ШЕВАКИНА
Ольга Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ НАФТА.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
УЧАСТИЯ МЕКСИКИ
В ТРЕХСТОРОННЕМ МЕГАБЛОКЕ
Специальность 08.00.14
«Мировая экономика»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2010
Работа выполнена в Работа выполнена в Центре экономических исследований Учреждения Российской академии наук Института Латинской Америки РАН
Научный руководитель
– кандидат экономических наук, Теперман Вадим Александрович
Официальные оппоненты:
- доктор экономических наук, профессор Кутовой Владимир Михайлович
- кандидат экономических наук Ермольева Элеонора Георгиевна
Ведущая организация:
- Институт экономики РАН
Защита состоится 15 апреля 2010 г. в 12 часов
на заседании диссертационного совета Д.002.032.01
Учреждения Российской Академии Наук
Института Латинской Америки Российской академии наук
по адресу: Москва, ул. Большая Ордынка, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Института Латинской Америки РАН
Автореферат разослан 10 марта 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат экономических наук
Л.Б. Николаева
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в мире в конце XX века, оказали огромное воздействие на Латинскую Америку, ее внешнеэкономические позиции, региональную интеграцию. С конца 1980-х годов подавляющее большинство латиноамериканских государств, включая Мексику, провели масштабные макроэкономические преобразования, соответствовавшие основным направлениям развития глобализации. Этот процесс, длительное время опиравшийся на понятие неолиберализма, в условиях современного мирового кризиса претерпевает серьезный пересмотр ориентировочного вектора. В кардинально изменившихся мирохозяйственных и политических условиях резко возросла роль взаимодействия между странами различных регионов. При этом, если традиционно региональная интеграция охватывала государства с относительно сопоставимыми социально-экономическими условиями: развитые страны в рамках ЕЭС, а затем ЕС, социалистические государства – в рамках СЭВ или развивающиеся - в рамках соответствующих субрегиональных группировок, то в глобализирующемся мире стали возникать принципиально новые объединения, между членами которых наблюдались серьезные экономические и социальные различия. Именно одним из них стал тройственный союз между США, Канадой и Мексикой в 1994 году, созданный после подписания Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).
Анализ межгосударственного взаимодействия в рамках НАФТА представляется актуальным по ряду причин. Во-первых, создание данного интеграционного блока явилось первой в мире относительно успешной попыткой объединения двух высокоразвитых стран (США и Канада) с государством, серьезно уступающим по экономическим параметрам, а также политическому влиянию партнерам по группировке (Мексика). Во-вторых, по масштабам и уровню взаимных хозяйственных связей НАФТА стало лидером среди субрегиональных объединений Западного полушария. В-третьих, пятнадцатилетний опыт этого мегаблока позволяет сделать важные выводы как о тех возможностях, которые открываются с вступлением в интеграционное объединение, так и о трудностях, возникающих при объединении государств с разным социально-экономическим потенциалом. В-четвертых, по мнению многих специалистов, североамериканское соглашение стало чуть ли не единственным в мире объединением, где программы сотрудничества воплощались в жизнь в соответствии с первоначально поставленными целями, а возникавшие между партнерами разногласия до недавнего времени разрешались легче по сравнению с иными интеграционными группировками.
Не секрет, что, вступая в НАФТА, три столь непохожих участника преследовали свои собственные интересы. Несмотря на асимметрию макроэкономических показателей, объединение Канады и Мексики с лидером мировой экономики – США способствовало росту их внешнеторгового оборота, усиливало позиции первых двух в международном разделении труда, придавало им большее влияние на политической арене. Появление североамериканского мегаблока, ставшего вторым после Евросоюза по макроэкономическим показателям, не только изменило традиционную картину в Западном полушарии, но и оказало существенное влияние на всю мировую систему хозяйственных связей.
После подписания договора о создании НАФТА стала еще более очевидной «американизация» внешнеэкономических связей Мексики. В качестве противомеры эта латиноамериканская страна пытается не допустить усиления чрезмерной концентрации на партнерах по группировке путем диверсификации сотрудничества с «третьими» странами и взаимодействием с другими региональными объединениями. Анализ результативности принимаемых мер представляется весьма актуальным.
В последнее время во всем мире большое значение придается приграничному сотрудничеству. В связи с этим вызывает интерес изучение северных штатов Мексики и южных территорий США c точки зрения их значения для развития экономики обоих государств. Отношения на границе затрагивают вопросы миграции, торговли, инвестиций, транспорта, окружающей среды, энергетики, наркотрафика, терроризма.
Одна из проблем, с которой столкнулись северные приграничные районы, – это мигранты, которые едут туда в поисках работы, либо с целью дальнейшего перехода в Соединенные Штаты. Главным пунктом разногласий в американо-мексиканских отношениях в эпоху НАФТА, усилившихся после принятия Антииммиграционного закона Соединенными Штатами в 2005 г., является миграционная политика США. В условиях, когда проблемы миграции с каждым годом приобретают все большую актуальность не только на локальном, приграничном уровне, но и в широком, глобальном масштабе, анализ миграционной политики в рамках НАФТА (пусть еще не до конца проработанной и даже ведущей к нарастанию конфликтов), представляется своевременным и ценным с точки зрения научно-практического значения этого межгосударственного опыта.
Особую актуальность тематика диссертации приобретает в условиях разразившегося в 2008 г. кризиса, который сильно отразился на экономике Мексики. Из-за тесной привязки к североамериканскому рынку пострадали в большей или меньшей степени все сектора национальной промышленности. Главный локомотив, вытащивший страну из кризиса 1994-1995 гг., – внешняя торговля, сейчас, как никакой другой, затронут спадом экономической активности в США. В начале 2009 г. торговые отношения Мексики и США обострились, что может негативно повлиять на ход реализации соглашений о создании НАФТА и заставить пересмотреть некоторые оценки деятельности интеграционного объединения.
Предметом исследования являются интеграционные процессы, охватившие североамериканский регион.
Объект исследования – экономические и социальные последствия участия Мексики в НАФТА после пятнадцати лет его существования.
Хронологические рамки. Автор сосредоточил основное внимание на анализе последствий североамериканского соглашения в Мексике в период его реализации (1994-2009 гг.), рассматривая основные проблемы развития мексиканской экономики, вопросы безработицы и эмиграции. По мере необходимости диссертант обращается к более раннему периоду, чтобы показать предпосылки, приведшие к образованию североамериканского мегаблока.
Цель исследования – влияние участия Мексики в НАФТА на ее экономическое и социальное развитие, степень зависимости мексиканской экономики от экономики США, выявление внутреннего потенциала Мексики, позволившего ей повысить уровень развития в рамках группировки. Исследование названных факторов призвано помочь оценке дальнейших перспектив Мексики в североамериканском интеграционном объединении, а также в латиноамериканском регионе.
Для достижения поставленной цели было необходимо, по мнению автора, решить следующие задачи:
- исследовать предпосылки участия Мексики в североамериканском интеграционном блоке в контексте изменения стратегии экономического развития страны;
- изучить варианты модернизации в странах Латинской Америки в свете перехода Мексики на ассоциативную модель развития;
- провести научно обоснованный анализ развития мексиканской экономики в рамках НАФТА и степень воздействия группировки на национальный рынок;
- показать процесс диверсификации внешнеэкономических отношений Мексики в свете ее участия в интеграционных процессах на региональном и межрегиональном (трансконтинентальном) уровнях;
- изучить двойственную роль иностранного капитала, который, с одной стороны, содействует развитию национальной промышленности страны, а с другой – усиливает влияние на ее экономику экзогенных факторов;
- оценить воздействие интеграции на северные приграничные штаты Мексики;
- проанализировать пути решения основных социальных проблем, в том числе контроля над миграцией в условиях растущей интеграции;
- показать усиление американского влияния не только на экономику, но и на некоторые аспекты образа жизни мексиканского общества.
Теоретической и методологической основой диссертации являются системный комплексный подход и методы экономического анализа общественных явлений, базирующиеся на современных научных идеях, обобщающих наши представления о закономерностях и особенностях функционирования современных глобальных и региональных экономических систем. В своем исследовании автор опирался на разработки отечественных латиноамериканистов: А.В. Бобровникова, А.Н. Боровкова, А.Н. Глинкина, В.М. Давыдова, В.В. Кузьмина, А.А. Лавут, В.А. Тепермана, И.К. Шереметьева (1) и других. В основу диссертации также легло изучение работ ведущих экономистов в области латиноамериканистики: Р. Дорнбуш, Т. Дос Сантос, Дж. Бресси, С. Сассен (2).
В работе широко используются многочисленные исследования процессов региональной экономической интеграции, начиная с классической теории Б. Балаша (3) и заканчивая современными интерпретациями концепций открытого регионализма, прежде всего применительно к латиноамериканскому региону, осуществленными экспертами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (А. Ди Филиппо, Х. Окампо, М. Куваямы (4)), Всемирного банка (Р. Лапитц). Для изучения понятий «трансграничный регионализм» и «новые пространственные формы международной экономической интеграции» автор обращался к работам американского ученого Л. Ларуша (5). По общим проблемам экономической интеграции были использованы работы российских специалистов Г.М. Костюкиной, П.А. Минакира, К.А. Семенова, И.П. Фаминского, И.О. Фаризова, Ю.В. Шишкова, Н.П. Шмелева (6).
Обращаясь к исследованиям североамериканского экономического сотрудничества автор использовал работы американских (С. Вейнтроб, П. Ромер, Г. Хэнсон (7)), канадских (Ю.Хеллмен) и мексиканских (Э. Гильен Ромо, П. Сандоваль, К. Салас) ученых, а также к исследованиям Института США и Канады, в частности работе Е.Г. Комковой (8).
Изучая проблемы глобализации, автор опирался на многочисленные труды в этой области, опубликованные в российской и зарубежной печати на протяжении последних двадцати лет (9). Особое внимание было уделено исследованию такого явления как переход от межотраслевого к внутриотраслевому разделению труда (10), что в наибольшей степени характеризует новый тип экономического взаимодействия партнеров, сложившийся в рамках НАФТА. Основные тенденции воздействия глобализации на сферу культуры изложены в соответствии с концепциями Дж. Томлинсона (11).
Тема включения Мексики в глобальное разделение труда и ее позиционирование на международной арене, была проанализирована автором через призму двух различных моделей модернизации, ассоциативной и диссоциативной, предложенных немецким ученым Д. Сангаасом и разработанных российскими латиноамериканистами В.М. Давыдовым и А.В. Бобровниковым (12).
Эмпирическая база исследования. Информационной основой для диссертации послужили официальные статистические данные правительственных органов и учреждений Мексики: Администрации президента, Министерств экономики, труда и социального обеспечения, иностранных дел и др., Банка Мексики, Национального института статистики, географии и информатики, Комиссии по приграничному сотрудничеству в области экологии, Международной комиссии по вопросам о границах и водах. Ценную фактологическую и статистическую информацию для проведения сравнительных исследований автор почерпнул из регулярных изданий международных организаций: Латиноамериканской экономической системы, Североамериканского банка развития и др. Были проанализированы документы, посвященные интеграции в рамках НАФТА, МЕРКОСУР и ЕС, а также использованы материалы периодической печати Мексики и США.
Научная новизна. Среди исследований по североамериканской интеграции, предпринятых мексиканскими специалистами и другими зарубежными авторами, еще мало работ, которые давали бы синтетический, обобщенный анализ, касающийся как экономических, так и социальных последствий участия Мексики в североамериканской интеграционной группировке. Подавляющее большинство трудов рассматривают влияние НАФТА на какую-либо одну сферу деятельности. Кроме того, основная масса исследований посвящена анализу начальных этапов интеграционного процесса и не охватывает его долгосрочных последствий.
Выдвинутая к защите диссертация представляет собой новаторское в российской экономической науке исследование, содержащее комплексный, междисциплинарный анализ интеграционного процесса в рамках НАФТА на протяжении 15 лет и его воздействия на экономическую и социальную ситуацию в Мексике.
Научная новизна данной работы состоит также в том, что в ней проводится анализ влияния мирового кризиса конца первого десятилетия XXI века. Кроме того, впервые в отечественных исследованиях, посвященных изучению стран Латинской Америки, развитие северных приграничных штатов Мексики и состояние окружающей среды в районе общей границы рассматривается с точки зрения воздействия НАФТА. Новой темой для российской латиноамериканистики стало также изучение влияния североамериканской интеграции на некоторые сферы повседневной жизни и культуры Мексики.
Практическое значение. Пятнадцатилетний опыт участия Мексики в НАФТА дает возможность выявить характерные особенности взаимоотношений между странами с резкими различиями в уровне экономического развития, национальными традициями управления хозяйственными процессами и институциональными механизмами формирования рыночной среды. Проведенное исследование, его выводы и рекомендации могут быть частично использованы для разработки механизмов активизации взаимного хозяйственного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и СНГ, где, как и в НАФТА, наличествуют резкие различия в уровне экономического потенциала.
Изучение проблем экономики Мексики представляет научный и практический интерес для России также потому, что проведение кардинальных макроэкономических преобразований в мексиканских условиях в целом оказалось более эффективным и привело к существенной модернизации хозяйственной структуры страны и характера ее участия в международном разделении труда.
Кроме того, диссертационная работа может быть использована в учебном процессе в спецкурсе лекций «Мировая экономика» по теме «Региональная интеграция и ее последствия», послужить основой для углубленного изучения функционирования НАФТА в условиях различий между ее участниками.
Апробация темы. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, были изложены автором на научных конференциях («Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития» (2005 г.), «Ибероамериканский мир в начале XXI века: взгляд молодых ученых» (2009 г.), проходивших в ИЛА РАН. По тематике диссертации автор выступал с докладом в МГИМО (У) на 3-ем конвенте Российской ассоциации международных исследований (2004 г.) и в Российском университете дружбы народов (РУДН) в рамках конференции «Латинская Америка в современном мире» (2008 г.). Результаты научной деятельности диссертанта нашли свое отражение в научных публикациях в журналах «Мировая экономика и международные отношения», «Латинская Америка» и “Iberoamérica”. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании Центра экономических исследований ИЛА РАН.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
Глава 1. Эволюция экономики Мексики и создание НАФТА
§ 1.Экономические и политические предпосылки создания трехстороннего альянса
§ 2.Ход формирования, структура и развитие североамериканского интеграционного блока
§ 3.Система внешнеэкономических отношений Мексики
Глава 2. Мексика: экономические последствия участия в НАФТА
§ 1.Роль группировки в возникновении и преодолении мексиканского кризиса 1994-1995 годов
§ 2.Торгово-экономические последствия членства Мексики в НАФТА
§ 3.Роль иностранного капитала в экономике Мексики в условиях углубленной интеграции
§ 4.Влияние блока на развитие северных приграничных штатов Мексики
Глава 3. Социальные последствия участия Мексики в НАФТА
§ 1.Основные социальные проблемы страны
§ 2.Изменения в структуре занятости и проблема безработицы
§ 3.Проблема миграции в условиях интеграции
§ 4.Мексика: столкновение самобытности и тенденции американизации
Заключение
Приложения
Список литературы
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана методологическая и статистическая база данного исследования, его научная новизна, определяются основные цели диссертации, говорится о практическом значении полученных результатов.
В первой главе рассматриваются эволюция экономики Мексики в период, предшествовавший созданию НАФТА, предпосылки и история его создания.
За более чем двухсотлетнюю историю взаимоотношения Мексики и США перетерпели качественные изменения. В течение длительного периода США нередко прибегали к прямому вмешательству во внутреннюю политику Мексики, включая использование военных средств. После победы мексиканской революции 1910-1917 гг. американское влияние на Мексику стало осуществляться в первую очередь по экономическим каналам. Задолго до создания НАФТА конъюнктура американского рынка оказывала воздействие на мексиканскую экономику, на протяжении всего ХХ-го века усиливалась экономическая зависимость Мексики от ее северного соседа. Уже с середины 1960-х годов начался процесс формирования системы непосредственного сочленения двух хозяйственных систем.
Неолиберальные реформы, проведенные Мексикой в конце 1980-х – начале 1990-х годов, устранили или, по меньшей мере, значительно сгладили существовавшие ранее различия в механизмах реализации макроэкономической политики между странами Северной Америки и открыли возможность для практического перехода к принципиально новому режиму организации взаимных хозяйственных связей.
На протяжении шестидесяти лет XX века Мексика была страной, развивавшейся по модели государственного капитализма. С начала 1940-х годов и до начала 1980-х годов в национальной экономике проводился курс на индустриализацию, основанную на импортозамещении, важную роль в реализации которой играло государство, определяя процесс развития посредством промышленной политики и являясь собственником крупнейших предприятий. В начале 1970-х годов стало очевидно, что возможности прежней модели исчерпаны и возникла необходимость разработки новой стратегии развития.
Кризисные явления в экономике дали толчок к активизации макроэкономических преобразований. Важным шагом на пути кардинальной экономической трансформации стало вступление Мексики в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1986 г., положившее начало процессу либерализации внешней торговли, а затем и всей экономики. Этот шаг позволил перейти к новой неолиберальной стратегии экономического развития. В конце 1980-х - начале 1990-х годов приток международного финансового капитала, устремившегося в Мексику, стал важнейшим фактором углубления программ экономической трансформации, в рамках которых государственное участие в экономике должно было быть сокращено, что соответствовало тенденциям бурно развивавшегося процесса глобализации.
Проведенная Мексикой либерализация стала важнейшей предпосылкой дальнейшей интенсификации многолетних хозяйственных связей с США и включения страны в интеграционные процессы в Северной Америке. Их начало восходит к 1947 г., когда был принят «План Эббота», целью которого было привлечение американских инвестиций в ведущие отрасли канадской экономики. В 1988 г. было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (Canada-United States Free Trade Agreement - CUSFTA), вступившее в силу 1 февраля 1989 г.
В 1990 г. американский президент Джордж Буш-старший заявил о намерении заключить Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. В июне 1991 г. министры торговли трех стран начали обсуждение НАФТА. За отправную точку было взято действовавшее соглашение между США и Канадой. Для ведения переговоров были созданы девятнадцать рабочих групп по таким темам как финансы, сельское хозяйство, автомобильная промышленность, интеллектуальная собственность, сфера услуг и инвестиций и т.д.
Договор предусматривал поэтапное устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений в торговле между тремя странами, либерализацию инвестиционного режима, обеспечение защиты интеллектуальной собственности, разработку совместных программ по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Все товары были распределены по четырем группам в зависимости от их «чувствительности» к увеличению импорта. Сроки снятия тарифов варьировались: на одни товары тарифы были отменены сразу после вступления в силу НАФТА, по другим планировалось постепенное снижение пошлин через 5, 10, 15 лет.
В ходе переговоров мексиканская сторона добилась вывода из сферы действия договора тех отраслей, которые, согласно национальной конституции, находятся в исключительной компетенции государства: добыча нефти и других энергоносителей, атомная электроэнергетика, железные дороги, разработка радиоактивных полезных ископаемых и т.д.
В декабре 1992 г. президенты трех стран подписали соглашение о свободной торговле. В сентябре 1993 г. были подписаны два параллельных соглашения: о сотрудничестве в сфере трудового законодательства и о сотрудничестве в сфере окружающей среды. С 1 января 1994 г. НАФТА и его параллельные соглашения вступили в силу.
В организационную структуру североамериканского блока входят Комиссия свободной торговли, Секретариат, рабочие группы, а также 25 двусторонних комитетов. На базе параллельных соглашений были созданы Комиссия по сотрудничеству в сфере труда и Комиссия по сотрудничеству в сфере окружающей среды. В январе 1994 г. в рамках Комиссии по окружающей среде начали свою работу Североамериканский банк развития и Комиссия по приграничному сотрудничеству в области экологии.
Выполнение положений НАФТА шло в строго установленные сроки, и к 1 января 2009 г. были отменены последние таможенные сборы. Однако торговые отношения между Мексикой и США обострились в начале 2009 г. в связи с увеличением ввозных пошлин со стороны Мексики на ряд американских продуктов, что стало ответной реакцией на санкции Соединенных Штатов, ограничивших въезд на свою территорию мексиканских большегрузных автомобилей исключительно приграничной зоной. Тем не менее, руководители обеих стран выражают готовность решить возникшие проблемы в двусторонней торговле.
Участие в НАФТА не ослабило намерений Мексики развивать сотрудничество по другим направлениям. Первая попытка Мексики ослабить зависимость от США восходит к началу 1960-х годов и связана с зарождением в регионе интеграционных процессов. Однако ни одна из созданных в те годы группировок не смогла выполнить поставленных целей, что проявилось во время затяжной экономической депрессии 1982-1990 годов. Только после выхода из нее деятельность по налаживанию взаимных хозяйственных связей между странами региона получила новый импульс. В соответствии с концепциями «открытого регионализма» взаимное сотрудничество должно было содействовать лучшей адаптации латиноамериканских экономик к условиям глобализирующегося мирового хозяйства.
Первая половина 1990-х годов ознаменовалась началом осуществления в Западном полушарии двух амбициозных интеграционных проектов: МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) и НАФТА. Соглашение об учреждении новой группировки в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая было подписано в 1991 г. Создание рынка южного конуса стало экономическим, а также политическим противовесом североамериканскому блоку. В отличие от последнего МЕРКОСУР имеет более сложную организационную структуру. Цель южного блока заключается в свободном передвижении товаров, капитала и рабочей силы в рамках группировки, утверждении единой таможенной политики, координации макроэкономической политики в странах-членах блока, а также в большей унификации законодательства. Наконец, в отличие от МЕРКОСУР в рамках НАФТА не предусматривается осуществление единой макроэкономической политики для стран-участниц.
В МЕРКОСУР действует т. н. коллективная дипломатия в отношениях с третьими государствами и их организациями. Этот принцип отсутствует в НАФТА, где каждая страна строит свои торгово-экономические отношения самостоятельно. В 2006 г. был подписан протокол о присоединении к МЕРКОСУР Венесуэлы в качестве полноправного члена; ассоциированными членами южноамериканского блока являются Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор. В начале 2006 г. вошла в союз на правах ассоциированного члена Мексика.
Параллельно с деятельностью НАФТА и МЕРКОСУР стала приобретать реальные очертания идея создания общеконтинентальной зоны свободной торговли. В 1994 г. 34 страны региона, за исключением Кубы, приняли решение о создании Зоны свободной торговли Америк (Area de Libre Comercio de las Américas – ALCA), в которой предусматривалось постепенное снятие барьеров на пути торговли и инвестиций. Подписание договора должно было состояться в 2005 г. На практике создание Зоны свободной торговли Америк столкнулось с большими трудностями. Среди них следует отметить, во-первых, резкие различия в уровнях развития экономик интегрирующихся государств, во-вторых, господство одной супердержавы – США и, в-третьих, претензии Бразилии на роль лидера латиноамериканских государств. На IV встрече на высшем уровне стран Северной и Южной Америки в 2005 г. АЛКА потерпела фиаско, что в значительной степени стало результатом коллективной дипломатии МЕРКОСУР и демонстрировало способности государств южного конуса отстаивать свои интересы.
Практически сразу после вступления в силу соглашения о создании НАФТА Мексика взяла курс на ослабление чрезмерной концентрации своих внешнеторговых связей на рынках северных соседей. Политика по диверсификации экономического сотрудничества подкрепилась подписанием соглашений о свободной торговле: Мексика уже имеет 12 таких договоров с сорока тремя странами, чей экономический потенциал представляет почти 3/4 мирового ВВП. Указанные соглашения призваны способствовать увеличению числа торговых партнеров и источников прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест, росту конкурентоспособности страны в промышленной сфере, обмену технологиями, формированию стратегических альянсов и укреплению производственных сетей.
Рост сотрудничества с другими государствами изменяет географическую структуру торговли Мексики. В последнее время несколько снижается доля северного соседа во внешней торговле страны. Среди блоков, активно участвующих в торговле с Мексикой, после НАФТА идет ЕС (8,72%). Среди отдельных стран на второе место после США вышел Китай за счет экспансии китайского экспорта на мексиканском рынке. Ежегодно увеличивается доля Японии, особенно после подписания соглашения о свободной торговле в 2005 г. Только 5% приходится на торговлю Мексики со странами Латинской Америки, хотя, начиная с 1997 г., товарооборот с южными соседями имел тенденцию к росту.
Во многом благодаря участию в НАФТА и по инициативе Соединенных Штатов Америки (как признание успехов в трансформации национальной экономики) в мае 1994 г. Мексика была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), став тем самым первой из развивающихся стран в этой организации и ее единственным пока латиноамериканским участником.
Важной вехой в развитии внешних отношений Мексики стало ее участие во встречах лидеров «Группы 8», что свидетельствует о признании на мировом уровне. Одной из главных долгосрочных задач Мексики является ее подключение к восьми ведущим державам мира в составе «Группе пяти», под которой понимаются крупнейшие страны с формирующимися рынками: Мексика, Бразилия, Индия, Китай и Южноафриканская Республика. В 2007 г. в г. Хейлигендамм (Германия) было подписано совместное заявление о сотрудничестве между странами «Большой восьмерки» и «Г-5». В 2009 г. было решено продлить этот процесс еще на два года, что говорит о реальности создания в будущем «Группы тринадцати»; если это произойдет, то политические и экономические позиции Мексики в мире могут существенно усилиться.
Вторая глава. Начало деятельности НАФТА совпало по времени с острым экономическим кризисом, поразившим Мексику в конце 1994 г. Тот кризис был в значительной степени обусловлен и политическими факторами: восстанием в штате Чьяпас, убийством двух политических деятелей в период выборов нового главы государства. Повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США, удорожание стоимости внешних заимствований и искусственно завышенный курс песо обусловили рост дефицита баланса по текущим операциям. Для выхода из сложившейся ситуации правительство страны резко увеличило эмиссию ценных бумаг «тесобонос» (13). Иностранные держатели при обострении положения в стране стали избавляться от них, что явилось важнейшим фактором бегства капитала и девальвации песо в декабре 1994 года.
Мнения экономистов о влиянии НАФТА к кризису 1994-1995 гг. расходятся, но большинство считает, что оно «мало причастно» к нему. Так, американский экономист С. Вейнтроб считает, что мегаблок не имеет отношения к финансовому краху, произошедшему в Мексике в конце 1994 г. и что внутренняя политика самой страны стала виной всех финансовых просчетов, «ведь в функции НАФТА не входит контроль за национальной макроэкономической политикой. Североамериканское соглашение – это зона свободной торговли, а не экономический валютный союз» (14).
Однако нельзя отрицать, что вступление трехстороннего соглашения в силу косвенно повлияло на резкое падение курса песо в декабре 1994 г., поскольку начало его деятельности вызвало приток спекулятивного капитала и ажиотаж среди инвесторов, подогреваемый заверениями со стороны правительства в «блестящем будущем» мексиканской экономики.
Кризис в Мексике побудил США и международные финансовые институты поспешить ей на выручку из опасения, что он может сказаться не только на других участниках североамериканского мегаблока, но и создать угрозу стабильности почти всей мировой финансовой системы. Внешняя поддержка, оказанная Мексике, составила беспрецедентную до тех пор сумму – более 50 млрд. долларов. Доверие к НАФТА со стороны зарубежных частных и государственных инвесторов помогло стране быстрее справиться с кризисом.
За время участия в НАФТА основные макроэкономические показатели Мексики улучшились. Средние темпы роста ВВП увеличились: если в 1980-1993 гг. они составляли 2%, то в 1995-2007 гг. возросли до 2,9%. Но в результате мирового кризиса в 2008 г. упали до 1,3%, по прогнозам на 2009 г. ожидается падение мексиканской экономики в диапазоне 7,3-9% (15).
Разрыв в уровне экономического развития постепенно сокращается. Если в 1990 г. соотношение ВВП на душу населения Мексики–США и Мексики–Канады составляло соответственно 13,60% и 14,97%, то в 2008 г. эти показатели были 19,15% и 18,94% (16). Произошло несколько незначительное, но все же снижение отставания мексиканской экономики от северных соседей.
В рамках НАФТА активизировался взаимный товарообмен. За 15 лет действия соглашения общий объем мексикано-американской торговли увеличился в 3,5 раза, приблизившись к 400 млрд. долларов. Максимального показателя доля США в мексиканском экспорте достигла в 2004 г.: более 87% по сравнению с 68% в 1990 г., в 2008 г. этот показатель снизился до 80,2% (17). Одновременно наблюдается тенденция к сокращению участия США в мексиканском импорте: с 67% в 1990 г. до 49 к 2008 год. Соотношение экспорта и импорта с США, бывшее отрицательным до 1994 г., с 1995 г. стало положительным и стабильно росло. Характерно, что в условиях кризиса в 2008 г. сальдо в пользу Мексики составило 82,2 млрд. долларов (18).
Деятельность НАФТА кардинально изменила структуру экспорта, нефть перестала быть главным экспортным товаром, ее место заняли промышленные изделия сборочных предприятий макиладорас, которые стали по существу частью хозяйственного комплекса США, перенесенного на мексиканскую территорию. Макиладорас занимают ведущее место в экспорте Мексики, их доля в нем поднялась с 33% в 1988 г. до 47% в 2000-2006 годах.
За время существования группировки доля товаров сырьевой группы в суммарном мексиканском экспорте сократилась в три раза, удельный вес промышленных изделий увеличился в последние годы до 84-85%, при этом экспорт электроники, наукоемкого оборудования и других товаров высокотехнологичного экспорта достиг почти 2/3.
Деятельность НАФТА сказалась на состоянии агропромышленного комплекса. В новых условиях мексиканские товаропроизводители оказались неконкурентоспособными, и зависимость страны от внешних источников продовольствия резко возросла. В то же время производство таких видов сельскохозяйственной продукции как томаты, авокадо, овощи, зелень, свежие фрукты, цитрусовые и бахчевые культуры возросло благодаря возможности беспрепятственно сбывать их в странах, находящихся к северу от Мексики.
Неоднозначным оказалось воздействие интеграционного процесса на развитие мексиканской промышленности. Так, что касается текстильной или деревообрабатывающей промышленности из-за низкой конкурентоспособности мексиканских товаров ситуация в них ухудшилась. В то же время североамериканская интеграция стимулировала рост пищевой отрасли, производства и экспорта металлургических изделий, машин, пластмасс, каучука, химикатов. После вступления в силу НАФТА ускоренное развитие получило мексиканское автомобилестроение. С 1994 г. по 2008 г. торговля автомобилями и их компонентами между Мексикой и Соединенными Штатами увеличилась почти в пять раз. Однако из-за тесной привязки к североамериканской экономике именно автомобилестроение большее других отраслей мексиканской промышленности пострадало в результате кризиса 2008-2009 гг. Наиболее уязвимыми оказались заводы, принадлежащие американским фирмам, прошедшим процедуру банкротства, таким как General Motors и Chrysler.
Последствия кризиса 2008-2009 гг. оказались для Мексики намного сильнее и ощутимее, чем в 1994-1995 гг., т.к. он затронул важнейшего торгового партнера Мексики и главный источник внешних финансовых средств – Соединенные Штаты. По оценкам специалистов, восстановление экономической активности в Мексике займет намного больше времени, чем 14-15 лет назад, поскольку сегодня усилия США сконцентрированы на восстановлении собственной экономики.
Во втором полугодии 2009 г. в Мексике наметились некоторые признаки промышленного оживления – определенный рост был отмечен в автомобилестроении, производстве электрического и электротехнического оборудования. Однако дальнейшая динамика будет зависеть от преодоления кризиса в Соединенных Штатах. Имеются подсчеты, что восстановление Мексикой потерянных позиций ожидается к 2013 году (19).
Объем прямых инвестиций с созданием зоны НАФТА увеличился. До подписания соглашения – например, с 1985 по 1993 гг. - Соединенные Штаты вложили в экономику своего южного соседа 18,11 млрд. дол., а за период с 1994 по 2008 гг. эта сумма уже составила 124,8 млрд. долларов (20). Капиталовложения других стран также значительно возросли. За годы существования блока зарубежные инвестиции в Мексику составили до 247,5 млрд. дол., из которых половина пришлась на обрабатывающую промышленность, остальные средства распределились между сектором финансовых услуг, транспортом и коммуникациями, сферой торговли.
Вступление в силу НАФТА открыло мексиканскую кредитную систему для зарубежных инвесторов. И теперь более 80% банковских активов страны контролируется четырьмя иностранными финансовыми группами – американской Banamex-Citigroup, испанскими Bancomer-BBVA и Santander и британской HSBC.
Главными центрами по получению иностранных инвестиций были и остаются главным образом северные штаты Мексики, в то время как значительная часть населения юга страны живет за счет денежных переводов родственников, эмигрировавших за границу. Объем таких переводов в последние годы значительно опережает приток прямых иностранных инвестиций.
Для Мексики давно характерны глубокие социально-экономические диспропорции географического характера, прежде всего, между северными и южными районами. Шесть приграничных штатов (Северная Нижняя Калифорния, Сонора, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон и Тамаулипас), во многом определившие рост мексиканской экономики в условиях интеграции, отличаются более высокими, чем в среднем по стране, показателями экономического, социального и культурного развития (размерами ВВП на душу населения, пониженной долей бедняков, более высоким уровнем грамотности населения).
Основным видом экономической деятельности северных приграничных штатов Мексики стало производство товаров на экспорт. После подписания североамериканского соглашения около 50% не-нефтяных экспортных поставок составила продукция макиладорас, расположенных на мексикано-американской границе. Одним из главных факторов активного экономического развития приграничных территорий стали масштабные вложения прямых иностранных инвестиций именно в сборочные предприятия: в 2008 г. доля ПИИ, направлявшихся в северный регион, превысила 1/4 от их общего притока в страну, тогда как до создания НАФТА не достигала и 1/5.
Следует сказать, что в рамках трехстороннего соглашения ставилась задача по сглаживанию имеющихся в Мексике территориальных различий. Однако, как показала действительность, преимуществами экономической интеграции смогли воспользоваться главным образом промышленно развитые районы страны.
Третья глава. Имея своей главной целью развитие взаимных экономических отношений в северной части Западного полушария, трехстороннее соглашения не предусматривало конкретных механизмов по улучшению условий жизни мексиканского населения. Состояние социальной сферы определяла неолиберальная политика, проводившаяся в Мексике в течение двух десятилетий. Вступление же страны в НАФТА стало логичным продолжением данного курса. А то обстоятельство, что наиболее уязвимые слои населения по-прежнему не в состоянии удовлетворить свои потребности в образовании, медицинской помощи и социальном обеспечении следует считать свидетельством того, что участие в интеграционном блоке не оказало положительного воздействия на социально-экономическое положение значительной части мексиканцев.
Уровень бедности в стране продолжает оставаться высоким, кризис 2008-2009 гг. увеличил численность бедняков до 50,6 млн. человек. Бедность вынуждает сельское население либо переезжать в города, либо эмигрировать в США.
О неравномерности распределения доходов говорит тот факт, что небольшая группа людей обладает основным капиталом страны. Стоит отметить, что девять мексиканцев входят в список самых богатых людей мира по данным Forbes за 2009 г., причем третьим самым богатым человеком мира стал мексиканец – миллиардер Карлос Слим Элу с состоянием 35 млрд. долларов. На другом полюсе находятся беднейшие мексиканцы.
Большое влияние данное соглашение оказывает на состояние окружающей среды, что является одним из важнейших факторов качества жизни. В своей предвыборной программе президент США Б. Обама говорил, что одной из первых задач он видит пересмотр совместно с Канадой и Мексикой договоров о труде и окружающей среде. Он заявлял о необходимости изменения всей миграционной политики и пересмотре североамериканского соглашения. Однако вряд ли в ситуации кризиса от него можно будет ожидать быстрых и важных изменений.
Со вступлением Мексики в группировку число занятых в первичном секторе экономики резко сократилось. В результате мелкие сельские хозяйства во все большей степени стали зависеть от денежных переводов членов семей, которые уезжают в другую часть страны или за рубеж. После подписания соглашения о свободной торговле основным «генератором» новых рабочих мест стал промышленный сектор. На рост занятости наибольшее влияние оказали три отрасли промышленности: машиностроение, текстильная, швейная, а также пищевая промышленность. Важную роль в обеспечении занятости играет сектор макиладорас. В социальном смысле главной проблемой этого сектора остается относительно низкий уровень оплаты труда. Между тем именно низкие издержки на оплату труда − это и есть основная причина размещения на территории Мексики сборочных предприятий.
Увеличение занятости в промышленном секторе повлекло за собой и создание новых рабочих мест в сфере услуг, тесно связанных с экспортным производством, а также ростом финансового сектора. Доля занятых в сфере услуг увеличилась с 51% в 1994 г. до 60,7% в 2008 году (21). Подписание североамериканского соглашения резко увеличило долю работающих женщин в Мексике. Однако падение занятости в период кризиса 2008-2009 гг. говорит о необходимости проведения новых структурных преобразований, которые стимулировали бы приток национальных и иностранных инвестиций с целью создания новых рабочих мест.
Экспорт и прямые иностранные вложения, увеличившиеся в связи с принятием соглашения о свободной торговле, мало повлияли на рост оплаты труда, что объясняется двумя причинами. Во-первых, в Мексике предложение превышает спрос на рынке труда. Во-вторых, в результате интеграции мирового производства многие неквалифицированные и среднеквалифицированные работники столкнулись с конкуренцией не только на национальном рынке, но и со стороны международного рынка труда.
Соглашение НАФТА предусматривало принятие мер для ослабления давления избыточной рабочей силы на рынок труда в Мексике и предполагало, в частности, решить конфликтную проблему нелегальной трудовой миграции мексиканцев в США. Отрицательное отношение многих американцев к эмигрантам зачастую не обосновано, поскольку мексиканцы делают ту работу, на которую не согласны граждане США. Несмотря на то, что соглашение предусматривает выдачу рабочих виз странам участницам интеграционной группировки, среди всех перечисленных профессий нет ни одной, где бы требовался труд простого сельскохозяйственного рабочего. Это объясняет, почему выдача временных виз НАФТА и нелегальная миграция развиваются двумя параллельными путями. Эмиграция мексиканского населения является отрицательным результатом НАФТА, однако она стала спасением для многих семей, у которых родственники уехали за границу, поскольку их основным источником дохода стали именно денежные переводы.
По официальным данным, на территории США проживает около 12 млн. мексиканцев, по неофициальным данным их число достигает 25 миллионов (22). Мексиканцы уезжают на север как в поисках лучшей работы, так и для воссоединения с членами своих семьей, которые уже живут в США.
Одной из главных социальных проблем американо-мексиканских отношений в эпоху НАФТА является миграционная политика США, в частности, ограничение нелегальной иммиграции. Конкретной мерой стало возведение стены на границе с Мексикой, начатое в 1994 году. Ее строительство продолжается до сих пор, причем правительство США собирается расширить проект, охватить им всю приграничную территорию, укрепить барьеры по последнему слову техники. Американская сторона видит три причины для существования данной стены. Первая причина – это контроль над нелегальной иммиграцией, вторая – способ предотвращения терроризма (ставшая актуальной после 11 сентября 2001 г.), третья – борьба с наркотрафиком. Однако ужесточение контроля не остановило мексиканцев, желающих любыми путями попасть в США, а лишь увеличило количество людей, которые стали пересекать границу во все более опасных местах. С начала строительства стены к 2008 г. во время пересечения границы погибло более 5 тыс. человек (23). С приходом к власти Б. Обамы дальнейшая судьба проекта по достройке стены на всей приграничной территории стала неясной.
Не только торгово-экономические, но культурные и внешнеполитические связи Мексики все более приобретают однонаправленную ориентацию. Разумеется, в первую очередь это можно объяснить географической близостью двух стран и тесным взаимодействием на протяжении более двух веков. Однако Мексика способствовала росту влияния северного соседа, подписав североамериканское соглашение. Американские инвестиции увеличили потребление товаров, популярных в Соединенных Штатах, и тем самым определенным образом сказались на культуре мексиканского общества.
Одним из основных «агитаторов» за американский образ жизни стали средства массовой информации. На телевидении 90% показываемых фильмов – североамериканского производства. Появление Интернета сделало доступным для большого числа мексиканских граждан американское дистанционное образование, возможность знать не только национальную точку зрения, но и оценку американскими масс-медиа тех или иных событий, а также мнения американских экономистов, политологов, журналистов и писателей. Некоторые традиционные даты для американцев стали довольно привычными и для Мексики. Образ жизни, стиль и мода все больше подвергаются американизации.
В Мексике эффект глобализации на американский манер был усилен воздействием НАФТА, и создание новых секторов в основном в информационной экономике стало тому примером. Телемаркетинг (24) явился одним из них. В этом секторе можно выделить две ведущих компании, это Teckmarketing, дочернее предприятие Teléfonos de México, и филиал американской компании Teletech. Обе фирмы сразу стали конкурентами по оказанию телефонных услуг в Мексике, их главной сферой соперничества стала международная связь, стимулом быстрого роста числа звонков за рубеж послужило подписание соглашения о НАФТА. Стратегия внедрения телемаркетинга была продиктована необходимостью связи с зарубежными клиентами, причем в силу увеличившейся миграции рабочей силы роль услуг телефонной связи возросла.
По мнению ряда авторов, в рамках НАФТА усилилась «американизация» мексиканского образования. После того как эта сфера стала более «рыночной» и более открытой для иностранных инвесторов, качество знаний мексиканской молодежи – предмет постоянного спора, в котором одни недовольны изменением основ традиционной методики преподавания, другие говорят о большей гибкости системы образования в США. Обе точки зрения подкрепляются соответствующими аргументами, но нередко на рынок труда поступают молодые специалисты, подготовленные применительно к потребностям и запросам США, но не способные использовать свои знания в специфических условиях мексиканской экономики.
Граница между США и Мексикой представляет собой лабораторию, в которой формируется новый социальный тип с особенными специфическими чертами, отражающими ментальность и образ жизни обеих стран. Миграция населения, а также туризм привели к интересному феномену – американизации северных штатов Мексики, и мексиканизации южных штатов США. В Мексике уровень регионального развития оказывает серьезное воздействие на концентрацию экономических объектов, направленность принимаемых политических решений, на распределение доходов, а, следовательно, и на степень американизации. Говорить о тотальной американизации или мексиканизации невозможно. Правильнее утверждать, что происходит обоюдное смешение культур и традиций. Так, в жизни мексиканцев Coca-Cola и праздник Хэллоувин стали неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни. А в США утвердились стандарты питания, основанные на мексиканской национальной кухне.
В заключении формулируются выводы по результатам проведенного исследования.
Предпосылки для участия Мексики в НАФТА вызревали на протяжении нескольких десятилетий интенсификации двусторонних отношений с США. В начале 1990-х годов в условиях стремительно набиравшей силы глобализации закрытость экономики стала практически невозможной, объединение национальных хозяйств в региональные торговые блоки получило мощный импульс. Проведя кардинальные экономические реформы, во многом сблизившие механизмы реализации макроэкономической стратегии с ее северными соседями, Мексика оказалась втянутой в процесс региональной интеграции.
Исследование российскими учеными В.М. Давыдовым и А.В. Бобровниковым моделей модернизации, проанализированное в диссертации, подтверждает окончательный переход Мексики на ассоциативную модель в результате ее вхождения в НАФТА. Такого рода включение в мировое хозяйство привело к заметному прогрессу в модернизации экономического пространства, однако, значительно усилило уровень ассиметричности в рамках интеграционного блока. При этом возможности наращивания собственной «переговорной мощи» на мировой арене оказались достаточно ограниченными и несоразмерными экономическим результатам ассоциативной модели. Таким образом, ассоциативная модель развития Мексики не исключает серьезного продвижения по пути экономической и технологической модернизации, но сужает диапазон стратегического маневра, который необходим для реализации собственных интересов.
Изучение последствий североамериканского соглашения выявило, что основные макроэкономические показатели Мексики улучшились. Разрыв в уровне экономического развития между Мексикой и ее североамериканскими партнерами, хотя и незначительно, но сократился. Североамериканское соглашение послужило значительному развитию сектора макиладорас, однако изменило характер спроса на их продукцию, что, в свою очередь, повлияло на производственную структуру данного сектора. Тем не менее, деятельность НАФТА кардинально не сказалась на всем промышленном комплексе. Создание НАФТА увеличило экспорт промышленных изделий из Мексики, но не смогло в решающей степени повысить уровень их конкурентоспособности, а для аграрного сектора участие в блоке имело преимущественно негативные последствия.
Несмотря на то, что асимметричный характер экономик стран НАФТА налицо, и Мексика по-прежнему остается самым уязвимым звеном мегаблока, его формирование, безусловно, способствовало активизации двух- и многосторонних отношений между партнерами по группировке. Свидетельством этому является динамика товарооборота и инвестиций, которые осуществляют американские компании на территории страны. После вступления в силу соглашения о создании НАФТА Мексика стала прилагать усилия по недопущению чрезмерной концентрации своих внешнеторговых связей на рынках северных соседей, что выражается в подписании многочисленных двусторонних соглашений о свободной торговле с латиноамериканскими, европейскими и азиатскими странами и их интеграционными объединениями. Государства, не входящие в североамериканский блок, размещая свои предприятия в Мексике, подталкивают ее к еще большему сотрудничеству с Соединенными Штатами, так как главной целью деятельности этих предприятий является выход на североамериканский рынок. В результате Мексика зачастую играет роль связующего звена между другими странами и США. Уроки Мексики поучительны и для других стран Латинской Америки, прежде всего в Центральной Америке и Карибском бассейне, которые практически проводят политику подключения к НАФТА через систему двусторонних и многосторонних (КАФТА) соглашений.
Одним из ключевых последствий открытия мексиканского рынка стало резкое увеличения притока иностранных инвестиций, объем которых особенно возрос после создания зоны НАФТА, что дало иностранным компаниям, размещаемым в Мексике, возможность выхода на североамериканский рынок. Страной, которая больше всего инвестирует в мексиканскую экономику, по-прежнему остаются США, однако со вступлением в эпоху углубленной интеграции доля инвестиций других стран значительно возросла. Резко усилившийся поток иностранных инвестиций явился определяющим фактором модернизации хозяйственной структуры страны и кардинально изменил характер ее участия в мировом разделении труда. Одновременно зарубежные ТНК стали основными центрами выработки и реализации стратегии макроэкономического развития во многих важнейших отраслях мексиканской экономики, существенно ослабив тем самым возможности проведения самостоятельного экономического курса.
За счет тесных экономических и политических отношений Мексики с США северные пограничные регионы приобретают стратегическое значение для развития всей страны. Реализация положений НАФТА дала возможность существенно поднять уровень развития мексиканского севера, но одновременно усилила территориальные диспропорции в национальной экономике. Основная экономическая деятельность северных приграничных штатов Мексики – производство товаров на экспорт, с одной стороны, стимулировала модернизацию структуры хозяйства и экспорта всей страны, а, с другой стороны, повлекла за собой обострение большого числа проблем, важнейшей из которых стало загрязнение окружающей среды. В связи с этим первостепенной задачей как регионального, так и национального значения стало проведение многосторонних природоохранных мероприятий и создание институциональной основы в целях предотвращения ущерба окружающей среде.
Социальные последствия участия Мексики в НАФТА оказались неоднозначными. С одной стороны, членство в группировке проявилось в сокращении первичного сектора экономики, разорении мелких предпринимателей, ухудшении экологической обстановки в стране. С другой стороны в определенной мере североамериканское соглашение сыграло положительную роль в увеличении занятости населения в мексиканской промышленности, при этом понизив ее в сельскохозяйственной отрасли, в результате чего фермеры оказались выброшенными из формальной экономической деятельности. Несмотря на то, что занятость в стране за время действия соглашения увеличилась, медленный рост заработанной платы, увеличение импортных закупок и, как следствие, разорение местных производителей привели к тому, что проблема эмиграции не была решена, что свидетельствует о низкой результативности участия в НАФТА. Вместе с тем эмиграция мексиканского населения стала спасением для многих семей, у которых родственники уехали за границу, поскольку их основным источником дохода стали денежные переводы из-за рубежа. Главным фактором, осложнившим американо-мексиканские отношения в эпоху НАФТА, стала миграционная политика США. Число мексиканцев, желающих попасть в США, росло, а с ними стали более разнообразными и способы пересечения границы.
С точки зрения взаимодействия культур и традиций, очевидно, что НАФТА усилило процесс американизации мексиканского общества, что связано с появлением новых сфер деятельности, ставших важным каналом влияния США. Американцы, в свою очередь, обеспокоены возрастанием мексиканского воздействия на общество США в связи с непрекращающимся притоком как легальных, так и нелегальных эмигрантов. Однако и в Мексике, и в США происходит обоюдное смешение культур и традиций, что особенно характерно для приграничных регионов.
До недавнего времени НАФТА являла собой пример довольно последовательной реализации интеграционных планов, происходившей без отклонений от первоначального графика. Однако углубление мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. впервые за 15 лет привело к возникновению острых противоречий, выразившихся в отказе от достигнутых договоренностей и восстановлении отмененных торговых барьеров. Пока еще преждевременно судить, насколько длительным будет этап разногласий, на каких условиях он будет преодолен и как отразится на долгосрочных перспективах деятельности НАФТА. Тем не менее становится очевидным, что потребуется внести серьезные коррективы в концепции и конкретные механизмы функционирования группировки.
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях автора (общим объемом 4,9 п.л.):
1. «Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации» // Серия «Саммит». – М.: ИЛА РАН, 2005, в соавторстве (0,3 п.л.).
2. О.А. Шевакина. «Эволюция мексиканской экономики в контексте деятельности НАФТА» // Латинская Америка, 2007, №7 (1,1 п.л.).
3. В.А. Теперман, О.А. Шевакина. «Мексика в поисках баланса внешнеэкономических связей» // Мировая экономики и международные отношения, 2007, №9 (1,1 п.л.).
4. О.А. Шевакина. «Воздействие НАФТА на трансформацию экономики Мексики» // Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. Сборник докладов научной конференции/Под ред. Бобровникова А.В., Тепермана В.А., Чумаковой М.Л. – М.: ИЛА РАН, 2007 (0,5 п.л.).
5. O. Shevakina. “Evolución de la economía mexicana en el contexto de las actividades del TLCAN” // Iberoamérica, 2008, N1 (1,1 п.л.).
6. О.А. Шевакина. «Роль иностранного капитала в экономике Мексики в условиях углубленной интеграции» // Латинская Америка, 2008, №12 (0,8 п.л.).
7. О.А. Шевакина. «Мексика: столкновение самобытности и тенденции американизации» // Ибероамериканский мир в начале XXI века: взгляд молодых ученых. Научная конференция молодых американистов. Сборник докладов.– М., ИЛА РАН, 2009 (0,7 п.л.).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Боровков А.Н., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития.–М.: ИЛА РАН, 1999. Бобровников А.В., Теперман В.А.. Латиноамериканские социально-экономические модели. – Социально-экономические модели в современном мире и путь России / Под ред. Микульского К.И.–М.: Экономика, 2005. Бобровников А.В., Теперман В.А. Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации: итоги экономических реформ первого поколения.–М.:ИЛА РАН, 2002. Давыдов В.М. Эффект адаптационного реформирования: от Латинской Америки к России.–М.:ИЛА РАН, 2003. Давыдов В.М., Бобровников А.В., Теперман В.А. Феномен финансовой глобализации: универсальные процессы и реакция латиноамериканских стран.–М.:ИЛА РАН, 2002. Интеграция в западном полушарии и Россия. Под ред. Глинкина А.Н. М.: ИЛА РАН, 2004.
2. Dornbusch R., Edwards S. The macroeconomics of populism in Latin America. Chicago, 1991. Dos Santos T. A theoria da dependência : Balanço e perspectivas. – Rio de Janeiro, 2000. G. Bressis. Los efectos de la globalización: oportunidades y retos del desarrollo local en Europa, América Latina y el Caribe. Italia, 2003. S. Sassen. Deciphering the global: its scales, spaces and subjects. Mich., 2007.
3. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood, 1961.
4. Las dimensiones sociales de la integración regional en América Latina. / Ed. Franco R. y Di Filippo A. / Santiago de Chile: CEPAL, 1999. Financial Globalization and the Emerging Economies. / Ed. Ocampo J.A., Zamagni S., Ffrench-Davis R., Pietrobelli C. / Santiago de Chile: CEPAL, 2000. Kuwayama M., Duran J. La calidad de la inserción internacional de América Latina y el Caribe en el comercio mundial. / Santiago de Chile: CEPAL, 2003.
5. LaRouche L. The Economics of the Nöosphere. – Wash., 2001.
6. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. Под ред. Фаминского И.П. – М.: Республика, 2004. Н.П. Шмелев. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. М.: Наука, 1987. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: III тысячелетие, 2001.
7. Weintraub S. NAFTA at three. A progress report.–Wash., 1997. Romer P. Implementing a National Technology Strategy with Self-Organizing Industry Investment Boards. // Brookings Papers on Economic Activity.–Wash., 1993. Hanson G. US-Mexico Integration and Regional Economies: Evidence from Border-City Pairs.–Cambridge, MA, 1996.
8. Е.Г. Комкова. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. – М.: ИСКРАН, 2005.
9. Глобализация и крупные полупериферийные страны. М.: Международные отношения, 2003; И.П. Фаминский. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2009; M. Albrow. The global age: state and society beyond modernity. Calif., 1997; P. Collier, D. Dollar. Globalization, growth, and poverty: building an inclusive world economy. Wash.: The World Bank, 2002; R. Holton. Globalization and the nation-state. London, 1998; E. Kofman, G. Youngs. Globalization: theory and practice. London, 1996; J. Mittelman. The globalization syndrome: transformation and resistance. New Jersey, 2000; D. Rodrik. Has globalization gone too far? Wash., 1997; J. Stiglitz. Globalization and its discontents. N.Y., 2003; J. Stiglitz. Making globalization work. N.Y., 2006.
10. Masahisa Fujita, Paul R. Krugman, Anthony J. Venables. The spatial economy: cities, regions and international trade. MIT Press, 2001.
11. J. Tomlinson. Globalization and culture. Chicago, 1999.
12. Sengaas D., The European Experience. A Historical Critique of Development Theory. New Hempshire, Berg Publ..; Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М.: ИЛА РАН, 2009.
13. «Тесобонос» - краткосрочные государственные ценные бумаги, номинированные в долларах, эмитированные в 1989 г. Их рентабельность обеспечивалась не только повышенной процентной ставкой, но и индексацией в отношении обменного курса. Свыше 80% тесобоноусов находилось в руках нерезидентов.
14. Weintraub S. “NAFTA at three. A progress report”. The center for strategic & international studies, Wash., 1997, p. 60.
15. World Economic Outlook. IMF, Wash., July 2009, p.2; Agencia EFE – www.efe.com.
16. EconStats: Global Economic Data – www.econstats.com.
17. Banco de México. Informe аnual, 2009, p. 165.
18. Ibidem
19. Ibidem.
20. Secretaría de economía – www.economia.gob.mx.
21. Secretaría de Trabajo y Previsión Social – www.stps.gob.mx.
22. Los Tiempos – www.lostiempos.com.
23. La Jornada Migración – www.migracion.jornada.com.mx.
24. Телемаркетинг – сбыт с помощью средств телекоммуникаций.