ЯНВАРЬ 2011 ГОДА
- Боливия: новая волна протестов
- Венесуэла: начало работы нового состава Национальной ассамблеи
- Гондурас на пути конституционной реформы
- Визит президента Бразилии Д.Русеф в Аргентину
- Боливия: новая волна протестов
Боливия: новая волна протестов
В конце 2010 – начале 2011 г. в Боливии произошли события, свидетельствующие об обострении политической ситуации в стране. 26 декабря был обнародован указ президента Эво Моралеса о повышении цен на топливо, которые оставались фиксированными в течение последних семи лет. Цена на бензин класса «премиум» поднялась на 57%, на обычный бензин – на 73%, на дизельное топливо – на 83%. По словам вице-президента Альваро Гарсиа Линеры резкое повышение цен связано с необходимостью затормозить контрабанду топлива в соседние Перу, Бразилию, Аргентину и Чили, составившую в прошлом году примерно 180 млн долларов.
Действия правительства не нашли понимания у основной массы боливийцев. Акции протеста и забастовки провели многочисленные профсоюзы, в том числе и Конфедерация шоферов, объединяющая работников общественного транспорта. Рабочие профсоюзы в Боливии традиционно используют акции гражданского неповиновения как мощное средство давления на власть. Фактически на волне народных протестов к власти в 2005 г. пришел и сам Моралес, представлявший тогда влиятельную федерацию кокалерос (крестьян, выращивающих коку).
Став президентом, Моралес взял курс на преодоление бедности, охватывающей более 60% населения, и возвращение достоинства индейским народам, насчитывающим 62% от общей численности боливийцев. Несмотря на то, что в течение первого мандата Моралеса (2006–2010) Сенат контролировался оппозицией, все инициативы правящего Движения к социализму (MAS) находили поддержку у населения. В декабре 2009 г. президент был переизбран на второй срок, а в апреле 2010 г. MAS удалось консолидировать свои позиции на региональных выборах. Тем не менее уже в мае прошлого года в Боливии произошли крупнейшие за последние годы акции протеста, в которых приняли участие работники систем здравоохранения и образования, шахтеры и члены многочисленных отраслевых профсоюзов, недовольные недостаточным, по их мнению, повышением зарплат. Рейтинг Моралеса с января по май 2010 г. снизился на 21%. Тогдашние события некоторые эксперты назвали концом «романа между правительством и рабочим классом».
Ситуация, сложившаяся в Боливии в начале 2011 г., свидетельствует о продолжающемся конфликте между властью и народными массами. 31 декабря 2010 г. на фоне роста социальной напряженности и под давлением профсоюзов Моралес принял решение отменить указ о повышении цен на топливо. Кроме того, правительство объявило о 20-процентном увеличении зарплат для работников сферы образования, здравоохранения, вооруженных сил и полиции. Вместе с тем ситуация пока далека от стабильной: рабочие профсоюзы демонстрируют свою независимость и готовность идти на противостояние с правительством, обвиняя его в отходе от объявленного курса на построение «социализма XXI века».
По итогам всеобщих выборов 2009 г. правящее MAS существенно укрепило свои позиции и получило квалифицированное большинство в Многонациональной законодательной ассамблее, сведя к минимуму противодействие парламентской оппозиции. Рост протестных настроений среди сторонников Моралеса может в какой-то мере способствовать консолидации правых и правоцентристских сил. В сложившейся ситуации президент фактически находится между двух огней. Для преодоления текущих сложностей построения социального государства ему придется вести более тонкую политическую игру, в какой-то мере опираясь на свою традиционную социальную базу, в первую очередь – на индейское и крестьянское движения.
Алексей Чернышев
Венесуэла: начало работы нового состава Национальной ассамблеи
5 января 2011 г. в Венесуэле начала работу Национальная ассамблея Венесуэлы нового созыва. Ее кардинальное отличие от предыдущего состава – наличие в ее составе 65 оппозиционных депутатов. Они, несомненно, будут помехой для реализации инициатив действующей власти, что вносит дополнительную остроту во внутриполитическую жизнь. В течение предстоящих пяти лет оппозиция может стать существенным тормозом на пути реформ, инициируемых президентом Уго Чавесом (если, конечно, ему удастся переизбраться на пост главы государства в 2012 году). Тем не менее в конце 2010 г. Чавесу удалось принять ряд мер, в среднесрочной перспективе нейтрализующих оппозицию.
В первой половине декабря на Венесуэлу обрушились сильнейшие проливные дожди, унесшие жизни 38 и лишившие крова порядка 130 тыс. человек. Ущерб, нанесенный экономике, исчисляется миллионами долларов. В связи с чрезвычайными обстоятельствами и масштабами природной катастрофы президент обратился к ассамблее с просьбой предоставить ему чрезвычайные полномочия сроком на год. Это позволило бы ему путем издания президентских декретов, без проволочек и затяжных дебатов в парламенте, принимать важнейшие государственные законы. По конституции для передачи части полномочий от парламента президенту требуется согласие квалифицированного большинства Национальной ассамблеи. 15 декабря в первом чтении 157 голосами ассамблея одобрила соответствующий закон. По инициативе депутатов из правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы (PSUV) срок действия этих полномочий был увеличен до полутора лет.
Законодательный декрет, изданный 27 декабря 2010 г., предусматривал создание специального государственного Фонда С.Боливара, аккумулирующего средства на помощь пострадавшим. Оппозиция квалифицировала принятие закона как «институциональный государственный переворот». Эти меры также подверглись критике со стороны США, ЕС и Организации американских государств. Стремясь к компромиссу, 15 января Чавес предложил ограничить действие закона периодом до мая 2011 г., но оппозиция посчитала эту уступку недостаточной и потребовала немедленной его отмены. В итоге 26 января президент снял свое предложение, сохранив тем самым статус-кво. Таким образом, законодательные полномочия Чавеса заканчиваются незадолго до президентских выборов декабря 2012 г. – за три месяца до истечения срока нынешнего президентского мандата.
В декабре 2010 г. ассамблее прежнего состава удалось провести около 20 органических законов, принять которые с января 2011 г. едва ли было возможно. Среди них особо выделяется Закон о народной власти, предусматривающий создание альтернативного законодательного механизма, названного «Народ-законодатель» (Pueblo Legislador). Этот механизм призван обеспечить прямое участие гражданского общества в законодательном процессе. Территориальным коммунам и советам предоставляется право разрабатывать проекты законодательных актов и передавать их на обсуждение в парламент. Это своего рода перманентная Народная ассамблея – уникальный пример в современной истории Латинской Америки. Обычно такого рода ассамблеи созываются для разработки важнейших законодательных проектов, как конституция, и действуют ограниченный срок. Кроме того, представители общественности имеют право участвовать во всех заседаниях конгресса и встречах парламентских комиссий. Оппозиция увидела в этой инициативе попытку ущемить законотворческую деятельность парламента.
В новой ассамблее ключевые руководящие посты заняли представители правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV). На первом заседании председателем Руководящего совета и соответственно главой парламента стал бывший партизан, 77-летний Фернандо Сото Рохас. В прошлом он под псевдонимом «Команданте Рамирес» был членом радикальной марксистской организации Левое революционное движение (Movimiento de Izquierda Revolucionaria, MIR). Рохас выступает против диалога с правой оппозицией и считает своей главной миссией в парламенте «сковывать любые шаги противников Боливарианской революции». Посты его заместителей и секретаря ассамблеи также заняли представители PSUV. В ходе выборов руководства парламента произошла довольно жесткая перепалка между чавистами и депутатами от оппозиции, предложившими свои кандидатуры. Стороны выдвинули ряд взаимных обвинений. Аргументы противников Чавеса сводились к тому, что оппозиционеры вправе войти в руководство ассамблеи, так как они избраны большинством венесуэльцев. Депутаты от PSUV апеллировали к данным Национального избирательного совета, согласно которым за правительственную коалицию проголосовало на 100 тыс. избирателей больше.
В середине января прошли выборы в постоянные парламентские комиссии. Из 15 комиссий оппозиции удалось возглавить только четыре: по вопросам окружающей среды, семьи, науки и культуры. Депутатам от PSUV достались остальные ключевые комиссии: по внешней и внутренней политике, энергетике и нефтедобыче, финансам и экономическому развитию, социальному развитию, гражданскому участию и СМИ, по вопросам индейского населения и другие.
Приступив к работе в ассамблее нового созыва, PSUV жестче регламентировала внутрипартийную работу. Так, был создан Дисциплинарный трибунал, в компетенцию которого входит наложение санкций на членов организации за антипартийную деятельность. В середине января Чавес предложил на обсуждение однопартийцев документ под названием «Стратегические линии работы PSUV». В нем обозначались основные направления деятельности партии на ближайшие 2–3 года: максимальное сближение с народом и вовлечение в партийную работу низовых гражданских структур; преодоление «капиталистической культуры» и бюрократической инерции в партийных рядах; превращение PSUV в «мощное средство пропаганды и коммуникации». В условиях более жесткого противостояния с оппозицией правящая партия пытается выработать новые, более эффективные механизмы взаимодействия со своей социальной базой.
Блоку оппозиционных партий «Круглый стол демократического единства» (Mesa de la Unidad Democrática, MUD) к началу работы нового парламента не удалось сохранить целостность: в день инаугурации ассамблеи семь законодателей объявили о том, что собираются выступать в качестве независимых депутатов. Одним из первых предложений оппозиции стало изменение регламента работы ассамблеи, в частности, доступа СМИ к заседаниям. По мнению оппозиционеров журналисты государственных телеканалов и газет имеют больше возможностей для освещения работы парламента, нежели те, что нелояльны правительству. Затем депутаты от MUD предложили существенно сократить военные расходы и перенаправить средства на решение социальных проблем (т. н. законопроект о разоружении). В планы оппозиции входит также продвижение закона об амнистии, предусматривающего прекращение судебного преследования лиц, избранных в органы власти. Актуальность этого закона для оппозиции определяется тем, что многие депутаты MUD так или иначе причастны к попытке государственного переворота в апреле 2002 г. и другим серьезным правонарушениям. В целом стратегия оппозиции строится на использовании злободневных социальных тем, обычно входящих в политический дискурс власти. Например, оппозиция предлагает принять закон о жилье, согласно которому в ближайшие 4 года на решение жилищной проблемы должно быть потрачено не менее 2% ВВП. Однако и без этого закона строительство жилья для малоимущих является одной из центральных тем в повестке нынешних властей.
15 января Чавес выступил перед законодателями на пленарном заседании Национальной ассамблеи с ежегодным докладом. Он признал, что прошедший год был очень трудным из-за энергетического, экономического и экологического кризисов, потрясших страну и призвал оппозицию к более взвешенным и рациональным оценкам его инициатив. На обвинения в «диктаторстве» в связи с принятием закона о чрезвычайных полномочиях Чавес ответил, что это решение не противоречит Конституции 1999 года. Кроме того, президент призвал членов MUD к проведению открытого и конструктивного диалога в рамках Национальной ассамблеи. Оппозиция отреагировала на это предложение весьма сдержанно.
Нынешняя парламентская сессия продлится до 15 августа. Потом после месячного перерыва стартует вторая сессия. До середины текущего года должны определиться основные контуры взаимодействия правящего блока и оппозиции в высшем органе законодательной власти. Возобладает ли стремление к диалогу или конфронтации станет ясно уже в ближайшие месяцы, однако в любом случае законодательный процесс в Венесуэле обещает быть непростым.
Андрей Пятаков
Гондурас на пути конституционной реформы
11 января 2011 г. на пленарном заседании Национальный конгресс Гондураса проголосовал за возможность реформирования статьи 5 действующей конституции (103 депутата «за» и 25 «против»). В соответствии с предусмотренной процедурой 25 января, после начала второй легислатуры парламента, состоялось повторное голосование. Одновременно определены процедуры и нормы проведения всенародных плебисцитов и референдумов.
Итоги голосования дают зеленый свет всенародному референдуму, который должен состояться одновременно с президентскими выборами 2013 года. Подлежит изменению и статья 374 действующей конституции, которая категорически запрещает реформы, связанные с формой правления, административно-территориальным делением, продолжительностью правления президента и возможностью его переизбрания на второй срок. 28 июня 2009 г. в условиях острого конфликта между различными ветвями власти именно попытка проведения аналогичного референдума послужила одной из причин смещения тогдашнего главы государства Мануэля Селайи (2006–2009).
Принятое подавляющим большинством законодательного органа решение было неоднозначно встречено различными субъектами политики. Президент Порфирио Лобо (с 2010 г.) считает, что возможная конституционная реформа, которая позволит президенту баллотироваться на второй срок, означает переход от представительной к партисипативной демократии. Он заявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на очередных президентских выборах (да и сроки намеченного референдума не дают ему такой возможности). Решение получило высокую оценку у председателя Национального конгресса, потенциального кандидата от правящей Национальной партии на пост главы государства Хуана Орландо Эрнандеса и у основных политических партий. Напротив, сторонники смещенного президента, входящие в Национальный фронт народного сопротивления (FNRP), требуют возвращения Селайи без каких-либо условий, созыва Конституционной ассамблеи и принятия абсолютно нового Основного закона.
Решение Национального конгресса совпало во времени с завершением первого года пребывания П.Лобо у власти. За этот период не произошло национального примирения, поскольку сохраняются диаметрально противоположные оценки событий июня 2009 года. Нынешний глава государства склоняется к всеобщей амнистии и считает, что ни М.Селайя, проживающий в Доминиканской Республике, ни сместившие его военные не должны привлекаться к суду. Президент добивается восстановления членства страны в Организации американских государств (OEA). По его мнению, правительство сделало для этого все необходимое.
Радикальная оппозиция, напротив, продолжает акции протеста в различных городах и перед зданием Верховного суда в столице, критикуя итоги первого года правления нынешнего главы государства и требуя снятия всех обвинений с бывшего президента. Участники митингов отмечают, что, несмотря на неплохие макроэкономические показатели, социальная ситуация в одной из беднейших стран региона нисколько не улучшилась, правительство не смогло сдержать волну насилия и снизить уровень преступности и коррупции, необходимы реформы в сфере землепользования, образования, здравоохранения и защиты прав человека.
Збигнев Ивановский
Визит президента Бразилии Д.Русеф в Аргентину
С 31 января по 1 февраля 2011 г. проходил визит президента Бразилии Дилмы Русеф (Руссефф) в Аргентину. Посещение соседней страны стало первой зарубежной поездкой нового главы бразильского государства с момента ее вступления на пост 1 января этого года. Целью переговоров с аргентинской коллегой Кристиной Фернандес де Киршнер было углубление отношений в области энергетики и промышленности, а также сотрудничества в проведении чемпионата мира по футболу 2014 г., который пройдет в Бразилии.
Главы государств подписали несколько соглашений в области энергетики, среди которых – договор о сооружении атомных реакторов на территориях обеих стран. Стороны также условились начать в 2012 г. строительство гидроэлектростанции, расположенной на границе провинции Коррьентес (Аргентина) и штата Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия).
Во время переговоров Русеф пригласила аргентинские компании к участию в разработке нефтяных месторождений и последующей добыче нефти на шельфе Бразилии. Кроме того, она призвала аргентинских инвесторов к участию в тендерах, связанных с проведением чемпионата мира по футболу 2014 года. Основные направления многомиллиардных контрактов – развитие сферы услуг и инфраструктуры в Бразилии. Главы государств подписали ряд договоров, направленных на углубление сотрудничества в области разработки биотоплива, торговли, а также призвали частные компании обеих стран активнее участвовать в развитии двусторонних отношений.
Стороны договорились создать совместную комиссию по приграничному сотрудничеству, в рамках которого планируется построить мост через р.Игуасу для установления коммуникации между аргентинским городом Сан-Педро и бразильским Параизу.
В ходе переговоров состоялась встреча министров обороны двух стран. Глава бразильского оборонного ведомства Нелсон Жобим призвал своего аргентинского коллегу Артуро Пуричелли выделить войска для борьбы с наркотрафиком в приграничном районе, однако не нашел положительного отклика в связи с тем, что данная мера потребовала бы реформирования аргентинского законодательства.
К.Фернандес де Киршнер призвала к дальнейшей торгово-экономической интеграции двух стран. На данный момент Бразилия является основным торговым партнером Аргентины. Торговый оборот между двумя странами в 2010 г. достиг 32,9 млрд долл., однако дефицит Аргентины по сравнению с прошлым годом вырос на 1,5 млрд и составляет 4,1 млрд долларов.
Несмотря на положительную динамику торговли министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман выразил озабоченность текущим состоянием торгово-экономических отношений и отметил необходимость преодолеть существующее отрицательное сальдо Аргентины.
Вне всякого сомнения, Д.Русеф заинтересована в налаживании отношений с Аргентиной, а также желает избежать существовавшего в предшествующий период соперничества. Обе страны (наряду с Мексикой) входят в состав G-20, в связи с чем сотрудничество между ними может сыграть важную роль в продвижении на мировой арене как собственных интересов, так и всего региона в целом.
Егор Прусов