НОЯБРЬ 2011 ГОДА
- Колумбия: динамика внутреннего вооруженного конфликта
- Всеобщие выборы в Никарагуа
- Гватемала: итоги президентских выборов и вызовы генерала О.Переса Молины
- V предпринимательский форум “Китай-Латинская Америка”
- Парламентские выборы в Гайане
- UNASUR: разработка механизмов физической интеграции
Колумбия: динамика внутреннего вооруженного конфликта
Начало современному внутреннему вооруженному конфликту положила волна насилия, заметно обострившаяся после 1948 года. С начала 1960-х гг. возникли антиправительственные леворадикальные военно-политические организации, в 1970-е гг. против герильи выступили ультраправые незаконные военизированные формирования (т.н. парамилитарес), создавшие в 1997 г. Объединенную самозащиту Колумбии (AUC). Часть террористических акций совершают как связанные с наркомафией, так и действующие самостоятельно криминальные банды. В борьбе с экстремизмом и организованной преступностью допускают злоупотребления и силовые структуры. Жертвами насилия становится в первую очередь гражданское население, особенно крестьяне, проживающие в труднодоступных районах.
После децентрализации наркокартелей, демобилизации AUC и экстрадиции ее лидеров в США, основными субъектом насилия остается леворадикальная герилья. До настоящего времени продолжают вооруженную борьбу возникшая в 1964 г. под влиянием Кубинской революции геваристская Армия национального освобождения (ELN) и Революционные вооруженные силы Колумбии – FARC (созданы в 1966 г. как вооруженное крыло Колумбийской компартии, затем стали действовать самостоятельно). Обе организации заявляют о принадлежности к различным течениям марксизма и выступают за вооруженный захват власти с целью строительства «социализма с колумбийской спецификой». К началу нынешнего столетия идейно-политическое обрамление деятельности герильи превратилось в пропагандистский заслон, а социальная составляющая ушла на второй план. В поисках дополнительных источников финансирования партизаны перешли от сбора «революционного налога» с наркоторговцев к производству и поставкам кокаина. Широко используются вымогательство и захват заложников, в число которых попадают представители силовых структур, известные политики и просто состоятельные граждане. Европейский союз, США и международные правозащитные организации официально включили FARC и ELN в список террористических организаций.
В течение почти полувека колумбийские правительства пытались подавить вооруженную оппозицию или пойти с ней на переговоры, однако те и другие методы не принесли желаемых результатов. Вооруженное противостояние заметно ослабло во время президентского мандата Альваро Урибе (2002 – 2010), провозгласившего доктрину демократической безопасности. В результате многочисленных военных операций и демобилизации части партизан их численность сократилась наполовину и составила 11-12 тыс. человек (FARC – 8-9 тыс. и ELN – от 2 до 3 тыс.), уничтожены руководители трех территориальных подразделений FARC, «министр иностранных дел» организации Рауль Рейес и член секретариата Иван Риос, освобождены многие высокопоставленные заложники.
Нынешний президент Хуан Мануэль Сантос (с августа 2010 г.), в течение нескольких лет занимавший пост министра обороны в предыдущем правительстве, также считает борьбу с терроризмом основным приоритетом внутренней политики. Силовые структуры нанесли существенные удары по формированиям партизан, в сентябре 2010 г. убит главнокомандующий FARC Моно Хохой, началось целенаправленное преследование Альфонсо Кано (подлинное имя – Гильермо Леон Саэнс), бывшего преподавателя социологии, возглавившего FARC после смерти ее бессменного лидера Мануэля Маруланды в 2008 году. Загнанному в угол руководителю партизан несколько раз удавалось выйти из окружения, однако в ноябре 2011 г. операция «Одиссей» завершилась успехом: созданное для этой цели специальное подразделение, подготовленное при помощи американских специалистов, смогло уничтожить А.Кано. В штурме стоянки, расположенной в труднодоступной местности в департаменте Каука на юго-востоке страны, приняли участие 800 спецназовцев. Еще одним ощутимым ударом стала ликвидация радиостанции «Голос Сопротивления» – основного медийного ресурса FARC, использовавшегося для идеологической обработки партизан и вербовки новых сторонников.
5 ноября 2011 г. руководителем FARC назначен Тимолеон Хименес (Тимошенко), взявший псевдоним в честь советского маршала (подлинное имя партизана – Родриго Лондоньо Эчеверри). По данным колумбийской печати, новый лидер учился на медицинском факультете Российского университета дружбы народов, специализировался на Кубе как врач-кардиолог, получил военную подготовку в бывшей Югославии. В 1982 г. вступил в ряды герильи, вскоре стал командующим одного их фронтов и членом секретариата, ответственным за контрразведку. Отряд Тимошенко считается одним из самых боеспособных в FARC, действует в приграничной зоне Колумбии и Венесуэлы. В 2006 г. Р.Лондоньо Эчеверри заочно приговорен к 40-летнему тюремному заключению за терроризм (в т.ч. за убийство с отягчающими обстоятельствами бывшего губернатора, экс-министра обороны и 8 военных) и наркотрафик.
За несколько дней до уничтожения А.Кано президент подписал указ о ликвидации Административного департамента безопасности (DAS), в обязанности которого входила и координация борьбы с терроризмом. Причиной упразднения спецслужбы стали многочисленные скандалы, связанные с незаконным прослушиванием телефонных разговоров и взломе почты оппозиционных политиков, журналистов, военных и членов Верховного суда. Бывший глава DAS Хорхе Ногера приговорен к 25 годам тюремного заключения за злоупотребление служебным положением, за связь с парамилитарес, участвовавших в ликвидации своих противников. Его преемница Мария дель Пилар Уртадо скрылась в Панаме, где попросила политического убежища. До реорганизации спецслужб непосредственное руководство операциями по борьбе с FARC возложено на нового министра обороны Хуана Карлоса Пинсона, выпускника Гарварда и Университета Дж.Хопкинса (США), одного из самых близких соратников президента.
В отличие от своего предшественника Х.М.Сантос признал герилью субъектом вооруженного конфликта, выразил готовность предоставить широкую амнистию партизанам, сложившим оружие, и оказать содействие в их интеграции в мирную жизнь. После гибели А.Кано кампания по демобилизации незаконных вооруженных формирований заметно активизировалась. С ноября и до Рождества проводится акция «светящиеся реки»: по притокам водных артерий, направляющимся в труднодоступные районы, где находятся отряды партизан, плывут яркие светильники с призывами прекратить насилие, освободить всех заложников и встретить Рождество в семейном кругу. В символических акциях, организованных военными, принимают участие президент с супругой, министры обороны и внутренних дел, другие члены кабинета, сложившие оружие партизаны. Пропагандистская деятельность, трудоустройство большинства бывших участников незаконных вооруженных формирований и предоставление им мест в учебных заведениях дает положительный эффект: в 2009 г. демобилизовалось 156 человек, в 2010 г. – 176, а с января по ноябрь нынешнего года – 1400 человек.
Установления долгожданного мира требует и колумбийское гражданское общество. Многотысячные демонстрации активизировались после жестокой показательной казни 26 ноября боевиками FARC четырех солдат в ответ на попытку их освобождения правительственными войсками (один из заложников находился в плену более 14 лет). К требованиям рядовых граждан присоединился и президент, призвавший FARC сделать первый шаг к миру. Ответа от Тимошенко пока не последовало, вместо этого организация осуществила несколько террористических акций, вызвавших человеческие жертвы.
Ситуация для герильи осложняется и в связи с последовательной нормализацией межгосударственных отношений Колумбии с Венесуэлой и Эквадором, на территории которых находились базы отдыха и тренировочные лагеря партизан. В ходе визита Х.М.Сантоса в Каракас в конце ноября этого года президенты двух стран заявили об углублении политических и торговых связей, обсудив в том числе и острый вопрос отношения венесуэльского руководства к группировкам FARC. Подписанные взаимовыгодные экономические соглашения, в том числе о строительстве нефтепровода от богатого нефтью пояса Ориноко до колумбийского порта Тумако, вынуждают обе стороны заботиться о безопасности будущей транспортной артерии. Президенту Х.М.Сантосу удалось восстановить дипломатические отношения с Эквадором, разорванные после бомбардировки колумбийскими военными лагеря партизан на приграничной эквадорской территории, в декабре 2011 г. состоялся его официальный визит в Кито, где подписан ряд взаимовыгодных соглашений, способствующих экономической интеграции двух стран.
Провозгласив в качестве своей доктрины переход от демократической безопасности к демократическому процветанию, Х.М.Сантос проводит социально ориентированную политику. Важное место в решении социальной составляющей конфликта отводится принятому в мае 2011 г. закону о жертвах и земельной собственности, предусматривающему выделение денежной компенсации всем пострадавшим и устраняющему юридические препятствия для возвращения захваченных земель их законным владельцам (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за май 2011 года). Для практической реализации закона в декабре 2011 г. президент подписал пять указов, в соответствии с которыми до конца его президентского мандата получат компенсации 4 млн пострадавших и будет возвращено крестьянам 2 млн га. В 2012 г. на указанные цели будет выделено 3,2 млрд долл., компенсация охватит 130 тыс. человек, каждая жертва получит от 4,6 до 11,9 тыс. долларов.
Среди других социальных мер заслуживают упоминания повышение минимальной заработной платы до 300 долл., программы по борьбе с бедностью и безработицей, сокращение неформального сектора, оказание помощи мелким предпринимателям, решение жилищной проблемы, реформирование системы здравоохранения и образования и т.д.. Даже частичное решение этих проблем могло бы переломить ситуацию и открыть путь к долгожданному миру, однако реализации положительного сценария могут помешать как «ястребы» в рядах FARC и вооруженных сил, выдвигающие максималистские лозунги, так и поляризация и непримиримость части колумбийского общества. Тем не менее, сторонники мира не теряют надежды.
Никита Анисимов
Збигнев Ивановский
Всеобщие выборы в Никарагуа
6 ноября 2011 г. в Никарагуа состоялись всеобщие выборы, на которых 3,4 млн граждан предстояло избрать президента, вице-президента, депутатов Национальной ассамблеи, местных органов власти и Центральноамериканского парламента.
По данным Верховного избирательного совета (CSE), сроком на пять лет переизбран нынешний президент Д.Ортега Сааведра, кандидат правящего Сандинистского фронта национального освобождения (FSLN), вице-президентом стал бывший генерал Омар Хальеслевенс (62,46%). Д.Ортега (65 лет) избирается главой государства в третий раз. Впервые он пришел к власти в результате победы Сандинистской народной революции 1979 г., свергнувшей диктатуру Анастасио Сомосы. До 1984 г. Д.Ортега стоял во главе временного революционного правительства, а в 1984 г. избран президентом на всеобщих выборах при поддержке 63%. В 1990 г. он проиграл единому кандидату от оппозиции Виолетте Барриос де Чаморро. На протяжении 16 лет FSLN находился в оппозиции. В ноябре 2006 г. Д.Ортегу поддержали 38% избирателей, что оказалось достаточным для прихода к власти (по электоральному законодательству победителем в первом туре считается кандидат, набравший более 40% голосов, либо только 35%, если отрыв от ближайшего соперника превышает 5%.).
Второе место занял 80-летний Фабио Гадеа Мантилья, кандидат Независимой либеральной партии (PLI), крупный предприниматель в сфере радиовещания и публицист (31%). Его поддержало также отколовшееся от официального сандинизма Движение сандинистского обновления (MRS), чей представитель Эдмундо Харкин был выдвинут в качестве кандидата в вице-президенты. Центральными пунктами предвыборной кампании Ф.Гадеа и Э.Харкина были борьба с коррупцией и проведение политической реформы. Блок позиционировал себя в качестве кандидата всех никарагуанцев вне зависимости от их политических предпочтений. Основной кандидат от оппозиции предлагал сократить число депутатов в парламенте с 92 до 62 и восстановить существовавший ранее запрет на переизбрание президента. (Поскольку сандинисты не располагали большинством в Национальном конгрессе, Д.Ортега в обход действующей конституции обратился, минуя парламент, в Верховный суд, который в октябре 2009 г. принял решение о возможности переизбрания президента на очередной срок). В экономическом плане Ф.Гадеа обещал снизить налог на добавленную стоимость с 15 до 12%, стремясь тем самым привлечь избирателей из предпринимательских кругов. Одновременно он обещал продолжить все проводимые сандинистским правительством социальные программы. В устах Ф.Гадеа, политика правого толка, сторонника экономической либерализации и сокращения государственных расходов, подобные заявления звучали как популистские.
Арнольдо Алеман Лакайо (Конституционалистская либеральная партия, PLC), президент Никарагуа с 1997 по 2002 г., заручился поддержкой только 5,9% никарагуанцев. Его выдвижение в качестве кандидата в президенты стало подлинной сенсацией в никарагуанском политическом истеблишменте, и было резко раскритиковано Ф.Гадеа, обвинившего А.Алемана в спойлерстве и косвенном пособничестве Д. Ортеге. (В 2003 г. А. Алемана приговорили к 20 годам тюремного заключения за отмывание денег и коррупцию, обвинение было снято в январе 2009 г. при содействии лидера сандинистов, однако негативный имидж прочно закрепился за экс-президентом). Остальные претенденты получили менее 1% голосов каждый.
Оппозиция заявила о фальсификации выборов, указав на многочисленные случаи двойного голосования и вброса бюллетеней. По призыву Ф.Гадеа по всей стране прокатилась волна манифестаций протеста, требующих проведения новых выборов. Одновременно Д.Ортега вывел на улицы своих сторонников. В результате столкновений погибли 4 человека, сотни манифестантов получили ранения и травмы.
Международная реакция на итоги выборов тоже не была однозначной. Глава миссии наблюдателей от Европейского союза Луис Яньес признал победу сандинистского лидера, подчеркнув при этом, что нарушения все же имели место. В официальном сообщении госдепартамента США не было дано однозначной формулировки, хотя и утверждалось, что выборы не были открытыми. В то же время республиканка Илеана Рос-Лехтинен назвала никарагуанские выборы фарсом и призвала не признавать итогов голосования. Организация американских государств (ОАГ) признала Д.Ортегу в качестве законно избранного президента, однако указала на ряд допущенных нарушений и предложила внести изменения в избирательное законодательство.
Очевидно, что имевшие место нарушения не могли в целом повлиять на расстановку политических сил, поскольку по данным различных авторитетных опросов накануне выборов рейтинг Д.Ортеги оценивался в 42-59% голосов, что, учитывая своеобразие никарагуанского электорального законодательства, вполне достаточно для победы лидера сандинистов в первом туре голосования. Об этом же говорят и оценки экспертов, в том числе и не испытывающих особой симпатии к Д.Ортеге.
По итогам парламентских выборов официальному сандинизму удалось усилить свои позиции и в парламенте, его фракция увеличилась с 38 до 63 из 92 мест. Сторонникам Д.Ортеги удалось привлечь в свой предвыборный альянс «Единство-Никарагуа побеждает» 14 мелких партий левой и левоцентристской ориентации.
Ведущей оппозиционной силой теперь становится альянс PLI и MRS, представленный в парламенте нового созыва 26 депутатами. Поскольку правоцентристская PLI с 1996 г. не участвовала в выборах, этот результат можно считать относительным успехом. Сокрушительным поражением закончились выборы для оппозиционных Никарагуанского либерального альянса (ALN) и Конституционалистской либеральной партия (PLC). ALN, имевший ранее 23 депутата, вообще не будет представлен в Национальной ассамблее, а фракция PLC сократилась с 25 депутатов (19 от партии и 6 независимых сторонников) до 2 мест.
Таким образом, в никарагуанском парламенте произошла существенная перегруппировка сил, в результате которой влияние правых сил заметно ослабло, а Национальная ассамблея впервые с 1990 г. будет находиться под контролем правящей партии. Это позволит избежать существовавшего ранее перманентного конфликта и между исполнительной и законодательной ветвями власти и блокирования инициатив правительства со стороны оппозиции. Парламентское большинство позволяет FSLN проводить конституционные реформы, назначать судей в Верховный суд, Избирательный трибунал и другие органы судебной системы, руководителей генеральной прокуратуры и президента Центрального банка. За представителей FSLN было отдано большинство голосов на выборах в Центральноамериканский парламент (они получили 13 мест, кандидаты от PLI – 6, от PLC – 1).
Главным лозунгом правящей партии был «Христианство, социализм и солидарность». Поскольку Д.Ортега неоднократно подвергался критике со стороны представителей церкви, его электоральная стратегия была нацелена на завоевание симпатий верующих, главных образом низовых христианских общин. Победе сандидинистов способствовало и обещание Д.Ортеги продолжить начатые социальные программы и удвоить государственные расходы на социальные нужды. Свою роль сыграла и помощь, оказываемая Никарагуа Венесуэлой в рамках Боливарианского альянса для Америк (ALBA).
Во время предыдущего президенсткого мандата Д.Ортеги было принято более десятка государственных программ, направленных на повышение качества жизни и сокращение бедности. Наиболее востребованных из них – беспроцентные микрокредиты для малообеспеченных граждан, продажа по льготным ценам электробытовых товаров малоимущим семьям, бонусы работникам бюджетной сферы в размере 25 долл. и другие. Благодаря поддержке Венесуэлы и немецких компаний сооружено несколько электростанций, позволивших частично решить проблему электроснабжения и прекратить хронические веерные отключения электричества. Большинство программ финансируется за счет венесуэльсокй помощи, ежегодный объем которой оценивается от 400 до 500 млн долларов, что составляет пятую часть бюджета Никарагуа. При содействии Кубы проводится полномасштабная программа ликвидации неграмотности, в результате этот показатель снизился с 20% в 2007 г. до 5% в 2009 г., что дало основания UNESCO присвоить Никарагуа статус территории, свободной от неграмотности.
Во внешней политике Манагуа придется по-прежнему поддерживать динамическое равновесие между США и Венесуэлой. Никарагуа входит в два идеологически противоположных межгосударственные альянсы – Договор о свободной торговле между странами Центральной Америки и США (CAFTA) и ALBA, что свидетельствует о заинтересованности сандинистов в поддержании конструктивных отношений с обоими идеологическими противниками. США остаются главным торговым партнером центральноамериканского государства: в 2010 г. импорт из США составил 903 млн долл. (23,5%), а экспорт – 566 млн долл. (39%). Существенный вклад в формирование государственного бюджета Никарагуа вносит и поток американских туристов. В свою очередь, после вступления Никарагуа в ALBA Венесуэла превратилась во второго торгового партнера Манагуа, с 2007 по 2010 г. никарагуанский экспорт вырос с 6 млн до 249 млн долл. и составил 13,4%.
После переизбрания Д.Ортеги вполне прогнозируема преемственность отношений с Россией. Москва по-прежнему останется основным партнером Манагуа в европейском регионе. Вместе с тем нельзя исключать, что под давлением оппозиции и республиканских кругов США можно ожидать более умеренных и осторожных политических шагов Никарагуа в отношениях с Россией, хотя на пересмотр принципиальных позиций Манагуа, безусловно, не пойдет. Очевидно, что Никарагуа продолжит развивать связи с Абхазией и Южной Осетией, с которыми установлены дипломатические отношения.
Андрей Пятаков
Гватемала: итоги президентских выборов и вызовы генерала О.Переса Молины
6 ноября 2011 г. победителем второго тура президентских выборов в Гватемале стал кандидат консервативной Патриотической партии (РР) Отто Перес Молина, получивший 53,74% голосов. За его соперника, представителя правоцентристской партии «Обновленная демократическая свобода» (LIDER) Мануэля Бальдисона, проголосовали 46,26% избирателей. В выборах приняло участие рекордное по гватемальским меркам количество граждан, имеющих право голоса (60,82%).
Избранный президент О.Перес Молина (2012 – 2016) – отставной бригадный генерал, в политических кругах считается сторонником твердой руки, человеком дела, не склонным к политиканству. Родился в 1950 г., получил образование в Межамериканском колледже обороны (Вашингтон) и Центральноамериканском институте экономических исследований в Коста-Рике (филиале Школы бизнеса Гарварда), защитил магистерскую диссертацию по политическим наукам и международным отношениям в престижном частном Университете им. Ф.Маррокина в Гватемале. В 1982 г. возглавил группу молодых офицеров, выступивших против военного переворота генерала Эфраина Риоса Монтта, в результате был привлечен к ответственности за нарушение воинской дисциплины. Будучи руководителем военной разведки (1991 – 1993), противостоял попытке конституционного переворота 1993 г. президента Хорхе Серрано (1991-1993), выступившего за роспуск парламента и узурпацию судебной власти. С 1993 по 1996 г. обеспечивал безопасность президента Рамиро де Леона Карпио и фактически был вторым лицом в государстве. В течение ряда лет представлял Гватемалу в Межамериканском совете обороны при Организации американских государств, был официальным представителем вооруженных сил на переговорах с леворадикальными партизанами по урегулированию внутреннего вооруженного конфликта (фактически – гражданской войны), начавшегося в 1960-е годы и завершившегося в декабре 1996 г. подписанием мирного договора. Правозащитные организации обвиняют генерала в нарушениях прав человека, в том числе и массовых убийствах во время борьбы с вооруженной леворадикальной оппозицией, однако сам О.Перес заявляет, что его руки не запятнаны кровью. После восстановления конституционного строя избирался депутатом парламента, в декабре 2003 г. создал Патриотическую партию, поддержавшую кандидатуру консерватора Оскара Бергера (2004 – 2008). На президентских выборах 2007 г. получил 23% голосов в первом и 47,2% во втором туре, уступив социал-демократу Альваро Колому (2008 – 2012).
Вице-президент Роксана Бальдетти, первая женщина на этом посту, происходит из консервативной католической семьи, получила диплом преподавателя в католическом колледже и журналиста в государственном Университете Сан-Карлос. Работала учительницей, журналистом телевидения, в женских организациях под эгидой ООН, занималась предпринимательской деятельностью, связанной с косметикой, салонами красоты и спа. Принимала активное участие в создании Патриотической партии, в 2004 г. избрана депутатом Конгресса республики, руководила работой ряда парламентских комиссий, в 2009 г. стала генеральным секретарем РР.
Глава государства приступит к своим обязанностям 14 января 2012 г., перед ним стоит нелегкая задача решить, или, по крайней мере, ослабить остроту проблем, стоящих перед одной из самых нестабильных и бедных стран региона. Уходящее левоцентристское правительство Альваро Колома, рейтинг которого составляет только 4,17%, оставило тяжелое наследие. Основные надежды гватемальцев, поддержавших на выборах политику твердой руки, связаны с укреплением личной безопасности и прекращением волны насилия. По данным международных правозащитных организаций, Гватемала возглавляет список стран с самым высоким уровнем насилия, ежедневно от рук киллеров погибает 16 человек. Крайне нестабильная ситуация вызвана в первую очередь деятельностью наркокартелей и молодежных криминальных банд (т.н. марас), численность которых превышает 13 тысяч. Наиболее распространенные преступления – вымогательство, нападения на городской транспорт, угон автомобилей, убийства и захват заложников. Избранный президент предполагает привлечь на борьбу с преступностью вооруженные силы, их численность будет увеличена на 2,5 тыс. человек. Для укрепления безопасности будут созданы два элитных подразделения, одно их них – на базе противоповстанческого корпуса, боровшегося в свое время с партизанами, и другое – на основе бригады десантников. Для укрепления полиции создаются офицерская школа и особое криминалистическое подразделение. Ежегодно численность полицейских будет увеличиваться на 2500 чел. и достигнет к концу президентского мандата 30 тыс. Планируется построить тюрьму особого режима, создать межведомственные структуры по борьбе с преступностью и резко повысить финансирование силовых структур. Контингент гражданских охранных агентств будет увеличен на 10 тыс. чел., при этом расходы частного сектора на их содержание будут сокращены на 50%, что должно улучшить инвестиционный климат. Для борьбы с наркотрафиком, контрабандой, охраны границ и оказания помощи в чрезвычайных ситуациях создается специальная система с использованием радарных установок и современного оборудования и авиации, предусматривается тесное сотрудничество с правительствами Колумбии, Мексики и Соединенных Штатов.
Гватемала дано превратилась в транзитную зону наркотрафика, на территории пяти из 22 департаментов активно действуют мексиканские наркокартели, в первую очередь, картель «Синалоа» и «Лос-Сетас», правительство фактически не контролирует приграничный с Мексикой департамент Петен, где произошло сращивание мексиканских и гватемальских преступных группировок. Соперничество между криминальными структурами сопровождается кровавыми разборками. При помощи вооруженных сил планируется восстановить контроль государства над всей национальной территорией, силовики будут использованы и для уничтожения маковых полей. Значительно улучшится оснащение спецподразделений, особая роль в борьбе с наркопреступностью отводится военной разведке и спецслужбам.
Остро стоят и социальные проблемы: 51% гватемальцев проживает за чертой бедности, многие из них недоедают, 18% населения неграмотно, из-за инфильтрации наркомафии в эшелоны власти крайне высок уровень коррупции. Для решения социальных проблем создается министерство социального развития, деятельность которого охватит сельского 70% населения. Будут продолжены действующие программы «Моя семья добивается прогресса» и «Семейный кошелек», вводится программа «Нет – голоду», в рамках которой особое внимание будет уделяться беременным женщинам и матерям с детьми до двух лет, разрабатывается Национальный план производства продовольствия.
За годы конституционного правления не удалось полностью восстановить функции государства, которое остается слабым, неэффективным, коррумпированным и клиентелистским. Для решения этой проблемы предполагается создать правительственный резерв для подбора кадров на ключевые государственные посты, установить жесткий контроль над деятельностью чиновников и усилить наказание за взятки, обеспечить прозрачность работы государственных органов, вывести экономику из тени, усилить таможенных контроль для ликвидации контрабанды, расширить налоговую базу, увеличить объем и обеспечить собираемость налогов. Для разработки мер по повышению темпов экономического роста и рационализации государственных расходов создана специальная группа из 40 представителей академических и деловых кругов (G-40). Ожидается, что стабилизация страны и снижение уровня преступности будут способствовать привлечению капиталовложений, развитию сельских районов и решению социальных проблем.
Успех декларированных реформ зависит от финансовых возможностей правительства и требует координации усилий с соседними странами.
Збигнев Ивановский
V предпринимательский форум “Китай-Латинская Америка”
21-22 ноября в столице Перу состоялся V предпринимательский форум “Китай-Латинская Америка”. Его главная цель состояла в привлечении китайских инвестиций в экономики стран региона. В работе мероприятия приняли участие 400 предпринимателей из Китая, 400 из Перу и 200 из других стран Латинской Америки. На встрече были представлены 100 китайских и 280 латиноамериканских предприятий и корпораций. Форум открывали президент Перу Ольянта Умала и вице-председатель Постоянного совета Всекитайского собрания народных представителей Ху Цзянмин.
В 2009 г. Перу и Китай заключили соглашение о свободной торговле, благодаря которому перуанский экспорт пополнился 140 видами товаров. Перу является вторым после Бразилии объектом приложения китайских частных инвестиций. По данным Экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибам (CEPAL), в 2011 г. прямые иностранные инвестиции Китая в Бразилию составили 9,9 млрд долл., а в Перу – 8,6 млрд. По эволюции инвестирования доминирующим объектом является Перу: с 1990 по 2009 г. в перуанскую экономику было вложено в общей сложности 2,3 млрд долл., а в бразильскую – только 255 млн. В плане стратегического инвестирования Китай также отдает явный приоритет Перу: по прогнозам Ху Цзянмина, до 2020 г. около 60% всех региональных инвестиций будет направлено именно в эту страну.
В 2010-2011 г. имел место «бум» китайско-латиноамериканского экономического сотрудничества как в плане роста товарооборота, так и увеличения объема прямых иностранных инвестиций. Так, если с 1990 г. по 2009 г. совокупный объем китайских капиталовложений в регионе составил 7,3 млрд долл., то в 2010 г. – 15 млрд, а в 2011 г. – 22,7 млрд. При этом подавляющая часть инвестиций (92%) была направлена в освоение природных ресурсов (главным образом нефти, газа и промышленных металлов). По объему вложений в Латинскую Америку Китай занимает третье место после США и Западной Европы. Многие аналитики объясняют положительную посткризисную динамику макроэкономических показателей региона активизацией экономического сотрудничества с Китаем. В последние пять лет экспорт стран Латинской Америки увеличился на 168%. Ведущими экспортерами выступают Бразилия, Чили и Мексика, а основные импортные потоки из Китая направлены в Перу, Чили, Парагвай, Аргентину и Бразилию.
Главная задача, которую был призван решить форум, – диверсификация капиталовложений Китая в Латинской Америке. По итогам форума был подписан ряд двусторонних соглашений о расширении инвестиционного сотрудничества. Китайские фирмы готовы вкладывать капиталы в туризм, сельское хозяйство, развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры.
Ежегодные форумы предпринимателей проводится с 2007 года. Предыдущие встречи проходили в Чили, Колумбии и дважды в Китае.
Андрей Пятаков
Парламентские выборы в Гайане
28 ноября 2011 г. в Гайане состоялись выборы в Национальную ассамблею, в результате которых в парламент страны прошли три политических объединения.
В соответствии с конституционной поправкой 2000 г. и реформированным избирательным законом №15 от 2000 г. 40 из 65 депутатов парламента избираются по единому общенациональному округу на основе всеобщего голосования по партийным спискам по пропорциональной системе, а 25 – по 10 региональным спискам в соответствии с административно-территориальным делением страны. В зависимости от численности населения от каждого регионального округа избирается от 1 до 7 депутатов.
По итогам выборов относительного большинства добилась находящаяся у власти с 1992 г. Прогрессивная народная партия (РРР), за которую отдали голоса 48,6% избирателей. В сумме ее парламентская фракция составила 32 депутата (19 по общенациональному и 13 по региональным спискам).
Оппозиционный блок «Партнерство ради национального единства», главенствующие позиции в котором занимает Народный национальный конгресс (PNC), получил 40,8% голосов, что обеспечило ему 26 мест в Национальной ассамблее (16 и 10). Существенно уступает основным партиям «Альянс ради перемен», за который проголосовали 10,3% (7 мест в парламенте, 5 и 2 соответственно).
Согласно конституции президентом страны сроком на 5 лет становится кандидат от партии, победившей на парламентских выборах. В результате сложившейся конфигурации политических сил главой государства стал генеральный секретарь Прогрессивной народной партии Доналд Рамотар. Основной задачей своего президентства новый глава государства назвал продолжение курса, проводимого его предшественником Бхарратом Джагдео, в частности, осуществление социальных реформ, прежде всего в сфере образования и здравоохранения, и создание условий по поддержанию стабильного экономического роста. 5 декабря были подтверждены полномочия премьер-министра Сэма Хайндса, занимающего свой пост с 1999 г.
Д. Рамотар (род. в 1950 г.) по образованию экономист, окончил Университет Гайаны, после выпуска из alma mater находился на стажировке в СССР, с 1983 по 1988 г. был членом редакционного совета издававшегося в Праге журнала «Проблемы мира и социализма», с 1988 по 1993 г. занимал должность секретаря по международным делам Сельскохозяйственного профсоюза Гайаны. Политическую карьеру начал в 1967 г., вступив в Прогрессивную народную партию. С 1984 г. – исполнительный секретарь, с 1997 г. – генеральный секретарь партии. В 1992 г. впервые избран депутатом от РРР, с тех пор неоднократно переизбирался.
Его оппонент Дэвид Грэйнджер, кандидат от «Партнерства ради национального единства», признавая достижения Б.Джагдео по выводу страны из длительного экономического и социального кризиса, в своей предвыборной программе обратил значительное внимание на растущую криминализацию общества и намеревался сосредоточить основные усилия в случае победы на борьбе с преступностью. (В последние годы Гайана стала одним из перевалочных пунктов наркотрафика из Колумбии в США и ЕС). В контексте данной проблемы стоит упомянуть o беспрецедентной для этой южноамериканской страны резне в 2008 г. и заказном убийстве министра сельского хозяйства в 2006 году. Б. Джагдео неоднократно подвергался критике со стороны оппозиции за неспособность справиться с преступностью, обвинялся в покрывательстве лиц, причастных к наркотрафику, и в отмывании денег, полученных в результате незаконных финансовых операций.
Прошедшее голосование в очередной раз подтвердило специфику расстановки политических сил и электората партий, связанного в первую очередь с этническо-расовым фактором. Прогрессивная народная партия пользуется поддержкой со стороны индусов, за «Партнерство ради единства» голосуют по большей части чернокожие гайанцы. Целью «Альянса ради перемен» является объединение избирателей, не придающих значения этнической составляющей. Поскольку выходцы из Индии составляют относительное большинство населения (около 43,5%, негры – 30,2%, метисы и мулаты – 16,7% и индейцы – свыше 9%), правящая партия в течение многих десятилетий сохраняет свои позиции. Одновременно данное обстоятельство препятствует достижению стабильности и политического консенсуса в обществе и регулярно провоцирует межэтнические конфликты. Крупнейшие столкновения между выходцами из Индии и Африки, продолжавшиеся несколько недель, произошли после выборов 2001 г. и победы Б. Джагдео. В связи с этим одной из наиболее важных задач, стоящих перед Д. Рамотаром, является достижение мирного сосуществования между этническими общинами.
Состоявшиеся выборы продемонстрировали незначительное снижение уровня поддержки Прогрессивной народной партии по сравнению с голосованием 2006 г., когда она смогла получить абсолютное большинство в парламенте (36 мест). Во многом это связано с усталостью граждан от длительного пребывания РРР у власти и аккумулирования протестного электората вокруг оппозиционных партий. Новая расстановка сил вынудит президента вести диалог с оппозицией и искать компромисс по ряду спорных вопросов. Сложившаяся ситуация примечательна и тем, что при нынешней конфигурации в парламенте ни одна из этнических общин не сможет преобладать над остальными.
Егор Прусов
UNASUR: разработка механизмов физической интеграции
29 ноября в Бразилиа состоялась II встреча министров Совета по развитию инфраструктуры и планированию (COSIPLAN), отвечающего за продвижение физической интеграции в Союзе южноамериканских наций (UNASUR). По ее итогам был принят амбициозный план развития единой инфраструктуры государств альянса, рассчитанный на период с 2012 по 2022 год. В предстоящее десятилетие участники объединения планируют реализовать 31 крупный проект, что потребует инвестиций в объеме 13,7 млрд долларов. В проектном списке фигурируют такие объекты инфраструктуры, как порты, гидроканалы, мосты, газопровод, автомобильные дороги и тоннели. Проекты реализуются в рамках Инициативы для интеграции южноамериканской региональной инфраструктуры (IIRSA), созданной в 2000 г. за четыре года до институционализации UNASUR. На финансирование инфраструктуры предполагается выделить колоссальный объем инвестиций – 116 млрд долларов. К концу 2011 г. из 530 проектов инициативы реализовано 12%.
В планы UNASUR входит строительство железных дорог регионального значения между стратегическими портами Бразилии (Паранагуа и Сантос) и Чили (Антофагаста и Арика) и между столицами Венесуэлы, Колумбии и Эквадора. В рамках первого проекта железнодорожное сообщение свяжет береговые линии Атлантического и Тихого океанов, что позволит существенно снизить себестоимость транспортных услуг и оптимизировать внутрирегиональные и ориентированные на экспорт торговые потоки. Основными субъектами финансирования станут бразильский Банк развития (BNDES), венесуэльский Банк экономического и социального развития (BANDES), аргентинский Банк инвестиций и внешней торговли (BICE), а также основной финансовый инструмент UNASUR – межгосударственный Банк Юга.
В ближайшие два года государства UNASUR планируют строительство гигантского оптико-волоконного “кольца” длиной 10 тысяч км, которое соединит все 12 стран-участниц блока. Стоимость проекта оценивается в 100 млн долларов. Инициатором и куратором проекта стало Министерство коммуникаций Бразилии. По оценкам экспертов, реализация этой инициативы позволит преодолеть зависимость инфраструктуры региона от США. В настоящее время 80% интернет-трафика Латинской Америки проходит через оптико-волоконные кабели, находящиеся в собственности североамериканских компаний, что в два раза превышает показатель Азии и в четыре – Европы. Одновременно проект позволит существенно снизить стоимость интернет-услуг в регионе (в настоящее время они в среднем втрое дороже по сравнению с США), поскольку 40% цены составляет аренда коммуникационных линий.
Вопреки ожиданиям экспертов, вопрос о строительстве крупнейшего в мире межгосударственного Большого газопровода Юга (Gasur) на встрече был поднят лишь частично. Высказывалось предположения, что COSIPLAN реанимирует этот проект, но министры ограничились включением в план лишь небольшого боливийско-аргентинского фрагмента южноамериканского “энергетического кольца”.
Амбициозный энергетический проект Gasur был предложен Венесуэлой в 2006 году. Эта страна занимает 9-е место в мире и первое в Латинской Америке по запасам природного газа (66% всех латиноамериканских запасов). Стратегической целью проекта был выход Венесуэлы на огромный бразильский рынок, поэтому отдельные страновые ответвления газопровода рассматривались как второстепенные. Протяженность Gasur должна была составить 20 тыс. км с охватом шести стран, необходимые инвестиции – 20-23 млрд долларов. На его реализацию, по оценкам экспертов, требуется 10-20 лет.
Хотя начать работы планировалось еще в 2007-2008 г., до сих пор мегапроект остается на бумаге, что вызвано сокращением инвестиционных возможностей в условиях мирового экономического кризиса и существенным ростом бразильского энергетического потенциала. В 2008-2009 гг. у берегов Бразилии были обнаружены крупные глубоководные месторождения нефти и природного газа. Потенциальные запасы нефти оцениваются в 55-100 млрд баррелей. Полноценное освоение месторождений потребует не менее 10 лет и порядка 210 млрд долларов инвестиций (столь высокая стоимость определяется труднодоступностью залежей – чтобы добраться до нефти, нужно преодолеть 2-3 километровую толщу воды, а также 7-8 км каменной породы и соляных пластов). По всей вероятности, Бразилия решила сэкономить на инвестициях в Gasur для развития собственной энергетики. По оценкам экспертов, разработка новых месторождений позволит Бразилии стать одним из 10 ведущих мировых производителей нефти (в 2020 г. Бразилия сможет производить до половины нынешнего объема России и Саудовской Аравии).
В 2008 г. Венесуэла предложила переформатировать проект Gasur, транспортировать газ морским путем, построив в Бразилии терминалы по его обработке.
Несмотря на все трудности, частично проект осуществляется и в первоначальном виде. С 2006 по 2008 г. построено андское ответвление газопровода между Венесуэлой и Колумбией протяженностью 230 километров, в настоящее время идут переговоры о его продлении в Эквадор. В 2010 г. Боливия (29-е место в мире и второе в регионе по запасам газа) предложила прокладку газопровода протяженностью 2 тыс. км в Парагвай и Уругвай. Работы намечено начать в 2012 году. Нельзя забывать и об уже существующей системе газопроводов в рамках Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), которые в случае реализации Gasur стали бы частью единого целого. В первую очередь, это газопровод Рио-Гранде (Боливия) – Сан-Паулу – Порту-Алегри (Бразилия). Между Аргентиной и Чили проложены четыре газопровода через Анды. В июле 2011 г. введен в действие газопровод интеграции им. Хуаны Асурдуй протяженностью 48 км, соединивший боливийский департамент Тариха с аргентинской провинцией Сальта. На нынешней встрече в десятилетний план включен лишь один крупный энергетический проект – строительство Аргентинского северного газопровода протяженностью 1,5 тыс. км. Предполагается, что по нему боливийский газ будет экспортироваться во все провинции Аргентины.
Таким образом, UNASUR намерен развивать интеграцию региональной инфраструктуры, отдавая приоритет транспортным и информационным коммуникациям. Обеспечив функционирование механизмов политической (Совет обороны, Демократический протокол) и финансовой (Банк Юга) интеграции, блок переходит к интеграции в сфере реальной экономики.
Андрей Пятаков