ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА
- Землетрясения в Гаити и Чили
- Всеобщие выборы в Коста-Рике
- Ситуация в Эквадоре: энергетический кризис на фоне протестов индейцев
- «Саммит единства» в Канкуне
- Латиноамериканское турне министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова
Землетрясения в Гаити и Чили
С интервалом в полтора месяца в двух странах Латинской Америки – в Республике Гаити, расположенной в Карибском бассейне, и в Республике Чили – произошли сильнейшие за последнее время землетрясения. Их результатом стали разрушения и многочисленные человеческие жертвы, однако стихийные бедствия в этих двух странах имели различные политические последствия.
12 января 2010 г. землетрясение продолжительностью около одной минуты и мощностью 7 баллов по шкале Рихтера произошло в Гаити, одной из самых бедных стран региона с населением около 9 млн человек. Этот подземный толчок стал сильнейшим для острова со времен землетрясения 1946 г., мощность которого составила 8,1 балла.
Землетрясение, эпицентр которого находился в 15 км к юго-западу от столицы Порт-о-Пренс с населением около 800 тыс. человек, разрушило многочисленные здания и сооружения, в том числе несколько министерств и президентский дворец. По разным оценкам количество жертв превышает 220 тыс. человек.
В результате серьезных повреждений инфраструктуры, в т.ч. аэропорта и порта, через который поступало около 80% необходимых для Гаити продуктов, была затруднена доставка направленной в страну гуманитарной помощи. Миссия ООН, серьезно пострадавшая в результате землетрясения, не могла заниматься ее распределением. (Миссия ООН, включающая 10-тысячный контингент голубых касок и около 2 тыс. специалистов, была открыта в Республике Гаити в 2004 г. для поддержания стабильности в стране).
В сложившейся ситуации правительство президента Р. Преваля фактически перестало осуществлять свои функции, а нехватка продовольствия и отсутствие государственного контроля над ситуацией грозило обернуться в Гаити волной насилия. Для поддержания безопасности в стране по решению президента США Б. Обамы в Порт-о-Пренс было направлено 5,5 тыс. солдат. Экономическая помощь США составила 100 млн долларов.
По мнению Франции, действия Вашингтона в Гаити фактически установили монополию на оказание международной помощи. Правительство Венесуэлы, известное своими антиамериканскими настроениями, обвинило США в оккупации Гаити после землетрясения, вызванного военными испытаниями американского ВМФ. Тем не менее, Бразилия, возглавляющая миссию ООН на острове, заявила, что не уступит командование силами международной организации.
Гаити – самая бедная страна региона, занимающая 150-е место из 177 по индексу человеческого развития ООН. 80% ее населения живет ниже черты бедности. Землетрясение еще больше усугубило тяжелую ситуацию, уничтожив инфраструктуру, спровоцировав миграцию населения и лишив многие семьи источников дохода. Все это может создать угрозу продовольственной безопасности в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Активную гуманитарную деятельность в Гаити ведут многочисленные НПО и международные финансовые организации, в частности Межамериканский банк развития. Перспективы восстановления пострадавшего от землетрясения государства заняли центральное место в повестке саммита ALBA, прошедшего в январе 2010 года. На нем было принято несколько решений о выделении финансовой помощи Гаити из средств гуманитарного фонда ALBA и о списании задолженности Гаити объединению Petrocaribe.
27 февраля 2010 г., за две недели до вступления в должность избранного президента С. Пиньеры в Чили произошло сильнейшее с 1960 г. землетрясение. Его мощность составила 8,8 баллов по шкале Рихтера. Подземный толчок в Чили был в 500 раз сильнее, чем в Гаити, однако количество жертв оказалось относительно небольшим (около 800 человек). Во многом это объясняется сейсмоустойчивостью многих зданий, построенных в соответствии с антисейсмическими нормативами, и отлаженной работой медицинских служб.
Ущерб, нанесенный стихией, оценивается в 30 млрд долларов, и для устранения последствий землетрясения Чили также нуждается в международной помощи. Тем не менее, контроль над ситуацией осуществляется силами чилийской полиции и армии, а учитывая развитую государственную систему социального обеспечения, можно предполагать, что долгосрочные последствия землетрясения будут минимизированы, а всем пострадавшим и оставшимся без крова будет оказана необходимая помощь.
Алексей Чернышев
Всеобщие выборы в Коста-Рике
7 февраля 2010 г. в Коста-Рике прошли всеобщие выборы, на которых избраны глава государства, депутаты Законодательной ассамблеи и руководители (рехидоры) муниципальных советов. Почти с двукратным перевесом над своими соперниками одержала победу кандидат правящей Партии Национальное освобождение (Partido Liberación Nacional, PLN) Л.Чинчилья, ставшая первой женщиной-президентом Коста-Рики и пятой во всей Латинской Америке.
Голоса между основными претендентами на президентский пост распределились следующим образом: Л.Чинчилья – 48,78%, лидер Партии Гражданское действие (Partido Acción Ciudadana, РАС) О. Солис – 25,15% и кандидат Освободительного движения (Movimientо Libertario, МL) О. Гевара – 20,83% голосов. В соответствии с избирательным законодательством для избрания уже в первом туре голосования кандидату достаточно получить 40% голосов.
57 мест в однопалатной Национальной ассамблее распределились следующим образом: Партия Национальное освобождение - 24, Партия Гражданское действие – 11, Освободительное движение – 9, Партия Социал-христианское единство (Partido Unidad Social Cristiana, PUSC) – 6, Партия равных возможностей (Partido de Accesibilidad Sin Exclusión, PASE) - 4, прочие – 3.
Из 495 руководителей муниципальных советов 196 представляют PLN, 98 – PAC, 75 – ML, 54 – PUSC, 23 – PASE, 10 – Костариканское обновление (Renovación Costarricense, RC), остальные - мелкие партии и организации. Присутствовавшие на выборах международные наблюдатели не отметили серьезных нарушений.
Правящая Партия Национальное освобождение – старейшая политическая партия страны, придерживается социал-демократической ориентации и входит в Социалистический интернационал. На практике стремится достичь компромисса между проповедуемой идеей государства всеобщего благосостояния и требованиями международных финансовых организаций по вопросу сокращения доли государственного сектора в экономике и ограничения социальных расходов. Л. Чинчилья впервые участвовала в президентских выборах, но до этого она активно занималась политической деятельностью. Она родилась в 1959 г., окончила Джорджтаунский университет. До прихода в большую политику работала консультантом по вопросам права и общественной безопасности в неправительственных организациях Латинской Америки и Африки. В 1994 г. была назначена заместителем, а затем министром внутренних дел, с 2002 г. занимала посты вице-президента и министра юстиции. Во время предвыборной кампании Чинчилья обещала продолжить курс своего предшественника, лауреата Нобелевской премии мира, О.Ариаса. В числе приоритетов избранного главы государства – решение экономических проблем, борьба бедностью, преступностью и наркоторговлей, защита прав женщин и повышение их роли в политической жизни страны.
Левоцентристское «Гражданское действие» создано в 2000 году. Первоначально оно выступало против существовавшей двухпартийной системы и постепенно превратилось во вторую по значимости политическую партию, хотя на последних выборах его позиции заметно ослабли. Основатели партии вышли из рядов PLN, позже к ним присоединились выходцы из других партий и независимые политики. Партия придерживается идеологии социал-демократии и социального прогресса, не входит в международные межпартийные объединения, однако тесно сотрудничает с Демократической партией США и левоцентристскими партиями Европы и Латинской Америки. В программе О.Солиса ключевое место занимали повышение роли гражданского общества в политике, борьба с коррупцией, критическое отношение к договору о свободной торговли между Центральной Америкой (включая Коста-Рику), Доминиканской Республикой и США. Лидер партии участвует в президентской гонке уже в третий раз, на выборах 2006 г. он уступил первое место О. Ариасу, который обошел его всего лишь на 2 % голосов.
«Освободительное движение» также выступает против двухпартийной системы, его основатели первоначально представляли либеральное крыло PUSC. ML выступает за расширение индивидуальной свободы и свободы предпринимательства, повышение эффективности государственного аппарата и борьбу с бюрократией, поддерживает идею создания зоны свободной торговли с США и ограничение роли государства социальной сферой. Одной из самых смелых идей О.Гевары можно назвать предложение о замене местной валюты – костариканского колона – на доллар США.
Партия «Социал-христианское единство» объединила различные организации христианско-демократической ориентации. В течение длительного периода была основным элементом двухпартийной системы, однако постепенно ее влияние снизилось.
Партия равных возможностей защищает права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, «Костариканское обновление» объединяет преимущественно христиан-евангелистов.
Инаугурация Л. Чинчильи намечена на 8 мая 2010 г.
Збигнев Ивановский, Екатерина Ландаева
Ситуация в Эквадоре: энергетический кризис на фоне протестов индейцев
C ноября 2009 г. по январь 2010 г. Эквадор пережил энергетический кризис, связанный с обмелением рек из-за засухи. В результате выработка электроэнергии на ГЭС Pauta, обеспечивающей 35% потребностей, сократилась на треть. Эквадору пришлось закупать электроэнергию у Перу и Колумбии. В середине февраля власти Эквадора заявили об успешном преодолении кризиса в связи с началом сезона дождей и оптимальным наполнением рек.
Последние месяцы внутриполитическая обстановка была очень острой. На фоне энергетического кризиса заметно активизировались индейские организации. В октябре 2009 г. в результате массовых протестов против принятия Закона о водных ресурсах, ограничивающего доступ индейских общин к источникам питьевой воды, погибли несколько представителей коренного населения. Лидеры индейского движения опасались, что закон может привести к приватизации водных источников. Власти не раз опровергали подобные опасения, однако существенных результатов это не принесло. По мнению президента Р.Корреа, за протестами индейских общин стоят американские и европейские экологические организации, которые целенаправленно «подогревают» недовольство индейцев с целью политической дестабилизации в Эквадоре.
В конце октября 2009 г. властям удалось уговорить ведущую индейскую организацию CONAIE сесть за стол переговоров, однако за пять месяцев не удалось добиться каких-либо успехов. Энергетический кризис, совпавший с проведением переговоров, только обострил оппозиционные настроения в эквадорском обществе в целом и среди индейского населения в частности. 27 февраля лидер CONAIE М. Санти объявил о выходе из переговоров в связи с их бесперспективностью, обвинив правительство в нежелании идти на компромисс. В информационном коммюнике сообщалось о переходе к активным действиям. План сопротивления, разработанный CONAIE, включал 21 пункт, важнейшие среди них следующие: во-первых, не признавать любые законы, принятые Национальной ассамблеей, во-вторых, запретить доступ представителей власти в индейские общины, в-третьих, всячески препятствовать функционированию как национальных, так и зарубежных нефтяных и горнодобывающих компаний, расположенных на территории проживания индейских общин. В ответ президент Эквадора обвинил CONAIE в стремлении разжечь сепаратистские настроения.
Индейское движение представляет довольно мощную политическую силу, только CONAIE охватывает около 35% эквадорского населения. Именно выступления индейцев стали решающим фактором в свержении двух эквадорских президентов – А. Букарама в феврале 1997 г. и Х.Мауада в январе 2000 года. По заявлениям М.Санти, в планы индейцев не входит свержение нынешнего президента, коренное население лишь стремится к корректировке внутриполитического курса. Тем не менее, противоречиями между властями и индейскими организациями может воспользоваться политическая оппозиция.
Так, в середине февраля по инициативе бывшего кандидата в президенты Х.Небота, мэра г. Гуаякиль с 2000 г., прокатилась волна антиправительственных демонстраций. Формальным поводом для их проведения стало требование оппозиции большей автономии и выделения из федерального бюджета на муниципальные нужды дополнительно 17 млн долларов. Гуаякиль, оплот оппозиции и важнейший портовый город Эквадора, является крупным экономическим центром страны. Предоставление ему требуемой автономии привело бы к полной дестабилизации внутриполитической и экономической ситуации в Эквадоре. По всей видимости, решающим фактором в развитии событий станет позиция CONAIE, которая собирается в ближайшие месяцы провести индейскую ассамблею и выработать дальнейшую стратегию.
Несмотря на политическую нестабильность, рейтинг Р. Корреа остается достаточно высоким. В период энергетического кризиса популярность эквадорского президента снизилась до 57%, однако уже к концу февраля данный показатель был равен 67%, приблизившись к уровню 2008 года, когда на фоне колумбийско-эквадорского конфликта более 70% населения поддерживало своего президента.
Андрей Пятаков
«Саммит единства» в Канкуне
22-23 февраля 2010 г. в г. Канкуне (Мексика) состоялся межблоковый саммит государств Латинской Америки. Вначале планировалось провести только встречу Группы Рио, однако позже было принято решение совместить его с II Саммитом глав государств Латинской Америки и Карибского бассейна по вопросам интеграции и развития (CALC). В итоге во встрече приняли участие представители 32 стран, включая 24 глав государств и правительств. Из-за неопределенного статуса на саммите отсутствовали представители Гондураса, поскольку не все страны региона признали новое правительство, а его приглашение вошло бы в диссонанс с объединительным пафосом встречи.
Саммит прошел в Мексике, поскольку в феврале 2010 г. заканчивается двухгодичный период ее нахождения на посту временного председателя Группы Рио. Это наиболее влиятельный политический региональный форум, созданный в декабре 1986 года. Его основные цели – развитие демократии и разрешение межгосударственных споров в Латинской Америке. В декабре 2008 г. к 22 государствам Группы Рио присоединились Куба, Гаити и Гайана. В рамках форума Мексика передала пост временного председателя Группы Рио Чили.
CALC – достаточно новое явление в политической жизни Латинской Америки. Первый саммит прошел в декабре 2008 г. в Бразилии. Основная декларированная цель CALC – стимулировать процессы латиноамериканской интеграции и развития без вмешательства держав, не относящихся к геополитическому пространству Латинской Америки.
Фактически саммит в Канкуне носил объединительный характер. На нем было принято решение создать новую интеграционную группировку на основе слияния Группы Рио и CALC. Было предложено три варианта названия нового объединения: мексиканский (Союз государств Латинской Америки – UEAL), венесуэльский (Организация латиноамериканских и карибских государств – OELC) и бразильский (Сообщество латиноамериканских и карибских государств – CELC). Венесуэльский вариант отражал планы У. Чавеса создать альтернативу Организации американских государств (ОАГ), однако большинство участников склонились к более нейтральному бразильскому варианту. Окончательное официальное название нового объединения будет определено на саммитах в Венесуэле (июль 2011 г.) и в Чили (2012 г.).
Формат и статус нового объединения пока не определены: будет ли это межгосударственный форум, интеграционный блок, политический союз и т. д. Очевидно лишь преобладание политической составляющей над экономической, деятельность объединения скорее всего будет направлена на преодоление политических противоречий и укрепление стабильности и единства региона. Кроме того, это очередная попытка объединить все 33 государства, составляющие геополитическое, культурное и цивилизационное пространство Латинской Америки в некое единое образование.
До этого единственной международной площадкой, где могли собраться представители всех латиноамериканских государств, были саммиты Америк, проводимые по инициативе и под эгидой США. Пять из них были созваны для проведения переговоров относительно несостоявшейся Зоны свободной торговли Америк (ALCA), а шестой, прошедший в мае 2009 г., по существу, были презентацией Б. Обамы перед латиноамериканским сообществом. Таким образом, на саммитах Америк явно доминировали интересы США.
Инициатива создания CELC – попытка формирования новой дискуссионной международной площадки для решения сугубо латиноамериканских проблем силами сообщества самого региона в его же интересах. На данном этапе CELC представляется не столько попыткой создания альтернативы ОАГ, как это представили большинство латиноамериканских и европейских СМИ, сколько саммитам Америк. Для того, чтобы действительно стать альтернативой ОАГ, что пока выглядит достаточно эфемерным, новому сообществу предстоит пройти сложный путь институционализации и структурирования и преодолеть множество разногласий между странами.
У Вашингтона планы создания нового интеграционного объединения опасений пока не вызывают. Представитель Госдепа США Ф. Кроули заявил, что объединение стран региона, направленное на более эффективное сотрудничество, является позитивным шагом.
Многие обозреватели скептически отнеслись к инициативе создания CELC. Действительно, у подобного скепсиса есть реальные основания. Обладает ли Латинская Америка достаточным объединительным потенциалом для эффективной работы новой организации при наличии многочисленных противоречий в латиноамериканском сообществе? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Возможно, новая организация и станет тем международным механизмом разрешения споров и конфликтов, препятствующих полноценной интеграции. Первые шаги к этому были уже сделаны. Так, по общему решению президент Доминиканской Республики Л. Фернандес был назначен главой «Группы друзей», созданной для урегулирования перманентного конфликта между Венесуэлой и Колумбией.
Кроме того, впоследствии CELC может стать региональным механизмом проведения диалога между различными интеграционными блоками Латинской Америки. Необходимость создания инструментов для осуществления такого диалога налицо, учитывая нарастающие тенденции регионализации мировой экономики и политики. Здесь может быть учтен опыт Ибероамериканских саммитов, саммитов ЕС – MERCOSUR и других.
Помимо итоговой декларации, в которой были отражены общие цели и задачи организации, а также место и дата проведения следующих саммитов, участники приняли декларацию, осуждающую блокаду Кубы со стороны США, выступили против включения Эквадора Группой международных финансовых действий (GAFI) в список стран, недостаточно борющихся с финансированием международного терроризма и отмыванием денег (Иран, Эфиопия, Северная Корея и Ангола), и поддержали позицию Аргентины в ее споре с Великобританией по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов.
Андрей Пятаков
Латиноамериканское турне министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова
C 11 по 17 февраля 2010 г. состоялись официальные визиты министра иностранных дел России С.В.Лаврова на Кубу, в Никарагуа, Гватемалу и Мексику. Министр обсудил с представителями этих стран вопросы двустороннего торгово-экономического и военно-технического сотрудничества и ряд актуальных вопросов международной жизни, включая коллективные усилия по преодолению последствий мирового экономического кризиса.
С 11 по 13 февраля С.Лавров посетил Кубу, где встретился с Председателем Государственного совета Кубы Р.Кастро, заместителем председателя Совета министров Кубы Р.Кабрисасом и главой МИД Б.Родригесом. В ходе переговоров стороны рассмотрели состояние и перспективы сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также ход реализации крупных совместных проектов в области электроэнергетики, углеводородов, транспорта, гражданской авиации, биофармацевтики и высоких технологий. Глава МИД РФ подтвердил неизменность позиции России по поводу скорейшей отмены американского эмбарго в отношении Кубы. Стороны также договорились наращивать совместные усилия, направленные на закрепление стратегического характера двустороннего партнерства в русле договоренностей, достигнутых в ходе российско-кубинских саммитов в конце 2008 – начале 2009 годов.
С 13 по 14 февраля С.Лавров посетил Никарагуа и встретился с президентом Д.Ортегой и министром иностранных дел С.Сантосом. Стороны обсудили возможности углубления политического диалога, активизации торгово-экономического сотрудничества, реализации проектов гуманитарной помощи и расширения договорно-правовой базы двусторонних отношений. В рамках визита С.Лаврова в Манагуа состоялось подписание соглашения о взаимной защите секретной информации, а также достигнута договоренность о проведении совместных военных учений.
С 14 по 15 февраля С.В.Лавров нанес официальный визит в Гватемалу и провел переговоры с президентом А.Коломом, председателем Национального конгресса Р.Алехосом и министром иностранных дел А.Родасом. А.Колом поблагодарил главу МИД РФ за оказанную гуманитарную помощь по преодолению засухи, поразившей страну осенью 2009 года. Главы внешнеполитических ведомств подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотиков. Стороны условились продолжить работу по согласованию ряда находящихся на рассмотрении документов, охватывающих самые разные области двустороннего сотрудничества.
15-16 февраля С.Лавров провел переговоры с министром иностранных дел Мексики П.Эспиносой. Россия и Мексика договорились об установлении прямого воздушного сообщении между Москвой и Канкуном и высказались за взаимное упрощение визового режима. Правительство Мексики проявило выразило интерес к развитию военно-технического сотрудничества с Россией, в частности, к закупке российских вертолетов для борьбы с наркотрафиком.
Все переговоры охватывали широкий спектр сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, туризма, борьбы с преступностью и торговлей наркотиками. Традиционно Россия имеет более тесные связи с Кубой. Дополнительный импульс приобрели и российско-никарагуанские отношения после возвращения к власти Д.Ортеги. Включение в график визитов Гватемалы и Мексики показывает, что Россия пытается активизировать отношения с этими странами, которым до настоящего времени не уделялось должного внимания в латиноамериканском векторе внешнеполитической стратегии РФ. Развитие мексиканско-российского сотрудничества способно серьезно укрепить позиции нашей страны в Латинской Америке и способствовать усилению присутствия России в регионе. Между двумя государствами существует огромный потенциал экономического сотрудничества, прежде всего в нефтяной сфере. Важную роль может сыграть и интенсификация диалога в формате «Большой двадцатки», в состав которой входят обе страны.
Егор Прусов