ИЮЛЬ 2012 ГОДА
- Всеобщие выборы в Мексике
- Форум Сан-Паулу в Каракасе
- Зарубежные визиты Рауля Кастро
- Вступление Венесуэлы в Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR)
Всеобщие выборы в Мексике
1 июля 2012 г. в Мексике избирались президент страны, полный состав Конгресса Союза (128 сенаторов и 500 депутатов), законодательная ассамблея Федерального округа, шесть губернаторов, глава правительства Федерального округа, законодательные собрания ряда штатов, главы 16 административных районов Федерального округа и ряда муниципалитетов. Всего на избирательные участки пришло 62% населения старше 16 лет, имеющего право голоса (49 млн человек). За ходом выборов следили 2 млн наблюдателей, в том числе представители партий и гражданских организаций, региональных и международных объединений.
В 2012 г. в Федеральном избирательном институте (IFE) были зарегистрированы четыре кандидата на пост президента: Энрике Пенья Ньето от коалиции «Компромисс за Мексику», в которую вошли Институционно-революционная партия (PRI) и Экологическая зеленая партия Мексики (PVEM), Хосефина Васкес Мота – от Партии Национальное действие (PAN), Андрес Мануэль Лопес Обрадор – от коалиции «Прогрессивная Мексика» в составе Партии демократической революции (PRD), Партии труда (PT) и Партии Гражданское движение (PMC), а также Габриэль Куадри от Партии Новый альянс (PANAL).
Президентом был избран Э. Пенья Ньето, за которого проголосовали 38,2% избирателей, за А. М. Лопеса Обрадора было отдано 31,4% голосов, за Х. Васкес Мота – 25,4% и за Г. Куадри – 2,5% (по мексиканскому законодательству глава государства избирается в первом туре относительным большинством голосов на шестилетний срок без права переизбрания).
Таким образом, избиратели проголосовали за смену партии власти, выразив свое негативное отношение к политическому курсу правительства правой PAN во главе с Фелипе Кальдероном, которому не удалось путем реформ решить многие назревшие в стране политические, экономические и социальные проблемы, особенно в сфере борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. По мнению экспертов, еще одной причиной победы Э. Пенья Ньето стало заметное превышение официально установленных расходов на его избирательную кампанию при содействии телевизионных монополий.
Правящей партией стала PRI, получившая на выборах в Конгресс союза относительное большинство голосов (41,4% мест в нижней и 40,6% мест в верхней палате). По вопросам принятия конституционных реформ президент и его партия могут иметь в конгрессе серьезные противовесы, ибо для их осуществления PRI будет вынуждена вступать в коалиции с участием как основных, так и небольших парламентских партий.
Распределение депутатских мандатов в Палате депутатов на 2012-2015 гг. следующее: PRI – 207 (41,4%) мест, PAN – 114 (22,8%), PRD – 101 (20,2%), PVEM – 33 (6,6%), PT – 19 (3,8%), PMC – 16 (3,2%), PANAL – 10 (2%). Распределение мест в Сенате на 2012-2018 гг.: PRI – 52 (40,6%), PAN – 38 (29,7%), PRD – 22 (17,2%), PVEM – 9 (7%), PT – 4 (3,1%), PMC – 2 (1,6%), PANAL – 1 (0,8%).
В Палате депутатов и Сенате PAN по-прежнему занимает второе место. Партия потерпела фиаско на выборах губернаторов: не выиграла ни одного места, при этом потеряла двух губернаторов в традиционно возглавляемых ею штатах Табаско и Морелос. Она не получила ни одного места и в Законодательной ассамблее Федерального округа. По итогам выборов президента ее социальная база сократилась с 15 млн до 12 млн человек.
Второй политической силой в стране стала PRD, которая в составе коалиции «Прогрессивная Мексика» сумела сохранить свою социальную базу на уровне 15 млн. В Федеральном округе вновь одержал победу ее кандидат от PRD – на этот раз Мигель Анхель Мансера, получивший 64% голосов. В Законодательной ассамблее Федерального округа ее кандидаты получили большинство; из 16 глав административных районов Федерального округа 14 избраны от PRD. Влияние этой партии на развитие страны будет зависеть от ее единства и умения занимать конструктивные позиции в ходе конституционных реформ, прежде всего в Конгрессе союза.
Избранный президент Э. Пенья Ньето – представитель традиционалистских кругов PRI, бывший губернатор штата Мехико – одного из самых крупных и наиболее развитых субъектов федерации. Новый глава государства родился в 1967 году. Он окончил юридический факультет Панамериканского университета в г. Мехико. Будучи губернатором, установил весьма тесные контакты с губернаторами от своей партии из других штатов. Имеет также тесные связи с представителями олигархических кругов, прежде всего с двумя телевизионными монополистами Televisa и Теlevisión Azteca, которые способствовали его победе на выборах. Он ставит задачи развития экономики на основе привлечения иностранных инвестиций, приватизации энергетической и нефтяной отраслей, решения проблем бедности и безработицы, универсализации социального обеспечения, решения проблем общественной безопасности, ускорения реформирования судебных институтов, активизации внешних связей.
Юлия Визгунова
Форум Сан-Паулу в Каракасе
С 4 по 6 июля в столице Венесуэлы Каракасе прошел XVIII форум Сан-Паулу. Встреча, организуемая ежегодно как площадка для обсуждения региональной и мировой повестки дня представителями левых партий и социальных движений Латинской Америки, собрала около 800 участников из 84 организаций, в том числе из Европы, Африки и Азии. Нынешняя встреча была наиболее представительной, а ее программа – самой насыщенной с момента организации форума в 1990 году.
Мероприятие прошло под лозунгом «Народы мира против неолиберализма и за мир». Наряду с пленарным заседанием прошло 14 тематических секций, посвященных проблемам демократизации информации и коммуникаций, защиты окружающей среды и предотвращения климатических изменений, совершенствованию местного самоуправления, миграции, развитию профсоюзов и социальных движений, продовольственной безопасности, борьбе с наркотрафиком и т.д.
В рамках форума в здании Национальной ассамблеи Венесуэлы прошла парламентская встреча представителей левых сил с участием 105 парламентариев из всех стран Латинской Америки. Ее участники поддержали кандидатуру У.Чавеса на предстоящих президентских выборах и приняли документ, обязывающий вести законотворческую деятельность «во имя всестороннего развития народов».
Форум впервые проводится в Венесуэле и фактически приурочен к предстоящим в октябре чрезвычайно важным для этой страны выборам главы государства. Очевидно, действующий президент стремился заручиться поддержкой левых сил латиноамериканского региона и мира в целом. Впервые за время проведения форумов встреча получила столь масштабное и широкое международное представительство.
Принятая итоговая декларация осудила государственные перевороты как фактор внутриполитической дестабилизации региона. В документе было подвергнуто критике создание иностранных военных баз как своего рода инфраструктурной предпосылки для уже совершенных и потенциальных переворотов. (По данным неправительственного Движения за мир, независимость и солидарность между народами (MOPASSOL), принимавшего участие в форуме, в настоящее время в регионе функционирует 46 иностранных военных баз).
Декларация указала на системный и продолжительный характер мирового экономического кризиса и высказала опасения по поводу его второй глобальной волны. По мнению участников форума, главным международным механизмом сдерживания возможных негативных последствий кризиса в регионе может стать латиноамериканская интеграция. В связи с этим в документе содержится призыв содействовать развитию Боливарианского альянса для Америки (ALBA), Союза южноамериканских наций (UNASUR) и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Значительная часть декларации посвящена солидарности с левыми и леворадикальными правительствами Латинской Америки.
Главный практический итог форума – договоренность о проведении в марте 2013 г. семинара для обсуждения вопроса о создании межпартийной образовательной сети. Ее планируется сформировать при участии всех 84 участников форума. Реализация данной инициативы окажет содействие в подготовке партийных кадров и повышении их квалификации. Место проведения очередного форума будут определено в рабочем порядке.
Андрей Пятаков
Зарубежные визиты Рауля Кастро
С 5 по 12 июля 2012 г. председатель Госсовета и Совета министров Кубы Рауль Кастро посетил Китайскую Народную Республику, Вьетнам и Российскую Федерацию. Целью поездки стали переговоры с руководством данных стран и заключение ряда двусторонних договоренностей.
Первой остановкой кубинского лидера стал Китай. Данный визит Р.Кастро стал первым после его прихода к власти в июле 2006 года. До этого он посещал эту азиатскую страну в 1997 и 2005 гг. в качестве министра обороны.
По итогам переговоров между Р. Кастро и председателем КПК Ху Цзиньтао были подписаны восемь документов, в том числе пять двусторонних соглашений и три меморандума о взаимопонимании. Два договора относятся к экономическому сотрудничеству. Благодаря им Куба получает возможность получения беспроцентных ссуд со стороны китайских партнеров. Третий договор подразумевает получение займа на ремонт медицинского оборудования от Китайского банка развития. В сфере телекоммуникаций стороны пришли к соглашению о поставках китайского оборудования для внедрения на Кубе цифрового вещания. Кроме того, предусматривается сотрудничество между таможенными органами двух стран на период 2013 – 2015 гг. и в сфере сельского хозяйства на 2012–2016 гг., что позволит увеличить производство продуктов питания на Кубе.
В ходе переговоров стороны подчеркнули стремление двух стран к развитию кооперации не только на государственном, но и на гражданском уровне. Ху Цзиньтао подчеркнул динамичный характер двустороннего сотрудничества после прихода Р. Кастро на высший государственный пост. На данный момент Китай является вторым по значимости экономическим партнером Кубы после Венесуэлы. В 2010 г. товарооборот между странами составил 1,8 млрд долл.
С 8 по 9 июля Р. Кастро посетил Вьетнам, также впервые после его прихода к власти. Во время переговоров президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг обозначил сходство между «политикой обновления», проводимой во Вьетнаме в течение 25 лет и предполагающей переход на рыночные элементы в экономике, с новым этапом адаптации социализма на Кубе, подразумевающим либерализацию экономики и открытие частных предприятий. Главы Кубы и Вьетнама отметили союзнический характер взаимоотношений между двумя странами, основанный на исторических связях, и общие позиции по целому ряду глобальных проблем.
Лидеры двух государств не обошли стороной и важные аспекты двустороннего торгово-экономического сотрудничества, выразив удовлетворение в его поступательном развитии. Товарооборот между двумя странами за прошедший год составил около 500 млн долл. Вьетнам является крупнейшим поставщиком риса на Кубу и участвует в разведке нефтяных месторождений в Мексиканском заливе. Куба, в свою очередь, оказывает содействие в подготовке вьетнамских специалистов. По итогам переговоров стороны не подписали новых договоров, условившись принять меры, направленные на расширение экономического сотрудничества, торговли и инвестиций. Предполагается интенсифицировать и межпартийные связи.
С 10 по 12 июля Р.Кастро провел переговоры с российским руководством. (Впервые в качестве главы государства он посетил РФ в 2008 году). Стороны поставили вопрос о необходимости увеличения и диверсификация товарооборота и о расширении сотрудничества в сфере энергетики. Накануне визита помощником президента России Юрием Ушаковым указывалось, что основными темами переговоров станут совместные проекты на транспорте, в космосе, в области телекоммуникаций и в фармацевтике.
За прошедший год товарооборот между Россией и Кубой составил 224,1 млн долларов. По мнению российского руководства, данная цифра не отражает потенциала торгово-экономического партнерства между двумя странами.
В ходе переговоров Р.Кастро и В.Путин обсудили актуальные моменты двустороннего сотрудничества и мировой политики, в целом выразили удовлетворение динамикой развития двустороннего сотрудничества и проявили заинтересованность в дальнейшем развитии совместных проектов. Российский президент уделил особое внимание интенсификации сотрудничества, наметившейся после первого визита Р.Кастро в Россию, когда обе страны существенно продвинулись в восстановлении двусторонних связей, существенно ослабленных в результате распада СССР. Во время предыдущего визита стороны договорились о поставках на Кубу самолетов российского производства, активизации сотрудничества в сфере коммуникаций, нефтегазовой отрасли, судостроении и машиностроении.
Новые соглашения о сотрудничестве были подписаны лишь с Китаем, в остальных случаях можно говорить о своего рода «сверке часов» с ключевыми партнерами Кубы вне Латинской Америки. О политической составляющей говорит и выбор государств, включенных в маршрут поездки.
В то же самое время встречи с китайскими и вьетнамскими лидерами позволяют говорить о том, что немаловажной целью визита стало более тщательное знакомство с опытом экономических реформ этих социалистических стран в связи с наметившейся либерализацией на острове. Переговоры с российским руководством свидетельствует о стремлении двух стран к обмену мнениями по различным аспектам двустороннего сотрудничества, а также сверке позиций по международным вопросам.
Егор Прусов
Вступление Венесуэлы в Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR)
31 июля 2012 г. в бразильской столице состоялся внеочередной саммит интеграционного блока MERCOSUR, в котором приняли участие президенты Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Уругвая. Для венесуэльского президента участие в форуме стало первым зарубежным визитом, если не считать регулярные поездки на Кубу для прохождения лечения, с того времени, когда было публично заявлено о его болезни. В повестку форума входил только один вопрос – присоединение к блоку нового члена – Венесуэлы.
Процесс вхождения Венесуэлы в блок имеет давнюю историю. Изначально соглашение о присоединении нового члена к блоку было подписано между президентами государств MERCOSUR и Чавесом в Каракасе 4 июня 2006 года. В соответствии с уставом объединения для вступления договора в силу требуется его ратификация законодательными органами всех четырех полноправных членов MERCOSUR. Первым договор ратифицировал Уругвай. 6 ноября 2006 года в Монтевидео уругвайский Сенат и Палата депутатов, где у правящего левоцентристского Широкого фронта было большинство. (Оппозиция покинула зал заседаний в знак протеста). Ровно через месяц – 6 декабря – состоялось голосование в обеих палатах Федерального конгресса Аргентины. Сенат одобрил решение президента единогласно, депутаты – 160 голосами «за» при 12 – «против». Затем потянулись длительные и многочисленные голосования в парагвайском и бразильском парламентах, неизменно заканчивавшиеся победой противников Венесуэлы. Первым уступил бразильский Сенат, 15 декабря 2009 г. после пятичасовых бурных дебатов одобривший вхождение Венесуэлы в MERCOSUR на правах полноправного члена («за» проголосовали 35 сенаторов, «против» - 27). Парагвайский законодательный орган так и остался непреклонным, аргументируя свою позицию неприятием политического курса боливаринской Венесуэлы. Дорогу для вступления нового члена открыл импичмент парагвайского президента Фернандо Луго, квалифицированный частью латиноамериканского сообщества как «парламентский государственный переворот» (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за июнь 2012 года). После приостановки членства Парагвая в MERCOSUR вплоть до очередных президентских выборов автоматически была устранена необходимость ратификации договора от 2006 г. в парагвайском парламенте.
Венесуэльский президент расценил событие как одно из важнейших достижений боливарианского правительства на внешнеполитическом фронте. По мнению У. Чавеса, вхождение в блок ускорит процесс диверсификации экономики Венесуэлы и позволит преодолеть инерцию «нефтяной экономической модели». Выступая на саммите, лидер страны высказал надежду на скорейшее более активное подключение партнеров по MERCOSUR к энергетическим проектам Венесуэлы, в частности, к разработке нефтяных месторождений в нефтеносном бассейне реки Ориноко. С новыми партнерами Венесуэла рассчитывает увеличить добычу нефти с 3 до 6 млн баррелей в день.
Вступление в блок даст немало других экономических дивидендов Венесуэле. Так, предполагается снятие таможенных пошлин с 800 продуктов, что позволит значительно увеличить объем товарооборота между Венесуэлой и блоком. По состоянию на 2011 г. этот показатель составил 5,86 млрд долл., при этом на импорт в Венесуэлу приходится 4 млрд долларов. Существенные выгоды, по мнению экспертов, получат и компании государств блока, в особенности аргентинские и бразильские. На саммите было подписано соглашение между венесуэльской нефтяной корпорацией PDVSA и недавно национализированной аргентинской компанией YPF. Планируется создать совместное межгосударственное предприятие по разведке и добыче нефти. На следующий день после саммита Каракас заключил контракт на покупку шести самолетов Е-190 у бразильской авиастроительной корпорации EMBRAER (сумма сделки составила 270 млн долларов). Вхождение Венесуэлы, мощной нефтяной державы, существенно укрепит энергетический потенциал и независимость MERCOSUR, что может придать ему дополнительную конкурентоспособность на глобальной арене.
Новое правительство Парагвая раскритиковало решение MERCOSUR, квалифицировав его как незаконное и не имеющее юридической силы. По мнению парагвайского МИДа, принятое решение не могло быть принято без одобрения одного из учредителей блока, созданного в 1991 г. в Асунсьоне.
В течение четырехлетнего переходного периода Венесуэла должна перейти на единые внешние таможенные тарифы, действующие в MERCOSUR и привести в соответствие номенклатуру товаров (в настоящее время в Венесуэле действует номенклатура Андского сообщества наций, из которого страна вышла в апреле 2011 года).
После вступления Венесуэлы MERCOSUR значительно увеличил геополитический потенциал в регионе: на блок приходится 70% населения Южной Америки (270 млн жителей) и 83% валового продукта континента.
Андрей Пятаков