МАРТ 2011 ГОДА
- UNASUR: юридическое оформление блока и избрание нового генерального секретаря
- Антикоррупционный форум в Мексике
- Китай и Латинская Америка: активизация экономических связей
- США и Латинская Америка: нереализованные возможности
- 20-летие MERCOSUR
- События в Северной Африке и Латинская Америка
- Поездка Дж. Картера на Кубу
- Латиноамериканское турне У. Чавеса
UNASUR: юридическое оформление блока
и избрание нового генерального секретаря
11 марта 2011 г. в пригороде эквадорской столицы состоялась встреча министров иностранных дел 12 государств-участников Союза южноамериканских наций (UNASUR). Повестка дня включала принятие устава организации и избрание нового генерального секретаря. Еще в ноябре 2010 г. уругвайский парламент ратифицировал учредительный договор организации. Уругвай стал девятым государством, осуществившим данную процедуру (подробнее об этом см. Латиноамериканскую панораму за ноябрь 2010 г.). В соответствии с достигнутыми договоренностями UNASUR получает статус международной организации, может иметь штаб-квартиру и вести финансовую деятельность. Пакет документов о вступлении в силу устава UNASUR передан послом Эквадора в ООН. (Ранее блок действовал в формате политического форума для обсуждения региональных проблем).
Одновременно был заложен первый камень будущей штаб-квартиры UNASUR, которая будет носить имя первого генерального секретаря организации, экс-президента Аргентины Нестора Киршнера. Здание планируется возвести в небольшом городке под Кито к югу от экватора, поскольку UNASUR объединяет государства Южной Америки. Строительство планируется завершить в 2012 году.
После кончины Н.Киршнера в октябре 2010 г. основным претендентом на пост генерального секретаря считался завершивший в январе 2011 г. полномочия президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, который, однако, отвел свою кандидатуру. В итоге Колумбия предложила кандидатуру экс-министра иностранных дел Марии Эммы Мехиа, а Венесуэла – министра электроэнергетики Али Родригеса, занимавшего ранее посты министра иностранных дел, президента нефтяной корпорации PDVSA и генерального секретаря ОПЕК. Согласно уставу генсек избирается на два года без права переизбрания. Из-за отсутствия консенсуса было принято решение не проводить голосования, представители Колумбии и Венесуэлы будут занимать указанный пост в течение одного года поочередно. «Соломоново решение» показало готовность сторон, представляющих разные модели социально-экономического и политического развития, идти на компромисс и искать пути к сближению позиций.
Нынешней генсек UNASUR М.Э. Мехиа занимала посты министра образования (1995-1996) и министра иностранных дел Колумбии (1996-1998), неоднократно выдвигала свою кандидатуру на пост мэра Боготы, входит в состав Совета по международным отношениям Колумбии и правления благотворительного фонда «Босые ноги», созданного известной колумбийской певицей Шакирой.
Венесуэльский лидер Уго Чавес предложил продолжить институционализацию блока и создать в рамках UNASUR собственный трибунал и комиссию по правам человека, что позволило бы блоку усилить политическую независимость и самостоятельность в принятии решений. Это предложение будет обсуждаться на последующих встречах. В перспективе предполагается избрать Южноамериканский парламент, который будет заседать в г. Кочабамба (Боливия). В конце марта Мексика выразила готовность принимать участие в работе организации в качестве наблюдателя.
В ближайшей перспективе предстоит разработать проект бюджета организации и определить размеры членских взносов стран-участниц. До этого финансирование организации находилось в компетенции председателя, пост которого в течение года в алфавитном порядке занимают представители государств-участников. (В 2011 г. этот пост принадлежит Гайане).
Андрей Пятаков
Антикоррупционный форум в Мексике
С 11 по 13 марта в мексиканской столице состоялась IV Международная конференция Глобальной организации «Парламентарии против коррупции» (Global Organization of Parliamentarians Against Corruption, GOPAC). В форуме приняли участие 240 парламентариев из 46 стран мира.
Участники конференции проанализировали уровень восприятия коррупции в Мексике и в Латинской Америке в целом. По их оценкам коррупционные финансовые потоки составляют 9% мексиканского ВВП (около 5 млрд долларов), а предприятиям и корпорациям «услуги» подобного рода обходятся в сумму, равную 10% от их прибыли. По данным неправительственной организации Transparency International (TI) среднестатистический мексиканец тратит на взятки около 7% годового дохода. По словам председателя Конфедерации промышленных палат Мексики С. Пресгубера годовая сумма взяток в Мексике превышает государственные расходы на образование и социальные нужды. По итогам 2010 г. выдвинуты обвинения в причастности к коррупции 1,7 тыс. человек.
В последние годы в Мексике принят ряд антикоррупционных законов, предусматривающих, в частности, финансовые санкции против юридических лиц, незаконно получивших выгодный контракт. В этом случае предусмотрены штрафы в объеме 35% от суммы заключенной сделки. Кроме того, провинившиеся фирмы лишаются права участия в тендерах, проводимых государством, сроком до восьми лет. Аналогичные меры предусматриваются в борьбе с коррупцией на уровне физических лиц: крупные штрафы и запрет на ведение коммерческой деятельности на срок от 3 месяцев до 5 лет. В настоящее время в парламенте Мексики находится законопроект, призванный ужесточить антикоррупционные меры. Так, согласно проекту, простым гражданам и госслужащим, уличенным во взяточничестве, грозит штраф в размере 241 тыс. долларов (сумма, в 50 тыс. превышающая официально установленную минимальную заработную плату в день). Для юридический лиц – национальных и иностранных компаний – предлагается ввести штраф в размере, превышающем этот показатель до 2 млн раз. Проект закона предполагает также временное закрытие фирмы или лишение частного лица права заниматься соответствующей деятельностью сроком от 3 месяцев до 10 лет в зависимости от суммы взятки.
Согласно обзору TI за 2010 г. только две латиноамериканские страны входили в число 30 наименее коррумпированных государств – Чили (21) и Уругвай (24 место в рейтинге). Средние позиции в списке занимали Куба (69), Бразилия (69), Панама (73), Колумбия (78), Перу (78) и Мексика (98), а самыми коррумпированными в регионе оказались Аргентина (105), Боливия (110), Эквадор (127), Никарагуа (127), Парагвай (146) и Венесуэла (169). Хотя в последние годы удалось добиться определенного прогресса в разработке антикоррупционного законодательства, принимаемые меры оказываются недостаточными, а деятельности правительств не хватает открытости. В качестве положительного примера рассматривалась чилийская система профилактики коррупции, предусматривающая «электронное» правительство и открытый доступ общественности к заключаемым госучреждениями контрактам.
На конференции вице-президентом GOPAC избран сенатор от мексиканской Партии национальное действие (PAN) Р. Сервантес (пост президента занимает кувейтский законодатель Н. Аль-Сане). В итоговой Декларации Мехико предложено расширить участие общественности в борьбе с коррупцией. Законодатели также выразили готовность развивать сотрудничество для усиления роли парламентов в борьбе с коррупцией. Парламентарии предложили создать в рамках ООН специальный орган, осуществляющий мониторинг ситуации в различных государствах с точки зрения исполнения Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, принятой в 2003 году.
Учредительный форум GOPAC прошел в 2002 г. в Оттаве (Канада), очередные конференции – в Танзании (2006) и Кувейте (2008). Следующая встреча состоится в Марокко в 2013 году.
Андрей Пятаков
Китай и Латинская Америка: активизация экономических связей
В середине марта 2011 г. в Каракасе прошли переговоры между венесуэльскими властями и представителями государственных структур и предпринимательских кругов Китая. На встрече были пописаны соглашения, способные вывести китайско-венесуэльское сотрудничество на новый уровень. Торгово-промышленный банк Китая выделит Венесуэле 4 млрд долл. для финансирования совместных проектов. Эта сумма должна пополнить созданный в 2007 г. китайско-венесуэльский фонд, который на момент создания составлял 6 млрд, а в 2010 г. был увеличен до 12 млрд долларов.
Предполагается создать смешанное предприятие, контрольный пакет акций в котором будет принадлежать крупнейшей китайской продовольственной корпорации Heilongjian Beidahuang. Поскольку в Венесуэле не обрабатывается 20 млн га плодородных земель, привлечение китайских инвесторов позволит отчасти реализовать ее сельскохозяйственный потенциал. В июне 2011 г. совместное предприятие начнет посевы риса в штате Апуре. Достигнута договоренность и о помощи Китая в реализации амбициозной жилищной программы, рассчитанной на семь лет. За этот срок планируется построить 2 млн квартир, при этом доля китайского участия составит 25%. Существует проект строительства китайскими специалистами сети железнодорожных дорог стоимостью в 9 млрд долларов. В рамках военно-технического сотрудничества намечено приобретение у Китая 18 малогабаритных патрульных самолетов K-8 и 10 радаров.
Венесуэла интересует Китай в первую очередь как поставщик энергоресурсов. В соответствии с достигнутыми в 2009 г. договоренностями до 2012 г. КНР инвестирует 16 млрд долл. в добычу нефти в бассейне р. Ориноко. По официальным данным Венесуэла ежедневно поставляет азиатскому гиганту 500 тыс. барр. нефти и планирует довести поставки до 1 млн баррелей. Китай принимает активное участие в расширении Панамского канала и стремится снизить стоимость и сократить сроки транспортировки венесуэльской нефти (в настоящее время танкеры доходят за 45 дней, а цена за баррель возрастает на 3-4 доллара). В планы Пекина входит и создание альтернативных железнодорожных путей сообщения между Атлантическим и Тихим океанами через территорию Колумбии. Для развития венесуэльской нефтяной инфраструктуры Китай строит для корпорации PDVSA 13 бурильных установок и 18 нефтяных танкеров. Товарооборот между двумя странами вырос со 175 млн в 1998 г. до 8 млрд дол. в 2010 году.
В последние годы экономические связи между латиноамериканским регионом и КНР заметно укрепились. В целом схема экономических отношений между Китаем и регионом строится на том, что первый экспортирует готовую промышленную продукцию в обмен на преимущественно природные ресурсы, которыми богата Латинская Америка. Чилийская и перуанская медь, бразильская и аргентинская соя, бразильские сталь и чугун – вот основные статьи экспорта в Китай. Результаты экономической политики для стран региона неоднозначны. Нередко местные производители страдают от наплыва дешевых китайских изделий. Особенно это касается Мексики, все большие трудности испытывают Бразилия и Аргентина. По подсчетам профессора Бостонского университета К. Галахера, 94% латиноамериканского экспорта промышленных товаров на общую сумму 260 млрд долл. находится под прямой или косвенной угрозой из-за китайской конкуренции.
На фоне растущего недоверия к Международному валютному фонду и Всемирному банку страны региона все чаще обращаются за внешними заимствованиями к Пекину. Одновременно Китай интегрируется в региональную финансовую систему (в 1991 г. он стал наблюдателем, а с октября 2008 г. – полноправным членом крупнейшего в Латинской Америке Межамериканского банка развития, при этом его взнос составил 350 млн долларов.)
С 2000 по 2010 г. объем торговли Китая с Латинской Америкой вырос с 10 до 100 млрд долларов. Главные торговые партнеры КНР – Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина и Венесуэла (при этом на Бразилию и Чили приходится 60% латиноамериканского экспорта в Китай). По прогнозам экспертов к 2015 г. КНР имеет все шансы вытеснить Евросоюз и стать вторым торговым партнером региона. С 2009 г. Китай стал ведущим торговым партнером Бразилии, его экспорт составил 20,1 млрд, превысив экспорт в США на 5 млрд долларов. Тем не менее, по данным Экономической комиссии по Латинской Америке и Карибам при ООН в 2009 г. на США приходилось 40% совокупного экспорта стран региона, а на Китай – только 7%. Вместе с тем уже имеют место прецеденты переориентации латиноамериканских стран с североамериканского рынка на китайский. В частности, чилийская организация по содействию экспорта ProChile собирается закрыть свое представительство в Атланте и открыть два в Китае.
Для активизации прямых торговых отношений Китай стремится использовать новые механизмы, так, заключены договоры о зоне свободной торговли с Чили (2005), Перу (2009) и Коста-Рикой (2010). (Чили было первым государством мира, заключившим подобный договор с КНР).
Вторым после Венесуэлы объектом приложения китайских инвестиций является Бразилия, экспортирующая в КНР преимущественно металлургическую продукцию. В 2010 г. Китай инвестировал 5 млрд долл. в строительство сталелитейного завода в Бразилии, а совокупный объем инвестиций достиг 15 млрд долларов. Заметное место в китайско-бразильских отношениях занимают авиастроение и телекоммуникации. В свете предстоящих в 2016 г. Олимпийских игр можно ожидать интенсификации деятельности китайских строительных компаний. Для Аргентины основная статья экспорта Аргентины в Китай – продовольствие. В целом на долю КНР приходится 11,6% (2009) аргентинского экспорта сельскохозяйственной продукции, 70% потребляемой в Китае сои – аргентинского происхождения. В 2010 г. Китайский банк развития предоставил этой стране кредит на 10 млрд долл. на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.
Растущее влияние Китая в регионе не может не беспокоить США, экономические позиции которых могут быть существенно подорваны.
Андрей Пятаков
США и Латинская Америка: нереализованные возможности
С 19 по 23 марта состоялось латиноамериканское турне президента США Барака Обамы – первая его крупная поездка по региону со времени вступления в должность. Основной целью посещения Бразилия, Чили и Сальвадора стало укрепление экономических отношений, политического сотрудничества и региональной безопасности.
В ходе переговоров с бразильским президентом Дилмой Русеф Б.Обама отметил заслуги этой страны в развитии демократии и построении гражданского общества. Стороны договорились продолжить сотрудничество над качественным улучшением уровня науки и образования и в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Президент США поддержал стремление Бразилии стать постоянным членом Совета безопасности ООН, однако воздержался от конкретных обещаний относительно решения данного вопроса. Стороны согласились, что основным механизмом координации международной экономической политики должна стать Большая Двадцатка (G-20) и признали необходимость взаимных инвестиций в инфраструктуре, энергетике и в области высоких технологий. Подписанный договор о сотрудничестве в области экономики и торговли предусматривает создание двусторонней комиссии для увеличения товарооборота, кооперации в сфере производства биотоплива и других отраслях. Бразилия и США также условились совместно обеспечивать безопасность проведения Чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпийских игр 2016 года.
Несмотря на достигнутые соглашения, в отношениях между странами сохраняются определенные трудности. Существует заметный дисбаланс в товарообороте, Бразилия способна увеличить экспорт товаров и услуг в США при снятии торговых барьеров в отношении этанола, авиапродукции и ряда сельскохозяйственных товаров. Товарооборот между двумя странами в 2010 г. составил 59 млрд долл при этом на американский экспорт приходится 35,3 млрд долл., а на бразильский – 23,9. Данный вопрос поднимался и на встрече Б.Обамы с представителями американского и бразильского бизнеса, однако глава США не дал ясного сигнала о намерении снять барьеры.
Визит Б.Обамы в Чили стал первым за последние 20 лет. Американский президент отметил достижения Чили в консолидации демократии и заявил, что эта страна может служить примером для других государств региона. В ходе переговоров стороны обсудили возможность использования существующего договора о свободной торговле для углубления кооперации в различных сферах экономики и перспективу вступления в силу аналогичных договоров с Колумбией и Панамой. Руководители двух стран затронули вопросы ядерной безопасности в регионе и мире, особенно актуальные в связи с событиями на АЭС «Фукусима» в Японии. Недавно было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, предусматривающее обмен экспертами и технологиями, однако исключающее на данный момент строительство АЭС на территории Чили.
Чилийский президент Себастьян Пиньера заявил о намерении обратиться с официальным запросом о предоставлении документов ЦРУ, связанных с нарушением прав человека в период диктатуры Аугусто Пиночета. В то же самое время Б.Обама не стал приносить официальные извинения по поводу участия американских спецслужб в подготовке государственного переворота 1973 г., во время которого погиб законный президент Сальвадор Альенде. Президент США отметил, что не несет ответственности за события прошлых лет и заявил о необходимости двигаться вперед, несмотря на трудные этапы совместной истории.
Основными темами переговоров между президентами Бараком Обамой и Маурисио Фунесом в Сальвадоре стали проблемы наркотиков, безопасности и иммиграции. С американской стороны было обещано выделить финансовую помощь сальвадорским властям в размере 200 млн долл. на борьбу с наркотрафиком и преступностью. Часть средств будет направлена на сокращение бедности и решение других острых социальных проблем, толкающих молодежь на преступный путь. Главы государств условились найти возможности активизации двусторонней и экономического сотрудничества.
После переговоров с сальвадорским коллегой президент Обама анонсировал начало программы «Партнерство по гражданской безопасности в Центральной Америке», направленной на повышение качества судопроизводства. В эту совместную программу будут включены Колумбия, Мексика и Чили. Важное место в переговорах заняла иммиграция. Из 6,4 млн сальвадорцев около 2 млн проживают в США, многие нелегально, их денежные переводы на родину составляют около 3,5 млрд долл. в год. В связи с этим М.Фунес призвал американских партнеров к легализации всех сальвадорцев, проживающих в США, и к оказанию помощи в создании рабочих мест непосредственно в Сальвадоре. Решение этого вопроса избавило бы сальвадорскую молодежь от необходимости эмиграции в США и пополнения криминальных структур. В качестве символического жеста Б.Обама посетил могилу архиепископа Оскара Арнульфо Ромеро, убитого в 1980 г. одним из эскадронов смерти. (Сейчас Ватикан рассматривает вопрос возможной канонизации этого известного деятеля церкви).
В целом поездка Б.Обамы по региону не принесла ожидаемых результатов. Не до конца ясны перспективы развития отношений с Бразилией после смены руководства этой страны, которая стремится играть все более важную роль на мировой арене. Очевидно, что пока американский президент не готов признать двусторонние отношения «союзом равных». Это выразилось в отсутствии четкого ответа на желание латиноамериканского гиганта стать постоянным членом СБ ООН. Стремление США удвоить свой экспорт в Бразилию к 2014 г. может натолкнуться на постоянно усиливающееся экономическое присутствие Китая. Развитию равноправных торговых отношений препятствуют и существующие торговые барьеры.
Достаточно сбалансированные двусторонние отношения с Чили не получили должного импульса для их последующего развития. Доказательством тому может служить отсутствие каких-либо подписанных соглашений. В своей речи, обращенной к народам Латинской Америки, американский президент больше говорил о других странах и не избежал искушения подвергнуть критике леворадикальные режимы Венесуэлы, Кубы и Боливии, что не может быть сигналом к налаживанию отношений с этими государствами.
Визит в Сальвадор подтвердил существующую парадигму отношений США со странами Центральной Америки. В очередной раз стало очевидно, что финансирование программ, направленных на борьбу с преступностью и снижение уровня бедности, не приносит желаемых результатов. Не было предложено и какой-либо новой инициативы для решения данных проблем, в результате страдают сами Соединенные Штаты, на которые направляются огромное количество нелегальных мигрантов и нескончаемый поток наркотиков.
Вызывает определенные вопросы и география визита Б.Обамы: за рамками поездки по понятным причинам оказались не только боливарианские страны, но и близкие союзники США – Перу и Колумбия. В то время, как отказ от посещения Лимы можно в какой-то мере объяснить проходящей избирательной кампанией, очевидным препятствием на пути развития американо-колумбийских отношений остается ратификация договора о свободной торговле.
Подводя итоги поездки Б.Обамы и состояния отношений США со странами региона в целом, можно отметить отсутствие ожидаемого прорыва и восстановления утраченных позиций на континенте. Двусторонние отношения с соседями нередко выстраиваются по одинаковому шаблону, не всегда в должной мере учитываются различия политических режимов и социально-экономических моделей, недооцениваются и экономические интересы латиноамериканских стран, выступающих за снижение высоких протекционистских барьеров и расширение доступа на американский рынок.
Егор Прусов
20-летие MERCOSUR
26 марта 2011 г. крупнейшему в Латинской Америке интеграционному объединению Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR) исполнилось 20 лет, соглашение было подписано в 1991 г. Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем в парагвайской столице Асунсьон. В течение двух десятилетий состав официальных членов блока остался прежним, однако в качестве ассоциированных участников к нему присоединились Чили, Боливия, Перу, Колумбия, Эквадор и Венесуэла. В настоящее время население MERCOSUR (постоянные члены) составляет 210 млн человек, совокупный ВВП – 1,9 трлн долл. США (75% ВВП Южной Америки).
С 1991 по 1994 г. MERCOSUR функционировал в формате зоны свободной торговли. В 1994 г. ему удалось выйти на более высокий уровень интеграции, началось формирование таможенного союза. К концу 1999 г. были сняты таможенные барьеры на большинство товаров в субрегиональной торговле, тогда же оформилась и институциональная структура блока. Наметились и элементы политической интеграции: в 1998 г. принято Демократическое положение, согласно которому в случае нарушения конституционного порядка в любом из государств блока с него автоматически снимаются все торгово-экономические преференции.
Самые сложные испытания пришлись на рубеж тысячелетий: в 1999 г. произошла девальвация бразильского реала, а в 2001 г. Аргентина пережила дефолт и острейший политический кризис. Мировой экономический кризис 2008 г. MERCOSUR пережил с минимальными потерями. По итогам 2009 г. общий спад совокупного ВВП полноправных членов составил -0,2% (Бразилия: - 0,2%; Аргентина: +0,9%; Парагвай: -3,8%; Уругвай: +2,9%). В 2010 г. наметился значительный рост. Так, по данным ЭКЛАК при ООН (ЭКЛАК) по итогам года бразильская экономика выросла на 7,7%, аргентинская – на 8,4 %, уругвайская – на 9% и парагвайская – на 9,7%.
За прошедшие годы объем межгосударственной торговли в блоке увеличился в 10 раз (с 4,5 до 45 млрд долларов). Внешнеэкономическая составляющая также развивается довольно динамично: по данным Латиноамериканской ассоциации по интеграции (ALADI) совокупный экспорт объединения в 2010 г. превысил 280 млрд долл., что на 24% больше по сравнению с 2009 г. (Аргентина – 69 млрд, Бразилия – 200 млрд, Парагвай – 6,5 млрд, Уругвай – 6,7 млрд долларов).
Во второй половине 2000-х годов продолжилась институционализация блока. Был создан Постоянный арбитражный суд (Tribunal Permanente de Revisión), с 2005 г. в уругвайской столице Монтевидео функционирует парламент MERCOSUR, с 2009 г. – Институт по изучению социальных проблем в Асунсьоне и Институт общественной политики в Буэнос-Айресе, осуществляющий мониторинг прав человека и вырабатывающий региональные механизмы по их защите.
На долю Бразилии и Аргентины – крупнейших торговых партнеры объединения –
приходится 90% всего товарооборота региона, в 2010 г. объем их товарооборота составил 35 млрд долларов. Очевидным успехом интеграции стало создание в 2006 г. Фонда конвергенции с капитализацией в 1 млрд долларов. Его основная цель – преодоление асимметрии развития и смягчение экономических различий между государствами-участниками, поскольку экономики Аргентины и Бразилии имеют явные преимущества по сравнению с Уругваем и Парагваем.
В настоящее время самый острый и неоднозначный вопрос в плане расширения MERCOSUR – постоянное членство Венесуэлы. Ее присоединение к блоку может привести к большей политической радикализации MERCOSUR и тем самым понизит уровень доверия внешних инвесторов. С другой стороны, венесуэльская нефть может придать новый импульс экономическому развитию объединения.
В плане внутреннего развития блока ближайшей задачей является ратификация четырьмя парламентами государств-членов MERCOSUR Таможенного кодекса, принятого в 2010 г. (подробнее см. Латиноамериканскую панораму за декабрь 2010 г.). Планируется и разработка регионального Гражданского кодекса.
Андрей Пятаков
События в Северной Африке и Латинская Америка
Латинская Америка имеет давние и прочные связи с арабским миром. По оценкам египетской газеты Al-Ahram арабская диаспора в регионе составляет около 17 млн человек, при этом большая часть живет в Бразилии и Аргентине. Крупнейшая в ХХ веке волна миграции имела место после создания государства Израиль (палестинцы направлялись главным образом в Чили). В начале 1990-х годов в Аргентине была построена первая в регионе мечеть. В ряде стран Латинской Америки арабы широко представлены в политическом истеблишменте. Экс-президент Аргентины Карлос Менем (1989 – 1999) родился в семье иммигрантов из Сирии, экс-президенты Эквадора Абдала Букарам (1996-1997) и Хамиль Мауад (1998-2000), а также бывший премьер министр Ямайки Эдвард Сеага (1980-1989) имеют ливанские, экс-президент Сальвадора Антонио Сака (2004-2009) и бывший премьер-министр Белиза Саид Уилберт Муса (1998-2008) – палестинские корни, нынешний министр внутренних дел Венесуэлы Тарек Эль-Аиссами - по происхождению сириец.
Укрепление экономических и культурных связей между регионами привело к возникновению новых форм сотрудничества. В 2005 и в 2009 г. в Катаре состоялись саммиты Южной Америки и арабского региона (ASPA), проводившиеся в формате диалога между Лигой арабских государств и Союзом южноамериканских наций (UNASUR). (Третий саммит, намеченный на февраль 2011 г., перенесен на неопределенный срок из-за социальных протестов в Тунисе и Египте). Тесные связи между регионами обусловливают большое внимание, уделявшееся в Латинской Америке событиям в арабском мире.
Наибольшей однородностью отличались оценки лидеров государств блока ALBA, при этом реакция на волнения в Тунисе и Египте и оценки событий в Ливии были диаметрально противоположными: в первом случае события квалифицировались как социальный протест, во втором – как гражданская война. Однозначная реакция Венесуэлы как лидера ALBA, объясняется динамичными отношениями с Ливией и близостью внешне- и внутриполитической стратегии Каракаса и Триполи.
В массовых волнениях в Тунисе и Египте венесуэльский президент увидел аналог с событиями, произошедших в Венесуэле в феврале 1989 г. (т.н. Каракасо) и приведших в конечном итоге к слому неолиберальной модели развития. Уго Чавес приветствовал отстранение от власти Хосни Мубарака как «ставленника США» и выступил в поддержку мира в Египте и самоопределения египетского народа. Кубинский лидер Фидель Кастро, посвятивший событиям в Египте одно из своих размышлений, также встал на сторону протестующих. Реакция Никарагуа и Эквадора фактически ничем не отличалась от позиции Венесуэлы. По мнению Даниэля Ортеги, если бы колоссальные финансовые средства, направляемые Египту из США, тратились не на содержание армии, а на социальные нужды, то массовых протестов удалось бы избежать. Рафаэль Корреа с иронией прокомментировал тот факт, что Египет, на протяжении десятилетий не проводивший свободные выборы, был главным союзником США, выступающих за свободу и демократию, в Северной Африке.
Левоцентристские и правоцентристские правительства также были солидарны в оценке событий в Тунисе и Египте. Аргентина призвала данные государства к спокойному демократическому транзиту и отметила заслуги граждан двух стран в стремлении к демократизации. Первоначально позиция президента Бразилии Дилмы Русеф по отношению к событиям в Египте была достаточно сдержанной, однако после ареста двух бразильских журналистов глава государства призвала Египет начать демократический транзит. Колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос приветствовал отставку Хосни Мубарака и солидаризировался с египетским народом в его стремлении к благополучию, свободе и обеспечению гражданских свобод. Правительство Мексики выразило уверенность в последующей нормализации ситуации в Египте, установлении демократических институтов, проведении свободных выборов и реализации обещанных реформ.
После начала волнений в Ливии боливарианские страны призвали конфликтующие стороны к национальному примирению без вмешательства внешних сил. Выступая на сессии Совета по правам человека при ООН, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес высказался за мирное урегулирование конфликта без вторжения иностранного военного контингента. В свою очередь, Венесуэла предложила создать в рамках ООН Международную комиссию доброй воли для поиска мирного выхода из сложившейся ситуации и ограничиться исключительно политическими методами и посредническими функциями. На экстренном совещании министров иностранных дел 5 марта 2011 г. в Каракасе все члены ALBA поддержали идею создания комиссии и диалога между конфликтующими сторонами.
Хотя первоначально международное сообщество никак не отреагировало на предложение Венесуэлы, уже после начала военной операции «Одиссея. Рассвет» были предприняты усилия по проведению мирного диалога. 23 марта в Аддис-Абебе (Эфиопия) состоялась международная конференция, посвященная ситуации в Ливии, с участием генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, лидеров Лиги арабских государств, Африканского союза, Организации исламской конференции, представителей Индии и Бразилии.
Реакция стран ALBA на авиационные бомбардировки Ливии была резко критической. Ситуация в Ливии рассматривалась как гражданская война, а внешнее вмешательство – как фактор обострения внутриполитического конфликта. У. Чавес осудил ракетные удары с воздуха и высказался за дипломатическое урегулирование кризиса. Активную позицию по данному вопросу заняла и Никарагуа. После отказа во въездной визе в США официальному представителю Ливии Али А. Треки ливийские власти обратились с просьбой о посреднической помощи к Манагуа. 29 марта представителем Ливии в ООН был назначен бывший министр иностранных дел Никарагуа Мигель Д`Эското, занимавший с июня 2008 г. по сентябрь 2009 г. пост председателя Генеральной ассамблеи ООН. Основными пунктами его посреднической стратегии стали призыв к прекращению огня и авиабомбардировок, проведение мирного диалога, недопущение наземной военной операции.
Сходные позиции заняли Аргентина и Бразилия. Правительство Аргентины выразило сожаление по поводу жертв и призвало противоборствующие стороны к мирному разрешению конфликта. Официальный Буэнос-Айрес назвал недопустимым тот факт, что «так называемые цивилизованные страны решают проблемы путем бомбардировок». МИД Бразилии также осудил акты насилия и заявил о необходимости обеспечить свободу волеизъявления ливийских граждан. При голосовании в Совете безопасности Бразилия, будучи непостоянным его членом, воздержалась от поддержки резолюции, одновременно осудив осуществление военной операции.
Другие позиции заняли правоцентристские правительства. Официальный Сантьяго назвал действия лояльных М.Каддафи сил «репрессиями против собственных граждан». Чилийское руководство призвало мировое сообщество к совместной выработке решения по преодолению кризиса с учетом необходимости соблюдения прав человека и Устава ООН. После голосования в Совете безопасности президент Себастьян Пиньера безоговорочно поддержал бомбардировки Ливии, заявив, что «стрелявший в собственный народ не заслуживает права править этим народом». Х.М.Сантос осудил действия официальных ливийских властей по подавлению протестов, назвав данные действия неприемлемыми. При голосовании в СБ ООН Колумбия поддержала резолюцию, направленную на принятие мер, связанных с установлением бесполетной зоны над Ливией. Глава мексиканского МИД Патрисия Эспиноса также назвала действия режима Каддафи абсолютно недопустимыми и представляющими собой преступления против человечности. Президент Фелипе Кальдерон выразил глубокое разочарование в связи с гибелью гражданского населения и призвал к немедленному прекращению любых форм вооруженного подавления протестов. После принятия резолюции мексиканский президент выразил полную солидарность с действиями сил коалиции в Ливии.
Таким образом, события в Северной Африке получили неоднозначную оценку в латиноамериканском регионе. В то время как по отношению к изменениям в Тунисе и Египте наблюдалось относительное единство взглядов, в связи с событиями в Ливии и последующей военной интервенцией наметился раскол. Позиции блока ALBA и левоцентристских правительств Аргентины и Бразилии оказались довольно близкими и заключались в критике действий коалиции и недопустимости решать ливийский конфликт вооруженным путем. Тем не менее, Бразилия не стала голосовать против резолюции 1973 Совета безопасности ООН. Очевидно, что эти страны стремятся играть более активную роль на мировой арене, а их позиции не всегда совпадают с интересами США и Европейского союза.
Правоцентристские правительства безоговорочно поддержали действия коалиции в Ливии и политику Вашингтона и ЕС. Одновременно эти страны достаточно последовательно отстаивают права человека и следуют решению Совета безопасности ООН как единственного легитимного органа, обладающего правом решать вопросы о применении военной силы.
На данном этапе ситуация в Северной Африке остается достаточно неопределенной. Пока неясно, в каком направлении и насколько интенсивно пойдет процесс демократизации в Египте и Тунисе, еще труднее дать прогноз относительно развития ситуации в Ливии. Мало предсказуемы и последствия волнений в остальных странах Ближнего Востока, вступивших в зону турбулентности. Очевидно, что конкретная реакция как мировых, так и латиноамериканских лидеров, будет зависеть от дальнейшего развития событий.
Андрей Пятаков
Егор Прусов
Поездка Дж. Картера на Кубу
С 28 по 30 марта 2011 г. по приглашению председателя Госсовета и Совета министров Рауля Кастро состоялся трехдневный визит на Кубу 39-го президента США (1977 – 1981), демократа Джимми Картера. Во время своей первой поездки в эту страну (май 2002 г.) известный политический деятель старался быть максимально беспристрастным и объективным. С одной стороны, он дал весьма критичную оценку политике США по отношению к Кубе, а с другой, заявил о необходимости соблюдать универсальные принципы свободы и демократии на острове. Высокая оценка была дана и несостоявшемуся проекту Варела, организаторы которого предполагали провести общенациональный референдум относительно реформирования политической системы и экономической модели, в поддержку которого оппозиция смогла собрать необходимые 11 тыс. подписей.
Несмотря на преклонный возраст, Дж.Картер (р. в 1924 г.), получивший в 2002 г. Нобелевскую премию мира за свои усилия по мирному урегулированию конфликтов во всем мире и борьбу за права человека, пользуется заслуженным авторитетом, к его мнению прислушиваются не только общественность, но и руководители многих стран. Принимая в расчет важность неформальной дипломатии с участием авторитетных политических деятелей, визит Дж. Картера привлек внимание мирового сообщества и мог бы способствовать улучшению американо-кубинских отношений. (Хотя данная поездка и носила частный характер, по ее итогам подготовлен доклад, переданный президенту США Бараку Обаме и государственному секретарю Хилари Клинтон).
Пребывание на Кубе было крайне интенсивным: за неполных два дня экс-президент провел встречи с руководством страны, архиепископом кардиналом Хайме Ортегой, историком Гаваны Эусебио Леалем, с аккредитованными на Кубе дипломатами, с представителями оппозиции, с еврейской общиной, с приговоренным к длительному тюремному заключению американским гражданином Аланом Гроссом и с ближайшими родственниками «кубинской пятерки» - агентов спецслужб, отбывающих наказание в США по обвинению в шпионаже, на самой Кубе они считаются народными героями и борцами с терроризмом, кубинские власти организовали широкую международную кампанию по их освобождению).
Во время шестичасовой беседы с Р.Кастро Джимми Картер смог получить из первых уст информацию о политической и экономической ситуации в стране, обсудить накопившиеся проблемы и определить возможные перспективы улучшения двусторонних отношений. Кубинский руководитель выразил готовность вести переговоры с Вашингтоном на основе равенства, без предварительных условий и при полном уважении суверенитета и независимости страны. Состоялась и конфиденциальный разговор Дж. Картера с Фиделем Кастро, которого бывший американский президент назвал своим личным другом. В свою очередь, лидер Кубинской революции высоко оценил личный вклад Дж.Картера в разрядку международной напряженности и его стремление улучшить двусторонние отношения, в частности, решение обменяться дипломатическими представительствами.
Важное значение имел обмен мнениями и с другими представителями кубинской элиты. Председатель Национальной ассамблеи народной власти Рикардо Аларкон ознакомил Дж. Картера с ходом подготовки к VI съезду Коммунистической партии (апрель 2011 г.), на котором будут внесены существенные коррективы в нынешнюю стратегию социально-экономического развития. Глава кубинского МИД Бруно Родригес в очередной раз осудил закон Хелмса-Бертона, принятый США в 1996 г. и налагающий дополнительные санкции на компании, сотрудничающие с островом. Министр подверг критике американские программы, ориентированные на продвижение демократических ценностей и защиту прав человека на Кубе. Попытка Соединенных Штатов установить телекоммуникационное оборудование для расширения доступа кубинских граждан к альтернативной информации также рассматривается властями острова как очередная попытка подорвать существующий государственный строй. Председатель комитета по экономике Национальной ассамблеи народной власти Освальдо Мартинес рассказал Дж.Картеру о существующих на Кубе экономических проблемах и мерах, предпринимаемых правительством для их решения, в том числе и о расширении сферы индивидуальной трудовой деятельности и передаче необрабатываемых земель в бессрочную аренду крестьянам.
Важное место в повестке дня американского политика занимала проблема диссидентов. Эта тема фигурировала как в беседах с кубинским руководством, так и во время встречи с кардиналом Хайме Ортегой, сыгравшим ключевую посредническую роль в досрочном освобождении всех политических заключенных. Несмотря на намерения улучшить американо-кубинские отношения, Картер демонстративно встретился с оппозиционерами, которые считаются кубинскими властями «предателями, состоящими на службе у империализма». Сам факт встреч способствовал признанию авторитета оппозиции и рассматривается как моральная поддержка ее деятельности. На первой встрече присутствовали независимые блоггеры, активисты католических организаций и правозащитники, на второй – представители традиционных диссидентских группировок, недавно освобожденных политических заключенных, лидеры организации «Женщины в белом», объединяющей жен и дочерей находившихся в заключении диссидентов. Участники встречи процитировали Всеобщую декларацию прав человека и заявили о необходимости проведения свободных выборов и демократизации страны, весьма скептически оценив возможности улучшения отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Оппозиционеры изложили Дж. Картеру свою версию о положении дел на Кубе и рассказали о существующих проблемах, связанных с восстановлением необходимых документов, настаивали на праве недавно освобожденных диссидентов, получивших убежище в Испании, вернуться при желании на родину. Многие диссиденты, присутствовавшие на предыдущей встрече с Дж.Картером и не приглашенные на этот раз, выразили недовольство недооценкой их деятельности Испанией, затем Европейским союзом в целом, а теперь и Соединенными Штатами.
В ходе рабочего завтрака аккредитованные на Кубе дипломаты подтвердили информацию о негативном влиянии на развитие экономических связей и гуманитарного сотрудничества жестких ограничений, налагаемых законом Хелмса-Бертона. Прозвучало мнение об отсутствии каких-либо оснований причислять Кубу к странам-террористам, поскольку присутствие на острове представителей FARC, ELN и ETA, лишь дает возможность правительствам Колумбии и Испании вести диалог с указанными организациями, квалифицируемыми как террористические.
Представители еврейской общины проинформировали экс-президента о ситуации в области свободы вероисповедания и о возможностях использования Интернет для связи с внешним миром. Во время встречи обсуждалась ситуация вокруг нашумевшего ареста американского гражданина Алана Гросса, работавшего на Кубе по контракту с Управлением международного развития США (USAID) в рамках программы по развитию гражданского общества и занимавшегося содействием подключению к Интернет неправительственных организаций при помощи спутниковой связи. Несмотря на ожидаемую амнистию, арестованный в 2009 г. А. Гросс был приговорен кубинским судом к 15 годам тюремного заключения по обвинению в совершении «действий, направленных против независимости и территориальной целостности государства». Еврейская община Кубы отрицала какую-либо помощь от А.Гросса. Дж.Картер навестил самого Гросса, находящегося на лечении в военном госпитале. В ходе визита Картера вопрос об освобождении Гросса не рассматривался, однако по личному мнению Картера такая возможность сохраняется в случае подачи апелляции.
На заключительном брифинге и в телевизионном интервью Дж.Картер поблагодарил кубинский народ за возможность посетить страну и встретиться как с ее руководством, так и с гражданами, несогласными с политикой правительства. Экс-президент заявил о целесообразности снятия торгового эмбарго и других ограничений, от которых больше страдает кубинский народ, чем правительство. Была выражена надежда на то, что в перспективе между США и Кубой будут установлены нормальные дипломатические отношения и сняты все ограничения на поездки граждан, а кубинский народ сможет пользоваться свободой, правом на объединения и путешествия. Было высказано и пожелание об освобождении как А.Гросса, которого экс-президент считает невиновным, так и членов «кубинской пятерки», которые, даже если и виновны, уже провели в американских тюрьмах более 12 лет и понесли соответствующее наказание.
Несмотря на усилия Дж. Картера, нормализация кубино-американских отношений в краткосрочной перспективе представляется маловероятной из-за многочисленных противоречий, накопившихся в послереволюционный период. Американская сторона не использовала возможности, открывшиеся после прихода к власти Б.Обамы, и по-прежнему находится под сильным влиянием антикастристского лобби, которое усилило свои позиции после изменения соотношения сил в пользу республиканцев в Конгрессе США. Вряд ли можно ожидать и радикального пересмотра позиций кубинской стороны. Несмотря на освобождение практически всех политических заключенных и снятие некоторых ограничений на деятельность частного сектора, экономические реформы не предполагают политический либерализации, в ближайшей перспективе вряд ли будут реализованы и пожелания США о разрешении на острове политического плюрализма и оппозиционной деятельности. В самих Соединенных Штатах, особенно среди кубинской общины, итоги поездки были оценены скорее негативно. Как выразился американский сенатор Роберт Менендес, визит Дж.Картера был «не тем сигналом, не в то время и не в том месте». Тем не менее, состоявшиеся встречи помогли лучше понять официальные позиции сторон и еще раз убедиться в политической неоднородности как американского, так и кубинского общества.
Збигнев Ивановский
Егор Прусов
Латиноамериканское турне У. Чавеса
С 28 по 31 марта 2011 г. президент Венесуэлы Уго Чавес посетил Аргентину, Уругвай и Боливию. Первая в текущем году зарубежная поездка венесуэльского лидера стала своеобразным ответом на латиноамериканское турне Барака Обамы. Оба политика стремились усилить свое влияние в регионе и завоевать доверие латиноамериканских соседей. В какой-то мере это связано с постепенным снижением уровня популярности У.Чавеса: по словам заместителя государственного секретаря США по проблемам Западного полушария Артуро Валенсуэлы в настоящее время лишь 30% граждан региона имеют позитивный образ боливарианской Венесуэлы, что вдвое ниже популярности США. Личная же популярность У.Чавеса, согласно данным мексиканского социологического агентства Consulta Mitofsky всего на три пункта выше, чем у Б. Обамы (соответственно 50 и 47%). В условиях внешнеполитической конкуренции США и Венесуэла по-прежнему остаются главными политическими антиподами в Западном полушарии, несмотря на относительно хорошие личные отношения между президентами. Лейтмотивом визитов У.Чавеса было укрепление латиноамериканской интеграции: на фоне внутриполитической нестабильности, связанной, в первую очередь, с наличием мощной парламентской оппозиции, У.Чавес стремится найти союзников в ближайшем внешнеполитическом окружении и заручиться их поддержкой в случае возможного внутреннего кризиса.
По итогам переговоров с аргентинским президентом Кристиной Фернандес де Киршнер подписаны договоры на сумму 84 млн долларов. Аргентина взяла на себя обязательство построить к 2012-2013 гг. 16 речных танкеров для венесуэльской нефтяной корпорации PDVSA. Кроме того, Аргентина поставит Венесуэле 27 тыс. автомобилей общей стоимостью 200 млн долл., 3,4 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и готова передать некоторые технологии. Новое оборудование позволит увеличить производство продуктов питания на 48% и в какой-то мере ослабить зависимость страны от импорта.
В последнее время экономические связи между двумя странами заметно укрепились. В течение 2010 г. аргентинский экспорт в Венесуэлу вырос на 35% и составил 1,4 млрд долларов. Венесуэльский экспорт за аналогичный период увеличился на 39% и достиг 21 млрд. У.Чавес призывает развивать интеграцию в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR). В то время как США делают ставку на Бразилию, Венесуэла видит качестве основного партнера Аргентину.
В Монтевидео экономическая составляющая визита была минимальной. У.Чавес предложил Уругваю совместно использовать для обеспечения информационной независимости технологические возможности спутника «Симон Боливар». Венесуэльский президент стремился использовать уругвайского президента Хосе Мухику для лоббирования своих интересов в MERCOSUR, к которому Венесуэла пытается присоединиться в качестве постоянного члена с 2006 года. В результате уругвайский лидер призвал парагвайский парламент ратифицировать вступление в блок Венесуэлы (остальные государства уже приняли соответствующее решение). Идея латиноамериканской интеграции нашла отражение и в призывах к укреплению Боливарианского альянса для Америк (ALBA). Выступая на встрече с представителями Федерации университетских студентов (FEU), Чавес обратился к уругвайским социальным движениям, профсоюзам и студенческим организациям войти в состав Совета по социальным движениям ALBA – органа, призванного обеспечивать сотрудничество между государством и гражданским обществом в продвижении боливарианской интеграции. (По уставу ALBA его членом наряду с государствами могут стать и отдельные организации и движения). Таким образом, для расширения социальной базы ALBA Венесуэла явно делает ставку на популяризацию идей боливаризма на уровне низовых структур.
В Боливии У. Чавес подписал 18 новых двусторонних соглашений, главное из которых – создание совместного сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, Венесуэла предоставила Ла-Пасу кредит, размер которого не афишировался. (С момента прихода к власти Э. Моралеса в 2006 г. внешний долг Боливии Венесуэле вырос с 32,8 до 301 млн долларов). Венесуэла заинтересована в разработке залежей боливийского лития (Боливия владеет половиной мировых запасов этого металла). В отличие от других партнеров, ограничивающихся добычей и импортом этого металла, Венесуэла планирует создать на территории Боливии совместное предприятие по производству литиевых батарей. Постоянным рефреном в дискурсе У.Чавеса во время визита звучала тема боливарианской интеграции, озвученная на встрече с представителями социальных движений.
Из-за технических неполадок в президентском самолете визит У.Чавеса в Колумбию перенесен на апрель 2011 года.
Андрей Пятаков