ФЕВРАЛЬ 2011 ГОДА
Эквадор на пути реформ
В первые месяцы 2011 г. в Эквадоре инициирован ряд крупных внутриполитических реформ. В начале февраля принято решение о реорганизации Национальной полиции. В течение 30 лет эта структура обладала финансовой автономией, а ее руководство было не подотчетно федеральному правительству, полиция и министерство внутренних дел функционировали как параллельные и не зависящие друг от друга структуры. В соответствии с декретом президента Рафаэля Корреа министру внутренних дел предоставлены полномочия сроком на 90 дней для воплощения инициативы в жизнь, согласно которой полицейский корпус лишается независимости и напрямую подчиняется МВД. Преобразования имеют целью предотвратить возможные антиправительственные выступления силовых структур и назрели после предпринятой 30 сентября 2010 г. попытки государственного переворота с участием полиции.
В середине февраля Корреа предложил созвать референдум и вынести на решение народа 10 вопросов, пять из них предполагают внесение изменений в конституцию, остальные – в текущее законодательство. Поправки в Основной закон касаются судебной и банковской систем. В частности, предлагается реструктуризация ряда судебных органов и увеличение сроков предварительного заключения под стражей. Эквадорцам предстоит решить вопрос об ограничении бизнеса, связанного с азартными играми. Предлагается также создать специальный совет по контролю за распространяемой в прессе информацией о насилии и расовой дискриминации. На суд эквадорцев выносится вопрос о запрете для банков и СМИ владеть непрофильными активами. Очевидно, что незаконные активы автоматически перейдут в государственную собственность. В последних инициативах можно проследить попытку властей ограничить влияние и установить частичный государственный контроль над частными СМИ, с которыми у Р. Корреа складываются напряженные отношения. По-видимому, президент стремится усилить позиции государства в экономике и общественной жизни в целом.
Поскольку в Эквадоре существует латентный конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, что в какой-то мере проявилось во время событий сентября прошлого года. Предлагаемый референдум используется в качестве обходного пути принятия законов. Несмотря на то, что в парламенте большинство принадлежит однопартийцам Корреа, многие законы, предлагаемые президентом, игнорируются парламентариями. К их числу относится и закон о СМИ, «обсуждаемый» законодательным органом уже более двух лет.
Оппозиция видит в предлагаемых мерах стремление укрепить вертикаль исполнительной власти. Это происходит на фоне возросшего до 55% после сентября 2010 г. рейтинга президента, в то время как его противникам так и не удалось инициировать референдум по отзыву главы государства, собрать и предоставить в Национальный избирательный совет 1 млн 600 тыс. подписей в поддержку этой инициативы.
Начатые преобразования свидетельствуют о стремлении Р.Корреа к большей централизации власти, что похоже, находит положительный отклик и у народа. Так, по результатам соцопроса, проведенного компанией SP Investigación y Estudios, около 57% эквадорцев поддерживают идею референдума о внесении поправок в конституцию. При этом исследование выявило, что респонденты не совсем четко представляют содержание вопросов и поддерживают не столько предлагаемые меры, сколько саму власть, что говорит о низком уровне критичности общественного сознания.
Это не первый референдум, созываемый по предложению исполнительной власти: в 2007 г. 80% голосовавших поддержали идею созыва Конституционной ассамблеи, в 2008 г. 65% эквадорцев одобрили текст новой конституции.
По решению Конституционного суда референдум пройдет 7 мая 2011 г. и обойдется в 22 млн долларов.
Андрей Пятаков
Венесуэла: стартовые позиции перед президентскими выборами 2012 г.
и внутриполитические дискуссии
4 февраля 2010 г. на митинге, посвященном 19-ой годовщине выступления военных против правительства Карлоса Андреса Переса, У.Чавес объявил о начале подготовки к президентским выборам 2012 г. и подтвердил, что в очередной раз собирается выдвинуть свою кандидатуру. (Референдум 2009 г. снял ограничения на число переизбраний для всех должностных лиц, включая президента). Ключевой электоральной стратегией Чавеса стало создание «Патриотического полюса». В коалицию должны войти политические партии, социальные движения и профсоюзные организации, поддерживающие боливарианский процесс. В настоящее время ведутся активные дебаты относительно этой инициативы.
По данным венесуэльского социологического агентства «Группа социальных исследований – XXI век» в начале нынешнего года рейтинг Чавеса составлял 54,7%. По сравнению с началом 2010 г., когда страну потряс мощнейший энергетический кризис, этот показатель вырос на 17 пунктов. Повышению популярности президента способствовала оперативная реализация экстренных мер по ликвидации последствий ливней, обрушившихся на Венесуэлу в декабре 2010 года. В феврале 2011 г. правительство активизировало социальную политику и в дополнение к действующим 28 социальным миссиям запустило еще две – «АгроВенесуэла» и «Жилье». Цель первой миссии – привлечь мелких фермеров и крестьян к обработке заброшенных земель. Запуску этой программы способствовала волна экспроприаций земельной собственности, прокатившаяся по Венесуэле в конце 2010 года. Миссия направлена на создание новых рабочих мест и решение продовольственной проблемы. К концу февраля к миссии подключились порядка 500 тыс. человек.
Цель миссии «Жилье» состоит в преодолении дефицита жилищного фонда, который по оценкам оппозиции составляет 2,2 млн квартир, поскольку проводимые ранее миссии «Жилая среда» (с 2003 г.) и «Новоселье» (с 2007 г.) не принесли ощутимых результатов. На этот раз предполагается с 2011 по 2017 г. построить 2 млн жилищ. В реализации этой амбициозной цели окажут содействие специалисты из Беларуси, Турции, Португалии, Бразилии, Кубы, Китая и России.
В рядах оппозиционного «Круглого стола демократического единства» (Mesa de la Unidad Democrática, MUD) на выдвижение в качестве единого кандидата претендуют губернаторы штатов Миранда, Сулия и Каробобо (соответственно Энрике Радонски, Пабло Перес и Энрике Фео), экс-мэр Маракайбо Мануэль Росалес, бывший председатель столичного муниципалитета Чакао Леопольдо Лопес и нынешний мэр Каракаса Антонио Ледесма. Поскольку ни один из претендентов не пользуется достаточной популярностью, чтобы стать бесспорным лидером, в декабре 2011 г. на первичных выборах ожидается острейшая внутренняя борьба. Представители «Родины для всех» (Patria para Todos) уже заявили о выдвижении собственной кандидатуры – губернатора штата Лара Энри Фалькона. По данным независимого социологического агентства Varianzas, если бы выборы состоялись в феврале 2011 г., за У.Чавеса проголосовали бы 44%, за Э.Радонски - 7% и за П.Переса – 7% избирателей. Таким образом, в настоящее время на политической арене Венесуэлы пока нет политика, способного конкурировать с действующим президентом.
Неприятным сюрпризом для властей стала проходившая с 31 января по 22 февраля голодовка 80 университетских студентов с требованием освободить 27 арестованных оппозиционеров, организованная «Активной молодежью – Единая Венесуэла (Juventud Activa Venezuela Unida, JAVU). Акция проводилась возле представительства Организации американских государств (ОАГ) и посольств Бразилии, Чили, Парагвая и Коста-Рики. Протестующие требовали от генерального секретаря ОАГ Х.М.Инсульсы прибыть в венесуэльскую столицу для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением прав человека. Власти не считают арестованных политическими заключенными. По словам министра внутренних дел и юстиции Тарека Эль-Аиссамми, в их числе находятся полицейские, причастные к убийствам и нарушениям прав человека в ходе попытки государственного переворота в апреле 2002 г. и бывший депутат, виновный в растрате государственных средств. Голодовка завершилась после того, как Инсульса выразил готовность начать диалог с венесуэльскими властями.
Острые дебаты развернулись на очередной сессии Национальной ассамблеи нового созыва, посвященной обсуждению социальных вопросов. Министр иностранных дел Николас Мадуро, ранее возглавлявший социальный блок, отметил, что с 1998 по 2010 г. уровень бедности в стране снизился с 55,4% до 26,8%, а нищеты – с 21% до 7,1%. За 12 лет государство инвестировало в социальную сферу 335 млрд долларов – 66% государственных доходов. Социальные расходы государства за указанный период выросли в пять раз. Ключевую роль в решении существующих проблем играют социальные миссии. Первые шесть программ стартовали в сложнейшей экономической ситуации 2003 г. после крупнейшей забастовки нефтяников, за время которой страна потеряла 24% ВВП. К началу 2011 г. осуществляется уже 30 миссий, охватывающих практически все секторы социальной сферы. Главным «спонсором» этих государственных программ стала нефтяная корпорация PDVSA. Достижения Венесуэлы в сфере образовании и здравоохранении подтверждены Экономической комиссией ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну (ЭКЛАК) и ОАГ.
В свою очередь, оппозиционные депутаты усомнились в достоверности официальных данных и говорили о дефиците лекарств и отсутствии коллективных договоров на предприятиях, о политизации и неоправданном ужесточении уголовного законодательства. За блокирование дорог предусматривается до 10 лет тюрьмы, открыто более 2,5 тыс. уголовных дел в отношении участников антиправительственных демонстраций. Особый акцент был сделан на крайне высоком уровне инфляции, составившей в 2010 г. 27%. Острая полемика развернулась вокруг проблемы насилия и состояния дел в пенитенциарных учреждениях. По официальным данным в 2010 г. на 100 тыс. жителей пришлось 48 убийств – это один из самых высоких показателей не только в Латинской Америке, но и в мире. По мнению оппозиционеров меры правительства по социальной реабилитации заключенных, как, например, создание тюремных симфонических оркестров, явно недостаточны.
По всей вероятности, по мере приближение даты президентских выборов борьба между сторонниками власти и оппозиции будет обостряться, своеобразным «нервом» внутриполитической полемики станет социальная ситуация в стране.
Андрей Пятаков
Уругвай: 40 лет Широкому фронту
В феврале 2011 г. исполнилось 40 лет правящей ныне в Уругвае коалиции – Широкому фронту (FA). За прошедшие десятилетия произошла существенная эволюция идеологии, стратегии и тактики блока, который смог стать ключевым субъектом политики и трансформировать существовавшую двухпартийную систему. Первоначально объединение создано 5 февраля 1971 г. на основе Социалистической и Коммунистической партий. Впоследствии к нему присоединилось большинство противников диктаторского режима (1973 – 1984) – более умеренные Христианско-демократическая партия и отдельные фракции традиционных партий, с одной стороны, и леворадикальные группировки и военно-политическое организации, выступавшие за насильственное свержение существовавшего строя, с другой (при этом каждая партия придерживалась собственной стратегии и тактики). Последовавшие затем испытания – жестокие репрессии, гибель и вынужденная эмиграция активистов и части сторонников, организация сопротивления диктатуре, опыт компромиссов с другими оппозиционными силами – постепенно привели эту коалицию к отказу от прямых действий и выбору политических методов борьбы.
Во время референдума, организованного диктатурой в ноябре 1980 г., руководство Широкого фронта призвало своих сторонников голосовать незаполненными бюллетенями. После легализации FA проявилась его внутренняя неоднородность, обострились трения между основными течениями. В 1989 г. в знак протеста против вступления в коалицию ультралевых организаций Движение национального освобождения – «Тупамарос», Независимого движения 26 марта и Партии за народную победу, умеренное крыло вышло из объединения. Из-за дискуссии, возникшей в феврале 1996 г. между радикальным течением, выступившим против конституционной реформы, и более умеренными политиками председатель фронта и его исторический лидер Либер Сереньи отказался от занимаемого поста. В сентябре 1997 г. пост председателя покинул и известный политический деятель (впоследствии президент страны) Табаре Васкес.
Со временем в результате достигнутых компромиссов фронту удалось расширить свой состав. Во всеобщих выборах 1999 г. FA участвовал рамках коалиции «Прогрессивная встреча», выступавшей за осуществление "глубоких преобразований, направленных на создание демократического, прогрессивного и солидарного общества, возможного лишь в условиях развития, основанного на социальной справедливости и экономической самодостаточности". Впервые в истории кандидат левых сил Т. Васкес получил 38,5% голосов в первом туре и 44,1% во втором туре голосования, сделав серьезную заявку на власть. В октябре 2004 г. впервые в истории традиционные партии проиграли всеобщие выборы. Уже в первом туре голосования абсолютное большинство голосов (50,45%) получил единый кандидат левых и левоцентристских сил Т. Васкес, которого поддержал блок «Прогрессивная встреча» в составе Широкого фронта и умеренной центристской коалиции «Новое большинство» (EP-FA-NM). (В 2005 г. последнее вошло в состав Широкого фронта). Коалиции удалось также добиться большинства в обеих палатах Генеральной ассамблеи.
Сложившаяся расстановка политических сил в целом подтвердилась и на выборах 2009 года: в первом туре президентских выборов (25 октября) бесспорного преимущества добился единый кандидат Широкого фронта, лидер Движения народного участия Хосе (Пепе) Мухика (48,2% в первом туре и 52,6% во втором туре голосования). Фронт смог сохранить большинство в обеих палатах парламента.
Успеху коалиции, в первую очередь, способствовала сбалансированная политика президента Т. Васкеса (2005-2010), представителя левоцентристской Социалистической партии, направленная на решение социальных проблем и широкое международное сотрудничество. (По данным социологических опросов в конце правления личный рейтинг президента составлял около 70%). Несомненное уважение вызвала и приверженность главы государства демократическим принципам: несмотря на советы своих сторонников, Т. Васкес не пошел на реформирование конституции и не стал добиваться выдвижения на второй срок.
Отношение к фигуре Х. Мухики было не столь однозначным: умеренная часть электората опасалась, что бывший партизан, создавший леворадикальное Движение народного участия и вплоть до начала избирательной кампании бывший его лидером, может взять на вооружение боливарианскую модель «социализма ХХI века» и пойти на тесное сотрудничество с Венесуэлой. В то же время многим избирателям импонировала кандидатура вице-президента Д. Астори, представителя более умеренной Ассамблеи «Уругвай», экс-министра экономики.
Первый год пребывания у власти нового президента показал, что он сохраняет преемственность политики предыдущего правительства, в большей степени ориентируясь на бразильскую, а не на венесуэльскую модель развития. Курс на сохранение рыночной экономики с использованием широких социальных программ дает положительные результаты: по итогам 2010 г. рост ВВП Уругвая составил 8,5%, число лиц, проживающих за чертой бедности, сократилось на 2,1% и составило 18,6%, число нищих – сократилось на 31,2% и сведено к минимуму. Несколько снизился уровень безработицы (с 6,6 до 6,0%), установлен исторический минимум детской смертности (7,7 на тысячу родившихся живыми).
Актуальной политической задачей остается укрепление единства правящей коалиции. В настоящее время в состав Широкого фронта входят достаточно разнородные силы, придерживающиеся различной идеологии и занимающие различное место в политическом спектре слева от центра – Движение народного участия, Социалистическая партия, Ассамблея «Уругвай», Коммунистическая партия, Прогрессивный альянс, Артигистское течение, Новое пространство, Народное течение, Федеральная лига Широкого фронта, Левое течение, Партия «За победу народа», Революционная рабочая партия (троцкистско-посадистская) и несколько мелких группировок. Хотя наиболее влиятельная фракция – Движение народного участия, созданная на базе военно-политической организации Движение национального освобождения – Тупамарос, занимает скорее леворадикальные позиции, Широкий фронт в целом придерживается социал-демократической ориентации и входит в Латиноамериканскую социалистическую координацию. В рамках фронта удается достичь консенсуса относительно безоговорочного соблюдения демократических принципов, сохранения высоких темпов экономического роста и решения существующих социальных проблем. В то же время леворадикальные организации требуют усиления роли государства и ограничения частного сектора, а христианские демократы и другие сторонники социального консерватизма не согласны с легализацией абортов и эвтаназии, признанием однополых браков и т.д. Несмотря на существующие противоречия, сбалансированная и прагматичная политика руководства страны находит широкую поддержку не только у сторонников правящей коалиции, но и у значительной части оппозиции.
Збигнев Ивановский