ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ИЮНЬ 2010 ГОДА

  • Президентские выборы в Колумбии
  • Ямайка: эскалация насилия на фоне кризиса
  • XXXX сессия Генеральной ассамблеи Организации американских государств
  • Х саммит ALBA: поиск ответов на вызовы социальной исключенности



Президентские выборы в Колумбии


30 мая 2010 г. в Колумбии состоялся первый тур президентских выборов. Бесспорным лидером стал официальный кандидат правящей Социальной партии национального единства Х.М.Сантос, за которого проголосовали 46,67% избирателей. Его основной соперник, сын литовских эмигрантов, кандидат Партии зеленых А.Моккус Шивицкас получил 21,5%, представитель входившей в правящую коалицию «Радикальной перемены» Х.Варгас Льерас – 10,1%, кандидат блока левых сил «Альтернативный демократический полюс» Г.Петро – 9,1%, консерватор Н.Санин – 6,1% и либерал Р.Пардо – 4,4% голосов. Остальные кандидаты получили менее 1% голосов.


За время избирательной кампании произошли существенные изменения в расстановке политических сил. В то время как высокий рейтинг Х.М.Сантоса не вызывал сомнения, кандидатура Н.Санин была оттеснена на задний план и реальные шансы выйти во второй тур получил А.Моккус. Более того, накануне «недели тишины», во время которой прекращается предвыборная агитация, ведущие национальные и зарубежные социологические агентства расценивали возможности основных претендентов как примерно равные (соответственно 34-39 и 32-34%).


Существенный отрыв официального кандидата объясняется не столько административным ресурсом, сколько несовершенством методики проводившихся опросов: значительную часть электората Х.М.Сантоса составляет оказавшееся вне поля зрения социологов сельское население, в то время как потенциальная социальная база А.Моккуса – «виртуальное» молодое поколение, которое охотно заполняет электронные анкеты, однако редко приходит на избирательные участки. Обратный эффект имела и позиция крайне непопулярного в Колумбии венесуэльского президента У.Чавеса, назвавшего Сантоса марионеткой империи янки, готового развязать войну и представляющего угрозу безопасности региона.


Во втором туре Х.М.Сантос получил максимальное за всю современную политическую историю Колумбии количество голосов (69,05%), в то время как электорат А.Моккуса вырос незначительно и составил только 27,52%. Выборы прошли в относительно спокойной обстановке, безопасность голосования обеспечивали вооруженные силы и полиция. В отдаленных департаментах Каука и Какета имели место отдельные террористические акции леворадикальных партизан, вызвавшие человеческие жертвы. Явка избирателей составила 49,27% в первом и 44,33% во втором туре (снижение политической активности в какой-то мере было вызвано проливным дождем и чемпионатом мира по футболу).


Поскольку за избранного президента проголосовали не только сторонники входивших в правящую коалицию «Радикальной перемены» и Консервативной партии, но и большинство либералов, главе государства обеспечена поддержка более 75% депутатов и сенаторов. Х.М.Сантос призвал к сотрудничеству и потерпевшего поражение А.Моккуса. Избранный президент приступит к своим обязанностям 7 августа, срок его полномочий составляет четыре года.


Массовая поддержка Х.М.Сантоса среди законодателей и населения в целом не означает, что его правление будет легким. Хотя на популярности нового главы государства отразился высокий рейтинг А.Урибе, избранный президент получил в наследство множество нерешенных проблем. Очевидно, что Сантос продолжит политику «демократической безопасности» своего предшественника, направленную на прекращение внутреннего вооруженного конфликта силовыми методами. (За годы правления А.Урибе контингент сил правопорядка вырос с 260 до 450 тыс. человек, на нужды обороны выделяется 4,6% ВВП). Воплощаемая в жизнь неолиберальная модель привела к относительно благополучным макроэкономическим показателям, однако в стране сохраняется высокая социальная поляризация, более 7 из 45 млн граждан живут за чертой бедности, а из них более 4 млн – за чертой нищеты. Острой социальной проблемой остается безработица, достигающая 16% экономически активного населения. В условиях вооруженного конфликта и без того сложная социальная ситуация усугубляется наличием многочисленных беженцев и перемещенных лиц. Среди приоритетов правительства фигурируют также улучшение системы образования и здравоохранения и решение жилищной проблемы. Активизация борьбы с наркомафией и организованной преступностью может вызвать обострение ситуации в районах выращивания коки.


Еще одним вызовом становится возобновление диалога между исполнительной и судебной ветвями власти. Речь идет не только об усилении борьбы с коррупцией, разоблачении связей представителей политической элиты с ультраправыми военизированными формированиями и наказании виновных в нарушениях прав человека, но и об обеспечении полной независимости судебной власти и безоговорочном выполнении всех ее решений.


Приоритетным направлением внешней политики останутся тесные отношения с Соединенными Штатами, без помощи которых невозможно усиление борьбы с терроризмом и наркомафией. Новое правительство будет добиваться и ратификации Конгрессом США договора о свободной торговле. В этой связи одним из вызовов остается нормализация отношений с Венесуэлой и Эквадором, которые осложняются непростыми межличностными отношениями Х.М.Сантоса с президентами этих стран. Избранный руководитель Колумбии уже сделал ряд заявлений, способствующих преодолению существующих противоречий.


Курс на открытую экономику и более активное участие в глобальных процессах предполагает активизацию сотрудничества с Европейским союзом и Азиатско-тихоокеанским регионом. Многовекторная внешняя политика Колумбии открывает новые возможности и для развития разноплановых отношений с Российской Федерацией.


Збигнев Ивановский


Ямайка: эскалация насилия на фоне кризиса


Конец мая 2010 г. ознаменовался сильнейшей эскалацией насилия и обострением социально-политической ситуации на Ямайке. Их поводом стала попытка задержания и последующая экстрадиция в США местного наркобарона Кристофера «Дудуса» Коука. В ходе операции, проведенной силами полиции и армейских подразделений, имелись человеческие жертвы.


Политико-социальный кризис в этой карибской стране начался в конце августа 2009 г., когда администрация США передала властям Ямайки запрос об экстрадиции К.Коука. «Дудус» обвинялся в наркотрафике и контрабанде оружия, однако официальный Кингстон в течение продолжительного периода времени не предпринимал мер по задержанию Коука, ссылаясь на то, что данный шаг противоречит конституции страны.


Возникшая проблема вызвала широкую дискуссию в парламенте. Депутат оппозиционной Народной партии П.Филлипс обнародовал информацию о сотрудничестве правящей Лейбористской партии и американской лоббистской юридической фирмы «Manatt, Phelps & Phillips». Как сообщалось, эти стороны заключили договор на сумму в 400 тыс. долл., в соответствии с которым эту компания должна была лоббировать интересы Лейбористской партии и добиваться отзыва запроса на экстрадицию К.Коука.


Это еще более осложнило и без того шаткое положение правящей партии и премьер-министра Б.Голдинга. На фоне разгоревшегося скандала были выдвинуты требования об отставке главы правительства, в результате премьер-министр был вынужден подать прошение о добровольном сложении полномочий перед исполнительным комитетом Лейбористской партии.


В своем обращении к нации 17 мая премьер-министр признал свою причастность к скандалу с участием «Manatt, Phelps & Phillips», но одновременно поставил перед правящей партией вопрос о доверии правительству. Тем не менее, под давлением оппозиции и видных общественных деятелей Б.Голдинг был вынужден отдать распоряжение генеральному прокурору и министру юстиции о задержании К.Коука. За информацию о местонахождении «Дудуса» было предложено 20 тыс. долларов. Голдинг также объявил о необходимости проведения политической реформы, предусматривающей возможность досрочного сложения полномочий депутатов парламента путем процедуры импичмента и ограничение срока пребывания на посту премьер-министра.


Выступление Б.Голдинга было воспринято сторонниками К.Коука как призыв к защите своего лидера. Ими был перекрыт доступ к району Тиволи-Гарденс в западной части Кингстона, где предположительно находился «Дудус».


Жители Тиволи-Гарденс – одного из беднейших районов Кингстона с высоким уровнем безработицы – считают К.Коука своим покровителем и отрицают его причастность к организованной преступности. Эта поддержка связана с тем, что «Дудус» обеспечивал местное население работой. Жители района оказали серьезное сопротивление полиции и армии, что позволило Коуку на некоторое время скрыться от правосудия. После того как сторонники «Дудуса» атаковали несколько полицейских участков в Кингстоне, Б.Голдинг отдал приказ о введении чрезвычайного положения в столице. 24 мая силы правопорядка вступили на территорию Тиволи-Гарденс, встретив ожесточенное сопротивление сторонников К.Коука. В ходе столкновений, продолжавшихся до 27 мая, было убито более 70 гражданских лиц, около 500 человек было задержано. Силы правопорядка потеряли четыре человека. Тиволи-Гарденс был взят под контроль, однако К.Коук не был задержан.


На фоне этих событий обострились противоречия между правящей и оппозиционной партиями. Большое количество жертв и значительные убытки, составившие около 100 млн долл., стали поводом для резкой критики Лейбористской партии и лично премьер-министра Б.Голдинга со стороны Народной партии Ямайки. 2 июня по ее инициативе в парламенте состоялось голосование о вынесении вотума недоверия правительству. С результатом в 30 голосов против 28 решение принято не было. Голоса распределились в соответствии с партийной принадлежностью депутатов.


22 июня К.Коук был задержан и через несколько дней экстрадирован в США, где предстал перед судом. Хотя Коук не признал себя виновным, собранные доказательства позволяют предположить, что приговор будет обвинительным.


Арест и экстрадиция К.Коука были представлены Б.Голдингом как крупный успех действующего правительства. Вместе с тем задержание К.Коука поляризовало ямайское общество и осложнило положение Лейбористской партии, которая может столкнуться с серьезными проблемами на выборах в 2012 года. Влиятельные представители ямайской диаспоры, оказывающей значительное влияние на политическую жизнь страны, уже заявили, что приложат все возможные усилия и используют финансовые рычаги, чтобы не допустить победы лейбористов.


Егор Прусов 



XXXX сессия Генеральной ассамблеи Организации американских государств


6-8 июня в перуанской столице Лиме прошла XXXX сессия Генеральной ассамблеи Организации американских государств (ОАГ), в которой приняли участие 33 министра иностранных дел стран-участниц. Встреча прошла под лозунгом «Мир, безопасность и сотрудничество между Америками».


Центральной темой встречи стал вопрос о восстановлении членства Гондураса в организации, приостановленного вскоре после государственного переворота 28 июня 2009 года. В ОАГ и в латиноамериканском сообществе в целом сохраняются существенные разногласия по поводу легитимности нынешнего правительства Гондураса. Колумбия, Перу, Панама, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, а позже и Чили признали легитимность президентских выборов в Гондурасе. В скором времени новое правительство П.Лобо могут признать Мексика и Канада. К середине 2010 г. Гондурас уже восстановил отношения с 86 государствами из 106, с которыми поддерживал связи до переворота. Тем не менее, большинство  государств Южной Америки добивается возвращения на родину экс-президента М. Селайи и восстановления его гражданских прав.


В ходе дебатов было принято компромиссное решение о создании специальной комиссии в составе министров иностранных дел ведущих государств региона по вопросу о восстановлении членства Гондураса в ОАГ. 20 июля 2010 г. комиссия должна дать оценку внутриполитической ситуации в стране и определить ее соответствие демократическим нормам. Выводы будут носить сугубо рекомендательный характер. Незадолго до начала текущей сессии ОАГ в Гондурасе работала Межамериканская комиссия по правам человека, зафиксировавшая ряд крупных нарушений и выразившая сомнение относительно стабилизации политической ситуации в этом государстве.


На сессии ОАГ за восстановление членства Гондураса высказались министры иностранных дел 11 государств, однако для принятия соответствующего решения за него должны проголосовать не менее 22 стран (2/3 голосов). Таким образом, этот вопрос будет обсуждаться на следующей сессии организации. Если Гондурасу удастся заручиться поддержкой необходимого числа государств, может быть созвана внеочередная сессия. Генеральный секретарь ОАГ Х. М. Инсульса высказался за восстановление членства Гондураса в организации.


Президент Перу А.Гарсиа поднял вопрос о гонке вооружений в Латинской Америке, высказался за ограничение военного арсенала и предложил кандидатуру Перу в качестве координатора кампании за разоружение. Выступление перуанского лидера было проникнуто пафосом альтерглобализма. По аналогии с одним из центральных требований альтерглобалистов – ввести налог на перемещение капитала для борьбы с бедностью в развивающихся странах – А. Гарсиа предложил перенаправить финансовые средства, затрачиваемые на закупки вооружения и военной техники, в социальную сферу. По его мнению, суммы, потраченной за последние пять лет на вооружение в странах Латинской Америки, было бы достаточно для преодоления бедности 50 млн латиноамериканцев.


По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира лидером региона по уровню расходов на военные нужды является Бразилия (27,1 млрд долл. в 2009 году). В течение года прирост составил 16%. Второе место занимает Колумбия (10 млрд долл, рост – 11%), далее следуют Чили (5,7 млрд) и Мексика (5,5 млрд). Пятое место в рейтинге занимает Венесуэла с 3,2 млрд долл., однако эксперты утверждают, что она за прошедший год сократила свои военные расходы на 25%.


Накануне открытия сессии ОАГ в Лиме прошла конференция «Успехи и вызовы в межамериканском сотрудничестве в борьбе против коррупции». Еще в 1996 г. в рамках ОАГ была принята «Межамериканская конвенция против коррупции», которая рекомендовала большинству государств-членов требовать декларации о доходах государственных служащих, с 2001 г. заработал механизм, отслеживающий выполнение данного соглашения. В результате, по данным Х. М. Инсульсы, число  госчиновников, официально обвиненных в коррупции, снизилось с 27% в 2001 г. до 13% в 2009 году.


Андрей Пятаков


Х саммит ALBA: поиск ответов на вызовы социальной исключенности


24-25 июня 2010 г. в эквадорском городе Отавало состоялся Х саммит Боливарианского альянса для Америк (ALBA). В мероприятии приняли участие президенты У. Чавес (Венесуэла), Р. Корреа (Эквадор) и Э.Моралес (Боливия), заместитель председателя Государственного совета Кубы Э. Ласо, премьер-министр Доминики Р.Скеррит, личный представитель никарагуанского президента Л.Кэмпбелл и министры иностранных дел и социального развития стран-членов ALBA. В работе саммита участвовали представители более 300 индейских и афроамериканских народностей Латинской Америки.


Нынешний саммит существенно отличался от предыдущих как по форме, так и по содержанию, он скорее напоминал неформальную встречу в рамках альтерглобалистского социального форума. Из повестки дня были фактически исключены вопросы текущей региональной и мировой политики, главными темами стали межкультурное взаимодействие и проблема полиэтничности. В итоговой декларации отражены достижения и намечены цели культурной и национальной интеграции в рамках ALBA. Отмечалось, что в законодательстве стран блока права национальных меньшинств прописаны более тщательно по сравнению с другими государствами региона. В качестве положительных примеров приводились конституционные реформы в Эквадоре и Боливии.


В Декларации Отавало подчеркивалось, что главным принципом национальной политики стран ALBA является стремление к равноправию и справедливости. Не случайно было выбрано и место проведения саммита: в Отавало (в переводе с кечуа – «прибежище всех») большинство населения составляют индейцы и потомки африканцев. Дата проведения встречи была приурочена к индейскому празднику летнего солнцестояния (21 июня) и сбора урожая.


Главная цель саммита – попытка консолидации социальной базы ALBA в условиях нарастающих противоречий между общественными движениями и официальными властями. Так, в Эквадоре на фоне принятия закона о природных ресурсах разгорается конфликт между Конфедерацией индейских общин (CONAIE) и правительством Р.Корреа. В знак протеста против политики Р. Корреа CONAIE организовала параллельный форум. В Боливии главную опасность для Э. Моралеса представляет недовольство профсоюзов экономической политикой правительства (см. выпуск «Латиноамериканской панорамы» за май 2010 года). Не случайно Р.Корреа упрекнул индейское движение в приверженности «экологическому фундаментализму» и заявил, что рациональное использование природных ресурсов является важным механизмом государственного развития. В свою очередь, Э. Моралес призвал к единству между различными общественными движениями – профсоюзными, крестьянскими, индейскими и другими. Пока за боливийским президентом сохраняется авторитет в индейском движении «кокалерос» - основной политической силы, приведшей его к власти. 9 июня 2010 г. шесть ведущих профсоюзов производителей коки переизбрали его свои лидером сроком на два года. (Этот пост Э. Моралес занимает с 1996 года). В то же время на фоне массовых протестов и здесь не исключен эквадорский сценарий развития событий.


На саммите принято решение создать в рамках ALBA Совет индейских и афроамериканских общин (Consejo de Autoridades Indígenas y Afrodescendientes). В организационной иерархии он, по всей видимости, будет находиться на уровне Совета социальных движений. Основная задача нового совета – преодолеть социальную исключенность национальных меньшинств, способствовать повышению их уровня жизни и вовлечению широких масс в процесс принятия политических решений. Создание таких органов является беспрецедентным шагом в политической практике Латинской Америки, поскольку ни в одном из интеграционных блоков региона нет аналогичных структур, однако в реальности их функционирование малозаметно и, по всей видимости, малоэффективно. Так, функции Совета социальных движений ALBA недостаточно проработаны. По замыслу его создателей совет должен был стать каналом влияния различных общественных групп и низовых гражданских структур на политические процессы. В апреле 2007 г. декларировалось, что совет будет включать различные массовые организации, в том числе и из стран, не входящих в орбиту боливарианской интеграции, при этом любая организация автоматически становилась членом ALBA. Несмотря на декларированный статус, практически нет никакой информации о деятельности Совета социальных движений. Существует опасность, что аналогичная судьба может постичь и Совет индейских и афроамериканских общин.


Андрей Пятаков

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005