ИЮНЬ 2012 ГОДА
- Тихоокеанский альянс: соглашение вступает в силу
- Европейское турне президента Перу Ольянты Умалы
- Конференция ООН по устойчивому развитию в Бразилии
- Импичмент президента Ф.Луго в Парагвае
Тихоокеанский альянс: соглашение вступает в силу
6 июня 2012 г. в чилийском городе Антофагаста состоялся учредительный саммит Тихоокеанского альянса (АР) в составе Мексики, Перу, Колумбии и Чили. На встрече в верхах присутствовали главы всех четырех государств, министры иностранных дел Коста-Рики, Канады и Панамы принимали участие в его работе как наблюдатели. В качестве почетного гостя на саммит был приглашен король Испании.
В политическом плане этот блок создается в качестве более умеренного противовеса леворадикальному Боливарианскому альянсу для Америки (ALBA). В то же время новый альянс нельзя рассматривать исключительно как правоцентристский, поскольку новое правительство Мексики, равным образом как и администрацию Ольянты Умалы в Перу скорее можно отнести к политическому центру. Сам перуанский президент заявил, что АР не направлен против кого-либо, его цель – содействовать экономическому развитию региона и укреплению межгосударственных связей. Новое объединение может иметь больший политический вес в качестве «фракции» умеренных правительств внутри недавно созданного Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Нельзя исключать, что члены Тихоокеанского альянса, благодаря новым механизмам взаимодействия, смогут эффективно вырабатывать общую позицию по основным глобальным и региональным проблемам.
В экономическом плане некоторые эксперты не без основания рассматривают альянс как противовес южноамериканскому гиганту – Бразилии. АР призван «перенести» полюс экономической гравитации в Латинской Америке с Бразилии на Мексику. В случае успеха новое интеграционное объединение превратится в мощный экономический блок: на государства с населением более 200 млн человек приходится 40% ВВП Латинской Америки и 55% региональных экспортных потоков.
Во время саммита достигнуты договоренности о введении в течение полугода безвизового режима в рамках альянса и о взаимном признании дипломов высших учебных заведений. В среднесрочной перспективе приоритет будет отдаваться упрощению миграционной политики с целью облегчения межнациональных потоков передвижения рабочей силы, сотрудничеству между национальными полицейскими службами, стимулированию торговли, благодаря унификации таможенных барьеров, объединению рынков товаров и услуг и национальных бирж. Созданные на саммите комиссии займутся практической реализацией достигнутых договоренностей. Основой интеграции станут двусторонние договоры о свободной торговле, заключенные между участниками альянса, впоследствии планируется создать общую зону свободной торговли. По примеру Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR) намечено создание специальной международной комиссии по разрешению торговых споров между государствами и корпорациями стран альянса.
Немаловажную роль играет и геополитическая составляющая: ключевая цель альянса заключается в усилении позиций на рынках стран Азиатско-тихоокеанского региона в целом и Китая в частности. В этом направлении существуют большие заделы: Мексика, Перу и Чили уже заключили договоры о свободной торговле с азиатским гигантом, ведутся переговоры и о подписании аналогичного договора с Колумбией. Тем самым блок намерен перехватить инициативу экономического сотрудничества с Китаем у стран ALBA, которое в последнее время развивается чрезвычайно интенсивно.
В среднесрочной перспективе возможно расширение альянса: о желании вступить в блок в качестве полноправных членов заявили Панама и Коста-Рика, уже имеющая договоры о свободной торговле с Чили, Мексикой и Панамой. У Панамы соответствующие соглашения заключены с Чили и Перу (с Мексикой переговоры были заморожены в 2003 году). Вероятно, в ближайшее время будут начаты или возобновлены переговоры с остальными государствами. В глобальном плане Тихоокеанский альянс ориентируется на сотрудничество с США, Австралией и Новой Зеландией, существуют перспективы активизации отношений и с другими государствами Азиатско-тихоокеанского региона, включая Россию.
Андрей Пятаков
Европейское турне президента Перу Ольянты Умалы
С 10 по 13 июня состоялось европейское турне перуанского президента Ольянты Умалы, в ходе которого он посетил Францию, Швейцарию, Германию и Бельгию. Глава государства провел переговоры с рядом официальных лиц Европейского союза и выступил на ежегодной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве.
10 июня О.Умала встретился в Париже с членами группы иностранных юристов, представляющими интересы Перу по делу о делимитации морской границы с Чили, рассматриваемом в Международном суде в Гааге (см. подробнее «Латиноамериканскую панораму за ноябрь 2009 г.). Слушания по рассмотрению судебной тяжбы между двумя государствами запланированы на декабрь 2012 г., в начале 2013 г. ожидается вынесение окончательного решения.
В штаб-квартире МОТ в Женеве О. Умала провел переговоры с генеральным директором организации Хуаном Сомавия. В выступлении на ежегодной конференции МОТ перуанский президент заявил, что «коренные народы и крестьянские общины станут стратегическими партнерами государства». О.Умала вновь заверил делегатов конференции o своей готовности прислушиваться к голосу индейских племен и предпринять совместные усилия по интеграции в общество данных социальных групп и созданию оптимальных условий для развития страны. По словам президента, для обеспечения экономического роста нужны дополнительные инвестиции, важно также рационально использовать природные ресурсы и заботиться об охране окружающей среды. О.Умала также упомянул о необходимости полного запрещения детского труда. В сфере занятости и привлечения инвестиций правительство Перу и впредь будет следовать основным положениям МОТ и использовать механизм предварительных консультаций при найме рабочей силы.
12 июня в Берлине О.Умала принял участие форуме деловых кругов Германии для привлечения инвестиций в перуанскую экономику. В ходе переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель были затронуты состояние и перспективы двусторонних отношений и проблемы кризиса еврозоны. Германия выразила готовность ратифицировать Договор о свободной торговле между ЕС и Перу. По словам бундесканцлера, подобное соглашение могло бы стать хорошим подспорьем для экономического роста и оживления европейской экономики, находящейся в весьма сложной ситуации. В свою очередь, перуанский президент указал на то, что Европейский Союз занимает первое место среди инвесторов в перуанскую экономику, в связи с этим страна заинтересована в скорейшем преодолении кризисных явлений в Европе. Ратификация Договора о свободной торговле поможет ослабить проблему внешнего долга, достигающего 20% ВВП.
А.Меркель выразила заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и поддержала идею О. Умалы о принятии закона о проведении предварительных консультаций с коренными народами по вопросам эксплуатации природных ресурсов.
По итогам переговоров были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере образования и науки. Предполагается осуществить ряд совместных проектов с участием Германской службы академических обменов (DAAD) и Национального совета по науке и технике (CONCYTEC). В рамках договора стороны обязуются разработать порядок финансирования двусторонних программ фундаментальных исследований, которые будут способствовать обмену научными кадрами в течение трех лет, включая молодых ученых, в различных областях. Была подписана и совместная декларация о намерениях по сотрудничеству в области образования, науки, исследований и инноваций.
В Брюсселе О. Умала провел переговоры с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем и председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу. По итогам консультаций руководство ЕС заявило о политической и финансовой поддержке Перу в борьбе с производством наркотиков, бедностью и экономическим неравенством. Х. ван Ромпей привел Перу в качестве примера страны, успешно преодолевшей экономический спад и демонстрирующей неплохие темпы роста экономики.
В выступлении перед депутатами Европарламента в Страсбурге перуанский руководитель заявил, что его правительство будет придерживаться ранее достигнутых договоренностей и сохранит преемственность внешней политики в сфере соблюдения прав человека и охраны окружающей среды, что требуется для ратификации Договора о свободной торговле с ЕС .
По словам О.Умалы, целью перуанского правительства является избавление от бремени традиционного «экспортера сырья». В связи с этим одним из важных пунктов двустороннего договора о ЗСТ, на котором настаивает андская страна в переговорном процессе с Европейским союзом, является передача Перу высоких технологий. После ратификации договора, запланированной на осень этого года, предусматривается полная либерализация торговли промышленными товарами. Одновременно депутаты Европарламента дали высокую оценку закону о проведении предварительных консультаций с коренными народами относительно эксплуатации природных ресурсов.
Итоги европейского турне О.Умалы можно считать успешными. Визит перуансокго президента ускорит ратификация договора, который будет способствовать модернизации страны на основе внедрения новых технологий. Ключевую роль в этом сыграла поддержка Германии. Кроме того, подписанные с ФРГ соглашения об интенсификации научно-технического сотрудничества окажут существенную помощь в развитии перуанской науки. Для ускорения ратификации договора о ЗСТ правительство О.Умалы должно провести серьезную работу по улучшению ситуации с правами человека и предпринять дополнительные усилия по борьбе с производством наркотиков.
Егор Прусов
Конференция ООН по устойчивому развитию в Бразилии
С 20 по 22 июня в бразильском городе Рио-де-Жанейро состоялась очередная Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20», собравшая 120 глав государств и правительств и около 50 тысяч социальных активистов, ученых, экологов и представителей компаний. Нынешний саммит был приурочен к двадцатилетию прошедшего здесь же Саммита земли. Центральная тема встречи в верхах была обозначена как «Зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения бедности».
В мероприятии принимали участие большинство президентов Латинской Америки (за исключением лидеров Гватемалы, Гондураса, Панамы, Парагвая и Венесуэлы), которые выступили с рядом предложений и инициатив. Президент Мексики Филипе Кальдерон, удостоенный в 2011 г. премии ООН за вклад в борьбу против изменения климата, заявил о том, что развитие «зеленой экономики» является необходимым условием выживания человечества и призвал мировое сообщество к консолидации усилий государств в этом направлении. Президент Боливии Эво Моралес предложил внести в итоговую декларацию положение об индейском видении экологической проблематики. Кубинский лидер Рауль Кастро обвинил развитые страны в отсутствии политической воли для решения неотложных глобальных экологических проблем. Президент Эквадора Рафаэль Корреа использовал трибуну Конференции для популяризации и привлечения общественного внимания к эквадорскому экологическому проекту Ясуни, предполагающему получение от международного сообщества компенсации в 3,6 млрд долл. для защиты и сохранения уникального биологического разнообразия эквадорской амазонской сельвы.
Бразилия предложила повысить статус Программы ООН по развитию (PNUD), которая пока не является полноценным органом ООН и не имеет достаточного влияния на принятие политических решений. В компетенцию PNUD входит анализ региональных и глобальных социальных и экологических проблем и выработка рекомендаций по принятию конкретных государственных мер. Президент Бразилии Дилма Руссефф (Русев) поддержала предложение французского президента создать Всемирную организацию по окружающей среде по аналогии со Всемирной торговой организацией. Бразильская делегация призвала мировое сообщество к реализации инициатив, выдвинутых в рамках Программы ООН по окружающей среде (PNUMA), созданной в 2008 году. Центральным предложением PNUMA стал глобальный инвестиционный проект, предполагающий вложение 1% мирового ВВП в «зеленую экономику», призванную обеспечить устойчивое глобальное развитие.
Несмотря на все разногласия, Конференции удалось принять предложенный Бразилией проект итоговой декларации «Желаемое будущее». Многие наблюдатели отмечают максимально открытый режим доступа наблюдателей и прессы к итоговому документу в период обсуждения, что заметно отличало нынешнюю конференцию от предыдущих.
Документ содержал ряд концептуальных новшеств. Так, по инициативе Боливии нашла отражение идея прав природы, в декларации впервые использован индейский термин Pachamama («Мать-природа»), признается прямая и неразрывная связь между индейскими народностями и биологическим разнообразием Земли, а также роль коренного населения в его сохранении.
Вопреки ожиданиям, в итоговой декларации не отражены новые глобальные цели устойчивого развития до 2015 года. По инициативе Колумбии в документ был внесен пункт о формировании специальной группы для выработки указанных целей и экологических предложений для Генеральной ассамблеи ООН 2013 года.
Параллельно с официальными мероприятиями в Рио-де-Жанейро прошел Саммит народов за экологическую и социальную справедливость, организованный неправительственными организациями и альтерглобалистами. Форум подверг критике официальную встречу за формализм в подходе к решению глобальных экологических проблем. Участники альтернативного мероприятия обвинили политический истеблишмент в стремлении «окрасить» нынешнюю глобальную экономическую систему, основанную на несправедливости и эксплуатации природных и человеческих ресурсов, в зеленый цвет с целью скрыть ее реальные изъяны и стоящие перед человечеством вызовы.
Андрей Пятаков
Импичмент президента Ф.Луго в Парагвае
21 июня 2012 г. на очередном заседании Палата депутатов Национального конгресса Парагвая обвинила президента страны Фернандо Луго в ненадлежащем исполнении своих обязанностей и инициировала процедуру импичмента. За это решение проголосовали 76 из 80 депутатов, против – один, трое не присутствовали на заседании. 22 июня на внеочередном заседании верхней палаты 39 из 45 сенаторов приняли решение об отстранении главы государства от занимаемой должности в связи с некомпетентностью. (В соответствии со статьей 225 действующей конституции для импичмента избранного должностного лица требуется две трети голосов депутатов и сенаторов). Во имя сохранения стабильности в стране Ф.Луго подчинился решению конгресса, хотя и заявил о превратном истолковании закона и приравнял импичмент к государственному перевороту. Верховный суд признал решение полностью соответствующим конституции, оставил решение Сената в силе и отклонил апелляцию адвокатов президента, формальным поводов для которой стала молниеносность импичмента и нехватка времени у стороны защиты для подготовки к процессу. (Сами законодатели объясняют скоротечность процедуры стремлением избежать дестабилизации и предотвратить столкновения между сторонниками и противниками президента). До 15 августа 2013 г., завершения срока президентских полномочий, в соответствии с конституцией обязанности главы государства возложены на вице-президента Федерико Франко. Верховный суд избирательной юстиции, входящий в структуру судебной власти, признал принятое решение легитимным, поскольку Ф.Франко избран всенародным голосованием и имеет полномочия исполнять обязанности главы государства в случае его временного или постоянного отсутствия.
Формальным поводом для смещения Ф.Луго стала ответственность за человеческие жертвы во время выселения безземельных крестьян с захваченных ими земель в районе г. Куругати в 270 км от столицы. Во время проводившейся 15 июня операции погибли семь представителей правопорядка и 10 крестьян. Президент отправил в отставку министра внутренних дел и начальника полиции, однако этих кадровых решений оказалось недостаточно для предотвращения импичмента.
На президентских выборах 2008 г. за Ф.Луго, популярного бывшего католического епископа и сторонника теологии освобождения, проголосовали 40,8% избирателей (по парагвайскому законодательству для победы достаточно получить относительное большинство голосов). В поддержку левоцентристского кандидата выступила крайне разнородный Патриотический альянс за изменения (АРС). Наиболее влиятельной в пропрезидентской коалиции была правоцентристская Подлинная либерально-радикальная партия (PLRA), игравшая роль легальной оппозиции в период диктаторского режима Альфредо Стресснера (1954 – 1989), которая получила возможность выдвинуть в качестве вице-президента Ф.Франко. Основным мотивом вхождения либералов в АРС было стремление покончить с гегемонией бессменно правившей в течение более 60 лет консервативной Национальной республиканской ассоциации – Партии Колорадо (ANR –PC). Напротив, парагвайское общество связывало с именем Ф. Луго надежды на смену политических элит, искоренение коррупции и проведение глубоких преобразований, в первую очередь, аграрной реформы. В региональном контексте его победе способствовал т.н. левый дрейф – приход к власти в большинстве стран левых и левоцентристских правительств.
На практике Ф.Луго пришлось руководить страной в условиях т.н. разделенной власти. В Палате депутатов относительное большинство (30 мест) занимали представители ANR-РС, 27 – либералы из PLRA, поддержка которых была достаточно условной, 15 – оппозиционный Народный союз этичных граждан (UNACE), объединявший сторонников опального отставного генерала Лино Овьедо, обвиняемого в организации государственного переворота и впоследствии амнистированного, оставшиеся восемь – другие мелкие партии и группировки. Сходная ситуация наблюдалась и в Сенате (15 мест – ANR- РС, 14 – PLRA, 9 – UNACE и 7 – прочие). Заметному влиянию левых сил препятствовали политическая монополия двух традиционных партий, отсутствие ярких лидеров и незначительная поддержка достаточно традиционного общества.
С самого начала обострились противоречия между президентом и вице-президентом, которые придерживались разных убеждений, постепенно разваливалась и правящая коалиция. В стране постоянно циркулировали слухи о возможном смещении Ф.Луго в результате импичмента или даже военного переворота. Среди факторов, способствовавших снижению рейтинга Ф.Луго до минимального уровня, называются ошибочные кадровые решения, фактический провал широко разрекламированной аграрной реформы, неспособность остановить усиливающуюся волну насилия и даже в возможные связи с возникшей марксисткой герильей Армия парагвайского народа. Кроме того, на бывшего епископа, обязанного соблюдать целибат, возлагалась ответственность за постоянные скандалы, связанные с обнаруженными многочисленными незаконнорожденными детьми, и даже за длительное отсутствие в связи с необходимостью проходить лечение за рубежом после диагностирования онкологического заболевания. Экономический фон также продолжал ухудшаться: после первоначального бума началось резкое снижение темпов роста. Радикальная риторика президента далеко не всегда сопровождалась эффективным управлением и вызывала недовольство как крупных предпринимателей и землевладельцев, так и средних городских слоев.
В этих условиях постепенно набирал популярность один из лидеров Партии Колорадо Орасио Картес, потенциальный кандидат консерваторов на выборах 2013 года, который и стал инициатором смещения Ф.Луго. Эту идею помогли реализовать как отказавшие в поддержки президенту либералы, так и другие оппозиционные группировки. Нельзя не учитывать и традиционно сильную систему сдержек и противовесов, облегчавшую процедуру импичмента, к которой парагвайские законодатели прибегали в в 1999 и 2003 годах).
Импичмент Ф.Луго вызвал неоднозначную реакцию в стране и за рубежом. В то время, как одни считают его смещение демократической процедурой, основанной на применении конституционных механизмов, другие говорят об очередной угрозе демократии на континенте. В качестве доводов конституционности вынесенного решения приводятся полное сохранение свободы печати, неучастие в событиях силовых структур, соблюдение принципа разделения властей и всех правовых норм, отсутствие чрезвычайного либо осадного положения. Ф.Франко единодушно поддержали представители законодательной и судебной власти, основные политические партии, все 17 губернаторов, силовые структуры, предпринимательские круги и высшая церковная иерархия. За экс-президентом сохраняются все политические права, ожидается, что он возглавит избирательный список от Широкого фронта (коалиции 19 левых и левоцентристских партий и группировок) на будущих выборах в Сенат. Хотя после смещения президента и имели место немногочисленные акции протеста, в целом в парагвайском обществе сохраняется консенсус относительно принятого решения.
Далеко не столь однозначная реакция наблюдается в других странах региона. С резкой критикой молниеносного импичмента выступили, в первую очередь, леворадикальные правительства. Члены Боливарианского альянса для Америки (ALBA) квалифицировали происшедшие события как новую форму государственного переворота, который ставит целью нанести удар по процессам независимости и интеграции латиноамериканских и карибских стран. Кубинский МИД расценил смещение Ф.Луго как посягательство на самоопределение латиноамериканских народов, осуществленное олигархией при поддержке, в сговоре или с молчаливого согласия США. Критические позиции заняли и левоцентристские правительства Бразилии, Аргентины и Уругвая. Накануне голосования в парагвайском Сенате министры иностранных дел Союза южноамериканских наций (UNASUR) пытались предотвратить импичмент, по данным нынешней администрации Парагвая руководитель венесуэльского внешнеполитического ведомства Николас Мадуро пытался оказать давление на командующих парагвайских вооруженных сил, высокопоставленные аргентинские и бразильские дипломаты угрожали применить торговые санкции против Парагвая. После объявления министра иностранных дел и посла Венесуэлы персонами нон грата из-за вмешательства во внутренние дела страны, Уго Чавес отозвал военный персонал, аккредитованный в Парагвае, и объявил о прекращении поставок нефти (около 25 тыс. барр. в день, 28,5% потребностей Парагвая).
Более умеренные правительства Мексики, Колумбии, Чили, Гватемалы не считают события в Парагвае нарушением конституционного порядка и действующего законодательства, хотя и подвергают критике процессуальные нарушения в ходе процесса импичмента.
Правительство Испании выступило в защиту демократических институтов и правового государства и выразило надежду, что Парагвай сможет разрешить политический кризис и сохранить внутренний мир в стране. Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон призвала уважать волеизъявление народа и выразила озабоченность событиями в Парагвае. Европейские страны признали конституционноcть нового правительства и сохранили дипломатические отношения с Парагваем. Нейтральную полицию в парагвайском конфликте заняли и Соединенные Штаты. Госдепартамент США не рассматривает смещение Ф.Луго как государственный переворот, однако выражает глубокую озабоченность скоротечностью процесса импичмента.
29 июня члены Южноамериканского общего рынка (МЕRCOSUR) приняли решение приостановить членство Парагвая в интеграционном объединении до очередных всеобщих выборов, намеченных на 21 апреля 2013 года. Этим решением сразу же воспользовалась Венесуэла для вступления в МЕRCOSUR, поскольку для ее полноправного членства теперь не требовалась ратификация парагвайского Национального конгресса. Было приостановлено членство Парагвая и в UNASUR. Парагвай считает эти санкции, принятые в нарушение действующих документов и норм международного права в отсутствие заинтересованной стороны, нелегитимными и обратился с соответствующим заявлением в Постоянный суд МЕRCOSUR.
Более осторожную позицию заняла Организация американских государств (ОАГ). Генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса признал допущенные процессуальные нарушения, в полной мере не обеспечившие ответчику право на защиту. Во время визита в Парагвай он встретился с Ф.Луго, Ф.Франко, законодателями, представителями деловых кругов, церковной иерархии и журналистами. По итогам многочисленных контактов было принято решение не исключать Парагвай из состава организации во избежание страданий парагвайского народа. Руководитель ОАГ предложил направить в Парагвай миссию организации, которая будет способствовать установлению национального диалога и следить за подготовкой всеобщих выборов 2013 года.
Вне зависимости от оценок событий в Парагвае нельзя не отметить, что некомпетентность и низкий рейтинг главы государства еще не являются достаточным юридическим основанием для его смещения. Импичмент президента нанес большой урон репутации страны, негативно скажется на ее экономике и вряд ли имел смысл с точки зрения политической целесообразности менее чем за год до очередных президентских выборов.
Збигнев Ивановский