ИЮНЬ 2013 ГОДА
- Политика США в Латинской Америке: преемственность или перемены?
- Европейское турне венесуэльского президента
- VII cаммит Petrocaribe в Манагуа
- Социальные протесты в Бразилии
Политика США в Латинской Америке: преемственность или перемены?
В мае и июне 2013 г. Латинскую Америку посетили президент США Барак Обама, вице-президент Джозеф Байден и государственный секретарь Джон Керри, что свидетельствует об активизации этого вектора американской внешней политики.
2 мая Б.Обама встретился со своим мексиканским коллегой Энрике Пеньей Ньето. Основное внимание двух лидеров привлекли дальнейшие перспективы двустороннего сотрудничества в области экономики, образования и культуры. По мнению США, новые возможности могут быть реализованы благодаря общим усилиям, направленными на активизацию торговли и привлечение инвестиций. Именно реализация этих мер, а не силовые методы, могла бы способствовать снижению уровня криминализации Мексики. Инвестиции в обрабатывающую промышленность и высокотехнологичный сектор способствовали бы росту среднего класса и расширению внутреннего рынка. Пока же высокий уровень бедности вынуждает мексиканцев искать заработок в неофициальных структурах, трое из пяти граждан Мексики заняты в неформальном секторе, значительная часть которого связана с криминалом. Оба президента подчеркнули необходимость развития торговой и экономической интеграции, усиления роли образовательных проектов и расширения культурного диалога. Одной из основных задач названо повышение конкурентоспособности Мексики в мировой экономике.
Лидеры двух стран не заостряли внимание на проблемах незаконной миграции, наркотрафика и криминализации Мексики, хотя в совместном коммюнике подтверждена готовность продолжать совместную борьбу с преступностью. В этом направлении двусторонних отношений заметна определенная корректировка. По решению Э.Пеньи Ньето отныне борьбу с преступностью будут координировать не спецслужбы, а министерства внутренних дел. Считается, что на данный шаг мексиканский президент был вынужден пойти в связи с негативным общественным мнением относительно недостаточной эффективности участия США в борьбе с преступностью в Мексике (после 2006 г. уровень насилия вырос, число погибших достигает 70 тыс. чел., увеличилось и количество пропавших без вести). По словам Б.Обамы, американская сторона принимает решение Мексики о снижении роли спецслужб в борьбе с организованной преступностью с разочарованием, однако уважает право страны на принятие собственных решений. Одновременно растет и обеспокоенность США в связи с увеличением контрабанды оружия и потока наркотиков.
Болезненным вопросом для мексиканцев остается изменение иммиграционного законодательства США. В соответствии с предлагаемой реформой за 500 долл. нелегалы, прибывшие в США, смогут временно зарегистрироваться на шесть лет с возможностью продления срока пребывания. Через 10 лет им будет предоставлено право на постоянное проживание и работу в США (гринкарта), а еще через три года – возможность ходатайствовать о получении американского гражданства. Нелегально въехавшие в США несовершеннолетние смогут претендовать на гринкарту уже через пять лет. Предлагаемая амнистия распространяется на нелегальных иммигрантов, прибывших до 31 декабря 2011 г., не покидавших территорию США и не имеющих судимостей за тяжкие преступления. Одновременно предусматривается укрепление государственной границы. Хотя в Мексике реформирование американского законодательства вызывает определенное беспокойство, Э.Пенья Ньето отнесся к нему с пониманием.
3 мая в столице Коста-Рики Сан-Хосе Б.Обама встретился с президентом Лаурой Чинчильей. Это его первый визит в эту страну за время пребывания на посту президента США. Во время двусторонней встречи Б. Обама назвал Коста-Рику образцом демократии в Центральной Америке, отметил приверженность страны защите прав человека, ее успехи в сфере образования и социального развития и призвал активизировать сотрудничество в области торговли, инноваций и энергетики. По мнению ряда аналитиков, сам факт посещения Коста-Рики американским президентом повысит привлекательность данной страны в глазах потенциальных инвесторов и туристов из США.
Далее Б.Обама принял участие в работе инвестиционного форума, в котором приняли участие руководители государств, входящих в Центральноамериканскую зону свободной торговли (Central American Free Trade Agreement, CAFTA) и президент Доминиканской Республики. (5 августа 2004 г. подписан договор о свободной торговле между США, CAFTA и Доминиканской Республикой, впоследствии ратифицированный парламентами стран- участниц). Предметом обсуждения стал широкий спектр вопросов от торговли, наркотрафика, миграции до экологически чистой энергии, гендерного равенства и образования. Соединенные Штаты предложили поставлять в Центральную Америку сланцевый газ, что обеспечило бы им стабильный рынок сбыта для зарождающейся газовой отрасли. В свою очередь, государства субрегиона смогли бы сократить свои энергозатраты и направить значительную часть освободившихся бюджетных средств на нужды образования и других отраслей экономики. Саммит завершился подписанием совместной декларации.
Б.Обама встретился также с представителями бизнес-кругов Центральной Америки. По мнению американского президента, центральноамериканские саммиты должны перенести акценты с проблем безопасности на экономическое сотрудничество. Представители бизнеса представили ряд конкретных рекомендаций по интенсификации связей, в первую очередь, в энергетической сфере, в том числе в разработке экологически чистых видов энергии. По мнению костариканской стороны, США могли бы оказать ей помощь в производстве сжиженного газа.
Представители бизнеса призвали американских инвесторов профинансировать строительство высокоскоростных дорог, которые соединили бы страны Центральной Америки, тем самым интенсифицировав торговлю между государствами. Б.Обама согласился с указанными предложениями и рекомендовал усовершенствовать законодательство в сфере внешней торговли, что позволило бы увеличить товарооборот между США и Центральной Америкой.
Вице-президент США Дж. Байден начал свое шестидневное турне по Латинской Америке с Колумбии. 27 мая во время переговоров с колумбийским президентом Хуаном Мануэлем Сантосом стороны наметили перспективы дальнейшего сотрудничества в сфере энергетики, образования, торговли и укрепления безопасности.
Дж.Байден и Х.М.Сантос отметили преимущества вступившего в силу двустороннего договора о свободной торговле и обсудили возможности участия США в Тихоокеанском альянсе в качестве наблюдателя. Эта идея будет поддержана Колумбией после получения официального запроса.
Дж. Байден отметил успехи Колумбии в урегулировании продолжительного внутреннего вооруженного конфликта и дал положительную оценку проходящим в Гаване переговорам с Революционными вооруженными силами Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias, FARC). Особо была выделена достигнутая с партизанами договоренность о проведении в стране полномасштабной аграрной реформы.
28 мая в г. Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго) Дж. Байден провел переговоры с действующим председателем Карибского сообщества (Caribbean Community, CARICOM) президентом Гаити Мишелем Мартелли и премьер-министром Тринидада и Тобаго Камлой Персад-Биссессар. Лидеры государств обсудили возможности активизации сотрудничества с карибскими странами в сфере торговли, образования, энергетики и безопасности граждан. По итогам переговоров было подписано рамочное соглашение о торговле и инвестициях, призванное заменить собой аналогичный договор от 1991 г. в связи с изменениями на мировом рынке и созданием Всемирной торговой организации в 1995 году.
Важнейшим аспектом сотрудничества, способным впоследствии повлиять на конкурентоспособность стран на мировом и региональном рынках, должно стать образование, развитию которого должен способствовать более активный обмен студентами между США и карибскими странами.
Дж. Байден подчеркнул важность создания единой энергосистемы Карибского бассейна для повышения энергетической безопасности. В связи с этим США готовы оказать содействие в создании возобновляемых источников энергии в субрегионе и в ближайшее время открыть в Тринидаде и Тобаго соответствующий совместный центр. Дж. Байден и М.Мартелли подтвердили готовность к сотрудничеству по вопросам гражданской безопасности, миграции и борьбы с наркотрафиком.
29 мая Дж. Байден прибыл в Рио-де-Жанейро, где выступил с докладом о состоянии американо-бразильских отношений. Была дана высокая оценка роли Бразилии как субъекта глобальной политики, намечены возможности для дальнейшего развития двусторонних отношений в сфере энергетики, возобновляемых источников энергии, науки и технологий. Вице-президент особо отметил заслуги партнера в сокращении масштабов бедности и решении продовольственной проблемы, улучшении качества образования и расширения доступа к сфере знаний. В данном контексте значительную роль должны сыграть расширяющиеся программы студенческого и научного обмена между двумя странами. Бразилия была приведена и в качестве примера успешного экономического развития и соблюдения прав человека.
Новые перспективы для расширения сотрудничества открываются благодаря обнаруженным на бразильском шельфе запасам нефти. Американские технологии могли бы способствовать повышению конкурентоспособности энергетики Бразилии и рентабельности производства нефтепродуктов. Расширению контактов между гражданами может способствовать сокращение срока получения американских виз.
Во время посещения фавелы Санта-Марта с населением около 7 тыс. жителей Дж.Байден отметил успехи Бразилии по сокращению бедности, снижению уровня преступности и улучшению имиджа полиции в маргинальных кварталах. Состоялась встреча вице-президента с майором полиции Присциллой Азеведу, лауреатом премии госдепартамента 2012 г., вручаемой женщинам за проявленную ими смелость.
Во время состоявшихся в столице переговоров с президентом Дилмой Руссефф и вице-президентом Мишелом Темером стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, уделив особое внимание энергетической безопасности. Вице-президент США пригласил бразильского лидера посетить США с официальным визитом в октябре 2013 года.
Массированное дипломатическое наступление США на Латинскую Америку продолжил Дж. Керри, принявший участие в саммите глав внешнеполитических ведомств Организации американских государств в Антигуа 4 июня 2013 года. Во время переговоров с президентом Гватемалы Отто Пересом Молиной госсекретарь обсудил проблемы борьбы с наркотрафиком и возможности более эффективного управления. На встрече министров иностранных дел Дж.Керри выступил с критикой ОАГ, назвав ее неэффективной и практически утратившей свою значимость. По мнению госсекретаря США, защите прав человека, продвижению демократии и развитию в регионе препятствует усиливающаяся бюрократизация организации. В принятой совместной резолюции отмечено стремление членов ОАГ найти новый подход к борьбе с наркоугрозой, в то же время не нашло единодушной поддержки выдвигаемое некоторыми участниками встречи предложение о легализации марихуаны.
Необходимо упомянуть, что в регионе нет единого подхода к решению этой проблемы. В самих США штаты Вашингтон и Колорадо уже декриминализировали употребление марихуаны, еще 10 штатов предполагают принять аналогичные законы в ближайшем будущем. Распространение марихуаны полностью легализовано в Уругвае, в Аргентине и Бразилии допускается ее личное потребление (без права продажи).
Многие докладчики отметили необходимость снижения спроса на наркотики в самих США, на которые, по данным ОАГ, приходится 45% мирового потребления кокаина, 50% героина и 25% марихуаны. Дж. Керри поддержал данный подход, попутно подчеркнув, что за последние пять лет потребление кокаина в США снизилось на 40-45%.
Повышенная дипломатическая активность США в последнее время показывает, что северный сосед старается компенсировать недостаточное внимание, уделявшееся латиноамериканскому направлению за время первого мандата Б.Обамы. Приоритетным партнером по-прежнему остается Мексика. Ежегодный товарооборот с этой страной достигает 600 млрд долл., Мексика занимает по этому показателю третье место после Канады и Китая. Немаловажную роль играет и этнолингвистический и культурологический аспект: выходцы из Мексики составляют более 32 млн американцев (свыше 60% всех испаноязычных граждан). За последние годы интерес к Мексике объективно возрос из-за стремления Б.Обамы усилить контроль над оборотом оружия в стране и сократить его контрабанду.
Трудности в отношениях между двумя странами связаны с отсутствием постоянно функционирующей двусторонней рабочей группы по вопросам безопасности (несмотря на то, что борьба с преступностью остается одним из приоритетов Э.Пеньи Ньето). При этом очевидно недовольство Соединенных Штатов сокращением программ сотрудничества между двумя странами по линии спецслужб. Не лишены основания опасения о формализации и бюрократизации сотрудничества в этой сфере. По-прежнему сохраняются торговые барьеры, вызванные повышенным контролем на мексикано-американской границе, особенно после 11 сентября 2001 года.
Важно отметить, что именно экономический фактор способен сыграть важную роль в сокращении преступности в Мексике. Высокий уровень безработицы и низкая оплата труда подталкивают мексиканцев к вступлению в наркокартели. Содействие Соединенных Штатов в повышении эффективности мексиканской экономики могло бы способствовать снижению уровня насилия и ослаблению иммиграционных потоков в США.
Поездка Дж. Байдена в очередной раз показывает, что проект создания Транстихоокеанской ассоциации остается одним из приоритетных геополитических направлений Соединенных Штатов. Об этом свидетельствует и вероятное вступление США в Тихоокеанский альянс в качестве наблюдателя. Важнейшим партнером США в Южной Америке по-прежнему остается Колумбия, однако при всей важности вопросов безопасности все более заметную роль играет взаимовыгодное экономическое сотрудничество с этой страной.
Переговоры с членами CARICOM продемонстрировали важность энергетического партнерства в регионе, поскольку на латиноамериканском рынке энергоносителей все более сильные позиции занимают Китай, другие азиатские партнеры и европейские страны. Свои коррективы в энергетическое сотрудничество может внести и расширяющееся производство сланцевого газа в США и его потенциальные поставки на мировой рынок. Тем не менее, как показала поездка Дж.Байдена, на данный момент Вашингтон стремится укрепить свои позиции в регионе с учетом географической близости и имеющихся там энергетических ресурсов.
Динамично развиваются отношения США с латиноамериканским гигантом и региональным лидером – Бразилией. Этому способствуют общий интерес в достижении стабильности в регионе, развитие энергетического партнерства и необходимость решения социальных проблем. Новый импульс отношений призван дать визит Д.Руссефф в США, намеченный на октябрь 2013 года.
Встреча глав внешнеполитических ведомств ОАГ показала, что, несмотря на правомерную критику данной организации и необходимость проведения структурных реформ, ее возможности пока не исчерпаны, особенно в сфере борьбы с наркотрафиком и организованной преступностью.
В целом внешняя политика США в Латинской Америке постепенно смещается от силового аспекта к экономическому сотрудничеству и расширению контактов в гуманитарной сфере, в двусторонних и многосторонних отношениях все более важную роль играет концепция «мягкой силы». В то же время нельзя не отметить, что активизация отношений происходит главным образом с правительствами, возглавляемыми представителями партий правого центра, и с Бразилией, однако по-прежнему остаются нерешенными проблемы отношений с леворадикальными режимами государств, входящих в Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA).
Егор Прусов
Европейское турне венесуэльского президента
В июне 2013 г. президент Венесуэлы Николас Мадуро совершил визит в Италию, Ватикан, Португалию и Францию.
17 июня президент прибыл в Рим. В Ватикане состоялась его аудиенция с Папой Римским Франциском, длившаяся двадцать минут. В ходе беседы Мадуро подарил понтифику портрет Симона Боливара и предложил причислить к лику святых венесуэльского врача Хосе Грегорио Эрнандеса (1854-1919), бесплатно оказывавшего медицинскую помощь беднякам Каракаса. В свою очередь, папа вручил президенту сборник документов прошедшей в 2007 г. в Бразилии V Конференции латиноамериканского и карибского епископата. В ходе беседы политический лидер и понтифик обсудили социальную ситуацию в Венесуэле, включая проблемы борьбы с голодом, преступностью и наркотрафиком, и процесс мирного урегулирования в Колумбии. Папа высказал соболезнования по поводу кончины У. Чавеса и отметил, что политик заботился о бедняках и мало интересовался собственным материальным благосостоянием. При обсуждении острой для Латинской Америки проблемы голода Н.Мадуро напомнил, что недавно Венесуэла получила премию от Организации по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН (FAO) в знак признания успехов государства в преодолении бедности и голода (аналогичная премия уже вручена 38 государствам мира).
Переговоры Н.Мадуро с итальянским президентом Джорджо Наполитано касались сотрудничества в нефтяной сфере. Во время встречи руководителя венесуэльской государственной нефтяной корпорации Petróleos de Venezuela (PDVSA) Рафаэля Рамиреса и руководства итальянской энергетической корпорации Ente Nazionale Idrocarburi (ENI) отмечалось, что в настоящее время в дельте р. Ориноко уже функционирует совместное венесуэльско-итальянское предприятие, а двустороннее сотрудничество в долгосрочной перспективе позволит обеспечить энергетическую безопасность Италии. Партнеры договорились о совместных инвестициях в объеме приблизительно 15 млрд долл. в строительство нового нефтеперерабатывающего завода. Речь шла и об эксплуатации одного из крупнейших в мире газовых месторождений Перла, расположенного на венесуэльском полуострове Париа. По некоторым оценкам, к концу 2014 г. оно сможет давать до 300 млн кубометров газа в день. В рамках этого проекта планируется создать смешанное предприятие с участием PDVSA (35% акций), ENI (32,5 %) и испанской энергетической корпорации Repsol (32,5 %).
18 июня в Лиссабоне Н.Мадуро встретился с президентом Португалии Анибалом Каваку Силвой и премьер-министром страны Педру Мануэлом Пассушом Коэлью. По итогам переговоров были подписаны 14 соглашений на сумму в 5 млрд евро. Крупнейшее из них (объемом 3 млрд) заключено с португальской строительной компанией Teixeira Duarte о строительстве автотрассы между Каракасом и крупнейшим портом страны Гуаира, ориентировочно работы должны закончиться к 2017 году. Кроме того, Португалия примет участие в строительстве в Венесуэле социального жилья, для реализации этого проекта будет создан завод по производству стройматериалов. Португальская судостроительная компания поможет PDVSA в модернизации ее морского флота. Для улучшения продовольственной ситуации в Венесуэле будет организовано совместное сельскохозяйственное предприятие, кроме того, Португалия поставит 4 тыс. тонн свинины.
19 июня лидер Венесуэлы прибыл во Францию, где посетил международный авиасалон Ле-Бурже и провел переговоры с представителями авиастроительной корпорации Airbus и автомобильной компании Renault. (У Airbus Венесуэла собирается приобрести гражданские самолеты для государственной авиакомпании Conviasa, а Renault планирует открыть в Венесуэле свой филиал с передачей технологии и организовать на месте подготовку кадров). В Париже венесуэльский президент провел переговоры с президентом Франсуа Олландом, на которых обсуждались ход подготовки намеченной на июль IV Межгосударственной комиссия по развитию сотрудничества и базового документа о двустороннем стратегическом альянсе (его подписание намечено на конец 2013 года). Французский руководитель отметил заинтересованность в развитии как межгосударственных, так и межрегиональных отношений между Европой и Латинской Америкой в целом.
Турне Н.Мадуро свидетельствует о стремлении Венесуэлы диверсифицировать взаимовыгодные экономические отношения и подтверждает признание легитимности нынешнего правительства со стороны Европейского союза в условиях сохраняющегося внутриполитического кризиса в стране.
Андрей Пятаков
VII cаммит Petrocaribe в Манагуа
28 июня 2013 г. в никарагуанской столице Манагуа состоялся VII саммит созданного в 2005 г. энергетического объединения Petrocaribe. В этой встрече приняли участие президенты, главы правительств и министры энергетических ведомств 19 входящих в группу государств. В качестве наблюдателя присутствовали президент Боливии Эво Моралес и глава эквадорского МИДа Рикардо Патиньо.
Саммит проходил под лозунгом «Энергия во имя единства» и был посвящен памяти скончавшегося в марте 2013 г. венесуэльского лидера Уго Чавеса. Центральной темой стало обсуждение создания в рамках Petrocaribe специальной экономической зоны (СЭЗ). Впервые эта идея была выдвинута венесуэльской стороной в мае 2013 г. на встрече министров стран-участниц. Ключевые направления интеграции включают инфраструктуру (в первую очередь, транспорт), сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и культуру. По мнению президента совместной венесуэльско-никарагуанской корпорации Alba Nicaragua S.A. (Albanisa) Франсиско Лопеса, СЭЗ сможет стимулировать социально-экономическое развитие региона и оптимизировать торговые потоки внутри Petrocaribe. Главная задача СЭЗ – повышение уровня интеграции и преодоление сугубо импортной специализации Petrocaribe.
По официальным данным, государственная нефтяная корпорация Petróleos de Venezuela (PDVSA) направляет в государства Petrocaribe 3,5% добываемой ею нефти. С 2005 г. Венесуэла поставила странам объединения около 232 млн барр. нефти. Растет и объем поставок – в 2012 г. этот показатель оценивался в 872 млн долл. (прирост на 77% по сравнению с 2011 годом. Венесуэла также планирует осуществить инвестиции в нефтяную сферу государств объединения. В настоящее время функционируют три нефтеперерабатывающих завода (на Кубе, в Ямайке и в Доминиканской Республике) с общим потенциал нефтепереработки в 135 тыс. барр. в день.
Социальная составляющая СЭЗ предполагает при содействии главным образом Кубы и Венесуэлы осуществление программ, направленных на искоренение бедности и развитие человеческого потенциала субрегиона. В качестве примера была приведена помощь Гаити, где за последние два года 60 тыс. детей получили доступ к бесплатному школьному образованию и тысячи человек выведены из состояния бедности. Венесуэльский президент предложил реализовать полномасштабную программу ликвидации неграмотности в карибском регионе по разработанной кубинскими специалистами методике развития образования. В планы объединения входит и расширение социальной миссии «Чудо», в рамках которой кубинские медики оказывают всем нуждающимся бесплатную офтальмологическую помощь. В настоящее время реализуется 88 проектов социальной направленности в 13 государствах объединения. Их бюджет составляет 207 млн долларов.
Идея создания СЭЗ получила одобрение и у «правого» крыла Petrocaribe. В частности, президент Гондураса Порфирио Лобо назвал ее экстраординарным шагом. (В июне 2009 г. после государственного переворота Гондурас вышел из Petrocaribe, однако в мае 2013 г. в условиях ухудшившейся социально-экономической ситуации в стране вновь вернулся в объединение).
Карибский регион с развитым сельским хозяйством может стать одним из факторов обеспечения продовольственной безопасности Венесуэлы. Основной осью сотрудничества между энергетическим гигантом Южной Америки и Карибским регионом становится «нефть в обмен на продовольствие», поскольку многие государства Petrocaribe, расплачиваются за льготные поставки венесуэльского «черного золота» сельскохозяйственной продукцией.
Следующий саммит группы Petrocaribe планируется провести на острове Доминика.
Андрей Пятаков
Социальные протесты в Бразилии
10 июня 2013 г. в Бразилии начались акции протеста, охватившие всю страну. Инициатором выступлений стало Движение за бесплатный проезд (Movimento Passe Livre, MPL), зародившееся в государственных университетах Сан-Паулу в 2005 г. во время Всемирного социального форума. Массовые выступления перекинулись на Рио-де-Жанейро, а затем охватили более сотни городов, число протестующих превысило 1,2 млн человек. Выступления в основном носили мирный и организованный характер, однако в ряде случаев имели место вандализм и насилие. В частности, в Рио-де-Жанейро протестующие забрасывали камнями полицейских, захватывали общественные здания, подожгли контейнеры с мусором и один из секторов самбодрома, крушили дорожные знаки, автобусы, били стекла. При наведении порядка полиция использовала слезоточивый газ и резиновые пули, свыше 60 чел. получили ранения. В других городах грабежи и погромы, учиненные одними манифестантами, нередко пресекались другими.
По мере расширения географии выступлений и состава участников к ним присоединился Национальный союз студентов, молодежь поддержали отцы семейств, лица свободных профессий и госслужащие. По данным социологического агентства Datafolha, 77% участников акций представлены лицами с университетским образованием, 53% моложе 25 лет (т.е. речь идет преимущественно об образованной части бразильского общества, принадлежащей к среднему классу). 84% не относят себя к каким-либо политическим партиям и отрицают причастность к гражданскому обществу. В то же время было заметно присутствие молодежной организации правящей Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT), членов вышедшей из нее партии «Социализм и свобода» (Socialismo e Liberdade, PSL), Объединенной социалистической партии трудящихся (Partido Socialista dos Trabalhadores Unificado, PSTU) и других леворадикальных группировок.
Непосредственным поводом массовых выступлений стало повышение цен на проезд в общественном транспорте с 3,5 до 3,6 реалов (с 1,5 до 1,6 долл. США). Чашу терпения переполнили не столько рост стоимости проезда, сколько недовольство недостаточно качественным и устаревшим транспортом, не справляющимся с перевозкой пассажиров на перегруженных трассах. Возмущение молодежи, парализовавшей основные города, вызвали недостаточно эффективная борьба с коррупцией, низкий уровень социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения, нерациональное расходование бюджетных средств, в первую очередь, высокая стоимость проведения Кубка конфедераций, Чемпионата мира по футболу 2014 г. и летних Олимпийских игр 2016 года.
В ряде городов фигурировали также необходимость борьбы с гомофобией, протесты против насильственных действий сил правопорядка, требования предоставить муниципальное жилье для бездомных и лиц, живущих в стесненных условиях и т.д.
Выдвигался и ряд политических требований. Хотя в Бразилии уже существует закон, запрещающий избираться лицам, имевшим судимость, протестующие добивались чистки партийного состава от коррумпированных элементов, запрещения пожертвований на избирательные кампании со стороны юридических лиц. Предлагалось также проводить выборы депутатов и сенаторов в два тура: вначале распределить места в Национальном конгрессе между политическими партиями, а затем провести преференциальное голосование по партийным спискам для избрания конкретных депутатов и сенаторов в каждом из списков.
В конце июня к социальным протестам присоединились и основные профсоюзные федерации. По призыву Единого профцентра трудящихся (Central Única dos Trabalhadores, CUT), Профсоюзной силы (Força Sindical), Всеобщего союза трудящихся (União Geral dos Trabalhadores, UGT), Национального координационного комитета борьбы (Coordenação Nacional de Lutas, Conlutas, Всеобщего центра трудящихся Бразилии (Central Geral dos Trabalhadores Brasileiros, CGTB) 11 июля состоялся Национальный день борьбы за права трудящихся. К ним присоединилось и Движение безземельных (Movimento sem Terra, MST). Массовые акции протеста, развернувшиеся в крупнейших индустриальных центрах, включали забастовки, митинги и демонстрации, блокировку портов и автомагистралей, мотопробеги, захват правительственных учреждений и т.д. Цель этих выступлений – оказать давление на правительство во время переговоров по улучшению условий труда и активизация замороженной аграрной реформы. Основные требования включали 40-часовую рабочую неделю, повышение расходов на образование, здравоохранение и обеспечение безопасности граждан, качественный общественный транспорт, отмену закона о временных и сдельных работниках, достойные пенсии, прекращение распродажи нефтяных месторождений и т.д.
Массовые протесты стали неожиданными как для бразильского руководства, так и для политологов внутри страны и за рубежом. Мировое общественное мнение считает Бразилию восходящим гигантом с динамичной экономикой, объем прямых иностранных инвестиций превысил 65,5 млрд долл., по этому показателю страна второй год подряд становится мировым лидером. За годы правления Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003 – 2010) успешно воплощались в жизнь государственные программы «Промышленная, технологическая и внешнеторговая политика» и «Политика развития производства», направленные на поддержку современных отраслей экономики. Широкую известность получили социальные программы «Нет – голоду», «Семейный кошелек», «Мой дом, моя жизнь» и другие, благодаря которым удалось снизить с 28% до 15% число лиц, проживающих за чертой бедности, покончить с недоеданием, сократить детскую смертность и увеличить продолжительность жизни, обеспечить жильем миллион семей с низкими доходами. Социальные программы продолжены и при правительстве Дилмы Руссефф, приступившей к своим обязанностям в январе 2011 года. Бразильский опыт в сфере решения социальных проблем изучался в различных странах региона и за его пределами.
Парадокс состоит в том, что, хотя 75% бразильцев поддерживают протестующих, 69% граждан довольно нынешнем уровнем жизни, 43% относится к будущему с оптимизмом, примерно столько же считает, что двумя годами ранее ситуация была лучше.
Тем не менее, более беспристрастный анализ показывает, что ситуация в стране далеко не идеальна. По данным общенационального соцопроса (июнь 2013 г.), 78% граждан считают основной проблемой страны низкий уровень здравоохранения, 55% - отсутствие личной безопасности, 52% - качество образования, 26% - наркоманию, 17% - коррупцию, 11% - нищету, 10% - безработицу, 9% - высокую стоимость жизни, 8% - высокие налоги, 7% - низкий уровень доходов и 4% - жилищный вопрос.
Неблагоприятная ситуация в мире и отсутствие структурных реформ привели к заметному снижению темпов роста ВВП, которые составили 7,5% в 2010 г., 2,7% в 2011 и лишь 0,9% в 2012 году. По всей вероятности, в 2013 г. по этому показателю Бразилия вряд ли выйдет на запланированные 3,5%. (В начале июля 2013 г. уточненный прогноз составил 2,3%). По уровню доходов на душу населения Бразилия также уступает по меньшей мере шести странам континента и многим карибским государствам. За последние 12 месяцев курс реала по отношению к доллару упал на 24%, что привело к росту цен на импортные товары и увеличению инфляции (в июне 2013 г. в годовом исчислении она составила 6,5%). За первую половину нынешнего года дефицит торгового баланса составил около 5,4 млрд долларов.
Хотя правительство Д. Руссефф успешно продолжает социальные программы своего предшественника, в частности, предоставляет дешевые кредиты на покупку жилья и бытовой техники, многие экономисты считают, что эти программы порождают иждивенческие настроения среди части населения и не стимулируют экономическую активность.
С 2000 по 2010 г. расходы на образование выросли с 3,5% до 5,6 % ВВП, однако Бразилия по-прежнему не достигает среднего показателя Организации по сотрудничеству и экономическому развитию (6,3%). Ни один из бразильских университетов не попадает в первую сотню ведущих высших учебных заведений мира и только два – в число 500, незначителен и список оригинальных научных публикаций. В условиях сложной экономической ситуации и кризиса образования и здравоохранения значительная часть населения протестует против финансирования гигантских мегапроектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу 2014 г. и летних Олимпийских игр 2016 года. Эти расходы постоянно растут и уже превысили 26 млрд долларов.
Одной из причин массовых выступлений можно считать и изменение отношения населения к правящей Партии трудящихся. После прихода к власти в 2003 г. в результате произошедшей эволюции леворадикальная РТ превратилась в умеренную партию социал-демократического типа и расширила свою социальную базу за счет предпринимательских кругов. В то же время, как не без основания считают многие политологи, теперь весь инструментарий партии сводится к победе на выборах, а дискуссии о социализме, демократии и этических принципах практически прекратились. По мнению бразильского исследователя Луиса Вернека Вианны, «отказ от левой идеологии расчистил путь к обществу потребления, партия уподобилась локомотиву с разнообразными вагонами, которые вел машинист Лула. Сегодняшняя же РТ не знает ни расписания поезда, ни пункта прибытия, известно лишь, что это на та остановка, которая была анонсирована в начале поездки».
Большой удар по репутации партии и лично Лулы нанесли коррупционные скандалы 2005 г., в результате которых на скамье подсудимых оказались 3 министра и 35 политиков. По итогам завершившегося в 2012 г. судебного процесса за незаконное финансирование избирательной кампании и подкуп депутатов 25 политиков и бизнесменов были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Среди политиков максимальный срок – 10 лет – получил видный деятель партии, бывший руководитель администрации президента Лулы, его правая рука в течение трех десятилетий Жозе Дирсеу. По решению Верховного суда 11 обвиняемых приговорены к различным срокам тюремного заключения, еще 11 должны проводить в исправительных заведениях ночь, трое осуждены условно. В апреле 2013 г. прокуратура обратилась в Федеральную полицию с требованием начать расследовании о причастности к коррупции экс-президента Л.И.Лулы да Силвы, однако делу не был дан ход. Из-за кассационных жалоб многие коррупционеры до сих пор находятся на свободе, что вызывает недовольство общественного мнения. (74% опрошенных требует немедленного исполнения приговоров).
Курс партии на регулирование экономики и распределительную политику привел к усилению бюрократизации: в Бразилии насчитывается 24 министерства, 10 секретариатов и 5 ведомств с аналогичным статусом, постоянно растет число чиновников. В результате происшедших изменений партия дистанцируется от рядовых граждан и особенно молодежи, из нее вышли леворадикальные течения и сторонники коренных преобразований общества, РТ все чаще подвергается критике слева, особенно в университетской и интеллигентской среде.
Как правящие круги, так и оппозиция внимательно отнеслись к выдвигаемым требованиям и призвали «прислушаться к голосу улиц», не раскачивать лодку и искать совместный выход из сложившейся ситуации. Президент Д. Руссефф встретилась с участниками Движения за свободный проезд, губернаторами и мэрами городов и предложила заключить пять соглашений с обществом, предполагающих соблюдение правительством финансовой дисциплины, проведение политической реформы, улучшение качества образования, рост расходов на здравоохранение и развитие транспорта.
Сразу после начала акций протеста были восстановлены прежние цены на проезд, снижено налоговое бремя на транспортные компании, что позволит несколько снизить цены или, по крайней мере, удержать их на прежнем уровне. На модернизацию транспортной инфраструктуры обещано выделить около 25 млрд долларов. Коррупция признана особо тяжким преступлением, ужесточено антикоррупционное законодательство. На нужды образования будет направлено 75%, а на нужды здравоохранения – 25% роялти от нефти, добываемой на атлантическом шельфе. Повышению качества образования будет способствовать уже действующая программа студенческого обмена, в соответствии с которой 100 тыс. бразильских студентов и аспирантов направляются в ведущие университеты мира. Для обеспечения доступности медицинского обслуживания правительство предложило привлечь зарубежных специалистов, которые могли бы работать в отдаленных районах, рассматривается вопрос о заключении контрактов с кубинскими и европейскими врачами. (Предложение президента натолкнулось на сопротивление бразильских врачей, которые и без того недовольны своим положением). Будут приняты меры по поддержке фермеров, особенно в северо-восточном регионе страны, страдающем от сильной засухи. Д. Руссефф встретилась с представителями сексуальных меньшинств и обещала принять необходимые меры для прекращения любых видов дискриминации и насилия.
Глава государства признала актуальным реформирование партийного и электорального законодательства и предложила вынести этот вопрос на плебисцит или даже созвать Конституционную ассамблею. За политическую реформу высказались основные политические партии, Коллегия адвокатов, Национальная конференция епископов и многочисленные организации гражданского общества. Тем не менее, оппозиция отвергла идею плебисцита или референдума, назвав ее ненужной популистской затеей, ставящей целью отвлечь общественное мнение от массовых акций протеста, и предложила ограничиться поправками в действующую конституцию, тем более, что многие законопроекты в течение длительного времени находятся без движения.
Нет единого мнения по этому поводу и среди партий правящей коалиции. Самая крупная из них – Партия бразильского демократического движения (Partido do Movimento Democrático Brasileiro, PMDB), возглавляемая вице-президентом Мишелом Темером, поддержала саму идею всенародного опроса в форме плебисцита или референдума, однако считает, что провести ее в сжатые сроки практически невозможно. Те или иные оговорки выдвигают шесть из 11 партий правящей коалиции. При подобной расстановке политических сил маловероятно, что предложение президента получит требуемые 257 голосов парламентариев.
Реформа осложняется не только политическими разногласиями, но и процедурными моментами. По Конституции 1988 г. плебисцит может созвать исключительно Национальный конгресс, он же формулирует и вопросы, выносимые на одобрение. Референдум или плебисцит, связанный с партийным и электоральным законодательством, проводится как минимум за год до всеобщих выборов, а его итоги должны быть одобрены обеими палатами конгресса.
По информации Высшего избирательного суда, подготовка и проведение такого мероприятия до октября 2013 г. просто нереальна. Скорее всего, плебисцит либо не состоится, либо предлагаемые изменения, в случае их одобрения, вступят в силу только на выборах 2018 года. Пока в ответ на предложение президента председатель Палаты депутатов Энрики Эдуарду Алвис (РМDB) предложил создать рабочую группу из восьми депутатов, которая в течение 90 дней обобщит все предложения и выработает проект политической реформы. По мнению парламентариев, плебисцит не может ограничиться 3 или 4 предложениями президента, список выдвигаемых различными субъектами политики реформ насчитывает уже 29 пунктов.
Важнейшее политическое последствие массовых акций протеста – фактический раскол правящей коалиции, в частности, намерение набирающей очки левоцентристской Бразильской социалистической партии (Partido Socialista Brasileiro, PSB) выступить на всеобщих выборах 2014 г. самостоятельно или поддержать кандидата оппозиционный Бразильской партии социальной демократии (Partido da Social Democracia Brasileira, PSDB). Свои обязательства могут пересмотреть и другие партии, создающие коалиции не по идеологической близости, а с точки зрения политического прагматизма.
Продолжает снижаться и рейтинг Д. Руссефф, который составил 65% в марте 2013 г., 57% в начале и 30% в конце июня. Если ранее никто не сомневался в ее победе на президентских выборах 2014 г. уже в первом туре голосования, то теперь ситуация представляется не столь однозначной и может преподнести немало сюрпризов.
События в Бразилии, выявившие недовольство средних городских слоев существующим положением вещей, нашли отклик и в других странах региона. По призыву социальных движений и профсоюзов, нашедших широкий отклик в социальных сетях, тысячи манифестантов вышли на улицы в Коста-Рике, выражая недовольство социальной политикой правительства и существующей в стране коррупцией. В Уругвае забастовали все средние школы Монтевидео и лицеи по всей территории страны. Акции протеста в знак недовольства системой образования продлятся до начала зимних каникул 1 июля, в ряде учебных заведений сорвана сессия. В Чили студенческие выступления за бесплатное высшее образование проходят постоянно, однако протестные акции в Бразилии способствовали их новому всплеску. Многие эксперты не исключают аналогичных выступлений в Колумбии и Мексике. Кажущийся парадокс состоит в том, что во всех случаях речь идет об относительно благополучных странах, добившихся существенного снижения уровня бедности и уменьшения социальной поляризации, обеспечившие довольно приличный уровень образования и здравоохранения. Более того, воплощаемые в этих странах социальные программы (особенно бразильские) внимательно изучаются и берутся на вооружение в других странах.
Становится очевидным, что руководители многих стран, бросившие основные усилия на ликвидацию нищеты и сокращение бедности, упустили из поля зрения интересы средних городских слоев. Для этого, заметно выросшего за последние десятилетия социального слоя, недостаточно хлеба насущного. Речь идет о стремлении к более высокому качеству жизни, основанному на конкурентоспособной и доступной системе образования и здравоохранения и развитой сфере услуг. Достижение этой цели невозможно без эффективного и прозрачного государства, рационально расходующего бюджетные средства и свободного от коррупции, и политических реформ, направленных на совершенствование демократии и расширение прав человека. Очевидно, что массовые протесты в Бразилии не являются началом «латиноамериканской весны», однако правящие круги многих стран региона столкнулись с новой реальностью, которая требует нетрадиционных рецептов для решения существующих проблем.
События в Бразилии показали, что длительное пребывание у власти одной партии, даже в случае успешности проводимой ей политики, вызывает политическую усталость и стремление к переменам, только политическая конкуренция и сменяемость власти являются одним из самых эффективных инструментов борьбы с коррупцией.
Нельзя не отметить, что нередко протестующие выдвигают завышенные требования, не соответствующие уровню экономического развития и реальным возможностям правительства (в частности, в Бразилии участники акций протеста требовали обеспечить бесплатный общественный транспорт и выделить на нужды образования и здравоохранения по 10% ВВП). Поддержка этих требований частью депутатов и сенаторов скорее может расцениваться как популистская.
Латиноамериканские протесты нацелены на будущее и существенно отличаются от Западной Европы, где массовые движения протеста требуют сохранения уже достигнутых социальных завоеваний, поставленных под удар политикой затягивания поясов в условиях экономического кризиса.
На наших глазах меняются и формы общественного протеста. Хотя определенную роль продолжают играть традиционные политические и социальные субъекты (партии, профсоюзы и социальные движения), основные мобилизационные и пропагандистские функции возлагаются на сетевые технологии и мобильную связь. Мобилизация происходит мгновенно, спонтанно и децентрализованно, у протестующих часто нет очевидного лидера, правительству трудно вести диалог без видимого контрагента. В этом и сила, и одновременно слабость протестного движения.
Збигнев Ивановский
Александр Лосев