СЕНТЯБРЬ 2012 ГОДА
- Аргентина: массовые протесты и перспектива переизбрания президента на третий срок
- 24-й саммит АТЭС во Владивостоке и латиноамериканские страны
- США и проблема наркотрафика
Аргентина: массовые протесты
и перспектива переизбрания президента на третий срок
Летом 2012 г. в Аргентине имели место массовые акции протеста и забастовки против экономической политики нынешней власти. Если в июне-июле акции проходили главным образом в столице, то в сентябре к Буэнос-Айресу подключились другие крупные города, в результате чего выступления приобрели национальный масштаб. Главными организаторами протестов выступают два ведущих профсоюза – Профцентр трудящихся Аргентины (CTA) и Всеобщая конфедерация труда (CGT). По оценкам, в протестах приняли участие около 500 тыс. работников. Основной причиной их недовольства стали недостаточные социальные расходы государства, а также низкий уровень заработной платы. Основные требования профсоюзов – повышение этого показателя с 2,3 тыс. песо (511 долл.) до 5 тыс. песо (1,1 тыс. долл.) и сокращение подоходного налога. В сентябре 2012 г. к протестам CTA и CGT присоединился профсоюз Национальной жандармерии, поскольку из-за сокращения дополнительных выплат зарплата полицейских может сократиться на 30-60%. Профсоюз потребовал существенного повышения минимального уровня заработной платы – до 7 тыс. песо. Правительство отклонило требования профсоюзов как невыполнимые в нынешних экономических условиях.
В конце сентября правительство передало для рассмотрения в Палату депутатов проект бюджета на 2013 год. В целом в нем заложены относительно оптимистические макроэкономические показатели: экономический рост должен составить 4,4%, уровень инфляции – 11,2%. (В середине 2012 г. по официальным данным этот показатель составил 10-11%, по неофициальным – в два раза выше). Проект бюджета также вызвал недовольство профсоюзов в связи с тем, что правительство собирается собрать в казну 45 млрд песо за счет повышения налогов с заработной платы.
Эксперты указывают на политическую подоплеку выступлений ведущих профцентров и прогнозируют их превращение в мощную оппозиционную силу. Особенно тревожным выглядит подключение к социальным протестам полицейских. В связи с этим нельзя полностью исключать эквадорского сценария, когда в результате антиправительственных выступлений полицейских страна оказалась на грани государственного переворота.
В финансовой сфере аргентинскими властями в июле 2012 года предприняты меры по усилению валютного контроля, направленные на «дедолларизацию» национальной экономики и увеличение валютных поступлений в бюджет. Для достижения этой цели запрещено открывать банковские вклады в долларах и рассчитываться валютой при покупке недвижимости, установлен 15% налог на операции по кредитным карточкам за рубежом. Данные меры достаточно противоречивы: с одной стороны, они могут укрепить национальную денежную единицу и тем самым оказать благоприятное влияние на экономику, с другой – существенно ухудшить инвестиционную привлекательность Аргентины и вызвать отток иностранного капитала из страны. Данные меры уже привели к негативным политическим последствиям.
Существенно расширить социальную базу оппозиции могут протесты зажиточных средних слоев: массовые выступления в Буэнос-Айресе в середине сентября 2012 г. против валютной политики государства сопровождались акциями в защиту конституции. В августе 2012 г. группа интеллектуалов инициировала общественную дискуссию по поводу внесения в Основной закон поправок, позволяющих нынешнему президенту Кристине Фернандес де Киршнер выдвинуть свою кандидатуру на третий срок подряд. (выборы главы государства должны состояться в 2015 году). Президент категорически отвергла свою причастность к данной инициативе и отказалась комментировать возможность выдвижения своей кандидатуры. В настоящее время в Федеральном конгрессе сторонники президента не имеют квалифицированного большинства, необходимого для внесения изменений в конституцию, однако ситуация может измениться после парламентских выборов в октябре 2013 года. В ожидании этого события принят закон о снижении возрастного порога электората до 16 лет и о предоставлении права голоса иммигрантам, проживающим в Аргентине более двух лет, что существенно увеличит численность избирателей. Вместе с тем, пока трудно сказать, кому выгоден данный закон, власти или оппозиции. По оценкам официальных агентств, за первый год нынешнего президентского мандата рейтинг К.Фернандес де Киршнер снизился с 54 до 40%.
Андрей Пятаков
24-й саммит АТЭС во Владивостоке и латиноамериканские страны
Со 2 по 9 сентября 2012 г. во Владивостоке на о. Русский прошла очередная ежегодная встреча лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На данный момент на долю 21 страны-участницы объединения приходится 57% мирового ВВП, 48% международной торговли, более 40% прямых иностранных инвестиций и почти 40% населения. Латинская Америка представлена в организации Мексикой, Перу и Чили.
В ходе саммита были обсуждены возможности стимулирования роста мировой экономики, дальнейшего снижения торговых барьеров. Участники встречи выразили обеспокоенность кризисом еврозоны и поддержав действия лидеров Евросоюза, предпринимающих усилия для выхода из сложившейся ситуации.
Участники АТЭС приняли совместное заявление о стремлении снижать тарифы на импорт продукции на основе так называемых «зеленых технологий» и принять меры по либерализации торговли (резолюции, принимаемые на саммитах АТЭС, носят рекомендательный характер).
Активное участие в работе форума принимали и представители Латинской Америки. Президент Перу Ольянта Умала провел переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным, во время которых стороны заявили о своей готовности к активизации сотрудничества в нефтегазовой промышленности, электроэнергетике, горнорудной промышленности и в сфере транспорта. Рассматривались возможности строительства ряда инфраструктурных проектов и совместного изучения Тихого океана. На данный момент товарооборот между двумя странами составляет 726 млн долл., по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился почти в два раза.
Во время встречи В.В.Путина с президентом Чили Себастьяном Пиньерой были намечены возможности сокращения российского дефицита в двусторонней торговле. За прошедший год товарооборот между двумя странами составил 454,7 млн долл., на долю России пришлось лишь 32,5 млн. Для исправления данной ситуации Россия готова осуществить ряд совместных проектов и начать поставки оборудования для энергетики и угольной промышленности. Пока российский экспорт в основном ограничивается продукцией химической промышленности и металлургии, а Чили экспортирует в Россию главным образом сельскохозяйственную продукцию.
Более успешно развиваются чилийско-китайские отношения. Во время встречи в рамках саммита были достигнуты договоренности о привлечении дополнительных инвестиций в рамках заключительного этапа двустороннего Соглашения о свободной торговле, вступившего в силу в 2005 году. По словам министра иностранных дел Чили Альфредо Морено, за один только 2012 г. общий объем китайских инвестиций в чилийскую экономику составил около 1 млрд долл.. Подписание дополнительного соглашения позволит серьезно усилить китайское присутствие в этой латиноамериканской стране.
Президент Мексики Фелипе Кальдерон в ходе саммита высказался за прием в АТЭС Колумбии, Панамы и Коста-Рики, уже давно «стоящих на пороге» вступления в организацию. По мнению мексиканского руководителя, снятие моратория 1998 г. на расширение объединения позволит существенно усилить его экономический потенциал за счет других стран региона, имеющих выход к Тихому океану. В этой связи стоит упомянуть создание Тихоокеанского альянса в составе Мексики, Колумбии, Перу и Чили, который может существенно повлиять на экономическое развитие и торгово-экономические связи в бассейне Тихого океана. (См. подробнее Латиноамериканскую панораму за июнь 2012 г. ).
Егор Прусов
США и проблема наркотрафика
14 сентября 2012 г. президент США Барак Обама подписал ежегодный Меморандум о незаконном производстве и транспортировке наркотиков, основанный на вышедшем в свет в марте 2012 г. докладе госдепартамента по контролю за наркотиками в мире. В данном документе среди латиноамериканских стран особо жестко оценивается ситуация в Венесуэле и Боливии. Проблема наркотрафика на протяжении многих лет является одним из ключевых негативных аспектов в отношениях Соединенных Штатов с указанными государствами.
Меморандум призывает государственные структуры США, занимающиеся контролем за оборотом наркотиков, обратить внимание на отсутствие должных мер в Венесуэле и Боливии, направленных на борьбу с производством и распространением наркотиков в свете ранее принятых международных обязательств. В документе указывается, что Венесуэла является «одним из наиболее предпочтительных маршрутов наркотрафика из Латинской Америки», в связи с «недостаточно защищенной границей с Колумбией», крупнейшим мировым производителем кокаина. Отмечается и слабая юридическая система Венесуэлы, во многом противоречащая международному сотрудничеству в борьбе с наркоугрозой, и в целом наличие в стране «обстановки вседозволенности и коррумпированности». По данным США, за 2011 г. через территорию Венесуэлы на мировой рынок беспрепятственно поступило от 161 до 212 т наркотиков.
Сотрудничество между двумя странами в противодействии наркотрафику осложнилось после решения У.Чавеса о высылке представителей американского Управления по борьбе с наркотиками, обвиняемыми в разведывательной деятельности.
Венесуэльский МИД отверг выдвинутые обвинения и возложил ответственность за ситуацию на Соединенные Штаты, крупнейшего потребителя кокаина в мире, «не имеющего права критиковать остальные страны». По мнению представителя внешнеполитического ведомства Венесуэлы, американская сторона, прежде всего, должна заняться снижением спроса на наркотики в своей собственной стране. Принятый меморандум был признан «агрессией по отношению к независимым правительствам для навязывания им своего превосходства».
Боливия обвиняется в снижении государственного контроля за производством коки в ряде национальных парков и в районах Юнгас и Чапаре, где традиционно выращивается этот наркосодержащий продукт. В докладе отмечается устойчивый рост потребления наркотиков среди местного населения с 1992 по 2010 г. (марихуаны с 0,2% до 2,54% и кокаина – с 0,2 до 1,44%).
В свою очередь, боливийский президент Эво Моралес назвал обвинения Соединенных Штатов необъективными и не отражающими реальной ситуации в стране. Как и венесуэльский лидер, руководитель Боливии обратил внимание на наличие в США крупнейшего рынка потребления наркотиков и высказался за создание комиссии в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR) для объективного анализа сложившейся ситуации и подготовки совместного доклада на эту тему. По данным Э. Моралеса, со времени его вступления в должность президента в 2006 г., боливийскими силами безопасности было конфисковано 182 т кокаина по сравнению с 49 т в 2001 – 2005 гг.
Несмотря на критическое отношение к ситуации в данных странах региона, американский президент не счел необходимым вводить против них какие-либо санкции. Напротив, за один лишь 2011 г. Американское агентство по международному развитию (USAID) оказало финансовую поддержку Боливии на создание около 2 тыс. рабочих мест. Соединенные Штаты организовали 63 семинара, конференции и обучающих курса для офицеров боливийской полиции, работников прокуратуры и других представителей государственных и негосударственных структур. Сотрудничество с Венесуэлой после высылки сотрудников Управления по борьбе с наркотиками было практически свернуто, на данный момент действует лишь двусторонний договор об экстрадиции лиц, причастных к наркотрафику (в течение 2011 г. Венесуэла депортировала в США только три человека). Проводятся также совместные операции по поиску и досмотру судов, подозреваемых в нелегальной транспортировке наркотических средств (в 2010 г. было проведено девять, в 2011 – три подобных операции).
Меморандум далеко не случайно отражает озабоченность американских властей ростом производства и распространения наркотиков из Латинской Америки. Венесуэла является одним из основных перевалочным пунктов на пути следования кокаина в Европу и в США. Латиноамериканские наркотики либо поступают напрямую в Евросоюз, либо транзитом через страны Западной Африки. В Соединенные Штаты наркотические средства попадают через страны Центральной Америки и Мексику.
Основным маршрутом поставки кокаина (до 95%) из андского субрегиона в Северную Америку является центральноамериканский коридор. Этот наркотик поступает в Мексику через территориальные воды центральноамериканских стран на небольших катерах и моторных лодках, a также на небольших самолетах, после чего местными картелями переправляется в США. С середины 1990-х гг. заметно снизилась значимость маршрута, пролегающего через Карибское море и далее через Флориду. В случае «перекрытия» центральноамериканского коридора карибский маршрут может быть задействован с прежней интенсивностью.
Несмотря на то, что в 2010 г. Э. Моралес поставил цель уничтожить 8 тыс. га, посевов коки, их общая площадь даже выросла и достигла 30,9 тыс га. Боливия становится не только перевалочным пунктом по транспортировке наркотиков из Колумбии и Перу, но и все более заметным их поставщиком. Если раньше наркопоток, проходивший через боливийскую территорию, направлялся в Европу, в последнее время значительная его часть стала оседать в соседних странах. Все более активными потребителями кокаина становятся Бразилия, Аргентина и Чили.
Растущая значимость Боливии как экспортера кокаина во многом объясняется успешной борьбой с наркоугрозой в Колумбии. Потеряв значительное число площадей, лица, вовлеченные в производство и распространение наркотиков, вынуждены искать новые места выращивания коки.
Егор Прусов