АВГУСТ 2009 ГОДА
- Саммит лидеров североамериканских государств
- Инаугурация Р. Корреа и итоги его первого президентского мандата
- Первый президентский мандат Р.Корреа: хронология основных событий
- Итоги первого года президентства Ф. Луго в Парагвае
- Саммиты UNASUR: Колумбия проверяет блок на прочность
- Двусторонняя экономическая интеграция в регионе
Саммит лидеров североамериканских государств
9 – 10 августа 2009 г. в мексиканском городе Гвадалахара (штат Халиско) прошел саммит лидеров государств Северной Америки. В нем приняли участие президент Мексики Ф. Кальдерон, президент США Б. Обама и премьер-министр Канады С. Харпер. Эта ежегодная трехсторонняя встреча на высшем уровне, впервые состоявшаяся в марте 2005 г., нацелена на совместное решение актуальных социально-политических и экономических проблем континента. Саммит 2009 г. впервые проводится после вступления в должность президента США Б. Обамы. За текущий год это уже шестая встреча Ф. Кальдерона с американским коллегой.
По традиции саммит прошел в формате двусторонних и трехсторонних встреч. Основными темами, затронутыми в ходе переговоров, стали пандемия вируса H1N1, климатические изменения, иммиграция, безопасность граждан, последствия глобального финансового кризиса, а также борьба с наркокартелями в Мексике, сопровождающаяся существенным ростом насилия в стране. В войне с организованной преступностью, начатой Ф. Кальдероном в 2007 г., задействовано около 45 тыс. солдат и офицеров федеральных войск, за последние два с половиной года она унесла более 11 тыс. жизней. В борьбе с терроризмом Мексика активно сотрудничает с Соединенными Штатами, планируется активизировать и взаимодействие с Канадой. В этой связи С. Харпер объявил о возможном сотрудничестве канадских специалистов с мексиканскими полицейскими. Канада собирается вложить 15 млн долларов в год в проекты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и другими проблемам региональной безопасности Латинской Америки.
Рост уровня насилия в Мексике считают одной из причин возросшего числа беженцев из этой страны в Канаду. В июле 2009 г. канадское правительство приняло решение о введении визового режима для мексиканцев. Эта тема также была затронута в ходе двусторонних переговоров между С. Харпером и Ф. Кальдероном. Последний выразил несогласие с такими мерами правительства Канады, выразив надежду, что эти препятствия в скором времени будут устранены. С 2005 г. количество заявлений на получение убежища в Канаде от мексиканцев увеличилось почти втрое, в 2008 г. их число составило 9.400 (это около 25% от общего числа заявлений).
Саммит прошел на фоне уличных акций протеста, в которых приняли участие различные гражданские и правозащитные организации и профсоюзы. Манифестанты требовали отмены плана Мерида, приведшего, по их мнению, к милитаризации страны, и протестовали против экономической зависимости Мексики от США, усилившейся после вступления в силу договора о свободной торговле NAFTA. (План Мерида – проект сотрудничества США с Мексикой и странами Центральной Америки по борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью. В соответствии с соглашением, вступившем в силу в июне 2008 г., объем финансирования составит в течение трех лет 1,6 млрд долларов).
Алексей Чернышев
Инаугурация Р. Корреа
и итоги его первого президентского мандата
10 августа 2009 г. в Кито состоялась инаугурация президента Р. Корреа. Второй четырехлетний мандат стал возможен благодаря конституционной реформе, инициированной в 2007 году. К концу 2007 г. реформа была успешно завершена, Конституционная ассамблея одобрила новый закон, и в апреле 2009 г. в соответствии с новой конституцией состоялись всеобщие выборы, по итогам которых Р. Корреа продлил свои президентские полномочия до 2013 г. (первоначально они заканчивались в 2011 году).
Проведение инаугурации было приурочено к Дню независимости Эквадора. Практически сразу после торжественных мероприятий начал работу III саммит Южноамериканского сообщества наций. Присутствие в Кито многих латиноамериканских президентов придало внутриполитическому событию дополнительный международный резонанс. (В качестве официальных гостей присутствовали У.Чавес (Венесуэла), М. Селайя (Гондурас), Р. Кастро (Куба), Э. Моралес (Боливия), М.Бачелет (Чили), Ф.Луго (Парагвай), Х.Р.Эспада (Гватемала), К. Фернандес де Киршнер (Аргентина), Б.Хагдео (Гайана). Особое внимание зарубежные СМИ уделили первому визиту в Эквадор председателя Госсовета и Совета министров Кубы Р.Кастро.
После принесения присяги в присутствии гостей Р. Корреа произнес речь перед представителями Национальной ассамблеи. В первую очередь президент подтвердил курс на «социализм XXI века» и на радикализацию «гражданской революции», которая предполагает ужесточение мер в отношении иностранных нефтяных корпораций. (Впервые подобное заявление прозвучало после его победы на президентских выборах в апреле этого года). Как показали дальнейшие шаги президента, «гражданская революция» нуждается не столько в углублении, сколько в защите. 15 августа Корреа объявил о создании Комитетов защиты революции – аналогов подобных организаций на Кубу и в Венесуэле. Новая структура не имеет военного характера, в ее полномочия будут входить поддержание общественного порядка, патрулирование улиц и противодействие попыткам дестабилизации политической ситуации. Впоследствии, по замыслу Корреа, Комитеты должны стать основными низовыми политическими организациями, участвующими в самоуправлении, распределении местных бюджетов и т. д.
Многие эквадорские политологи сомневаются в возможности стимулировать создание гражданского общества административными методами. (Идея о создании подобных комитетов уже не раз звучала в выступлениях Корреа, сейчас она актуализировалась в связи с напряженной внутриполитической обстановкой в стране).
Президент предложил установить контроль над средствами массовой информации и подверг критике частные информационные агентства за их антиправительственную политику.
Во внешней политике приоритетом Эквадора остается латиноамериканская интеграция. Главными ориентирами будут Южноамериканское сообщество наций и Боливарианский альянс для Америк (ALBA). Приоритетное внимание в двусторонних отношениях уделяется тем «братским странам, с которыми всегда поддерживались отношения, основанные на взаимном уважении» - Перу, Чили и США.
Упоминание Соединенных Штатов в этом списке носит скорее конъюнктурный характер и вызвано стремлением погасить обострившиеся противоречия с Колумбией, вызванные активизацией ее сотрудничества с США, в частности, расширением американского присутствия на колумбийских военных базах, и обвинениями Р.Корреа в связях с Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC). По мнению президента Эквадора, размещение иностранного военного контингента на территории Андского субрегиона может спровоцировать войну в Латинской Америке и не является внутренним вопросом Колумбии. В марте 2008 г. эти андские страны уже стояли на грани вооруженного конфликта из-за военной операции ВВС Колумбии на территории Эквадора по уничтожению лагеря FARC, которая привела к разрыву дипломатических отношений. Нельзя не учитывать, что усиление военного присутствия США в субрегионе происходит после вывода подразделений Пентагона с эквадорской военной базы Манта, использовавшейся на протяжении десяти лет для борьбы с наркобизнесом. Резкие высказывания в адрес Колумбии сопровождались введением заградительных пошлин на ряд колумбийских товаров, что способствовало дальнейшей эскалации конфликта.
Основными достижениями Р. Корреа можно считать значительные инвестиции в социальную сферу: практически втрое увеличились расходы государства на образование и здравоохранение, приняты многочисленные социальные программы, вдвое увеличены субсидии бедным слоям населения (т.н. боны человеческого развития). Тем не менее, социально-экономическая ситуация в Эквадоре продолжает оставаться напряженной. Около 40% из 14-миллионного населения страны живет за чертой бедности, З млн человек вынуждены зарабатывать на жизнь за рубежом. В результате рейтинг Р.Корреа с 2007 по 2009 год снизился с 70 до 50%.
Первый президентский мандат Р.Корреа:
хронология основных событий
2007
15 января. После победы во втором туре президентских выборов ноября 2006 г. Р.Корреа вступает в должность президента Эквадора и объявляет о созыве Конституционной ассамблеи.
1 марта. Высший избирательный трибунал (TSE) назначает на 15 апреля референдум о созыве Конституционной ассамблеи.
7 марта. Из-за противодействия Национального конгресса конституционной реформе TSE отправляет в отставку 52 депутатов, поддержавших решение о смещении председателя Высшего избирательного трибунала, и пяти депутатов, потавивших под сомнение конституционность референдума, что ставит Эквадор на грань внутриполитического кризиса.
15 апреля. Во время референдума 82% избирателей высказываются за созыв Конституционной ассамблеи.
30 сентября. На выборах в Конституционную ассамблею партия власти «Alianza País» получает 80 из 130 мест.
4 октября. Р.Корреа издает декрет, согласно которому 99% прибыли иностранных нефтедобывающих корпораций идет в казну государства.
29 ноября. После начала работы Конституционной ассамблеи парламент отправляется в отставку.
2008
1 марта. Колумбийские войска проводят военную операцию на территории Эквадора, в ходе которой погибает один из лидеров FARC Р.Рейес.
3 марта. Эквадор разрывает дипломатические отношения с Колумбией.
24 июля. Конституционная асссаблея принимает новую конституцию 94 голосами из 126.
29 июля. Эквадор объявляет о закрытии военной базы США в Манте.
28 сентября. В ходе референдума 64% избирателей Эквадора высказываются в поддержку нового Основного закона.
20 ноября. Власти Эквадора заявляют о незаконности внешнего долга, Страна оказывается на грани дефолта.
23 ноября. Национальный избирательный совет Эквадора (CNE) назначает всеобщие выборы на 26 апреля 2009 года.
2009
26 января. Во время обсуждения нового Закона о горнодобывающей промышленности начинаются массовые протесты коренного населения, выступающего против ущемления своих прав.
26 апреля. На всеобщих выборах Р.Корреа переизбирается на второй срок при поддержке 52% избирателей, в Национальной ассамблее его сторонники получают абсолютное большинство.
24 июня. Эквадор становится полноправным членом Боливарианского альянса для Америк.
6 июля. Группа колумбийских адвокатов публикует данные об участии FARC в финансировании избирательной кампании Р. Корреа, что категорически отрицается эквадорской стороной.
17 июля. Последний вылет с военной базы США Манта, окончательное закрытие базы запланировано на сентябрь 2009 года.
31 июля. Начало работы нового состава Национальной ассамблеи.
10 августа. Инаугурация Р.Корреа.
Андрей Пятаков
Итоги первого года президентства Ф. Луго в Парагвае
15 августа 2009 г. исполнился ровно год с момента инаугурации парагвайского президента Ф. Луго. Победа на выборах в апреле 2008 г. кандидата левоцентристской ориентации, бывшего священника, сторонника теологии освобождения должна была способствовать политическому и экономическому обновлению страны. Для многих приход к власти «народного священника» вписывался в «левый поворот» в регионе. Внутриполитические ожидания были обусловлены потенциальной сменой властных элит, вызванной уходом в оппозицию правой Партии «Колорадо», генетически связанной с диктаторским режимом А.Стресснера (1954 – 1989) и находившейся у власти в течение шести десятилетий.
В выступлении по центральному телевидению Ф.Луго подвел основные итоги первого года своего пятилетнего мандата. Президент сконцентрировал внимание на достижениях своего правительства, в первую очередь, на социальных программах. Начали действовать специальные льготные тарифы на электричество, которыми пользуется 290 тыс. малоимущих семей. За год инвестировано 25 млн долларов в развитие инфраструктуры электроснабжения, в результате электричество стало доступным во многих отдаленных районах. Запущен ряд новых образовательных проектов, среди которых можно выделить программу профессионального обучения, охватывающую 50 тыс. молодых людей. Несмотря на экономический кризис, правительству удалось создать 36 тыс. новых рабочих мест в государственном секторе, а также тысячу малых предприятий на основе предоставляемых государством кредитов. Организовано около 100 новых пунктов первичного медицинского осмотра, предпринимаются шаги по реформе здравоохранения, направленные на обеспечение бесплатного доступа к медицинским услугам в государственных больницах.
В блоке внешнеполитических достижений Луго остановился на достигнутом на июльском саммите Mercosur соглашении с Бразилией по поводу цен на экспортируемую электроэнергию, производимую на электростанции Итайпу, что означало прорыв в парагвайско-бразильских отношениях, квалифицируемый многими обозревателями как исторический. (Крупнейшая в мире гидроэлектростанция Итайпу была построена в 1966 г. на реке Парана на границе между двумя государствами. В соответствии с договором 1973 г. Парагвай, потребляющий только 5% вырабатываемой электроэнергии ГЭС, обязан продавать излишки Бразилии по фиксированной цене. На протяжении многих лет Парагвай пытался пересмотреть эту цену, что было перманентным источником конфронтации между государствами. В июле 2009 г. Бразилия наконец пошла на уступки: начиная с 2010 г. она будет ежегодно платить Парагваю 85 вместо 250 млн евро.
Оппозиционная пресса сконцентрировала свое внимание на невыполненных предвыборных обещаниях Ф.Луго. Список возглавляет обещанная реформа Верховного суда, регламент работы которого многими считается устаревшим. (В данный момент смена состава суда может быть произведена либо в случае отставки по возрасту, либо в результате судебного расследования парламента, контролируемого оппозицией). Отмечается и пассивность правительства в принятии антикоррупционных мер. Хотя за прошедший год прошел ряд громких публичных судебных слушаний над лицами, занимавшими высокие посты в одном из наиболее коррумпированных органов – Национальной полиции, оппозиции это представляется недостаточным.
Не обошлось за истекший период и без политических скандалов, связанных с личностью нынешнего президента: в апреле 2009 г. были обнародованы факты наличия у Ф.Луго незаконных детей, рожденных в период, когда он был католическим священником. Сам факт скандала существенно подорвал доверие граждан Парагвая к президенту. Его политический рейтинг в течение года упал с 92 до 55%. Не способствовала рейтингу президента и стагнация экономики, вызванная не только мировым кризисом, но и засухой, принесшая большой урон Парагваю, экспорт которого имеет аграрную специализацию.
Андрей Пятаков
Саммиты UNASUR: Колумбия проверяет блок на прочность
В августе состоялось два саммита нового интеграционного блока Южноамериканское сообщество наций (UNASUR). Первый из них прошел в эквадорской столице 10 августа, второй – в аргентинском курортном городе Сан-Карлос-де-Барилоче 28 августа.
Во время первой встречи на высшем уровне пост временного председателя организации перешел от Чили к Эквадору, в результате президент Колумбии А.Урибе, опасающийся дальнейшей радикализации региона на основе венесуэльской модели, не принял участие в работе саммита.
В итоговой Декларации Кито, посвященной вопросам дальнейшего развития блока, прозвучал призыв ускорить вступление в силу Учредительного договора UNASUR. Документ принят лишь в мае 2008 г., четыре года спустя после формального создания организации. (К настоящему моменту из 12 государств, входящих в блок, договор ратифицировали лишь Венесуэла, Эквадор и Боливия).
В декларации были предприняты шаги по дальнейшей институционализации блока. Создано четыре новых консультативных органа: советы по социальному развитию, по борьбе с наркотрафиком, по образованию и культуре и по науке, технологиям и инновациям. В результате в структуру UNASUR уже входит семь советов, три предыдущих – Совет обороны, Советы по здравоохранению и по энергетике – были оформлены в 2008 году. В условиях мирового экономического кризиса особо отмечается важность интенсификации деятельности Совета по энергетике, в компетенцию которого входит разработка единой энергетической стратегии. В документе содержится призыв к ускорению экономической интеграции UNASUR, в частности, речь идет о скорейшем начале функционирования Банка Юга, о создании регионального резервного фонда, о возможном введении единой валюты для осуществления безналичных взаиморасчетов в торговле между странами (по примеру ALBA).
Первоначально предполагалось принять проект резолюции, осуждающей усиление военного присутствия США на территории Колумбии, но принятию документа помешала нейтральная позиция Бразилии, Чили, Парагвая и Перу, которые считают достигнутые договоренности внутренним делом Колумбии. Более того, президент Перу А. Гарсиа не исключает, что его страна последует примеру Боготы. За неделю до III саммита UNASUR А. Урибе посетил Аргентину, Бразилию, Перу, Чили, Боливию, Парагвай и Уругвай. Вероятно, согласованная нейтральная позиция четырех стран стала результатом переговоров, проведенных во время этой поездки.
Противоположной позиции придерживаются Венесуэла, Боливия и Эквадор, которые видят в американском присутствии угрозу безопасности в регионе. Нейтральная точка зрения была резко раскритикована У.Чавесом и новым временным председателем UNASUR президентом Эквадора Р.Корреа. Венесуэльский лидер при поддержке президента Аргентины К. Фернандес де Киршнер предложил провести специальныю встречу в верхах, посвященную обсуждению этого вопроса.
Несмотря на большие ожидания, внеочередной саммит UNASUR в Аргентине не дал конкретных результатов. В основном дело ограничилось обтекаемыми призывами уважать суверенитет и территориальную целостность южноамериканских стран, укреплять мир и сплоченность региона. В Барилоче прибыл и А.Урибе. (Многие обозреватели расценили готовность Колумбии к диалогу как определенное достижение саммита). Колумбийский президент заверил коллег, что соглашение с США запрещает вмешательство во внутренние дела других стран и никоим образом не затронет интересы соседей. Подобная декларация добрососедства не нашла доверия среди противников американо-колумбийского соглашения. Э.Моралес предложил провести региональный референдум по рассматриваемому вопросу, но эта инициатива не нашла поддержки. Президент Бразилии потребовал юридических гарантий того, что дислоцируемый на территории Колумбии военный контингент США не угрожает безопасности других стран. В конечном счете итоговая декларация поручила Совету обороны Южной Америки выработать меры по укреплению мер доверия и безопасности в регионе. Совещание министров обороны UNASUR намечено на сентябрь.
Большинство СМИ расценивают итоги встречи в Аргентине как победу А.Урибе, поскольку блоку так и не удалось достичь консенсуса по главному вопросу. Вряд ли эти разногласия будут преодолены в ближайшее время, скорее всего можно ожидать роста противоречий как внутри UNASUR, так и в латиноамериканском регионе в целом. Процесс размещения дополнительного американского контингента на колумбийской территории запущен, шансы на то, что договор между Вашингтоном и Боготой будет пересмотрен, минимальны. На саммите А.Урибе дал понять, что достигнутые с США договоренности обратного хода не имеют. В связи с этим можно ожидать только обострения разногласий: если такие бурные международные дебаты вызывает только подписание договора, то, что можно ожидать после его реализации?
Андрей Пятаков
Двусторонняя экономическая интеграция в регионе
Перу – Канада
В августе 2009 г. странами Западного полушария было предпринято несколько важных шагов по двусторонней экономической интеграции. 1 августа вступил в силу договор о свободной торговле между Перу и Канадой. Рынок этой североамериканской страны является одним из самых динамичных в мире и, как и рынки других стран-членов НАФТА, обладает большим потенциалом для перуанской сельскохозяйственной и текстильной экспортной продукции. Кроме того, Канада – вторая страна с наибольшим объемом инвестиций в экономику Перу, особенно в горнодобывающую промышленность. По мнению президента А. Гарсиа, договор о свободной торговле обеспечит рабочими местами сотни тысяч перуанцев и создаст предпосылки для значительного экономического роста страны. По данным Торговой палаты Лимы, на канадский рынок без таможенных пошлин будет поступать около 4 тыс. наименований перуанской продукции.
Одновременно с договором о свободной торговле вступили в силу подписанные ранее соглашения о сотрудничестве в области экологии и трудоустройства. Первое гарантирует, что экспортируемая в Канаду перуанская продукция не представляет угрозы для окружающей среды, а второе направлено на урегулирование осношений с сфере рабочей силы.
В ближайшее время ожидается вступление в силу еще одного важного для Перу торгового соглашения – договора о свободной торговле с Китаем, подписанного в апреле 2009 г. во время визита А. Гарсиа в Пекин. Китай является вторым крупнейшим торговым партнером этой латиноамериканской страны.
Панама – Канада
11 августа 2009 г. в г. Панама президентом Р. Мартинелли и премьер-министром Канады С. Харпером был подписан договор о свободной торговле между двумя странами, который вступит в силу после ратификации парламентами обеих стран. Ожидается, что это произойдет в начале 2010 года. Согласно условиям договора, будет отменено около 90% пошлин на канадский экспорт, остальные будут упразднены в течение последующих 10 лет.
По мнению экспертов, рынок Панамы является привлекательным для канадских товаров и услуг. Основой для экономического роста этой центральноамериканской страны, составившего в 2008 г. 9,2%, стали в первую очередь банковская и транспортная сферы. По прогнозам, ключевую роль в экономике в ближайшие годы будет играть Панамский канал. Среди статей панамского экспорта, востребованных на рынке Канады, преобладают фрукты.
Важным результатом создания зоны свободной торговли с Канадой Р. Мартинелли назвал обеспечение граждан Панамы рабочими местами. Борьба с безработицей была одним из главных пунктов предвыборной программы панамского президента, обеспечивших ему значительную электоральную поддержку.
Договор о свободной торговле с Панамой стал для Канады восьмым соглашением подобного рода за последний год. В ноябре 2008 г. был подписан договор с Колумбией. В ближайшем будущем Канада планирует создать зону свободной торговли с Доминиканской Республикой, Гватемалой, Сальвадором, Никарагуа и Гондурасом.
Бразилия – Мексика
Меры по двусторонней интеграции в регионе также были предприняты двумя латиноамериканскими странами – Мексикой и Бразилией. 17 августа 2009 г. на встрече глав государств Л. И. Лулы да Силвы и Ф. Кальдерона в г. Бразилиа было принято решение о стратегическом альянсе двух государственных нефтяных компаний – Pemex и Petrobras.
На Бразилию и Мексику, крупнейшие экономики региона, приходится почти 70% ВВП Латинской Америки. По мнению глав обоих государств, учитывая эти обстоятельства, уровень двусторонней торговли недостаточен, а решение о сотрудничестве между двумя странами станет началом новой эры в бразильско-мексиканских отношениях.
В рамках стратегического союза Pemex и Petrobras будут осуществляться взаимообмен технологическим и научным опытом, а также совместная деятельность компаний в Мексике, Бразилии и третьих странах. Производство Pemex в первые шесть месяцев 2009 г. сократилось до 2,63 млн баррелей в день (в 2004 г. этот показатель составлял 3,38 млн). В то же время Petrobras в последние годы увеличила производительность. В этой связи Ф. Кальдерон выразил надежду на то, что мексиканский нефтяной гигант сможет воспользоваться положительным опытом бразильских коллег. Мексика планирует повысить рентабельность Pemex, переняв бразильский опыт добычи с глубоководных месторождений нефти.
Следующим шагом по развитию двусторонних отношений должно стать подписание договора о свободной торговле между Мексикой и Бразилией. О соответствующих планах на встрече с представителями предпринимательских кругов в Сан-Паулу объявил Ф. Кальдерон.
Учитывая сложности в создании зоны свободной торговли Америк (АLCA), правительства многих американских стран видят перспективы экономического роста в двусторонней интеграции.
Алексей Чернышев