АПРЕЛЬ 2013 ГОДА
- Внеочередные президентские выборы в Венесуэле
- Зарубежные визиты президента Эквадора Р. Корреа
- Всеобщие выборы в Парагвае
- VIII Всемирный экономический форум для стран Латинской Америки
- Визит Н. Мадуро на Кубу
Внеочередные президентские выборы в Венесуэле
В соответствии с действующей конституцией после кончины главы государства Уго Чавеса (5 марта 2013 г.) 14 апреля 2013 г. состоялись внеочередные президентские выборы. Официально избирательная кампания длилась только 10 дней. Хотя на высший пост в государстве претендовали шесть кандидатов, реальные шансы занять президентский дворец Мирафлорес были только у Николаса Мадуро Мороса, поддержанного Большим патриотическим полюсом (Gran Polo Patriótico, GPP) и Энрике Каприлеса Радонского, выдвинутого оппозиционным «Круглым столом демократического единства» (Mesa de Unidad Democrática, MUD). Основу GPP составила правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV), к которой присоединились различные левораликальные партии и группы и проправительственные общественные организации, в состав МUD входит около 30 оппозиционных партий самой различной ориентации с преобладанием левоцентристских и правоцентристских сил.
Оба кандидата – не новички в венесуэльской политике. Н.Мадуро (р. в 1962 г.) в молодости был лидером ультралевой организации маоистского толка, работал шофером автобуса и стал известным профсоюзным деятелем. Путь в большую политику у Н.Мадуро начался после знакомства с Уго Чавесом, отбывавшим тюремное заключение за организацию неудавшегося военного переворота 1992 года. После победы У.Чавеса на президентских выборах 1998 г. его верный соратник сыграл важную роль в создании правящей партии, участвовал в разработке Конституции 1999 г., в 2000 г. был избран депутатом Национальной ассамблеи, а в 2005 – 2006 гг. стал председателем однопалатного парламента. С 2006 по 2012 г. Н.Мадуро возглавлял министерство иностранных дел, в 2012 г. назначен вице-президентом страны, а после смерти У.Чавеса исполнял обязанности главы государства.
Во время избирательной кампании кандидат чавистов придерживался программы, представленной У. Чавесом накануне президентских выборов 2012 года. Основные исторические задачи, изложенные в документе, включали укрепление национальной независимости, строительство боливарианского социализма XXI века как альтернативы «разрушительной и дикой системе капитализма», превращение Венесуэлы в «мощную державу в социальной, экономической и политической сфере», активную роль в деятельности всего сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна, стремление к созданию полицентричного и многополярного мира, сохранение жизни на планете и спасение человеческого рода.
Кандидат оппозиции Э. Каприлес Радонский (р. в 1972 г.) – выходец из состоятельной католической семьи еврейского происхождения, владеющей торговыми сетями и активами в киноиндустрии и кинопрокате. Окончил Католический университет им. Андреса Бельо, специализировался в области экономического права, работал в качестве адвоката и в семейном бизнесе. Начало политической карьеры Каприлеса связано с Социал-христианской партией СOPEI. В 1998 г. он избран депутатом парламента и стал самым молодым председателем нижней палаты Национального конгресса за всю историю Венесуэлы. С 2000 по 2008 г. был алькальдом (мэром) муниципалитета Барута, входящим в состав столичного округа. В 2002 г., после неудавшегося государственного переворота, на несколько дней отстранившего У.Чавеса от власти, провел несколько месяцев в тюремном заключении по обвинению в бездействии во время нападения противников конституционного президента на кубинское посольство, однако был оправдан. В 2008 г. избран губернатором второго по численности населения штата Миранда, в 2012 г. переизбран на этот пост, победил тяжеловесов-чавистов Диосдадо Кабельо (нынешнего председателя Национальной ассамблеи) и Элиаса Хауа (в данное время министр иностранных дел). В феврале 2012 г. получил 64,2% голосов на первичных выборах среди сторонников «Круглого стола демократического единства» и стал единым кандидатом оппозиции, однако в октябре 2012 г. проиграл выборы У.Чавесу (соответственно 44,4 и 55,5% голосов). В рамках MUD представляет центристскую партию «Справедливость прежде всего» (Primero justicia) и позиционирует себя в качестве сторонника социал-демократической модели бразильского образца.
Экономическая программа Э. Каприлеса предполагает установление баланса между государственным и частным сектором, отдавая приоритет последнему, большое внимание уделяется привлечению иностранного и частного национального капитала, поощрению мелкого и среднего бизнеса, диверсификации и модернизации экономики за счет уменьшения нефтяной составляющей, стимулированию аграрного сектора и уменьшению зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции. Оппозиционный кандидат положительно оценивал социальную политику У.Чавеса и обещал сохранить его социальные программы (миссии). Социальная составляющая мало отличается от программы правящей коалиции и включает борьбу с бедностью, развитие образования и здравоохранения, решение жилищной проблемы, создание инфраструктуры и решение проблемы с электроснабжением, охране окружающей среды, обеспечению всеобщей занятости, гарантии личной безопасности и искоренение преступности (развития касаются лишь методов решения перечисленных проблем). В политической сфере оппозиция добивается укрепления принципов эффективной демократии, децентрализации государства и прозрачности его деятельности, выступает за борьбу с коррупцией и бюрократией, соблюдение принципов политического плюрализма, соблюдение прав человека и равенство всех перед законом, примирение страны и восстановление демократических институтов. Э.Каприлес – сторонник многовекторной внешней политики на основе взаимного уважения и доверия, направленной на национальное развитие, а не на помощь другим странам, неоднократно высказывался за уменьшение доли военных расходов и пересмотр некоторых контрактов, связанных со сферой вооружения.
Публиковавшиеся накануне выборов социологические опросы были крайне противоречивыми и нередко выполняли социальный заказ той или иной стороны, при этом все-таки чаще отдавалось предпочтение кандидату власти. Сами чависты были убеждены в своей внушительной победе и рассчитывали как минимум сохранить свой электорат. В результате итоги выборов оказались для сторонников боливаринского социализма неожиданными: по данным Национального избирательного совета (Consejo Nacional Electoral, CNE), Н.Мадуро получил 50,66%, Э.Каприлес – 49,07%, а остальные кандидаты, вместе взятые – 0,27% голосов. В условиях добровольного голосования явка оказалась достаточно высокой и превысила 78,7%. После присоединения голосов венесуэльцев, проживающих за рубежом (93,4% из них проголосовали за оппозицию и только 6,3% – за партию власти) разрыв между основными соперниками сократился до 1,5% (соответственно 50,61 и 49,12% голосов). По сравнению с выборами 7 октября 2012 г. чависты потеряли 685,8 тыс. избирателей.
Итоги выборов подтвердили поляризацию страны, которая оказалась расколотой примерно пополам, при этом очевидна социальная стратификация: социальную базу Н.Мадуро составляют беднейшие слои населения, улучшившие свое положение благодаря социальным реформам, часть крестьянства, государственных служащих, рядового состава армии и офицеров. Э.Каприлес опирается преимущественно на средние городские слои, предпринимателей, большинство интеллигенции и студенчества, католическую иерархию.
Поляризация венесуэльского общества в значительной степени определяется оценкой итогов правления У.Чавеса и его идейно-политического наследия. Очевидно, что в известной дилемме между эффективностью и справедливостью венесуэльский лидер однозначно встал на сторону последней, направив основные усилия на снижение бедности и сокращение социальной поляризации. По данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна, с 1999 по 2011 г. уровень бедности в Венесуэле снизился с 49,4% до 29,5%, в том числе уровень нищеты – с 21,7 до 11%, и тем самым приблизиться к средним показателям по региону (в 2011 г. уровень бедности в Латинской Америке составил 43,8%, а уровень нищеты – 29,4%). По сравнению с большинством стран региона в боливарианской республике наблюдается более равномерное распределение ВВП (индекс Джини составил 0,489 в 1999 г. и 0,397 в 2011 г.). Широкое распространение получили миссии, охватывающие самые различные сферы социальной жизни, на которые направлялось две трети доходов от экспорта нефти. Хотя расходы на цели образования (3,6% ВВП) и здравоохранения (4% ВВП) в Венесуэле ниже по сравнению с другими странами региона, благодаря помощи кубинских специалистов удалось ликвидировать неграмотность и улучшить медицинское обслуживание, значительно вырос контингент университетских студентов. Для малоимущих слоев организованы магазины с более низкими фиксированными ценам, созданы специальные кредитные учреждения. Прилагались усилия по снижению безработицы и созданию центров временной занятости, продвинулось решение острейшей жилищной проблемы.
В пользу кандидата власти сыграл и эмоциональный фактор, вызванный смертью национального лидера, круглосуточные трансляции программ о его жизни и деятельности.
Еще до последней операции У. Чавес официально провозгласил Н. Мадуро своим преемником, поддержка Мадуро рассматривалась среди чавистов как исполнение последней воли умершего президента. На стороне правительственного кандидата был мощный административный ресурс и практически полный контроль правительства над электронными средствами массовой информации. По данным оппозиции, только в течение 10 дней избирательной кампании Н.Мадуро было предоставлено 65 часов 10 минут, в то время как Э.Каприлесу – только 5 часов 44 минуты. В то время, как лагерь чавистов проявлял исключительную сплоченность, определенную негативную роль играл разнородный состав оппозиционного «Круглого стола демократического единства», часть оппозиции требовала от Э. Каприлеса более активной борьбы с «социализмом ХХI века».
Напротив, относительному успеху Э.Каприлеса способствовала крайне сложная ситуация в экономической сфере. В то время как большинство стран региона пережили мировой экономический кризис с относительно небольшими издержками (темпы роста составили – 1,9% в 2009 г., 6,0% в 2010 и 4,3% в 2011 г.), в Венесуэле в 2009 г. спад ВВП составил 3,2%, в 2010 – 1,5%, в 2011 г. ситуация несколько выправилась (+4,2%). Продолжается рост внешней задолженности, по ее показателю на душу населения Венесуэла занимает лидирующие позиции в регионе. К началу 2013 г. государственный долг составил 70% ВВП, а бюджетный дефицит – 13%. Аккумулированный долг основного источника валютных ресурсов – государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) превысил 40 млрд долл. С 1999 г. производство нефти сократилось на 1 млн баррелей в день (до 2,3 млн), в 2012 г., несмотря на все предпринятые усилия, сохранилось на том же уровне. Венесуэла вынуждена импортировать до 75% продуктов питания, в два раза больше, чем 10 лет назад. За 12 лет закрылось 4 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности, число работодателей сократилось с 630 до 430 тысяч. В Венесуэле наблюдается самый высокий уровень инфляции в регионе, которая с 1999 по 2011 г. составила 1269%, в то время как рост заработной платы составил за указанный период только 1018%. Начиная с 2008 г. средняя семейная потребительская корзина не достигает прожиточного минимума. Сложная экономическая и финансовая ситуация вынудила уже в пятый раз девальвировать национальную валюту на 32,5%, при этом импортеры вынуждены покупать ее на торгах по еще более высокому курсу.
Национализация иностранных и крупных частных предприятий в ключевых отраслях экономики привела к снижению их рентабельности, ухудшению инвестиционного климата и бегству иностранного капитала, при этом правительству не удавалось создать – в качестве альтернативы – эффективные и конкурентоспособные предприятия, основанные на государственной, коллективной или мелкой частной собственности.
Венесуэла нанимает последнее место в регионе по уровню конкурентоспособности и первое место – по уровню коррупции. Рядовых граждан, наряду с дефицитом и растущими ценами, беспокоят постоянные перебои с электроэнергией, дефицит товаров и услуг (13,7% в 2012 году). Самой острой проблемой остается крайне высокий уровень насилия и преступности: в 2011 г. по уровню предумышленных убийств на 100 тыс. населения (45,1) Венесуэла занимала пятое место в мире и первое в Южной Америке.
Среди политических реформ, вызывающих недовольство оппозиционно настроенных граждан, вызывает политизация вооруженных сил и превращение их в одну из опор существующего режима, гонка вооружений, использование административного ресурса при ректурировании сторонников правящей партии, наступление на неподконтрольные средства массовой информации, давление на руководителей оппозиционных субъектов федерации, из-под юрисдикции которых изымаются морские порты и ключевая дорожная инфраструктура, раздаются угрозы привлечения оппозиционных политиков к судебной ответственности.
Неэффективная экономическая политика и сложная социальная ситуация привели к сужению социальной базы правительства. В то время как беднейшее население, заметно выигравшее от многочисленных социальных программ, поддержало кандидата пртии власти, экономические элиты и средние слои проголосовали за оппозицию. Предприниматели недовольны ограничениями на ведение бизнеса, профсоюзы требуют сохранения уровня жизни и социальных гарантий, студенческие организации протестуют против урезания университетской автономии.
При подобной расстановке сил оппозиция отказалась признать итоги выборов, заявила о более чем 3200 нарушениях, потребовала пересчета голосов (основная масса нарушений касается вмешательства армии в проведение выборов, оказание давления на избирателей, недостаточная прозрачность голосования, удаление наблюдателей, использования ударных отрядов для привлечения избирателей, технические сбои при голосовании и т.д.) Эту позицию первоначально поддержали правительства Испании, Франции, США, Парагвая и генеральный секретарь ОАГ Х.М.Инсульса. В Венесуэле существует система электронного голосования, исключающая вброс бюллетеней.
Для уточнения итогов выборов вручную пересчитывается 54% распечатанных бумажных бюллетеней. В сложившейся конфликтной ситуации CNE согласился провести аудит оставшихся 46% бюллетеней, однако эта затея не имеет какого-либо практического смысла, поскольку электронные и бумажные бюллетени фактически всегда совпадают. Надеясь переломить ситуацию, оппозиция требует проверки подписей и отпечатков пальцев в регистрационных журналах для выявления «мертвых душ» и возможного неоднократного голосования и в случая обнаружения разногласий добивается повторных частичных или всеобщих выборов. В соответствии с действующим законодательством MUD подготовил доклад о допущенных нарушениях, обратился в Верховный суд и намерен добиваться пересмотра итогов выборов в международных инстанциях.
Между тем, после выборов ситуация продолжала накаляться. Обе стороны вывели своих последователей на улицы, во время массовых выступлений погибли 9 человек, около 50 получили ранения, при этом оппозиция и власти обвиняют в развязывании насилия друг друга. Столкновения имели место и в Национальной ассамблее. Оппозиционные депутаты, не признающие легитимности избранного президента, были лишены права голоса и начали акции протеста. Из-за начавшейся потасовки получили ранения 10 оппозиционных депутатов и 4 от правящей партии. Тем временем Н.Мадуро приведен к присяге и приступил к своим обязанностям, его легитимность признали все страны Латинской Америки (кроме Панамы и Парагвая), Россия, Китай и другие партнеры. После того, как свою позицию пересмотрела Испания, к признанию итогов выборов присоединились и остальные страны Европейского союза. Выжидательную позицию занимают только Соединенные Штаты.
В сложившейся ситуации маловероятно, что Верховный суд, где преобладают сторонники власти, примет решение о проведении повторных выборов.
Збигнев Ивановский
Зарубежные визиты президента Эквадора Р. Корреа
В апреле 2013 г. президент Эквадора Рафаэль Корреа посетил с официальным визитом ряд европейских (Германию, Испанию и Италию) и карибских государств (Доминиканскую Республику и Гаити). В состав делегации входили министр иностранных дел Рикардо Патиньо и министр-координатор по человеческим ресурсам Аугусто Эспиноса, другие должностные лиц и представители деловых кругов.
Одной из задач визита стало улучшение имиджа Эквадора, существенно сократившего масштабы бедности и безработицы и добившегося устойчивых темпов экономического роста, что необходимо для более эффективного диалога и привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, эта поездка дала возможность руководителю страны лично выразить благодарность своим соотечественникам, проживающим за рубежом и поддержавшим его на президентских выборах 17 февраля 2013 г. (так, около 82% эквадорских мигрантов в Испании проголосовали за его кандидатуру).
Поездка в Германию была запланирована уже давно, однако откладывалась по различным причинам. На этот раз Корреа получил личное приглашение канцлера Германии Ангелы Меркель, поздравившей его с переизбранием на третий срок. Начавшийся 15 апреля визит в Берлин совпал с 125-летием Договора о дружбе между этими двумя государствами. Главной задачей эквадорского президента было привлечение капиталовложений. Для немецких инвесторов могут представлять интерес различные проекты в сфере инфраструктуры (строительство аэропортов, метро и железных дорог) и энергетики. В первую очередь Эквадор заинтересован в инвестициях, способствующих улучшению жизни граждан.
Ангела Меркель отметила низкий уровень государственного долга Эквадора и устойчивый рост его экономики. Стабильная ситуация в стране привлекает немецких инвесторов, в то же время необходимо совершенствовать правовую базу двусторонних отношений и учитывать экологические проблемы. Р. Корреа подтвердил заинтересованность в изучении немецкого опыта по использованию альтернативных источников энергии и защиты окружающей среды. В рамках переговоров была затронута возможность поддержки немецкой стороной эквадорской экологической инициативы Ясуни – ИТТ. По этому проекту Эквадор готов отказаться от добычи 846 млн барр. нефти, обнаруженной в недрах Национального парка Ясуни, в обмен на международную компенсацию в размере 3,6 млрд долл. в течение 12 лет. Германия может стать надежным партнером Эквадора в области возобновляемых источников энергии, туризма, инфраструктуры, научных исследований, образования и профессиональной подготовки кадров. Об интересе к субрегиону свидетельствует и заметный рост туризма: в прошлом году более 330 тыс. немцев посетили Андские страны.
В рамках визита Р. Корреа открыл XIII Конференцию немецкого бизнеса в Латинской Америке, организованную Торгово-промышленной палатой Германии, встретился с президентом ФРГ Йоахимом Гауком и прочел лекцию в Берлинском техническом университете. Во время встречи с сотрудниками Потсдамского института изучения изменения климата эквадорский президент еще раз продемонстрировал свою заинтересованность в вопросах экологии и защиты окружающей среды. Р. Корреа посетил здание рейхстага и научно-технологический парк Адлерсхоф, провел беседу с мэром-губернатором Берлина, социал-демократом Клаусом Воверайтом и встретился с эквадорской общиной.
В целом визит способствовал укреплению двусторонних отношений в сферах торговли, высоких технологий, экологии и образования. Был подписан ряд договоров с Европейским союзом. В их список не входит Договор о свободной торговле, который, по мнению Р. Корреа, невыгоден Эквадору, поскольку не учитывает асимметрию экономик партнеров.
18 апреля Р. Корреа прибыл в Италию, где провел встречу с представителями бизнес-кругов и с эквадорской общиной. На следующий день он получил аудиенцию у папы Франциска.
В рамках делового визита в Испанию президент Эквадора посетил нефтегазовую компанию Repsol и ознакомился с деятельностью нескольких лабораторий, занимающихся разведкой и добычей нефти и газа, проблемами нефтехимии и новых видов энергии и обсудил возможности практического применения полученных наработок в Эквадоре. (Repsol работает в Эквадоре с 2001 г., ее персонал насчитывает около тысячи человек, на базе учебного центра компании получили специальную подготовку 40 эквадорских студентов).
21 апреля в Доминиканской Республике эквадорский президент встретился со своим коллегой Данило Мединой и посетил XVI Международную книжную выставку-ярмарку, традиционно проходящую на Пласа-де-ла-Культура. На ярмарке состоялась презентация книги Р. Корреа «De la Banana Republic a la No República». В этом году книжная выставка была посвящена писательнице Илме Контрерас – первой доминиканской женщине, получившей Национальную литературную премию. В эти же дни отмечалось сразу насколько знаменательных дат: двухсотлетие со дня рождения отца нации Хуана Пабло Дуарте (1813 - 1876), столетие со дня рождения народного поэта Педро Мира (1913 – 2000) и 50-летие начала правления Хуана Боша – известного политика, основателя Доминиканской революционной партии (PRD) и правящей ныне Партии Доминиканского освобождения (PLD), президента страны с апреля по сентябрь 1963 года. Президенту Эквадора было присвоено звание почетного доктора Автономного университета Санто-Доминго.
Во время визита на Гаити Р. Корреа ознакомился с работой эквадорских военных инженеров и солдат, ведущих восстановительные работы после разрушительного землетрясения 12 января 2010 г. и принял участие в заседании правительства Гаити.
После возвращения на родину президент представил своим соотечественникам подробный отчет о своих встречах и переговорах и отметил, что Эквадор является одним из лидеров Латинской Америки по реализации экономических проектов в интересах общества. В целом Эквадор проводит многовекторную политику и активно развивает отношения с различными странами и регионами мира. Европейское направление в определенной мере объясняется и личным опытом Р. Корреа, который обучался в Католическом университете Лувена (Бельгия) и хорошо знает особенности политической культуры Старого Света.
Александр Лосев
Всеобщие выборы в Парагвае
21 апреля 2013 г. в Парагвае состоялись всеобщие выборы, в ходе которых избирались президент и вице-президент страны, состав двухпалатного конгресса (80 депутатов и 45 сенаторов), губернаторы и законодательная власть 17 департаментов страны, а также 18 депутатов PARLASUR - парламента Южноамериканского общего рынка (MERCОSUR). Всего на избирательные участки пришло 68,6% избирателей. Избирательным правом обладают граждане страны старше 18 лет, находящиеся на ее территории (3 млн 516 тыс. человек). Президентские выборы в Парагвае проводятся в один тур, победителем становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Президент избирается на пятилетний срок без возможности занимать пост в будущем.
Прошедшие выборы имели большое значение для страны в связи с драматическими событиями июня 2012 г., когда в результате импичмента был отстранен от власти президент страны Фернандо Луго (см. Латиноамериканскую панораму за июнь 2012 года). Негативная реакция лидеров латиноамериканских государств, квалифицировавших это событие как парламентский переворот, привела к приостановке членства Парагвая в ведущих региональных интеграционных объединениях – MERCOSUR и UNASUR, вплоть до очередных всеобщих выборов. В результате выборы 2013 г. привлекли в страну рекордное число международных наблюдателей.
Предвыборная кампания была омрачена гибелью в авиакатастрофе знаковой фигуры парагвайской политической сцены – генерала Лино Овьедо, кандидата в президенты от Национального союза этических граждан (Unión Nacional de Ciudadanos Eticos, UNACE). Его гибель 2 февраля 2013 г. не повлияла на формальное течение избирательного процесса, однако привела к активизации борьбы за потенциальные 8-10 % голосов избирателей.
В феврале 2013 г. Верховным судом избирательной юстиции (Tribunal Superior de Justicia Electoral, TSJE) были зарегистрированы 11 кандидатов на пост президента. Основная борьба шла между Орасио Картесом от Национальной республиканской ассоциации – партии Колорадо (Asociación Nacional Republicana – Partido Colorado, ANR-PC) и Эфраином Алегре от альянса «Радостный Парагвай» (Paraguay Alegrе, PA) (в названии использовалась игра слов от фамилии лидера Алегре – «радостный»), в который вошли правоцентристская Подлинная либерально-радикальная партия (Partido Liberal Radical Auténtico, PLRA), Прогрессивная демократическая партия (Partido Democrático Progresista, PDP) и Национальная встреча (Partido Encuentro Nacional, PEN). UNACE представлял Лино Овьедо (племянник погибшего Л.Овьедо), альянс «Страна, вперед» (Avanza País, AP), основу которого составили Фебреристская и Христианско-демократическая партии (Partido Febrerista и Partido Demócrata Cristiano) – Марио Феррейро, партию «Любимая родина» (Partido Patria Querida, PPQ) - Мигель Каррисоса, «Широкий фронт» (Frente Guasú, FG), возглавляемый смещенным президентом Фернандо Луго – Анибаль Каррильо Ирамарин.
По сравнению с 2008 г. ведущая правоцентристская PLRA изменила предвыборную стратегию. На прошлых всеобщих выборах партия поддержала Фернандо Луго, бывшего католического епископа, придерживающегося левых убеждений. После единогласного импичмента президента в июне 2012 г. и назначения на пост главы государства члена PLRA Федерико Франко, в числе ее прежних союзников остались лишь PEN и PDP. Участники предвыборного блока 2008 г. раскололись на 3 конкурирующих группировки (PA, AP, FG), что не дало им возможности суммировать голоса и добиться победы.
21 апреля 2013 г. президентом был избран Орасио Картес (ANR-PC), за которого было отдано 45,8% голосов, за Эфраина Алегре проголосовали 36,9% избирателей. Третье место занял Марио Феррейро с 5,9% голосов, четвертым стал Анибаль Каррильо Ирамарин (3,3%).
Таким образом, избиратели проголосовали за возвращение к власти правоконсервативной партии Колорадо, генетически связанной с диктатурой Альфредо Стресснера (1954 – 1989) и руководившей страной на протяжении более 60 лет с коротким перерывом на правление Ф. Луго.
Парламентские выборы изменили расстановку политических сил в Национальном конгрессе. Распределение депутатских мандатов на 2013 – 2018 гг. следующее: сенат – ANR-PC – 19 (42%) мест, PLRA - 13 (29%), FG – 5 (11%), PDP - 3 (7%), PEN - 3 (7%), AP - 2 (4%), UNACE - 2 (4%); палата депутатов – ANR-PC – 44 места (55%), PLRA - 27 (34%), AP - 2 (3%), PEN - 2 (3%), UNACE - 2 (3%), FG - 1 (1%), региональный альянс Pasión Chaqueña – 1 (1%) и PPQ – 1 (1%). Впервые с 1998 г. Колорадо смогла завоевать большинство в Палате депутатов и увеличить представительство в Сенате, с гибелью Л.Овьедо практически полностью утратил позиции UNACE, построенный вокруг харизматичной фигуры своего лидера, постепенно исчезает из активной политической жизни и консервативная католическая PPQ.
На выборах губернаторов департаментов 11 мандатов досталось представителям Колорадо, PLRA завоевала 4 поста, губернатором департамента Пресиденте-Айес избран кандидат регионального Патриотического альянса Каасапы.
Новый лидер страны вступает в должность 15 августа 2013 года. Орасио Мануэль Картес Хара родился 5 июля 1956 г. в Асунсьоне. После окончания колледжа уехал продолжать обучение в США, ориентируясь на бизнес своего отца, представителя фирмы «Сессна» в Парагвае. В 1975 г. в возрасте 19 лет начал работать в торговой сфере. В 1989 г. по возвращении в Парагвай занялся валютно-обменными операциями, в 1992 г. основал Banco Amambay, в настоящее время один из крупнейших банков страны. В состав конгломерата Grupo Cartes входят производство алкогольных и безалкогольных напитков, табачные фабрики, животноводческие фермы, предприятия спортивной индустрии и др. Ярким штрихом биографии О.Картеса стало участи в развитии парагвайского футбола. С 2001 г. он владеет клубом Libertad, выигравшего за этот период 7 раз звание чемпиона страны и в 2006 г. вышедшего в полуфинал континентального Кубка Либертадорес. В сентябре 2009 г. О.Картес вступил в ряды ANR-PC. В своей книге «Причины моего членства в Колорадо. За лучший Парагвай» (“Las razones de mi coloradismo. Hacia un Paraguay mejor”) О. Картес так определяет мотивы своего решения: «Я в своей жизни много работал, и жизнь дала мне многое, но я чувствую, что мое существование не будет полным, если я не воплощу свою мечту и мечту многих - сделать Парагвай лучше. Партия Колорадо обладает наибольшими возможностями, идеологией и прагматизмом, чтобы разбудить эту новую страну, которой заслуживают все те, кто живет на этой благословенной земле. У нас есть природные, финансовые и человеческие ресурсы, не хватает только политики, которая направила бы их на достижение поставленных целей: всеобщее благополучие вместо отжившей себя привилегии для избранных».
Парагвай - государство в центральной части Южной Америки с населением 6,5 млн человек. В стране остро стоит проблема борьбы с бедностью: если в 1999 г. ее уровень составлял 59% населения, то к 2011 г. он снизился лишь до 49,6%, в состоянии нищеты проживает 28% населения. Социальная поляризация практически не сокращается: соотношение между доходами 10% самых состоятельных и 10% беднейших граждан в 2001 г. составляло 55, а в 2011 г. – 53 раза. По индексу развития человеческого потенциала ООН страна опустилась с 81 места в 2000 г. на 111 место в 2012 году.
Надежда Кудеярова
VIII Всемирный экономический форум для стран Латинской Америки
23-25 апреля 2013 г. в столице Перу, Лиме, состоялся VIII Всемирный экономический форум (FEM) для стран Латинской Америки. Это мероприятие представляет собой региональную версию Давосского форума - швейцарской неправительственной организации, созданной в 1971 г. по инициативе профессора Клауса Мартина Шваба для развития глобального экономического сотрудничества. Ранее латиноамериканский форум проводился в Сан-Паулу (Бразилия) в 2006 г., в Сантьяго (Чили) в 2007 г., в Канкуне (Мексика) в 2008 г., в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 2009 и 2011 гг., в Картахене (Колумбия) в 2010 г. и в Пуэрто - Вальярта (Мексика) в 2012 году.
В работе VIII форума приняли участие президенты Перу, Мексики, Панамы, а также более 600 представителей правительств и предпринимательских кругов стран Западного полушария. Главными темами для обсуждения стали динамизм экономики, конкурентоспособность, социальные инновации, устойчивое развитие и перспективы экономического роста в условиях глобального финансового кризиса. В течение последнего десятилетия, в отличие от других регионов мира, Латинская Америка сохраняла стабильные темпы экономического роста, эта позитивная тенденция продолжается. По прогнозу Всемирного банка, экономический рост Латинской Америки в 2013 г. составит около 4%, что представляет собой относительно благоприятную перспективу для ее дальнейшего развития.
Место проведения форума было выбрано не случайно: экономика Перу за последние годы стала одной из самых динамичных в мире, при этом большое внимание уделяется решению социальных проблем. Как подчеркнул президент Перу Ольянта Умала, его правительство намерено проводить сбалансированную экономическую политику, избегая крайностей интервенционизма 1970-х гг. и неолиберальной модели 1990-х годов. В 2007 г. темпы роста перуанской экономики достигли 9%, что было лучшим показателем в Латинской Америке, в 2008 г. благодаря повышению мировых цен на минеральное сырье и металлы рост ВВП составил 9,8%. В условиях глобального экономического кризиса темпы роста снизились до 0,7%, однако в 2012 г. составили 6%. С 2009 по 2012 уровень инфляции вырос незначительно (с 0,5 до 2%). Неуклонно снижается уровень бедности, хотя этот показатель остается довольно высоким (около 30%).
Несмотря на очевидные экономические успехи, в Перу сохраняются и другие социальные проблемы, в первую очередь в сфере образования. Как отметил президент Межамериканского банка развития Луис Альберто Морено, положительные экономические показатели, зарегистрированные в Перу, должны придать импульс изменениям в сфере образования, что позволило бы сочетать экономический рост с социальной интеграцией, поскольку основной вызов для Латинской Америки связан с повышением производительности труда, которая во многом зависит от человеческого капитала. Пока только 30,9% перуанских школьников понимают прочитанный текст, только 12,8% достигли необходимого уровня в математике. Ситуация осложняется резкими диспропорциями между уровнем образования в городской и сельской местности: по данным за 2012 г. доля учащихся, понимающих прочитанный текст, составила соответственно 37,5 и 7%. Указанный показатель по математике составил лишь 15,2 и 4,1%. Выступая на форуме, министр экономики и финансов Луис Мигель Кастилья Рубио признал, что для повышения производительности и конкурентоспособности экономики необходимо вкладывать ресурсы в человеческий капитал, инновации и инфраструктуру.
Другим чемпионом экономического роста стала Панама. Как отметил президент страны Рикардо Мартинелли, в последние годы благодаря адекватной политике Панама перестала считаться «налоговым раем», были заключены соглашения об отмене двойного налогообложения и свободной торговле с США и ЕС. Вскоре будут подписаны аналогичные торговые соглашения с Мексикой и Перу, что позволит Панаме вступить в Тихоокеанский альянс. В области достижений в сфере инфраструктуры стоит отметить возведение крупнейшего в Латинской Америке аэропорта (проект планируется завершить к 2014 г.), а также масштабное строительство автомагистралей, больниц, жилых домов и т.д. В 2007 и 2008 гг. Панама лидировала в регионе по темпам экономического роста, страна практически не пострадала от рецессии 2008 - 2009 гг., в 2010 г. темпы роста достигли 5%, а в 2012 г. – рекордных 10,7%.
Очевидным стимулом для экономики стал масштабный проект по расширению и реконструкции Панамского канала стоимостью 5,25 млрд долларов. По оценкам МВФ, Панамский канал и другие крупные инфраструктурные проекты обеспечат стабильный экономический рост. Ожидается, что в 2013 г. этот показатель снизится до 9%, а в среднесрочной перспективе стабилизируется на уровне 6-6,5%. Предположительно по темпам роста Панаму сможет обойти только Парагвай. Тем не менее, в центральноамериканской стране остаются довольно высокими показатели бедности и социальной поляризации, особенно заметные в сельской местности. В то время, как на долю 20% населения с самыми низкими доходами приходится только 4,5 % ВВП, на долю 20% состоятельных граждан – 53%. Преодолению этих негативных факторов, как и в Перу, препятствует разная доступность образования.
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето заявил, что его страна не намерена отставать от лидеров, так как располагает огромным потенциалом и благоприятным географическим положением. По мнению президента, стабильный экономический рост сохраняется в Мексике благодаря свободному рынку, однако ей необходимо диверсифицировать свою экономику. В 2012 году ВВП Мексики вырос за на 3,3%, в то время как инфляция составила 3,76%. За год прямые иностранные инвестиции выросли на 20,8% и составили 23,2 млрд долларов. По прогнозам в 2013 г. темпы роста снизятся до 2,8% в связи с неблагоприятной внешней ситуацией, однако принятые правительством меры, направленные на сглаживание циклических колебаний в экономике, должны привести к заметному повышению экономической эффективности начиная с 2014 года. Дополнительный расчет делается на Национальный фонд инфраструктуры, который планирует с 2012 по 2015 г. осуществить инвестиции на 25 млрд долл., а также на программу поддержки отечественных производителей. Важнейшей задачей остается обеспечение мира и спокойствия и борьба с высоким уровнем преступности, вызванный деятельностью наркомафии и криминальных группировок. Согласно официальным данным, с 2006 г. в результате насилия погибли более 60 тыс. человек.
На форуме было отмечено, что в последнем десятилетии экономический рост большинства стран Южной Америки был обеспечен во многом высокими ценами на сырье. Напротив, государства Центральной Америки диверсифицировали свой экспорт за счет уменьшения зависимости от сырьевых ресурсов и увеличения доли услуг (в Панаме на эту сферу услуг приходится около 80% ВВП, в Коста-Рике – 60%). Падение мировых цен на сырье может положить конец процветанию многих стран. Выход видится в диверсификации экономики и постепенном переходе от экспорта природных ресурсов к наукоемкой продукции.
Несмотря на нынешнее финансовое и экономическое благополучие, Латинская Америка в ближайшей перспективе должна быть готова к замедлению темпов роста. Без реструктуризации налоговой системы, повышения конкурентоспособности товаров и услуг страны региона могут оказаться в серьезном экономическом кризисе.
Положительную роль может сыграть демографический фактор, прежде всего, высокий процент молодежи (в целом в Латинской Америке проживают 267 млн человек моложе 25 лет). В то же время зачастую молодые люди не имеют достаточной квалификации, каждый третий американский инвестор жалуется на нехватку квалифицированного персонала. Для трудоустройства молодежи в ближайшие несколько лет необходимо создать не менее 50 млн новых рабочих мест, а также расширить доступ населения к образованию.
Участники форума пришли к общему мнению о важности торговой интеграции на региональном уровне. Это позволит повысить производительность малых и средних предприятий и будет способствовать их включению в глобальные цепи создания прибавочной стоимости, стимулируя тем самым внутрирегиональную торговлю и инвестиции. В свою очередь, это повысит потенциал Латинской Америки и позволит противостоять снижению внешнего спроса.
В рамках данной проблемы наиболее перспективным выглядит Тихоокеанский альянс, ставший прямой реакцией на выдвинутую Бараком Обамой в конце 2010 г. инициативу создания Транс-тихоокеанского сообщества, которое направлено, прежде всего, на противодействие экспансии Китая. В настоящее время членами альянса являются Мексика, Колумбия, Перу и Чили, статус наблюдателей имеют Канада, Япония, Испания, Австралия, Новая Зеландия, Парагвай, Уругвай, Панама и Коста-Рика. Основная цель данного объединения – содействие экономической интеграции этих государств и повышению конкурентоспособности их экономик. Практическим примером потенциала Тихоокеанского альянса может служить созданный в 2011 г. Единый латиноамериканский рынок (MILA), в который вошли биржи Перу, Чили и Колумбии. Новая биржа стала второй по величине фондовой площадкой в Южной Америке после бразильской Bovespa – ее рыночная капитализация превышает 610 млрд долл. США.
Сбалансированная политика должна быть направлена не только на поддержание экономического роста, но и на решение серьезных социальных проблем, таких как социальное неравенство, высокий уровень безработицы, бедности, насилия, а также на повышение качества и расширение доступности образования.
Очередной Всемирный экономический форум для стран Латинской Америки пройдет в Панаме в апреле 2014 года.
Никита Потапов
Визит Н. Мадуро на Кубу
26-27 апреля 2013 г. Николас Мадуро посетил Гавану с официальным визитом в качестве главы государства. Это вторая зарубежная поездка венесуэльского руководителя (19 апреля он участвовал во внеочередном саммите UNASUR в Перу, где обсуждались итоги президентских выборов в Венесуэле).
Лидеры двух государств приняли участие в работе VIII Межгосударственной двусторонней комиссии – главного инструмента развития экономических отношений между Кубой и Венесуэлой. С момента создания этого института в 2000 г. реализовано 370 совместных проектов на сумму 11 млрд долларов. В настоящее время функционирует 36 кубино-венесуэльских предприятий в сфере энергетики, транспорта, туризма, коммуникаций, сельского хозяйства, строительства и добывающей промышленности, изучаются возможности осуществления еще около 200 проектов. Только в 2012 г. реализовано 47 двусторонних проектов на сумму 1,6 млрд долларов. По результатам работы нынешней комиссии запланировано воплотить в жизнь еще 51 проект на сумму около 2 млрд долларов. Венесуэла является также ведущим торговым партнером Кубы: в 2011 г. товарооборот достиг 8,3 млрд долларов (в 2009 г. этот показатель составлял 3,1 млрд долл., в 2010 г. – 6 млрд долл.).
Доля Венесуэлы в кубинском импорте составляет 40%. Основной статьей венесуэльского экспорта остается нефть. Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу по субсидированным ценам свыше 105 тыс. баррелей нефти (в 2001 г. – 53 тыс. баррелей). 92 тыс. баррелей идет на внутреннее потребление (62% общенационального спроса), остальная нефть в виде нефтепродуктов продается по рыночным ценам.
Венесуэла внесла существенный вклад в модернизацию кубинской энергетики. В 2009 г. при помощи венесуэльских специалистов удвоены производственные мощности ведущего кубинского нефтеперерабатывающего завода в г. Сьенфуэгос, в 2011 г. построены газопровод протяженностью 320 км и нефтяное предприятие в г. Матансас. В свою очередь, Куба оказывает содействие своему партнеру в реализации социальных программ (т.н. миссий) в сфере здравоохранения, образования и спорта. При помощи Кубы в Венесуэле построено 35 высокотехнологичных исследовательских медицинских центра, 560 диагностических центра и около 7 тыс. медпунктов шаговой доступности, в которых трудятся кубинские медики. По оценкам, в Венесуэле работает около 40 тысяч кубинских специалистов. В кубинских университетах обучается около 14 тыс. студентов из Венесуэлы.
Н. Мадуро провел пятичасовую беседу с Фиделем Кастро, поделившимся с новым венесуэльским лидером воспоминаниями об У. Чавесе и размышлениями о текущей ситуации в Венесуэле и в мире. Как показали итоги визита, для Венесуэлы отношения с Кубой остаются стратегическими и долгосрочными.
Андрей Пятаков