ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ОКТЯБРЬ 2010 ГОДА

  • Президентские и парламентские выборы в Бразилии
  • Боливия: законодательные инициативы правительства Э.Моралеса
    и протест консервативной оппозиции
  • Чили: завершение операции по спасению шахтеров
  • Колумбия – новый непостоянный член Совета безопасности ООН
  • Зарубежное  турне У.Чавеса
  • Визит боливийского президента в Иран
  • Нестор Киршнер: человек и политик
  • Куба в глобальном мире



Президентские и парламентские выборы в Бразилии


В октябре 2010 г. в Бразилии состоялись очередные президентские и парламентские выборы. В ходе первого тура 3 октября 2010 г. конкурировали представители четырех левых и левоцентристских партий (такая традиция складывается на протяжении трех последних президентских избирательных кампаний) – правящей Партии трудящихся (PT), оппозиционной Партии бразильской социал-демократии (PSDB), Партии зеленых (PV) и отколовшейся от PT Партии «Социализм и свобода» (PSOL). (PSDB не повезло с ранжированием на шкале политического спектра: в мировой табели о рангах она, как и подобные ей социал-демократические партии, считается левоцентристской; в Бразилии же значительная часть электората считает ее правой).


Правящая элита – PT и прежде всего президент Л.И. Лула да Силва – сделали ставку на Дилму Русеф как на продолжателя нынешнего социально-экономического и политического курса. Осознание необходимости подобного рода преемственности проистекало из самого факта успешной стратегии, осуществлявшейся в последние восемь лет. Основным кандидатом оппозиции стал «политический тяжеловес» Жозе Серра – экс-губернатор штата Сан-Паулу, бывший министр здравоохранения в правительстве Ф.Э. Кардозу, проигравший на выборах 2002 г. своему главному сопернику Луле. Другими кандидатами на президентский пост стали М.Силва (PV) и П. ди Арруда Сампайю (PSOL), свои кандидатуры выставили еще пять претендентов.


В первом туре выборов все кандидаты, и особенно оба фаворита предвыборной гонки поставили во главу угла социальные проблемы, волнующие население и составляющие квинтэссенцию политического курса Лулы да Силвы во время его восьмилетнего пребывания у власти: здравоохранение, образование, общественная безопасность. Без их решения невозможны не только дальнейшее продвижение страны, но и выход на арену политической жизни любого политика, не говоря уже о кандидатах в президенты.


В первом туре Д.Русеф получила 47% против 32,6% у Ж.Серры. Главной интригой голосования стали результаты М.Силвы, получившей около 20% голосов. (Ее рейтинг не превышал 7–9% и лишь накануне выборов поднялся до 12–13%). Кандидата PV поддержали не только экологисты, но и значительная часть евангелистов. Стало ясно, что за этот электорат будут в дальнейшем бороться оба главных соперника. Сама же Силва предоставила возможность своим сторонникам сделать самостоятельный выбор.


Главная полемика накануне второго тура разгорелась вокруг проблемы абортов. Русеф не исключала возможности их легализации, но в результате беспрецедентно жесткого давления со стороны церкви была вынуждена отступить, как и в вопросе легализации однополых браков. Накануне голосования к бразильской пастве и церковным иерархам обратился Бенедикт XVI, что было расценено как вмешательство в ход избирательной кампании.


31 октября 2010 г. за Русеф проголосовали 56% (55,7 млн), а за Серру – 44% (43,7 млн избирателей). Это был во многом ожидаемый результат, поскольку Лула, пользующийся огромной популярностью, сделал все возможное для победы своей преемницы. Новым вице-президентом избран лидер Партии бразильского демократического движения (PMDB) Мишел Темер.


Основную поддержку (71%, 10,7 млн голосов) Русеф получила на Северо-Востоке. Серра, как и в первом туре, победил на юге (54%). На Юго-Востоке (штаты Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу) за Русеф проголосовали 52% избирателей. Социальная база нового главы государства – это, прежде всего, те самые 32 млн чел. (по некоторым подсчетам – около 50 млн), которые вышли из состояния крайней бедности и «пересекли» нижнюю границу среднего класса. Именно эта социальная когорта кровно заинтересована в континуитете, призванном обеспечить дальнейшее повышение своего уровня жизни.


По итогам парламентских выборов в Национальном конгрессе легислатуры 2011–2014 гг. представлено 27 политических партий.


Расстановка политических сил весьма благоприятна для нового президента в обеих палатах Национального конгресса: правящая коалиция (РТ, PMDB, PDT, PC do B, PSB, PR, PRB, PTN, PSC, PTC) получила 402 из 513 мест в Палате депутатов и 61 из 81 в Сенате, значительно опередив сторонников Ж.Серры (PSDB, DEM, PTB, PPS, PMN, PT do B). Это максимальная поддержка действующего президента со времен восстановления демократии в Бразилии после ухода военных в 1985 году. Вместе с тем по результатам выборов губернаторов лидирует PSDB, которая со своим главным союзником – DEM (бывшая Партия Либерального фронта – PFL) контролирует 52,3% электората (10 штатов, в том числе наиболее крупные – Сан-Паулу, Минас-Жерайс и Парана). В этом плане Д.Русеф столкнется с серьезной проблемой: по мнению бразильских политологов, нынешняя оппозиция является гораздо более сильной и организованной, чем та, которая когда-то противостояла Луле.


Главное содержание будущей политики нового правительства – преемственность, продолжение успешного социально-экономического курса президента Лулы да Силвы, снискавшего ему столь высокую популярность и обеспечившего высокие темпы экономического развития, контролируемую инфляцию, бурное развитие потребительского рынка, крупные успехи в деле социального реформирования. Основное направление политической стратегии нового президента Бразилии – активная социальная политика, улучшение системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, совершенствование системы общественной безопасности, включающей в себя борьбу с организованной преступностью и наркотрафиком.


Успешная экономическая политика претерпит «точечные изменения». Будут сохранены основные приоритеты внешней политики – главенствующая роль в Mercosur, укрепление регионального лидерства на континенте, африканское направление и в целом деятельность по линии «Юг-Юг». На мировой арене, где Бразилия многократно усилила свое присутствие в ведущих международных организациях – ООН, ВТО, Всемирный банк, Группа 20, Группа 77, Группа 8+5 (страны «восьмерки» + ряд крупнейших восходящих экономик мира), новый президент будет добиваться реализации «исторических целей бразильской дипломатии» – места постоянного члена Совета Безопасности ООН и утверждения справедливых принципов международной торговли на переговорах «Дохийского раунда». Получат дополнительный импульс защита окружающей среды и переговоры по вопросам изменения климата. Бразилия будет укреплять свое присутствие в группе БРИК.


Дилма Вана Русеф родилась 14 декабря 1947 г. в г. Белу-Оризонти (столица штата Минас-Жерайс) в семье болгарского предпринимателя и адвоката Петра Русева, эмигрировавшего в Бразилию в конце 1930-х гг. и женившегося там на бразильской учительнице. Поступив на экономический факультет Федерального университета штата Минас-Жерайс в г.Белу-Оризонти, Д.Русеф впервые приобщилась к политике и после военного переворота 1964 г. участвовала в вооруженной борьбе против диктатуры. Около трех лет (1970–1972) она провела в тюрьме, где подвергалась пыткам и избиениям. В 1977 г. закончила экономический факультет Федерального университета штата Риу-Гранди-ду-Сул в г.Порту-Алегри. В 1990-е гг. работала в правительственных структурах штата Риу-Гранди-ду-Сул, а затем стала министром энергетики этого штата. После прихода к власти Л.И.Лулы да Силвы возглавила министерство энергетики (2003–2005). В 2005–2010 гг. руководила администрацией президента (Casa Civil). В июне 2010 г. официально утверждена кандидатом на президентский пост от правящей партии.


Людмила Окунева


Боливия: законодательные инициативы правительства Э.Моралеса
и протест консервативной оппозиции


В последние месяцы боливийское правительство приняло несколько законов, вызвавших недовольство консерваторов: закон об автономиях и децентрализации и закон о борьбе с расизмом и дискриминацией.


8 октября 2010 г. сенат Боливии принял Закон о борьбе с расизмом и дискриминацией, которые, по мнению нынешнего руководства страны, являются факторами социальной исключенности индейского населения, составляющего более 60% боливийского населения. Законодательная инициатива вызвала недовольство оппозиции, значительной части гражданского общества, работников средств массовой информации. В столице оппозиционного департамента Санта-Крус прошли массовые акции протеста. Протестующие, согласные с основными положениями закона, полагают, что некоторые его второстепенные статьи угрожают свободе слова и ограничивают деятельность СМИ. В частности, закон предусматривает применение к телеканалам, радиостанциям и печатным изданиям, распространяющим расистские высказывания, экономических и других санкций вплоть до лишения лицензии.


Новый закон стал очередным шагом провозглашенной президентом Э.Моралесом «демократической и культурной революции» и направлен, в первую очередь, на борьбу с расовой дискриминацией коренного населения, «угрожающей национальному единству». Придя к власти в 2005 г., Моралес – первый индейский президент Боливии – взял курс на возвращение достоинства коренным народам и преодоление их нищеты.


В период первого мандата Моралеса Сенат контролировался оппозицией, что было одним из главных препятствий для реализации инициатив правительства, но в декабре 2009 г. правящее «Движение к социализму» (MAS) обезопасило себя от противодействия консерваторов в парламенте, получив 2/3 мест в двухпалатной Многонациональной законодательной ассамблее. Укрепив свои позиции на региональных выборах (апрель 2010 г.) и оправившись от крупнейших с момента прихода к власти Моралеса массовых антиправительственных выступлений трудящихся (май 2010 г.), MAS приступило к углублению реформ и дальнейшей «деколонизации и децентрализации» государства. По словам самого Моралеса, для эффективного выполнения Конституции 2009 г. потребуется около сотни новых законов.


В конце июля 2010 г. был принят Закон об автономиях и децентрализации, на основании которого всем девяти департаментам страны, а также индейским общинам была предоставлена административная и политическая автономия. Закон определяет объем полномочий центрального правительства, властей департаментов и индейских общин. Последние на основании самоуправления смогут реализовать свое право на свободное самоопределение, в их компетенцию вошло управление сферами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, правосудия.


К индейцам относится более 60% населения страны. Самые многочисленные из 37 автохтонных этносов – аймара (1,5 млн человек) и кечуа (2,5 млн человек). Индейское население проживает преимущественно в западных горных департаментах: Ла-Пас (77%), Оруро (74%), Потоси (84%), Кочабамба (74%) и Чукисака (65%). В них сконцентрирован основной электорат Моралеса, до сих пор обеспечивавший ему поддержку всех его инициатив. В свою очередь равнинные департаменты т.н. восточного «полумесяца», где индейское население не является преобладающим (Санта-Крус – 37%, Бени – 32%, Пандо – 16%, Тариха – 20%), контролируются консервативной оппозицией.


Закон об автономиях и децентрализации стал первой столь масштабной реформой после принятия Конституции 2009 года. На его основании в Боливии, остающейся унитарным государством, к существовавшим ранее национальному и муниципальному уровням власти устанавливаются еще два – власть департаментов и индейских общин. В 1990-е гг. было осуществлено несколько реформ по административной децентрализации и расширению политического участия народных масс, которые открыли дорогу в политику многим организациям, ранее исключенным из политического процесса, и способствовали появлению новых социальных лидеров. Одним из них и стал Э.Моралес, представлявший тогда влиятельную федерацию кокалерос (крестьян, выращивающих коку).


Реформа Моралеса по децентрализации государства вызвала недовольство консервативной оппозиции. Двумя годами ранее, в 2008 г., префекты Санта-Круса, Бени, Пандо и Тарихи провели региональные референдумы о признании автономного статуса своих департаментов, что предполагало децентрализацию государства, близкую к федерализму, и фактически было направлено на изоляцию правительства. В каждом из департаментов идею автономии поддержали более 80% избирателей, однако Национальный избирательный суд признал референдумы незаконными, после чего Моралес буквально перехватил инициативу по признанию автономий департаментов, видоизменив ее в соответствии со своими интересами.


Оппозиционеры оценили принятый закон как «репрессивный и централистский». Хотя на его основании властям департаментов предоставляются дополнительные полномочия, закон не предусматривает перераспределения бюджетных средств в пользу автономных субъектов. Департаменты оппозиционного «полумесяца» более развиты экономически, на два из них – Тариху и Санта-Крус – приходится около 82% производства природного газа – основной статьи боливийского экспорта. По словам вице-президента А.Гарсиа Линеры, сегодня муниципалитеты и департаменты страны имеют в три раза больше государственных средств, чем в 2005 г., и пересмотр бюджетной политики государства может усугубить диспропорцию в развитии регионов.


Кроме того, новый закон позволяет отстранять от занимаемых должностей руководителей департаментов и алькальдов в случае выдвижения против них каких-либо официальных обвинений. По мнению оппозиции, правительство может использовать это положение для устранения нелояльных политиков. На его основании со своих постов уже были сняты алькальд (мэр) Потоси Р.Хоакино из оппозиционного Социального альянса (AS) и алькальд Сукре Х.Баррон. В настоящее время данная мера может быть применена к трем оппозиционным префектам – Р.Костасу (Санта-Крус), М.Коссио (Тариха) и Э.Суаресу (Бени). Власти обвиняют их в незаконном использовании государственных средств на проведение нелегальных, по мнению MAS, референдумов об автономии в 2008 году. Оппозиция не впервые заявляет об использовании правительством судебных механизмов в репрессивных целях. Так, экс-префект Пандо и бывший кандидат в вице-президенты Л.Фернандес, шедший на выборы 2009 г. в связке с основным соперником Моралеса М.Рейесом Вильей, в 2008 г. был арестован по обвинению в причастности к массовому убийству крестьян и до сих пор содержится в тюрьме без вынесения приговора.


Требование автономии в департаментах «полумесяца» имеет в своей основе экономическую мотивацию, но осложняется политическими и культурными противоречиями. Стремление к автономии фактически стало национальной идеей жителей Санта-Круса, Бени и Пандо, которые считают себя «нацией равнин» (камба), отличающейся в этническом и культурном отношении от жителей андского плоскогорья, для которых характерен мощный цивилизационный субстрат индейцев аймара и кечуа.


Диспропорция в экономическом развитии регионов, усугубленная политическими разногласиями и культурными противоречиями, в долгосрочной перспективе может стать фактором серьезной дестабилизации. Одной из главных угроз для правительства Моралеса остается консервативная оппозиция, однако на фоне укрепления позиций MAS в течение последних лет она была расколота. Вместе с тем события мая 2010 г. продемонстрировали, что союз правительства с рабочим классом непрочен, а профсоюзы, традиционно составляющие социальную базу MAS, сохраняют свою независимость и готовы идти на противостояние с властью. В связи с ростом протестных настроений среди традиционных сторонников Моралеса можно ожидать и консолидации правой оппозиции, на нейтрализацию которой сегодня направлены основные усилия действующей власти.


Алексей Чернышев


Чили: завершение операции по спасению шахтеров


12 октября 2010 г. благополучно завершилась драматическая история, которая в течение двух с лишним месяцев приковывала к Чили внимание всего мира. По итогам успешно проведенной спасательной операции 33 шахтера, проведшие 69 дней в заваленной шахте на глубине около 700 метров, были подняты на поверхность земли.


5 августа в результате обрушения породы на шахте Сан-Хосе, расположенной в пустыне Атакама на севере страны, один боливийский и 32 чилийских шахтера оказались погребенными под землей. Только спустя 17 дней спасателям удалось связаться с горняками. Весть о том, что все они живы, стала сигналом к началу спасательной операции, которая по первоначальным прогнозам ввиду геологической нестабильности шахты должна была продлиться до Рождества.


Вскоре с шахтерами была установлена видеосвязь, в результате репортажи из обрушившейся шахты смогли увидеть телезрители всего мира. Испытываемое ими чувство не было простым любопытством – миллионы людей из разных стран сопереживали и выражали солидарность с чилийским народом, для которого спасение горняков фактически стало общенациональной идеей. Успех операции также был делом чести для президента-консерватора С.Пиньеры. Он пришел к власти в январе 2010 г., с минимальным перевесом одержав победу над Э.Фреем, кандидатом от левоцентристской коалиции «Объединение партий за демократию» (Concertación), которая бессменно руководила страной с 1990 года. Приход к власти правых расколол чилийское общество. Сторонники Concertación обвиняли новое руководство в положительной оценке диктатуры А.Пиночета (1973–1990), опасались за демократию в стране и социальную ответственность государства.


Для Пиньеры инцидент на шахте стал хорошей возможностью продемонстрировать готовность и умение правительства решать стоящие перед ним сложнейшие задачи и тем самым набрать столь необходимый политический капитал. Спасательная операция проводилась на высоком профессиональном уровне. С поверхности земли шахтерам было передано все необходимое: пища, вода, лекарства, витамины, складные кровати. Психологи помогали горнякам бороться с приступами тревоги и депрессии в условиях замкнутого пространства. Помощь чилийским спасателям оказывали специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Во многом благодаря профессионализму психологов и спасателей горняки демонстрировали хорошую дисциплину и оптимизм в столь экстремальных условиях (температура в шахте достигала +36°C).


Тем временем спасателям и геологам с помощью современного оборудования удалось пробурить отверстие диаметром 66 см, через которое была спущена металлическая капсула «Феникс-II» длиной около 4 метров. Предполагалось, что финальная часть спасательной операции продлится до 48 часов (подъем одного шахтера, по расчетам, должен был занять около часа), но благодаря слаженным действиям спасателей операция была завершена за рекордные 22 ч 35 минут. Во время подъема специальные приборы осуществляли мониторинг дыхания, сердечной деятельности и температуры тела шахтеров.


За спасением горняков следили около полутора тысяч журналистов со всего мира. На месте операции присутствовали С.Пиньера и президент Боливии Э.Моралес, приехавший поддержать чилийского коллегу и приветствовать своего соотечественника – 23-летнего шахтера К.Мамани, который был поднят на поверхность земли четвертым по счету. Главы чилийского и боливийского государств – идеологические противники. После прихода к власти Пиньеры в январе 2010 г. Чили пополнила число «правых» режимов континента. В свою очередь Боливия (наряду с Кубой, Венесуэлой, Эквадором и Никарагуа) входит в региональный блок леворадикальных режимов ALBA.


Помимо идеологических противоречий камнем преткновения между двумя государствами является «морской вопрос». После Тихоокеанской войны 1879–1883 г. к Чили перешли прибрежные территории Боливии, в результате последняя утратила выход к морю. Решение «морского вопроса» является одной из целей правительства Моралеса. На 27 ноября 2010 г. намечена инаугурация в боливийском департаменте Санта-Крус «межокеанского коридора» – автотрассы, проходящей через территории Бразилии, Боливии и Чили и соединяющей побережья Атлантического и Тихого океанов. Ожидается, что проект, инициированный в 2007 г. Моралесом, лидером Бразилии Л.И.Лулой да Силвой и экс-президентом Чили М.Бачелет, откроет новые возможности для экономической деятельности и интеграции трех стран. Совместное присутствие Пиньеры и Моралеса на операции по спасению шахтеров – один из эпизодов сближения правительств Боливии и Чили.


Успешное завершение спасательной операции сопровождалось не только прагматизмом политиков, но и сильным эмоциональным накалом. С.Пиньера признался, что не мог сдержать слез, а то, что происходило по всей стране, напоминало празднования по случаю победы национальной сборной по футболу. Особым размахом отличались празднования в расположенном неподалеку от шахты Сан-Хосе г.Копьяпо с населением около 150 тыс. человек. Это родной город 24 из 33 спасенных шахтеров. Стоимость спасательной операции составила от 10 до 20 млн долларов. 2/3 расходов взяло на себя государство, а 1/3 была оплачена из пожертвований частных компаний.


Инцидент с горняками и последующее закрытие шахты не окажет существенного воздействия на производство меди в Чили, являющейся крупнейшим в мире производителем и экспортером этого металла, тем не менее произошедшее будет иметь для отрасли серьезные последствия. Правительство уже отстранило от должности руководителя Национальной службы геологии и горной промышленности (Sernageomin) и пообещало провести реструктуризацию этого регулирующего органа. Кроме того, Пиньера заявил, что государство должно извлечь из этих событий урок, и пообещал не допускать работы в таких небезопасных и нечеловеческих условиях. На шахте Сан-Хосе, принадлежащей местной компании, в последние годы в результате несчастных случаев погибли 16 шахтеров.


Для Чили обрушение шахты стало вторым за текущий год серьезным испытанием. В конце февраля, за две недели до вступления в должность Пиньеры, в стране произошло сильнейшее с 1960 г. землетрясение мощностью 8,8 баллов по шкале Рихтера. Благодаря высоким антисейсмическим стандартам, в соответствии с которыми построены многие здания, и отлаженной работе медицинских служб количество жертв оказалось относительно небольшим (около 800 человек). Как после землетрясения, так и после инцидента на шахте правительство взяло на себя обязательства по социальному обеспечению пострадавших. Спустя несколько дней после спасения шахтеров палата депутатов приняла законопроект, на основании которого 22 августа – день, когда от горняков из заваленной шахты были получены первые сообщения, – станет в Чили Национальным днем надежды.


Алексей Чернышев


Колумбия – новый непостоянный член Совета безопасности ООН


12 октября 2010 г. прошли выборы пяти новых непостоянных членов Совета безопасности ООН. С 1 января 2011 г. наряду с Германией, Португалией, ЮАР и Индией этим статусом станет обладать Колумбия. За ее кандидатуру проголосовали 186 из 192 членов Генеральной ассамблеи. Южноамериканская страна уже в шестой раз становится непостоянным членом СБ ООН.


Избрание Колумбии на место непостоянного члена Совета безопасности ООН натолкнулось на серьезное сопротивление со стороны Боливии, президент которой Э.Моралес обвинил южноамериканского соседа в безоговорочной защите интересов США. Примечательно, что Венесуэла, ближайший союзник Боливии на континенте, проголосовала в поддержку Колумбии, продемонстрировав тем самым приверженность к развитию отношений между двумя странами,  замороженных в конце июля 2010 г. (вскоре после избрания на пост президента Колумбии Х.М.Сантоса предприняты существенные шаги к их улучшению).  


По словам Х.М.Сантоса, основной задачей Колумбии на период пребывания в СБ ООН станет борьба с наркотрафиком и терроризмом. Эта южноамериканская страна обладает огромным опытом в борьбе с данными угрозами и ее деятельность в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН могла бы существенно способствовать укреплению безопасности в регионе и в мире в целом.


Предоставление Колумбии статуса непостоянного члена Совета безопасности ООН стало серьезным внешнеполитическим достижением Х.М.Сантоса. Колумбийский президент уже совершил серьезные меры по снижению напряженности с соседями – Венесуэлой и Эквадором, а также провел серьезную работу по улучшению имиджа Колумбии на мировой арене.


Егор Прусов


Зарубежное  турне У.Чавеса


В октябре 2010 г. венесуэльский президент совершил 10-дневное зарубежное турне, в ходе которого посетил Россию, Беларусь, Украину, Иран, Алжир, Сирию, Ливию и Португалию.

Россия

Первым пунктом его турне стала Москва. Это девятый визит Чавеса в Россию. Он был приурочен к 65-летнему юбилею установления дипломатических отношений между Россией и Венесуэлой. Главным вопросом, вызвавшим наибольший резонанс в мировых и латиноамериканских СМИ, стало сотрудничество двух стран в области ядерной энергетики. Россия планирует построить в Венесуэле АЭС мощностью до 2,4 ГВт. Конкретные сроки строительства не оговаривались, был обозначен лишь примерный временной лаг в 10 лет. Соглашение было прокомментировано представителем Государственного департамента США Ф.Кроули. Он заявил, что США полностью доверяют России, однако сомнения вызывает готовность Венесуэлы обеспечить безопасность ядерной энергетики. Во многих национальных  газетах Латинской Америки возможность строительства АЭС в Венесуэле была преподнесена как «ядерная угроза» со стороны Венесуэлы.


Исследования в области освоения ядерной энергии начали проводиться в Венесуэле в рамках деятельности Института научных исследований (IVIC) в начале 50-х гг.  ХХ в., однако уже в 60-х гг. это направление научного поиска пришло в упадок и с тех пор данная тематика практически никак не развивалась. Сотрудничеством с Россией в этой сфере начинается второй этап венесуэльской ядерной энергетики.


Что касается сотрудничества в нефтяной сфере, то здесь основным событием стала договоренность о продаже венесуэльских активов в германской нефтеперерабатывающей корпорации Ruhr Oil. Доля Венесуэлы составляет 22%. По словам Чавеса, это решение вызвано комплексом причин: во-первых, акции, приобретенные в начале 80-х гг. прошлого столетия, не приносят прибыли; во-вторых, компания не перерабатывает венесуэльскую нефть; в-третьих, на четырех предприятиях Ruhr Oil, в которых Венесуэла является акционером, не работает ни одного венесуэльца. Кроме того, российско-британская компания ТНК-ВР готова приобрести активы британской ВР в Венесуэле – по разным оценкам их объем варьируется от 850 млн до 1 млрд долларов.


Чавес предложил использовать опыт двустороннего сотрудничества в нефтяной сфере (напомним, что двумя государствами создан Национальный нефтяной консорциум) и в других областях и создать ряд смешанных предприятий, главным образом, в сельскохозяйственной сфере: выращивании и транспортировке бананов, кофе, цветов и др. Таким образом, Венесуэла видит в России такого экономического партнера, сотрудничество с которым позволило бы диверсифицировать венесуэльскую экономику.


За день до визита Чавеса – 11 октября – Национальная ассамблея ратифицировала Конвенцию о кооперации между Венесуэлой и Россией в сфере транспорта. Документом предполагается обмен опытом с целью модернизации, обновления и расширения транспортной инфраструктуры. Возможно, в свете намерения новых московских властей решить транспортную проблему в столице венесуэльский опыт придется весьма кстати.


Помимо частных договоренностей, основным итогом визита стало подписание совместного Плана действий, рассчитанного до 2014 года. По мнению российского посла в Венесуэле В.Заемского, данный юридический инструмент позволит сконцентрироваться на конкретных направлениях кооперации и взаимодействии в сфере внешней политики. Во многом установленные сроки носят символический характер, показывающий стремление сторон к долгосрочному сотрудничеству. Крайняя неопределенность, связанная с президентскими выборами в Венесуэле в 2012 г., может внести свои коррективы в реализацию намеченного плана.

Беларусь

Следующим пунктом турне Чавеса стал Минск. Это уже пятый визит Чавеса в столицу Беларуси, в ходе которого поднимались вопросы сотрудничества в жилищной сфере, энергетике, машиностроении и сельском хозяйстве. Белорусские специалисты в ближайшее время начнут строительство доступного жилья (объем – 4 тыс. квартир) в г.Маракай (штат Арагуа). В ходе визита Чавеса познакомили с типовыми домами, строящимися в массовом порядке в Беларуси, аналоги которых построят в Венесуэле.  Согласно подписанному контракту между Белорусской нефтяной компанией и венесуэльской PDVSA в течение ближайших двух лет Беларусь намерена закупать у Венесуэлы по 10 млн т нефти ежегодно.


Чавес посетил два машиностроительных завода – БЕЛАЗ и МАЗ, филиалы которых должны открыться в Венесуэле (машины будут называться ориентировочно Вен-МАЗ или МАЗ-Вен). В обмен на передачу технологии сборочного производства и строительства соответствующих заводов Венесуэла готова экспортировать в Беларусь алюминий. Кроме того, Чавес готов обновить систему общественного транспорта Каракаса, купив 800 автобусов белорусского производства.


После посещения крупного государственного агрогородка «Дзержинский» Чавес решил создать в своей стане аналогичные организации и назвать их «сельскохозяйственными коммунами». Белорусский опыт в Венесуэле планируется внедрить в таких сельскохозяйственных штатах как Каробобо, Лара и Арагуа. Помимо этого, Чавес предложил экспортировать сою – продукт, выращивание которого в Беларуси невозможно в силу климатических условий – причем не только из Венесуэлы, но и из других стран блока ALBA.

Украина

18 октября У.Чавес впервые прибыл с визитом на Украину. В ходе переговоров с украинским коллегой В.Януковичем были рассмотрены вопросы взаимодействия в аэрокосмической и нефтегазовой отраслях. В Киеве, Чавес посетил авиазавод «Антонов», где ознакомился с моделями самолетов и выразил заинтересованность в приобретении в будущем данных самолетов. Результатом переговоров стала договоренность о допуске украинских компаний к разработке и добыче нефти и газа на венесуэльской территории. Помимо этого, важным стало заявление Януковича о возможности транспортировки венесуэльской нефти на белорусскую территорию по нефтепроводу «Одесса-Броды» взамен уже существующей железнодорожной перевозки.

Иран

В период с 19 по 20 октября У.Чавес посетил Иран. В Тегеране стороны подписали 11 документов и обсудили ряд вопросов, включая обмен технологиями, сотрудничество в промышленной сфере, сельском хозяйстве, торговле и жилищном строительстве.


В ходе визита Чавес посетил жилой комплекс в пригороде Тегерана Новый Паранд, где ознакомился с иранским опытом жилищного строительства. Чавес выразил надежду, что иранцы могли бы помочь Венесуэле «решить свои жилищные проблемы, как они решили жилищную проблему в Иране». После посещения Нового Паранда иранский министр жилищного строительства и городского развития А.Никзад заявил, что иранские эксперты отправятся в Венесуэлу в течение месяца для осуществления помощи в постройке 50 тыс. домов.


Еще одно соглашение предполагает двустороннюю договоренность в нефтегазовой сфере, которая предусматривает увеличение объемов экспорта и транспортировки нефти, совместное строительство нефтехимических заводов, участие Венесуэлы в эксплуатации газовых месторождений на юге Ирана, а также соглашение о создании совместной судоходной компании.


За последние пять лет Венесуэла и Иран подписали ряд соглашений в нефтегазовой промышленности, имеющих под собой цель обхода санкций, навязанных Ирану со стороны США и Совета безопасности ООН.


 Это уже третий визит венесуэльского президента в Иран за последние полтора года. За весь период президентства Чавеса между двумя странами было подписано более 200 соглашений, а товарооборот увеличился более чем на 5 млрд долларов.

Сирия 

Следующим пунктом визита Чавеса стала Сирия. На переговорах с президентом Б.Асадом обсуждались вопросы создания Делового совета сирийско-венесуэльских предприятий, а также соглашения в области нефтегазовой промышленности и сельского хозяйства.


Чавес встретился с представителями сирийского и венесуэльского бизнеса, чтобы услышать их конкретные предложения для реализации совместных проектов. Было установлено, что Деловой совет будет состоять из бизнесменов двух стран, в чьи планы входят инвестиции в экономику Сирии и Венесуэлы, а также финансирование проектов, направленных на повышение уровня жизни в двух странах. Главой совета будет назначен министр энергетики Венесуэлы Р.Рамирес.


Лидеры двух стран также обсудили реализацию проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в Сирии. К настоящему времени было проведено технико-экономическое обоснование проекта. НПЗ будет перерабатывать более 140 тыс. баррелей нефти в сутки.


Р.Рамирес заявил, что создание НПЗ очень важно, поскольку Сирия является страной-наблюдателем при ОПЕК, добывает 450 тыс. баррелей нефти, однако не покрывает свои внутренние потребности в обеспечении нефтепродуктами. Завод планируется открыть в 2012 году. Помимо этого, была достигнута договоренность об экспорте 1 млн тонн дизельного топлива в Сирию.


 В рамках взаимодействия в сфере сельского хозяйства, главы двух государств договорились о создании совместного предприятия по переработке и экспорту оливкового масла.


Также было подписано соглашение о создании морского маршрута между Венесуэлой и Сирией, в частности, между портом Ла-Гуайра и портом Латакия. Водное сообщение будет способствовать увеличению товарооборота и реализации прочих соглашений.


В сфере политического сотрудничества, стороны подписали акт интеграции, благодаря которому Сирия может стать страной-наблюдателем при ALBA. Асад заявил, что данный шаг поможет укрепить отношения Сирии с Латинской Америкой. По его словам, в течение длительного времени отношения между Ближним Востоком и латиноамериканскими странами были очень ограничены, но в последние несколько лет были сделаны важные шаги для укрепления связей и отношений Сирии с Венесуэлой, что могло бы способствовать интенсификации сотрудничества с другими странами региона.

Ливия

В Ливии президентами Чавесом и Каддафи был подписан договор о создании Венесуэльско-ливийского инвестиционного фонда с капиталом в размере 1 млрд долл., целью которого станет финансирование инвестиций в сельскохозяйственной и промышленной отраслях. Обе страны вложат в совместный фонд по 500 млн долл. для инвестиций в Ливии и Венесуэле, а также в третьих странах.

Португалия

На заключительном этапе своей поездки У.Чавес посетил Португалию, где подписал двусторонние соглашения на общую сумму в размере 1,4 млрд долларов. Договоренности включают в себя планы по содействию в строительстве 12,5 тыс. сборных домов в Венесуэле, а также продаже латиноамериканской стране грузовых и пассажирских судов. Кроме того, Венесуэла и Португалия договорились о реализации совместных проектов в сфере производства возобновляемых источников энергии, основанных, прежде всего, на передовом опыте Португалии в области ветровой и солнечной энергии.


Во время пребывания в Португалии Чавес также подписал соглашение о приобретении Венесуэлой 1,5 млн ноутбуков для учащихся начальной школы в рамках венесуэльско-португальской программы Canaima, а также озвучил планы о создании завода по созданию ноутбуков в Венесуэле. До сегодняшнего дня в рамках этой программы среди венесуэльских детей были распространены более 875 тыс. портативных компьютеров.


Столь длительное зарубежное турне венесуэльского президента в очередной раз подтвердило стремление У.Чавеса к диверсификации внешних связей. Стоит отметить, что к уже традиционным пунктам посещения венесуэльского лидера прибавилась Украина, что позволяет говорить о растущей роли данной страны во внешнеполитических приоритетах Венесуэлы. Несмотря на то, что основой внешнеэкономических связей Венесуэлы является сотрудничество в нефтегазовой отрасли, в данном турне прослеживается намерение Чавеса расширить партнерство с посещенными странами с целью создания дополнительных стимулов для развития национальной экономики. Вместе с тем, предпринимаемых усилий по-прежнему недостаточно, поэтому можно утверждать, что на ближайшие годы нефть останется основным фактором внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Венесуэлы.


Андрей Пятаков

Егор Прусов


Визит боливийского президента в Иран


25–27 октября 2010 г. боливийский президент Э.Моралес посетил с официальным визитом Иран. Это уже второй визит латиноамериканского лидера в ближневосточную страну (первый состоялся в сентябре 2008 года). Согласно информационному агентству Agencia Boliviana de Noticias, главные цели визита –  привлечение иранских инвестиций в экономику Боливии и переговоры о получение кредитов.


Стороны согласовали совместный План индустриальной кооперации, рассчитанный на пять лет и предполагающий двусторонние инвестиции в размере 1 млрд долларов в различные проекты, касающиеся добычи нефти, полезных ископаемых, развития инфраструктуры, сельского хозяйства и другие. Иран согласен передать технологию и программы обучения специалистов по производству тракторов, цемента и станков. Э.Моралес посетил тракторосборочный и авиастроительный заводы в г.Табриз. В последнем внимание президента особенно привлек цех по производству военных вертолетов, однако в дальнейшем тематика военно-технического сотрудничества не поднималась.


Согласованный план является продолжением заключенного в конце 2009 г.  соглашения об иранской помощи в разработке и индустриализации залежей лития в месторождении Уюни, которые по оценкам экспертов составляют порядка 70% мировых запасов. В планы боливийского правительства входит освоение и запуск производства аккумуляторов для электромобилей на основе этого металла. До сих пор проект находится на начальной стадии: пока иранские специалисты заняты главным образом в геологоразведке. Предложение об участии в освоении месторождения было сделано также компаниям из Франции, Южной Кореи, Японии и России.


Э.Моралес и М.Ахмадинежад договорились о предоставлении Боливии кредита в размере 200 млн евро для реализации различных промышленных (в том числе в горнорудной промышленности) и социальных проектов, при участии иранских специалистов планируется строительство двух молочных комбинатов и госпиталя. (По данным боливийских источников только для разработки месторождения лития  потребуется не менее 800–900 млн долларов). В августе 2010 г.  в боливийском  районе Корома во время строительства цементного завода, осуществляемого при содействии Венесуэлы и Ирана, было открыто крупное комплексное месторождение золота, серебра, меди и урана (по данным боливийской газеты «El Deber» предположения о возможном крупном месторождении в этом районе имелись еще в 1992 году).


Таким образом, Боливия возлагает на Иран большие надежды в сфере технологической и промышленной модернизации. В ответ Боливия готова экспортировать сельскохозяйственную продукцию, в том числе 150 тыс. тонн сои. 


Визит Моралеса состоялся буквально через неделю после официального визита венесуэльского президента У.Чавеса в Иран. На фоне политической напряженности между Тегераном и Вашингтоном по поводу иранской ядерной программы и экономических санкций ООН, вступивших в силу в сентябре текущего года, у Белого дома, по сообщениям BBC, интенсификация экономических связей между двумя крупнейшими экономиками блока ALBA и Ираном вызвала большое недовольство, однако официальных заявлений не последовало. 


Боливия и Иран установили дипломатические отношения 8 сентября 2007 г. во время первого визита Ахмадинежада в Ла-Пас. Дипломатическое представительство исламской республики в андской стране было открыто в 2008 г., однако первый посол Ирана в Боливии А.Гезили вручил верительные грамоты лишь в начале сентября текущего года (до этого его обязанности исполнял временный поверенный в делах). В мае 2010 г.  первым послом Боливии в Иране был назначен Х.Миранда.


Андрей Пятаков


Нестор Киршнер: человек и политик


27 октября 2010 г. ушел из жизни известный аргентинский политический деятель, бывший президент страны (2003–2007) Н.Киршнер. В молодости он был членом Перонистской молодежи и, как и его будущая жена, нынешний глава государства Кристина Фернандес, симпатизировал леворадикальному крылу организации «Монтонерос», деятельность которых в какой-то мере спровоцировала государственный переворот и приход к власти военной диктатуры (1976–1983).


Закончив юридический факультет Национального университета Ла-Платы, Н.Киршнер на некоторое время отошел от политики (хотя и подвергался аресту во время авторитарного режима) и занялся адвокатской практикой. На муниципальных выборах 1987 г. избран алькальдом (мэром) г. Рио-Гальегос. Успешная деятельность на этом посту способствовала победе энергичного политика на губернаторских выборах 1991 года.  В то время как президент страны К.Менем взял на вооружение неолиберальную модель развития экономики, губернатор провинции Санта-Крус Н.Киршнер придерживался неокейнсианской политики, основанной на сильном государственном регулировании, и активно добивался привлечении инвестиций из федерального бюджета. В 2003 г. Н.Киршнер, выдвинутый движением «Фронт за победу», включавшим часть перонистов и сторонников других партий, стал главой государства, возглавив страну в условиях дефолта и массовых беспорядков и после череды назначений и отставок временных президентов. Еще до официального вступления в должность он заручился поддержкой левоцентристских президентов Р.Лагоса (Чили) и Л.И.Лулы да Силвы (Бразилия). В своей инаугурационной речи Н.Киршнер отметил ключевую роль государства в развитии экономики и высказался за укрепление субрегионального интеграционного блока Mercosur.


 Приступив к президентским полномочиям в кризисных условиях, Киршнер получил тяжелое наследие: внешний долг достигал 178 млрд долл., безработица –  максимального за всю современную историю уровня, повысился уровень бедности и усилилась социальная поляризация. Тем не менее, президент оказался эффективным кризисным менеджером. Ему удалось вывести Аргентину из зоны турбулентности, добиться реструктуризации внешней задолженности, а затем и досрочно выплатить долг Международному валютному фонду из накопленных к тому времени резервов Центрального банка. За счет активизации экспорта, выросшего более чем на 18% и достигшего 55,3 млрд долл., удалось добиться профицита торгового баланса в 11,4 млрд долл. и обеспечить устойчивые темпы роста (до 10% в год). Заметно улучшились и социальные показатели: уровень безработицы снизился с 21,5% до 8,7%, часть населения преодолела уровень бедности, охватывающий тем не менее около трети населения.


 Значительно способствовала росту популярности президента и его политика в области прав человека. Не опасаясь новой дестабилизации страны, Киршнер пошел на чистку армии, полиции и спецслужб. По его инициативе Национальный конгресс аннулировал законы о выполнении поручения вышестоящего командования и о всеобщей амнистии, в результате были привлечены к суду виновные в нарушениях прав человека во время репрессивного режима. Одновременно был обновлен состав Верховного суда, который до этого обвинялся в полной зависимости от исполнительной власти. Высший судебный орган стал более независимым и сбалансированным в политическом и гендерном плане.


 В октябре 2007 г. Н.Киршнер принял решение не переизбираться на пост президента. При поддержке главы государства на президентских выборах победила его супруга К.Фернандес, сам же Киршнер превратился в «серого кардинала» аргентинской политики, был избран депутатом парламента и председателем правящей Хустисиалистской партии. В марте 2010 г. известный политик стал первым генеральным секретарем Союза южноамериканских наций (UNASUR). За короткий срок пребывания на этом ответственном посту ему удавалось находить компромисс между радикальными сторонниками «социализма XXI века» и более умеренными главами латиноамериканских государств. В результате этому интеграционному объединению, включающему все страны Южной Америки, несмотря на неоднородность, удавалось вырабатывать единую позицию по ключевым вопросам.


 Политические противники и критики бывшего президента обвиняли его в персонализме, непотизме, жестком и авторитарном стиле правления, популизме, использовании административного ресурса, противодействии развитию свободного рынка и незаконном обогащении. Тем не менее все политики и политологи согласны с тем, что Н.Киршнер как личность наложил заметный отпечаток на облик современной Аргентины.


 Смерть известного политического деятеля, пользовавшегося авторитетом в стране и за рубежом и считавшегося наиболее перспективным кандидатом на президентских выборах 2011 г., внесет существенные коррективы в расстановку политических сил. По всей вероятности, после потери популярного лидера заметно обострится внутрипартийная борьба в рядах крайне неоднородной Хустисиалистской партии, которой будет трудно сплотиться вокруг единого кандидата. В этой ситуации заметно увеличиваются шансы оппозиционного Гражданского радикального союза и его лидера Рикардо Альфонсина. В любом случае, независимо от исхода президентских выборов вряд ли произойдет радикализация Аргентины: превращению этой страны во вторую Венесуэлу препятствует высокий уровень образования населения, многочисленный средний класс, более диверсифицированная экономика и иная политическая культура.


Збигнев Ивановский


Куба в глобальном мире


В октябре 2010 г. ситуация вокруг диссидентов на Кубе была в центре внимания Европейского союза и Соединенных Штатов. Большой резонанс имело награждение кубинского диссидента Гильермо Фариньяса престижной премией им. А.Сахарова, присуждаемой Европейским парламентом за свободу совести. 18 октября председатель правительства Испании Х.Л.Родригес Сапатеро сместил министра иностранных дел М.А.Моратиноса, добивавшегося отмены единой позиции Евросоюза по отношению к Кубе. На этот пост была назначена Тринидад Хименес, занимавшая ранее пост секретаря по международному сотрудничеству Испанской социалистической рабочей партии (PSOE).


Единая позиция по отношению к Кубе принята в 1996 г. по инициативе председателя испанского правительства Х.М.Аснара и увязывает развитие отношений с Кубой с прогрессом, достигнутым в сфере демократизации и улучшения прав человека.  По мнению ряда экспертов, кадровые изменения подтверждают, что идея отказа от единой позиции ЕС по отношению к Кубе в большей степени принадлежала М.А.Моратиносу, чем Х.Л.Родригесу Сапатеро, а новый глава внешнеполитического ведомства займет более умеренные позиции. Одновременно с обращением к Евросоюзу выступила Кубинская комиссия по правам человека и национальному примирению, заявившая, что, несмотря на освобождение ряда заключенных, ситуация с правами человека на Кубе остается самой сложной во всем Западном полушарии, и нет никаких оснований для пересмотра общеевропейской позиции.


Острую критику кубинской оппозиции вызвало решение правительства Кубы об обязательной высылке всех освобожденных диссидентов из страны. Свою роль сыграла и позиция бывшего руководителя европейской внешней политики Х.Соланы, который считает освобождение всех политических заключенных необходимой, однако недостаточной мерой, и призвал кубинское правительство как можно раньше начать экономические реформы.


В конечном счете собравшиеся 25 октября в Люксембурге министры иностранных дел 27 европейских государств приняли решение сохранить существующие ограничения на отношения с Кубой. Одновременно они обратились к К.Эштон, координирующей внешнюю политику стран ЕС, с предложением подробно изучить этот вопрос и вернуться к его рассмотрению в декабре. (Единая позиция затрагивает лишь отношения Кубы с Европейским союзом в целом, однако предоставляет карт-бланш отдельным правительствам в развитии двусторонних отношений).


Напротив, архиепископ Майами, монсеньор Т.Венски, направляющийся с визитом на Кубу, положительно оценил усилия католической церкви Кубы, сыгравшей немаловажную роль в освобождении политических заключенных, и выразил надежду, что этот процесс откроет новые возможности для внутренней оппозиции. Усилия, предпринятые церковью, откроют в дальнейшем возможности для диалога для других организаций гражданского общества.


Предсказуемым успехом кубинской дипломатии стало решение Генеральной ассамблеи ООН, в очередной раз осудившей экономическое эмбарго США по отношению к Кубе. (За прекращение эмбарго проголосовали представители 187 стран, против – США и Израиль, воздержались Маршалловы острова, Палау и Микронезия). Накануне голосования министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес обвинил президента США Барака Обаму в невыполнении данных им в свое время обещаний и в отказе от возможности использовать свои возможности для смягчения блокады. В ответ представитель американской делегации Р.Годард заявил, что Соединенные Штаты имеют суверенное право определять свою торговую политику по отношению к любой стране и отметил, что, несмотря на существующие торговые ограничения, США являются пятым по счету торговым партнером Кубы: в прошлом году объем товарооборота между двумя странами составил 533 млн долл., не включая отправляемую на Кубу гуманитарную помощь. Американский дипломат напомнил, что Б.Обама отменил практически все ограничения на поездки и на денежные переводы на Кубу и отметил, что новая эра в отношениях между двумя странами наступит только после предоставления кубинскому народу общепринятых международных политических и экономических прав.


Збигнев Ивановский

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005