ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

МАЙ 2013 ГОДА

  • Международные организации о правах человека в Латинской Америке
  • Визит венесуэльского президента в страны MERCOSUR
  • VII cаммит Тихоокеанского альянса в Колумбии
  • Сотрудничество CELAC и Российской Федерации


Международные организации о правах человека в Латинской Америке


Правозащитная организация Freedom House (Вашингтон) обнародовала ежегодный отчет по ситуации с демократией и политическими правами в мире, по традиции приуроченный к Международному дню свободы печати (3 мая). Результаты проведенного исследования показывают, что в течение 2012 г. степень свободы прессы во многих странах Латинской Америки заметно снизилась. По мнению экспертов, это предопределяет судьбу ряда других политических и социальных свобод. Согласно классификации Freedom House, оценивающей свободу прессы по стобальной шкале, 197 стран мира подразделяются на свободные, частично свободные и несвободные. Последний анализ свидетельствует, что из 35 стран региона к свободным можно отнести только 15, частично свободным – 14, а к несвободным – 6. В число последних попали Куба, Эквадор, Гондурас, Мексика, Парагвай и Венесуэла. В целом же региону за прошедший год было присвоено 49,5 пунктов.


В докладе особо выделен Эквадор, так как за последние 5 лет там произошло снижение уровня свободы прессы на целых 17 пунктов. Эксперты Freedom House подчеркивают, что с момента прихода к власти Рафаэля Корреа в 2007 г. представители прессы часто подвергались запугиванию, штрафам и преследованиям. В качестве аргумента подобной оценки Freedom House приводит принятый в 2011 г. закон, запрещающий СМИ «прямое или непрямое продвижение кандидата или идеи» в течение президентской кампании 2013 г. По мнению экспертов, цель закона – заставить СМИ замолчать накануне выборов, ограничив тем самым доступ граждан к различным источникам информации. Парагвай, в свою очередь, был отнесен к этой же категории в связи с ужесточением цензуры и увеличением государственных интервенций в СМИ после смещения президента Фернандо Луго в 2012 году. Новое правительство отстранило от работы журналистов государственного канала TV Pública за открытую критику новой власти и запретило трансляцию митингов протеста. За этим последовали многочисленные увольнения, в том числе и директора телеканала. Аргентина и Никарагуа также потеряли несколько пунктов из-за ограничения свободы прессы и усиления влияния на СМИ. Тем не менее, несмотря на общую негативную тенденцию, некоторые улучшения произошли в ряде стран региона, в первую очередь, в Колумбии, Коста-Рике и Доминиканской Республике.


Freedom House отмечает рост применения насилия по отношению к журналистам. Так, рейтинг Бразилии снизился на 2 пункта в связи с убийствами 4 журналистов. Напротив, Мексика поднялась на одну позицию благодаря принятию конституционной поправки, позволившей федеральным властям возбуждать дело о преступлениях против журналистов, и новому закону о их защите. Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, Freedom House относит Мексику к категории несвободных и отмечает высокий уровне насилия в этой стране. Из всех стран латиноамериканского континента, как следует из доклада, только Куба продолжает оставаться худшей из худших (в эту группу попадает только 8 государств мира). Одна из причин подобной оценки – увеличение числа арестованных журналистов.


Во многом сходные оценки дает и базирующаяся в Париже международная правозащитная организация «Репортеры без границ». В десятом по счету рейтинге отражена информация о степени свободы прессы в 179 государствах за минувший год. Среди стран региона лидирует Ямайка, которая занимает 13-е место, опережая Канаду и США. Следом за ней идут Коста-Рика (18-е место) и Уругвай (27). Аргентина была поставлена на 54-е место в связи с растущей конфронтацией между правительством и представителями частной прессы. Чили, по сравнению с прошлым годом, поднялось на 20 пунктов (60-е место), а вот Бразилия опустилась на 8 и занимает 108-е место. Как отмечают «Репортеры без границ», самой опасной страной на континенте по-прежнему остается Мексика (153-е место), однако последнее место в регионе (171-е) занимает Куба, где, по мнению экспертов, отсутствует независимая пресса, а двое журналистов находятся под арестом.


Не оставила без внимания Латинскую Америку и правозащитная организация «Международная амнистия» (Лондон), которая в мае 2013 г. опубликовала свой ежегодный отчет «Права человека в современном мире». Директор Американского отделения данной организации Гуадалупе Маренго заявила, что в регионе не решаются застаревшие хронические проблемы, продолжаются нападения на журналистов, остается высоким число случаев насилия в отношении женщин и девочек, присутствует дискриминация самых уязвимых слоев общества, особенно малообеспеченных граждан и представителей коренных народов. В докладе подробно рассматриваются не только случаи нарушения прав человека в той или иной стране, но и положительные сдвиги в этом вопросе.


Особое место в докладе занимает проблема насилия. Так, в Бразилии в штате Сан-Паулу резко возросло число убийств, что нарушило тенденцию к снижению, наметившуюся за предыдущие восемь лет. С января по сентябрь 2012 г. произошло 3539 убийств, что на 9,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Венесуэла, несмотря на попытки властей взять под контроль оборот огнестрельного оружия (в 2012 г. введен запрет на ношение стрелкового оружия в некоторых общественных местах), продолжает занимать одно из первых мест в Латинской Америке по числу преднамеренных убийств.


По мнению экспертов, в подобной удручающей ситуации находится и Мексика, где за время президентства Ф. Кальдерона (2006 – 2012) были убиты более 60 тыс. человек, а 150 тыс. стали вынужденными переселенцами из-за развязанной волны насилия. Подавляющее большинство преступлений совершали наркокартели и другие группировки, которые, однако, нередко действовали в сговоре с должностными лицами. Глубокие изъяны сохраняются в системе уголовного судопроизводства, в результате которых 98% всех преступлений оставались безнаказанными. В качестве положительных сдвигов эксперты «Международной амнистии» оценивают решение Национального верховного суда Мексики о включении в разряд прецедентных решений обязательств по защите прав человека, в том числе об ограничении военной юрисдикции. Новое правительство президента Энрике Пенья Ньето подписало пакт с другими политическими партиями, включив в него ряд обязательств в области прав человека, и пообещало бороться с укоренившейся безнаказанностью совершаемых преступлений.


Наряду с ростом насилия «Международная амнистия» выделяет и другую нерешенную проблему – ущемление прав коренных народов. Серьезную озабоченность правозащитных организаций продолжали вызывать принудительные выселения, происходившие как в городах, так и в сельской местности ряда стран региона. Так, в Парагвае народность в течение 20 лет продолжает проживать вдали от своих исконных земель, откуда ее изгнали, несмотря на решение Межамериканского суда по правам человека 2006 года. В Бразилии крестьяне, общины коренных народов и потомков беглых рабов подвергались запугиванию и нападениям. В докладе также упоминается Чили, где в июле 2012 г. при выселении мапуче в г. Эрсилья (район Араукания) с территории, занятой ими в рамках кампании по возвращению исконных земель, полицейские применили резиновые пули и слезоточивый газ. В результате несколько жителей общины, в том числе и дети, получили ранения.


В поле зрения «Международной амнистии» остаются и права женщин. Несмотря на то, что правительства большинства стран Латинской Америки ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, все еще существует масса проблем, требующих незамедлительного решения: повышение уровня квот, право на труд и равную оплату, сексуальные и репродуктивные права. Одной из наиболее дискуссионных проблем остается легализация абортов. (В качества примера приводится Чили, где с 1989 г. действует закон, по которому аборт является уголовно наказуемым деянием при любых обстоятельствах, даже в тех случаях, когда беременность наступила в результате изнасилования, инцеста или представляет угрозу здоровью и жизни женщины).


Положительной оценки правозащитников «Международной амнистии» удостоены успехи в деле привлечения к уголовной ответственности и наказания виновников грубейших нарушений прав человека в период военных режимов в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Уругвае и Чили. Так, по официальной статистике с 2002 по август 2012 г. в андской стране в судебном порядке были рассмотрены 150 дел о нарушении прав человека во время военно-диктаторского режима, 133 из них закончились вынесением обвинительного приговора.


Многие политики и общественные деятели (главным образом, из критикуемых стран) довольно скептически отзываются о рейтингах и классификациях вышеупомянутых организаций, которые обвиняются в субъективизме, предвзятости и незнании реального положения дел. Тем не менее, ситуация с правами человека в мире и в регионе остается достаточно сложной и требует незамедлительного решения.


Ольга Аверина


Визит венесуэльского президента в страны MERCOSUR


В мае 2013 года президент Венесуэлы Николас Мадуро нанес визит в Уругвай (7 мая), Аргентину (8 мая) и Бразилию (9 мая), входящие в Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR), обозначив тем самым внешнеполитические приоритеты нового правительства. В июле 2012 г. Венесуэла вошла в этот интеграционный блок в качестве полноправного члена и теперь, после завершения трудного электорального периода, готова к активизации экономических связей с объединением. В совокупности с партнерами было подписано 51 соглашение на общую сумму в 11 млрд долларов.


В Уругвае главным предметом переговоров стало сотрудничество в энергетический сфере. Государственная уругвайская нефтяная компания Administración Nacional de Combustibles, Alcohol y Portland (ANCAP), обладающая монополией на импорт и переработку нефти, подписала соглашение о закупке в течение 12 месяцев 10,8 млн барр. нефти у Венесуэлы, что обеспечит потребности Уругвая на 60%. В 2012 г. кампания закупила венесуэльское «черное золото» на 208 млн долларов. Помимо этого, стороны договорились о поставках уругвайского продовольствия в Венесуэлу (главным образом, молока и мяса), а также об участии уругвайской транспортной компании Urutransfor в модернизации каракасского метро. Важным итогом переговоров стал переход во взаиморасчетах между Уругваем и государствами Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) на субрегиональную валюту SUCRE (соответствующее соглашение было подписано в Монтевидео в марте 2013 года). Венесуэльский лидер встретился также с экс-президентом Уругвая Табаре Васкесом (2005 – 2010), во время беседы уругвайский политик поделился своими воспоминаниями об Уго Чавесе. После подписания 10 соглашений Мадуро принял участие в церемонии вручения символических ключей от Монтевидео, а затем, сохраняя свой традиционный имидж водителя, добрался до места проведения многотысячного митинга за рулем автобуса.


В Буэнос-Айресе Н.Мадуро подписал ряд соглашений о строительстве в Венесуэле ряда сельскохозяйственных предприятий по переработке закупаемых в Аргентине продуктов. Аргентинский президент Кристина Фернанадес де Киршнер заявила о готовности развивать политические и экономические отношения с Венесуэлой, напомнив о том, что Каракас проявил солидарность с Аргентиной, объявившей дефолт в разгар экономического кризиса 2001 года. (Венесуэла приобрела аргентинские долговые обязательства на сумму 5,6 млрд долл., тем самым существенно облегчив ситуацию). Н.Мадуро предложил увеличить венесуэльские поставки нефти на 10%. Помимо этого, венесуэльская государственная корпорация Petróleos de Venezuela (PDVSA) готова оказать техническое содействие в разработке нефтяных месторождений на востоке Аргентины. По предварительным оценкам, их объем составляет 230 млн баррелей. Кроме того, состоялись переговоры о создании совместного предприятия по добыче газа на венесуэльской платформе Дельтана. Наряду с венесуэльской и аргентинской компаниями в этом проекте может принять участие и североамериканская транснациональная корпорация Chevron.


Последним пунктом южноамериканского турне Н. Мадуро стала Бразилия.. Южноамериканский гигант является ведущим торгово-экономическим партнером Венесуэлы на континенте. Объем двусторонней торговли составляет 6 млрд долл, при этом на бразильский экспорт приходится 4 миллиарда. Совокупный объем инвестиций бразильских компаний в венесуэльскую экономику равен 20 млрд долларов. В ходе переговоров на высшем уровне удалось договориться о дальнейшем расширении двустороннего сотрудничества. В Венесуэле планируется строительство предприятий по производству удобрений, группа бразильских специалистов будут обеспечивать безопасность в сфере электроснабжения и предотвращать веерные отключения электроэнергии, ставшие хроническим бедствием для венесуэльцев. Президент Дилма Руссефф назвала историческим событием вступление Венесуэлы в MERCOSUR и заявила, что под председательством этой страны объединение получит новый импульс к развитию.


Н.Мадуро провел политические консультации с экс-президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой (2002 – 2010), который посоветовал расширять социальную базу правительства Венесуэлы и преодолевать существующую поляризацию страны, расколотую практически пополам.


Венесуэла собирается сотрудничать с MERCOSUR и на межблоковом уровне. Еще до избрания Мадуро было подписано соглашение между MERCOSUR и ALBA о создании фонда для финансирования совместных проектов и об увеличении товарооборота между двумя объединениями. 28 июня 2013 г. Венесуэла займет пост временного председателя MERCOSUR. Нынешнее турне венесуэльского президента показало готовность сторон к развитию отношений, которые строятся преимущественно по схеме «нефть в обмен на продовольствие». (За последние пять лет Венесуэла импорт из государств блока составил 28 млрд долл., из них 12 млрд приходится на сельскохозяйственную продукцию). Главной же внешнеполитической целью поездки Н.Мадуро было заручиться поддержкой союзников в Южной Америке, поскольку внутренняя ситуация в Венесуэле на фоне политической поляризации общества и активности оппозиции продолжает оставаться нестабильной.


Андрей Пятаков


VII cаммит Тихоокеанского альянса в Колумбии


20-24 мая 2013 г. в колумбийском городе Кали состоялся VII саммит созданного в 2012 г. Тихоокеанского альянса (АР). В нем приняли участие не только президенты четырех государств-основателей блока – Мексики, Колумбии, Перу и Чили, но и руководители других стран. Делегации Гватемалы, Коста-Рики и Панамы также были представлены главами государств, а Испания и Канада – главами правительств. Кроме того, на саммите были представители Австралии, Новой Зеландии и Японии. Столь широкий состав участников свидетельствует о растущей значимости объединения в регионе и в мире в целом.


По целому ряду параметров Тихоокеанский альянс существенно отличается от других интеграционных объединений региона. Во всех странах-участницах у власти находятся умеренные правоцентристские и центристские правительства, выступающие за рыночную экономику, свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Одновременно взят курс на открытый регионализм, предполагающий снятие внешних таможенных барьеров и стремление вписаться в процессы глобализации на основе повышения конкурентоспособности экономики. Все члены блока взяли курс на подписание двусторонних и многосторонних договоров о свободной торговле (ДСТ). (Чили подписало договоры о свободной торговле с 51 страной, Колумбия – 15 ДСТ, охватывающих почти 50 стран, Мексика – 12 договоров с 44 государствами и Перу – 17 договоров).


За год существования Тихоокеанскому альянсу удалось добиться реальных конкретных результатов. На нынешней встрече достигнута договоренность о функционировании объединения в формате таможенного союза и повышении степени экономической интеграции участников. Так, 90% перемещаемых в рамках АР товаров будут освобождены от таможенных пошлин, к 2020 г. предполагается полностью ликвидировать таможенные барьеры. Соглашение должно войти в силу 30 июня 2013 г. после ратификации в национальных конгрессах (за исключением Колумбии, где соответствующее распоряжение правомочно издать правительство).


Большое внимание на саммите уделялось необходимости защиты демократических ценностей, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и решению социальных проблем, в первую очередь, развитию образования, борьбе с бедностью и снижению социальной поляризации. (Хотя в состав альянса входят страны с наиболее динамичной экономикой, многие социальные вопросы требуют срочного решения).


Среди других направлений сотрудничества важное место занимает сфера образования. В ближайшее время предполагается существенно расширить обмен студентами и унифицировать выдаваемые дипломы. Для экономии финансовых средств будут открыты совместные дипломатические и торговые представительства в третьих странах (уже достигнута договоренность об открытии внешнеэкономических представительств АР в Гане и Сингапуре). Для активизации делового сотрудничества и туризма вводятся единая виза для граждан государств, не входящих в объединение, и безвизовый режим внутри блока, создается специальный фонд для финансирования общей туристической рекламной кампании. Для реализации научных проектов, направленных на охрану окружающей среды и предотвращение климатических изменений создается фонд в размере 1 млн долл. (по 250 тыс. от каждой страны). Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры.


Ускорению интеграции должны способствовать унификация трудового законодательства и выработка единых норм и правил по привлечению иностранных инвестиций. В рамках АР создана и успешно функционирует единая фондовая биржа (Mercado integral latinoamericano, MILA), которая вышла на первое место в регионе по числу участников. Особенность данного образования – нацеленность на активное участие в финансовой интеграции частного сектора и на повышение конкурентоспособности средних и малых государств до уровня стран-гигантов.


Для пресечения преступной деятельности, в первую очередь, наркотрафика, страны участницы приняли решение о совместном регулировании миграционных потоков и обмене соответствующими базами данных.


На нынешнем саммите заключен договор о свободной торговле между Колумбией и Коста-Рикой, открывающей возможности для полноправного членства этой страны в АР. В перспективе планируется подписание коллективного ДСТ с США (все государства-участники АР уже имеют двусторонние договоры с Соединенными Штатами). Многие аналитики рассматривают эти соглашения как стремление реанимировать зашедшие в тупик в 2005 г. переговоры по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли (ALCA), а некоторые наиболее радикальные критики проекта квалифицируют АР как «ALCA в миниатюре» и называют альянс «новым неолиберальным клубом».


Тихоокеанский альянс становится все более привлекательным для других государств. Наряду с Коста-Рикой полноправного членства в АР добиваются Гватемала и Панама. Ранее статус наблюдателей имели Уругвай, Австралия, Япония, Португалия, Новая Зеландия, Гватемала, Панама и Доминиканская Республика, по итогам саммита этот статус обрели Эквадор, Сальвадор, Франция, Гондурас и Парагвай. По ротации временное председательство в блоке перешло от Чили к Колумбии.


Альянс обладает значительным геополитическим потенциалом. В настоящее время население стран-участниц составляет 215 млн человек, на их долю приходится 35% ВВП Латинской Америки. (По этому показателю блок занимает восьмое место в мире среди интеграционных объединений). Совокупный экспорт альянса составляет 55% (2012) от регионального экспорта и равен 573 млрд долларов (аналогичный показатель MERCOSUR – 438 млрд долл.). Слабым местом пока можно считать определенные экономические диспропорции и недостаточную развитость внутренних экономических связей.
 

Параллельно с саммитом проходил предпринимательский форум, в котором принимали участие более 400 бизнесменов. Были широко представлены крупные латиноамериканские транснациональные корпорации (т. н. мультилатинас), заинтересованные в большей открытости и прозрачности национальных экономик. На саммите отмечалась ключевая роль корпораций в продвижении реализуемой альянсом модели открытого регионализма. По мнению экспертов, латиноамериканские ТНК смогут привлечь дополнительные прямые инвестиции и стимулировать торговые потоки внутри самого блока.


Наряду с активизацией субрегиональных интеграционных процессов внешнеэкономическая стратегия альянса направлена на развитие сотрудничества со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Важно отметить, что Мексика, Чили и Перу входят в состав участников Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, АРЕС), в сентябре 2012 г. руководители этих государств принимали участие в саммите во Владивостоке. Во время двусторонних встреч с президентом РФ В.В.Путиным президенты высказались за активизацию экономических связей с Российской Федерацией. Вступлению Колумбии, в течение многих лет добивающейся членства в АТЭС, препятствует только временный мораторий на прием новых членов.


Основатели альянса рассматривают его в качестве связующего звена между Латинской Америкой и другими регионами мира. В первую очередь, речь идет о Транстихоокеанском партнерстве (ТРР) и Трансатлантической зоне свободной торговли (TAFTA). В ТРР входят 11 стран (Австралия, Бруней, Канада, США, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Вьетнам, Латинская Америка представлена как раз членами АР – Мексикой, Перу и Чили). В ближайшие три месяца к Транстихоокеанскому партнерству присоединится Япония, в результате Тихоокеанская зона свободной торговли охватит широкий круг стран, включая азиатское и латиноамериканское направление.


Трансатлантическая зона свободной торговли будет создана в случае успешного завершения соответствующих переговоров между Соединенными Штатами и Европейским союзом. Автоматически к TAFTA смогут присоединиться Мексика и Канада как члены NAFTA, однако перспективы вступления есть и у остальных членов Тихоокеанского альянса, уже заключивших ДСТ с США. Кроме того, Мексика и Чили являются ассоциативными членами ЕС, а Колумбия и Перу заключили ряд многосторонних договоров с европейскими странами. Как ТРР, так и TAFTA предполагают разрабатывать единую политику с учетом активной экономической экспансии Китая, нередко наносящей ущерб экономическим интересам стран-конкурентов.


Создание Тихоокеанского альянса в какой-то мере отражает амбиции Мексики, которая наряду с Бразилией стремится стать региональным лидером, поскольку в рамках NAFTA она не может соперничать с США и Канадой и объективно она всегда будет третьей. Тихоокеанский альянс в целом в определенном смысле конкурирует с Южноамериканским общим рынком (MERCOSUR), участники которого готовы сотрудничать с различными странами и регионами, однако критически относятся к свободной торговле, предпочитают проводить протекционистскую политику, а в международных экономических отношениях отдают предпочтение связям по линии Юг-Юг. В рамках MERCOSUR складывается и непростая политическая ситуация: в то время как ранее все страны-участницы были представлены левоцентристскими правительствами, после вступления Венесуэлы, занимающей леворадикальные позиции, и готовящегося восстановления членства Парагвая, где на всеобщих выборах в апреле 2013 г. пришли к власти правые силы, выработка единой стратегии будет затруднена.


В какой-то мере Тихоокеанский альянс может выступать как политический противовес леворадикальному Боливарианскому альянсу для народов нашей Америки (ALBA). Более того, многие эксперты уже заявляют, что Латинская Америка раскололась по вертикали на тихоокеанский и атлантический блоки, придерживающиеся разных моделей экономического и политического развития. Не отрицая этой тенденции, можно все-таки утверждать, что, несмотря на имеющиеся различия, у всех стран региона существуют и общие интересы, позволяющие им успешно сотрудничать в рамках Сообщества государств Латинской Америки и Каpибского бассейна (CELAC).


Збигнев Ивановский
Андрей Пятаков


Сотрудничество CELAC и Российской Федерации


28-29 мая 2013 г. в Москве состоялось заседание расширенной «трoйки» Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), главного коллективного органа управления блока в период между саммитами. В ней приняли участие министры иностранных дел Чили, Коста-Рики, Кубы и Гаити.


Министры «тройки» обсудили текущие проблемы и провели совместную встречу с министром иностранных дел России С.В. Лавровым. По мнению главы внешнеполитического ведомства Кубы Бруно Родригеса, у CELAC и России есть большой потенциал сотрудничества как в области экономики, так и в культурной и образовательной сферах. Кубинский министр предложил сделать акцент на межблоковом формате взаимодействия по линии CELAC-БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). С.В.Лавров отметил важную консолидирующую роль интеграционных процессов в Латинской Америке, благодаря которым регион становится важным полюсом мировой политики. Было отмечено совпадение позиций России и CELAC по ряду принципиальных вопросов, касающихся ключевой роли ООН и верховенства международного права. При оценке текущей ситуации представители латиноамериканского объединения высказались в поддержку позиции России по урегулированию сирийского конфликта. По итогам встречи было принято решение создать механизм политического диалога CELAC – Россия на уровне министров иностранных дел. По мнению С. В. Лаврова, это позволит вырабатывать единую и согласованную позицию на международных форумах и саммитах. Министр высказал заинтересованность России в отмене визового режима с государствами CELAC.


С. В. Лавров провел двусторонние переговоры с министром иностранных дел Гаити Ришаром Пьером Казимиром. Это первый в истории взаимоотношений двух стран визит министра иностранных дел островного государства в Россию. В ходе беседы представитель Гаити высказал благодарность за помощь, оказанную Россией после разрушительного землетрясения 2010 г. (тогда были посланы 4 самолета МЧС с техническим и медицинским оборудованием и отправлен один самолет АН-225 с гуманитарной помощью). С. В.Лавров заявил, что Россия готова и в дальнейшем оказывать помощь этой стране, в частности, предоставить государственные стипендии гаитянским гражданам и обеспечить профессиональную подготовку кадров для гаитянской полиции.


Сотрудничество по линии Россия – CELAC может придать больше динамизма российско-латиноамериканским отношениям. С 2005 по 2012 г. объем товарооборота между Россией и Латинской Америкой увеличился втрое и достиг 16 млрд долларов. При этом экономическое сотрудничество затруднено из-за удаленности региона и развивается преимущественно в виде экспорта отдельных видов товаров и услуг. Вместе с тем CELAC как преимущественно политическая организация вряд ли принципиально изменит формат экономического взаимодействия. Более реалистично выглядит сотрудничество по выработке согласованной позиции по текущим вопросам мировой и региональной политики.


Андрей Пятаков

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005