ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ЯНВАРЬ 2013 ГОДА

  • Ежегодный доклад Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL)
  • Азиатское турне президента Аргентины
  • Cаммиты Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC)

Ежегодный доклад Экономической комиссии ООН
для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL)


В декабре 2012 г. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL) опубликовала очередной доклад, посвященный экономическому развитию региона в 2012 г. и прогнозам на 2013 год.


Прошедший год охарактеризовался незначительным замедлением темпов роста мировой экономики (2,7% в 2011 г. и 2,2% в 2012 г.). Его основной причиной стал экономический спад во многих странах еврозоны и как следствие – в Азии и Латинской Америке. Так, в целом по региону рост ВВП составил 3,1% по сравнению с 4,3% в предыдущем году. Несмотря на сложные экономические условия, показатели большинства исследуемых стран за 2012 г. выглядят достаточно позитивно. По сравнению с 2011 г. более высоких темпов роста добились Венесуэла (соответственно 4,2 и 5,3%), Белиз (2,3 и 4,2%), Коста-Рика (4,2 и 5%), Куба (2,7 и 3%) и Багамы (1,6 и 2,5%). Лидируют в регионе Панаме (10,5%) и Перу (6,2%). Напротив, темпы роста Бразилии составили только 1,2% (2,7% в 2011 г.), а Аргентины – всего 2,2% (8,9% в 2011 году). В целом далось удержать свои позиции Мексике, второй по величине экономике региона (3,9% в 2011 г. и 3,8% в 2012 г.), что во многом объясняется активной интеграцией с США в рамках NAFTA.


В докладе CEPAL было отмечено сокращение притоков краткосрочного капитала в Латинской Америки и на Карибах, вызванное финансовой нестабильностью в мире в целом. К тому же в Бразилии и Мексике, наиболее интегрированных в международные финансовые рынки, была зафиксирована высокая волатильность на рынке валют. Незначительно изменились по сравнению с 2011 г., темпы накопления золотовалютных резервов (за исключением Аргентины, Чили и Венесуэлы, где произошло их существенное снижение). В связи с сокращением счета текущих операций и притока капиталов уменьшилось давление на обменный курс. В большинстве стран региона национальная валюта продолжила повышаться в цене, несмотря на интервенции на валютном рынке и накопление золотовалютных резервов. Вместе с тем, снизилась покупательная способность бразильского реала и мексиканского песо.


В большинстве случаев денежно-кредитная политика была направлена на минимизацию ряда негативных факторов, вызванных сокращением спроса на внешнем рынке, в результате удалось избежать увеличения процентных ставок и усиления контроля над ростом денежной массы. Подобные меры привели к ограничению внутреннего спроса. Несмотря на повышение цен на продукты питания, уровень инфляции в целом оказался даже несколько ниже предыдущего года (соответственно 5,8% и 6,9%).


Основой экономического роста в большинстве стран региона стало расширение внутреннего спроса, который отчасти стимулировался кредитно-денежной и налоговой политикой. В значительной степени это произошло из-за роста потребления и увеличением текущих общественных расходов. Максимальный рост в регионе был зафиксирован в сфере торговли, строительства, финансовых и предпринимательских услуг.


Прямые иностранные инвестиции в регионе сократились на 2,7% по сравнению с 2011 г. и составили в сумме 122,5 млрд долларов, при этом наблюдались существенные страновые различия. Заметно увеличился приток капиталовложений в Колумбию, Перу и Доминиканскую Республику, относительно стабильный уровень сохранялся в Бразилии (снижение составило только 3%). На латиноамериканского гиганта приходится 53,6% прямых иностранных инвестиций в регионе. Напротив, Аргентина и Чили получили на 11% меньше инвестиций, наиболее существенный спад наблюдается в Мексике и Венесуэле (54 и 16% соответственно).


Несколько сократился по сравнению с 2011 г. уровень безработицы (6,4% и 6,7%). Относительно благоприятная ситуация вызвана увеличением текущих общественных расходов и стимулированием рынка труда. Уровень формальной занятости в целом по региону вырос на 0,4%, но несколько замедлился в Аргентине и Бразилии из-за снижения темпов экономического роста этих двух стран. Общий уровень реальной заработной платы также увеличился благодаря повышению минимальной заработной платы в большинстве стран региона и изменениям в трудовом законодательстве.


Перспективы экономического роста Латинской Америки и Карибского бассейна в значительной степени зависят от развития мировой экономики в 2013 году. Наиболее вероятный сценарий предполагает снижение темпов роста европейской экономики, что не исключает постепенного преодоления финансовой, налоговой и конкурентной разбалансированности. В свою очередь, увеличение темпов экономического роста в Китае во многом будет зависеть от расширения внутреннего спроса и увеличения экспорта. После президентских выборов в США повысилась вероятность достижения соглашений в налоговой сфере, что положительно отразится на динамике экономического развития.


На основе наиболее вероятного сценария CEPAL прогнозирует прирост экономики региона в 2013 г. на 3,8%. Основные надежды возлагаются на Аргентину и Бразилию, а именно, на восстановление сельского хозяйства, увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность, а также рост товарооборота между этими странами. Кроме того, нельзя исключить и расширение внутреннего спроса во многих экономиках региона благодаря росту занятости, увеличению банковских кредитов в частном секторе и росту цен на сырье.


Ольга Аверина


Азиатское турне президента Аргентины


С 14 по 21 января 2013 г. президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер посетила Объединенные Арабские Эмираты, Индонезию и Вьетнам. Основной целью визитов стала интенсификация сотрудничества в сфере привлечения инвестиций и сельского хозяйства.


14 января в Абу-Даби глава аргентинского государства провела встречу с шейхом Халифой ан-Нахайаном. По итогам переговоров был подписан договор о сотрудничестве между двумя странами в сфере мирного атома, согласно которому ОАЭ получат доступ к имеющимся у Аргентины технологиям. Возможны и поставки ядерного топлива в эту арабскую страну. Кроме того, между Национальной комиссией по космической деятельности Аргентины и Эмиратским институтом науки и технологий было заключено соглашение о совместной деятельности по мирному изучению космоса. Обе стороны подписали договоры о сотрудничестве в области авиации, рыбной ловли и животноводства.


В рамках визита К.Фернандес приняла участие во Всемирном саммите по возобновляемым источникам энергии. Она призвала мировых лидеров обратить внимание как на охрану окружающей среды, так и на борьбу с бедностью, улучшение качества жизни, прежде всего, здравоохранения, на решение жилищной проблемы и равный доступ к энергии для беднейших слоев населения. Одновременно было заявлено, что сокращение выбросов в атмосферу должно в первую очередь затронуть развитые страны, на которые приходится бóльшая часть загрязнений, в то время как распространение этих мер на развивающиеся государства приведет к замедлению их экономического роста.


16 января К.Фернандес прибыла в Джакарту. По итогам двусторонних встреч Аргентина и Индонезия пришли к соглашению о расширении двустороннего сотрудничества в сфере транспорта и сельского хозяйства и об увеличении количества прямых авиарейсов между Джакартой и Буэнос-Айресом. Глава аргентинского государства подвергла критике позицию Всемирной торговой организации, выступающей против субсидирования Аргентиной сельского хозяйства и животноводства и отметила, что аналогичные меры Евросоюза не находят подобной реакции внутри ВТО. Помимо этого, К. Фернандес призвала к диалогу относительно политического статуса Фолклендских (Мальвинских) островов. По итогам переговоров на высшем уровне были подписаны меморандум о взаимопонимании в сфере инвестиций, соглашения по содействию двустороннему туризму и сотрудничеству в сельскохозяйственной сфере. По мнению индонезийского президента Сусило Бамбанга Юдойоно, крепнущие с каждым годом отношения между Аргентиной и Индонезией должны стать примером удачной кооперации по линии «Юг-Юг» для других стран.


Индонезия – крупнейший торговый партнер Аргентины в Юго-Восточной Азии, с 2007 по 2011 г. товарооборот между ними вырос с 637 млн до 2 млрд долларов.


19 января К. Фернандес прибыла во Вьетнам. В результате переговоров с президентом Вьетнама Чыонгом Тан Шангом и премьер-министром Нгуеном Тан Зунгом (21 января) была достигнута договоренность о подготовке соглашения о сотрудничестве в области биотехнологий, сельского хозяйства, мирной атомной энергетики и возобновляемых источников энергии и об активизации отношений в области политики и культуры. Кроме того, К.Фернандес осмотрела ряд туристических объектов близ Хошимина и в дельте реки Меконг. В Ханое президент Аргентины почтила память солдат, погибших в войнах против Франции и США и посетила мавзолей Хо Ши Мина. По данным за прошедший год, товарооборот между Аргентиной и Вьетнамом составил 760 млн долларов.


Азиатское турне аргентинского президента можно рассматривать как попытку интенсификации отношений как со старыми (Индонезия и Вьетнам), так и с новыми (ОАЭ) партнерами, демонстрирующими высокие темпы роста и выступающими за углубление отношений с этой латиноамериканской страной. Новый вектор политики Буэнос-Айреса в какой-то мере должен компенсировать обострение отношений с европейскими государствами, обеспокоенными национализацией ряда иностранных компаний.


Егор Прусов


Cаммиты Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC)


26 – 27 января 2013 г. в чилийской столице проходил межблоковый саммит Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) и Европейского союза (ЕС), а 28 мая состоялась встреча глав государств и правительств самого континентального объединения. Представители Бразилии и Аргентины расценивали это мероприятие как очередной шаг на пути к заключению Договора о зоне свободной торговле (ЗСТ) между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) и ЕС. Переговоры на эту тему ведутся с 1990-х годов. Mercosur рассматривается Евросоюзом как своего рода окно для последующего экономического проникновения в регион. На данный момент это единственная латиноамериканская интеграционная группировка, с которой подобное соглашение в принципе возможно. Заключение договора препятствует главным образом субсидирование сельскохозяйственного сектора европейскими странами, из-за которого латиноамериканские производители становятся неконкурентоспособными.


Переговорный процесс был приостановлен после национализации аргентинским правительством испанской нефтяной компании Repsol и приостановки членства Парагвая в Mercosur из-за импичмента президента Фернандо Луго (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за июнь 2012 года).


Во время проведения межблокового саммита проявились определенные разногласия между латиноамериканскими партнерами. Перед началом саммита президент Бразилии Дилма Руссефф отметила стратегический характер предстоящей встречи, которой предстояло наметить дальнейшие шаги для заключения договора о ЗСТ. Напротив, президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер проявила определенный скептицизм относительно целесообразности скорого подписания договора и отметила, что нынешние условия существенно отличаются от первоначальных. Во время встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель было заявлено, что в этом году Mercosur предоставит Евросоюзу ряд предложений, направленных на преодоление дисбаланса в двусторонней торговле между двумя блоками. В случае, если Аргентина будут проводить особую линию в переговорном процессе с европейскими партнерами и не пересмотрит своей экономической политики, нельзя исключить подписания сепаратного договора между ЕС и Бразилией. Внутренние разногласия усилились после вступления в Mercosur Венесуэлы, которая взяла курс на национализацию иностранной собственности, затрагивающую интересы европейских компаний, и могут еще больше обостриться после восстановления членства Парагвая, где после выборов 21 апреля 2013 г. прогнозируется приход к власти правого правительства.


Значительные противоречия между CELAC и ЕС проявились в выступлении президента Боливии Эво Моралеса. Боливийский лидер отметил, что для установления стратегического альянса между двумя блоками необходимо, чтобы Евросоюз создал атмосферу доверия между латиноамериканскими и европейскими странами и прекратил политику колониализма, признав суверенитет Аргентины над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. По мнению Э.Моралеса, природные ресурсы должны контролироваться народом и управляться государством, а уважение прав Матери-Земли важнее соблюдения прав человека.


Несмотря на проявившиеся разногласия, саммит завершился принятием совместной декларации, которая призвала развивать стратегическое партнерство по обе стороны Атлантики и принять меры, направленные на увеличение товарооборота, обеспечение взаимодополняемости экономик и улучшение инвестиционного климата. Обе стороны призвали к прекращению эмбарго Кубы.


В совместном плане действий на 2013-2015 гг. определены основные направления работы, включающие сотрудничество в научно-технической сфере, устойчивое развитие, окружающую среду и изменение климата, региональную интеграцию и взаимозависимость, миграцию, образование и трудоустройство, борьбу с наркотиками, гендерное равенство, инвестиции и предпринимательство.


Активизации политики ЕС в Латинской Америке происходит на фоне затянувшейся в Европе рецессии, в то время как страны CELAC за последние два года добились относительно высоких темпов роста, составивших 4,5%. Помимо традиционных связей с Mercosur европейские партнеры проявляют интерес к укреплению отношений с недавно образованным Тихоокеанским альянсом в составе Чили, Перу, Колумбии и Мексики, которые, в отличие от протекционистской политики леворадикальных правительств, заявляют о своей приверженности принципам свободного рынка. В частности, председатель правительства Испании Мариано Рахой видит в данном объединении значительный потенциал для взаимных инвестиций и двусторонней торговли. В свою очередь, А.Меркель отметила, что благодаря налаженным торгово-экономическим связям Латинская Америка может сыграть важную и заметную роль в выводе из рецессии Испании и Португалии, болезненно переживающих последствия мирового экономического кризиса.


Далее латиноамериканские участники продолжили заседание без европейских партнеров. Хотя нынешний саммит CELAC официально считается первым, де-факто данную встречу можно считать третьей: в июле 2010 г. в Мексике 33 государства региона приняли принципиальное решение о создании нового интеграционного объединения, а в декабре 2011 г. в Каракасе состоялся учредительный саммит, принявший основные уставные документы.


Центральным моментом нынешней встречи стала передача поста временного председателя CELAC Кубе. Выступая на саммите, Рауль Кастро отметил, что CELAC представляет собой не просто совокупность встреч и мероприятий и конгломерат прагматических интересов, но воплощает общее видение латиноамериканского будущего. По его мнению, сообщество остается неполным без включения в него Пуэрто-Рико в качестве независимого государства. Р. Кастро обозначил приоритеты председательства Кубы: развитие социальной составляющей интеграции и продвижение образовательных программ в регионе. Ближайшим событием в рамках этой повестки дня станет Международный педагогический конгресс, намеченный на начало февраля с участием министров образования государств-членов CELAC (г. Гавана, Куба).


Во время саммита вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро зачитал послание Уго Чавеса, назвавшего СЕLAC кульминацией и высшим проявлением интеграционных процессов в регионе. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето отметил многополярность современного мира, в котором CELAC формирует своего рода латиноамериканский полюс. По мнению мексиканского руководителя, многополярность и плюрализм присущи самому объединения, дающему возможность вести диалог государствам с подчас противоположными интересами. Была также отмечена стратегическая роль CELAC в Западном полушарии. Боливийский лидер Эво Моралес поднял вопрос о выходе его страны к морю и призвал Чили к возобновлению диалога по этой проблеме.


Отдельно была рассмотрена ситуации на Гаити. В итоговой декларации зафиксировано обращение к ООН о введении нового понятия в классификации государств. Наряду с общепринятыми терминами «развивающиеся» и «развитые» страны предложено ввести в оборот термин «наименее развитое государство» (рaís menos adelantado), относящийся к государствам, находящимся на грани гуманитарной катастрофы. На саммите предложено присвоить этот статус Гаити (эта страна до сих пор не может восстановиться после разрушительного землетрясения 2010 года). Куба выступила с предложением организации Гаити коллективной помощи в рамках CELAC.


Решением встречи был реформирован главный коллективный орган управления блока в период между саммитами – так называемая тройка, в состав которой входят нынешний, предыдущий и очередной председатели. В соответствии с принятой резолюцией исполнительный орган отныне будет официально называться расширенной тройкой, в состав которой обязательно будет входить и временный председатель Карибского сообщества (CARICOM), что подчеркивает значимость карибского субрегиона для Латинской Америки в целом. До нынешнего саммита в тройку входили Чили, Венесуэла и Куба. После Кубы председательство перейдет к Коста-Рике, а CARICOM будет представлять Гаити. До следующего саммита, намеченного на вторую половину 2013 г., в состав расширенной тройки будут входить Чили, Куба, Коста-Рика и Гаити. В 2015 г. Коста-Рику сменит Эквадор.


Принятые на саммите документы заявили о поддержке Аргентины в споре за Мальвинские (Фолклендские) острова, о праве Боливии на выращивание коки как традиционной индейской культуры и др. Обширная итоговая декларация, состоящая из 73 пунктов, отразила основные итоги деятельности объединения за все время его существования. Международная повестка 2012 г. включала визиты министров иностранных дел государств тройки в Китай, Индию, Россию и Южную Корею. Особо были отмечены договоренности об организации Форума по сотрудничеству между CELAC и Китаем. Ближайший форум такого формата намечено провести в апреле 2014 г. в Пекине. В декларации объявлено о создании Совета по международному сотрудничеству CELAC, который будет заниматься взаимоотношениями по линии Юг-Юг. В документе нашли отражение и состоявшиеся в течение года встречи министров социального развития по проблемам миграции (Гондурас, август 2012 г.) и министров экономики и финансов (Каракас, декабрь 2012 г.), на которой была создана Специальная комиссии по решению экономических споров в рамках CELAC.


Егор Прусов

Андрей Пятаков


 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005