НОЯБРЬ 2012 ГОДА
- Проблемы голода и бедности в регионе
- Муниципальные выборы в Никарагуа: укрепление позиций сандинизма
- Второй мандат Б. Обамы и Латинская Америка
- Референдум о политическом статусе Пуэрто-Рико
- XXII Ибероамериканский саммит
- Решение Международного суда ООН о территориальном споре между Колумбией и Никарагуа
- VI cаммит UNASUR в Перу
Проблемы голода и бедности в регионе
В ноябре 2012 г. Продовольственная организация ООН (FAO) опубликовала фундаментальное исследование «Панорама продовольственной безопасности и питания в Латинской Америке и Карибском бассейне», посвященное проблеме голода в регионе. Хотя масштабы этого социального недуга все еще высоки, с 1990 по 2012 г. количество голодающих сократилось на 24,6% – с 65 до 49 млн человек. Только с 2010 по 2012 г. этот показатель уменьшился на один миллион, в настоящее время от этого социального недуга страдает 8,3% населения. Регион может стать лидером по достижению главной цели тысячелетия, провозглашенной ООН в 2000 г. – уменьшить число голодающих на 50% к 2015 г. по сравнению с 1990 годом. В мировом масштабе ситуация гораздо хуже: от недоедания страдают 870 млн, в указанный период их количество сократилось на 132 млн, а их доля – с 18,6 до 12,5% (среди развивающихся стран – с 23,2 до 14,9%).
В регионе почти полностью искоренить проблему голоду удалось только в Аргентине, Чили, Мексике, Уругвае, Венесуэле и на Кубе, где голодает менее 5% населения. Напротив, наиболее острая ситуация сохраняется в Гаити (44,5 %), Гватемале (30,4 %), Парагвае (25,5 %), Боливии (24,1 %) и Никарагуа (20,1 %). В остальных странах этот показатель колеблется на среднем уровне: Эквадор – 18,3%, Доминиканская Республика – 15,4%, Колумбия -12,6%, Сальвадор – 12,3%, Перу – 11,2%, Панама – 10,2%, Гондурас – 9,6%, Бразилия – 6,9% и Коста-Рика – 6,5%.
Одна из причин голода – постоянно растущие мировые цены на продовольствие. Так, только в 2012 г. цены на ключевые для Латинской Америки культуры – кукурузу, сою и пшеницу – выросли соответственно на 25%, 20% и 26%. В этой ситуации производителям выгоднее продавать сельскохозяйственную продукцию на внешнем рынке, чем внутреннему неплатежеспособному потребителю. По данным Экономической комиссии при ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну (CEPAL), увеличение совокупного сельскохозяйственного экспорта региона пропорционально среднему росту мировых цен и составило по итогам уходящего года 25%.
Как ни парадоксально, проблема голода сохраняется на фоне интенсивного роста производства: по сравнению с 1980 г. производство кукурузы выросло на 145%, пшеницы – на 72%, риса – на 77%. Очевидно, что необходимо учитывать крайнюю монополизацию сельскохозяйственного рынка – производственные и распределительные ресурсы сконцентрированы в руках крупных транснациональных корпораций, заинтересованных в максимальной прибыли. Дополнительную остроту придает набирающее обороты производство биотоплива, «съедающее» значительную долю сельскохозяйственной продукции. Главная же причина голода, по оценкам специалистов FAO, состоит в крайне низком уровне доходов. По данным CEPAL, за чертой бедности проживает 167 млн чел. – 28,8% населения региона, в том числе в крайней нищете – 66 млн.
Наиболее популярным методом борьбы с этим явлением стали государственные программы единовременных выплат бедным семьям. В настоящее время таким видом помощи пользуются 118 млн в 18 странах Латинской Америки. По оценкам специалистов, подобные программы не могут в корне решить проблему бедности и голода, однако способны облегчить бедственное положение многих граждан.
Среди государств, проводящих наиболее эффективную политику ликвидации голода, в качестве примера можно привести Бразилию и Венесуэлу. Южноамериканский гигант с 2003 г. проводит комплексную государственную программу «Нет голоду», включающую около 40 различных инициатив: от предоставления электронных талонов для покупки продуктов по льготным ценам до установки цистерн с питьевой водой в засушливых районах. Благодаря программе удалось сократить число голодающих детей на две трети и вывести из ситуации хронической бедности около 28 млн бразильцев. Число голодающих удалось сократить с 14,9% населения в 1990 г. до 6,9% в 2012 году. Опыт Бразилии перенимают Гватемала, Гондурас, Никарагуа и другие страны.
В Венесуэле благодаря целенаправленной политике государства удалось сократить число голодающих с 13,5% в 1992 г. до 2% в 2012 г., в настоящее время, по данным министерства продовольствия, 98% венесуэльцев имеет возможность питаться три раза в день. С 1999 г. правительству удалось увеличить на 80% доступ к продовольствию. Именно на это была направлена одна из 30 боливарианских миссий – «Рынок продовольствия» (Mercal), благодаря которой в широкой сети магазинов по субсидируемым ценам продаются продукты питания и товары первой необходимости. Обеспечением миссии занимается государственная корпорация «Венесуэльский производитель и распределитель продуктов» (PDVAL).
Для искоренения голода и бедности доклад FAO рекомендует стимулировать механизмы межгосударственного взаимодействия при распределении сельскохозяйственной продукции, оптимизировать каналы доступа к продовольствию, усилить роль государственных механизмов в производстве продовольствия, стимулировать занятость и т.д.
Андрей Пятаков
Муниципальные выборы в Никарагуа: укрепление позиций сандинизма
4 ноября 2012 г. в Никарагуа состоялись региональные выборы, на которых на четырехлетний срок избирались главы муниципалитетов и мэры городов. Кандидаты от правящего Сандинистского фронта национального освобождения (FSLN), возглавляющего блок «Объединенная Никарагуа побеждает», одержали победу в 134 из 153 муниципалитетов. По данным Высшего избирательного совета (CSE) им отдали голоса 80,1% участвовавших в выборах никарагуанцев. Результаты превзошли ожидания властей, планировавших победить максимум в 120 административных единицах. Ранее по итогам аналогичных выборов 2008 г. сандинисты управляли 109 муниципалитетами. В крупных городах, центрах департаментов, они сохранили свои позиции: 14 из 17 постов мэра. В столице сандинисты находятся у власти с 2001 г., на пост мэра с большим перевесом голосов переизбрана Дэйси Торрес. За официального кандидата проголосовали 283 тыс. избирателей (83%), в то время как за оппозиционного депутата Альфредо Гутьерреса – только 33 тысячи.
Находящиеся в оппозиции Независимая либеральная партия (PLI), возглавляемая банкиром Эдуардо Монтеалегре, и Конституционалистская либеральная партия (PLC) бывшего президента Арнольдо Алемана получили соответственно 12 и 2 места (11,3 и 6,4% голосов), индейское движение Ятама – 3, остальные посты достались независимым кандидатам. Аутсайдеры – Консервативная партия и Альянс за республику – заручились поддержкой лишь 0,6% и 0,3% избирателей и не сумели попасть в структуры региональной власти. Обозреватели объясняют поражение оппозиции ее разобщенностью: в выборах участвовали кандидаты от пяти партий.
В голосовании приняли участие 2,1 млн никарагуанцев (57,7% из 3,7 млн избирателей). Это достаточно высокий показатель для региональных выборов. За избирательным процессом следили 40 международных наблюдателей, включая 25 от Организации американских государств (ОАГ). По их оценкам, выборы прошли в соответствии с международными демократическими нормами и достаточно открыто. Тем не менее оппозиция, поддержанная Государственным департаментом США, объявила о ряде нарушений, однако крупных политических последствий эти оценки не имели. Не обошлось и без противоборства между сторонниками власти и оппозиции, оспаривавшей результаты выборов. В муниципалитете Ла-Пас-Сентро в 56 км от Манагуа столкновения привели к гибели трех человек. В целом конфронтация носила локальный и спорадический характер.
Прошедшие выборы свидетельствуют об укреплении позиций сандинизма и отражают тенденцию к росту проправительственных настроений в обществе. Рейтинг нынешнего президента Даниэля Ортеги находится на довольно высоком уровне и варьируется в районе 55-60% (по популярности никарагуанский лидер занимает пятое место в регионе). Это является результатом внутренней политики, направленной на удовлетворение интересов широких слоев населения. В стране проводится программа электрификации сельских районов, активно осваиваются альтернативные источники энергии, действует ряд государственных социальных программ, направленных на снижение уровня бедности. Никарагуа достаточно открыта для иностранных инвестиций, что создает благоприятный внешнеэкономический имидж. Достаточно высок и уровень безопасности, что делает страну привлекательной для массового туриста, вносящего немалый вклад в бюджет государства. В 2011 г. в Никарагуа индекс безопасности – число преднамеренных убийств на 100 тыс. населения – был гораздо ниже по сравнению с центральноамериканскими соседями и составил 12 убийств (Гондурас – 82, Сальвадор – 66, Гватемала – 38).
Нынешние выборы имели определенные внешнеполитические последствия. Так, появились признаки потенциального ухудшения отношений с Соединенными Штатами. Через несколько дней подведения итогов посол США в Манагуа Филлис Пауэрс заявила, что возможен существенный пересмотр программ двустороннего сотрудничества, если в трехмесячный срок правительство не предпримет мер по урегулирования спорных моментов, связанных с выборами.
На фоне осложнения отношений с США Никарагуа предприняла шаги по развитию экономических отношений в рамках боливарианской интеграции. В конце ноября никарагуанский конгресс 63 голосами «за» при 22 – «против» одобрил присоединение страны к договору об использовании в рамках Боливарианского альянса для Америки (ALBA) единой расчетной единицы SUCRE. (Центральноамериканское государство оставалось единственным членом ALBA, не использовавшим SUCRE для взаимных расчетов). По мнению президента Центрального банка Альберто Гевары, это решение позволит удвоить сельскохозяйственный экспорт Никарагуа в Венесуэлу.
Таким образом, избрание местных органов власти продолжило курс на преодоление затяжного внутриполитического институционального кризиса и укрепление позиций сандинистов, наметившийся после всеобщих выборов в ноябре 2011 года.
Андрей Пятаков
Второй мандат Б. Обамы и Латинская Америка
6 ноября 2012 г. в Соединенных Штатах завершилась крайне напряженная избирательная кампания, ставшая основным событием политического года для всего мира. Итоги выборов подтвердили крайнюю поляризацию американского электората: за действующего президента – демократа Барака Обаму проголосовали 50,9% избирателей, за его противника – республиканца Митта Ромни – 47,3%, победитель добился преимущества в 26 из 50 штатов. Тем не менее, благодаря специфике электорального законодательства Б.Обаме удалось добиться заметного перевеса в голосах выборщиков (332 и 206). По итогам голосования в Конгресс демократы занимают 201 место в Палате представителей и 53 в Сенате, республиканцы – соответственно 233 и 45 мест. Подобная расстановка сил затруднит утверждение ряда президентских инициатив, в том числе и в сфере внешней политики.
Немаловажную роль в победе Б.Обамы сыграли голоса латиноамериканской диаспоры, составляющей более 10% электората США: по данным различных соцопросов, за него проголосовали от 66 до 75% испаноязычных граждан. Хотя выходцы из региона (за исключением американцев кубинского происхождения) входят в традиционный электорат Демократической партии, на этот раз степень их поддержки была несомненно выше. Символической стала и победа действующего президента в оплоте республиканцев – штате Флорида, где проживает основная масса покинувших остров кубинцев.
Многие обозреватели справедливо отмечают, что значительная часть испаноязычных граждан, принадлещая преимущественно к низшим и средним слоям общества, голосовала не столько за Обаму, сколько против Ромни, защищавшего в первую очередь интересы состоятельной части населения. Большие опасения вызвала жесткая антииммиграционная программа республиканцев, их стремление резко увеличить военные и урезать социальные расходы, прежде всего, приостановить начавшуюся реформу здравоохранения и урезать образовательные гранты и субсидии.
На стороне Б. Обамы оказались и симпатии латиноамериканцев, прямо или косвенно в его поддержку высказались практически все главы государств региона. Победа нынешнего хозяина Белого дома устраивала и скептически настроенных по отношению к американской демократии леворадикальных лидеров, рассматривающих его кандидатуру как меньшее зло.
После того, как избирательные страсти улеглись, внимание экспертов и ведущих СМИ привлекает возможная эволюция латиноамериканской политики Б.Обамы во время его второго президентского мандата. В период первого срока правления президента-демократа, занятого проблемами достижения мира в горячих точках планеты и обеспокоенного опасностью появления новых ядерных держав, регион оказался на периферии политики США. Показательна и нынешняя избирательная кампания, во время которой в дебатах кандидатов Латинская Америка фигурировала только один раз. За последние годы заметные изменения произошли и в самом регионе, который перестал быть «задним двором США» и следовать в фарватере американской политики. Свидетельство этого – создание Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC) без участия США и Канады в противовес Организации американских государств (ОАГ), разногласия по поводу места Кубы в сообществе, оценки Мальвинского кризиса, проблемы наркотрафика, несовпадение позиций в ООН и т.д.
Тем не менее, усиление позиций Латинской Америки в формирующемся многополярном мире отнюдь не означает ослабления связей между двумя регионами. Происходящие демографические процессы показывают, что цивилизационные стереотипы, противопоставляющие протестантский англосаксонский Север (США и Канада) католическому испаноязычному Югу (Латинская Америка), в значительной степени устарели. В самих США выходцы из Латинской Америки уже достигают 50 млн чел (16,7% граждан), около четверти населения страны считает себя католиками. В ближайшее десятилетие испаноязычные американцы станут первым меньшинством, не исключено, что один из них в обозримом будущем станет президентом Соединенных Штатов.
Леворадикальные политики и экономисты немало пишут о несостоявшемся проекте Зоны свободной торговли Америк (ALСA), между тем 11 стран региона подписали двусторонние договоры о свободной торговле с США. Более тесному сотрудничеству с северным соседом способствует необходимость поиска взаимоприемлемых решений в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, нелегальной миграцией, проблема политической стабильности и защиты прав человека и т.д.
Разумеется, при разработке латиноамериканского вектора внешней политики США, как и прежде, будут учитываться субрегиональные модели социально-экономического развития, так и усиливающийся разлом региона по вертикали. Участники Тихоокеанского альянса (Мексика, Колумбия, Перу и Чили), к которому примыкают умеренные государства Центральной Америки, выступают за открытую рыночную экономику и геополитически ориентируются на США, в Боливарианском альянсе для Америки (ALBA) преобладает государственный протекционизм и усиливается антиамериканская риторика, умеренные левоцентристские члены Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR) проводят более сбалансированную и многовекторную политику. Границы между двумя последними блоками постепенно размываются: Аргентина сближается со сторонниками «социализма ХХI века», а Венесуэла наконец-таки добилась принятия в MERCOSUR, в ближайшей перспективе не исключается и вступление в этот блок Боливии.
Приоритетным партнером США в регионе по-прежнему останется Мексика, член Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA). Ежегодный объем товарооборота между двумя странами достигает 600 млрд долл., по этому показателю Мексика уступает только Канаде и в ближайшее десятилетие может выйти на первое место. Важен и этнолингвистический и культурологический аспект: более 32 млн американцев составляют выходцы из Мексики (свыше 60% всех испаноязычных граждан).
Набор проблем при новых администрациях остается прежним, однако при их решении могут появиться некоторые нюансы. В условиях экономического кризиса сократилось число мексиканцев, уезжающих в США, однако численность незаконных мигрантов достигает 7 млн человек. Проблема миграции воспринимается по-разному по обе стороны границы: в то время как сторонники республиканцев требуют добровольной «самодепортации» незаконных мигрантов, мексиканцы требуют предоставления им легального статуса и пересмотра действующего в США законодательства.
Продолжиться и сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, однако после прихода к власти кандидата Инcтитуционно-революционной партии (PRI) Энрике Пенья Ньето приоритетным становится не столько сокращение наркопотока, сколько снижение уровня насилия, укрепление безопасности. (По различным данным, за шесть лет погибли от 45 до 60 тыс. чел., при этом наиболее криминальная обстановка сложилась в пограничных с США северных штатах). Мексиканцы обвиняют США в сохранении и даже росте спроса на наркотики и требуют приостановить незаконный приток денежных средств и оружия.
Требует совместных усилий и проблема энергетики, вызванная снижением нефтедобычи и сокращением разведанных запасов (при сохранении этой тенденции к концу десятилетия Мексика может превратиться в импортера нефти). При ослаблении государственной монополии нефтяной компании PEMEX появится возможность привлечения американского капитала и технологий в сферу нефтедобычи, может начаться и эксплуатации богатейших запасов сланцевого газа. В свою очередь, увеличение импорта мексиканских углеводородов позволило бы США ослабить зависимость от конфликтного Ближнего и Среднего Востока и Венесуэлы. Свидетельством заинтересованности обеих сторон к расширению сотрудничества стала состоявшаяся 27 ноября встреча Э. Пенья Ньето с Б.Обамой, подтвердивших готовность к более тесному сотрудничеству в сфере двусторонних отношений и глобальных проблем. В качестве приоритетов фигурируют ускорение интеграции Мексики в NAFTA, развитие торговых и экономических отношений, снижение насилия и укрепление безопасности. Сходные проблемы необходимо решать и в отношениях со странами Центральной Америки.
Идея Б.Обамы создать Транстихоокеанскую ассоциацию, объединяющую азиатских и латиноамериканских сторонников свободной торговли и рыночной экономики, придаст особое значение активизации сотрудничества с другими участниками Тихоокеанского альянса. Традиционно ближайшим США является Колумбия, отношения с которой выходят за рамки экономического и военно-политического сотрудничества в борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью и приобретают региональный контекст. О великолепных отношениях с США и о готовности расширения сотрудничества на основе диалога и взаимопонимания заявили также президенты Ольянта Умала (Перу) и Себастьян Пиньера (Чили).
Как показывают регулярные встречи президентов Дилмы Руссеф и Б.Обамы, вполне успешно развиваются и отношения США с восходящим латиноамериканским гигантом – Бразилией, выступающей за диалог и «равноправное партнерство между двумя крупнейшими демократиями Запада». Многовекторность и прагматизм правительства Д.Руссеф позволяют успешно сочетать курс на более тесное сотрудничество с США со стремлением к созданию полицентричного мира, в котором Бразилия могла бы защищать свои национальные интересы (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за апрель 2012 года). Стабильные отношения сложились также с участниками МЕRCOSUR Уругваем и Парагваем (членство последнего в субрегиональном блоке временно приостановлено). Определенная конфронтационность существует только в отношениях с Аргентиной.
Лидеры ALBA Венесуэла и Куба формально заявляли о безразличии к американским выборам, которые, с их точки зрения, никак не повлияют на латиноамериканскую политику США, определяемую не личностями, а американским истеблишментом и экономическими интересами монополий. Тем не менее, для сторонников «социализма ХХI века» победа Б.Обамы рассматривается как меньшее зло. Резкая антиамериканская риторика У.Чавеса и противодействие политике расширения свободной торговли не препятствует развитию двусторонних отношений. Поскольку Венесуэла – один из крупнейших поставщиков углеводородов, а США – их основной потребитель, двусторонние торговые связи обречены на успех. Не существует каких-либо препятствий и в экономических отношениях с Эквадором и Боливией. Как отмечается в докладе Королевского института Элькано (Испания), в условиях атаки лидеров «социализма ХХI века» главная задача Обамы – не поддаться на провокации Венесуэлы и других боливарианских стран, к которым примкнула и Аргентина, и пойти на снижение уровня конфронтации.
Более неопределенными остаются американско-кубинские отношения. Учитывая рост электората Демократической партии за счет кубинской диаспоры, Б.Обама может занять более гибкую политику и пойти на дальнейшее ослабление ограничений на поездки американских граждан и денежных переводов, допустить некоторое расширение двусторонней торговли. Поскольку отмена эмбарго и полная нормализация отношений требует утверждения обеими палатами Конгресса, подобное развитие событий представляется маловероятным без изменения позиции Кубы в области прав человека и либерализации политического режима в целом.
Таким образом, латиноамериканский вектор внешней политики США в целом будет характеризоваться преемственностью, некоторые тактические изменения будут зависеть от фигуры нового государственного секретаря и от корректировки позиций латиноамериканских партнеров.
Збигнев Ивановский
Референдум о политическом статусе Пуэрто-Рико
6 ноября 2012 г. одновременно с президентскими выборами в США в Пуэрто-Рико состоялся двухэтапный референдум о политическом статусе острова. На первом этапе гражданам предлагалось высказаться за изменение или сохранение государственного устройства, на втором – выбрать его форму.
Еще в марте нынешнего года президент Барак Обама заявил о том, что вопрос о статусе Пуэрто-Рико полностью зависит от волеизъявления его жителей, тем самым косвенно поддержав потенциальное присоединение острова к США в качестве 51-го штата. Кандидат в президенты от Республиканской партии Митт Ромни также выразил свою готовность признать итоги референдума.
На данный момент Пуэрто-Рико обладает статусом свободно ассоциированного государства, находящегося под управлением США и формально не является их частью. Территория имеет собственную конституцию, три ветви власти, собственную систему самоуправления, однако верховная власть над островом принадлежит Конгрессу США. На территории используется американский доллар в качестве официальной валюты, жители являются гражданами США и представлены в Палате представителей одним депутатом с совещательным голосом.
Идея о полноправном вхождении в состав США активно поддерживалась правящей Новой прогрессивной партией (PNP) и ее лидером, губернатором Луисом Фортуньо. Официальная позиция заключалась в необходимости избавления от «полуколониального статуса». Очевидно и желание правящей партии решить текущие экономические трудности за счет присоединения к США в качестве штата (бюджетный дефицит составляет 68 млрд долл., уровень безработицы – около 13%).
Оппозиционная Народная демократическая партия (PPD) и ее лидер Алехандро Гарсиа Падилья настаивали на сохранении статуса-кво, обратив тем самым внимание Вашингтона на существующую тяжелую экономическую ситуацию в Пуэрто-Рико.
В референдуме приняли участие 1,9 млн чел., 54% (958 тыс) высказались за изменение статуса Пуэрто-Рико. При определении будущего государственного устройства 61,1% проголосовал за присоединение к США в качестве полноправного штата, 33,3% –
за сохранение нынешнего статуса и лишь 5,6% – за независимое государство в политическом и военном союзе с США (наподобие существующих соглашений США с Федеральными Штатами Микронезии и Палау). 26% избирателей опустили пустые бюллетени в избирательные урны в знак протеста против самой идеи референдума. (Данная тактика была предложена PPD своим сторонникам, выступающим против изменения существующего политического устройства Пуэрто-Рико). Вне всякого сомнения, эту категорию электората также можно отнести к противникам присоединения острова к США. Таким образом, с учетом протестного голосования сторонники сохранения нынешнего статуса получили бы чуть более 50%, в то время как число желающих стать полноправным штатом США составило бы лишь 44,6%. Данные цифры сопоставимы с результатами референдумов 1993 и 1998 годов.
Негативное отношение к идее присоединения к США большей части пуэрториканцев косвенно подтвердилось на происходивших параллельно выборах исполнительной и законодательной власти. В результате пост губернатора займет А.Гарсиа Падилья, а представители PPD получили большинство депутатских мест и должностей мэров.
С юридической точки зрения процедура присоединения новой территории к Соединенным Штатам не является сложной. Согласно статье 4 конституции это решение принимается простым большинством обеих палат Конгресса и утверждается президентом. Последними территориями, присоединившиеся к Соединенным Штатам, стали Гавайи и Аляска в 1959 году. Поскольку Пуэрто-Рико является территорией, не обладающей суверенитетом, Конгрессу не потребовалось бы проводить референдум, аналогичный произошедшему 6 ноября.
Тем не менее, скорое присоединение Пуэрто-Рико к США маловероятно из-за существующей расстановки политических сил: поскольку большинство пуэрториканцев представлено сторонниками демократов, Республиканская партия, обладающая большинством в Палате представителей, не заинтересована в усилении их позиций. Скорее всего, будущее Пуэрто-Рико в значительной степени определится итогами голосования в Палату представителей в 2014 году. Территория может быть присоединена к США при преобладании демократов в обеих палатах Конгресса.
В этом случае жители острова будут наделены правом участвовать в выборах президента и конгрессменов. Пуэрто-Рико могло бы быть представлено семью голосами выборщиков, пятью или шестью депутатами и двумя сенаторами. В то же время, являясь полноправным штатом, оно будет обязано платить и федеральные налоги, что вряд ли сможет способствовать улучшению экономической ситуации.
История вопроса восходит к 1898 г., когда по итогам Испано-американской войны Пуэрто-Рико и прилегающие мелкие острова согласно Парижскому договору отошли под контроль США. В 1917 г. в соответствии с Актом Джонса – Шафрота пуэрториканцы получили гражданство США без предоставления права голоса на федеральных выборах.
Начиная с мирового экономического кризиса 1929 – 1932 гг., негативно повлиявшего на экономическое положение острова, различными силами все чаще стал подниматься вопрос о предоставлении независимости Пуэрто-Рико. Ситуацию усугубляло также отсутствие выборности губернатора. По мере роста сепаратистских настроений взаимоотношения между Вашингтоном и Сан-Хуаном обострялись. В 1947 г. президент США Гарри Трумэн предоставил жителям острова право самостоятельного избрания губернатора, что, однако, не снизило градуса напряженности. В 1950 г. недовольство политикой США по отношению Пуэрто-Рико достигло кульминации и нашло выражение в покушении на Г.Трумэна выходцами с Пуэрто-Рико. В 1952 г. Белый дом одобрил проведение референдума относительно принятия конституции, который увенчался успехом. Основной закон определил статус Пуэрто-Рико как свободно ассоциированного государства, сохраняющийся до настоящего времени.
Егор Прусов
XXII Ибероамериканский саммит
С 16 по 17 ноября 2012 г. в г. Кадис (Испания) проходил XXII Ибероамериканский саммит, посвященный обновлению модели сотрудничества между европейскими и латиноамериканскими странами, а также повышению роли Центральной и Южной Америки в разрешении экономического кризиса на европейском континенте. В работе форума приняли участие лидеры государств и представители внешнеполитических ведомств 22 членов Ибероамериканского сообщества наций (CIN). В качестве наблюдателей присутствовали представители Италии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Филиппин и Марокко. Незадолго до начала саммита к ним добавилась и Республика Гаити.
Проведение встречи на высшем уровне было приурочено к двухсотлетию Кадисской конституции 1812 г. – одного из самых либеральных и демократических Основных законов своего времени, сыгравшего немаловажную роль в борьбе испанских колоний за независимость. Саммит проходил в условиях глубокого экономического кризиса, охватившего Испанию и Португалию, в то время как экономика Латинской Америки развивается довольно успешно – в 2013 г. ее рост может достигнуть 4%. Не случайно особое внимание на форуме уделялось совместному поиску путей выхода из кризиса. На состоявшейся накануне встрече деловых кругов отмечалось, что сокращение дефицита госбюджета недостаточно для обеспечения экономического роста, и предприниматели пришли к выводу о необходимости расширить кредитование промышленных предприятий, а также увеличить инвестиции в объекты инфраструктуры. Король Испании Хуан Карлос, председатель испанского правительства Мариано Рахой и генеральный секретарь CIN Энрике Иглесиас призвали к выработке принципиально новой экономической политики, основанной на развитии образования, инновациях и модернизации государственных институтов.
Единым фронтом на саммите выступили руководители созданного в июне с.г. Тихоокеанского альянса в составе Чили, Колумбии, Мексики и Перу (Испания входит в это объединение в качестве наблюдателя). Лидеры нового блока использовали площадку кадисской встречи для переговоров и консультаций на высшем уровне и выступили с совместным заявлением, отражающим предварительные итоги работы по формированию свободного рынка товаров, капитала и услуг.
Особое внимание привлек к себе факт участия в форуме президентов Бразилии и Мексики – экономических и политических лидеров Латинской Америки, во многом определяющих направление вектора внешней политики всего региона. В рамках официального визита состоялась встреча Дилмы Руссеф с председателем правительства Испании М. Рахоем. Завершивший свой мандат Фелипе Кальдерон, в свою очередь, призвал участников форума оказать более активное содействие в борьбе с наркотрафиком и незаконной транспортировкой людей и оружия.
В целом итоги саммита можно считать успешными. Его участникам удалось добиться взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений по самым различным направлениям. Одной из приоритетных задач в сфере экономики стало создание благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса, нашедшее отражение в специальной хартии. Участники форума высказались за корректировку правовой базы в области экономического сотрудничества в соответствии с новыми вызовами, поскольку при попытке европейских компаний наладить производство в Латинской Америке им требуется преодолеть многочисленные бюрократические препоны. Отмечалась и важность создания взаимовыгодных условий для малого и среднего бизнеса, основанных на ликвидации протекционизма с обеих сторон. Межамериканский банк развития (BID) заявил о готовности выделить средним предприятиям 420 млн долл. для ведения бизнеса за рубежом и оказать необходимую помощь банкам. Андская корпорация развития (CAF) также предполагает открыть кредитную линию и предоставить от 200 до 300 млн долл. Государственному институту официального кредитования Испании, а также увеличить кредит банковской системе этой страны с 600 млн до 1 млрд долларов. Помимо этого, CAF окажет дополнительную помощь крупным испанским предприятиям, реализующим проекты, связанные с развитием инфраструктуры латиноамериканского региона. Кроме того, принято решение об образовании Ибероамериканского совета по конкурентоспособности, порядка сорока представителей частного сектора подписали рамочное соглашение о создании Ибероамериканского арбитражного центра.
Внимание участников привлекла и проблема наркотрафика, представляющая наибольшую угрозу безопасности и требующая объединения усилий всего мирового сообщества. В этой связи члены CIN поддержали идею проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН не позднее 2015 г., посвященной проблеме производства, распространения и потребления наркотиков, для выработки эффективной политики по предотвращению безнаказанности за совершение преступлений в этой сфере. На саммите создана специальная рабочая группа по созданию совместной базы данных по уголовным преступлениям и разработке единых подходов к национальной и международной статистике в этой области.
Во время выступлений не обошли стороной и проблему сохранения и развития культурного наследия, принято решение оказывать всемерную поддержку народному искусству и не допускать бесконтрольного вывоза культурных ценностей за рубеж. Широкую поддержку нашла инициатива по обеспечению свободного доступа преподавателей и студентов к формирующейся единой системе информационных и коммуникационных технологий. Одновременно отмечено успешное развитие в рамках сообщества совместных программ в сфере библиотечного обслуживания, музыки, архивного дела, образования взрослых и ликвидации неграмотности и т.д.
В итоговой декларации отмечалось, что ибероамериканские государства должны объединить усилия по развитию на трансатлантическом уровне транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, а также обеспечить рациональное и сбалансированное управление водными ресурсами. По мнению участников, страны сообщества должны принимать более активное участие в разработке и создании устойчивых международных финансовых институтов. Была отмечена возрастающая роль в мировой экономике государств Азиатско-Тихоокеанского региона и затронута проблема глобального потепления и климатических изменений.
В специальных коммюнике выражены озабоченность по поводу ситуации на Ближнем Востоке, готовность противостоять насилию по отношению к женщинам, оказать поддержку негритянской культуре и использованию труда инвалидов. Участники форума поддержали кандидатуры Испании и латиноамериканских стран в качестве непостоянных членов Совета безопасности ООН на 2015-2016 гг., а также выразили поддержку Гватемале, пострадавшей от землетрясения, Кубе и Гаити, понесшим серьезный ущерб от урагана Сэнди.
Большинство обозревателей рассматривают саммит как несомненный успех, особенно по сравнению с итогами предыдущего заседания в Асунсьоне (см. Латиноамериканскую панораму за октябрь 2011 года). Тем не менее, и на этот раз проявились существенные разногласия между его участниками, подтверждающие неоднородность ибероамериканского сообщества. Скептическое отношение к мероприятиям подобного рода проявилось со стороны леворадикальных и части левоцентристских правительств, в первую очередь, среди сторонников «социализма ХХI века». Проигнорировали мероприятие кубинский руководитель Рауль Кастро (не посещавший его и ранее) и лидер Венесуэлы Уго Чавес (отсутствующий на ибероамериканских конференциях с 2007 г.), а также президенты Кристина Фернандес де Киршнер (Аргентина) и Хосе Мухика (Уругвай), сославшиеся на состояние здоровья. В последний момент от визита в Испанию отказался и президент Никарагуа Даниэль Ортега, не согласный с присвоением литературной премии им. королевы Софии перешедшему в оппозицию к сандинистам поэту Эрнесто Карденалю. Президенты Эво Моралес (Боливия) и Рафаэль Корреа (Эквадор) покинули саммит до его завершения. Президент Гватемалы Отто Перес Молина не смог приехать в связи с недавним землетрясением в его стране, а глава Парагвая Федерико Франко отказался от участия из-за напряженности в отношениях с некоторыми соседями, не признающими законности его правительства.
На саммите проявились и межгосударственные противоречия. Определенная напряженность сохраняется в отношениях между Аргентиной и Испанией из-за национализации аргентинским правительством активов компании Repsol в апреле 2012 г. (именно это противоречие многие эксперты называют главной причиной отсутствия аргентинского президента). Традиционно одним из обсуждаемых вопросов стал территориальный спор между Боливией и Чили. Э.Моралес в очередной раз заявил о твердом намерении добиться предоставлении его стране выхода к морю и о готовности обратиться для достижения намеченной цели в международные судебные инстанции. (Спорные территории отошли к Чили по договору 1904 г., ознаменовавшему окончание Второй Тихоокеанской войны 1879-1881 гг.). В свою очередь, незадолго до саммита президент Перу Ольянта Умала провел консультации с адвокатами, представляющими перуанскую сторону в Гаагском суде, по поводу тяжбы с Чили относительно спорных морских границ. Хотя успешно развивающиеся латиноамериканские страны выразили готовность протянуть руку помощи своим европейским коллегам, Д.Руссеф и другие участники саммита подвергли критике проводимую Испанией и Португалией жесткую политику урезания социальных расходов, которая, с точки зрения латиноамериканцев, не способствуют выходу из цикличного кризиса.
Стало очевидно, что ибероамериканское сообщество нуждается в реорганизации и обновлении, которые могли бы придать ему «второе дыхание». Для разработки новой стратегии был образован своего рода «ареопаг мудрецов» в составе экс-президента Чили Рикардо Лагоса, уходящего в отставку министра иностранных дел Мексики Патрисии Эспиносы и генерального секретаря CIN Энрике Иглесиаса. Созданная комиссия должна разработать к очередному саммиту 2013 г., который состоится в Панаме, конкретные предложения по масштабным изменениям в работе форума. Предстоит провести реструктуризацию системы членских взносов (в настоящее время более 60% финансовых средств выделяет Испания) и реорганизацию генерального секретариата. Итогом предполагаемых преобразований должны стать оптимизация затрат по финансированию как самого саммита, так и органов, ответственных за исполнение принимаемых решений, работа над скорым решением ряда проблем, связанных с различными сферами деятельности, а также повышение значимости данного форума в глазах мирового сообщества.
Неизбежны и определенные кадровые изменения. В течение всех прошедших лет «душой» саммита был король Испании Хуан Карлос, однако со следующего заседания все большую роль будет играть наследный принц Фелипе. В 2013 г. покинет свой пост Э.Иглесиас, известный экономист, политик, дипломат и писатель, руководящий генеральным секретариатом с 2005 года. (Среди его возможных преемников называют экс-президентов Колумбии Андреса Пастрану и Эрнесто Сампера, боливийского экономиста, руководителя CAF Энрике Гарсиа и ряд других деятелей).
Дальнейшее развитие должен получить и процесс децентрализации, начавшийся после создания представительств генерального секретариата в Бразилиа, Мехико, Монтевидео и Панаме. Определенные надежды по активизации работы саммита связывают и с повышением роли Мексики в ибероамериканском мире, которая станет организатором встречи в верхах в 2015 г. (впредь сообщество будет собираться один раз в два года, а его заседания будут чередоваться со встречами на высшем уровне в формате Европа – Латинская Америка). Пока же лишь можно сказать, что развитие ибероамериканского сообщества в ближайшем будущем напоминает уравнение со многими неизвестными.
Александр Вернер
Решение Международного суда ООН
о территориальном споре между Колумбией и Никарагуа
19 ноября 2012 г. Международный суд ООН в Гааге огласил приговор по продолжительному территориальному спору между Колумбией и Никарагуа относительно принадлежности архипелага Сан-Андрес и Провиденсиа. В какой-то мере решение носило компромиссный характер: признавалась юрисдикция Колумбии над островами, при этом существенно расширялись территориальные воды Никарагуа.
В заявке, направленной в Международный суд ООН в 2001 г., никарагуанская сторона претендовала на перенос морской границы к востоку от острова Сан-Андрес и установление контроля над несколькими островами. В свою очередь, Колумбия настаивала на сохранении своей юрисдикции над архипелагом и существующей границы территориальных вод, проходящей по 82 меридиану.
Согласно принятому решению, Колумбия сохраняет суверенитет над группой островов Сан-Андрес, Провиденсиа, Санта-Каталина, Ронкадор, Китасуэньо, Серрана, Серранилья, Бахо-Нуэво, Кайо Боливар и Альбукерке. Вместе с этим судьи удовлетворили требование Никарагуа по переносу ее морской границы к востоку от 82 меридиана, в результате чего экономическая зона страны расширилась на 100 тыс. кв. км.
Решение было встречено массовыми акциями протеста в крупнейших городах Колумбии и на самом архипелаге. Президент республики Хуан Мануэль Сантос позитивно оценил решение о признании юрисдикции Боготы над архипелагом, однако осудил пересмотр морской границы в пользу Никарагуа и выразил готовность применить различные механизмы отстаивания национального суверенитета.
Напротив, Манагуа расценила вердикт как свою победу, хотя и не все ее претензии были удовлетворены. Никарагуанский президент Даниэль Ортега скептически отнесся к заявлениям своего колумбийского коллеги, указав на отсутствие высшей апелляционной инстанции и на обязательность исполнения решений Международного суда.
Отныне Никарагуа получает доступ к потенциальным месторождениям природного газа и нефти в расширенной акватории. Никарагуанские власти уже объявили о готовности начать добычу углеводородов в данном районе. (Колумбия воздерживалась от нефте- и газодобычи в связи с потенциальной экологической угрозой). Принятое судом решение также может стать препятствием для ведения рыбной ловли судами колумбийского флота в морском пространстве, отошедшем к Никарагуа. Хотя Д.Ортега выразил готовность предоставить Колумбии право на рыболовство в никарагуанских территориальных водах, из-за трудной экономической ситуации в Никарагуа арендная плата может оказаться излишне высокой.
В свою очередь, Х.М. Сантос заявил о выходе Боготы из договора, признающего легитимность и обязательность решений, принимаемых Международным судом ООН, поскольку, по его мнению, решения о межгосударственных границах должны приниматься самими государствами, а не наднациональным органом, и призвал никарагуанскую сторону сеть за стол переговоров по этому вопросу.
Истоки территориального спора восходят к XIX веку. Колумбия объявила свой суверенитет над архипелагом после достижения независимости в 1819 г. на основании указа короля Испании Карла IV от 1803 г., согласно которому архипелаг с прибрежными водами переходил под юрисдикцию колонии Новая Гранада, часть территории которой ныне относится к Колумбии. В 1928 г. был подписан договор Эсгерры-Барсенаса, признавший юрисдикцию Боготы над архипелагом, несмотря на то, что острова находятся в 400 милях от Колумбии и в 100 от Никарагуа. В то же время договор не устанавливал принадлежность морских территорий. Позднее Колумбия в одностороннем порядке объявила 82 меридиан границей между двумя странами, серьезно ограничив доступ Никарагуа к Карибскому морю. В 1980 г. Никарагуа оспорила данное соглашение, поскольку оно было подписано в период американской военной оккупации.
Архипелаг – популярное туристическое направление. Несмотря на принадлежность к испаноязычному государству, значительная часть населения Сан-Андреса и Провиденсии англоязычна.
Принятое судом «соломоново решение», гипотетически направленное на удовлетворение обеих сторон спора, в перспективе может спровоцировать еще один очаг напряженности в регионе. Уже через неделю после оглашения приговора суда было отмечено присутствие колумбийских военных кораблей в территориальных водах, отошедших Никарагуа. Одновременно никарагуанские власти объявили о готовности своего флота начать патрулирование этого морского пространства.
Нельзя обойти также вопрос наркотрафика. В отличие от Гондураса, Сальвадора и Мексики Никарагуа удается сравнительно успешно бороться с торговлей наркотиками, вынуждая дилеров действовать в обход ее территории. Немаловажную роль играло патрулирование вод архипелага довольно мощными колумбийскими военно-морскими силами. Изменение морской границы может существенно ухудшить ситуацию в субрегионе в связи с ограниченностью ресурсов никарагуанских ВМС. На это обращали внимание представители Колумбии в Гааге, однако суд не принял во внимание данные аргументы.
Ряд экспертов вообще склоняются к мнению об ошибочности решения тогдашнего президента Колумбии Андреса Пастраны согласиться в 2001 г. с рассмотрением территориального спора в Международном суде ООН. Тем не менее, нынешнее руководство страны, обеспокоенное сохранением ее имиджа, заметно улучшившегося в последние годы, скорее всего, будет вынуждено признать принятое решение.
Егор Прусов
VI cаммит UNASUR в Перу
30 ноября 2012 г. в перуанской столице состоялся VI саммит Союза южноамериканских наций (UNASUR), на котором присутствовали 8 из 12 лидеров государств. Официально саммит была посвящен обсуждению проблем демократии, интеграции и социальной дезинтеграции, однако на практике в центре внимания оказались вопросы инфраструктуры и ситуации вокруг членства Парагвая. Участники встречи приняли десятилетний план развития дорожных коммуникаций в регионе с упором на сельскую местность и пограничные зоны. На реализацию 31 проекта предполагается выделить 17 млрд долларов. Главная цель амбициозного плана – оптимизация дорожного сообщения между государствами блока как фактор их большей физической интеграции. По Парагваю саммит подтвердил прежнее решение о приостановке членства этого государства до всеобщих выборов, назначенных на апрель 2013 года. До этого UNASUR собирается провести инспекцию электоральных институтов Парагвая.
За день до саммита была проведена встреча министров обороны. Руководители военных ведомств утвердили план работы Совета обороны блока на 2013 г., включающий политику обороны, военную кооперацию, гуманитарные и миротворческие операции, сотрудничество в сфере развития военной индустрии и технологии, а также проблемы военного образования. На саммите не обсуждалось высказанное Аргентиной предложение разработать единый для блока стандарт «принятия» прямых иностранных инвестиций, который регулировал бы деятельность транснациональных корпораций.
Итоговая декларация отметила важность превращения блока в зону мира и необходимость разработать механизмы коллективной защиты демократических институтов. Конкретные предложения включают решение создать региональную сеть медицинских институтов, Центр стратегических исследований в сфере обороны (CEED) и Южноамериканский совет по обеспечению гражданской безопасности, занимающийся борьбой с транснациональной организованной преступностью. CEED поручено проведение фундаментального исследования «Южная Америка - 2025», в котором планируется выработать единую стратегию в сфере обороны и защиты природных ресурсов. Для контроля за проводимыми выборами создается Электоральный совет UNASUR.
В отличие от предыдущих нынешний саммит UNASUR, организованный временным председателем объединения Перу, носил более формальный характер и скорее проводился во исполнение намеченной хронограммы и сохранения имиджа блока, чем для решения конкретных задач. Большинство принятых решений могли бы быть приняты в рабочем порядке соответствующими организационными подразделениями UNASUR и не требовали созыва встречи на высшем уровне. Также встреча потеряла остроту и полемичность из-за отсутствия на саммите по тем или иным причинам президентов Аргентины, Боливии, Бразилии и Венесуэлы.
Андрей Пятаков