СЕНТЯБРЬ 2010 ГОДА
- Куба: осторожные реформы
- Визит вице-президента Эквадора Л.Морено в Россию
- Программа ООН «Цели развития тысячелетия» и Латинская Америка
- Парламентские выборы в Венесуэле: новое соотношение сил
- Попытка государственного переворота в Эквадоре
Куба: осторожные реформы
После смены руководства на Кубе поворотным моментом в изменении стратегии развития могли бы стать очередной съезд правящей Коммунистической партии (вопреки уставу не созывавшийся с 1997 г.), либо объявленная партийная конференция (никогда не проводившаяся ранее). Хотя в силу целого ряда объективных и субъективных факторов указанные мероприятия отложены на неопределенный срок, правительство Р.Кастро продолжает осуществлять некоторые реформы в экономике и внутренней политике. Одним из самых слабых звеньев кубинской экономики продолжает оставаться сельское хозяйство и связанные с ним отрасли. Несмотря на благоприятные климатические условия Куба импортирует до 80% продовольствия и вынуждена тратить на эти цели от 2 до 2,5 млрд долл. в год. Дополнительные проблемы с внутренним потреблением и выполнением международных обязательств вызывает продолжающийся кризис в сахарной промышленности, которая прежде была локомотивом экономики и основным источником валютных поступлений. В 2010 г. производство сахара упало до минимального за 100 лет уровня, его объем не достиг запланированных 1,3 млн тонн, из 44 действующих заводов только 10 справились с установленным планом.
Для повышения производительности аграрного сектора экономики и решения острой продовольственной проблемы еще в 2008 г. был взят курс на реформирование сельского хозяйства. Правительство Р.Кастро пошло на ликвидацию неэффективных государственных хозяйств и передачу необрабатываемых земель индивидуальным производителям (до начала реформы на их долю приходилось 20% обрабатываемых земель и свыше 60% производимых продуктов питания). По официальным данным, к сентябрю 2010 г. из 1,8 млн га заброшенных плодородных земель более половины уже передано заинтересованным кооперативам и индивидуальным производителям. Фактически земля предоставляется в пожизненную аренду без права собственности. Правительство также разрешило открыть более 1100 магазинов, в которых свободно продаются нужные крестьянам товары. Хотя предлагаемый ассортимент пока крайне ограничен (мачете, лопаты, колючая проволока, рабочая одежда и др.), впервые крестьяне могут приобрести орудия труда по рыночным ценам за кубинские песо. Несколько улучшилось и снабжение крестьянских хозяйств удобрениями, государство частично возвращает накопившиеся долги, повысило закупочные цены и оплачивает часть закупаемой продукции в конвертируемых песо. При налаживании оросительной системы аграрная реформа может привести к существенному росту производства продуктов питания. Поскольку доходы крестьян существенно превышают заработную плату в государственном секторе и они меньше страдают от нехватки продовольствия, в сельскую местность потянулись и некоторые горожане.
В рамках проводимой социальной политики правительству удалось обеспечить всеобщую занятость, несмотря на негативное воздействие мирового экономического кризиса, уровень безработицы по официальным данным не превышает 1,8%. Тем не менее, широко практикуется искусственная занятость, а рабочая сила используется крайне нерационально. В условиях острой необходимости сокращения государственных расходов объявлено об увольнении в течение ближайших шести месяцев 500 тыс. человек, занятых в госсекторе, что составляет примерно 15% экономически активного населения. В перспективе этот показатель может достигнуть 1,5 млн человек. Основную часть уволенных планируется направить в сферу индивидуальной трудовой деятельности. Для реструктуризации рабочей силы и повышения эффективности сферы услуг правительство расширило до 178 список профессий, где допускается частная инициатива, впервые в частном секторе разрешается ограниченно использовать наемную рабочую силу. Кроме того, сняты ограничения на аренду жилья, допускается сдача в наем нежилых помещений для открытия мастерских и торговых точек, разрешается использование частных транспортных средств по доверенности, изучается возможность предоставления банковских кредитов для ведения мелкого бизнеса. Принятые меры позволят провести сокращение штатов относительно безболезненно, однако вызывают критику слева и справа. Сторонники большей либерализации экономики отмечают крайне ограниченный характер реформы, в то время как ее противники указывают на высокие социальные издержки, возможный рост безработицы, отсутствие у значительной части граждан интереса к предпринимательской деятельности и обвиняют в бездействии Единый профцентр трудящихся, не защищающий интересы работников перед угрозой наступления капитализма. Оптимисты считают, что важно начать процесс реорганизации, который выведет из тени многие сферы деятельности, принесет дополнительные доходы в госбюджет, а коррективы в его проведение внесет сама жизнь.
Постепенно происходит и реорганизация правящей элиты. За время пребывания Р.Кастро у власти уже сменилось 60% кадрового состава правительства. Наиболее широкий резонанс в конце сентября получила отставка Я.Гарсиа, министра базовой промышленности. В компетенции этого ключевого министерства входят вопросы энергетики, нефтедобычи, производство никеля и других полезных ископаемых, а также экспортные операции, развитие международного экономического сотрудничества и модернизация экономики. Менее заметно прошло смещение Э. Бенкомо, руководителя крупнейшей государственной корпорации CIMEX с ежегодным оборотом в 1 млрд долл., контролирующей торговые сети, банки, недвижимость и бензоколонки, председателя торговой палаты П. Альвареса и других менее значимых фигур.
Основным политическим событием стало решение о поэтапном освобождении 52 из 75 диссидентов арестованных в марте 2003 во время т.н. Черной весны– независимых журналистов, библиотекарей и правозащитников, которым инкриминировались связи с США с целью подрыва государственного строя (часть заключенных освобождена ранее по медицинским показателям). Важную роль в этом сыграло посредничество министра иностранных дел Испании М.А.Моратиноса и кардинала Х. Ортеги, возглавляющего католическую церковь на Кубе. Большинство заключенных уже покинуло страну и направились в Испанию. О готовности принять их в качестве политических эмигрантов заявили США и некоторые латиноамериканские страны. 13 оппозиционеров отказываются покинуть Кубу и их освобождение остается под вопросом. Вышли на свободу и некоторые политзаключенные, не входящие в указанный список. Кроме того, после смены руководства фактически введен мораторий на смертную казнь, по настоянию католической церкви, все более активно выступающей в защиту прав человека, не пресекаются мирные шествия организации «Женщины в белом», включающей членов семей политзаключенных. Эти изменения позволят Испании поднять вопрос об отказе от единой позиции Европейского союза, увязывающей расширение сотрудничества с Кубой с проведением демократических преобразований в стране. Независимо от принятого решения освобождение политических заключенных способствует улучшению имиджа Кубы за рубежом и морального климата внутри страны. Хотя представители внутренней оппозиции и зарубежные противники режима считают последние реформы косметическими, нельзя не отметить, что правительство понимает сложность социально-экономической ситуации и пытается найти из нее выход в рамках существующей модели развития.
Збигнев Ивановский
Визит вице-президента Эквадора Л.Морено в Россию
С 15 по 17 сентября 2010 г. в России находился вице-президент Эквадора Л.Морено. В ходе визита состоялась его встреча с российскими бизнесменами, были подписаны соглашения о культурном и образовательном обмене.
Первым пунктом повестки дня стала встреча с представителями российского бизнеса. В ходе переговоров с президентом «Эксимбанка» Н.Гавриловым была достигнута предварительная договоренность о выделении кредита Эквадору в размере 2 млн долл., направленных на поддержку различных проектов в этой стране. Представитель компании «Интер РАО» И.Шекелев выразил уверенность в том, что в кратчайшие сроки будет реализован проект строительства электростанции «Тоачи-Пилатон». В свою очередь, Л.Морено выразил заинтересованность в большем присутствии российских компаний на рынке Эквадора и объявил о гарантиях для иностранных инвесторов.
Во второй день визита было подписано соглашение между правительством Эквадора, Министерством культуры РФ и Государственным училищем циркового и эстрадного искусства о подготовке эквадорских специалистов в России. В рамках договоренностей также предусматривается осуществление сотрудничества в развитии преподавания циркового искусства и проведение акробатических шоу в Эквадоре.
Последним пунктом визита стало посещение Московского государственного социально-гуманитарного института, где было подписано соглашение о выделении пяти ежегодных стипендий эквадорским студентам, обмене преподавателями с целью освоении методики работы со студентами-инвалидами, открытии кафедры испанского языка, а также организации в Эквадоре специального центра обучения для лиц с ограниченными возможностями.
Приезд эквадорского вице-президента не предполагал встреч с представителями российской политики и был практически полностью сконцентрирован на углублении гуманитарного сотрудничества между двумя странами.
Егор Прусов
Программа ООН «Цели развития тысячелетия» и Латинская Америка
С 20 по 22 сентября в Нью-Йорке прошел саммит ООН, посвященный предварительным итогам выполнения Декларации тысячелетия, в которой формулировались цели социального развития мира до 2015 года. От Латинской Америки в этом мероприятии принимали участие президенты Бразилии, Чили, Колумбии, Перу, Коста-Рики, Доминиканской Республики, Аргентины и министры иностранных дел остальных стран региона.
Перед саммитом Экономическая комиссия ООН по Латинской Америке и Карибам (ЭКЛАК) провела исследование, показавшее, что из восьми целей, поставленных в 2000 г., главных было сокращение наполовину числа лиц, живущих за чертой бедности. Латинская Америка в целом выполнила эту задачу уже к 2010 г. на 85%. Бразилия, Перу и Чили достигли данной цели досрочно. По оценкам министра иностранных дел Кубы Б.Родригеса и венесуэльского посла в ООН, выступивших на саммите, их страны также входят в данный список. Положительного результата удалось достичь несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, в результате которого в 2009 г. за чертой бедности дополнительно оказались 9 - 10 миллионов человек. В Гондурасе, Никарагуа, Боливии и Парагвае уровень бедности по-прежнему очень высок, там за чертой бедности проживает порядка 30% населения.
Большое внимание на саммите было уделено стратегии борьбы с бедностью. В настоящее время в Латинской Америке важную роль в ослаблении социальной напряженности играет дотационный подход, предполагающий помощь государства малоимущим слоям населения в виде бесплатного распределения среди тех или иных товаров и предоставления денежных средств. В качестве примеров можно привести готовящуюся к запуску в Бразилии программу «Bolsa Celular», в рамках которой планируется бесплатно раздать 11 миллионам малоимущих по сотовому телефону и ежемесячно класть им на счет 4 доллара, льготное кредитование покупки жилья (перуанская программа «Techo Propio») и продажа по низким ценам промышленных и продовольственных товаров (венесуэльская социальная миссия «Mercal»). Предоставляемые субсидии могут быть как единовременными, так и систематическими. Ярким примером краткосрочной программы может служить выплата денежных пособий 4 млн чилийцам, пострадавшим от кризиса. В Мексике с 1997 г. действует программа «Oportunidades», субсидирующая 5 млн малоимущих семей. В 2009 г. для ее реализации Всемирный банк дополнительно выделил 1,5 млрд долларов. В Бразилии с октября 2003 г. с учетом мексиканского опыта проводится программа «Bolsa Família». Размер субсидий зависит от количества детей в семье, выплаты предназначаются исключительно на школьное образование и вакцинацию. В Эквадоре получили распространение «Боны человеческого развития» (БЧР) и «Боны на жилье», с приходом к власти Р.Корреа их размер увеличен с 15 до 30 долларов. В Доминиканской Республике существует программа «Солидарность», в Боливии – дотационные программы для престарелых (пенсия «Dignidad»), школьников (боны «Juancito Pinto»), домохозяек и работников госсектора, зарплаты которых не индексировались с учетом уровня инфляции.
Специалисты из ЭКЛАК признают, что эффективность дотационных мер в целом очень низка: в среднем по Латинской Америке эти программы охватывают лишь 12% нуждающихся в помощи семей, в 2008 г. ими было охвачено 22 млн семей из 17 стран региона, основная их часть проживает в Бразилии и Мексике – 12 и 5 млн соответственно.
Андрей Пятаков
Парламентские выборы в Венесуэле: новое соотношение сил
26 сентября в Венесуэле состоялись выборы в высший законодательный орган государства – однопалатную Национальную ассамблею. За почти 12 лет нахождения у власти президента У.Чавеса это уже третьи парламентские выборы и шестнадцатая электоральная процедура.
Основная борьба развернулась между правительственной коалицией и оппозицией, сумевшей выступить единым межпартийным блоком. В первую вошли Единая социалистическая партия Венесуэлы (PSUV), Коммунистическая партия Венесуэлы (PCV), Избирательное движение народа (MEP), Народный союз Венесуэлы и ряд индейских организаций. Социальную базу правительственного блока традиционно составляют беднейшие слои населения, госслужащие, крестьянство и часть студенчества.
Оппозиционную коалицию «Круглый стол демократического единства» (MUD) сформировали как традиционные партии, среди которых входящее в Социнтерн Демократическое действие (AD), Социал-христианская партия (COPEI), так и партии, созданные в последнее десятилетие: «Новое время» (UNT), Партия за социальную демократию (PODEMOS), «Справедливость прежде всего», Альянс «Смелый народ», «Либеральная сила», Проект «Венесуэла», «Радикальное дело», «Лидерство и видение» и другие. Левоцентристская партия «Родина для всех» (PPT), вышедшая из правительственного альянса в феврале 2009 г., участвовала в выборах самостоятельно. Сторонники оппозиции – главным образом средний класс, бизнес-элита, крупные и средние предприниматели, католический клир, студенты.
Предвыборная кампания велась в свойственном нынешней Венесуэле конфронтационном стиле. Оппозиция мобилизовала все имеющиеся в ее распоряжении средства массовой информации (вопреки широко распространенному мнению об отсутствии свободы слова большинство телеканалов и крупных национальных газет находится в руках противников У.Чавеса). Так, 75% предвыборной рекламы по телевидению принадлежало именно блоку MUD.
Главным козырем в руках властей стал партийный и административный ресурс. Ежедневно по всей стране проводились собрания и митинги первичных партийных организаций PSUV, несколько раз проходили общенациональные агитационные манифестации – «красные караваны», названные так по цвету рубашек сторонников Чавеса. Любопытно, что как «чависты», так и «античависты» придерживались одинаковой электоральной тактики: каждый член партии был обязан привести к избирательным урнам 10 человек.
Незадолго до выборов правительство произвело перенарезку округов. В результате малочисленные и густонаселенные штаты получили примерно одинаковое количество мандатов. Так, группа из штатов Тачира и Карабобо с общим населением 3,6 млн чел. избирала 13 депутатов, а группа из штатов Апуре, Варгас и Кохедес, чье совокупное население составляет 1,2 млн жителей – 14. На общенациональном уровне данная диспропорция выглядела так: 6 штатов – Сулия, Миранда, Карабобо, Лара, Арагуа и Федеральный округ, где сосредоточено 52% электората, выбирали в совокупности 64 депутатов. Остальные 101 избирались от 18 субъектов федерации, где проживает соответственно 48%. (В малочисленных штатах преобладают сторонники У.Чавеса, а в многолюдных – оппозиции).
Гражданам предстояло избрать 165 членов Национальной ассамблеи. Согласно законодательству, 60% избирается по партийным спискам, а 40% – по пропорциональной системе, не считая трех мест, зарезервированных за индейскими организациями. По итогам голосования 98 мест получила правительственная коалиция (95 – PSUV, 1 – PCV и 2 – индейцы), что составляет 59,4% мест в парламенте. Оппозиционный блок MUD будет представлен в Национальной ассамблее 65 местами (22 – AD, 12 – UNT, 15 – «Справедливость прежде всего», 6 – COPEI и 10 – прочие, включая одного индейца. «Родина для всех» смогла получить два мандата.
Оппозиции удалось одержать победу в четырех штатах – Ансоатеги, Нуэва-Эспарта, Сулия и Тачира, еще в двух – Миранда и Сукре – противоборствующие коалиции набрали равное количество мандатов. По сравнению с предыдущими региональными выборами (23 ноября 2008 г.), на которых губернаторы-«античависты» выиграли в пяти штатах, можно констатировать, что дрейф в сторону оппозиции наблюдается еще в двух штатах – Ансоатеги и Сулия, однако правящая коалиция отвоевала столичный Федеральный округ и два промышленных штата – Лара и Карабобо. За правительственную коалицию, как и раньше, проголосовали аграрные штаты. В целом «чависты» одержали победу в 54 из 87 избирательных округов.
Результаты выборов наглядно иллюстрируют глубокий раскол венесуэльского общества. За правительственную коалицию, по данным Национального избирательного совета (CNE), в целом проголосовало 5,4 млн избирателей (47,5% электората), за оппозицию – 5,3 млн человек (46,6%). В первую неделю после выборов интернет-сайты крупных информационных агентств и оппозиционных венесуэльских СМИ сообщали о том, что оппозиция набрала 52% голосов, однако позже выяснилось, что в неразберихе оппозиция приписала себе электорат «Родины для всех» (330 тыс. голосов, или 1,2%) и избирателей не прошедших в парламент независимых партий. Несмотря на природные катаклизмы (за несколько дней до выборов на Венесуэлу обрушились ливни, крайне затруднившие голосование, особенно в аграрных штатах) к избирательным урнам пришли 66,5% электората.
Тем не менее, перевес правительственной коалиции в 100 тыс. голосов представляется минимальным. Не случайно окончательные результаты были опубликованы CNE спустя неделю после выборов, во многих округах разрыв был минимальным. Электоральные кампании 2006–2010 гг. показывают нестабильность электората У.Чавеса. На президентских выборах 3 декабря 2006 г. он заручился поддержкой 7,3 млн венесуэльцев; на референдуме о внесении 69 поправок в конституцию (2 декабря 2007 г.) инициативы правительства поддержали 4,4 млн человек; на региональных выборах в ноябре 2008 г. – 5,7 млн; на референдуме о внесении поправок в 5 статей конституции (февраль 2009 г.) – 6,3 млн. Исключение составляет референдум 2009 г., результаты же собственно выборов свидетельствуют о постепенном снижении уровня электоральной поддержки президента. Тем не менее, У.Чавес уверен в своей популярности и даже предложил оппозиции инициировать референдум о доверии президенту, однако предложение было отклонено.
Результаты прошедших выборов власть и оппозиция оценивают диаметрально противоположно. Некоторые аналитики описали ситуацию как "победу с привкусом поражения". Действительно, PSUV и ее сторонникам не удалось добиться стратегичесокй цели и получить в Национальной ассамблее квалифицированное большинство. Согласно Конституции 1999 г., необходимо 3/5 (99 голосов в парламенте) для одобрения президентских указов, передачи ряда функций от законодательной власти к исполнительной, вынесения вотума недоверия вице-президенту и министрам. Указанного количества мест удалось добиться только после пересчета голосов в штате Сулия. Теперь при сохранении единства оппозиции судьба президентских декретов и указов будет зависеть от возможного компромисса правительственного блока с партией «Родина для всех».
Квалифицированное большинство в 2/3 (110 мандатов) требуется для принятия органических законов, конституционной реформы, созыва общенациональных референдумов, создания парламентских комиссий, избрания состава Верховного и Конституционного судов и членов Национального избирательного совета.
Парламентская оппозиция будет существенным препятствием для реализации инициатив президента, принятие органических законов и замещение ряда важных избираемых должностей возможно только в случае раскола оппозиционного блока или компромисса с ним. В то же время оппозиция не имеет возможности ни повлиять на принятие большинства законодательных решений, ни сместить правительство или отдельных его членов, не говоря уже о президенте.
Оппозиция расценивает итоги выборов как свою безоговорочную победу. Ее успех объясняется самим фактом участия в избирательной кампании. Из-за бойкота парламентских выборов 2005 г. противники Чавеса не были представлены в Национальной ассамблее, однако по сравнению с составом парламента 2000–2005 гг. оппозиция потеряла 20 мест.
Согласно закону Национальная ассамблея нового созыва начинает работу 5 января 2011 года. Оппозиция же требует немедленного начала работы обновленного парламента, поскольку опасается, что за оставшиеся три месяца его старый состав форсирует принятие ряда важных законопроектов и президентских инициатив. Подобные опасения не лишены основания: уже через несколько дней после выборов в штате Гуарико была национализирована компания «Agroisleña», владевшая 200 тыс. га земельных угодий и принадлежавшая британской фирме «Vestey». В ноябре, по словам президента, площадь экспроприированных земель будет удвоена, за два месяца президент намерен взять под контроль государства столько же площадей, сколько за предыдущих четыре года. 10 октября президент подписал указ о национализации двух крупных химических предприятий – «Venoco» и «Fertilizantes Nitrogenados de Oriente» (Fertinitro).
Стремясь расширить свою политическую опору, У. Чавес выступил с предложением создать более широкое, чем до сих пор, объединение своих сторонников – Патриотический полюс. Эту инициативу сразу же поддержали PCV и MEP. Подобная партийная коалиция с тем же названием уже существовала. Именно она обеспечила победу Чавеса на выборах 1998 года.
Социально-политическая борьба в Венесуэле продолжает обостряться. Главный итог выборов – заметное укрепление позиций противников Чавеса, что существенно снизит темпы экономических и социальных преобразований.
Хронология электоральных кампаний в Венесуэле (1998-2010).
1998
6 декабря – президентские выборы. У.Чавес избран президентом на период 1998–2003 гг. при поддержке 56,2% избирателей (3,67 млн).
1999
25 апреля – 92% пришедших к избирательным урнам венесуэльцев (3,63 млн) проголосовали за созыв Конституционной ассамблеи.
25 июля – правительственная коалиция получила 92% мест в Национальной ассамблее.
15 декабря – общенациональный референдум о принятии новой конституции. «За» проголосовало 71,8% избирателей (3,3 млн). Воздержалось 55,2% электората (6 млн).
2000
30 июля – У.Чавес избран президентом на период 2000–2006 гг. при поддержке 59% избирателей (3,75 млн).
2004
15 августа – референдум об отзыве полномочий президента, инициированный оппозицией. В поддержку главы государства высказались 59,1% (5,8 млн). Против – 40,6% (4 млн). Президенту достаточно было набрать не менее того количества голосов, которое было отдано за него на предыдущих выборах (3,75 млн). Уровень участия – 69,9% электората.
31 октября – региональные выборы. Оппозиция частично бойкотировала данные выборы. Уровень участия – 35% электората, в результате чего «чависты» завоевали 20 из 22 губернаторских места.
2005
7 августа – муниципальные выборы. Уровень участия – 29,4% электората.
4 декабря – парламентские выборы. Оппозиция бойкотирует выборы. Уровень участия – 24,2% электората. 167 депутатских мест достаются правительственной коалиции, из них 114 – Движению V Республика (в 2007 г. на его основе была создана PSUV).
2006
3 декабря – на президентских выборах за Чавеса проголосовало 7,3 млн избирателей (62,8%). За его соперника М.Росалеса – 4,3 млн (36,9%). Срок президентских полномочий - с 2006 по 2013 год. От голосования воздержалось 25,3% электората.
2007
Первое поражение Чавеса. 2 декабря – референдум о внесении поправок в 69 статей конституции. «За» – 49,3% (4,4 млн), «Против» – 50,7% (4,5 млн). Воздержалось от голосования 44,1% электората.
2008
23 ноября – региональные выборы. Избираются губернаторы, мэры и местные депутаты. Оппозиция получила 5 (из 22) губернаторских мест. За «чавистов» проголосовало 5,68 млн избирателей, за кандидатов от оппозиции – 4,1 млн.
2009
15 февраля – референдум о внесении поправок в 5 статей конституции. «За» – 54,9% (6,3 млн), «Против» – 45,1% (5,2 млн). Воздержалось от голосования 29,7% электората. Чавес получает возможность выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 года.
2010
26 сентября – парламентские выборы.
Андрей Пятаков
Попытка государственного переворота в Эквадоре
30 сентября 2010 г. в Эквадоре произошли события, квалифицированные латиноамериканским и мировым сообществом как попытка государственного переворота.
Они стали кульминацией ряда тревожных для властей тенденций. В начале месяца оппозиция приступила к сбору подписей с целью инициировать референдум по отзыву президента Р.Корреа. 27 сентября работа Национальной ассамблеи была блокирована протестующими работниками высшей школы. В Кито были организованы массовые студенческие демонстрации. Поводом послужило обсуждение Органического закона о высшем образовании, существенно ограничивающего университетскую автономию. В частности, недовольство было вызвано намерением создать новый государственный орган – Национальный секретариат по высшему образованию, призванный централизованно руководить и контролировать деятельность университетов.
Основным фактором обострения социально-политической ситуации стало принятие Органического закона о государственной службе. Проект этого закона был подан в Национальную ассамблею еще в середине 2009 г., однако выйти на стадию его принятия удалось только в сентябре 2010 года. Закон касается регулирования различных аспектов государственной службы и в целом расценивается оппозицией и многими СМИ как дискриминационный, существенно сужающий трудовые права госслужащих. В частности, в нем предусматривается сокращение рабочих мест в госсекторе на 4%, а также изменение форм выплат пенсий: пенсионерам, достигшим 70-летнего возраста, пенсии, как и прежде, будут в полном объеме выплачиваться наличными, а пенсионерам в возрасте 65–69 лет – половина наличными, а половина бонами и государственными ценными бумагами.
В разделе, регулирующем права военнослужащих, предусматривается увеличение срока выслуги, необходимого для получения нового звания, с 5 до 7 лет; сокращение денежных премий и надбавок, выплачивавшихся ранее после 15 лет службы (теперь надбавки будут выплачиваться после 38-летнего стажа); отмену награждения полицейских медалями при очередном повышении по службе. По мнению правительства, сокращение ряда выплат вполне компенсируется повышением зарплаты за последние два года (в 2006 г. средняя зарплата полицейских составляла 355 долл. США, а в 2010 г. – уже 792). Кроме того, зарплаты в Национальной полиции до настоящего времени были самыми высокими в госсекторе, между тем экономический кризис и обусловленный им дефицит госбюджета требуют от правительства принятия мер по сокращению разрыва в уровне зарплат госслужащих.
Ассамблея, в которой большинство принадлежит проправительственной партии «Alianza PAIS», одобрила изъятие из закона ряда статей, в частности, касающихся военнослужащих и полицейских. В ответ Р.Корреа наложил вето на одобренный парламентариями законопроект. Для преодоления вето Национальная ассамблея должна была набрать более двух третей голосов (более 83 депутатов). В случае аннулирования вето законодателями Корреа пригрозил распустить Ассамблею и назначить новые парламентские выборы. 29 сентября за снятие вето проголосовало 77 депутатов, для вступления закона в силу требовалось дополнительное голосование.
Ситуация вокруг вышеупомянутого закона грозила перерасти в конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, однако события стали развиваться по еще более драматическому сценарию. Президентское вето послужило катализатором протестов полицейских. Их центром стал Гуаякиль – крупнейший город и ведущий экономический центр страны, главный оплот оппозиции, возглавляемый бывшим соперником Корреа на президентских выборах Х.Неботом. Первые акции протеста молниеносно распространились по всей стране. Протестующие перекрыли федеральные трассы, захватили казармы и военные базы, здания Национальной ассамблеи и Министерства обороны. Полицейских поддержала часть служащих ВВС, заблокировавших столичный международный аэропорт. Бездействие полиции привело к волне грабежей банков и магазинов. Акции проходили столь синхронно и последовательно, что многие СМИ считают их четко скоординированными и управляемыми.
В столице события вылились в противостояние и открытое столкновение президента и оппозиционно настроенной части полиции. На Корреа, пытавшегося обратиться к протестующим, было совершено нападение с применением гранаты со слезоточивым газом. Раненный президент был эвакуирован в Центральный госпиталь Кито, который вскоре заблокировали протестующие. Министр иностранных дел Р.Патиньо призвал сторонников законной власти прийти на выручку главе государства, однако участники организованной демонстрации, пытавшиеся прорвать блокаду госпиталя, были разогнаны мятежными полицейскими.
Освободить Р.Корреа удалось только в результате силовой операции армейского спецназа, в ходе которой двое полицейских погибли и 37 получили ранения. Решающую роль в разрешении кризиса сыграла поддержка главы государства командованием вооруженных сил. Резко осудил мятеж и ведущий лидер оппозиции Х.Небот.
Р.Корреа и его правительство расценили произошедшие события как попытку государственного переворота и возложили вину за организацию беспорядков на экс-президента Л. Гутьерреса (2003–2005). Бывший полковник, прошедший курс обучения в эквадорском спецназе, пользуется определенной популярностью среди военных и полицейских. В 2000 г. Гутьеррес стал одним из организаторов свержения президента Х.Мауада, а в 2005 г. в результате протестов сам был отстранен от власти. В настоящее время он возглавляет партию «Патриотическое общество» и является одним из основных политических оппонентов Р.Корреа. Сам Гутьеррес отрицает свою причастность к беспорядкам и считает, что они инспирированы властью для усиления давления на оппозицию. Сразу после событий в Кито он направился в Бразилию в качестве наблюдателя на президентских выборах.
В индейском движении, мощной политической силе Эквадора, не было однозначной оценки произошедших событий. Его радикальное крыло – организация «Пачакутик» – выразило солидарность с протестующими полицейскими и высказалось за дальнейшее усиление сопротивления. В коммюнике самой массовой организации – Конфедерации индейских национальностей Эквадора (CONAIE) – критиковалась экономическая политика нынешнего правительства, но одновременно говорилось о недопустимости прихода правой оппозиции к власти при помощи государственного переворота.
Международное сообщество оперативно отреагировало на события в Эквадоре. 1 октября в Буэнос-Айресе на чрезвычайном заседании Союза южноамериканских наций (UNASUR) происшедшие события единодушно были квалифицированы как попытка государственного переворота. В совместном заявлении было, в частности, подчеркнуто, что организация не допустит повторения событий 28 июня 2009 г. в Гондурасе. С точки зрения представителей блока ALBA, попытка переворота в Эквадоре была направлена на дестабилизацию политической ситуации в этом объединении. Колумбийский вице-президент А.Гарсон заявил, что в Боготе признают только легитимное правительство Корреа. Стоит отметить, что в последнее время UNASUR играет ключевую роль в разрешении конфликтных ситуаций в Латинской Америке, выступая в качестве своеобразного регионального арбитра. Так было во время эквадорско-колумбийского конфликта 2008 г., в период колумбийско-венесуэльской конфронтации и противостояния восточных департаментов Боливии центральной власти. Важнейшую роль UNASUR сыграл при выработке коллективной позиции относительно государственного переворота в Гондурасе.
С осуждением мятежа выступили ООН и Европейский союз. На внеочередной сессии Организация американских государств (ОАГ) также высказалась в поддержку конституционного правительства Эквадора и осудила «попытку изменения демократической институциональности». Генеральный секретарь ОАГ Х.М.Инсульса не исключил новых государственных переворотов в Латинской Америке, при этом выразив резко отрицательное к ним отношение. Белый дом выступил с официальным заявлением только 5 октября, когда исход кризиса вполне определился. В специальном коммюнике президент США подчеркнул важность разрешения конфликта в Эквадоре конституционными методами.
4 октября, спустя несколько дней после мятежа, абсолютное большинство (115 депутатов) Национальной ассамблеи проголосовало за Закон о госслужащих в исходном варианте без изъятия статей, спровоцировавших беспорядки. Итоги голосования не вызвали протестной реакции в обществе, возможно, вследствие чрезвычайного положения, введенного на всей территории Эквадора. Одновременно президент назначил нового шефа полиции и предупредил о проведении тотальной реструктуризации полицейских сил, что также не вызвало реакции общественности.
По словам Р.Корреа, 30 сентября стало самым трудным днем его трехлетнего президентства. Президент не исключает возможности внеочередных всеобщих выборов. По его мнению, все будет зависеть от действий Национальной ассамблеи. В случае нового обострения противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти властями такая перспектива выглядит вполне реальной.
Андрей Пятаков