ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ДЕКАБРЬ 2009 ГОДА

  • Гондурас: президентские выборы и перспективы нормализации ситуации
  • Всеобщие выборы в Боливии
  • Венесуэла: десятилетие боливарианской конституции
  • Чили: правый поворот?
  • Всеобщие выборы в Доминике
  • 38-ой саммит MERCOSUR
  • UNASUR в поисках решения социальных проблем региона
  • VIII саммит ALBA: итоги пятилетия



Гондурас: президентские выборы и перспективы нормализации ситуации


29 ноября 2009 г. в соответствии с предусмотренным избирательным законодательством графиком в Гондурасе состоялись президентские выборы, на время которых президент де-факто Р. Мичелетти, занявший пост главы государства после государственного переворота, временно покинул свой пост. Свергнутый президент М. Селайя и его сторонники из Национального фронта сопротивления призывали к бойкоту выборов. Тем не менее, по официальной информации к урнам пришли более 62% избирателей (явка оказалась на 10% выше по сравнению с 2005 годом). Из-за большого количества желающих по решению Верховного избирательного суда голосование было продлено на один час. (По оценке сторонников М.Селайи, большинство населения все-таки бойкотировало выборы).


Хотя в Гондурас не приехали традиционные наблюдатели от Европейского союза и Организации американских государств, за выборами следили многочисленные представители зарубежных политических партий и общественных организаций, не заметившие серьезных нарушений. Выборы прошли без инцидентов.


Как показали итоги голосования, 55,9% избирателей проголосовали за кандидата традиционной консервативной Национальной партии П. Лобо Соса. Его основной конкурент, представитель Либеральной партии Э. Сантос, получил 38,2% голосов. Электорат остальных претендентов минимален: Б. Мартинес от придерживающейся социал-демократической ориентации Инновации и единства – 2,2% голосов, христианский демократ Ф. Авила – 1,9% и кандидат левоцентристского Демократического единства С.Хам – 1,8% голосов.


П.Лобо, крупный землевладелец и бизнесмен, родился 22 декабря 1947 г., закончил факультет менеджмента Университета Майами (США), изучал историю в Национальном автономном университете Гондураса, принимал активное участие в молодежном движении, в правозащитной деятельности, в 1990 – 1998 и в 2002 – 2006 гг. – депутат Национального конгресса, в течение четырех лет – его председатель. На президентских выборах 2005 г. уступил М.Селайе только 3,4% голосов, на первичных партийных выборах в ноябре 2008 г. за его кандидатуру проголосовали 73,2% членов партии.


В то время как международное сообщество в свое время единодушно осудило государственный переворот, отношение к выборам оказалось не столь однозначным. Разногласия проявились на Ибероамериканском саммите в Эшториле (29 ноября – 1 декабря), на чрезвычайной сессии ОАГ (4 декабря) и в позиции глав государств. Боливарианские страны, Аргентина и Бразилия отвергали саму идею проведения выборов в условиях пребывания у власти правительства Р.Мичелетти и ставят знак равенства между признанием итогов голосования и легитимизацией переворота. Противники этой крайней точки зрения, ни в коей мере не оправдывая событий 28 июня, резонно отмечают,  что выборы произошли в намеченные сроки, кандидаты выдвинуты задолго до переворота, в результате голосования произошла смена ключевых субъектов политики, а при восстановлении демократии в конечном  счете все правительства региона получили власть от военно-диктаторских режимов. Руководствуясь этой логикой, Колумбия, Мексика, Панама, Перу, Коста-Рика и Чили (при существовании определенных нюансов в позициях) признали, что президентские выборы не могут игнорироваться, однако они недостаточны для окончательного разрешения гондурасского кризиса. Остальные страны региона с определенными оговорками заняли промежуточную позицию.


Президент США Б.Обама первоначально осудил государственный переворот, позже Государственный департамент заявил о признании итогов выборов, которые могли бы помочь восстановлению демократии в стране, при этом прекращение санкций увязывалось с передачей власти на переходный период правительству национального единства. Под давлением Р.Мичелетти заместитель Государственного секретаря по проблемам Западного полушария А. Валенсуэла призвал все страны региона объединить усилия и признать выборы.


Генеральный секретарь ОАГ Х.М.Инсульса первоначально, во время чрезвычайной сессии организации 4 декабря, также призвал создать правительство национального единства, не допустить передачи власти непосредственно участниками переворота и гарантировать свободы свергнутого президента. В заявлении от 15 декабря руководитель ОАГ отметил независимость П.Лобо от правительства де-факто и приветствовал призыв избранного президента к общенациональному диалогу.


Европейские страны заняли в целом сдержанные позиции, выразив сожаление, что выборы состоялись без восстановления конституционного строя, и заявили о необходимости поиска согласия в масштабах Гондураса, латиноамериканского региона и Европы для восстановления мира и конституционного правопорядка в этой центральноамериканской стране.


Основные проблемы, с которыми придется столкнуться президенту после намеченной на 27 января инаугурации, связаны с необходимостью ликвидации последствий государственного переворота, урегулирования внутриполитического конфликта и признания легитимности своего правительства со стороны международного сообщества.


Очевидно, что до передачи полномочий вновь избранному главе государства вряд ли удастся решить ставшую камнем преткновения судьбу М.Селайи. С 21 сентября свергнутый президент находится в посольстве Бразилии и не имеет возможности покинуть это дипломатическое представительство. В свое время основные политические институты – Верховный суд, Национальный конгресс и основные политические партии поддержали его свержение. Не нашла поддержки у Национального конгресса и идея восстановить полномочия М.Селайи после президентских выборов (против проголосовали 111 из 125 депутатов). В декабре Р. Мичелетти не разрешил М.Селайе покинуть страну и уехать в Мексику. Не состоялись и намеченные на середину декабря его переговоры в Доминиканской Республике с П.Лобо. Нынешние власти готовы разрешить выезд свергнутого президента при предоставлении ему политического убежища, что не дает возможности бывшему главе государства, пользующемуся поддержкой массовых социальных движений, заниматься политической деятельностью.


Избранный президент П.Лобо поддерживает идею созыва авторитетной комиссии по восстановлению истины относительно событий, предшествовавших военному перевороту и последовавших после него, и комиссии по контролю над соблюдением договора Тегусигальпа – Сан-Хосе, достигнутого при посредничестве президента Коста-Рики, лауреата Нобелевской премии мира О. Ариаса. Не исключается и возможность предоставления амнистии как бывшему гондурасскому лидеру, так и организаторам и участникам переворота. (Этот вопрос будет рассматриваться Национальным конгрессом после возвращения с рождественских каникул).


14 декабря 2009 г. по инициативе П.Лобо начался национальный диалог, направленный на преодоление внутриполитического кризиса и примирение враждующих сторон, с участием представителей различных слоев населения, победившей на выборах Национальной партии, избранного президента и остальных кандидатов в президенты.


Ожидается, что П.Лобо будет проводить более сбалансированную политику. Скорее всего, Гондурас выйдет из руководимого венесуэльским президентом Боливарианского альянса для Америк (ALBA) с сильной политической и идеологической составляющей и сохранит членство в Петрокарибе с учетом своих экономических интересов. В любом случае, перед страной открываются новые перспективы: после выборов появились новые политические субъекты, у которых гораздо больше шансов на восстановление демократии и обеспечение незыблемости конституционного строя.


Збигнев Ивановский



Всеобщие выборы в Боливии


6 декабря 2009 г. в Боливии состоялись первые всеобщие выборы после принятия в январе текущего года новой конституции. По итогам голосования были избраны президент, вице-президент, депутаты и сенаторы Многонациональной законодательной ассамблеи, которая заменит нынешний конгресс. За пост главы государства боролись восемь кандидатов. Кроме того, жители Ла-Пас, Кочабамбы, Чукисаки, Оруро и Потоси высказывали мнение по поводу автономного статуса своих департаментов. Департаменты Пандо, Бени, Санта-Крус и Тариха уже поддержали идею автономии на референдумах, прошедших в 2008 году.


По результатам голосования на второй пятилетний срок был переизбран действующий президент, лидер Движения к социализму (MAS) Э. Моралес Айма, набравший 63% голосов. На посту вице-президента останется один из главных идеологов правящей партии А. Гарсиа Линера.


Э. Моралес, этнический аймара, впервые пришел к власти в декабре 2005 г., став первым за всю историю Боливии индейским президентом страны. К тому времени он уже имел большой опыт политической борьбы в качестве лидера влиятельной федерации кокалерос (крестьян, выращивающих коку). На президентских выборах 2002 г. Моралес занял второе место, уступив победителю Г. Санчесу де Лосаде всего 1,6%. Обострение социально-политической ситуации в стране в период 2003-2005 гг., повлекшее за собой отставку Г. Санчеса де Лосады и сменившего его на посту главы государства К. Месы, фактически привело Э. Моралеса к победе на досрочных президентских выборах в декабре 2005 года.


Придя к власти, Моралес взял курс на преодоление вековой дискриминации коренных народов, составляющих более 60% населения Боливии, искоренение нищеты и национализацию природных ресурсов. Политика правительства находит поддержку у значительной части населения, и победа Моралеса на прошедших выборах была вполне ожидаемой: по данным социологического опроса, проведенного агентством Ipsos в ноябре 2009 г., его рейтинг составлял 64,7%. Традиционно сильную поддержку президент получил в департаментах Ла-Пас (81%), Потоси (69,4%), Оруро (74%) и Кочабамба (65%).


Второе место занял бывший военный, консерватор от альянса «План прогресса для Боливии» (PPB-APB) М. Рейес Вилья, набравший 26,4% голосов (в ноябре 2009 г. его рейтинг составлял 24%). М. Рейес считается основным соперником действующего президента, выражающим интересы либерально настроенных боливийцев. Его традиционный электорат сконцентрирован в департаментах т.н. газового «полумесяца» – Бени (48%), Пандо (48%), Санта-Крус (43%) и Тариха (37%), требующих автономии от Ла-Паса. В департаменте Кочабамба, где М. Рейес был префектом с 2006 по 2008 г., за него проголосовали около 26% избирателей. Рейес был единственным префектом, который по результатам референдума о доверии 2008 г. был вынужден покинуть свой пост. Против него тогда проголосовало 60% жителей Кочабамбы.


Выдвигавшийся совместно с М. Рейесом кандидат в вице-президенты префект департамента Пандо Л. Фернандес уже больше года находится в тюрьме по обвинению в причастности к массовому убийству крестьян в 2008 году.


Третье и четвертое места по результатам голосования заняли представляющий Альянс за согласие и национальное единство (UN-CP) предприниматель С. Дориа Медина (5,6%) и Р. Хоакино из Социального альянса (AS) с 2,3% голосов. Остальные кандидаты набрали менее одного процента.


Прошедшие выборы впервые проводились на основе биометрических электронных списков избирателей, созданных по инициативе правительства Э. Моралеса. В них, помимо 5,1 млн жителей Боливии, имеющих право голоса, были зарегистрированы 169 тыс. боливийцев, проживающих за границей – главным образом в Аргентине, Бразилии, Испании и США. В Соединенных Штатах и Испании поддержка действующего президента Боливии оказалась существенно ниже, чем в соседних с ней странах: США – 31%, Испания – 48%, Аргентина – 92%, Бразилия – 94%. В целом в поддержку Э.Моралеса высказались около 75% боливийцев, проживающих в этих четырех странах.


Движение к социализму также смогло выполнить обозначенную А. Гарсиа Линерой задачу обеспечить себе 2/3 мест в Многонациональной законодательной ассамблее, состоящей из 130 депутатов и 36 сенаторов. (В период предыдущего мандата президента Сенат контролировался оппозицией, что было одним из главных препятствий для реализации инициатив правительства). В течение своего второго мандата (с 22 января 2010 г.) Моралес будет обладать достаточной властью, чтобы без серьезного противодействия парламентской оппозиции вносить необходимые поправки в конституцию и реформировать ключевые демократические институты – Конституционный суд, Верховный суд и Национальный избирательный суд.


По мнению Э.Моралеса и его сторонников два президентских срока недостаточно для осуществления намеченных реформ, а с учетом их кардинального характера смена политического курса неприемлема для MAS. На первой после выборов пресс-конференции Э. Моралес отметил, что новая Конституция 2009 г. позволяет ему баллотироваться еще на один срок в 2015 году.


Победа на выборах Э. Моралеса и дальнейшее пребывание Боливии в составе леворадикального блока ALBA наряду с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа и Эквадором происходят параллельно с намечающимся в регионе сдвигом политического маятника вправо. Идеологическая поляризация и разногласия между странами, представляющими леворадикальную, лево- и правоцентристскую модели, могут стать серьезным препятствием на пути южноамериканской интеграции.


Алексей Чернышев



Венесуэла: десятилетие боливарианской конституции


7 декабря в Каракасе прошел Международный конгресс по случаю десятилетнего юбилея принятия Конституции 1999 г., заложившей законодательные основы нового экономического и политического курса.

Конституционная реформа была одним из главных обещаний У.Чавеса в период первой президентской предвыборной кампании 1998 года. Указ о созыве Конституционной ассамблеи входил в число первых документов, подписанных новым президентом после вступления в должность в начале февраля 1999 года. 15 декабря 1999 г. на референдуме 71% избирателей одобрил новый Основной закон.


Одним из новшеств конституции стало введение двух дополнительных ветвей власти – электоральной и народной (гражданской). По мнению сторонников президента, таким образом Венесуэла преодолела традиционную парадигму разделения трех властей, в результате заметно активизировалось участие гражданского общества в принятии государственных решений. В доказательство данной позиции часто приводится теоретическая возможность отзывать со своих постов государственных чиновников любого уровня – от руководителей муниципалитетов до президента. Критики же полагают, что увеличение количества ветвей власти создает видимость для прикрытия явной асимметрии в пользу полномочий президента.


Основной структурной единицей народной власти являются 30 тыс. коммунальных советов. В преддверии десятилетнего юбилея по инициативе этих низовых структур была создана новая гражданская организация – конституционное движение, основная задача которого будет заключаться в контроле за соблюдением конституционных прав.


Венесуэльский опыт конституционных реформ был активно использован во время принятия новых конституций Боливии (2006) и Эквадора (2007). 


Хронология конституционных преобразований


1998


6 декабря – победа У. Чавеса на президентских выборах.


1999


2-5 января – создание  специальной президентской конституционной комиссии, консультировавшей У.Чавеса по вопросам, связанным с будущим реформированием Основного закона.


2 февраля – У. Чавес принимает присягу на старой конституции и издает президентский указ № 3 о созыве Конституционной ассамблеи.


25 марта – в «Официальной газете» № 36.669 публикуется текст указа о созыве ассамблеи.  


25 апреля – предложение  о созыве Конституционной ассамблеи поддержали 87,7%  участников референдума.


25 июля – выборы в Национальную конституционную ассамблею. 1167 делегатов избрали 131 законодателя в новый государственный орган.


7 августа – определен устав и регламент работы ассамблеи.


15 августа – 15 ноября – работа над текстом и утверждение окончательного варианта проекта конституции.


15 декабря – конституционный референдум.


20 декабря – вступление в силу новой конституции.
 

2006


12 августа – У. Чавес после регистрации в качестве кандидата в президенты на выборах 3 декабря 2006 г. впервые заявляет о необходимости реформы действующей конституции.


2007


15 августа – в Национальную ассамблею представлены 33 поправки в действующую конституцию. Центральный пункт – увеличение срока президентского мандата с шести до семи лет с правом переизбрания неограниченное число раз.


24 октября – после проведенных дебатов Национальный избирательный совет включает в список 69 статей, подлежащих реформированию. 


2 декабря – 51%  избирателей отклонил инициативу о реформе Основного закона.


2008


12 декабря – У. Чавес инициирует кампанию по сбору подписей за проведение референдума о предоставлении президенту права непосредственно переизбираться на свой пост неограниченное число раз (реформа статьи №230 действующей конституции). 


2009


5 января – У. Чавес принимает решение о включении в референдум вопроса об аналогичном праве мэров городов, губернаторов, депутатов законодательных органов всех уровней и других избираемых  лиц.


15 февраля – по итогам референдума поправки одобрены 55% проголосовавших. 


Андрей Пятаков



Чили: правый поворот?


13 декабря 2009 г. в Чили состоялись президентские выборы, победитель которых должен сменить на посту главы государства М. Бачелет. Одновременно переизбирался весь состав Палаты депутатов и половина Сената.


Ни один из претендентов на президентское кресло не набрал необходимого для победы в первом туре абсолютного большинства голосов. Победителем первого тура стал мультимиллионер, кандидат правых и правоцентристских сил С. Пиньера, получивший 44,05% голосов. (На президентских выборах 2005 г. во втором туре голосования он уступил нынешнему президенту страны М. Бачелет).


С.Пиньера представляет Коалицию за перемены, сформированную на основе оппозиционного Союза ради Чили, включающего Независимый демократический союз (UDI), Национальное обновление (RN) и партию Чили прежде всего (CH1). 


Соратник М. Бачелет по правящему Объединению партий за демократию (СPPD), экс-президент Чили (1994-2000) христианский демократ Э. Фрей стал вторым, набрав 29,6% голосов. Этот результат стал худшим для коалиции за всю ее историю.


На третьем месте (20% голосов) – 36-летний М. Энрикес-Оминами, в июне текущего года покинувший ряды правящей Социалистической партии Чили и участвующий в выборах в качестве независимого кандидата.


Кандидат компартии Х. Аррате (6% голосов) занял четвертое место.


Коалиция за перемены добилась хороших результатов и на парламентских выборах, набрав 43,44% голосов и получив 58 из 120 депутатских мандатов – на один больше, чем единый блок Объединения партий за демократию и коммунистов (44,36% голосов). Впервые с момента восстановления в стране демократии в парламент вошли три депутата от Коммунистической партии. Ранее это не удавалось коммунистам из-за ограничений, предусмотренных действующей в стране биноминальной избирательной системой, утвержденной еще во времена диктатуры и предусматривающей представительство только двух партий или избирательных коалиций. Коммунисты в новом составе парламента представлены благодаря тому, что в некоторых районах они шли на выборы единым списком с правящей коалицией.


Прошедшие президентские выборы стали первыми с 1989 г., на которых Объединение партий за демократию (Социалистическая партия Чили, Христианско-демократическая партия, Партия за демократию и Радикальная партия), бессменно правившее на протяжении 20 лет, уступило оппозиции. Не сыграл решающей роли и высокий рейтинг действующего президента М. Бачелет, достигающий 80%.


Среди основных причин поражения – внутренние разногласия в коалиции, не позволившие входящим в нее партиям выдвинуть на выборах единую кандидатуру. Сумма голосов трех кандидатов от левоцентристских и левых сил могла бы гарантировать победу Э. Фрея во втором туре, однако М. Энрикес-Оминами, критикующий коалицию за «усталость материала», призвал своих сторонников принимать самостоятельное решение, тем самым поставив кандидата правящей коалиции в сложное положение.


Правые, напротив, продемонстрировали единство, выбрав С. Пиньеру как самого перспективного претендента на президентское кресло. В своей предвыборной кампании он обещал проводить более эффективную социальную политику, создать новые рабочие места, предотвратить рост уровня преступности и сохранить все положительные достижения предыдущего правительства. Все это обеспечило С. Пиньере самый высокий среди кандидатов рейтинг (около 40%). Для победы во втором туре ему будет достаточно сохранить голоса своих избирателей и привлечь на свою сторону электорат, разочаровавшийся в правящей коалиции. По данным соцопросов, С. Пиньеру во втором туре готовы поддержать около трети сторонников М. Энрикеса-Оминами.


Второй тур президентских выборов в Чили пройдет 17 января 2010 года. Очевидно, что борьба будет крайне упорной, а глава государства будет избран с минимальным перевесом.


Алексей Чернышев



Всеобщие выборы в Доминике


18 декабря 2009 г. в небольшом островном государстве Карибского моря Доминике (официальное название – Содружество Доминика) с населением 71 тыс. человек прошли всеобщие выборы. По конституции они проводятся раз в пять лет и состоят из двух этапов. Вначале формируется высший орган законодательной власти – Палата собрания в составе 21 депутата и 9 сенаторов, назначаемых премьер-министром. После определения состава парламента депутаты выбирают президента, должность которого является номинальной. Пост премьера достается лидеру победившей на парламентских выборах партии. Премьер-министр формирует кабинет министров.


Правящая Лейбористская партия Доминики (DLP) получила 17 мандатов из 21 (на пять мест больше, чем в 2005 году). Остальные места в законодательном органе страны достались ее основному политическому сопернику – оппозиционной Объединенной рабочей партии (ULP). Это уже третья победа лейбористов на парламентских выборах. Правоцентристская Партия свободы Доминики (DFP), находившаяся у власти с 1980 по 1995 г.,  уже второй раз подряд не получает необходимого для прохождения в парламент количества голосов. Выборы прошли спокойно и без нарушений избирательных процедур, к урнам пришли около 67 тыс. избирателей.  


По итогам выборов премьер-министром остается Р.Скеррит. Этот 37-летний политик делает ставку на сотрудничество с Венесуэлой. Именно он стал инициатором вступления Доминики в Боливарианский альянс для Америк (ALBA) в январе 2008 года. «Фактор Чавеса» был центральным моментом в избирательной кампании как оппозиции, так и правящей партии. В то время как противники У. Чавеса критиковали Р. Скеррита за вмешательство другого государства во внутренние дела страны, сторонники говорили о миллионах долларов, получаемых от Венесуэлы на различные социальные программы. (В сентябре 2008 г. Доминика получила от Венесуэлы льготный кредит в размере 21 млн долларов). Вторым крупным кредитором Доминики является Китай, сближение с которым произошло также в рамках проводимой правительством Р.Скеррита внешней политики.
 

Среди официальных лиц, приславших ему свои поздравления были президенты Венесуэлы У. Чавес, Боливии Э. Моралес и Уругвая Х. «Пепе» Мухика. Правительство будет сформировано 28 декабря 2009 года. По всей вероятности, никаких кардинальных изменений в кабинете министров не произойдет.  
 

Андрей Пятаков



38-ой саммит MERCOSUR


8-9 декабря в уругвайской столице Монтевидео прошел 38-ой саммит Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR). Во встрече приняли участие президенты Аргентины (К. Фернандес), Бразилии (Л. И. Лула да Силва), Парагвая (Ф. Луго), Уругвая (Т. Васкес), а также избранный президент Уругвая Х.Мухика. В числе приглашенных гостей были лидеры Боливии и Венесуэлы, однако Э.Моралес не смог присутствовать из-за президентских выборов. Кроме того, на саммите присутствовали вице-президент Колумбии Ф.Сантос и министры иностранных дел Мексики и Чили – П.Эспиноса и М. Фернандес.


Вначале планировалось, что в экономическую повестку будет включен вопрос о заключении коллективного договора, согласно которому взаиморасчеты будут проводиться в национальных валютах. Такая практика уже действует при осуществлении торговых операций между Бразилией и Аргентиной с середины 2008 года. Уругвай вторую половину 2009 г. вынашивает планы подписания аналогичного соглашения с Бразилией. Но этот вопрос на саммите не поднимался.


На первый план был выдвинут вопрос о сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС). Переговоры о зоне свободной торговли между MERCOSUR и ЕС ведутся более десяти лет, однако его заключению мешают разногласия по таможенным барьерам на сельскохозяйственные и промышленные товары. Переговоры зашли в тупик в 2004 году. По предложению К.Фернандес этот вопрос будет обсуждаться совместно с европейскими представителями в мае 2010 г. в Мадриде.


Присутствовавший на саммите У. Чавес призвал признать президентские выборы в Гондурасе нелегитимными. Многие участники признали их проведение недостаточным для разрешения конфликта. В итоговой декларации MERCOSUR выступил с резким осуждением гондурасских выборов и заявил, что считает их незаконными и неконституционными. В этой связи государства блока отказались нормализовать дипломатические отношения с Гондурасом. Напротив, представители Чили, Колумбии и Мексики не стали подписывать столь жесткую декларацию и высказались за более гибкий подход к сложившейся в этой центральноамериканской стране ситуации.


После саммита У. Чавес посетил с официальным визитом Аргентину. Это была уже четвертая в 2009 г. двусторонняя встреча президентов Венесуэлы и Аргентины (в 2008 г. лидеры этих стран договорились встречаться раз в три месяца). В настоящее время страны реализуют 63 совместных проекта. Итогом встречи стало подписание 15 новых соглашений и договоров. Венесуэла, не будучи членом MERCOSUR, развивает с Аргентиной столь тесные экономические отношения, что отсутствие членства в блоке кажется формальностью.


Согласно принципу ротации пост временного председателя в MERCOSUR переходит от Уругвая к Аргентине. На этом посту, по словам К. Фернандес, Аргентина будет стремиться к устранению существующей асимметрии в пользу наименее развитых стран блока. По мнению президента, реализация этой цели возможна на пути увеличения доли производства товаров с высокой добавленной стоимостью  и обеспечения взаимодополняемости экономик региона. Аргентина видит стратегическую цель развития MERCOSUR в трансформации блока из сугубо таможенного союза в единую производственную систему. (Принцип экономической взаимодополняемости декларирован как основополагающий в рамках блока ALBA, где ведущая роль принадлежит Венесуэле). Одной из задач Аргентины станет также форсирование принятия единого таможенного кодекса, работа над которым ведется уже два десятилетия.


Андрей Пятаков



UNASUR в поисках решения социальных проблем региона


Крупнейший интеграционный блок Латинской Америки Союз южноамериканских наций (UNASUR) решил сосредоточить усилия на разрешении социальных проблем  региона. 11 декабря 2009 г. в эквадорской столице г. Кито прошла первая плановая встреча Совета по социальному развитию UNASUR, в которой приняли участие министры по социальным вопросам всех двенадцати участников объединения.


На встрече были проанализированы национальные программы борьбы с бедностью. Практически в каждом государстве Южной Америки реализуется собственная программа, рассчитанная на оказание материальной помощи малоимущим слоям населения. В Парагвае она носит название «Текопора» (Tekoporã), ею охвачено около 550 тыс. человек, в Эквадоре «Боны человеческого развития» выплачиваются ежемесячно примерно 1,6 млн граждан, в Бразилии существует «Семейная корзина» («Bolsa Familia»), в Колумбии – «Семьи в действии» («Familias en Acción»), в Чили – «Солидарное Чили» и другие. В планы совета входит координация этих и других программ с целью повышения эффективности социальной политики в регионе. Это направление сотрудничества получило название горизонтальной кооперации. Результатом взаимодействия должна стать выработка единой и системной региональной социальной политики.
  

Итогом встречи стало принятие двухгодичного Плана действий. Его центральный пункт – создание информационной инфраструктуры, которая позволила бы  координировать усилия правительств в решении социальных проблем и более оперативно обмениваться накопленным опытом. В рамках этого направления сотрудничества стороны договорились к июню 2010 г. разработать проект специальной организации – Региональной социальной обсерватории – которая занималась  бы мониторингом общественного и человеческого развития в странах UNASUR. Ожидается, что эта организация начнет действовать не раньше января 2011 года. К марту 2010 г. Совет запланировал провести комплексное исследование социальной ситуации в каждой южноамериканской стране.    


Совет по социальному развитию был создан 10 августа 2009 г. на третьем саммите UNASUR по инициативе Эквадора. Это была первая инициатива андского государства на посту временного председателя блока по усовершенствованию работы интеграционного объединения.


Андрей Пятаков



VIII саммит ALBA: итоги пятилетия
 

13 – 14 декабря 2009 г. в Гаване состоялся VIII саммит Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA), приуроченный к пятилетнему юбилею блока, созданного в декабре 2005 г., а также к пятнадцатилетней годовщине первого визита У.Чавеса на Кубу. В саммите принимали участие президент Венесуэлы У. Чавес, председатель Госсовета и Совета министров Кубы Р.Кастро, президент Боливии Э.Моралес, президент Никарагуа Д.Ортега, премьер-министр Антигуа и Барбуды Д.Спенсер, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Р. Гонсалвес, премьер-министр Доминики Р.Скеррит, а также министры иностранных дел Эквадора и Гондураса  Ф.Фалькони и П. Родас. Кроме того, в работе саммита участвовали делегаты от Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV).


За день до открытия саммита в Гаване состоялись IV Политический совет ALBA и Х Межправительственная комиссия Кубы и Венесуэлы.


В работе совета приняли участие министры иностранных дел стран ALBA. В его компетенцию входили разработка итоговой декларации и подведение итогов пятилетнего развития блока. Основное внимание уделялось достижениям в социальной сфере. В частности, благодаря содействию кубинских специалистов удалось ликвидировать неграмотность в Венесуэле, Боливии и Никарагуа. В рамках интернациональной миссии «Чудо», запущенной Кубой и Венесуэлой в июле 2004 г., было восстановлено зрение миллиону латиноамериканцев, причем не только гражданам государств блока. В настоящее время в рамках ALBA реализуется около 100 программ в сферах здравоохранения, образования, финансов, энергетики, сельского хозяйства и других.


Десятая кубино-венесуэльская межправительственная комиссия подвела итоги двустороннего сотрудничества за прошедшие пять лет. Сотрудничество двух стран началось в 2000 г. с реализации 17 совместных проектов на общую сумму 30 млн долларов. В последние годы Венесуэла стала главным торгово-экономическим партнером Кубы. За пять лет товарооборот между этими странами вырос с 945 млн до 5,3 млрд долларов. В Венесуэле работает около 42 тыс. кубинских врачей и учителей, участвующих в государственных социальных миссиях. Итогом работы комиссии стало заключение пакета соглашений о совместной работе в 2010 г. по 285 проектам на сумму 3,16 млрд долларов.


На саммите были высказаны некоторые предложения по улучшению организационной структуры ALBA. В частности, Чавес выступил с инициативой введения поста президента ALBA. Эту должность будут занимать президенты стран-членов блока по очереди в порядке ротации. Сроки и круг полномочий  новой должности находятся в стадии уточнения. Кроме того, наряду с тремя министерскими советами ALBA – политическим, экономическим и социальным – было предложено создать новый орган – Совет обороны ALBA.


Несмотря на юбилейный характер саммита, праздничная программа была сведена к минимуму. Конкретным результатом его работы стало подписание 25 новых договоров и соглашений. В конце саммита участники приняли две итоговых декларации. Первая носила общий характер и касалась вопросов дальнейшего развития блока. В частности, планируется ликвидировать неграмотность во всех странах блока, для чего создается межгосударственная образовательная корпорация. Введение субрегиональной виртуальной валюты (сукре) запланировано на конец января 2010 года.


Во второй – специальной – декларации была отражена позиция стран ALBA по кругу вопросов, обсуждавшихся на проходившем в Копенгагене Саммите по изменению климата. Ключевым пунктом декларации стало требование к развитым странам соблюдать договоренности, достигнутые в рамках Киотского протокола.


Следующий саммит ALBA намечено провести в середине апреля 2010 г. в Венесуэле по случаю празднования двухсотлетия начала Войны за независимость (19 апреля 1810 г. в Каракасе было поднято восстание, положившее начало борьбе за независимость испанских колоний). Его проведение совпадет с завершением работы первого съезда PSUV, а также со вторым конгрессом левых партий, на котором планируется создание V Интернационала.  


Хронология ALBA


2001


11 декабря – на III Встрече глав государств и правительств Ассоциации карибских стран, проходившей на о. Маргарита, У.Чавес впервые высказывает идею о создании нового интеграционного блока.


2004


8 июля –  начало миссии «Чудо»


конец ноября – создание интернет-портала ALBA (www.alternativabolivariana.org)


14 декабря – Ф. Кастро и У. Чавес подписали официальное соглашение о создании  Боливарианской альтернативы для Америк.


2005


25 января – высказана идея о создании регионального телевизионного канала Telesur.


28-29 апреля – первое межправительственное совещание между Венесуэлой и Кубой подвело итоги функционирования ALBA и наметило планы на следующий год.


29 июня – создание PETROCARIBE и Фонда ALBA-Caribe.


24 июля – выход в эфир телеканала Telesur.


7 ноября – четвертый Саммит Америк в Мар-дель-Плата (Аргентина) не смог  реанимировать переговоры по Зоне свободной торговли двух Америк (ALCA) – основного геополитического противника ALBA. После провала переговоров по ALCA начинается активизация ALBA.


2006


3 февраля – создание Культурного фонда ALBA, занимающегося книгоизданием и кинопроизводством.


29 апреля – на третьем саммите ALBA к блоку присоединяется Боливия. Первая ее инициатива  – введение практики Договоров о торговле между народами (ДТН), отменяющих торговые барьеры между странами ALBA.


10 ноября – Венесуэла провозглашена страной всеобщей грамотности.


2007


10 января – на четвертом саммите ALBA в Манагуа к блоку присоединяется Никарагуа.


29-30 апреля – на пятом саммите ALBA определяется организационная структура блока и создаются первые крупные национальные предприятия (empresas grannacionales).


30 апреля – в г. Эль-Альто (Боливия) открывается первый в Латинской Америке Дом ALBA, призванный выполнять культурно-просветительские функции.


6 июня – подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу создания банка ALBA.


середина октября – создание в Каракасе Совета социальных движений ALBA, призванного стать связующим звеном между правительственными силами и представителями гражданского общества.


2008


24-26 января – на шестом саммите ALBA в Каракасе к блоку присоединяется Доминика.


23 апреля – первый внеочередной саммит ALBA в Каракасе, созванный в связи с внутриполитическим кризисом в Боливии.


7 мая – второй внеочередной саммит ALBA в Манагуа (Никарагуа), основная повестка – поиск решений экономических проблем в регионе, связанных с мировым продовольственным кризисом.


25 августа – встреча президентов Венесуэлы, Боливии и Никарагуа в Тегусигальпе (Гондурас) по поводу присоединения к блоку Гондураса.


26 ноября – третий внеочередной саммит ALBA в Каракасе, обсуждение антикризисной политики и перспектив введения внутриблоковой валюты сукре.


21 декабря – Боливия провозглашена страной всеобщей грамотности.


2009


4 февраля – четвертый внеочередной саммит ALBA в Каракасе, посвященный десятилетию Боливарианской революции в Венесуэле. На саммите принимается решение создать межгосударственную сельскохозяйственную корпорацию.


16-17 апреля – пятый внеочередной саммит ALBA в г. Кумана (Венесуэла), созванный для выработки блоковой позиции на V Саммите Америк.


24 июня – на шестом внеочередном саммите ALBA в г. Маракай (Венесуэла) к блоку присоединяются Эквадор, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Переименование блока в Альянс.


29 июня – государственный переворот в Гондурасе, который представители блока рассматривают как переворот против ALBA.


29 июня – седьмой внеочередной саммит ALBA в Манагуа, созванный для оценки последствий государственного переворота в Гондурасе.


3 августа – первый Совет министров экономической интеграции ALBA.


23 августа – Никарагуа провозглашена страной всеобщей грамотности.


16-17 октября – седьмой основной саммит ALBA в Кочабамбе (Боливия).


5 октября – вступает в силу соглашение о взаимном признании в рамках ALBA дипломов о высшем образовании.


5 декабря – в Буэнос-Айресе (Аргентина) открывается Дом ALBA.


13 декабря – в Гаване открывается Дом ALBA.


13-14 декабря – восьмой очередной саммит ALBA.


Андрей Пятаков

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005