АПРЕЛЬ 2011 ГОДА
- Результаты второго тура всеобщих выборов в Гаити
- Президентские выборы в Перу: второй тур пройдет без центристов
- VI съезд Компартии Кубы: курс на сохранение социализма с национальной спецификой
- Тихоокеанский альянс – новое интеграционное объединение в Латинской Америке
- Активизация внешней политики Колумбии
Результаты второго тура всеобщих выборов в Гаити
В соответствии с избирательным законодательством первый тур всеобщих выборов первоначально был запланирован на 28 февраля 2010 г., однако из-за разрушительного землетрясения, сотрясшего остров в январе прошлого года и унесшего жизни более 300 тыс. чел., прошел только 28 ноября 2010 года. Относительное большинство голосов (31,3%) получила Мирланд Манига, сенатор, проректор столичного Университета Кискейа, жена экс-президента Гаити Лесли Манига, занимавшего свой пост с января по июнь 1988 г. и свергнутого своим предшественником генерал-лейтенантом Анри Намфи. М.Манига представляет Объединение прогрессивных национал-демократов (RDNP) – одну из крупнейших оппозиционных сил в стране. Главным пунктами ее предвыборной кампании стали борьба с коррупцией, ликвидация неграмотности и развитие системы образования, предоставление двойного гражданства для многочисленной гаитянской диаспоры. Эта политическая программа получила название «капитализма с человеческим лицом» и во многом напоминает меры, принятые в Бразилии президентом Л.И.Лулой да Силвой (2003–2010).
Второе место по результатам голосования занял ставленник действующего президента Рене Преваля от партии «Единство» (Unité) Жюд Селестен (22,5% голосов). Выход во второй тур представителя действующей власти, предположительно в результате фальсификации, вызвал в стране мощную волну протестов, в ходе столкновений имелись человеческие жертвы.
Во время политического кризиса по рекомендации Организации американских государств, наблюдавшей за процессом подсчета голосов, и под давлением ряда международных организаций кандидатура Ж.Селестена был снята, что открыло дорогу во второй тур Мишелю Мартелли (21,8%). М.Мартелли по прозвищу «Сладкий Микки» никогда не занимал государственных должностей, а своей известностью обязан карьере музыканта – пионера музыкального направления «компа», сложившегося на основе традиционной гаитянской музыки. Он жил в США, после изгнания диктатора Жана Клода Дювалье (1971–1986) вернулся в Гаити. С начала 1990-х гг. является лидером оппозиционной партии «Крестьянский ответ» (RC). Среди основных пунктов его предвыборной программы – помощь бедным, бесплатное образование для детей и экономический рост Гаити.
Во втором туре всеобщих выборов (20 марта 2011 г.) 68% избирателей отдали предпочтение М.Мартелли, его соперница М.Манига получила только 31,7% голосов. Официальные итоги выборов были объявлены только 16 апреля 2011 года.
По результатам частичных парламентских выборов переизбирался полный состав Палаты депутатов и треть Сената. В результате голосования партия Р.Преваля получила 48 из 99 мест в нижней и 17 из 30 мест в верхней палате. Согласно конституции партия «Единство» может предложить кандидатуру премьер-министра, которого назначает президент. Оппозиционная «Альтернатива» получила семь мест в нижней и шесть в верхней палате, а партия избранного президента – только 3 места в нижней палате.
Гаити – самая бедная страна региона, занимающая 150-е место из 177 по индексу гуманитарного развития ООН. 80% ее населения живет ниже черты бедности. Учитывая бедственное положение погруженной в нищету и коррупцию страны, усугубившееся в результате землетрясения и последовавшей за ним эпидемии холеры, прошедшие выборы имели для государства ключевое значение. От их исхода во многом зависело, получит ли Гаити необходимую на восстановление международную помощь.
Инаугурация избранного президента пройдет 14 мая 2011 года. Перед ним стоит непростая задача восстановить переживающую острейший гуманитарный и санитарный кризис страну. Вместе с тем факт прихода к власти оппозиционного лидера и относительно спокойная атмосфера во время второго тура выборов свидетельствуют о важном шаге гаитянского народа на пути к демократии.
Алексей Чернышев
Президентские выборы в Перу: второй тур пройдет без центристов
10 апреля 2011 г. перуанцы избирали главу государства, первого и второго вице-президентов, депутатов Конгресса республики и представителей Андского парламента – совещательного органа при Андском сообществе наций (CAN) в составе Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора. Ни один из 11 участников президентской гонки не набрал по итогам голосования абсолютного большинства. Во второй тур вышли лидер Перуанской националистической партии (PNP) Ольянта Умала (31,7% голосов) и представитель правой партии «Сила–2011» Кейко Фухимори (23,5%).
48-летний О.Умала – отставной военный, идеологическая база его партии основывается на антиимпериализме, критике неолиберализма и «андско-амазонском социализме» известного политика и мыслителя, основателя Перуанской коммунистической партии (PCP) Хосе Карлоса Мариатеги. Последователи доктрины выступают за создание общества нового типа – без эксплуатации и на основе ценностей андской цивилизации, основанных на общинном землевладении, культурных традициях коренного населения и бережном отношении к земле. Сильное влияние на политические взгляды О.Умалы оказал его отец Исаак – индеец кечуа, исповедующий этнокасеризм. (Эта идеология, опирающаяся на крайний национализм и культ империи инков – Тауантинсуйу, получила название от имени героя Тихоокеанской войны против Чили (1879–1883), экс-президента Андреса Авелино Касереса). Все семеро детей носят инкские имена.
В 2000 г. О.Умала вместе с братом Антауро возглавил неудавшийся военный переворот против президента страны Альберто Фухимори (1990–2000), в 2006 г. принял участие в президентских выборах, проиграв во втором туре А.Гарсиа, представляющему Перуанскую апристскую партию (PAP). (В настоящее время А.Умала отбывает 25-летний тюремный срок за попытку свержения в 2005 г. президента А.Толедо). На имидже придерживающегося леворадикальных и националистических взглядов О.Умалы отрицательно сказалось сближение с венесуэльским лидером Уго Чавесом, в результате в 2006 г. избиратели предпочли более умеренного А.Гарсиа, несмотря на неудовлетворительные итоги его первого президентства (1985–1990).
На выборах 2011 г. Умала представляет коалицию «Перу победит» (GP), в которую, помимо PNP, вошли традиционные левые партии – PCP, Социалистическая партия (PS), Революционная социалистическая партия (PSR) и Политическое движение «Социалистический голос» (MPVS). Коалиция также пользуется поддержкой значительной части движения «Лима для всех», многочисленных региональных движений, Конфедерации трудящихся Перу (CTP) и части крестьянства. GP добилась преимущества в 15 из 25 департаментов – преимущественно в южной и центральной частях страны, где проживает индейское население, составляющее, по разным оценкам, до 50% от общей численности перуанцев.
В ходе нынешней предвыборной кампании Умала демонстрировал большую умеренность во взглядах, старался дистанцироваться от У.Чавеса и «смягчить» свой имидж радикала образца 2006 года. Лидер PNP по-прежнему делает ставку на решение социальных проблем (за чертой бедности находится более 30% населения), обещает не ограничивать свободу слова, не создавать препятствий для иностранных инвестиций, развивать отношения с США и в целом не менять модель экономического развития. (В течение последних лет перуанская экономика характеризуется устойчивыми темпами роста, достигающими 8% в год.) Многие аналитики связывают эту метаморфозу Умалы с работой имиджмейкеров экс-президента Бразилии Л.И.Лулы да Силвы (2003–2010), который также прошел эволюцию от леворадикального профсоюзного лидера до умеренного левоцентристского политика.
Электоральная база 35-летней К.Фухимори сконцентрирована в столичной Лиме, где проживает самое большое число избирателей. Кейко – дочь А.Фухимори, с 2009 г. отбывающего 25-летнее тюремное заключение за нарушения прав человека и создание «эскадронов смерти» для борьбы с леворадикальными партизанскими движениями «Сендеро Луминосо» (SL) и Революционное движение им. Тупака Амару (MRTA).
С 1994 по 2000 г. К.Фухимори исполняла обязанности первой леди Перу, а с 2006 г. является депутатом конгресса. Ее выход во второй тур стал в определенной степени неожиданным. По данным соцопросов, большая часть электората Кейко – это избиратели, симпатизирующие ее отцу и надеющиеся на продолжение его классического неолиберального курса. Вместе с тем именно родство с бывшим президентом делает ее кандидатуру неприемлемой для многих перуанцев, в сознании которых Фухимори ассоциируется с разгулом коррупции, авторитаризмом и нарушениями прав человека. Кроме того, в случае своей победы К.Фухимори сможет использовать властные рычаги для освобождения отца из тюрьмы, что также неприемлемо для значительной части граждан.
Третье место по результатам первого тура занял 72-летний экономист и политик Педро Пабло Кучинский, представляющий Альянс за большие перемены (APGC) и набравший 18,5% голосов. Кучинский родился в польско-французской семье, получил образование в Оксфордском и Принстонском университетах, работал во Всемирном банке и Международном валютном фонде (МВФ), ранее занимал посты министра энергетики и горнодобывающей промышленности (1980–1982), министра финансов и экономики (2001–2002, 2004–2005) и председателя Совета министров (2005–2006).
Экс-президент Алехандро Толедо (2001–2006), кандидат от партии «Возможное Перу» (PP), занял только четвертое место с 15,6% голосов. Бывший глава государства – выходец из крестьянской семьи индейцев кечуа, образование получил в Стэнфордском университете, после чего работал в ООН, Всемирном банке (ВБ) и Межамериканском банке развития (МАБР). На президентских выборах 1995 г. проиграл А.Фухимори, набрав всего 3% голосов, однако в 2001 г. обошел нынешнего главу государства А.Гарсиа. Период правления Толедо характеризуется стабильным экономическим ростом, в среднем составлявшим 6% в год, укрощением инфляции, упавшей до 1,5%, и созданием специальной программы по борьбе с бедностью «Вместе» (Juntos).
Объединению электората Кучинского и Толедо и выдвижению единой кандидатуры помешали разногласия личного характера, хотя, учитывая близость их позиций по основным вопросам экономического и политического развития, подобный шаг был бы целесообразен.
Среди участников президентской гонки, выбывших после первого тура, следует выделить и Луиса Кастаньеду Лоссио, кандидата от партии «Национальная солидарность» (SN) и экс-мэра Лимы (2003–2010). Он набрал 9,8% голосов и занял лишь пятое место. Остальные шесть кандидатов набрали менее одного процента.
Таким образом, во втором туре выборов 5 июня 2011 г. не будут представлены умеренные политики, а оба претендента так или иначе ассоциируются с крайними взглядами. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в конце апреля агентством Ipsos Apoyo, большинство сторонников Толедо во втором туре отдадут предпочтение Умале, а К.Фухимори получит поддержку значительной части электората Кучинского и Кастаньеды. Пока Умалу поддерживает 42% избирателей, однако разрыв с его соперницей сократился и составил 6%.
Определенное влияние на волеизъявление граждан должно оказать мнение лауреата Нобелевской премии по литературе за 2010 г. Марио Варгаса Льосы. В 2006 г. знаменитый перуанец резко критиковал леворадикальные взгляды Умалы, однако в преддверии второго тура выборов 2011 г., опасаясь возвращения «фухиморизма», призвал голосовать за лидера GP и выразил надежду, что в случае победы Умала возьмет на вооружение не венесуэльскую, а бразильскую модель.
На результатах первого тура выборов сказался целый ряд факторов, характерных для современной политической ситуации в Перу. Во-первых, на фоне продолжающегося кризиса партийно-политической системы правящая Перуанская апристсткая партия не смогла выдвинуть собственного кандидата для участия в выборах. Во-вторых, из-за слабости политических партий реальные шансы прийти к власти получают фактически случайные люди. Если бы во второй тур вместе с Умалой вышел один из умеренных кандидатов, повторилась бы ситуация 2006 г., и шансы леворадикального политика были бы существенно ниже. Предугадать исход второго тура непросто: у каждого из кандидатов есть как сильные, так и слабые стороны, и все будет зависеть от их дальнейших шагов по привлечению не определившихся с решением избирателей.
На парламентских выборах 47 из 130 мест в Конгрессе республики получил альянс «Перу победит», 37 – «Сила-2011», 21 – Возможное Перу, 12 – Альянс за большие перемены, 9 – «Национальная солидарность, и 4 – Перуанская апристская партия.
Алексей Чернышев
VI съезд Компартии Кубы: курс на сохранение социализма с национальной спецификой
С 16 по 19 апреля 2011 г. на Кубе после 14-летнего перерыва состоялся очередной форум коммунистов. Накануне открытия состоялись военный парад и массовая демонстрация, ставившие задачу продемонстрировать приверженность кубинского народа идеалам социализма. Символически съезд был приурочен к 50-летней годовщине событий на Плайя-Хирон, где потерпели сокрушительное поражение противники революции, организованные и финансированные Соединенными Штатами. Именно после этого руководство страны стало позиционировать Кубу как осажденную крепость, было объявлено о социалистическом характере революции и сформировался нынешний режим личной власти, основанный на господстве однопартийной системы, марксистко-ленинской идеологии и полном контроле государства над экономикой и общественной жизнью.
Основной задачей высшего руководящего органа партии стала выработка стратегии дальнейшего развития. Еще в ноябре 2010 г. для широкого обсуждения были представлены «Основные направления экономической и социальной политики партии и революции», с декабря прошлого по февраль нынешнего года в трудовых коллективах и по месту жительства было организовано 163 тыс. открытых партсобрания, в которых приняло участие практически все взрослое население страны (8,9 из 11,2 млн человек). По итогам обсуждения были внесены существенные изменения в текст документа, число тезисов возросло с 291 до 311, при этом только 94 пункта не подверглись редактированию. Проект обсуждался на очередной сессии Национальной ассамблеи народной власти в декабре 2010 г. и был утвержден в марте 2011 г. на заседании политбюро партии и исполкоме Совета министров с участием секретариата ЦК, руководства Профцентра трудящихся Кубы, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций.
Более половины предложений касались изменений в социально-экономической политике, в первую очередь, предлагаемой правительством постепенной отмены карточной системы. Распределение основных продуктов питания и товаров первой необходимости было введено вскоре после революции. В условиях крайне низкого уровня доходов эта мера до настоящего времени гарантирует значительной части кубинцев, не получающих переводов из-за рубежа и не имеющих дополнительных доходов, возможность физического выживания. В то же время обеспечение всего населения товарами по субсидируемым ценам ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, вызывает иждивенческие настроения, порождает спекуляцию и обширный черный рынок, приводит к полному отсутствию материальной заинтересованности и не отражает реальный трудовой вклад работника. Утвержденная съездом постепенная отмена распределительной системы рассматривается в качестве одной из основных мер по искоренению глубоких деформаций в функционировании экономики и общества в целом. В дальнейшем предполагается ликвидировать параллельную денежную единицу (абсолютное большинство граждан получает заработную плату в кубинских песо, однако вынуждено покупать все товары, не входящие в минимальную потребительскую корзину, за т.н. конвертируемые песо, полученные в результате обмена иностранной валюты). Как было заявлено в выступлении Рауля Кастро, отныне социальные субсидии будут носить адресный характер и охватывать только остро нуждающихся граждан. В то же время сохраняются бесплатное образование и здравоохранение, система социальной защиты, государство и впредь будет заниматься развитием физической культуры и спорта, охранять культурное наследие и обеспечивать дальнейшее развитие науки, культуры и искусства. При этом руководство страны однозначно высказывается против шоковой терапии, предлагаемые меры будут водиться в жизнь в течение ближайших пяти лет.
Съезд продолжил курс на рационализацию использования рабочей силы. Ранее было принято решение сократить государственный сектор на 500 тыс. чел. в течение полугода (в течение ближайших трех лет эта цифра могла составить от 1 до 1,5 млн) и предоставить им возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Тем не менее, эта мера оказалась достаточно болезненной, темпы сокращения штатов замедлились. С октября 2010 г. по конец апреля 2011 г. самостоятельными работниками стали 200 тыс. человек, даже при таких темпах число лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, удвоилось. 68,3% получивших лицензию на индивидуальную трудовую деятельность в течение октября – января составляют бывшие безработные. Многие граждане из-за высоких налогов, отсутствия сырья и материалов и многочисленных бюрократических проблем отказываются от полученных лицензий.
Для повышения эффективности сельского хозяйства и смягчения продовольственной проблемы крестьяне получат в аренду сроком на 10 лет необрабатываемые плодородные земли. Съезд продолжил линию на снятие необоснованных ограничений и разрешил кубинским гражданам покупку и продажу квартир и автомобилей, открывается возможность предоставления кредитов лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью и всему населению в целом.
Как было отмечено на форуме, рост негосударственного сектора экономики отнюдь не означает приватизации общественной собственности. Его цель – способствовать строительству социализма, дать возможность государству сосредоточиться на повышении эффективности основных средств производства и освободиться от деятельности, не являющейся стратегической для страны.
В обсуждавшемся проекте основных направлений не нашли отражения 45 предложений, допускавших концентрацию собственности, частичную приватизацию, создание мелких и средних частных предприятий, расширение возможности найма рабочей силы и внутреннего рынка, которые, по мнению нынешнего руководства, противоречат сущности кубинской модели социализма.
Рационализация экономики предполагает ослабление чрезмерной централизации, начиная с правительства и заканчивая местной администрацией, постепенное повышение автономии социалистических предприятий. Первостепенная роль сохраняется за планированием, хотя и не игнорируются тенденции развития рынка, позволяющие сделать план более гибким и вносить в него изменения. В течение двух последних лет уже проводятся исследования, касающиеся совершенствования функций и структуры руководящих органов различного уровня, в этом же ключе можно рассматривать и изменение административно-территориального деления страны и создание двух новых провинций – Майабеке и Артемиса.
Важная роль в обеспечении эффективности управления, подготовки и повышения квалификации кадров отводится партийным школам различного уровня, которые должны внести необходимые изменения в программы обучения и тесно сотрудничать с профессиональными организациями, в частности, с Национальной ассоциацией экономистов и бухгалтеров.
Для контроля над воплощением в жизнь намеченных преобразований, координации деятельности всех структур и внесения необходимых изменений в основные направления развития создается специальная правительственная комиссия, непосредственно подчиняющаяся председателю Государственного совета и Совета министров. В обязанности входящего в ее состав специального юридического подразделения входит разработка законодательства, обеспечивающего осуществление намеченных реформ.
В условиях корректировки социально-экономической модели первостепенное значение в разъяснении проводимой политики и освещении хода преобразований имеют средства массовой информации, работа которых подверглась резкой критике. СМИ обвинялись в формализме, триумфализме, поверхностности и скучности многих материалов. Одновременно отмечалось, что журналисты не имеют доступа к необходимой информации, к специалистам и должностным лицам, отвечающим за соответствующие проблемы.
В новых условиях ЦК партии действительно должен стать высшим руководящим органом в период между съездами, осуществлять широкий контроль над воплощением в жизнь разработанной съездом программы экономического и социального развития, кадровой политики и идеологической работы. В дальнейшем пленумы ЦК должны проводиться, по меньшей мере, два раза в год, и превратиться в форумы для обсуждения назревших проблем.
Продолжится практика еженедельных совместных заседаний политбюро и исполкома Совета министров, равным образом как и участия в ежемесячных заседаниях Совета министров в качестве приглашенных членов политбюро и секретариата, Государственного совета, руководства Национальной ассамблеи народной власти, Профцентра трудящихся, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций, первых секретарей провинциальных комитетов партии и председателей советов администрации провинций. В рамках децентрализации предполагается четче разграничить полномочия в финансовой и бюджетной сфере Национальной ассамблеи и местных органов народной власти за счет большей автономии последних, ограничение сроков полномочий должностных лиц требует внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство.
Другие изменения в партийной жизни предполагают покончить с поверхностностью и формализмом в идеологической работе, сократить количество бесчисленных продолжительных собраний и заседаний в рабочее время. Признана ошибочной и практика назначения на любые руководящие должности исключительно членов партии и коммунистической молодежи.
На съезде была изложена и точка зрения кубинского руководства на современное положение в мире. По мнению Р.Кастро, мировой экономический кризис носит системный характер, его последствия ложатся на плечи трудящихся в развитых и особенно в развивающихся странах, рост цен на нефть и продовольствие приводит к крайней бедности сотни миллионов людей. Индустриально развитые государства обвиняются в отсутствии политической воли, направленной на предотвращение нежелательных климатических изменений и надвигающейся экологической катастрофы.
Смена режимов на Ближнем Востоке интерпретируется как выступления народных масс против коррумпированных и эксплуататорских проамериканских и проевропейских правительств, а аналогичные события в Ливии – как предлог НАТО распространить глобальную военную угрозу для обеспечения своих геостратегических интересов и доступа к нефти. Одновременно США и НАТО обвиняются в агрессивном вмешательстве в страны третьего мира для грабежа их ресурсов, в навязывании ООН двойных стандартов и в обмане общественного мнения благодаря монополии на средства массовой информации.
Р.Кастро отметил, что Куба активно сотрудничает со 101 развивающейся страной, оказывая многим посильную помощь, и выразил солидарность с леворадикальными правительствами региона. Высокую оценку получили интеграционные процессы в рамках Боливарианского альянса для Америк (ALBA), Союза южноамериканских наций (UNASUR) и создаваемого в противовес ОАГ Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Традиционно резкой критике подверглась антикубинская политика США, которые обвиняются не только в экономической, торговой и финансовой блокаде острова, но и в государственном терроризме, стремлении вызвать нестабильность и вмешиваться во внутренние дела. Одновременно кубинский руководитель в очередной раз выразил готовность к диалогу и нормализации отношений с северным соседом на условиях взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела. В глобальном масштабе Куба выступает за соблюдение принципов международного права, поддерживает принцип суверенного равенства государств и право народов на самоопределение, отвергает использование силы, агрессию, завоевательные войны, грабеж природных ресурсов и эксплуатацию человека человеком.
В нынешней международной ситуации остаются в силе доктрина всенародной войны, укрепление обороноспособности страны и модернизация вооруженных сил. Учитывая недоступные цены на вооружение на мировой рынке, Куба опирается на имеющиеся собственные ресурсы, при этом ей удалось не только сохранить уровень обороноспособности, но и добиться модернизации вооружения.
В выступлении Р.Кастро была затронута и продолжающаяся во всем мире кампания по защите прав человека на Кубе. В докладе отмечается, что Куба является одной из самых безопасных и спокойных стран, где нет наркобизнеса и организованной преступности, не используется детский труд, нет нищих, не подавляются выступления трудящихся и не применяются пытки. Досрочное освобождение политических заключенных, которые, по мнению кубинского руководства, находятся на службе иностранной державы и организовали контрреволюционный заговор в трудные для страны времена, рассматривается как суверенное решение кубинского правительства, при этом дается высокая оценка позиции руководства католической церкви и бывшего министра иностранных дел Испании М.А.Моратиноса. В целом международная кампания, направленная на соблюдение прав человека на острове, считается безосновательной и рассматривается как стремление США и ЕС добиться безоговорочного поражения Кубы и немедленного демонтажа социалистического строя.
В то время как предлагаемые экономические и социальные реформы были известны заранее, наибольшую интригу представляли возможные кадровые изменения. Вопреки ожиданиям, Фидель Кастро не занял никаких официальных постов и не вошел в состав нового политбюро и Центрального комитета. Символическое появление лидера революции на закрытии съезда фактически означало его прощание с политической деятельностью. Тем не менее, Ф.Кастро пользуется высоким авторитетом в партии и сможет и впредь оказывать влияние на проводимую политику. Как и ожидалось, председатель Госсовета и Совета министров Р.Кастро одновременно занял и пост первого секретаря партии. Другие кадровые изменения показали заметное усиление его позиций и повысили и без того крайне высокую концентрацию власти. Вторым секретарем стал Хосе Рамон Мачадо Вентура, занимающий второе место в табели о рангах в правительственных и государственных структурах и представляющий ортодоксальное крыло компартии. Численность политбюро сокращена с 24 до 15 человек, 12 из них находились и в его прежнем составе и представлены главным образом активными участниками Кубинской революции и генералитетом. Среди новых лиц – заместитель председателя Совета министров и руководитель Постоянной комиссии по реализации социальной и экономической политики Марино Мурильо Хорхе, только что назначенный министр экономики и планирования Адель Искьердо Родригес и первый секретарь столичного отделения компартии Мерседес Лопес Асеа. На М.Мурильо и А.Искьердо фактически возлагается ответственность за практическое осуществление намеченных реформ, по всей вероятности, удельный вес этих деятелей в кубинской политике будет возрастать. Включение в состав политбюро М.Лопес объясняется важностью партийной организации столицы в деятельности партии и развитии экономики страны.
Численность Центрального комитета сократилась со 150 до 115 чел., его состав обновился наполовину, заметно увеличился удельный вес женщин (с 13,3 до 41,7%), негров и мулатов (с 21 до 31,3%). В состав ЦК включено 27 генералов (в том числе три исторических команданте – Р.Кастро, Р. Вальдес и Г.Гарсиа). Членами ЦК стали и два зятя Рауля Кастро.
Таким образом, объявленного разделения партийных и государственных функций не произошло, все ключевые партийные посты заняли представители высшей государственной иерархии. Бросается в глаза и резкое усиление позиций вооруженных сил в руководстве страны, представители которых составляют большинство членов политбюро и почти четверть ЦК. Примечательно, что основные направления экономического и социального развития страны также принимались съездом партии, а не высшими государственными органами.
Несмотря на декларативные призывы к обновлению кадров за счет «детей и внуков революции», молодежь представлена крайне слабо. Самому Р.Кастро в этом году исполняется 80 лет, второй секретарь компартии Х.Р.Мачадо Вентура старше его на год. Средний возраст членов политбюро составляет 69 лет, только трое из 15 моложе 65 лет. Очевидно, что нынешнее руководство пока не готово к передаче власти молодому поколению, хотя именно молодежь была основной движущей силой Кубинской революции: Фидель Кастро пришел к власти в 32 года, Рауль – в 27 и Э.Че Гевара в 31 год.
Объясняя причины сложившейся ситуации, Р.Кастро отметил, что продвижение молодежи на высокие должности не всегда было удачным, в настоящее время нет необходимого резерва зрелых кадров, обладающих опытом, чтобы занять ответственные посты в партийных, правительственных и государственных структурах.
Важным изменением представляется решение об ограничении возможности занимать высшие посты максимум два срока продолжительностью по пять лет. (Это решение касается последующих поколений, поскольку нынешние лидеры руководят страной более полувека и не смогут находиться у власти более 10 лет по биологическим причинам).
Церемония закрытия также подчеркивала преобладание преемственности над переменами: съезд завершился исполнением «Интернационала», в президиуме Фидель Кастро поднимал руку избранного на его пост Рауля в окружении членов политбюро, 60% из которых составляли исторические лидеры и военные. По мнению зарубежной печати, партийный форум напоминал спектакль, в котором все исполнители хорошо знают сценарий и великолепно играют требуемые роли, все предлагаемые изменения принимались единогласно и не подвергались какой-либо критике, которая отражала бы реальное положение вещей.
Поскольку съезд сосредоточил свои усилия на обсуждении основных направлений социальной и экономической политики, новая роль компартии будет обсуждаться 28 января 2012 г. на ее Национальной конференции, которая «должна изменить все, что нужно изменить». Предполагается, что созываемая впервые конференция внесет изменения в стиль и методы партийной работы, закрепит руководящую роль партии как организованного авангарда Кубинской революции и высшей руководящей силы государства и общества, обсудит кадровую политику и определит временные полномочия партийных органов на всех уровнях. Партия, по мнению ее руководства, должна укрепить внутреннюю демократию, покончить с догматизмом, застоем, бюрократизмом, импровизацией, формализмом, оппортунизмом и фальшивым единодушием, пересмотреть систему отношений с Союзом коммунистической молодежи и другими массовыми организациями, преодолеть предрассудки по отношению к негосударственному сектору экономики, внесет необходимые изменения в устав и другие нормативные элементы. Р.Кастро подтвердил, что видит смысл своей жизни в защите, сохранении и развитии завоеваний социализма и ни при каких условиях не допустит возвращения капиталистического строя.
Пока трудно дать однозначную оценку предпринимаемым на Кубе реформам. С одной стороны, курс на создание смешанной, децентрализованной, планируемой с учетом рыночных тенденций экономики может способствовать ускорению позитивных изменений. С другой стороны, очевидно, что лица, руководившие страной более полувека, вряд ли смогут отказаться от своих убеждений и пойти на более радикальные перемены. Некорректно сравнивать корректировку кубинской социально-экономической модели с советской перестройкой, которая наряду с экономическими изменениями включала и политическую либерализацию и гласность, историческая элита сохраняет все ключевые посты, какие-либо альтернативные проекты или глубокие реформы оказались вне поля зрения. Экономические реформы на Кубе сохраняют в общих чертах советскую модель и носят крайне ограниченный характер по сравнению с преобразованиями в Китае и Вьетнаме. В этих странах при сохранении политического режима и руководящей роли компартии обеспечены высокий экономический рост и существенное улучшение социальной ситуации, сняты основные ограничения на деятельность частного сектора и личное обогащение граждан.
Збигнев Ивановский
Тихоокеанский альянс – новое интеграционное объединение в Латинской Америке
28 апреля 2011 г. главы четырех крупных государств, имеющих морскую границу в Тихом океане – Колумбии, Мексики, Перу и Чили – в перуанской столице Лиме подписали декларацию о создании Тихоокеанского альянса (АР). На встрече также присутствовал министр иностранных дел Панамы Хосе Антонио Гарсиа Белаунде, заявивший, что центральноамериканское государство готово участвовать в объединении в статусе наблюдателя.
Инициатива создать новое объединение впервые была предложена перуанским президентом Аланом Гарсиа в октябре 2010 г. в специальном письме, отправленном президентам Панамы, Колумбии, Перу, Эквадора, Чили и Мексики. Второй раз этот вопрос был поднят чилийским президентом Себастьяном Пиньерой на Ибероамериканском саммите в Мар-дель-Плата в декабре 2010 г., во время которого прошло отдельное совещание лидеров Чили, Колумбии, Перу и Мексики. В январе 2011 г. в Сантьяго встретились министры иностранных дел четырех государств, нынешняя встреча в Лиме – четвертый и финальный пункт переговорного процесса.
В учредительной декларации провозглашен многопрофильный характер объединения, его цель – способствовать как политической, так и экономической интеграции, в частности, создавать оптимальные условия для свободной циркуляции товаров, услуг и капиталов в регионе, стимулировать прямые иностранные инвестиции. Механизмом реализации этой цели станут договоры о свободной торговле (ДСТ), планируется также объединить биржи Сантьяго, Боготы, Лимы и Мехико.
Ряд аналитиков видят в появлении нового блока попытку реанимировать зашедшие в тупик в 2005 г. переговоры о Зоне свободной торговли Америк (ALCA) и считают, что альянс может стать проводником интересов транснациональных корпораций и частного капитала США в Латинской Америке. Пока эти опасения представляются преждевременными, поскольку на данный момент в официальных документах объединения упоминание о Соединенных Штатах отсутствует. Вместе с тем они не беспочвенны, поскольку все четыре государства уже заключили двусторонние ДСТ с США (договор с Колумбией находится на стадии ратификации). С формированием альянса появляется возможность заключить коллективный договор, напоминающий Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA). Логика единой экономической политики, ориентированной на сближение с Вашингтоном, вполне может способствовать возвращению к почти преданному забвению проекту ALCA. Некоторые предпосылки для этого уже имеются. Так, в итоговой декларации говорится о создании специальной комиссии на уровне министров иностранных дел по унификации условий объединения договоров о свободной торговле, действующих между государствами.
Кроме того, налицо явное соперничество между новым блоком и Южноамериканским общим рынком (MERCOSUR). Так, мексиканский президент Фелипе Кальдерон указал, что Тихоокеанский альянс обладает более мощным экономическим потенциалом по сравнению с MERCOSUR, объединяющим Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай: если в 2010 г. объем годового товарооборота в MERCOSUR составил 543 млрд долл., то в АР – 872,3 миллиарда. На долю четырех государств, входящих в новое объединение, приходится 55% всего латиноамериканского экспорта и 35% совокупного ВВП. Бразильская и аргентинская пресса видит в появлении нового блока определенную опасность снижения влияния Бразилии и MERCOSUR в регионе.
Тихоокеанский альянс может вдохнуть новые силы в Андское сообщество наций (CAN), которое в последнее время мало заметно на политической арене Латинской Америки. Новый альянс может придать ему больше динамизма в политическом и экономическом плане.
Поскольку во всех четырех государствах власть находится в руках умеренных правоцентристских и центристских сил, Тихоокеанский альянс может стать противовесом леворадикальному Боливарианскому альянсу для Америк (ALBA). В отношении Перу альянс может сыграть сдерживающую роль в случае победы националистического кандидата Ольянты Умалы во втором туре президентских выборов в июне 2011 г., поскольку членство в альянсе неизбежно послужит дополнительным фактором, обеспечивающим умеренность внутренней и внешней политики страны.
Важная стратегическая цель нового объединения – повысить роль латиноамериканских государств в Азиатско-тихоокеанском форуме экономической кооперации (APEC), объединяющем 21 государство мира (из четырех членов альянса в этой международной организации пока не состоит только Колумбия). Формат альянса позволит в большей степени координировать интересы латиноамериканского региона в рамках APEC. Возможно, коллективная политика объединения будет направлена на сдерживание развития отношений между Китаем и рядом левых режимов региона.
Следующий саммит нового объединения планируется провести в Мехико в декабре 2011 года.
Андрей Пятаков
Активизация внешней политики Колумбии
Апрель 2011 г. характеризовался активизацией внешнеполитической деятельности президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса, который встретился с руководством США, Венесуэлы, Испании и Германии.
7 апреля в ходе состоявшихся в Вашингтоне переговоров с Бараком Обамой были обсуждены возможности вступления в силу двустороннего договора о свободной торговле. Этот документ был подписан еще в 2007 г., однако до сих пор не ратифицирован Конгрессом США из-за пробелов, существующих в колумбийском законодательстве, в области гарантий трудового законодательства и прав профсоюзов, а также защиты профсоюзных лидеров от насилия. В последнее время в связи с реформированием соответствующих законов ключевые фигуры в обеих палатах американского конгресса выразили готовность к скорейшей ратификации договора. По мнению президентов двух стран, вступление в силу данного документа благоприятно отразится на экономике и будет способствовать дальнейшей демократизации Колумбии. В то же время ряд профсоюзных организаций этой латиноамериканской страны не выражают особого энтузиазма относительно ратификации договора и считают, что многие активисты по-прежнему рискуют своей жизнью: только с начала 2011 г. было убито шесть профсоюзных лидеров.
9 апреля в колумбийской Картахене состоялись переговоры Х.М.Сантоса с венесуэльским коллегой Уго Чавесом. Третья по счету встреча лидеров двух стран стала самой результативной: в общей сложности подписано 16 договоров в области энергетики, здравоохранения, туризма, науки и техники, сотрудничества приграничных районов и борьбы с наркотрафиком.
В связи с тем, что Венесуэла официально покинула Андское сообщество наций (CAN), главы двух государств условились продлить действовавшие правила на три месяца, в этот период должна быть создана новая правовая база для двусторонней торговли. Заключено соглашение о строительстве в Венесуэле сталелитейного завода, достигнуты договоренности о закупке венесуэльскими госкомпаниями необходимых компонентов для производства цемента. Кроме того, Венесуэла будет закупать ткани для производства рабочей одежды и школьной формы. Будет увеличено число авиарейсов между Каракасом и Боготой, в месячный срок предполагается разработать план поставок топлива для различных групп колумбийского населения.
Приграничное сотрудничество включает совместное финансирование ряда проектов, повышение производительности труда в сфере сельского хозяйства, в частности, в выращивании кофе, развитие инфраструктуры и т.д. Стороны договорились о поставках в Венесуэлу лекарственных средств и согласовали план совместного строительства фармацевтической фабрики и проведения профилактических мер в приграничных районах.
Стороны намерены координировать усилия по борьбе с наркотрафиком и обмениваться разведывательной информацией. Колумбия пошла навстречу Венесуэле и экстрадировала в эту страну известного наркодилера Валида Макледа (существовала вероятность его передачи американским властям).
По инициативе колумбийского правительства предпринята попытка нормализации ситуации вокруг Гондураса, относительно которой позиции сторон не совпадают (Колумбия выступает за восстановление членства Тегусигальпы в ОАГ, в то время как Венесуэла не признает легитимности нынешнего гондурасского президента Порфирио Лобо, избранного после государственного переворота 2009 года). У.Чавес и Х.М.Сантос встретились с П. Лобо, однако итоги переговоров на стали достоянием гласности.
В целом оба президента выразили удовлетворение достигнутыми договоренностями, отметив, что сам факт их подписания придаст новый импульс двусторонним отношениям и послужит углублению добрососедского сотрудничества. У.Чавес призвал и остальные латиноамериканские страны к большей кооперации, что способствовало бы консолидации мира и демократии и предотвращению потенциальных конфликтов в регионе. Главы обоих государств согласились с тем, что двусторонним отношениям требуется больший динамизм, в особенности в восстановлении товарооборота, обрушившегося после разрыва в 2010 г. дипломатических отношений. Очередную встречу на высшем уровне планируется провести в июле 2011 г. в Венесуэле.
11 апреля во время официального визита в Испанию Х.М.Сантос встретился с королем Хуаном Карлосом I, который выразил поддержку Колумбии в борьбе с терроризмом и преступностью и поздравил президента с достигнутыми успехами. Была отмечена важная роль Колумбии в обеспечении баланса, налаживании политического диалога и сотрудничества в регионе. Председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро также выразил солидарность колумбийскому президенту в борьбе с терроризмом и подчеркнул, что в свою очередь Колумбия всегда выражала поддержку Испании в борьбе с террористической группировкой ETA.
Стороны обсудили возможности углубления экономического сотрудничества. Х.М.Сантос отметил важную роль испанского капитала в развитии колумбийской экономики и подчеркнул, что существуют возможности для притока инвестиций, в том числе и в инфраструктуру, что могло бы повысить конкурентоспособность Колумбии на мировой арене. По мнению министра транспорта Колумбии Хермана Кардоны Гутьерреса, только в эту отрасль страна способна привлечь в ближайшие годы инвестиции, достигающие 40 млн долларов. Министр развития Испании Хосе Бланко и представители испанского бизнеса позитивно восприняли намерения Сантоса о привлечении иностранного капитала и призвали власти этой страны к обеспечению благоприятного инвестиционного климата и сохранению действующего законодательства, особенно в энергетическом секторе. Родригес Сапатеро заявил, что в 2011 – 2014 гг. Испания планирует инвестировать в колумбийскую экономику 300 млн долларов. На данный момент по объему капиталовложений в Колумбии она уступает только США.
13 апреля во время переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель стороны обсудили ход подготовки договора о зоне свободной торговли между Евросоюзом и Колумбией и вопросы политического сотрудничества. А.Меркель выразила полную поддержку мерам колумбийского правительства, направленным на преодоление внутреннего вооруженного конфликта. Стороны согласились, что принятый в Колумбии закон о возвращении крестьянам земель, захваченных незаконными вооруженными формированиями, является важным шагом в обеспечении демократии и установлении мира. Х.М.Сантос выразил благодарность за активную поддержку его страны в борьбе с терроризмом и наркотрафиком и высказал пожелание об участии Германии в оказании помощи колумбийским фермерам, добившимся возвращения своих участков.
Руководители двух государств объявили об успешном завершении переговорного процесса о создании зоны свободной торговли, на данный момент речь идет о скорейшей практической реализации достигнутых договоренностей. По мнению бундесканцлера, создание подобной зоны способно существенно обогатить экономические отношения как между Колумбией и Германией, так и Евросоюзом в целом. Для этого уже существует хорошая база: с 2005 по 2010 г. колумбийско-немецкий товарооборот возрос на 45%, при этом колумбийский экспорт составил 250 млн долл., в то время как на немецкий – более 1,6 млрд долларов. Х.М.Сантос выразил надежду, что будущий договор будет способствовать как росту торговли, так и привлечению иностранных инвестиций в Колумбию. Двусторонние отношения не ограничиваются экономикой, важную роль играет сотрудничество в области науки и образования, с каждым годом увеличивается число обучающихся в ФРГ колумбийцев (на данный момент это третья по численности группа среди латиноамериканцев).
Таким образом, налицо успехи колумбийского президента в укреплении курса на открытую экономику и привлечение иностранных инвестиций, в результате вступления в силу договоров о свободной торговле все стороны получили бы дополнительные преимущества. Одновременно приток инвестиций из развитых стран помог бы создать дополнительные рабочие места в Колумбии, где наблюдается высокий уровень безработицы, и в конечном счете способствовать ликвидации социальных причин внутреннего вооруженного конфликта.
Стало свершившимся фактом и качественное улучшение колумбийско-венесуэльских отношений, казавшееся маловероятным еще в июле прошлого года. Хотя товарооборот этих стран пока не вышел на докризисный уровень, очевидно стремление обоих президентов восстановить нарушенные отношения в полном объеме.
Успехи внешнеполитической деятельности Х.М.Сантоса, достигнутые в апреле 2011 г., в значительной мере связаны с улучшением образа Колумбии за рубежом. Постепенное выдавливание незаконных вооруженных формирований и постепенное восстановление контроля государства над всей национальной территорией повышает интерес иностранных инвесторов, для которых вопрос собственной безопасности и сохранения активов является ключевым.
Егор Прусов