ДЕКАБРЬ 2010 ГОДА
- Региональные выборы в Перу: расстановка сил накануне президентских выборов
- XX Ибероамериканский саммит
- Климатический саммит в Канкуне (Мексика)
- Выборы в Сент-Винсент и Гренадинах: третий мандат Р.Гонсалвеса
- 40 саммит MERCOSUR: планы блока на следующее десятилетие
- Национальная ассамблея народной власти Кубы: курс на исправление ошибок и корректировку модели социально-экономического развития
- Ближневосточный вектор внешней политики латиноамериканских стран
Региональные выборы в Перу: расстановка сил накануне президентских выборов
В ходе прошедших 3 октября (первый тур) и 10 декабря 2010 г. (второй тур) в Перу региональных и муниципальных выборов избирались алькальд (мэр) Лимы, председатели 25 региональных правительств и их заместители, алькальды муниципальных советов провинций и районов, а также рехидоры (члены муниципальных советов). Региональные и муниципальные выборы проводятся в Перу каждые четыре года.
Участие в выборах в Перу обязательно, для нарушителей этой нормы предусмотрен штраф. В голосовании приняли участие около 12,7 из 19,5 млн зарегистрированных избирателей.
Алькальдом Лимы избрана представляющая левоцентристскую партию «Социальная сила» (FS) 61-летняя Сусана Вильяран – первая женщина, которая займет эту должность. Получив 38,5% голосов, Вильяран с минимальным перевесом обошла Лурдес Флорес из «Народной христианской партии» (PPC), набравшую 37,4%. Для участия в выборах FS вошла в альянс с движениями «Новые левые» (MNI), «Земля и свобода» (MTL) и «Лима для всех».
Несмотря на грязную предвыборную кампанию, в ходе которой Вильяран обвиняли в пособничестве терроризму и в связях с леворадикальными организациями «Красная родина» (РR) и «Свободная родина» (PL), в которую входят бывшие члены Революционного движения им. Тупака Амару (MRTA), накануне выборов, по опросам общественного мнения, ей удалось вырваться в лидеры. В ходе кампании она утверждала, что FS представляет «прогрессивные левые силы», отрицала возможное сотрудничество с леворадикальной Перуанской националистической партией (PNP) О.Умалы, резко критиковала режимы У.Чавеса и Ф.Кастро.
С 2000 по 2001 г. Вильяран занимала пост министра по делам женщин и социальному развитию, а в 2006 г. участвовала в президентских выборах как кандидат от альянса «Объединение за децентрализацию» (CD). Победу тогда одержал действующий президент Алан Гарсиа (Перуанская апристская партия, РАР), второе место занял Ольянта Умала от «Союза во имя Перу» (UPP).
Одним из итогов электорального процесса во многих провинциях стала победа локальных движений или альянсов над общенациональными политическими силами. Кандидаты от традиционных партий пришли к власти только в пяти из 25 регионов. Вместе с тем, некоторые региональные движения и альянсы были созданы непосредственно для участия в прошедших выборах и не имеют достаточного опыта управления и четких идеологических установок. По мнению некоторых экспертов, сложившаяся ситуация – результат продолжающегося кризиса партийно-политической системы, который уходит корнями в десятилетний период неоавторитарного правления президента Альберто Фухимори (1990–2000) и выражается в недовольстве населения традиционными политическими силами. В 2009 г. Фухимори был приговорен к тюремному заключению сроком на 25 лет за нарушения прав человека и создание «эскадронов смерти» для борьбы с леворадикальными движениями «Сендеро Луминосо» (SL) и MRTA.
Среди политических сил, принявших участие в выборах в составе региональных альянсов – «Движение за амнистию и фундаментальные права» (MOVADEF), в которое входят бывшие члены SL. Эта леворадикальная партизанская группировка маоистского толка начала свою деятельность в 1980 г. и несет ответственность за разжигание внутреннего вооруженного конфликта, который продолжался до 1992 г. и по официальным данным унес жизни 69 тыс. человек.
Организация выступала за свержение буржуазного строя и построение коммунистического государства. В годы внутреннего конфликта сендеристы последовательно боролись против существующей политической системы и препятствовали проведению выборов на подконтрольных ей территориях в сельских районах страны. Основатель и лидер SL 77-летний Абимаэль Гусман Рейносо, в прошлом преподаватель философии, был арестован в 1992 г. и отбывает пожизненное тюремное заключение.
MOVADEF пока не зарегистрировано как партия и на прошедших выборах только поддерживало некоторые региональные политические силы. В дальнейшем организация намерена принимать участие в легальной политической жизни общества, в том числе и в электоральных процессах. MOVADEF выступает за предоставление амнистии как сендеристам, так и военным, виновным в нарушениях прав человека. Подобное решение, по мнению лидеров движения, способствовало бы примирению в обществе.
Перуанское законодательство позволяет бывшим заключенным, отбывшим наказание, выставлять свои кандидатуры на выборах. Несмотря на то, что лидеры MOVADEF отвергают насилие и готовы участвовать в легальной политической жизни, большинство аналитиков по-прежнему обвиняют членов организации в догматизме и приверженности принципам марксизма-ленинизма-маоизма. Политические амбиции бывших сендеристов, скорее всего, имеют под собой одну цель – попасть во властные структуры и добиться освобождения из тюрем бывшего руководства SL.
Сложившаяся в Перу расстановка политических сил представляет особый интерес в преддверии всеобщих выборов 10 апреля 2011 года.
Алексей Чернышев
XX Ибероамериканский саммит
С 3 по 4 декабря под председательством президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер в г. Мар-дель-Плата состоялся ХХ саммит ибероамериканских государств. Главной целью встречи на высшем уровне было объявлено развитие образования на континенте. По разным причинам на мероприятии не смогли присутствовать руководители Венесуэлы, Кубы, Боливии и Никарагуа.
Присутствовавшие выразили дань уважения генеральному секретарю UNASUR, бывшему президенту Аргентины Нестору Киршнеру, ушедшему из жизни 27 октября 2010 г. и сыгравшему важную роль в политике Аргентины и всей Латинской Америки.
Стороны обсудили недавние публикации на сайте Wikileaks.com. Резкую реакцию продемонстрировали представители Венесуэлы, Кубы и Эквадора, обвинившие США в грубом вмешательстве во внутренние дела латиноамериканских стран. Президент Эквадора Рафаэль Корреа призвал принять совместное заявление с осуждением методов американской дипломатии. Другие делегаты заняли более умеренную позицию, признав необходимость выстраивания прагматичных отношений с Соединенными Штатами, и заблокировали инициативу боливарианских стран.
Далее участники саммита перешли к рассмотрению проблем развития образования и укрепления демократии. Заключительная декларации содержит задачу достижения полной грамотности населения в регионе к 2015 году. Для реализации данной цели принято решение инвестировать 110 млрд долларов. По данным ЮНЕСКО, в Латинской Америке проживает 39 млн неграмотных (6,8% совокупного населения) и 110 млн детей и подростков без начального образования.
Важным итогом саммита стало подписание положения о демократии, в соответствии с которым появляется возможность исключения из ибероамериканского сообщества любой страны, нарушившей принципы институциональной демократии. Поводом для данной инициативы стали события в Гондурасе в июне 2009 г. и попытка осуществления государственного переворота в Эквадоре в сентябре 2010 года.
Кроме того, принято совместное заявление с осуждением недавних действий Великобритании, связанных с началом добычи нефти и проведением военно-морских учений в районе Фолклендских (Мальвинских) о-вов. Делегаты призвали снять экономическую блокаду Кубы и выразили стремление бороться с глобальным изменением климата и координировать усилия, направленные на ликвидацию транснациональной преступности. Очередной ибероамериканский саммит состоится в Парагвае в октябре 2011 года.
Егор Прусов
Климатический саммит в Канкуне (Мексика)
С 29 ноября по 10 декабря 2010 г. в Канкуне прошла XVI Международная конференция участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата. На саммите были приняты документы, нацеленные на долгосрочное сотрудничество, что позволит продолжить работу над новым посткиотским соглашением. В связи с этим президент Мексики Фелипе Кальдерон заявил о начале новой эры сотрудничества в сфере климатических изменений.
Киотский протокол принят в Японии в 1997 г. в дополнение к соответствующей Рамочной конвенции ООН. Он обязывает развитые страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Срок действия протокола истекает в 2012 г., на смену ему должно придти новое соглашение. На предыдущем саммите в Копенгагене (2009) участникам не удалось договориться о принятии нового основополагающего документа о сокращении выбросов парниковых газов, в связи с чем на канкунскую конференцию возлагались особые надежды.
Принятые в Канкуне документы представляют собой расширенную и усложненную версию копенгагенского соглашения, однако речь пока не идет о создании всеобъемлющего договора. На саммите также был учрежден «Зеленый климатический фонд», куда пойдет значительная часть климатического финансирования. К 2020 г. средства фонда должны составить 100 млрд долл. в год.
Жесткую позицию на конференции заняла Боливия, которая попыталась блокировать принятие соглашения, выразив недовольство некоторыми его положениями. По мнению боливийской делегации, развитые государства заинтересованы в замене Киотского протокола на его менее жесткий вариант и списании части своих обязательств на развивающиеся страны. Боливия не согласна и с тем, что «Зеленым фондом» будет управлять Всемирный банк, контролируемый развитыми государствами, которые далеко не всегда учитывают интересы развивающихся стран. Кроме того, недовольство руководства страны вызвали решение активнее использовать рыночные механизмы в преодолении климатических проблем и отсутствие в итоговом документе предложений, выработанных на альтернативном саммите в Боливии.
После провальной конференции в Копенгагене президент Боливии Эво Моралес созвал Международную конференцию народов по изменению климата и правам Матери-Земли (г. Кочабамба, апрель 2010 г.), в ней приняли участие более 30 тыс. ученых, политиков, активистов общественных движений и организаций из более чем 140 стран. Из официальных лиц присутствовал венесуэльский лидер Уго Чавес. Среди принятых в Кочабамбе решений – выработка механизмов проведения международного референдума по изменению климата и создание международного климатического трибунала для привлечения к ответственности стран и транснациональных корпораций, причиняющих ущерб окружающей среде.
В январе 2011 г. Боливия намерена принять Закон о правах Матери-Земли, который будет регулировать вопросы, связанные с окружающей средой. После прихода к власти президента-индейца Моралеса в 2005 г. концепция гармонии человека и Матери-Земли (Пачамамы), одного из ключевых элементов мироощущения андских коренных народов, заняла прочное место в политическом дискурсе.
В отличие от копенгагенского саммита в Канкуне леворадикальные союзники Ла-Паса по Боливарианскому альянсу для Америк (ALBA) – Венесуэла, Куба и Эквадор – не поддержали критическую позицию боливийской делегации. В частности, президент Эквадора Рафаэль Корреа положительно оценил текст нового соглашения. Тропические страны рассчитывают на существенную финансовую поддержку при сохранении от уничтожения своих лесов.
После завершения конференции Моралес заявил о намерении обратиться в международные инстанции, чтобы опротестовать ее результаты, поскольку, по его мнению, в Канкуне были нарушены процессуальные нормы ООН. (Согласно регламенту соглашение должно быть принято единогласно всеми 194 участниками). Боливийский лидер пообещал продолжить «идеологическую и климатическую борьбу» и созвать очередной альтернативный саммит для обсуждения экологических проблем человечества.
Поскольку реального прогресса в разработке нового соглашения пока нет, относительный успех саммита в Канкуне можно считать чисто политической победой принимающей стороны, которой удалось разбить блок боливарианских стран. Оставшаяся в одиночестве Боливия также стремится занять более значимое место на международной арене, позиционируя себя в качестве антиимпериалистического и антикапиталистического режима.
Следующий климатический саммит состоится в южноафриканском Дурбане в конце 2011 года.
Алексей Чернышев
Выборы в Сент-Винсент и Гренадинах: третий мандат Р.Гонсалвеса
13 декабря 2010 г. в небольшом островном государстве Карибского бассейна Сент-Винсент и Гренадины (население – 120 тыс. чел., площадь – 389 кв. км) состоялись парламентские выборы. Однопалатная Палата собрания состоит из шести назначаемых генерал-губернатором сенаторов и 15 избираемых депутатов. На депутатские места претендовали 44 кандидата. По итогам выборов правящая Объединенная лейбористская партия (Unity Labour Party, ULP) получила восемь депутатских мест из 15, семь достались ее главному политическому противнику – Новой демократической партии (New Democratic Party, NDP), стоявшей у руля государства до 2001 года. Остальные партии в парламенте не представлены.
По сравнению с предыдущими выборами 2005 г. позиции власти существенно пошатнулись: ранее ULP и NDP занимали соответственно 12 и три места. В соответствии с Конституцией 1979 г. незначительное большинство сохраняет за ULP право назначать премьер-министра, высшее должностное лицо государства. В третий раз сроком на пять лет этот пост занял лидер ULP Ральф Гонсалвес, которого за его марксистские убеждения называют «товарищем Ральфом». Перу этого политического деятеля принадлежат книги «История и будущее: карибская перспектива», «Политики нашей карибской цивилизации: эссе и речи», «Сферы деятельности премьер-министра» и «Дела товарища».
После выборов состав кабинета министров обновлен незначительно. Новые чиновники назначены на посты министра национального примирения (аналог министерства внутренних дел) и министра благополучия, здравоохранения и окружающей среды (аналог министерства социальной защиты).
В период премьерства Гонсалвеса произошло заметное сближение Сент-Винсента и Гренадин с Венесуэлой и Ираном, за что он был подвергнут резкой критике со стороны оппозиции. В 2008 г. государство получило льготный кредит от Тегерана в размере 7 млн долл. на развитие социальных программ. Кроме того, будучи полноправным членом ALBA и Petrocaribe, Сент-Винсент и Гренадины получают на льготных условиях венесуэльскую нефть. Венесуэла является главным торговым партнером карибского государства, товарооборот которого в 2009 г. составил 1,4 млн долл., при этом на венесуэльский экспорт приходится почти 100%. Благодаря внешней экономической помощи в последние годы наблюдается сокращение количества бедных, что не могло не отразиться на итогах нынешних выборов. В то же время некоторые политические инициативы Гонсалвеса не получили поддержки народа: в ноябре 2009 г. на референдуме было отклонено предложение объединить остров Сент-Винсент и Гренадины (группы из 32 островов) в единую республику и провозгласить полную государственную независимость от Великобритании. В результате за государством сохранился статус британского доминиона.
Андрей Пятаков
40 саммит MERCOSUR: планы блока на следующее десятилетие
16 декабря 2010 г. прошел 40-й саммит блока MERCOSUR. Место встречи – пограничный с Парагваем бразильский город Фос-ду-Игуасу – было выбрано в связи с тем, что временное председательство до июня 2011 г. переходит от Бразилии к Парагваю.
Повестка дня саммита включала подведение итогов развития объединения и обсуждение стратегических планов на предстоящее десятилетие. Главным достижением за прошедшие почти 20 лет стало принятие в 2010 г. Таможенного кодекса, базового документа объединения. Во время встречи на высшем уровне был представлен амбициозный план модернизации MERCOSUR, рассчитанный на 10 лет и ставящий стратегической целью выход за пределы сугубо экономического сотрудничества. Намечено также более интенсивное развитие институтов гражданского участия. В частности, планируется принятие Гражданского кодекса MERCOSUR, регулирующего процедуру свободного передвижения граждан государств-участников по территории блока, предполагается создание субрегиональной системы прав защиты потребителя и контроля над границами. Основной пункт кодекса – создание единого института гражданства по образцу Европейского союза. Кроме того, принят план улучшения социальных показателей блока, превосходящих параметры, сформулированные ООН в рамках целей тысячелетия.
По инициативе Бразилии для защиты интересов блока на международных форумах и в различных организациях планируется создать пост Высокого представителя MERCOSUR. Он обладает меньшими полномочиями по сравнению с возможностями генерального секретаря Союза южноамериканских наций (UNASUR). В подобной ситуации нельзя исключить потенциальный конфликт полномочий, поскольку все члены MERCOSUR одновременно входят и в UNASUR. Вполне возможно, что при создании поста председателя MERCOSUR такая опасность будет учтена. Президент Боливии Э.Моралес предложил на эту должность завершающего свои полномочия президента Бразилии Л.И.Лулу да Силву, однако бразильский лидер отклонил сделанное предложение.
Следующим направлением политической интеграции блока может стать развитие общих представительных институтов. Созданный в декабре 2005 г. и формально начавший работу в мае 2007 г. парламент MERCOSUR еще не функционирует в полноценном режиме. В настоящее время национальные высшие законодательные органы делегируют в субрегиональный парламент своих представителей, на середину 2011 г. намечены всеобщие выборы в парламент MERCOSUR, что повысит степень его компетенции и жизнеспособности в целом.
Среди внешнеполитических инициатив заслуживает упоминания решение о проведении политических консультаций с Кубой и о расширении участия этой карибской страны в работе блока в целом. По мнению бразильского министра иностранных дел С.Аморима, пока речь не идет о получении Кубой статуса ассоциированного члена (в настоящее время его имеют Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла).
Для решения существующих экономических проблем планируется усовершенствовать инвестиционный механизм, который защищал бы права инвесторов. Достигнуто также соглашение о переносе с 2015 на 2011 г. снятие ограничений на предоставление услуг и подписание договора о защите конкуренции. Создание зоны свободной торговли между MERCOSUR и ЕС откладывается на середину 2011 года.
В целом намеченные направления интеграции открывают новые возможности перед блоком в среднесрочной перспективе и могут привлечь к его работе новых участников.
Андрей Пятаков
Национальная ассамблея народной власти Кубы: курс на исправление ошибок и корректировку модели социально-экономического развития
15–18 декабря 2010 г. состоялась очередная сессия Национальной ассамблеи народной власти (ANPP). Обычно решения законодательного органа, собирающегося на пленарные заседания только 7 дней в году, носят одобрительный характер, принимаются единогласно и не привлекают особого внимания у аналитиков. На этот раз повестка дня традиционно включала подведение итогов экономического развития за прошедший и принятие бюджета на 2011 год. Особую значимость мероприятию придали обсуждение проекта Основных направлений экономического и социального развития партии и Революции, которые будут приняты очередным VI съездом партии, и двухчасовое выступление председателя Государственного совета и Совета министров Р.Кастро.
По официальным данным, в течение прошедшего года наблюдался умеренный рост ВВП (2,1%), несколько увеличился экспорт товаров и услуг, восстановлен туристический поток (хотя доходы от туризма и не достигли запланированных показателей), улучшилось соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платой. Правительству удалось реструктурировать внешнюю задолженность на сумму в 2 млрд долл., выплаты по которой отложены до 2015 года. На ближайший период ставится задача более сбалансированного развития экономики, сбережения ресурсов, повышения доходной части бюджета за счет увеличения экспорта товаров и услуг. Правительство предлагает сосредоточить основные капиталовложения в отраслях хозяйства, приносящих быструю отдачу. Ожидается, что в новом финансовом году кубинские банки вновь смогут выполнять обязательства перед своими зарубежными партнерами, а рост ВВП составит 3,1%.
В целом в условиях мирового экономического кризиса итоги финансового года можно было бы считать вполне удовлетворительными, однако, как показали итоги обсуждения проекта партийных документов и достаточно жесткое и критичное выступление кубинского руководителя, страна стоит на перепутье и нуждается в существенной корректировке существующей модели социально-экономического развития. По словам главы государства и правительства, без своевременного исправления допущенных ошибок страна не сможет балансировать на краю пропасти и провалится, сведя на нет усилия нескольких поколений.
Актуализация модели развития включает целый ряд мер, направленных на повышение эффективности экономики и в значительной степени связанных с «затягиванием поясов». Основная, уже объявленная реформа, связана с более рациональным использованием рабочей силы и ликвидацией скрытой безработицы. С этой целью предполагается сократить в ближайшие полгода 500 тыс. работников госсектора, которым предоставляется возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в дальнейшем число сокращенных работников превысит 1 млн человек). В частном секторе могут работать представители 178 профессий, в отдельных сферах допускается и наемный труд.
Особое внимание на сессии Национальной ассамблеи было уделено необходимости повышения эффективности сельского хозяйства в условиях резкой нехватки продуктов питания. Правительство уже разрешило крестьянам обрабатывать заброшенные земли. Передаваемые участки остаются в общенародной собственности и могут быть изъяты для общественных нужд при определенной компенсации пользователям понесенных затрат. Правительство собирается ликвидировать неоправданные барьеры на пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве и обеспечить справедливый уровень доходов крестьян.
Предполагается, что предпринимаемые реформы должны способствовать повышению роли заработной платы в доходах граждан, росту производительности труда и улучшению снабжения населения товарами и услугами. Критики кубинского режима отмечают в первую очередь, что опасения правительства, связанные с усилением социальной дифференциации и возможной концентрацией собственности, приведут к тому, что мелкий частный сектор будет задушен непосильными налогами. По информации министра финансов Л.Педрасы, налог на ренту составит от 25 до 50%, на продажи и услуги – 10%, на использование наемной рабочей силы – 25%, взносы в систему социального страхования – 25%. Дополнительным источником пополнения государственного бюджета должно стать и постепенное повышение налогов на жилище, заработную плату и сферу услуг. Предполагается даже взимать налоги с граждан, не желающих работать, однако пользующихся социальными благами. (В 1994 г. на Кубе принят закон о налогообложении, однако до настоящего времени налоги не взимались из-за сложной экономической ситуации и крайне низкого уровня доходов населения).
Достаточно болезненная реформа связана с прекращением патерналистских функций государства, которое не в состоянии выполнять свои декларированные социальные обязательства. Речь идет о постепенной ликвидации карточной системы, предоставляющей всем гражданам минимальный набор продуктов и промтоваров по субсидируемым ценам. В течение полувека уравнительная карточная система пропагандировалась как символ равных возможностей. В настоящее время Куба ежегодно тратит на импорт продуктов питания 1,6 млрд долл., в том числе на субсидируемые продукты – свыше 1 млрд. Дополнительные расходы связаны с транспортом, логистикой, распределением и учетом субсидируемых товаров. По данным министра экономики М.Мурильо, карточная система на 88% финансируется государством и только на 12% – гражданами. Уже отменены карточки на сигареты, промтовары, моющие средства, в ближайшее время будет отменено распределение кофе, а постепенно и остальных продуктов. При этом государство обязуется сохранить бесплатное образование, здравоохранение и систему социального страхования за счет более эффективного использования имеющейся инфраструктуры. В дальнейшем социальная помощь будет носить адресный характер и охватывать только самых малообеспеченных граждан.
Среди прочих ошибок названы крайне высокий уровень бюрократизации и администрирования. По мнению Р.Кастро, необходимо регулировать отношения между государством и гражданами и снять неоправданные ограничения на обмен квартир, продажу автомобилей и т.д.
В выступлении Кастро подчеркивается, что исправление ошибок и актуализация экономической модели не означают отхода от социализма, который провозглашается незыблемым и необратимым. Новая модель основана на планировании, а не на свободном рынке, не допускает концентрации собственности, ключевые средства производства остаются в руках государства, однако при этом прекращается «демонизация» частного сектора.
В связи проводимыми реформами повышаются требования к кадровому составу, в повышении уровня и модернизации нуждается система экономического образования. Важно изменить менталитет не только рядовых кубинцев, но и руководящих кадров, которые должны эффективно выполнять решения правительства, а не превращать их в пустой звук. Виновные будут безжалостно сниматься со своих постов и исключаться из рядов партии. В последнее время за некомпетентность или нарушения партийной этики освобождены от занимаемых постов министр базовой экономики Я.Гарсиа, министр транспорта Х.Л.Сьерра и первый секретарь компартии г. Гаваны П.Саэс. Эти лица выведены из состава политбюро и ЦК партии, их депутатские полномочия прекращены. В то же время им предоставлена возможность работы в соответствии с полученной ранее специальностью.
Р.Кастро высказался за проведение более открытой политики, против неоправданной секретности и допустил возможную критику со стороны средств массовой информации. В сфере внешней политики кубинский руководитель традиционно подверг критике политику США по отношению к Кубе и правозащитную деятельность европейских стран, выступил за укрепление Боливарианского альянса для Америк (ALBA), высказался за оказание помощи Венесуэле и Гаити в связи со стихийными бедствиями.
По всей вероятности, VI съезд партии, намеченный на апрель 2011 года и созванный после 14-летнего перерыва, даст более четкие ответы на вопрос, в каком направлении пойдут реформы на Кубе. Перед кубинскими коммунистами стоит нелегкая задача обеспечить общенациональный консенсус по поводу сохранения, устойчивости и необратимости социализма. Этот съезд станет последним, на котором будут присутствовать исторические лидеры и участники кубинской революции, на них возлагается задача исправить допущенные ошибки и наметить пути дальнейшего развития страны. Очевидно, что кубинское руководство осознает сложность стоящих перед ним задач и возможных последствий реформ.
После съезда планируется провести партийную конференцию (ее сроки будут определены дополнительно). Основная цель этого общенационального партийного форума – обсудить формы и методы совершенствования партийной работы, возможности разделения партийных и государственных функций. По мнению Р.Кастро, партия брала на себя несвойственные ей обязанности, ей должна принадлежать руководящая и контролирующая роль, однако она не должна вмешиваться в систему управления на любом уровне.
Збигнев Ивановский
Ближневосточный вектор внешней политики латиномериканских стран
Начавшиеся в октябре 2010 г. переговоры между Палестиной и Израилем через несколько дней зашли в тупик из-за возобновления строительства израильских поселений на западном берегу р.Иордан. Для выхода из осложнившейся ситуации глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас активизировал процесс признания палестинского государства (к 2010 г. это сделали 104 страны). На призыв М.Аббаса откликнулись Бразилия, Аргентина, Уругвай, Эквадор, Боливия и Чили. До этого в Латинской Америке признавали Палестину в качестве независимого государства только Венесуэла и Куба.
12 ноября 2010 г. президент Уругвая Х.Мухика объявил о признании палестинского государства и о предстоящем в течение шести месяцев обмене посольствами. Этому предшествовали переговоры между министрами иностранных дел обеих стран в апреле 2010 г., во время которых было подписано соглашение об установлении дружественных отношений. Активизации двусторонних связей способствовал и состоявшийся в Монтевидео XVI конгресс Федерации американо-арабских организаций (FEARAB).
3 декабря 2010 г. бразильский президент Л.И.Лула да Силва объявил о признании палестинского государства в границах, существовавших до 1967 года. Бразилия установила дипломатические связи с Палестиной в 1993 г., пять лет спустя было открыто бразильское посольство. В официальном коммюнике отмечается, что, по мнению Бразилии, процесс переговоров – лучший путь к достижению мира на Ближнем Востоке. Вскоре бразильские власти объявили о выделении земельного участка для строительства палестинского посольства.
6 декабря о принятии аналогичного внешнеполитического решения объявила Аргентина. Дипломатические отношения между этими государствами установлены в 1996 г., а с 2008 г. в Рамалле действует аргентинское посольство. В ноябре 2009 г. М.Аббас посетил Аргентину с официальным визитом.
17 декабря на очередном саммите блока MERCOSUR о признании палестинского государства объявила Боливия, разорвавшая вместе Венесуэлой дипотношения с Израилем в январе 2009 г. после военных атак на cектор Газа. В январе 2011 г. аналогичное решение примет Чили.
Политическое сближение этих стран с Палестиной может стать существенным тормозом на развитии их экономических отношений с Израилем. Хотя MERCOSUR и Израиль подписали соглашение о зоне свободной торговли, пока оно реализуется только с Уругваем (объем ежегодного товарооборота с Израилем составляет 140 млн долл.). В 2010 г. парламенты Бразилии и Аргентины ратифицировали указанное соглашение, однако оно пока не вступило в силу. 16 декабря во время саммита MERCOSUR начались переговоры о заключении аналогичного соглашения с Сирией и Палестиной, что может препятствовать созданию зоны свободной торговли с Израилем: Тель-Авив выразил сожаление по поводу принятия подобных решений со стороны стран Южной Америки, однако речи об экономических последствиях пока не велось.
20 декабря министр иностранных дел Испании Т.Хименес во время переговоров с палестинским коллегой Р.Аль-Мальки заявила о готовности политического признания Палестины без обозначения конкретных сроков. (Испания является вторым ведущим торговым партнером Палестины в ЕС и входит в число основных финансовых доноров Агентства ООН по беженцам).
Наконец, 24 декабря о признании палестинского государства объявил эквадорский МИД. В официальном заявлении было сказано, что «ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, противоречит гуманистической и миротворческой позиции, зафиксированной в конституции Эквадора».
В настоящее время активные дебаты о возможности признания палестинского государства идут и в Чили. В этой андской стране существует самая многочисленная палестинская диаспора в Латинской Америке, насчитывающая порядка 400 тыс. человек.
Все ибероамериканские страны апеллировали к резолюции №181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., предусматривавшей прекращение мандата Великобритании в тогдашей Палестине и создание на ее территории двух независимых государств – арабского и еврейского. Тогда эту резолюцию поддержали 13 стран Латинской Америки. Нынешняя «волна признаний» свидетельствует о стремлении региона проводить более открытую внешнюю политику.
Андрей Пятаков