиболее уязвимое место объединения. Уругвайские власти постоянно выступают против экономических барьеров, выдвигаемых Бразилией и Аргентиной в отношении к малым странам –  Парагваю и Уругваю. Одним из инструментов экономической дискриминации более слабых национальных экономик служит двойной таможенный тариф, выгодный Бразилии и Аргентине, но ущемляющий интересы Парагвая и Уругвая. На саммите было отклонено предложение о снятии этого тарифа, что вызвало резкую критику со стороны Ф.Луго.


По мнению аналитиков, темпы экономической интеграции в MERCOSUR пока довольно слабы. За довольно длительный период существования блока не удалось добиться производственной интеграции, создания общих энергетической и коммуникационной систем и свободного передвижения рабочей силы четырех государств.


В рамках саммита прошел ряд двусторонних встреч. Самыми успешными стали переговоры между президентами Бразилии и Парагвая, которым удалось решить вопрос о поставках электроэнергии. Основным ее производителем является  гидроэлектростанция Итайпу, построенная в 1966 г. на пограничной реке Парана. В соответствии с договором 1973 г. Парагвай, потребляющий только 5% вырабатываемой электроэнергии, обязан продавать излишки Бразилии по фиксированной цене. На протяжении многих лет Парагвай пытался пересмотреть ценовую политику, служившую перманентным источником конфронтации между двумя государствами. Согласно подписанному соглашению с 2010 г. Бразилия повысит выплаты с 85 до 250 млн евро. Президент Ф.Луго предполагает направить дополнительные средства на решение социальных проблем страны. Его бразильский коллега квалифицировал новое соглашение как историческое. Вместе с тем подписанный договор по настоянию бразильской стороны дает возможность Парагваю продавать электроэнергию по указанной цене третьим странам, в первую очередь Аргентине и Чили, только в 2023 году. Достигнутые договоренности вступят в силу после ратификации парламентами обеих стран, что создает дополнительные сложности и препятствия в для достижения окончательного консенсуса по этому вопросу.


На саммите было принято решение о придании официального статуса в рамках блока, наряду с испанским и португальским,  индейскому языку гуарани.


Из-за отсутствия президента У.Чавеса не рассматривался вопрос о перспективах присоединения к блоку Венесуэлы, против которого выступают парламенты Бразилии и Парагвая, в то время как высшие законодательные органы Аргентины и Уругвая уже высказались за ее полноправное членство. Помимо очевидных политических причин замораживания вступления Венесуэлы в интеграционного объединение существует и ряд экономических моментов, в частности, нарушение венесуэльскими властями графика приведения таможенных пошлин и тарифов в соответствие с нормами MERCOSUR. В мае 2009 г. на двусторонней встрече У.Чавес и Л. И. Лула да Силва договорились о принципах преодоления разногласий, однако пока это не внушило доверия бразильскому Сенату.


Саммит предпринял ряд шагов по развитию политических структур MERCOSUR. Наряду с парламентом стран-членов блока (PARLASUR), созданным в 2005 г. будет действовать и Общественный институт MERCOSUR (Instituto Social del Mercosur). В компетенцию нового органа будет входить координация социальной политики  государств-участников. Вместе с тем, на саммите не получила практического воплощения давняя инициатива PARLASUR – создание для решения спорных вопросов Верховного суда MERCOSUR, поскольку представители Бразилии и Аргентины расценивают создание наднационального судебного органа как ущемление своих национальных интересов.


Несмотря на отдельные разногласия, участники выработали единую позицию по актуальным международным вопросам, в частности, об осуждении государственного переворота в Гондурасе. В итоговой декларации подчеркивалось, что MERCOSUR никогда не признает власти, действовавшие неконституционным путем.


Андрей Пятаков



«Боливарианский» визит заместителя председателя правительства России И. Сечина 


В конце июля состоялся трехдневный рабочий визит заместителя председателя правительства России И. Сечина в три ключевые страны интеграционного блока АЛБА (Боливарианский альянс для Америк) – Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. Эта поездка стала органичным продолжением так называемого «латиноамериканского прорыва» России в Латинскую Америку, начавшегося с визита Д.А.Медведева в четыре страны региона в ноябре 2008 года. По оценкам аналитиков, визит носил не столько экономический, сколько политический характер и позиционировался как симметричный ответ на июльскую поездку вице-президента США Дж.Байдена  в Грузию и на Украину. Вместе с тем в переговорах во всех трех странах заметное место занимало обсуждение сотрудничества в нефтяной сфере. Вероятно, это связано с наметившимся в июле 2009 г. ростом цен на нефть.


В Венесуэле российский гость был принят президентом У. Чавесом. Приоритетным направлением переговоров стала традиционная для российско-венесуэльских отношений сфера энергетики. Стороны пришли к соглашению о создании совместного предприятия при участии «Газпрома» и венесуэльской нефтегазовой корпорацией PDVSA по оказанию сервисных услуг в нефтегазовой промышленности. (В этом году PDVSA расторгла контракты со многими кампаниями-подрядчиками, оказывавшими многочисленные услуги ведущей венесуэльской корпорации, которая и теперь испытывает дефицит сервисного обслуживания; результате эту нишу частично предложено занять российскому «Газпрому»).  


Для диверсификации отношений компаниями «Рускаолин» и Венесуэльской корпорацией Гуайаны было подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству керамической продукции, предусматривающее строительство пяти керамических фабрик.


В Манагуа стороны подписали ряд долгосрочных соглашений в различных областях сотрудничества. В первую очередь это соглашение о безвизовом режиме для граждан обеих стран, который вводится в рамках программы по развитию международного сотрудничества в сфере туризма и бизнеса. Предварительная договоренность об отмене визовых требований при взаимных поездках граждан России и Никарагуа была достигнута в декабре 2008 г. во время переговоров президента России Д.Медведева с никарагуанским коллегой Д.Ортегой. В марте 2009 г. правительство Никарагуа отменило визовый режим для всех граждан России в одностороннем порядке. Теперь россияне имеют возможность въезжать и находиться в Никарагуа до 30 дней без визы. Соглашение вступит в силу 28 августа 2009 года.  В настоящее время безвизовый режим уже действует с большинством стран Латинской Америки (Кубой, Доминиканской Республикой, Перу, Эквадором, Гватемалой, Колумбией, Венесуэлой и Аргентиной).


Россия и Никарагуа подписали и соглашения о сотрудничестве в сфере рыболовства и добыче углеводородов. В рамках договора, между Национальным нефтяным консорциумом (в него входят «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Газпром» и ТНК-BP) и никарагуанской нефтедобывающей кампанией «Petronic» российские нефтяные корпорации будут вести разведку запасов нефти на Атлантическом и Тихоокеанском морском шельфе. Это следующий шаг на пути диверсификации российского присутствия в Латинской Америке в нефтяной сфере.


Отношения между двумя странами заметно активизировались после того, как Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. В то же время отношения между Абхазией и Южной Осетией, с одной стороны, и Никарагуа, с другой, пока находятся на начальном этапе. Государства обменялись соответствующими посланиями и получили взаимное выражения благодарности, а также заверения о намерениях развивать сотрудничество в практической сфере, но дальше деклараций контакты не продвинулись. Основным партнером этой центральноамериканской страны стала Россия. Среди конкретных результатов двустороннего взаимодействия стоит выделить поставки в Манагуа 130 российских автобусов для решения транспортной проблемы и  32 пассажирских вертолетов для использования в чрезвычайных ситуациях и в операциях по оказанию помощи.


30 июля 2009 г. И. Сечин прибыл в Гавану, где встретился с вице-президентом Кубы Р. Кабрисасом. Ключевой темой переговоров на Кубе также стало сотрудничество в нефтяной сфере. Кубинская компания «Cubapetróleo» (CUPET) и российская «Зарубежнефть» подписали четыре контракта о геологоразведке в экономической зоне, занимающей 112 тыс. кв. км в Мексиканском заливе и имеющей в своих недрах, по кубинским источникам, 20 млрд баррелей нефти. В настоящее время в этой зоне уже работают шесть иностранных компаний, среди которых – испанская «YPF-Repsol»,  венесуэльская PDVSA и бразильская «Petrobras». Между иностранными корпорациями Куба распределила 21 из 59 блоков этой зоны. Эксперты считают, что это месторождение по своим геологическим характеристикам не уступает запасам Саудовской Аравии и Ирана, однако на  цене нефти  неизбежно скажется глубина добычи.


На основе договоренностей, достигнутых в ноябре прошлого года, стороны подписали соглашение о российских инвестициях в сельское хозяйство и строительство социального жилья на Кубе в связи с экономическим ущербом, нанесенном ураганами и составляющим, по официальным данным, 10 млрд долларов. На решение социальных проблем, вызванных ураганами, Россия предоставляет двухгодичный кредит в размере 150 млн долларов с процентной ставкой в 7%.


Андрей Пятаков



Транснациональные корпорации Латинской Америки
 и стран БРИК:  рост на фоне кризиса


 В июле 2009 г. испанская газета El Pais опубликовала серию статей, посвященных анализу экономической деятельности и перспектив восходящих стран-гигантов БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)  и других развивающихся государств в условиях мирового кризиса. Статьи основываются на докладе о новых глобальных игроках, подготовленном в 2009 г. Бостонской консалтинговой группой, и монографии французской исследовательницы Л.Касановой «Глобальные латиносы: восходящие многонациональные корпорации Латинской Америки».


За два последних года количество корпораций стран БРИК в списке «Fortune Global 500», опубликованном издательством  «Financial Times» в мае 2009 г., увеличилось в четыре раза, а их доля  достигает 15%. Среди ТОП-25 находятся шесть корпораций восходящих стран-гигантов. К концу 2008 г. по объему прямых иностранных инвестиций со стороны корпораций Россия стала лидером в рамках БРИК.  Российские корпорации вложили в иностранные активы 370 млрд долларов, китайские – 170, бразильские – 120 и индийские – 17,5 млрд. Внутри БРИК развивается тесное корпоративное сотрудничество. В частности, Китай предоставил бразильской нефтяной корпорации «Petrobrаs» кредит в размере 10 млрд долларов на разведку новых нефтяных и газовых месторождений.


В упомянутом выше списке по сравнению с 1987 г. их количество латиноамериканских ТНК сократилось с 14 до 10. По мнению экспертов, это объясняется падением темпов роста регионального ВВП, начиная с 80-х годов прошлого столетия.  Как ни парадоксально, в условиях нынешнего мирового экономического кризиса аналитики говорят о начале триумфа латиноамериканских ТНК на рынках США, Европы и Азии.


Характерной чертой и залогом их успеха является ориентация на инновационное освоение традиционных рынков. В число успешно развивающихся ТНК входят чилийские винодельческие корпорации, косметическая бразильская корпорация «Natura», использующая природное богатство Амазонии, перуанскиая  продовольственная корпорация «Astrid&Gastón», используюая продукты национальной кухни и другие. Фирменным знаком бразильской промышленности стало использование экологически чистых технологий. Большинство новых автомобилей в Бразилии могут использовать в качестве топлива как этанол, так и бензин. Многие самолеты бразильской авиакомпании «Embraer» способны летать на этаноле. Бразильская же корпорация  «Copersucar» является мировым лидером по производству подобных самолетов. По мнению Л.Касановой, латиноамериканские ТНК являются «инновационным полюсом» экономического развития региона в целом. 


По мнению консультантов из Бостонской консалтинговой группы, основным условием формирования новых латиноамериканских ТНК служит полное освоение внутренних рынков, после чего создается основа для выхода за национальные границы. Так, до выхода на международный рынок «Embraer» стала ведущим авиаперевозчиком в Бразилии. Во многом такому механизму формирования новых ТНК способствует государственная поддержка: часть акций некоторых латиноамериканских корпораций находятся в собственности государства (бразильский  «Petrobras») или вообще компания является государственной (венесуэльская  PDVSA).


Мировой экономический кризис неизбежно приведет к перераспределению корпоративных игроков в глобальной иерархии. В мае 2009 г. стало известно, что китайская нефтяная корпорация «Petrochina» по уровню капитализации вышла на первое место в мире, обогнав традиционного лидера – североамериканскую «Exxon Movil».


Латиноамериканские ТНК пользуются завоевали авторитет и на Всемирном экономическом форуме: в 2009 г. его аналитики включили в список 200 наиболее динамично развивающихся компаний мира перуанскую корпорацию «Astrid&Gastón», открывшую сеть ресторанов в Европе и Азии. Она признана одним из мировых лидеров в ресторанной отрасли.


Таким образом, глобальный экономический кризис имеет неоднозначные последствия для различных по уровню развития и мощи экономик мира. Корпоративный сектор тех государств, которые ранее играли второстепенные роли в мировой экономике, сейчас получают новые стимулы и перспективы развития. 


Андрей Пятаков

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005