ДЕКАБРЬ 2011 ГОДА
- Учредительный саммит Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна
- Мезоамериканский саммит
- Мануэль Норьега экстрадирован на родину
- Парламентские выборы на Ямайке
Учредительный саммит Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна
2 – 3 декабря 2011 г. в столице Венесуэлы состоялся учредительный саммит нового интеграционного объединения – Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Идея создания политического блока в составе всех государств региона без участия США и Канады возникла еще в начале 2010 года (см. подробнее «Латиноамериканскую панораму» за февраль 2010 г.). Первоначально саммит планировалось провести 5 июля 2011 г., приурочив его к двухсотлетию провозглашения независимости Венесуэлы, однако мероприятие было перенесено из-за болезни Уго Чавеса. В нынешней встрече приняли участие представители 33 стран, по разным причинам не смогли прибыть президенты Ольянта Умала (Перу), Маурисио Фунес (Сальвадор) и Лаура Чинчилья (Коста-Рика).
Как заявил венесуэльский президент, CELAC призвано стать интеграционным инструментом самостоятельного и независимого развития Латинской Америки. У.Чавес провел параллель между созданием нового блока и попыткой объединения региона, предпринятой Симоном Боливаром в XIX веке, квалифицировав создание Содружества как самое важное событие для Латинской Америки за прошедшие 200 лет.
В свое время С. Боливар предлагал создать латиноамериканский союз в составе Мексика, Центральной Америки, Великой Колумбии, Перу, Буэнос-Айреса и Чили. На практике в 1821 г. возникла Великая Колумбия, объединившая территории современной Венесуэлы, Колумбии, Панамы и Эквадора. Общая площадь государства составила 2,4 млн кв. км, население – 3,5 млн человек. После вспыхнувшей в процессе государственного размежевания войны между Перу и Великой Колумбией (1828 – 1829 гг.) государство распалось в 1830 г. на Венесуэлу, Эквадор и Новую Гранаду (последняя была впоследствии переименована в Колумбию).
По мнению Чавеса и его сторонников, в современных условиях CELAC возрождает идею латиноамериканского единства и создается в первую очередь как альтернатива Организации американских государств (ОАГ). Полноправным членом CELAC станет и Куба, исключенная из ОАГ в 1962 году. Напротив, генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса считает, что CELAC никоим образом не угрожает существованию ОАГ, имеющей давнюю историю (создана в 1948 г.) и не раз доказавшей свою эффективность в ряде спорных моментов. По его мнению, новое объединение скорее напоминает Группу латиноамериканских и карибских стран (GRULAC), представляющее интересы государств региона в ООН.
Большинство политических лидеров избегали антиамериканской риторики и сосредоточили внимание на интеграционных процессах. Кубинский лидер Рауль Кастро увязал решение острых социальных проблем региона с объединением совместных усилий. Уругвайский президент Хосе Мухика квалифицировал создание Содружества как шаг на пути к «второй независимости» Латинской Америки. Мексиканский руководитель Фелипе Кальдерон отметил, что CELAC может стать площадкой для интеграции братских народов. Президент Бразилии Дилма Руссефф подчеркнула, что Содружество позволит реализовать огромный потенциал Латинской Америки.
Наиболее радикальным было выступление никарагуанского президента. Даниэля Ортеги, предположившего, что единство Латинской Америки невыгодно США и высказавшего опасения о возможных агрессивных действиях со стороны враждебных сил. Для укрепления интеграции был предложен институт латиноамериканского гражданства. Кроме того, Ортега выразил сожаление по поводу того, что в CELAC не входит Пуэрто-Рико (решением Конгресса США острову присвоен статус свободно присоединившегося государства с правом самоуправления).
По итогам саммита был принято 20 документов, в том числе Каракасская декларация, План работы на 2012 год и Процедурный устав. В первом документе дана общая характеристика новой организации, намечены цели, сформулированы основные принципы интеграции, которая должна дать ответ на вызовы мирового экономического кризиса, и показана историческая преемственность CELAC. Очередной саммит состоится в январе 2013 г. в Чили.
В Процедурном уставе прописаны организационные принципы и положения. Высшим органом CELAC провозглашены саммиты глав государств, в промежутках между ними осуществляется коллективное руководство блоком. В состав ротационной тройки входят государства, где проводятся три ближайших саммита блока. (В настоящее время ее образуют Венесуэла, Чили и Куба). Основной формой работы CELAC в 2012 г. станут ежеквартальные встречи тройки. Премьер-министр Тринидада и Тобаго Камла Персад-Биссессар предложил расширить формат коллективного органа CELAC до квартета, введя в его состав представителя англоязычных карибских стран. По всей вероятности, это предложение будет рассмотрено на последующих встречах. Подобный принцип коллективного руководства практиковался в рамках деятельности непосредственного предшественника CELAC – Группы Рио. Официальными языками Содружества станут испанский, английский, португальский, голландский и французский.
Сенсационным положением Процедурного устава стал пункт о слиянии Группы Рио и Саммита Латинской Америки и Карибов по интеграции и развитию (CALC), которые с момента образования Содружества автоматически прекращают свою деятельность. Подобный механизм образования нового интеграционного объединения в Латинской Америке применяется впервые. В 2008 г. Чавес высказал идею о «растворении» в Союзе южноамериканских наций (UNASUR) двух интеграционных блоков – Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR) и Андского содружества наций (САN), однако это предложение вызвало резкую критику со стороны партнеров по интеграции.
Пока остаутся открытым вопрос о процедуре принятия совместных решений – консенсусом (как в UNASUR) или большинством голосов (как в ОАГ). С точки зрения Чавеса, единственно возможной формой является консенсус, в наибольшей степени воплощающий объединительный пафос организации. Одновременно это может стать и препятствием в эффективной работе организации, поскольку в столь многочисленной организации очень трудно будет придти в полному согласию. На это обратил внимание президент Эквадора Р.Корреа, предложивший механизм квалифицированного большинства как более эффективный для принятия коллективных решений.
Формат созданной организации пока остается не вполне определенным. Часть аналитиков утверждает, что это будет дискуссионный форум наподобие Ибероамериканского саммита, решения которого не будут носить обязательного характера, другие полагают, что CELAC станет полноценной интеграционной группировкой с постоянно работающим аппаратом и штаб-квартирой. В итоговой декларации CELAC определяется как представительный механизм политического согласия и координации, интеграции и кооперации государств Латинской Америки и Карибов. На данный момент возможны оба варианта. В целом пока рано оценивать перспективы институционального оформления CELAC, но первые идеи по этому поводу уже прозвучали. Так, президент Панамы Рикардо Мартинелли предложил создать постоянный секретариат Содружества, который разместился бы на территории этой центральноамериканской страны. В качестве первой попытки выработки единого базового документа CELAC можно рассматривать и Процедурный устав, отдельные положения которого будут в дальнейшем уточняться и корректироваться.
В Западном полушарии CELAC может в перспективе составить конкуренцию не только ОАГ, но и UNASUR. В последние годы эта организация доказала свою эффективность в решении ряда спорных региональных вопросов. И UNASUR и CELAC – это в первую очередь политические объединения, имеющие схожие цели и функции. Их объединяет идеология латиноамериканизма и ориентация на защиту региональных интересов Латинской Америки. Их параллельное сосуществование с одной стороны может создать прецедент пересечения компетенций, а с другой – эффект взаимодополняемости. Гипотетически в случае непринятия того или иного решения одним из блоков всегда остается возможность его проведения в другом. В этом смысле UNASUR и CELAC выступают в качестве подстраховочных механизмов по отношению друг к другу. Более того, можно предположить, что CELAC создается как расширенная версия UNASUR, а впоследствии не исключена полная передача функций и компетенций от одного блока к другому с последующим расформированием UNASUR, но это станет возможным только в случае успешного развития CELAC. Поскольку следующий саммит объединения состоится только через год, можно констатировать довольно медленные темпы интеграции, хотя бурно развивающаяся политическая жизнь региона может внести свои коррективы в намеченные планы. И здесь спектр возможных сценариев широк: от созыва ряда внеочередных саммитов CELAC в 2012 г. в случае возникновения острых международных и внутриполитических проблем (как это не раз было с UNASUR) до сведения необходимости дальнейшего развития объединения к минимуму в случае перегруппировки политических сил региона.
Андрей Пятаков
Мезоамериканский саммит
5 декабря в г. Мерида (Мексика) состоялся XIII Мезоамериканский саммит. Повестка дня встречи в верхах включала развитие инфраструктуры субрегиона, социальные проблемы, разработку региональной стратегии безопасности и укрепление зоны свободной торговли.
На саммите присутствовали представители 10 государств-участников проекта, в том числе президенты Фелипе Кальдерон (Мексика), Альваро Колом (Гватемала, нынешний руководитель проекта), Порфирио Лобо (Гондурас), Даниэль Ортега (Никаругуа), Рикардо Мартинелли (Панама), Леонель Фернандес (Доминиканская Республика), а также вице-президент Коста-Рики Альфио Пива Мезен. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос принял участие в первых мероприятиях саммита. Колумбию, Сальвадор и Белиз представляли министры иностранных дел Мария Анхела Ольгин, Уго Мартинес и Уилфред Элрингтон.
Участники саммита заслушали информацию Исполнительного комитета объединения о сотрудничестве в сфере телекоммуникации (установление связи между Мексикой, Гватемалой, Панамой и Колумбией посредством Мезоамериканской информационной магистрали AMI), транспорта (создание Тихоокеанского коридора), по сотрудничеству в области здравоохранения и гражданской обороне (Мезоамериканская территориальная информация SMIT) и приняли решения активизировать усилия, направленные на завершение вышеуказанных проектов. Гватемальский лидер А. Колом предложил учредить постоянно действующий совет на уровне министров здравоохранения стран субрегиона, президент Панамы Р. Мартинелли проинформировал о капиталовложениях в размере 100 млн долл. в развитие системы энергоснабжения от Чили до Мексики. Кроме того, Мексика приняла решение выделить страна Мезоамерики 160 млн долл. США на финансирование объектов инфраструктуры в форме займов, венчурного капитала и грантов.
Во время саммита стороны подчеркнули важность Соглашения o свободной торговле, достигнутого между Мексикой и странами Центральной Америки в ноябре 2011 года. Руководители делегаций подписали декларацию, которая содержала призыв к использованию возможностей, открывшихся в связи с подписанием данного пакта.
Кроме того, страны-участницы подписали совместную декларацию по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Как отметил министр внутренних дел Мексики Алехандро Пуаре, усиление могущества наркокартелей в Латинской Америке сопровождается невиданным ростом насилия в регионе. Стало очевидно, что для борьбы с этим злом необходимы коллективные усилия и выработка единой стратегии.
Александр Николаев
Мануэль Норьега экстрадирован на родину
Бывший панамский диктатор Мануэль Норьега уже 22 года находится за решеткой. Выходец из бедной крестьянской семьи, он сделал блестящую армейскую карьеру, став офицером панамской Национальной гвардии. В 1968 г. он принял участие в военном перевороте, организованном генералом Омаром Торрихосом, позже возглавил армейскую разведку, а после загадочной гибели в авиакатастрофе своего шефа стал фактическим главой государства. Начиная с конца 1950-х годов, Норьега сотрудничал со спецслужбами США, а позже поставлял оружие для проведения спецопераций американских коммандос в Южной Америке. После шести с половиной лет правления (1983 – 1989) диктатор был смешен во время военной операции США в Панаме и объявил войну Соединенным Штатам, узнав, что ЦРУ готовило на него покушение. В ходе короткого военного конфликта гвардия диктатора разбежалась, а он сам укрылся на территории представительства Ватикана в Панаме. После 10-дневной осады Норьега добровольно сдался американским военнослужащим. В парадном мундире с орденами и библией в руках генерал сел в вертолет, доставивший его на территорию американской военной базы в зоне Панамского канала, который был перекрыт на время военной операции.
Суд, состоявшийся в Майами. Признал экс-диктатора виновным в организации доставки наркотиков из Латинской Америки в США и получении взяток от наркомафии. Как выяснили следователи, в Международном кредитно-коммерческом банке Панамы для Норьеги был открыт секретный счет, на который колумбийские наркобароны переводили сотни миллионов долларов. По официальным оценкам, в сумме экс-диктатор получил от наркомафии около двух миллиардов долларов. 16 сентября 1992 г. М. Норьега был приговорен американским судом к 40 годам заключения за торговлю наркотиками и причастность к терроризму. При этом Норьеге был присвоен статус военнопленного, благодаря чему он отбывал заключение в более комфортабельной камере с интернетом и телевизором. Позже за многолетнее сотрудничество с ЦРУ американские власти сократили тюремный срок генерала до 30 лет. В 2008 г. Норьега за примерное поведение получил шанс на досрочное освобождение, однако 28 августа 2007 г. суд Майами принял решения об его экстрадиции во Францию, где диктатора обвиняли в отмывании денег. В 1999 г. французский суд заочно приговорил Норьегу к денежному штрафу и десяти годам тюрьмы. В итоге после 20-летнего тюремного заключения в США, экс-диктатор 27 апреля 2010 г. был экстрадирован во Францию и приговорен к 7 годам тюрьмы с конфискацией всех средств на банковских счетах.
Все последнее десятилетие выдачи Норьеги добивались и панамские власти, где экс-диктатор еще в 1995 г. был приговорен к 20 годам тюрьмы за политические убийства. Родственники погибших и пропавших без вести в годы его правления требовали от Министерства иностранных дел Панамы добиться его выдачи на родину. Не возражал против возвращения домой и сам экс-диктатор, которому в этом году исполнилось 77 лет. (По панамским законам лица, достигшие 75 лет имеют право отбывать наказание под домашним арестом). Проведя полтора года во французской тюрьме, 11 декабря 2011 г. Норьега был выдан Панаме. Перед высылкой экс-диктатор, имеющий серьезные проблемы со здоровьем, прошел медицинское обследование, которое показало, что он в состоянии выдержать перелет. Норьега вернулся в Панаму, сидя в инвалидном кресле под усиленной охраной. Бывший генерал был помещен в тюрьму «Эль Ренасер», расположенную на берегу Панамского канала. По решению Верховного суда страны, процесс по делу бывшего диктатора начнется 13 марта, ожидается, что тысячи панамцев будут пристально следить за ходом судебного разбирательства. Генерала обвиняют в убийствах своих политических оппонентов, один из которых Уго Спадафора был обезглавлен в 1985 году. По предъявленным обвинениям Норьеге может грозить до 60 лет лишения свободы.
Никита Анисимов
Парламентские выборы на Ямайке
28 декабря 2011 г. на Ямайке состоялись досрочные парламентские выборы, в результате которых победу одержала оппозиционная Народная национальная партия (PNP) во главе с Поршией Симпсон.
Согласно конституции 1962 г. Ямайка – конституционная монархия, член Британского содружества наций. Формально главой государства является британский монарх, его представляет генерал-губернатор, назначаемый королевой по рекомендации премьер-министра. Законодательную власть представляет избираемая посредством всеобщего голосования Палата представителей (63 депутата) и Сенат (21 сенатор назначается генерал-губернатором, 13 представляют правящую партию и 8 – оппозицию).
Первоначально выборы должны были состояться осенью 2012 г., однако их практическая реализация оказалась под вопросом. В течение длительного периода Ямайка переживает продолжительный политический кризис, постоянно усиливается поляризация общества. Начало периоду турбулентности было положено вооруженными столкновениями в г. Кингстоне в 2010 г., вызвавшими отставку тогдашнего премьер-министра Брюса Голдинга. (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за май 2010 г.). Пришедший ему на смену в октябре 2011 г. Эндрю Холнесс не смог вывести страну из кризиса и исправить тяжелую экономическую ситуацию, в результате правящая партия всего через несколько недель после приведения к присяге нового премьер-министра была вынуждена объявить о проведении внеочередных выборов.
Проводившиеся накануне голосования соцопросы отдавали предпочтение Народной национальной партии, на практике же ее результаты оказались выше прогнозируемых. Электорат PNP вырос с 49,5 (2007 г.) до 53,2%, что позволило этой партии получить 42 места в Палате представителей. За находившуюся у власти Лейбористскую партию Ямайки (JLP) проголосовали 46,6% избирателей (50,3% в 2007 г.), в результате в нижней палате лейбористы занимают только 21 место. По мнению ряда экспертов, на снижении электората JLP негативно отразилась и сравнительно низкая явка избирателей, составившая около 50%.
Ключевым пунктом в предвыборной кампании обеих партий было социально-экономическое положение страны. Программа PNP была нацелена на стимулирование экономического роста и создание рабочих мест. П.Симпсон заявляла и о необходимости переговоров с МВФ о продлении срока погашения полученных кредитов, общая сумма которых превысила миллиард долларов. JNP в свою очередь предлагала сосредоточить основное внимание на привлечении частных инвестиций в инфраструктурные проекты. В качестве достижения уходящего правительства было отмечено значительное снижение уровня преступности.
П.Симпсон (род. в 1945 г.), по образованию специалист в области государственного управления, получила образование в Университете Юнион в г. Майами (США). За плечами нового главы правительства богатый политический опыт. В 1976 г. П. Симпсон была впервые избрана в Палату представителей от PNP, впоследствии занимала различные министерские посты, а с 2006 по 2007 г. была премьер-министром. П. Симпсон придерживается республиканских взглядов и последовательно отстаивает идею выхода Ямайки из Британского содружества наций. Премьер пользуется высокой поддержкой со стороны беднейших слоев населения, во многом благодаря популистским заявлениям, связанным с обещаниями создать новые рабочие места.
Особенности последних выборов состоят в том, что впервые за всю историю действующее правительство не переизбрано на второй срок, а Э. Холнесс находился на посту премьер-министра всего год и несколько месяцев.
П. Симпсон придется решать большое количество накопившихся проблем, в первую очередь, сократить внешний долг, составляющий более 120% от ВВП, и уровень безработицы, повысившийся с 2007 по 2011 г. с 10 до 13%.
Новое правительство, скорее всего, будет вынуждено пойти на осуществление непопулярных мер, направленных на жесткую экономию, включая возможное сокращение численности государственных служащих. Одной из острых проблем остается высокий уровень преступности, во многом связанной с наркобизнесом и вооруженным противостоянием действующих картелей.
Егор Прусов