СЕНТЯБРЬ 2009 ГОДА
- Гонка вооружений в Латинской Америке
- Диверсификация внешней политики Венесуэлы
- Бразилия и Франция: стратегическое партнерство
- Колумбийско-эквадорский диалог
- II саммит стран Южной Америки и Африки
- Коммунистическая партия Кубы и перспективы развития страны
Гонка вооружений в Латинской Америке
В результате демократического транзита, начавшегося в 1970-е годы, в Латинской Америке было покончено с военно-диктаторскими режимами, армия ушла в казармы и в целом воздерживается от участия в политике. Поскольку государства региона свободны от внешней угрозы, основная функция вооруженных сил – защита территориальной целостности и национального суверенитета – сведена к минимуму. Тем не менее, между многими странами существуют исторические территориальные противоречия, происходит борьба за лидерство в региональном и субрегиональном масштабах, сталкиваются между собой различные проекты социально-экономического и политического развития. Нельзя отрицать и наличия межличностных противоречий между руководителями латиноамериканских государств. Для отдельных стран, в первую очередь для Колумбии и в меньшей степени для Перу, характерна внутриполитическая нестабильность, связанная с деятельностью незаконных вооруженных формирований. Все эти факторы не могут не отразиться на существенном росте военных расходов, что позволяет некоторым экспертам говорить о начале очередной гонки вооружений в регионе.
По данным авторитетного Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 2008 г. военные расходы латиноамериканских государств составили 48,1 млрд долларов (34 млрд в постоянных ценах 2005 г.) и выросли на 6% в течение года и на 50% за последнее десятилетие. Сопоставимые данные (47,2 млрд долларов) приводит в своем ежегоднике за 2009 г. и базирующийся в Лондоне Международный институт стратегических исследований (IISS).
По доле военных расходов в ВВП за 2007 г. региональным лидером была Колумбия (4%), далее следовали Чили (3,4%), Эквадор (2,9%), Боливия (1,7%), Бразилия (1,5%), Венесуэла (1,3%), Уругвай (1,3%), Перу (1,2%), Аргентина (0,8%) и Парагвай (0,85%).
В абсолютных цифрах 48% всех затрат на вооружение (23,6 млрд долларов или 15,5 млрд в ценах 2005 г.) приходится на Бразилию, занимающую 12 место в мировом рейтинге, за последнее десятилетие ее военные расходы выросли на 29,9%. Программа перевооружения этой страны Бразилии носит долгосрочный характер. В 2008 г. была разработана новая стратегия национальной обороны, рассматривающая Бразилию как региональную военную сверхдержаву, имеющую глобальные интересы. Разработчики доктрины ставят задачу модернизации вооружения за счет развития собственного военно-промышленного комплекса и ослабления зависимости от иностранных технологий. Укрепление военной мощи предусматривает тесное взаимодействие государства и частного сектора.
Зарубежные эксперты связывают перевооружение Бразилии с целым рядов факторов. Важную роль играют геополитические амбиции Бразилии, стремящейся закрепить статус естественного лидера Латинской Америки и претендующей на место постоянного члена Совета безопасности ООН. Усиления военного присутствия требуют и новые разведанные запасы нефти в территориальных водах страны. Часть национальной территории, в первую очередь, Амазония, считается уязвимой. Усиление военного присутствия в какой-то мере связано с беспокойными соседями, в первую очередь, с деятельностью Революционных вооруженных сил Колумбии и опасностью распространения вооруженного конфликта на бразильскую территорию, в меньшей степени – с накачиванием военных мускулов Венесуэлы. В числе причин эксперты называют также постоянные столкновения между землевладельцами и коренным населением, проживающим в индейских резервациях, потенциальную угрозу иностранных государств, возможное нарушение экологического баланса и необходимость охраны окружающей среды. Срочной модернизации требует и устаревшая система контроля безопасности авиаперевозок, допустившая ряд крупных аварий с человеческими жертвами.
Особое внимание бразильское правительство уделяет военно-воздушным силам. На эти цели до 2012 г. планируется потратить 8,7 млрд долларов. В последнее время Бразилия закупила у Израиля восемь беспилотных самолетов стоимостью 4 млн долларов каждый. Особенно успешно развивается военно-техническое сотрудничество с Францией. В сентябре 2009 г. Бразилия и Франция подписали масштабное соглашение о поставке вооружений на сумму 12,3 млрд долларов. Франция окажет содействие Бразилии в производстве первой атомной подводной лодки водоизмещением 6 тыс. тонн, которая, как сообщил министр обороны Бразилии Н. Жобим, будет введена в строй в 2012 году.
Предусматривается также поставка четырех спроектированных во Франции дизель-электрических подводных лодок и 50 вертолетов EC-725. Франция намерена закупить 10 бразильских военно-транспортных самолетов, а Бразилия – 36 французских истребителей «Рафаль». Хотя Бразилия подписала договор Тлателолко о нераспространении ядерного оружия в Латинской Америке, время от времени у этой страны проявляются ядерные амбиции. Так, в сентябре 2009 г. вице-президент Ж.Аленкар заявил о необходимости иметь ядерное оружие для защиты границ и нефтяных месторождений. Администрация президента не опровергла указанное заявление, однако отметила, что оно выражает частное мнение одного из руководителей государства. (В настоящее время Бразилия располагает двумя атомными электростанциями, третья вступит в строй в 2014 году).
Второе место по военным расходам занимает Колумбия (6,57 млрд долларов в ценах 2005 года). За прошедшее десятилетие ее затраты на эти цели выросли на 142%. Основным партнером этой страны являются Соединенные Штаты. Расширение военного сотрудничества между США и Колумбией связано в первую очередь с внутриполитическими факторами. В соответствии с Планом «Колумбия», начиная с 2000 г. США выделили этой латиноамериканской стране более 6 млрд долларов на борьбу с наркомафией, леворадикальными и ультраправыми незаконными вооруженными формированиями. США предоставляет одному из ближайших своих союзников новейшее вооружение, в нынешнем десятилетии численность колумбийской армии и полиции выросла с 279 до 400 тыс. человек, в результате нынешнему правительству удалось добиться заметного ослабления насилия.
В ближайшее время предполагается подписать договор о сотрудничестве в области обороны и безопасности между Колумбией и США, в соответствии с которым на семи колумбийских базах смогут разместиться до 800 военнослужащих США и 600 гражданских специалистов из Пентагона и служб безопасности. Договор будет заключен на 5 лет и предполагает инвестиции США на модернизацию баз в размере 5 млрд долларов. Как сообщает министерство обороны Колумбии, активизация сотрудничества связана с «усилением борьбы с наркотрафиком, терроризмом и другими преступлениями транснационального характера» и ни в коей мере не угрожает третьим странам. (Обвинения в наличии каких-либо экспансионистских или широкомасштабных планов расценивается лишь как плод заидеологизированного воображения).
Непосредственным поводом для принятия подобного решения стали закрытие военной базы США в соседнем Эквадоре и необходимость срочно перевести самолеты, технику и разведывательное оборудование. Среди внешнеполитических аспектов нельзя не учитывать стратегически выгодное географическое положение Колумбии, которая омывается как Атлантическим, так и Тихим океанами. Немаловажным фактором является и ситуация в Венесуэле, которая производит крупные закупки оружия. В результате между соседними странами идет гонка вооружений, вызывающая взаимные опасения.
В 2008 г. по сумме военных расходов и их удельному весу в ВВП (около 2 млрд долларов в ценах 2005 г.) Венесуэла существенно уступала Колумбии, однако в результате массовых закупок оружия У.Чавесом разрыв между этими странами стремительно сокращается. Основным поставщиком вооружения для Венесуэлы является Россия. Начиная с 2005 г. Венесуэла приобрела оружия более на 4,4 млрд долларов, в том числе 24 самолета «Сухой» и 100 тыс. автоматов Калашникова. С учетом закупок в Белоруссии, Китае и Испании за три года Венесуэла потратила на вооружение около 7 млрд долларов. Во время визита У.Чавеса в Россию в сентябре 2009 г. достигнута договоренность о предоставлении Венесуэле кредита в 2,2 млрд долларов, который будет потрачен на приобретение 92 танков Т-72, системы залпового огня «Смерш» и зенитно-ракетных комплексов «Антей». Обсуждалась возможность и поставки других видов вооружения, в частности, новых БМП. Венесуэльское руководство объясняет модернизацию вооруженных сил необходимостью усиления оборонительного потенциала страны, вокруг которой, «смыкается кольцо блокады». Зарубежные эксперты – стремлением У.Чавеса установить свою гегемонию на континенте.
Выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2009 г., президент Колумбии А.Урибе подверг резкой критике гонку вооружений в Латинской Америке. До этого в ряде стран региона, в том числе и в Венесуэле, были организованы массовые акции протеста под лозунгом «Хватит Чавеса». В свою очередь, сторонники венесуэльского президента развернули пропагандистскую кампанию против усиления американского присутствия в Колумбии и за ликвидацию всех иностранных военных баз на территории Латинской Америки.
Среди «боливарианских» стран активно вооружается Эквадор, военные расходы которого за 10 лет удвоились и достигли 1,4 млрд долларов в ценах 2005 года. После прихода к власти президент Боливии Э.Моралес. по его словам, «обнаружил разоруженную армию». (в течение предыдущего десятилетия военные расходы этой страны не увеличивались и составили в 2008 г. 175 млн долларов). Для обеспечения обороноспособности Боливия приняла решение закупить у России вооружение на сумму 100 млн долларов.
Наряду с Бразилией и Колумбией сильной армией традиционно обладает Чили. В 2008 г. военные расходы этой страны составили 4,8 млрд долларов в ценах 2005 года. Это третье место в регионе и наиболее высокий показатель с учетом количества населения. По мнению британского военного эксперта Р.Мункса, постоянно модернизирующаяся чилийская армия, оснащенная голландскими истребителями и британскими фрегатами, является наиболее передовой во всей Латинской Америке, что вызывает определенную озабоченность в Перу, которое обладает гораздо меньшим экономическим потенциалом, однако старается не отстать от своего исторического соперника.
В качестве положительных примеров эксперты приводят Аргентину и Уругвай. С учетом горького опыта военных диктатур первая выделяет на военные нужды минимальную долю ВВП, второй направляет основную часть воинского контингента на поддержание миротворческих операции ООН.
В рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR), включающего 12 стран региона, действует Южноамериканский совет обороны, цель которого – укреплять меры доверия и безопасности, проводить совместные учения, повышать боеспособность и осуществлять гуманитарные акции в случае природных бедствий и катастроф. Очевидно, что обороноспособность региона должна соответствовать принципу разумной достаточности, а чрезмерная гонка вооружений приводит к росту взаимного недоверия и может спровоцировать локальные и субрегиональные конфликты. (Сравнительно недавний пример – рейд колумбийской армии на территорию Эквадора с целью уничтожения отряда боевиков Революционных вооруженных сил Колумбии, вызвавший резкое осложнение отношений Колумбии с Венесуэлой, Эквадором и Никарагуа, попытку направить венесуэльский воинский контингент на колумбийскую границу и обострение давних противоречий относительно морской границы между Колумбией и Никарагуа).
Высокие затраты на вооружение отвлекают и без того скудные ресурсы, необходимые для решения острых социальных проблем.
Збигнев Ивановский
Диверсификация внешней политики Венесуэлы
В последнее время президент Венесуэлы У.Чавес значительно активизировал внешнеполитическую деятельность, которая не ограничивается сотрудничеством с «боливарианскими» странами, входящими в ALBA, и государствами латиноамериканского континента. Внимание венесуэльского лидера все чаще привлекают другие потенциальные партнеры, особенно те, кто имеет те или иные противоречия с Соединенными Штатами.
В начале сентября У. Чавес посетил ряд африканских и азиатских стран. Главной целью визита должны стать укрепление двусторонних отношений с традиционными партнерами (Ливия, Алжир и Иран), расширение сотрудничества с Сирией и Туркменистаном и поиск новых партнеров среди государств Африканского союза.
В Триполи У.Чавес принял участие в торжествах по случаю 40-летия Ливийской революции и прихода М.Каддафи к власти. Во время переговоров венесуэльский и ливийский лидеры отметили успешную реализацию договоренностей, закрепленных в генеральном соглашении от 2006 года. Обе страны активно сотрудничают в рамках ОПЕК и готовы развивать взаимовыгодное партнерство по линии Юг-Юг. Договор 2006 г. создал правовую базу для эффективного развития двусторонних отношений в сфере торговли, взаимных инвестиций, здравоохранения, охраны окружающей среды, культуры и образования, однако основой сотрудничества по-прежнему остается нефть.
Важную роль в диверсификации внешнеполитических связей Венесуэлы сыграло участие У. Чавеса в саммите Африканского союза, на котором венесуэльский лидер высказался за укрепления связей между Африканским союзом и Союзом южноамериканских наций (UNASUR). В качестве инструмента для налаживания диалога был назван совместный саммит двух интеграционных объединений, который пройдет с 26 по 27 сентября на о. Маргарита (Венесуэла). Президент Венесуэлы предложил африканским лидерам создать совместный банк и Университет Юга, а также разработать меры для обеспечения продовольственной безопасности. Во время саммита У. Чавес провел двусторонние переговоры с несколькими африканскими лидерами.
3 сентября У. Чавес посетил Алжир, где встретился с президентом А.Бутефликой. В рамках «дорожной карты» двустороннего сотрудничества венесуэльский лидер предложил Алжиру создать совместное предприятие с венесуэльской компанией PDVSA по добыче и разработке нефтяных запасов в бассейне р. Ориноко. Оба лидера признали перспективной кооперацию между странами для повышения качества продукции. Были рассмотрены также перспективные направления сотрудничества в области добычи газа, нефтехимии, рыбной промышленности и туризма.
Отношения между Венесуэлой и Алжиром развиваются на основе базового соглашения от октября 2007 г., которое включает меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между государственными нефтяными компаниями «Sonatrach» и PDVSA и Алжирским институтом нефти (IAP) по совместной разведке и добыче нефти и оказанию помощи Алжиру в подготовке и повышении квалификации кадров. В промышленной сфере проводятся совместные консультации и осуществляется обмен информацией по сертификации продукции.
4 сентября У.Чавес прибыл в Сирию. По итогам переговоров с президентом Б.Асадом были подписаны договоры, связанные с сотрудничеством двух стран в области нефтепереработки. Основным объектом станет строительство в Сирии нефтеперерабатывающего завода, который будет перерабатывать до 200 тыс. баррелей в день. В 2013 г. планируется ввести завод в эксплуатацию. Венесуэла собирается расширить экспорт в Сирию кукурузы, риса, стали и алюминия. Предусматривается начать в Сирии вещание контролируемого Венесуэлой канала «Telesur» с последующим его выходом на другие страны Ближнего Востока. Обе стороны проявили интерес к созданию совместных сельскохозяйственных предприятий с учетом экономической взаимодополняемости двух стран. В ходе переговоров У. Чавес высказал идею о поставках сирийского оливкового масла в Венесуэлу с последующей его реализацией в латиноамериканском регионе. Было принято решение о создании межправительственной комиссии для оценки уровня двусторонних отношений, совместной выработки предложений по развитию взаимовыгодных форм сотрудничества и контроля над их осуществлением.
Традиционным партнером и союзником Венесуэлы на Среднем Востоке является Иран. Первый визит У.Чавеса в эту страну состоялся в 2001 году. В 2005 г. было подписано 26 соглашений о сотрудничестве в области энергетики, природного газа, нефтехимии, морского транспорта, тракторостроения и сельского хозяйства, в 2006 г. – еще 182 соглашения о сотрудничестве в энергетике, промышленности, военно-техническом, социальном и финансовом секторах, в частности, о создании смешанных предприятий при участии венесуэльской компании PDVSA и иранской «Petropars».
В ходе нынешнего, восьмого по счету, визита был подписан договор о поставках в Иран, начиная с октября 2009 г., 20 тыс. баррелей венесуэльского бензина. Предполагаемые доходы (800 млн долларов) предполагается потратить на развитие совместных проектов. Венесуэла также получит доступ к современным технологиям и оборудованию. Другим важным пунктом соглашения стало учреждение банка для финансирования совместных проектов. В течение месяца Венесуэла и Иран должны внести в его фонд по 100 млн долларов. Иранская сторона проявила интерес к привлечению PDVSA к разработке двух нефтяных и двух газовых месторождений в Иране. В числе других примеров сотрудничества можно назвать строительство в Венесуэле первого совместного предприятия – тракторного завода. Обе страны активно используют «энергетическую дипломатию» и осуществляют кооперацию в рамках ОПЕК.
У.Чавес – активный сторонник создания Организации стран-экспортеров газа, подобной ОПЕК, в которую, по его мнению, могли бы войти Венесуэла, Россия, Иран и другие крупнейшие производители газа. Эта идея была озвучена во время встречи венесуэльского президента со своим туркменским коллегой Г.Бердымухаммедовым. Обе стороны назвали состоявшийся визит историческим и выразили надежду, что он послужит прорывом в развитии двусторонних отношений и взаимовыгодного сотрудничества.
8 сентября У. Чавес неожиданно прибыл на Венецианский кинофестиваль, где присутствовал на премьере документального фильма американского режиссера О. Стоуна «К югу от границы», где рассказывается о преобразованиях, происходящих в Венесуэле. Венесуэльский лидер отдал дань уважения таланту О. Стоуна и выразил уверенность в том, что благодаря фильму «боливарианский проект» станет более известным во всем мире.
Активизация отношений с африканскими и азиатскими странами связана со стремлением У.Чавеса диверсифицировать внешнеэкономические связи и отказаться от зависимости от США. Поскольку основной статьей дохода Венесуэлы является экспорт нефти, принимаются меры для поддержания стабильно высоких мировых цен на углеводороды. С этой целью Венесуэла проводит активную «нефтяную дипломатию» как в формате ОПЕК, так и вне его рамок по поводу выработки единой ценовой политики и взаимовыгодного сотрудничества в области добычи и переработки нефти.
Немаловажную роль играют и политические факторы. Поскольку «боливарианская революция», ориентированная на «социализм XXI века», строится на антиамериканизме, руководство страны укрепляет отношения со странами третьего мира, в той или иной мере находящимися в конфронтации с США. Под эгидой создания многополярного мира венесуэльский лидер планомерно поддерживает правящие режимы Ирана, Ливии, Сирии и других стран, квалифицируемых Вашингтоном как авторитарные. Ради получения политических дивидендов и популяризации идеалов «боливарианской революции» внутри страны и за рубежом У.Чавес готов идти на серьезные экономические уступки.
На завершающем этапе своего мирового турне У. Чавес посетил Белоруссию и Россию. Это уже четвертый визит венесуэльского президента в Минск и восьмой в Москву. В Минске не было подписано новых экономических соглашений, однако были тщательно проработаны различные аспекты уже действующих договоров, в частности, стороны договорились о бартерном обмене белорусского молока на венесуэльский кофе. В начале 2010 г. в Венесуэле должен начать работу завод по сборке автобусов и грузовиков, при этом Белоруссия передает соответствующие технологии. В целом отношения между этими странами строятся по принципу взаимодополняемости. Так, в обмен на строительство агрогородков, Венесуэла открывает Белоруссии доступ к нефтяным скважинам. С этой целью создано совместное предприятие «Petrolera BeloVenesolana». Осуществляется и сотрудничество в области газификации венесуэльских городов. Обе страны реализуют около 70 совместных проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, научно-технического сотрудничества, жилищного строительства и других.
Во время визита У. Чавеса в Россию были достигнуты договоренности по обсуждавшимся ранее проблемам. Было принято окончательное решение о создании до конца 2009 г. для финансирования совместных проектов российско-венесуэльского банка с уставным капиталом в размере 4 млрд долларов. До конца текущего года Россия и Венесуэла договорились о создании совместного нефтедобывающего предприятия в блоке Хунин-6 на базе венесуэльской PDVSA и российских корпораций «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» . Ожидается, что оно будет производить 450 тыс. баррелей тяжелой нефти в день. По словам министра энергетики и нефти Венесуэлы Р. Рамиреса, долгосрочные инвестиции в данный проект достигнут 20 млрд долларов. В остальных блоках сохраняется монополия PDVSA. По информации ИТАР-ТАСС, за право участия в разработке данного месторождения российский нефтяной консорциум выплатит Венесуэле нефтяной бонус в размере 1 млрд. долларов. Начало переговоров о создании альянса положено в первой половине 2008 г. по время визита в Каракас вице-премьера правительства России И. Сечина. В целом Венесуэла неохотно предоставляет права иностранным корпорациям на разработку нефтяных месторождений.
Потенциальные запасы нефти в бассейне р. Ориноко позволят добывать до 2,8 млн баррелей в день. В настоящее время объявлен тендер на разработку месторождений в блоке Карабобо объемом 250 тыс. баррелей в день, в котором участвует ряд ТНК.
В рамках военно-технического сотрудничества Москва выделила Каракасу кредит в размере 2,2 млрд долл. на приобретение российской военной техники. (На Венесуэлу приходится 14% военно-технического экспорта России, с 2005 по 2007 г. было подписано 12 контрактов на сумму от 2 до 4 млрд долларов).
Во время визита поднимались и политические вопросы. В Минске У.Чавес выступил с предложением создать «новый союз республик», а в Москве предложил России принять участие в предстоящем VII саммите АLBA в качестве наблюдателя. (На данный момент подобным статусом обладают Уругвай, Парагвай, Иран и Гаити).
Важным политическим итогом визита в Москву стало заявление У. Чавеса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Большинство российских и зарубежных СМИ расценивает этот жест как компенсацию за выгодные контракты, подписанные с Россией. Высший законодательный орган – Национальная ассамблея – поддержал эту инициативу президента и считает, что принятое решение свидетельствует о независимости внешнеполитического курса страны и соответствует новым реалиям многополярного мира.
Егор Прусов
Андрей Пятаков
Бразилия и Франция: стратегическое партнерство
7 сентября по случаю празднования в Бразилии 187-ой годовщины независимости от португальского владычества эту страну посетил президент Франции Н. Саркози.
Главной темой переговоров между главами государств стало военное сотрудничество. Бразилия готова потратить на модернизацию своих вооруженных сил беспрецедентную сумму в размере 12,3 млрд долларов, при этом 9 млрд будут израсходованы на закупку военной техники – четырех подводных лодок и 50 вертолетов. Кроме того, предполагается строительство корабельных верфей и заводов по сборке вертолетной техники. В стратегические планы Бразилии входит превращение в ведущую военно-морскую державу региона (в настоящее время первенство в этой области принадлежит Венесуэле и Колумбии). Уже сейчас южноамериканский гигант может стать единственным в Латинской Америке обладателем атомной подводной лодки. В свете международных скандалов, разворачивающихся вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи, это еще и демонстрация политической независимости Бразилии.
Развивая сотрудничество с Францией, Бразилия преследует не только военные и политические, но и экономические цели, в частности, заботится о своей энергетической безопасности. В последние годы государство отдает приоритет разведке новых нефтяных и газовых месторождений в континентальном шельфе Атлантического океана. Не исключено, что новая военно-морская техника будет предназначена для патрулирования прибрежных зон, где ведется добыча углеводородов. (Стратегические запасы в Атлантике, по оценкам специалистов, могут составить порядка 50 млрд баррелей нефти, подтвержденные запасы углеводородов – 16 млрд баррелей).
Вместе с тем нельзя исключать и собственно военные мотивы модернизации Бразилии. Интенсификацию бразильско-французского сотрудничества можно рассматривать как противовес присутствию Четвертого флота США в Южной Атлантике и расширению американского контингента на военных базах Колумбии.
Помимо этого, велись переговоры о закупке 36 истребителей французского производства на сумму в 5 млрд долларов. Если эта сделка состоится, Франция станет ведущим партнером Бразилии в военно-технической сфере и окончательно вытеснит с бразильского рынка вооружений США и Швецию. Последние не раз предлагали заключить контракт на поставки Бразилии своей военной техники. Предпочтение французского предложения обусловлено готовностью Франции не только продавать технику, но и передавать технологии, что является непременным условием бразильской стороны. Для других потенциальных партнеров подобное условие оказалось неприемлемым.
Франция в свою очередь планирует купить у бразильской авиастроительной фирмы «Embraer» 10 военно-транспортных самолетов. Выход на европейский рынок позволит стимулировать развитие бразильской военной промышленности, поскольку ее продвижение в Латинской Америке встречает сопротивление со стороны США. (Так, в период администрации Дж. Буша-младшего Вашингтон наложил вето на продажу Венесуэле аналогичных самолетов бразильского производства, поскольку в их производстве использовались американские технологии).
Внимание аналитиков было приковано и к масштабам военно-технического сотрудничества двух стран. Отмечают, что это крупнейшая сделка в сфере обороны, заключенная Бразилией со времен окончания Второй мировой войны. При помощи Франции, подчеркивает британское информационное агентство BBC, Бразилия сможет стать одной из мировых военных держав: по данных международных исследовательских центров, на ее долю уже приходится около половины всех расходов на вооружение. Комментируя военные закупки южноамериканского гиганта, советник президента Бразилии по внешнеполитическим вопросам делам М.Гарсиа отрицает, что рост военного арсенала и развитие военной инфраструктуры страны, а также закупки оружия и военной техники такими странами, как Венесуэла, могут спровоцировать гонку вооружений в регионе. Выступая в Палате депутатов Национального конгресса, он заявил, что Бразилия, как и Венесуэла, заинтересована в замене устаревшего военного арсенала. Безусловно, мотивация необходимости модернизации имеет под собой реальную основу, но сказать о том, что она является определяющей, все-таки нельзя.
В повестку встречи двух президентов входило и обсуждение перспектив реформирования таких международных институтов, как Совет безопасности ООН, Международный валютный фонд и Группа Восьми (G-8). Этой тематике была посвящена специальная совместная декларация, в которой президенты предложили, в частности, расширить группу G-8. По их мнению, наиболее приемлемым международным форумом должен стать формат встреч G-20, объединяющий 20 ведущих экономик мира. Президент Франции поддержал инициативу расширения Совета безопасности ООН и высказался за включение Бразилии в этот руководящий орган.
Андрей Пятаков
Колумбийско-эквадорский диалог
23 сентября 2009 г. в Нью-Йорке завершились переговоры между министром иностранных дел Колумбии Х.Бермудесом и его эквадорским коллегой Ф.Фалькони, принимавшими участие в работе сессии Генеральной ассамблеи ООН. Богота и Кито пришли к соглашению обменяться поверенными в делах, что может рассматриваться как первый формальный шаг на пути восстановления полноценных дипломатических отношений, разорванных в марте 2008 г. по инициативе Эквадора.
Важную роль в организации этого диалога сыграли Организация американских государств (ОАГ) и Центр Дж.Картера. В результате напряженных переговоров удалось достигнуть определенного компромисса. В совместном коммюнике, подписанном руководителями дипломатических ведомств двух стран, Колумбия отказывается от осуществления военных операций на территории соседнего государства, а Эквадор подтверждает свою решимость не допускать присутствия колумбийских незаконных вооруженных формирований и в случае необходимости отразить любое вооруженное вторжение, в том числе и с применением силы. Кроме того, оба правительства обязались возобновить работу двусторонней комиссии по пограничным вопросам с участием представителей гражданских властей, военных и полиции, что поможет предотвратить возможные инциденты и активизировать диалог между администрацией обеих стран. Для практической реализации достигнутых договоренностей в течение двух недель будут созданы рабочие комиссии, занимающиеся проблемами безопасности, борьбой с преступностью, развитием приграничного сотрудничества и решением деликатных вопросов, препятствующих полной нормализации двусторонних отношений.
Колумбию и Эквадор разделяет граница протяженностью 640 км. Труднопроходимая сельва создает благоприятные условия для бесконтрольного перемещения леворадикальных партизан и наркодилеров, создающих проблемы для обеих сторон. Поводом для разрыва дипломатических отношений стало нападение колумбийских силовых структур на лагерь Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), находившийся на территории Эквадора в нескольких километрах от границы. В результате рейда погибли 25 человек, в том числе один из лидеров партизан Р.Рейес, один эквадорский и три мексиканских гражданина. Колумбийцам удалось захватить компьютер боевиков, содержащий конфиденциальную информацию.
После этой акции и без того непростые двусторонние отношения обострились до предела. Колумбия обвинила Эквадор в оказании помощи террористам и в участии FARC в финансировании избирательной кампании Р.Корреа. В свою очередь, эквадорская сторона выдвинула обвинения против Боготы в незаконной фумигации приграничных территорий во время уничтожения посевов коки и мака, в гибели эквадорского гражданина во время бомбардировки и потребовала выдачи и привлечения к суду бывшего министра обороны и одного из потенциальных кандидатов в президенты Х.М.Сантоса.
Хотя на пути восстановления полноценных отношений между соседними государствами, придерживающимися различных моделей социально-политического развития (президент Эквадора Р.Корреа – сторонник боливарианского «социализма ХХI века» – ориентируется на Венесуэлу, в то время как правоцентристское правительство А.Урибе является одним их наиболее близких союзников США) остается немало подводных камней, итоги переговоров получили высокую оценку среди политических элит, академического сообщества и предпринимательских кругов. Нельзя не согласиться с мнением генерального секретаря ОАГ Х.М.Инсульсы, отметившим, что достигнутые договоренности означают огромный прогресс и являются обнадеживающими для двусторонних отношений между Эквадором и Колумбией. Можно надеяться, что это будет первым шагом на пути полной нормализации дипломатических связей между братскими странами.
Збигнев Ивановский
II саммит стран Южной Америки и Африки
C 25 по 27 сентября на острове Маргарита (Венесуэла) состоялся саммит Южной Америки и Африки (ASA), в работе которого приняли участие главы 49 африканских и 12 южноамериканских стран (предыдущая встреча состоялась в г. Абудже, Нигерия, в 2006 году). По итогам мероприятия принята совместная резолюция и подписан ряд соглашений по экономическому сотрудничеству. Цель саммита – наладить взаимовыгодные связи между двумя континентами по линии Юг-Юг в области образования, сельского хозяйства, рационального использования водных ресурсов, борьбы с голодом, активизировать сотрудничество в сфере экономики и туризма и создать двусторонние рабочие группы для решения текущих вопросов.
Одной из основных тем обсуждения стала продовольственная безопасность. Во время дискуссии президент Бразилии Л.И. Лула да Силва высказал мысль о том, что африканский континент обладает достаточным потенциалом для превращения в мирового экспортера сельскохозяйственной продукции. По его мнению, для достижения этой цели необходимо развивать взаимовыгодную торговлю и обеспечить беднейшим странам рынки сбыта. В свою очередь, Венесуэла заключила ряд двусторонних договоров в данной области. Боливарианская республика обязуется оказывать содействие Организации продовольствия и сельского хозяйства ООН и принимать непосредственное участие в строительстве и модернизации ирригационной инфраструктуры в Африке. Предусматривается также выделение грантов на обучение и стажировку африканских агрономов и на обмен специалистами.
Участники саммита заявили о необходимости реформирования Совета безопасности ООН, структура которого, по их мнению, не отражает современной расстановки политических сил в мире. Для устранения существующего дисбаланса прозвучали призывы к расширению состава СБ за счет развивающихся стран Латинской Америки и Африки и трансформации его в более демократичный, открытый, представительный и эффективный инструмент, способный реагировать на новые политические вызовы.
Президент Ливии М. Каддафи предложил объединить усилия двух регионов и создать собственный военно-политический блок в качестве альтернативы НАТО. Эта идея нашла поддержку у У. Чавеса, в очередной раз назвавшего США главной угрозой для Южной Америки и Африки.
При практической реализации этой идеи ее сторонникам придется столкнуться с разным уровнем подготовки и технического оснащения южноамериканских и африканских армий, множеством неурегулированных конфликтов и крайне нестабильной ситуацией на Черном континенте. Поскольку данный проект не нашел поддержки у региональных лидеров – Бразилии и ЮАР, его практическая реализация в ближайшей перспективе маловероятна. На данном этапе вместо создания общей структуры стороны договорились наладить диалог между Советами министров обороны Союза южноамериканских наций (UNASUR) и Африканского союза.
В рамках саммита Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай и Эквадор подписали соглашение о создании Банка Юга. Этот проект, инициированный еще в 2007 г., должен способствовать социально-экономическому развитию и сохранению экологии UNASUR, а также обеспечить финансирование различных программ за пределами региона, содействовать укреплению интеграции, сокращению неравенства и более справедливому распределению инвестиций между странами-участницами.
Размер уставного капитала Банка Юга составит 20 млрд долларов. Аргентина, Бразилия и Венесуэла внесут по 2 млрд долларов, Эквадор и Уругвай – по 400 млн, Боливия и Парагвай – по 200 млн, Гайана и Суринам – по 100 млн, Колумбия, Перу и Чили – от 400 млн до 2 млрд долларов. В перспективе вновь созданный банк может финансировать различные совместные проекты по линии Юг-Юг.
Во время саммита Венесуэла заключила двусторонние соглашения с рядом африканских стран. Достигнута договоренность о поставке 700 тыс. тонн бензина в Мавританию, со Сьерра-Леоне, Мали, Нигером и Намибией подписаны договоры о сотрудничестве в горнодобывающей промышленности, предусматривающие создание совместного предприятия по разведке месторождений, сертификации и добыче полезных ископаемых. Помимо этого, Венесуэла и Сьерра-Леоне намерены сотрудничать в области науки, технологии и телекоммуникаций, достигнуто соглашение о партнерстве между государственными нефтегазовыми компаниями PDVSA (Венесуэла) и PetroSA (ЮАР) о совместной разработке нефтяного месторождения Quiamare-La Ceiba в Венесуэле, запасы которого составляют приблизительно 170 млн. баррелей.
Участники саммита обсудили события в Гондурасе и потребовали немедленного и безоговорочного возвращения к власти законного избранного главы государства М. Селайи и обеспечения безопасности посольства Бразилии в Тегусигальпе, на территории которого находится смещенный президент. Лидеры стран-участниц выразили солидарность с Зимбабве и Кубой и призвали США прекратить их экономическую блокаду.
Было достигнуто соглашение о начале вещания с октября сего года канала «Telesur» в Мозамбике, Анголе и Гвинее-Бисау, а затем и в других африканских странах. Обмену информацией и межнациональному сотрудничеству будет способствовать и создаваемое Радио Юга. Лидеры стран двух регионов поддержали кандидатуру Рио-де-Жанейро в качестве столицы летней олимпиады 2016 г. и договорились о проведении спортивных соревнований между Африкой и Южной Америкой.
Во время встречи на высшем уровне неоднократно подчеркивалась необходимость перейти от слов к делу и разработать стратегическую программу сотрудничества и интеграции двух регионов на 2010-2020 годы. Следующий саммит лидеров двух континентов намечено провести в Ливии в 2011 году.
Наиболее тесные отношения с африканскими партнерами существуют у Бразилии, Аргентины и Венесуэлы. С 2002 по 2008 г. товарооборот Бразилии с Африкой (в основном продовольствие и некоторые промышленные товары) увеличился с 5 до почти 26 млрд долларов и составляет 7% от общего объема внешней торговли страны. После прихода к власти Л.И. Лулы да Силвы Бразилия вложила более 4 млрд долларов в развитие сельского хозяйства в Африке и предложила своим африканским партнерам выращивать зерновые для совместного производства биотоплива.
Доля африканских стран во внешней торговле Аргентины составляет 3,5% (свыше 3 млрд долларов в год), основные ее партнеры – ЮАР, Ангола и некоторые государства Северной Африки. Южноамериканская страна имеет положительное сальдо торгового баланса, в прошлом году аргентинский экспорт (главным образом, сельскохозяйственные товары) превысил 2 млрд долларов. Как показывает исследование, проведенное посольством ЮАР в Буэнос-Айресе, при снятии всех ограничений эта африканская страна могла бы существенно расширить ассортимент поставляемой продукции.
Торговля Венесуэлы с Африкой минимальна, поскольку нефть в большинстве случаев поставляется в пределах континента из стран Северной Африки и Анголы, в то время как машины, оборудование и продукты питания импортируются Венесуэлой из Северной и Южной Америки. Вместе с тем Венесуэла как один из основателей ОПЕК, включающей и африканские страны Алжир, Анголу, Ливию и Нигерию, готова привлечь их к разведке нефтегазовых месторождений на своей территории. Одновременно ЮАР пригласила Каракас участвовать в строительстве завода и объектов хранения топлива на территории своей страны.
Егор Прусов
Коммунистическая партия Кубы
и перспективы развития страны
Центральное место в политической системе Кубы занимает компартия. В соответствии со статьей 5 Конституции 1976 г., реформированной в 1992 г., КПК основывается на принципах марксизма-ленинизма и на взглядах Х.Марти и является «организованным авангардом кубинского народа, высшей руководящей силой общества и государства, которая организует и направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу». По ориентировочным данным, численность компартии составляет около 800 тыс. человек, а контролируемой ей наиболее массовой организации – Комитетов защиты революции – 7,6 млн, т.е. включает практически все взрослое население страны. Как и в бывших социалистических странах, на Кубе произошло сращивание партийного и государственного аппарата и смешение соответствующих функций, однако в симбиозе «партия – государство» в условиях существующего режима на первый план выходит государственная бюрократия, в то время как роль партии ограничивается мобилизационной функцией. Хотя по уставу съезд как высший руководящий орган партии проводится раз в пять лет, а в промежутках между съездами для разработки стратегической линии и избрания руководящих органов созывается Национальная конференция, высшие партийные форумы не проводились с 1997 г., а конференции не созывались никогда.
После официальной передачи власти Р.Кастро были предприняты попытки активизировать роль партии в выработке дальнейшей стратегии развития. Свидетельством этому должен был стать VI съезд партии, намеченный на вторую половину нынешнего года. Ожидалось, что партийный форум внесет существенные коррективы в действующую социально-экономическую модель и определит перспективы развития кубинского общества. Тем не менее, 1 августа 2009 г. руководством страны объявлено о переносе съезда на неопределенный срок и о созыве Национальной партийной конференции.
Это решение связано с целым рядом объективных и субъективных факторов, в первую очередь, с отсутствием консенсуса среди кубинского руководства по поводу ответов на вызовы, стоящие перед страной, и с необходимостью срочно искать выход из осложнившейся ситуации. В условиях мирового экономического кризиса только по официальным данным темпы роста экономики снизятся с 2,5 до 1,7%. Сокращение поступления валютных ресурсов негативно отразится на импорте, в первую очередь, на снабжении населения продуктами питания. (Куба, несмотря на благоприятные климатические условия, импортирует более 80% продовольствия). До настоящего времени не ликвидированы последствия стихийных бедствий: в прошлом году ущерб, нанесенный ураганами экономике страны в целом и особенно сельскому хозяйству, составил 10 млрд долларов. Продовольственная проблема осложняется и отказом кубинских крестьян сдавать продукцию по фиксированным ценам, поскольку только в 2008 г. государство задолжало сельскохозяйственным производителям более 192 млн песо (8 млн долларов), в текущем году задолженность продолжает увеличиваться. Раздаются призывы выращивать сельскохозяйственную продукцию в пригородах, в то время как значительная часть плодородных земель не обрабатывается, а выращенный урожай часто остается на полях.
В сложившейся ситуации нынешнее руководство страны не в состоянии обеспечить имеющиеся широкие социальные гарантии. По всей вероятности, государство сохранит гарантированные конституцией бесплатное образование, здравоохранение и социальное обеспечение и будет вынуждено отказаться от субсидирования транспорта и продуктов, выдаваемых по карточкам, что составляет, по некоторым оценкам, 350 млн долларов. В сентябре в ряде организаций уже объявлено об отмене бесплатных или субсидируемых обедов по месту работы. Очередной мерой может стать создание единой денежной системы (в данный момент параллельно функционируют кубинский песо, используемый для оплаты крайне ограниченного количества товаров и услуг, и валютный песо, заменивший запрещенный доллар).
Остается открытым и вопрос о степени либерализации социально-экономической и политической жизни. Сам Р. Кастро, выступая на заседании Национальной ассамблеи народной власти, заявил: «Мы полностью согласны с теми, кто обратил внимание руководства страны на чрезмерное число запретов, приносящих скорее вред, чем пользу. Большинство из этих запретов в свое время были полезны и справедливы, но сейчас многие из них стали излишними».
Пока этот процесс носит крайне ограниченный характер. За время правления Р.Кастро разрешена свободная продажа электробытовых товаров, мобильных телефонов и компьютеров, отменен закон, запрещавший кубинцам останавливаться в отелях для иностранцев, крестьяне получили возможность обрабатывать пустующие земли. Среди последних мер можно назвать разрешение использовать частные автомобили в качестве такси и расширение доступа в интернет. (Теоретически во всемирную сеть можно выйти на почтовых отделениях, однако на практике этот процесс осложняется низкой пропускной способностью серверов, высокой стоимостью, сопоставимой с официальной среднемесячной зарплатой, и ограничением доступа к зарубежным сайтам).
Очевидно, что одна из самых актуальных кадровых проблем партии – это необходимость обновления руководства. Несмотря на официальные заявления об активной роли в обществе «детей и внуков революции», ключевые посты в партии и государстве занимают исторические лидеры преклонного возраста. Нынешний состав высших органов партии избран 12 лет назад, многие представители руководства давно поменяли место работы, уволены со своих постов или ушли в мир иной. Тем не менее, после реорганизации правительства в марте 2009 г., связанной с отставкой руководителей среднего поколения, существуют проблемы с созданием кадрового резерва.
Перенос съезда позволит отложить и крайне деликатный вопрос о переизбрании первого секретаря партии: из-за болезни Ф.Кастро не может в полной мере исполнять его должностные обязанности, однако в нынешней ситуации вряд ли возможно найти равнозначную фигуру, пользующуюся безоговорочным авторитетом в рядах партии.
Накануне партийной конференции правительство объявило о начале широкой общенациональной дискуссии, которая проводится в трудовых коллективах с участием членов партии и беспартийных. Руководство страны призывает граждан высказать свое мнение о наболевших проблемах (судьба карточной системы, отмена субсидируемых обедов и дотаций на транспорт, черный рынок и хищения на предприятиях, децентрализация экономики и использование различных форм собственности, возможность получать дополнительные трудовые доходы и т.д.) и способах их решения. По словам председателя Госсовета, проводимая дискуссия при самом широком участии народа должна способствовать выработке экономической модели развития страны на благо всех кубинцев при сохранении незыблемости социально-политического строя, единственной гарантии подлинной независимости.
Тем не менее, начавшаяся дискуссия часто выходит за установленные рамки. Даже на страницах официальной кубинской печати появляются достаточно критические материалы с призывом отменить цензуру и излишнюю централизацию власти, учитывать мнение низов и критическое отношение к верхам, раздаются предложения о необходимости строительства «социализма ХХI века», существенно отличающегося от существующей его модели.
Очевидно, что многие кубинцы связывают с возможными реформами большие ожидания. Косвенным показателем этого стало сокращение беженцев, пытающихся нелегально покинуть страну и попасть в США, с 18 до 15 тыс. в год. (Среди других факторов, объясняющих это явление, многие эксперты называют расширение поездок на остров американцев кубинского происхождения и увеличение денежных переводов, экономический кризис в самих США, усиление борьбы с нелегальной иммиграцией в Мексике и Флориде и т.д.)
Намеченная на конец года Национальная конференция вряд ли приведет к радикальным изменениям в политической системе и экономической модели, однако, в определенной мере может способствовать устранению наиболее абсурдных ограничений и обновлению кадрового состава руководящих органов. Более глубокие трансформации по-прежнему связываются с будущим съездом партии.
Збигнев Ивановский
Егор Прусов