ПРЕДИСЛОВИЕ
В 2008 г. мир вступил в острую фазу глобального экономического и социально-политического кризиса. Для Испании, которая оказалась в числе государств, сильно пострадавших от мировых финансовых потрясений, это означало завершение периода устойчивого и сравнительно динамичного хозяйственного роста, обеспечивавшего ощутимый подъем жизненного уровня населения и консолидацию демократических институтов. Особенностью испанской ситуации стало то, что внешние кризисные эффекты выявили внутренние дисбалансы и слабости национальной экономики, продемонстрировав сохраняющиеся признаки относительной периферийности ее положения в Европейском союзе. В результате Испания столкнулась с системным кризисом прежней парадигмы общественного развития и необходимостью ее трансформации, проведения структурных реформ.
Глубина кризиса по целому ряду макроэкономических показателей оказалась беспрецедентной(1). Это нашло свое проявление в снижении потребительского спроса, падении производства и объемов внешней торговли, возникновении бюджетного дефицита, росте государственного долга. А в социальном отношении – в сокращении реальных доходов подавляющего большинства испанцев и стремительном росте безработицы, уровень которой достиг рекордных показателей.
Столкновение Испании с ситуацией мирового и внутреннего кризиса было для ее правящих элит по большей части полной неожиданностью: ни системно осмыслить происходящее, ни оперативно выработать адекватные меры для смягчения его ударов они оказались не в состоянии. Потребовались месяцы потрясений, чтобы власти приступили к разработке и реализации адекватных антикризисных программ. Еще больше времени потребовалось для осознания императивного характера нового этапа модернизации на базе подготовки и проведения необходимых и давно назревших реформ. В определенный момент встал вопрос о качестве капитализма и демократической системы, сформировавшихся в стране в постфранкистский период.
Положение в значительной мере спас тот принципиальный факт, что Испания встретила кризис, будучи государством с устойчивыми демократическими и правовыми институтами, развитой и диверсифицированной рыночной экономикой, глубоко интегрированной в мировые товарные и финансовые рынки. Эти обстоятельства стали ключевыми в процессе осуществления антикризисной политики и формирования модернизационной идеологии и стратегии, цель которых – перевод всех основных секторов народного хозяйства на инновационные рельсы.
Испанские власти провозгласили масштабную программу антикризисных мероприятий и приступили к реформированию национальной экономики широким фронтом. В синтетическом плане стратегический курс правительства на современном этапе можно представить следующим образом:
- финансовое оздоровление экономики (через сокращение бюджетных расходов и переход в режим строгой экономии);
- проведение структурных реформ (трудовых отношений, пенсионной системы, финансового сектора) и комплексной модернизации;
- социальное сплочение нации (ключевой элемент – подписанный в начале 2011 г. Социально-экономический договор о росте, занятости и пенсионных гарантиях).
Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку главные проблемы современного этапа лежат именно в социальной сфере. Это – сохраняющийся беспрецедентный уровень безработицы (4,3 млн человек на октябрь 2011 г.) и наличие огромного теневого сектора в экономике – порядка 17% ВВП и 4 млн занятых.
Глубина общественных потрясений оказалась беспрецедентной, и социально-экономические проблемы породили острый политический кризис. Правительство социалистов, стоявшее у руля государственного правления с 2004 г., не справилось с грузом ответственности и было вынуждено провести досрочные всеобщие выборы – вместо марта 2012 г. они состоялись 20 ноября 2011 г. Таким образом, финансово-экономический кризис внес свои коррективы в политическую повестку дня.
Принципиальный урок, который можно (и нужно) извлечь из испанского опыта, очевиден: в «тучные годы» экономического процветания назревшие социально-экономические реформы сплошь и рядом тормозились, необходимые меры не осуществлялись или подменялись полумерами, а неотложные решения откладывались в долгий ящик. В период кризиса в срочном порядке и в неблагоприятных условиях пришлось заниматься тем, что нужно было делать раньше. Ситуация хорошо знакомая россиянам. По большому счету и в Испании, и в России приходится решать одни и те же проблемы: модернизация и диверсификация экономики, перевод ее на инновационные рельсы, развитие науки и технологий.
В этом отношении Испания и Россия очень похожи. И в том, и в другом случае выход их кризиса означает не простое преодоление циклического падения спроса и предложения, а глубокую и комплексную модернизацию экономики. Скажу определеннее и жестче: модернизация должна стать главной пружиной общественных трансформаций как в Испании, так и России. Данное обстоятельство отличает наши страны от большинства развитых государств, где модернизационные задачи не столь актуальны. Это уместно особо отметить в Год Испании в России и России в Испании, когда оба государства вырабатывают стратегию взаимодействия в посткризисном мире, в частности, в рамках выдвинутой президентом Д.А. Медведевым инициативы «Партнерство для модернизации»(2).
В данном контексте одной из важнейших исследовательских задач явилось изучение (и всестороннее осмысление) глубинных причин испанского кризиса и всего комплекса вопросов, связанных с его преодолением и реформированием национальной экономики. Выполнению этой задачи и был посвящен организованный Центром иберийских исследований Института Латинской Америки РАН «круглый стол», материалы которого предлагаются вниманию читателей.
Сборник открывает основной доклад руководителя Центра П.П. Яковлева, в котором автор рисует общую картину проблематики выхода Испании из кризиса и процесса начавшихся реформ. В статьях других участников «круглого стола» дан более детальный анализ отдельных ключевых вопросов современной испанской социально-экономической и политической действительности, показан сложный путь реформирования общественных структур и отношений, затронуты некоторые аспекты российско-испанских отношений. В совокупности материалы сборника позволяют составить достаточно полное представление о тех новых явлениях, которые (во многом под влиянием мирового кризиса) формируются в современном испанском обществе.
д.э.н. П.П. Яковлев
(1) Подробнее см.: Испания: время испытаний и нового выбора. (Под редакцией П.П. Яковлева). М., ИЛА РАН, 2009; Яковлев П.П. Испания: образ кризиса и кризис образа. – Латинская Америка. М., 2010, № 9,10.
(2) Подробнее см.: Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М., ИЛА РАН, 2011, гл. 5.