ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ОКТЯБРЬ 2012 ГОДА

  • Президентские выборы в Венесуэле
  • Изменение миграционного законодательства на Кубе
  • Колумбия: начало переговорного процесса с герильей
  • Муниципальные выборы в Бразилии
  • Муниципальные выборы в Чили


Президентские выборы в Венесуэле


7 октября 2012 г. в Венесуэле состоялись очередные президентские выборы. По данным Центральной избирательной комиссии, действующему президенту Уго Чавесу Фриасу удалось переизбраться на занимаемый им пост. Его поддержали около 55,1% пришедших на выборы избирателей. Единый кандидат от оппозиционного блока «Круглый стол демократического единства» (MUD) Энрике Каприлес Радонский получил 44,3% голосов. Остальные четыре кандидата набрали в сумме всего 0,6% голосов. Полномочия избранного президента продлятся до 10 января 2019 года.


Для У. Чавеса это уже четвертые президентские выборы. Право выдвигать свою кандидатуру неограниченное число раз он получил в результате референдума в феврале 2009 года. На этот раз Чавес баллотировался в рамках широкой коалиции  левых и левоцентристских партий – «Большой патриотический полюс».


Предвыборная борьба, официально длившаяся три месяца, а реально значительно больше, была крайне острой и напряженной.  Действующий президент стремился показать избирателям полное восстановление своего здоровья и подчеркивал решающий характер выборов. Фактически страна стояла перед альтернативой – пойти по пути продолжения начатых радикальных преобразований или вернуться к социально-экономической модели, существовавшей до конца 1980-х – начала 1990-х годов. Существовала опасность непризнания итогов выборов одной из сторон. Подобное развитие событий было чревато нарушением гражданского мира и могло послужить предлогом для вмешательства извне.


В стремлении сторон повлиять на общественное мнение развернулась настоящая «война опросов» (часто используемое в венесуэльских СМИ выражение). Из десяти ведущих национальных социологических агентств шесть отдавали предпочтение У.Чавесу; четыре – фиксировали либо «ничью» либо небольшой перевес кандидата от оппозиции. Данные опросов обновлялись и корректировались настолько часто, а их результаты преподносились столь безапелляционно, что не столько формировали, сколько дезориентировали массовое сознание.


Медийный имидж основного соперника нынешнего главы государства первоначально был построен на образе традиционного политика правого толка. (Объективно Каприлес представляет интересы состоятельных и средних слоев населения). По мере развития избирательной кампании в его дискурсе стали доминировать социальные вопросы. Оппозиционный кандидат обещал сохранить все государственные программы в социальной сфере, ориентированные на помощь низшим слоям общества (так называемые боливарианские миссии), при этом избежать излишней политизации и радикализации процесса перемен. В качестве примера называлась бразильская модель. Каприлес обещал направить доходы от экспорта нефти на проведение программы «Нет – голоду», улучшить начальное и среднее образование, ввести новые программы по поддержке престарелых. Одновременно предполагалось проводить более прагматичную политику, в частности, прекратить поставки нефти по льготным ценам Кубе и другим дружественным странам. Не исключался и пересмотр некоторых контрактов с Китаем и Россией, особенно в сфере поставок вооружения.


Стратегической целью оппозиции было завоевание голосов неопределившейся части  почти 19-миллионного электората, составлявшей, по оценкам соцагентств, около 10%, и привлечение на свою сторону части традиционного электората Чавеса. Эта стратегия принесла определенные плоды:  по сравнению с президентскими выборами 2006 г. оппозиции удалось увеличить свой электорат с 4,3 до 6,4 млн избирателей, в то время как  число сторонников Чавеса увеличилось с 7,3 до 8,2 млн. Явка избирателей была на этот раз рекордно высокой и составила 80,5%. Очевидно, что как власть, так и оппозиция мобилизовали почти все свои электоральные резервы.


Несмотря на более скромный прирост голосов, Чавесу удалось укрепить свое геополитическое влияние: он одержал победу в 22 из 24 штатов, включая столичный Федеральный округ. Если на прошлых выборах глава государства проиграл в пяти штатах, включая Каракас, на  этот раз в поддержке ему отказали только штаты Мерида и Тачира (в первом Каприлес выиграл с разницей в 3%, во втором – в 13%). В традиционных оплотах оппозиции – штатах Миранда, Сулия, Амасонас, Карабобо, Лара и Нуэва-Эспарта, которые в настоящее время управляются оппозиционными губернаторами, Чавес одержал победу с минимальным отрывом.


Поскольку центральной темой агитационного дискурса обоих кандидатов была социальная политика, у Чавеса было больше оснований выглядеть убедительным в глазах электората: по данным Всемирного банка, с 1996 по 2010 г. уровень бедности снизился с 70% до 23,9%, а количество живущих в нищете сократилось на 40% и составило в 2010 г. 5,9% населения.  В социальную сферу было инвестировано 330 млрд долл. (20% ВВП), индекс развития человеческого потенциала вырос с 0,633 в 1995 г. до 0,735 в 2011 г., коэффициент  Gini снизился на один пункт и в настоящее время самый низкий в Латинской Америке (0,4068), количество безработных сократилось с 16,1% в 1998 г.  до 6,5% в 2011 г., минимальная заработная плата выросла со 185 долл. в 1996 году до 476 в 2012 году. Слабым местом остаются крайне высокий уровень инфляции (до 30%), коррупция, криминализация общества, зависимость страны от импорта продовольствия, частые веерные отключения электроэнергии и др.


Не обошлось в предвыборной кампании и без инцидентов, включая трагические. Имели место неоднократные стычки между сторонниками кандидатов, в результате столкновений были раненые как с той, так и с другой стороны. Самый трагический инцидент произошел 29 сентября и был связан с убийством двух представителей блока MUD.


Особо стоит сказать о действующей в Венесуэле с 2004 г. автоматической системе  голосования, которая позволяет осуществлять подсчет  практически в реальном времени и сводит возможность манипулирования к минимуму.


Первыми шагами избранного президента стали кадровые перестановки в высших эшелонах власти. На пост вице-президента был назначен Николас Мадуро, сохранивший пост министра иностранных дел (в Венесуэле,  в отличие от остальных стран региона,  вице-президент не избирается, а назначается и смещается президентом). Бывшему вице-президенту Элиасу Хауа было поручено вести предвыборную кампанию за губернаторский пост в штате Миранда, где ему предстоит соперничать с Э. Каприлесом. Большинство аналитиков связывают назначение Мадуро с усилением вертикали исполнительной власти. Он является давним соратником Чавеса, входил в состав руководства Движения «Пятая республика» (MVR), которое в 1998 г. привело нынешнего президента к власти. Начав свою профессиональную карьеру водителем в метро, Мадуро сумел достичь вершин «политического олимпа». Свою репутацию он заработал, будучи на протяжении многих лет профсоюзным деятелем. Образование получил на Кубе, в 1999 г. вошел в состав Конституционной ассамблеи, в 2000 г. был избран, а в 2005 г. переизбран депутатом Национальной ассамблеи. Был назначен спикером парламента, с августа 2006 г. занимает пост главы МИДа. На этом посту способствовал укреплению Боливарианского альянса для Америк (ALBA) и Союза южноамериканских наций (UNASUR), развивал отношения с Россией, Китаем и Ираном. Многие аналитики рассматривают Н.Мадуро в качестве возможного политического преемника У.Чавеса. Вице-президент обладает довольно широкими полномочиями. Согласно конституции он заменяет президента в случае его временного отсутствия. Если во время первых четырех лет пребывания у власти президент не сможет выполнять свои обязанности, то его на 90 дней также заменяет вице-президент, после чего проводятся внеочередные выборы. Если недееспособность высшего должностного лица обнаружится во время двух последних лет шестилетнего президентского срока, вице-президент завершает мандат главы государства.  

Произведены и некоторые перестановки в кабинете министров. Кадровые решения коснулись постов министра внутренних дел и юстиции, министра связи, главы президентского кабинета, министра сельского хозяйства, министра по делам индейского населения и министра по делам охраны окружающей среды. Президент объяснил новые назначения неудовлетворительной деятельностью данных министерств в предыдущий период.


Вопреки мнению некоторых экспертов, после оглашения официальных итогов голосования Э. Каприлес практически сразу признал поражение. В ответ У. Чавес занял более примирительную позицию и заявил о готовности к диалогу с оппозицией. Не исключено, что постэлекторальный период, несмотря на накал страстей, пройдет относительно мирно и спокойно.


Выборы продемонстрировали высокий уровень политизации и поляризации  венесуэльского общества. Существенный прирост голосов у оппозиции свидетельствует о росте недовольства и протестных настроений. Это, пожалуй, один из главных вызовов, с которым придется столкнуться У.Чавесу в ближайшем будущем. В то же время сторонники «боливарианского проекта» сохраняют поддержку большинства, причем при существенно возросшей электоральной активности граждан. В этих условиях складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, в ходе избирательной кампании У.Чавес обещал продолжить политику национализации и усиления госсектора, с другой стороны, он не может не считаться с мнением оппозиции и уже заявил о необходимости диалога. О многом говорит уже сам факт телефонного разговора между избранным президентом и его основным оппонентом, состоявшийся спустя несколько дней после выборов. В то время как лагерь У.Чавеса остается достаточно сплоченным, перед оппозицией стоит задача сохранения единства. Новое соотношение сил покажут будущие выборы губернаторов и депутатов в местные органы власти, а в среднесрочной перспективе – парламентские выборы.


Андрей Пятаков


Изменение миграционного законодательства на Кубе


16 октября 2012 г. на Кубе фактически отменен закона 1961 г., в соответствии с которым граждане, покидающие страну, лишались имущественных и юридических прав, и существенно реформировано действующее с 1976 г. миграционное законодательство. В соответствии с решением Государственного совета с 13 января 2013 г. отменяются разрешение на выезд (выездная виза)  и официальное приглашение, отныне, как и в подавляющем большинстве государств мира, для поездки за рубеж требуется только действующий загранпаспорт и, в случае необходимости, въездная виза той или иной страны. Одновременно отменяются высокие пошлины за разрешение на выезд (150 долл.) и за приглашение (200 долл.), а пошлина за загранпаспорт повышается с 60 до 110 долл. (Среднемесячная заработная плата на Кубе эквивалентна 20 долл. США).


Новое законодательство продлевает максимальное пребывание во время частных поездок с 11 до 24 месяцев, в случае необходимости по заявлению заинтересованного лица он может быть продлен кубинским консульством за рубежом.


Лица, уже имеющие загранпаспорт на момент вступления данного закона в силу, должны  заменить его на новый. Для сохранения человеческого капитала и предотвращения утечки умов сохраняются определенные ограничения на выезд лицам, причастным к национальной безопасности, высококвалифицированным специалистам (преимущественно врачам и преподавателям), профессиональным спортсменам, высокопоставленным деятелям правительства, а также лицам, деятельность которых наносит ущерб существующему государственному строю.


23 октября обнародовано разрешение на посещение страны незаконными мигрантами, покинувшими страну после подписания соглашения с США. В их число входят т.н. бальсерос, с риском для жизни переплывшие Флоридский пролив на подручных плавсредствах, медицинский персонал, спортсмены, артисты и другие граждане, оставшиеся за границей после 1990 г. и проживающие там не менее восьми лет, несовершеннолетние на момент эмиграции граждане, а также лица,  осуществляющие уход за тяжело больными родственниками. Права на временный въезд лишены организаторы незаконной перевозки граждан и виновники других преступлений; бежавшие через военно-морскую базу США Гуантанамо; организаторы и участники враждебных акций, наносящих ущерб политическому режиму и другие лица, представляющие потенциальную угрозу национальной безопасности.


После Кубинской революции 1959 г. из страны эмигрировали примерно 2 млн человек (на данный момент население составляет 11,2 млн чел.), примерно 85% из них проживает в США. Довольно многочисленные кубинские диаспоры существуют также в Мексике, Испании, Чили, Эквадоре и других странах региона.  Единовременный массовый исход (3 тыс. чел.) наблюдался в октябре – ноябре 1965 г., когда Фидель Кастро разрешил все желающим «отправиться в американский рай» через порт Камариока при отказе от имеющейся собственности. В октябре 1980 г. аналогичное разрешение было дано после захвата перуанского посольства группой лиц, добивавшихся политического убежища: через порт Мариэль в течение двух недель страну покинули 125 тыс. человек. Последняя массовая миграция (36,9 тыс). имела место в рамках урегулирования  «кризиса бальсерос» в августе 1994 г., когда на затонувшем буксире из 72 беженцев погиб 41, в том числе 10 детей.


Миграции способствовали не только недовольство значительной части населения существующим государственным строем и тяжелой экономической ситуацией, но в какой-то мере и антикубинский характер политики Соединенных Штатов.  В соответствии с законом США о кубинском урегулировании 1966 г. всем беженцам предоставлялся вид на жительство, по соглашениям 1995 г. (т.н. «сухие и мокрые ноги») бальсерос, перехваченные в американских территориальных водах, должны были передаваться Кубе, а ступившие на территорию США могли там оставаться на законных основаниях. Одновременно Соединенные Штаты выделили ежегодную квоту  в 20 тыс. чел. для легальных мигрантов, однако не все желающие могли ей воспользоваться: для этого необходимо иметь родственников в США, соответствующий уровень квалификации, подготовить необходимые документы, заявить о своем намерении кубинским властям и т.д. Немаловажное значение имела и высокая пошлина за разрешение на выезд и за загранпаспорт. В результате нелегальная эмиграция продолжается и составляет свыше 10 тыс. чел. в год. Основную их массу составляют невозвращенцы, однако до 2 тыс. в год –
бальсерос (по данным американской печати, за 2005 – 2012 финансовые годы их численность достигает 14,5 тыс. чел.). В то же время Куба оставется достаточно открытой страной»: по официальным данным, только в 2011 г. остров посетили 400 тыс. граждан, в т.ч. 300 тыс. проживающих в США.  По информации секретаря Государственного совета Омеро Акосты, с 2000 по 2012 г. разрешение на выезд получили около 942 тыс. кубинцев, 120,7 тыс. из них (12,8%) не вернулись на Родину.


Несмотря на все ограничения, новое законодательство является очередным свидетельством осторожной либерализации режима и приближает Кубу к международным стандартам, зафиксированным  во Всеобщей декларации прав человека.  Как и в прежние годы, массовая эмиграция недовольных в значительной мере позволит «выпускать пар из котла» и свести к минимуму влияние внутренней оппозиции и диссидентских организаций, однако почти все желающие смогут сделать это на законных основаниях и не рискуя жизнью или, по крайней мере, карьерой.


Возможность относительно свободного перемещения поможет укрепить связи между кубинцами по обе стороны Флоридского пролива, представители диаспоры перестанут считаться невозвращенцами и предателями, усилятся позиции умеренной кубинской эмиграции, которая может оказать положительное влияние на политику правящих кругов США и, в конечном счете, способствовать отмене эмбарго и даже нормализации двусторонних отношений.


Важна и экономическая составляющая: еще больше возрастут денежные переводы из США, уже достигающие 2 млрд долл. в год, что сопоставимо с основными статьями дохода кубинской экономики. Этот факт приобретает особую значимость в условиях  рационализации использования рабочей силы, поскольку в ближайший период планируется сократить госсектор на 500 тыс. чел., а общая численность уволенных составит более 1 млн работников. Учитывая высокий уровень квалификации кубинских дипломированных специалистов, существует реальная опасность утечки умов. В то же время неконкурентоспособные зарплаты в госсекторе в условиях начавшихся экономических реформ приводят к массовому перемещению квалифицированной рабочей силы главным образом в туризм и сферу услуг, где не требуется столь высокая квалификация.


Новый закон, несомненно, способствует улучшению имиджа Кубы в мировом сообществе. Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон уже назвала принятую меру важным шагом  на пути к свободе передвижения кубинских граждан. Верховный комиссар ООН по правам человека Нэйви Пиллэй также позитивно оценила решение кубинского правительства и призвала Гавану еще больше открыть страну, ратифицировать международные конвенции по правам человека и допустить международных наблюдателей. Более сдержанную позицию занял представитель госдепартамента США Уильям Остик, призвавший кубинцев не рисковать жизнью, предпринимая опасное путешествие через море и напомнивший, что после отмены разрешения на выезд по-прежнему требуются въездные визы. Несмотря на сохраняющиеся ограничения (высокие финансовые затраты и дополнительные фильтры при выдаче загранпаспортов),  больше всех от миграционной реформы выиграют рядовые кубинцы.


Збигнев Ивановский


Колумбия: начало переговорного процесса с герильей


Важнейшим событием года, а возможно, и всего прошедшего десятилетия стало начало переговоров представителей правительства и герильи о поисках путей к завершению внутреннего вооруженного конфликта, продолжающегося с различной степенью интенсивности без малого 50 лет. Для многих аналитиков это сообщение стало сенсационным, поскольку нынешний президент Хуан Мануэль Сантос, приступивший к своим обязанностям в августе 2010 г., в течение нескольких лет занимал пост министра обороны в правительстве Альваро Урибе, непосредственно руководил операциями против герильи и считался сторонником жесткой линии. Уже после смены руководства страны подразделения армии и полиции нанесли удары по формированиям партизан: в сентябре 2010 г. был убит главнокомандующий Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC) Моно Хохой,  в ноябре 2011 г. –  руководитель организации Альфонсо Кано, ликвидирован основной медийный ресурса FARC – радиостанция «Голос Сопротивления».  В то же время, в отличие от своего предшественника, проводившего курс,  направленный исключительно на физическое уничтожение герильи в рамках борьбы с терроризмом, Х.М.Сантос признал партизан субъектом вооруженного конфликта и не исключал возможности переговоров. Определенные сигналы подавал и назначенный в ноябре 2011 г. руководителем FARC Тимолеон Хименес (Тимошенко).


Социальную базу для прекращения конфликта в какой-то мере создает принятый в 2011 г. и уже начавший приносить свои плоды Закон о жертвах и возвращении земельной собственности, в соответствии с которым все пострадавшие во время   конфликта получат денежную компенсацию. Одновременно  устраняются юридические препятствия на пути возвращения земель их законным владельцам. Продолжением работы в этом направлении может стать новый пакет законов под названием Юридические рамки для достижения мира. Законопроект определяет условия разоружения герильи и признания ответственности за совершенные преступления, установление объективной истины и компенсации всем пострадавшим. К установлению долгожданного мира призывают и представители гражданского общества, организующие многочисленные демонстрации и другие акции, требующие прекращения насилия. Этот же лозунг стал одним из ключевых пунктов созданного в апреле 2012 г. Патриотического марша – новой организации, претендующей на объединение всех левых сил. Благоприятно сказалась и последовательная нормализация межгосударственных отношений Колумбии с Венесуэлой и Эквадором,  приграничные территории которых использовались для организации баз отдыха и тренировочных лагерей партизан.


Предварительный этап переговоров начался 23 февраля 2012 г. в Гаване во время посещения Кубы советником президента по вопросам безопасности С.Харамильо и братом главы государства Э.Сантосом Кальдероном. Не исключено, что возможность переговоров затрагивалась и во время блиц-визита на Кубу Х.М.Сантоса в марте 2012 г. на встрече с Раулем Кастро (в этот период на острове проходил курс лечения и президент Венесуэлы Уго Чавес). Конфиденциальные консультации между представителями правительства и герильи дали возможность организовать переговоры в Норвегии и на Кубе.  Эти же страны и стали гарантами переговоров. В качестве наблюдателей были выбраны Чили, один из ближайших союзников Колумбии, и Венесуэла,  лидер которой симпатизирует герилье.   Основные параметры переговоров были зафиксированы в Общем соглашении о завершении конфликта и установлении длительного и прочного мира от 26 августа 2012 года.


Своего рода «дорожная карта» включает пять пунктов: разработку комплексного плана развития сельского хозяйства (в том числе и более эффективное распределение земельной собственности и создание инфраструктуры в отдаленных районах);  возможность политического участия герильи; прекращение конфликта, предполагающее разоружение вооруженных формирований и интеграцию их участников в мирную жизнь;  решение проблемы наркотрафика и создание комиссии по установлению истины. В  отличие от предыдущих мирных переговоров, на этот раз не предусматривается прекращение военных операций и создание демилитаризованной зоны, переговоры будут происходить исключительно за пределами Колумбии, не выходить за рамки согласованной повестки дня и носить сравнительно краткосрочный характер. При отсутствии прогресса правительство, заметно усилившее свои военно-стратегические позиции,  может прекратить переговоры.


В соответствии с принятыми обязательствами была обеспечена безопасность и доставка участников консультаций со стороны партизан из колумбийской сельвы в Гавану, а затем и в Осло. Переговоры начались 17 октября за закрытыми дверьми. Правительственную делегацию возглавил Умберто де ла Калье, в прошлом вице-президент,  (1994-1996), министр внутренних дел (2000 – 2001) и посол в Испании, в свое время внесший большой вклад в работу Конституционной ассамблеи 1991 года. В состав делегации входят уполномоченный по установлению мира Серхио Харамильо (бывший  заместитель министра обороны), Оскар Наранхо, возглавлявший Национальную полицию и сыгравший немаловажную роль в ликвидации наркокартелей и захвате многих известных наркодилеров, Хорхе Энрике Мора Ранхель (генерал в отставке), Луис Карлос Вильегас Эчеверри (председатель Национальной ассоциации промышленников) и Франк Перл (экс-министр окружающей среды и бывший уполномоченный по делам мира). Делегация партизан, возглавляемая «министром иностранных дел» FARC  Иваном Маркесом  (подлинное имя – Луис Марин Аранго), включает преимущественно представителей политического крыла организации. Первоначально партизаны хотели привлечь к переговорам Симона Тринидада, экстрадированного в США и приговоренного там к 60 годам тюремного заключения, однако впоследствии этот вопрос был снят.


Во время выступления перед аккредитованными журналистами У. де ла Калье назвал  начало переговоров моментом надежды, а И.Маркес сообщил о протянутой партизанами оливковой ветви мира. Тем не менее, противоборствующим сторонам не удалось избежать и резкой полемики, подтверждающей полярный подход к ключевым проблемам Колумбии. Представитель партизан пытался выйти за рамки согласованной повестки дня и изложить свою модель общественного развития, заявив, что основная цель организации заключается в борьбе с несправедливостью, а окончательное слово должен сказать сам колумбийский народ. И.Маркес отметил, что события не должны пойти вспять и исключил возможность заключения «экспресс-мира». По его мнению,  продолжительный мир должен предусматривать демилитаризацию государства и проведение радикальных реформ, направленных на установление демократии, справедливости и подлинной свободы. Основной причиной вооруженного конфликта, с  точки зрения партизан, стала аграрная политика государства. Резкой критике подверглись проблема неравенства, деятельность транснациональных кампаний и договоры о свободной торговле, хищническая эксплуатация национальных природных богатств. И.Маркес опроверг информацию о поражении своей организации и заявил о всеобщем праве на вооруженную борьбу. 


Руководитель правительственной делегации призвал всех участников переговоров отказаться от пропаганды своих взглядов и придерживаться повестки дня. По заявлению политика, для осуществления требуемых преобразований FARC вначале должны сложить оружие, включиться в политическую жизни и победить на выборах. Очевидно, что лучший способ гуманизации конфликта заключается в его прекращении. На данном же этапе стоит задача разработки демократических механизмов и обеспечения условий для борьбы за свои взгляды без применения оружия и превращении FARC в политическую партию. Была также заявлено, что правительство будет соблюдать свои международные обязательства в правовой сфере, которые подлежат изучению и обсуждению, юридические решения будут приниматься на основе переходного правосудия.


В лаконичном заключительном коммюнике подтверждалась договоренность о проведении переговоров, направленных на прекращение конфликта и установление прочного и продолжительного мира и выражена благодарность странам-гарантам и наблюдателям.  Второй раунд переговоров намечено начать 15 ноября в кубинской столице с обсуждения аграрных проблем. Третий этап предполагает воплощение достигнутых договоренностей в жизнь при гарантиях колумбийского правительства и обеспечении контроля над их выполнением со стороны гражданского общества. Общественные организации и отдельные граждане могут выдвигать свои предложения в печатных и электронных СМИ. Любые промежуточные договоренности вступят в силу только после подписания заключительного документа.


Сообщение о начале переговоров с FARC нашло положительный отклик в самой Колумбии и в международном сообществе. За установление мира высказались ООН и Организация американских государств, Ватикан, госдепартамент США и все страны региона независимо от их политических режимов. Главы леворадикальных правительств также призвали FARC прекратить вооруженную борьбу и воспользоваться возможностями демократии.


Самым резким оппонентом начавшегося процесса оказался экс-президент А.Урибе, назвавший саму идею переговоров «пощечиной демократии» и заявивший об  ослаблении государства и укреплении терроризма. По мнению этого влиятельного политика, в качестве предварительного условия правительство должно было потребовать от FARC прекращения преступной деятельности, неправомерно обсуждать с террористической группировкой перспективы развития страны, а с крупнейшим наркокартелем – проблемы наркотиков. Неправомерно и предоставлять возможность избрания в органы власти участникам военизированных формирований, связанных с наркотрафиком, вымогательством и захватом заложников. Резкой критике подвергся и выбор Венесуэлы  в качестве наблюдателя.


Подобной точки зрения придерживается значительная часть колумбийского общества, и все-таки сторонники мирного процесса заметно преобладают: по данным соцопроса, проведенного Институтом Гэллапа с 25 по 29 августа 2012 г., 60% респондентов высказываются за политическое, а 37% - за исключительно военное решение конфликта.


Разумеется, на пути к достижению мира придется преодолеть немало препятствий. Как показал первый раунд переговоров, значительная часть партизан, по крайней мере, их руководство, не смогло отказаться от максималистских требований «осуществить социалистическую революцию на основе президентского декрета». Возникнет немало проблем и во время интеграции боевиков в мирную жизнь. На каком-то этапе неизбежно возникнет вопрос о привлечении части партизан к уголовной ответственности за совершенные преступления и о готовности виновников понести наказание (Сам Тимошенко заочно приговорен к 40-летнему тюремному заключению за наркотрафик и терроризм, в  том числе за убийство с отягчающими обстоятельствами бывшего губернатора, экс-министра обороны и восьми   военных). В случае успеха переговоров придется разрабатывать особую систему правосудия на переходный период при вынесении приговоров за сопутствующие преступления. Потребует решения и пересмотр обязательств Колумбии перед Соединенными Штатами и Международным уголовным судом, возможно, придется  и воздержаться от экстрадиции колумбийских граждан, что, в свою очередь, создаст дополнительные сложности с демобилизовавшимися и находящимися под судом участниками ультраправых военизированных формирований (парамилитарес). Может возникнуть проблема и с партизанами, уже отбывающими длительное (фактически пожизненное) наказание в Соединенных Штатах.


Тем не менее, сам факт начала переговоров говорит о том, что в Колумбии забрезжил свет в конце туннеля. Согласованная «дорожная карта» носит достаточно реалистичный характер. Безусловно, даже в случае прекращения вооруженного конфликта перед страной остается груз нерешенных проблем, однако искать пути их решения гораздо проще в мирных условиях. Реструктуризация бюджета, в первую очередь,  сокращение военных расходов, позволила бы направить дополнительные средства на социальные нужды. Перед партизанами, большинство среди которых составляет молодежь, открывается реальная возможность начать новую жизнь. В конечном счете  выиграет весь многострадальный колумбийский народ, который в условиях мира и безопасности сможет строить лучшее будущее.


Збигнев Ивановский


Муниципальные выборы в Бразилии


 7 и 28 октября 2012 г. в Бразилии состоялись два тура муниципальных выборов,  в которых приняли участие около 140 млн избирателей в 5 568 муниципиях. Выборы,  проводимые ровно в середине четырехлетнего президентского мандата,  всякий раз далеко выходят за рамки их основного предназначения – избрания мэров,  вице-мэров и депутатов муниципальных собраний. Избирательная кампания становится «пробой сил» ведущих политических партий и их лидеров перед очередной президентской гонкой, своего рода «лакмусовой бумажкой», способной выявить расстановку сил и основные тренды развития политических процессов. 


Прошедшие выборы принесли ряд политических сюрпризов и парадоксов. Одним из главных итогов явились результаты выборов мэра г. Сан-Паулу. Им стал представитель правящей Партии трудящихся (РТ) Фернанду Аддад, 49-летний политик и политолог, бывший министр образования в кабинетах Луиса Инасиу Лулы да Силвы и Дилмы Русеф (2005-2012). Во втором туре Аддад победил представителя  Партии бразильской социал-демократии (PSDB) Жозе Серру (55,6% голосов у Аддада против 44% у Серры). Аддад был правительственным чиновником, не слишком известным в политических кругах,  и ранее не принимал участия в выборах. В начале кампании его рейтинг не превышал 3%, в то время как у Ж. Серры – известного политического «тяжеловеса», видной фигуры PSDB, соратника экс-президента Фернанду Энрики Кардозу, работавшего в его кабинете,  и в 2002 и в 2012 гг. выдвигавшего свою кандидатуру на президентских выборах  – популярность достигала 30%. Тем не менее,  Лула, ясно осознавший необходимость обновления РТ и взращивания ее новых лидеров, особенно перед лицом расследования грандиозного коррупционного скандала, сделал ставку именно на Аддада.  (Скандал разразился еще в 2005 гг., но именно в разгар муниципальных выборов Верховный суд вынес обвинительный приговор против «исторических фигур» РТ Жозе Дирсеу, Жозе Женоину и других деятелей партии, сыгравших значительную роль в победе Лулы на выборах 2002 г.  – всего на скамье подсудимых оказались три министра и 35 политиков).


  В силу этого появление новых лиц в РТ, отмежевание от тех, кто участвовал в коррупционных схемах, стало жизненной необходимостью. Не случайно Лула лично возглавил предвыборную кампанию Аддада.  Успех последнего расценивается в Бразилии как победа самогó Лулы, подобно тому, как в 2010 г. Лула лично «привел» Дилму Русеф к триумфу на президентских выборах. Вот почему победа представителя Партии трудящихся  в Сан-Паулу рассматривается как победа Лулы и Дилмы в общенациональном масштабе,  свидетельствующая об  укреплении лидерских позиций РТ на политической арене страны.


«Завоевание Сан-Паулу» весьма важно для РТ и в силу ключевого значения для Бразилии этого крупнейшего города: «большой Сан-Паулу» насчитывает 36 млн жителей и производит 25% общенационального ВВП. Успех в Сан-Паулу был необходим этой партии и в стратегическом плане: мегаполис не без оснований рассматривается как плацдарм для весьма вероятного включения Дилмы Русеф в президентскую кампанию 2014 года.


Напротив,  одним из неожиданных результатов стал электоральный провал Партии трудящихся во всех столицах северо-восточных штатов. Северо-Восток – традиционная социальная база партии,  с момента прихода Лулы к власти в 2003 г. РТ прочно утвердилась в местных властных структурах,  все эти годы в этот бедный регион шла массированная социальная помощь. По иронии судьбы, тот же сценарий, только с проекцией на развитый Юго-Восток, характеризовал и ситуацию с PSDB.  Эта партия, обладая здесь прочными позициями, проиграла выборы не только в Сан-Паулу (своей традиционной «вотчине»), но и в Рио-де-Жанейро, Куритибе и Флорианополисе.


«Открытием» нынешней избирательной кампании стала cчитавшаяся миноритарной Бразильская социалистическая партия (PSB),  сумевшая одержать победу в столицах пяти штатов (в том числе, в таких важных столицах и городах, как Ресифи, Форталеза, Белу-Оризонти, Кампинас, Флорианополис).  В целом за прошедшие пять лет ее представители стали мэрами 100 бразильских городов; кроме того, членами PSB являются 6 губернаторов и 30 депутатов конгресса. Подобные позиции вкупе с нынешним успехом вывели партию в число влиятельных политических сил.  После выборов политологи всерьез обсуждают вопрос о ее способности «сломать» складывающуюся двухпартийную ось PT – PSDB. На авансцену вышел лидер этой партии – молодой перспективный политик, губернатор штата Пернамбуку Эдуарду Кампус,  внук известного лидера левого движения 1950 – 60-х гг. Мигела Арраиса.


В новой для себя ситуации оказалась и PSDB. С одной стороны, она проиграла выборы в крупнейших городах, с другой – завоевала гораздо больше мэрий (709), чем хорошо организованная и находящаяся 10 лет у власти PT (642). Правда, по количеству отданных за нее голосов Партия трудящихся опередила свою соперницу (около 17 млн голосов против примерно 14 млн).  Тем не менее,  данный результат можно расценивать как известное равновесие сил, свидетельствующее о том, что PSDB обладает значительной политической поддержкой, оставаясь главной оппозиционной партией.  Об этом свидетельствует и такой факт: каждая из них завоевала посты мэров в четырех столицах штатов (PT – в Акри, Параибе, Гойасе, Сан-Паулу,  а PSDB –  в Амазонасе, Парá, Алагоасе и Пиауи).


Несмотря на это, после поражения Ж. Серры в Сан-Паулу основатель и интеллектуальный лидер PSDB Ф.Э. Кардозу заявил о необходимости срочного обновления партии. В ее руководстве все активнее проявляет себя экс-губернатор штата Минас-Жерайс, а ныне сенатор Аэсиу Невис – внук Танкреду Невиса, патриарха бразильской демократии, избранного в 1985 г. президентом, с именем которого неразрывно связан исторический демократический транзит 1984 – 1985 гг. Нельзя исключить, что в 2014 г. А.  Невис и Э.Кампус (являющиеся к тому же личными друзьями), могут выставить свои кандидатуры на пост президента и вице-президента и составить конкуренцию Д. Русеф.


Остальные участники выборов не смогли противостоять «традиционным партиям» и тем более победить их. На политических «грандов» замахнулся лишь Селсу Руссоману –
представитель Бразильской республиканской партии (PRB). По данным соцопросов,  накануне выборов в Сан-Паулу за него собирались отдать голоса 35% избирателей (против 21% у Серры и 18% у Аддада), однако на практике Руссоману уступил своим соперникам и не попал во второй тур. 


По мнению экспертов.  прошедшие выборы показали, что «основные фигуры пришли в движение, и мы являемся свидетелями начала новой политической игры».


Людмила Окунева


Муниципальные выборы в Чили


28 октября 2012 г. чилийцам предстояло избрать 345 мэров крупных городов и 2224 руководителей местных администраций. По итогам голосования левоцентристское Объединение партий за демократию (CPPD), впервые выступившее в союзе с Коммунистической партией Чили (PCC), удалось укрепить свое влияние в различных районах страны. На выборах их поддержало 43,1% избирателей, что обеспечило 167 постов мэра. По сравнению с аналогичными выборами 2008 г. представителям левоцентристских и левых сил удалось увеличить представительство на 20 мест.


Кандидаты от правого альянса, состоящего из правящей правоцентристской Партии Национальное обновление (РRN) и консервативного Независимого демократического союза (UDI) заручились поддержкой 37,5%  голосов избирателей и получили в итоге 121 пост мэра. (В 2008 г. правоцентристский альянс получил 40,5% голосов и 144 поста мэров, в том числе и в основных мегаполисах – Сантьяго, Вальпараисо и Консепсьоне).


Нынешние выборы впервые проводились в соответствии с новым законодательством, принятым в январе 2012 года. Ранее регистрация избирателей была добровольной, а голосование обязательным, теперь же каждый избиратель автоматически включается в списки по месту жительства, однако участие в выборах стало добровольным. Также реформой предусматривалась отмена разделения столов для голосования по полу и отмена процедуры дактилоскопической фиксации акта голосования (мера, применяемая для предотвращения двойных голосований).


В результате реформы количество потенциальных избирателей увеличилось на 5,3 миллиона человек и достигло 13,4 миллионов. Вопреки ожиданиям, активность граждан была достаточно низкой: к урнам пришло чуть более 40% электората (в 2008 г. от голосования отказались 32% избирателей).


Муниципальные выборы в середине президентского срока Себастьяна  Пиньеры стали своего рода смотром политических сил. 17 ноября 2013 г. левоцентристкая коалиция, доминировавшая в течение 20 лет (1990-2010),  намерена вернуть себе президентский пост. Обращает на себя внимание и победа социалистов в ключевых муниципалитетах Сантьяго, что свидетельствует о росте левых настроений в чилийском обществе. (Руководителем Нюньоа избрана Майя Фернандес Альенде, внучка экс-президента Чили Сальвадора Альенде, погибшего в результате государственного переворота 1973 года.  Провиденсию возглавит социолог Хосефа Эррасурис, опередившая генерала в отставке, шефа личной охраны диктатора Аугусто Пиночета (1973 – 1990) Кристиана Лаббе, который находился во главе этого муниципалитета пять сроков подряд. В Эчурабе избран Карлос Куадрадо Пратс, внук генерала Карлоса Пратса, занимавшего пост командующего армией при С. Альенде и убитого в 1974 г. спецслужбами А. Пиночета).


Итоги голосования свидетельствуют о выходе на политическую арену нового поколения политиков, которые в полной мере могут проявить себя на всеобщих выборах 2013 года.


Потенциальным кандидатом на пост президента от CPPD может стать новый алькальд столицы Каролина Тоа, дочь министра в правительстве Сальвадора Альенде, на 11% опередившая члена UDI Пабло Залагетта, которому не удалось переизбраться но второй срок. Одной из причин падения его популярности стали жесткие меры по подавлению студенческих демонстраций в 2011-2012 годах. К.Тоа занимала пост пресс-атташе в правительстве Мишель Бачелет (2006-2010) и имеет довольно богатый политический опыт. Пока достаточно неопределенны перспективы выдвижения самой М.Бачелет, покинувшей  президентский пост на пике популярности. Экс-президент, ныне возглавляющая Совет по гендерному равенству и защите прав женщин при ООН, никак не комментирует свои политические планы. На фоне снижения рейтинга нынешнего президента, колеблющегося от 25 до 30%, шансы на избрание М.Бачелет достаточно высоки: по опросам общественного мнения на данный момент за нее проголосовало бы от 40 до 50% чилийцев.


Андрей Пятаков

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005