НОЯБРЬ 2009 ГОДА
Всеобщие выборы в Уругвае: преемственность или перемены?
- Конституционный референдум в Сент-Винсенте и Гренадинах
- Конфронтация между Перу и Чили
- Перспективы добычи тяжелой нефти в Латинской Америке
- Саммит по проблемам голода и Латинская Америка
- Партийные форумы в Венесуэле
- Визиты президента Ирана в Латинскую Америку
Всеобщие выборы в Уругвае: преемственность или перемены?
Сложившаяся в последние годы расстановка политических сил в целом подтвердилась и на всеобщих выборах 2009 года. В первом туре президентских выборов (25 октября) бесспорного преимущества добился единый кандидат Широкого фронта, лидер Движения народного участия Х.Мухика (48,2% голосов). Фронт включает 12 партий и несколько мелких группировок, выступавших на парламентских выборах с несколькими списками. Среди избирателей, проголосовавших за Широкий фронт, 43,8% составила леворадикальная часть электората, поддержавшая девиз «Президент для всех», близкие результаты и у левоцентристских сторонников Д.Астори, выступавших под девизом «Единство и плюрализм в рамках Широкого фронта» (41,8% голосов, поданных за коалицию).
Основной кандидат оппозиции – представитель правого течения Национальной партии, бывший президент Л.А.Лакалье – получил 28,9% голосов. Третье место занял кандидат Партии Колорадо, известный адвокат и политик, сын бывшего диктатора П.Бордаберри (16,7%). Поддержка кандидатов левоцентристской Независимой партии П.Мьереса и ультралевой Народной ассамблеи Р.Родригеса минимальна (соответственно 2,5 и 0,6%). Во втором туре голосования (29 ноября) Х.Мухика и Л.А.Лакалье получили соответственно 52,6 и 43,3 % голосов.
Инаугурация нового президента назначена на 1 марта 2010 г., срок его правления – 5 лет без права непосредственного переизбрания. Хосе («Пепе») Мухика родился 20 мая 1935 г., это самый пожилой президент за всю историю Уругвая. В 1960-е годы он был активным членом леворадикальной военно-политической организации Движение национального освобождения – Тупамарос, принимал непосредственное участие в геррилье и был вынужден перейти на нелегальное положение. (Деятельность тупамарос, выступавших «за второе освобождение путем террора и вооруженной борьбы», в какой-то мере спровоцировала государственный переворот и установление репрессивного военно-диктаторского режима). Во время столкновения с силами правопорядка Х.Мухика был ранен шесть раз, четыре раза попадал в тюрьму по обвинению в терроризме, два раза ему удавалось бежать. В общей сложности провел в заключении около 15 лет. Диктаторский режим рассматривал Х.Мухику в качестве заложника, в случае возобновления военных действий со стороны тупамарос ему грозила смертная казнь.
После восстановления демократии в 1985 г. в целях национального примирения была объявлена всеобщая амнистия за военные и политические преступления, совершенные после 1962 года. После освобождения Х.Мухика стал одним из организаторов Движения народного участия. Вступление движения в Широкий фронт в 1989 г. вызвало кризис коалиции и спровоцировало выход из блока нескольких умеренных партий. В 1994 г. Х.Мухика избран депутатом, с 1999 г. – сенатором. С 2005 по 2008 г. занимал пост министра животноводства, сельского хозяйства и рыбной ловли в правительстве Т.Васкеса. 24 мая 2009 г. ушел с поста лидера Движения народного участия в связи с необходимостью представлять интересы всей коалиции и участвовать в избирательной кампании.
Политический дискурс Х.Мухики рассчитан в первую очередь на менее образованную часть избирателей, составляющую его основную социальную базу, в своей речи политик употребляет много простонародных выражений и диалектизмов. В 2005 г. официально женился на сенаторе и историческом лидере Движения народного участия Л.Тополянски, с которой много лет состоял в гражданском браке.
По итогам парламентских выборов 25 октября 2009 г. Широкий фронт смог сохранить большинство в обеих палатах Генеральной ассамблеи (50 из 99 депутатов и 16 из 30 сенаторов), хотя и потерял 2 места в Палате представителей. Число депутатов от Национальной партии, придерживающейся консервативных взглядов и выступающей за сближение с Соединенными Штатами, сократилось с 36 до 30, а число сенаторов – с 11 до 5). Напротив, стоящая на позициях социального либерализма Партия Колорадо заметно укрепила свои позиции, увеличив число мест с 11 до 17 в нижней и с 3 до 5 в верхней палате. Два места в Палате представителей получила Независимая партия. Поскольку в Уругвае участие в выборах является обязательным, свой гражданский долг выполнили около 90% избирателей.
Одновременно с всеобщими выборами проводился плебисцит относительно предоставления права голосования по почте уругвайским гражданам, проживающим за рубежом, и по поводу отмены амнистии лицам, виновным в преступлениях против человечности в годы диктаторского режима. Указанные предложения получили соответственно 36,9 и 47,4% голосов и были отклонены.
Успеху Широкого фронта в первую очередь способствовала сбалансированная политика президента Т.Васкеса (2005 – 2010), направленная на решение социальных проблем и широкое международное сотрудничество. Популярность уходящему президенту обеспечили в первую очередь снижение уровня бедности до 18% и предоставление бесплатных компьютеров с подключением к интернет всем школьникам страны. Несомненное уважение вызвала и приверженность главы государства демократическим принципам: несмотря на советы своих сторонников, Т.Васкес не пошел на реформирование конституции и не стал добиваться выдвижения своей кандидатуры на второй срок. Не случайно по данным различных социологических опросов в конце правления личный рейтинг президента составлял около 70%.
Основная проблема, обсуждаемая в политическом сообществе страны, связана с возможной ориентацией будущего правительства. Правящая коалиция представляет широкий спектр левых сил – от леворадикальных до умеренных левоцентристских. Сторонники леворадикальных взглядов выступают за осуществление социалистического проекта, предполагающего укрепление государственного сектора и усиление вмешательства государства в экономику, перераспределение доходов, развитие кооперативного сектора и самоуправление трудящихся, готовность к аскетическому образу жизни и курс на сотрудничество с Венесуэлой и ее союзниками. Умеренное социал-демократическое течение высказывается за привлечение иностранных инвестиций, включение в мировую экономику на основе договоров о свободной торговле и решение существующих социальных проблем при сохранении дружеских отношений со всеми странами, включая Соединенные Штаты. После прихода к власти Широкого фронта в 2005 г. политические взгляды Х.Мухики стали более умеренными. Будучи сторонником венесуэльской боливарианской модели «социализма XXI века», уругвайский политик положительно отзывается и о политике бразильского президента Л.И.Лулы да Силвы. Не случайно после первого тура голосования Х.Мухика и Д.Астори нанесли визиты чилийскому президенту М.Бачелет и бразильскому главе государства Л.И.Луле да Силве, что позволило им в какой-то мере декларировать умеренный характер будущего правительства. Далеко не случаен и выбор кандидатуры вице-президента - экс-министра экономики технократа Д.Астори, который собирается взять на себя руководство экономическим блоком. Именно это решение позволило Широкому фронту привлечь голоса более образованных средних городских слоев. Нельзя не учитывать, что в обеих палатах парламента преимущество правящей коалиции составляет только один голос. Излишней радикализации будет препятствовать и пользующийся огромным авторитетом в обществе Т.Васкес, который и впредь будет играть важную роль в политике.
Таким образом, основная задача нового президента – добиваться консенсуса в рядах правящей коалиции и обеспечить конструктивное сотрудничество с оппозицией, что в какой-то мере поможет сохранить преемственность политики предыдущего правительства, хотя не исключает и определенные перемены.
Збигнев Ивановский
Конституционный референдум в Сент-Винсенте и Гренадинах
25 ноября 2009 г. в небольшом островном государстве Карибского моря был проведен референдум относительно отмены монархии и провозглашения республики. До 1979 г. Сент-Винсент и Гренадины согласно Версальскому мирному договору, подписанному между Францией и Великобританией в 1783 г., являлись британской колонией во главе с королевой (с 1952 г. – Елизавета II). В 1979 г. стране предоставлен статус британского доминиона. Главой государства по-прежнему остается королева Великобритании, назначающая генерал-губернатора.
Инициатива проведения конституционного референдума исходила от премьер-министра Р.Гонсалвеса, активно сотрудничающего с леворадикальными режимами Латинской Америки. В апреле 2008 г. Сент-Винсент и Гренадины с подачи главы кабинета министров стали полноправным членом Боливарианского альянса для Америк (ALBA). Первые шаги по реформированию политической системы были предприняты еще в 2003 г., когда начал разрабатываться проект новой конституции. Вступление островного государства в ALBA, участники которого выступают за продление срока полномочий главы государства, заметно ускорило этот процесс.
Исполнительная власть в Сент-Винсенте и Гренадинах принадлежит правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер победившей на выборах партии. В тексте нового закона, выносимого на референдум, предусматривалось увеличение срока полномочий главы правительства до четырех лет и девяти месяцев. Парламентские выборы должны были назначаться не менее чем за пять месяцев до истечения полномочий премьер-министра, а не в любой момент, как это принято сейчас. По мнению властей, подобная мера позволила бы оппозиции проводить избирательные кампании более эффективно. (В данном случае Р.Гонсалвес решил последовать примеру венесуэльского президента У.Чавеса, добившегося увеличения срока президентских полномочий).
В Сент-Винсенте и Гренадинах конституционная реформа была одобрена двумя третями парламента, но для ее вступления в силу требовалась поддержка народа. В государстве с населением 130 тыс. человек правом голоса обладают 100 тыс. граждан. Явка на референдум была почти стопроцентной. Согласно официальным результатам, 56% избирателей проголосовали против изменения конституции. В результате попытка реформирования конституции не увенчалась успехом, Сент-Винсент и Гренадины остается парламентской монархией.
Андрей Пятаков
Конфронтация между Перу и Чили
Октябрь 2009 г. ознаменовался обострением отношений между Перу и Чили в результате шпионского скандала, в котором замешан офицер перуанских ВВС. Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате последних событий, усугубила исторические разногласия между двумя странами.
По официальному заявлению перуанского правительства, офицер ВВС Перу Виктор Ариса Мендоса был уличен в передаче чилийской стороне секретных военных документов, связанных с закупками вооружения перуанской армией вплоть до 2021 года. По перуанским данным, общая сумма вознаграждения Арисы составила 178 тыс. долларов. Перуанец вступил в контакт с сотрудниками чилийских спецслужб в Сантьяго, где работал сотрудником посольства.
Конфликт разгорелся во время саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), проходившего в Сингапуре. Перуанская делегация покинула встречу на высшем уровне, обвинив чилийские власти в нарушении государственного суверенитета Перу и проведении агрессивной политики. Вскоре МИД Перу направил официальную ноту протеста своим чилийским коллегам и потребовал объяснений и проведения внутреннего расследования. В свою очередь, министерство иностранных дел Чили поспешило снять с себя все обвинения в шпионаже, заявив о «недопустимости подобных высказываний, оказывающих пагубное влияние на развитие отношений и интеграцию между двумя странами».
В результате дипломатического конфликта и нежелания чилийского правительства признавать свою причастность к данному скандалу власти Перу потребовали проведения международного расследования в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR), ОАГ и Интерпола с целью выяснения всех деталей данного дела.
Обострение отношений стало очередным звеном в цепи дипломатических трений в связи с исторически сложившимися разногласиями конца ХIХ в. из-за нерешенности приграничного спора и отсутствия единой позиции по демаркации морского шельфа.
Отношения еще больше обострились после того, как правительство Перу решило обратиться в Международный суд в Гааге с просьбой вынести решение по демаркации границы между двумя странами. В свою очередь, по мнению чилийской стороны, проведение судебного процесса нецелесообразно, поскольку эта проблема уже нашла отражение в двусторонних договорах 1952 и 1954 годов.
Обострение разногласий происходит на фоне гонки вооружений в Латинской Америке. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 2007 г. военные расходы Чили составили 4,8 млрд долларов (третье место в регионе), а по доле расходов в ВВП (с 3,4%) – второе место. Затраты Перу существенно меньше – 1,1 млрд долл. или 1,2% в ВВП (восьмое место в Южной Америке).
Недавно проведенные военные учения военно-воздушных сил Чили «Салитре - 2009» совместно с ВВС Аргентины, Бразилии, Франции и Соединенных Штатов, а также нежелание чилийской стороны подписывать договор о неприменении военной силы вызывают серьезные опасения у перуанских властей, рассматривающих Чили в качестве потенциального агрессора в тлеющем конфликте. В свою очередь, Сантьяго отвергает все обвинения в агрессивной политике и объясняет указанные учения необходимостью военной подготовки.
Ослаблению напряженности могло бы способствовать подписание двустороннего договора о неприменении силы с международными гарантиями при посредничестве третьей стороны. Важную роль должно сыграть и окончательное решение Международного суда в Гааге относительно приграничного конфликта между двумя странами.
Егор Прусов
Перспективы добычи тяжелой нефти в Латинской Америке
3-5 ноября 2009 в г. Нуэва-Эспарта на о. Маргарита (Венесуэла) состоялся III Международный конгресс по тяжелой нефти, в котором приняли участие представители 22 государств, включая Россию, и 112 нефтяных компаний, в том числе и крупные транснациональные корпорации BP, Chevron, Total.
Изучение перспектив добычи тяжелой нефти стало актуальным сравнительно недавно. Ранее скептическое отношение было обусловлено ее низкой рентабельностью добычи и сложностью переработки. Поскольку в условиях высокой интенсивности эксплуатации в среднесрочной перспективе запасы «легкой» нефти могут истощиться, многие аналитики связывают будущее мирового потребления углеводородов именно с тяжелыми сортами. Эта проблема уже привлекала пристальное внимание мирового нефтяного сообщества на международных конгрессах, состоявшихся в Пекине в конце 2006 г. и в Эдмонтоне (Канада) в марте 2008 года.
Проведение третьего конгресса в Венесуэле обусловлено высоким рейтингом страны в списке ведущих нефтедобывающих государств, специализирующихся на тяжелой нефти (только 20% нефти, добываемой в Венесуэле, относится к «легкой»). Кроме того, государственная компания PDVSA располагает современными технологиями и оборудованием для очистки и переработки тяжелой нефти, в бассейне р. Ориноко используются на практике современные инновационные технологии. В сентябре 2009 г. правительство страны объявило о намерении инвестировать до 17 млрд долл. в реконструкцию и модернизацию технической составляющей данного сектора нефтедобычи. В настоящее время Венесуэла ежедневно добывает 3 млн баррелей нефти (всех сортов), к 2015 г. планируется увеличить этот показатель до 4,25 миллионов.
По оценкам экспертов из Business News на Латинскую Америку приходится треть мировых запасов тяжелой нефти, значительная часть которых залегает в недрах нефтеносного пояса р. Ориноко. Таким образом, в ближайшем будущем роль региона в целом и Венесуэлы в частности в обеспечении глобальной энергетической безопасности может существенно возрасти.
Очередной конгресс по проблемам тяжелой нефти планируется провести в марте 2011 г. в Эдмонтоне.
Андрей Пятаков
Саммит по проблемам голода и Латинская Америка
15 ноября 2009 г. в Риме в рамках деятельности Организации по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН (FAO) состоялся саммит по проблемам продовольственной безопасности. Латинская Америка была представлена президентами Бразилии, Чили и Парагвая.
Основной целью саммита было принятие мер по стабилизации цен на продовольствие, растущих вследствие мирового экономического кризиса. В настоящее время существует два основных подхода к решению проблемы голода. Первый подход отстаивается представителями государств третьего мира, возлагающих всю вину на развитые страны. Его сторонники предлагают снизить государственные субсидии, предоставляемые сельскому хозяйству в богатых странах и тем самым повысить конкурентоспособность производителей мировой периферии. На сэкономленные в результате сокращения субсидий средства предлагается создать фонд по борьбе с голодом. По данным ООН, для решения этой глобальной проблемы необходимо 44 млрд долларов. В мире в настоящее время насчитывается около миллиарда голодающих, из них 53 миллиона – жители Латинской Америки.
Противоположной точки зрения придерживаются представители развитых государств. По их мнению, развивающиеся страны должны сами более активно решать проблему голода, а не перекладывать вину на чужие плечи. Генеральный директор FAO Жак Дьюф высказался в пользу второго подхода и рекомендовал странам третьего мира повысить государственные расходы на сельское хозяйство до 10%. Среди президентов и глав правительств 60 стран, присутствовавших на саммите, не было представителей стран «восьмерки», поэтому в ходе дискуссий доминировал первый подход, а саму встречу неофициально назвали Саммитом голода.
Президент Л.И.Лула да Силва поделился опытом борьбы с голодом в Бразилии, где с октября 2003 г. действует дотационная программа «Bolsa Família». Размер субсидий малоимущим семьям зависит от количества детей, выплаты предназначаются исключительно на школьное образование и вакцинацию, в противном случае семьи-реципиенты лишаются помощи. В результате проводимой политики число голодающих в Бразилии сократилось на 20 млн человек. Практика оказания помощи малоимущим семьям распространена и в других странах Латинской Америки. Дотационными программами охвачены около 92 млн жителей региона.
Чилийский лидер М.Бачелет подвергла критике антикризисную политику государства, направленную на спасение крупных корпораций от банкротства. По ее мнению, вместо спасения частных компаний от финансового краха нужно спасать планету от краха общественного.
Хотя итоговая декларация и была подвергнута критике за отсутствие конструктивных предложений по решению глобальной проблемы голода, в ней содержались конкретные предложения по оптимизации работы самой организации. В частности, было принято решение расширить состав исполнительного комитета FAO. Отныне в состав исполкома с правом решающего голоса будут входить не только представители государств, но и крупные социальные движения и организации.
Андрей Пятаков
Партийные форумы в Венесуэле
19-20 ноября 2009 г. в Каракасе состоялся первый международный конгресс левых партий. Он был созван по инициативе У.Чавеса накануне первого внеочередного съезда Объединенной социалистической партии Венесуэлы (PSUV). Во встрече приняли участие 150 делегатов от 55 левых партий из 45 стран мира.
Центральным событием мероприятия стало выступление президента Венесуэлы и лидера PSUV У. Чавеса, выступившего с идеей создания V Социалистического интернационала. В конце встречи представители политических партий подписали итоговый документ – так называемое «Каракасское соглашение» (Compromiso de Caracas), наметившее пути координации левых сил в Латинской Америке и во всем мире. Участники встречи договорились о создании Временного исполнительного секретариата по вопросам идеологии.
Данный конгресс вряд ли сможет составить конкуренцию известному ежегодному Форуму Сан-Паулу и превратиться во влиятельное международное объединение. Венесуэльское мероприятие организовано ad hoc, по случаю проведения съезда PSUV при определенной ангажированности со стороны официальных властей Венесуэлы. Нельзя не учитывать, что оба форума занимают различные политические ниши: Форум Сан-Паулу собирает главным образом умеренные левоцентристские партии и организации, в то время как большинство участников венесуэльской встречи составляют леворадикальные сторонники концепции «социализма XXI века». Наиболее влиятельные среди них – находящиеся у власти Объединенная социалистическая партии Венесуэлы, Движение к социализму (Боливия) и Альянс ПАИС (Эквадор).
Открывшийся 21 ноября первый внеочередной съезд PSUV представляет собой своего рода политический марафон, который продлится до апреля 2010 года. 750 делегатам предстоит обсудить широкий спектр внутриполитических и международных вопросов. В повестку работы съезда входит разработка и принятие устава PSUV, переговоры с представителями других левых организаций Венесуэлы с целью создания новых партийных альянсов, проработка основных направлений государственного стратегического плана «Национальный проект им. С.Боливара на 2007-2021 гг.» и другие. Съезд можно считать началом избирательной кампании PSUV перед намеченными на сентябрь 2010 г. парламентскими выборами в Венесуэле, на которых определится состав Национальной ассамблеи на 2010-2015 годы.
Андрей Пятаков
Визиты президента Ирана в Латинскую Америку
С 23 по 25 ноября 2009 г. президент Исламской республики Иран М. Ахмадинежад посетил Бразилию, Боливию и Венесуэлу и провел переговоры с главами трех государств. Целью визита стал поиск поддержки иранской ядерной программы и заключение ряда договоров в торгово-экономической сфере.
23 ноября иранский лидер впервые за всю историю дипломатических отношений между двумя странами посетил Бразилию. Целью переговоров с президентом Л.И.Лулой да Силвой стало укрепление двусторонних отношений в экономической и политической сферах. За ближайшие пять лет планируется увеличить товарооборот с 1 до 15 млрд долл. и усилить кооперацию в сфере промышленности, энергетики и высоких технологий.
Расширение экономического сотрудничества на практике связано с определенными трудностями: крупнейшая бразильская государственная нефтяная компания Petrobras приняла решение об уходе с иранского рынка, поскольку, по информации ее руководства, работа в Иране не приносит ожидаемой прибыли.
В политической сфере важно отметить заявление Л.И. Лулы да Силвы о безоговорочной поддержке иранской ядерной программы и недопущении принятия международных санкций по отношению к Ирану. Одновременно бразильский лидер призвал руководство Исламской республики к более открытой и прозрачной политике в отношениях с Западом.
Развитие двустороннего сотрудничества объясняется стремлением обоих государств к созданию многополярного мира. Иран стремится заручиться поддержкой Бразилии с учетом растущей значимости южноамериканского гиганта в мировой политике. Нельзя не учитывать и тот факт, что с января 2010 г. Бразилия является непостоянным членом Совета безопасности ООН.
В свою очередь, Бразилия намерена играть более важную роль в качестве посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке. В этой связи необходимо упомянуть недавний визит президента Израиля Ш. Переса и руководителя Палестинской национальной автономии М. Аббаса, во время которых бразильский лидер призвал враждующие стороны к установлению добрососедских отношений.
Визит М.Ахмадинежада в Бразилию сопровождался рядом крупных акций протеста. Авторитетный политик, губернатор штата Сан-Паулу и кандидат в президенты от оппозиционной Партии бразильской социал-демократии Ж. Серра заявил о недопустимости поддержки лидеров, подобных М.Ахмадинежаду, поскольку их политика противоречит демократическим принципам, отстаиваемым Бразилией.
24 ноября М.Ахмадинежад прибыл в Ла-Пас, где провел переговоры со своим боливийским коллегой Эво Моралесом. Президенты двух стран подписали договор о создании совместного предприятия по добыче лития (на Боливию приходится около половины мировых запасов этого металла). М.Ахмадинежад пообещал выделить андской стране кредит на сумму в 1 млрд долл. на проведение разведки и добычу натурального газа. Лидеры двух государств посетили недавно открытый госпиталь в г. Эль-Альто, построенный на средства, выделенные Ираном. Примечательно, что при предоставлении финансовой поддержки иранский лидер выдвинул условие о ношении хиджабов женским персоналом госпиталя независимо от их вероисповедания. Боливийское руководство поддержало эту инициативу, объяснив ее необходимостью проявления солидарности с иранскими традициями.
Двусторонние отношения между этими государствами основываются как на политических, так и на экономических интересах. Иран, обладающий технологиями по разведке и добыче газа, способен помочь Боливии в освоении разведанных месторождений. В свою очередь, иранская промышленность нуждается в боливийском литии.
25 ноября иранский президент прибыл в Каракас с уже традиционным, четвертым по счету, официальным визитом. Правительства Венесуэлы и Ирана подписали двустороннее соглашение по созданию совместного межгосударственного фонда развития для финансирования совместных проектов с первоначальным капиталом 200 млн долларов. В следующем году общий капитал фонда планируется увеличить до миллиарда долларов.
Среди других договоренностей, достигнутых в ходе визита, заслуживает упоминания двустороннее соглашение о сотрудничестве в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Исламская республика обязуется оказать содействие Венесуэле в производстве риса, овощей, молока, кукурузы и морепродуктов. Иран инвестирует в производство автомобильных запчастей, фармацевтических препаратов и цемента.
Егор Прусов