АВГУСТ 2013 ГОДА
- Осложнение боливийско-бразильских отношений
- Восстановление членства Парагвая в UNASUR
- Социальные протесты крестьян и фермеров Колумбии
Осложнение боливийско-бразильских отношений
В августе 2013 г. произошло очередное охлаждение отношений между Бразилией и Боливией. Поводом для этого стало предоставление убежища боливийскому оппозиционному политику Рохеру Пинто, который при поддержке бразильских дипломатов 23 августа 2013 г. покинул родину.
Ухудшение отношений между латиноамериканскими соседями началось в 2006 г. из-за национализации боливийским правительством нефте- и газодобычи. Хотя укрепление государственного сектора фигурировало в предвыборной программе Эво Моралеса, принятое решение было воспринято представителями иностранных компаний крайне болезненно и нанесло ущерб корпорациям из разных стран, в том числе и бразильской Petrobras. (В указанный период поставки из Боливии составляли половину потребляемого Бразилией газа). Вскоре ситуация осложнилась повышением цены на поставляемый газ на 61%. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва не отреагировал на меры боливийского правительства, за что подвергался критике в бразильской прессе. В свою очередь, в ответ на сокращение своих доходов Petrobras заявила о замораживании инвестиций в строительство газопровода между двумя странами. Таким образом, южноамериканский гигант также внес свою лепту в охлаждение двусторонних отношений.
Новым поводом для ухудшения связей стала реакция Бразилии на резонансный международный скандал, связанный с принудительной посадкой президентского самолета Э.Моралеса на территории Австрии в июле этого года по подозрению в транспортировке находившегося в московском аэропорту Шереметьево агента американских спецслужб Эдварда Сноудена. Возмущенные позицией Евросоюза и США, руководители латиноамериканских стран обратились с жалобой в ООН и созвали внеочередной саммит Союза южноамериканских наций (UNASUR) в боливийском городе Кочабамба. Многие главы государств региона по тем или иным причинам не принимали участия во встрече в верхах. Президент Бразилии Дилма Руссефф, занятая решением внутриполитических проблем, связанных с бурными социальными протестами, вспыхнувшими в июне 2013 г., также отказалась от участия в мероприятии, направив на него своего личного представителя. Боливийская сторона болезненно отреагировала на отсутствие бразильского руководителя, расценив это как знак неуважения. Учитывая высокий авторитет Бразилии в регионе и в мире в целом, с точки зрения боливийского руководства более жесткая ее политика могла бы придать больший вес позиции всего латиноамериканского сообщества, возмущенного нарушением международных дипломатических норм.
Ухудшению бразильско-боливийских отношений способствовало и бегство в Бразилию опального боливийского оппозиционера. Рохера Пинто Молины. Сенатора от провинции Пандо и руководитель фракции правой партии «План прогресса для Боливии – Национальная конвергенция» обвинял правительство Э.Моралеса в коррупции и в связях с наркобизнесом, не предоставив убедительных доказательств. В свою очередь, официальные власти обвинили политика в клевете на президента и в причастности к коррупционным процессам в его бытность губернатором. Против Р.Пинто было заведено около 20 судебных дел, он также обвинялся в неподчинении властям и был заочно приговорен к году тюремного заключения, что лишало его возможности покинуть страну.
В связи с возбуждением уголовного дела и угрозами физической расправы сенатор скрылся от властей в бразильском посольстве в Боливии, где провел более 450 дней. В августе 2013 г. дипломаты помогли оппозиционеру покинуть страну. Эта операция производилась без ведома руководства Бразилии. Бразильские дипломаты на машине посольства вывезли Пинто на боливийско-бразильскую границу, а затем на частном самолете доставили в столицу Бразилии. Боливийское правительство крайне болезненно отреагировало на эту операцию, выразив официальный протест. Поверенный в делах Бразилии в Боливии Эдуарду Сабойя был отозван на родину, где признал себя фактическим организатором побега. По мнению дипломата, поводом для этого послужили гуманные соображения, вызванные резким ухудшением состояния здоровья сенатора.
В качестве одной из мер по ослаблению двусторонних противоречий бразильская администрация пошла на перестановку кадров. Д.Руссефф приняла отставку министра иностранных дел Антониу Патриоты, который был назначен представителем Бразилии в ООН. Внешнеполитическое ведомство возглавил представлявший Бразилию в Нью-Йорке Луис Фигейреду. Министерство иностранных дел Боливии заявило, что будет добиваться экстрадиции Р.Пинто правовыми методами.
По мнению боливийских политологов, улучшению двусторонних отношений мог бы способствовать открытый диалог между Ла-Пасом и Бразилиа для решения множества наболевших проблем. Пока же Боливия не делает встречных шагов, а Бразилия занята решением внутренних проблем, не уделяя должного внимания отношениям со своим соседом.
Александр Лосев
Восстановление членства Парагвая в UNASUR
30 августа 2013 г. на VII встрече Совета глав государств UNASUR, состоявшейся в столице Суринама г. Парамарибо, произошло официальное возвращение Парагвая в состав полноправных членов этого интеграционного объединения. Приостановка членства страны стала реакцией глав государств региона на процедуру отстранения от должности парагвайского президента Фернандо Луго (см. Латиноамериканскую панораму за июнь 2012 года). Импичмент, объявленный 21 июня 2012 г. по итогам голосования обеих палат Национального конгресса, вызвал негативную международную реакцию. Позиция глав государств латиноамериканского региона привела к приостановке членства Парагвая в интеграционных объединениях MERCOSUR и UNASUR.
Чрезвычайная сессия Совета глав государств-членов UNASUR, созванная 29 июня 2012 г. (г. Мендоса, Аргентина), квалифицировала процедуру отстранения президента от должности без предоставления права на защиту как нарушение демократических принципов, не соответствующее учредительному договору UNASUR. Как отмечалось в итоговом документе, решение было принято после ознакомления с выводами миссии UNASUR, порученной министрам иностранных дел и генеральному секретарю интеграционного объединения. 21-22 июня 2012 г. делегация посетила Асунсьон для ознакомления in situ с деталями процесса.
Ситуация осложнялась тем, что на момент проведения импичмента именно президент Парагвая возглавлял UNASUR, являясь председателем pro témpore. Чрезвычайная сессия приняла решение о передаче этих функций президенту Перу Ольянте Умале. (Обязанности председателя в течение одного года исполняет глава одного из государств-участников, очередность определяется в алфавитном порядке). Это беспрецедентное решение было мотивировано необходимостью поддержать процесс институционального развития объединения и нормальное функционирование председательства pro témpore. (Формально в нормативных документах UNASUR механизм приостановки участия и исключения не прописан). Предполагалось отменить санкции после очередных президентских выборов в Парагвае.
На состоявшихся в апреле 2013 г. всеобщих выборах победил Орасио Картес (см. Латиноамериканскую панораму за апрель 2013 года). 15 августа 2013 г. прошла инаугурация нового президента. Период временной приостановки членства Парагвая в UNASUR завершился. 30 августа 2013 г. состоялся первый официальный визит О.Картеса в столицу Суринама г. Парамарибо на VII встречу Совета глав государств UNASUR.
Важным событием саммита стала встреча О.Картеса со своим венесуэльским коллегой Н. Мадуро, прошедшая при посредничестве президента Бразилии Дилмы Руссефф. Тем не менее, двусторонние отношения между Парагваем и Венесуэлой по-прежнему усложнены. В свое время венесуэльская сторона не признала легитимность импичмента и правительства исполнявшего обязанности президента Федерико Франко, что привело к обоюдному отзыву послов из Каракаса и Асунсьона. Венесуэльский президент был объявлен парагвайским конгрессом персоной нон-грата и не был приглашен на церемонию инаугурации О.Картеса. Камнем преткновения стало вступление Венесуэлы в качестве полноправного члена в MERCOSUR, последовавшее сразу после приостановки участия Парагвая в работе этой организации. (Парагвайская сторона считает данное решение нелегитимным). В отношении произошедшей в Парамарибо встречи двух президентов отмечалось, что на ней были затронуты вопросы двусторонних отношений без обсуждения ситуации, связанной с MERCOSUR.
В ходе своего дебюта в качестве главы государства на саммите UNASUR О.Картес призвал коллег по континенту к совместной борьбе с бедностью и к консолидации демократии во всех странах региона. «Мы должны ставить своей целью борьбу с голодом и бедностью, сокращение неравенства, преодоление асимметрий. Наш регион в полной мере наделен богатством и изобилием для решения этих задач», - отметил парагвайский президент в своем обращении к участникам саммита. По инициативе парагвайской стороны в Декларацию Парамарибо был включен пункт, предоставляющий стране право проанализировать все решения, принятые UNASUR без участия Парагвая. Восстановление членства Парагвая в Союзе южноамериканских наций, проведенные двусторонние встречи и активная позиция парагвайской стороны свидетельствуют о заинтересованности ее руководства в нормализации отношений со странами региона и развитии интеграционных процессов на континенте.
Надежда Кудеярова
Социальные протесты крестьян и фермеров Колумбии
В августе 2013 г. правительство Колумбии столкнулось с массовыми акциями протеста, охватившими всю страну. Начало общенациональной забастовке было положено 19 августа выступлениями крестьян и фермеров, недовольных вступлением в силу договоров о свободной торговле, подписанных Колумбией с США и Европейским союзом. Последствием соглашений стало увеличение дешевого импорта сельскохозяйственной продукции и разорение неконкурентоспособных колумбийских хозяйств. Забастовку объявили производители сельскохозяйственной продукции, к ним примкнули транспортники, работники горнодобывающей отрасли и медицинских учреждений, учителя и студенты. Акции протеста поддержали и Революционные вооруженные силы Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC), вооруженные формирования, ведущие переговоры с правительством в кубинской столице.
В первый день забастовка была сравнительно немногочисленной: в 12 департаментах Колумбии на улицы вышло 12,5 тыс. человек. Первоначально правительство приняло жесткие меры по отношению к забастовщикам, силы правопорядка начали разгонять протестующих, в том числе и с применением боевых патронов. Это произвело обратный эффект – к протестным манифестациям начали присоединяться рядовые граждане, не связанные с профсоюзным и рабочим движением.
Особую активность проявили жители Боготы, организовавшие 17 маршей протеста, которые двигались из различных районов к центральной площади столицы. Город фактически был парализован, поскольку многие опасались пользоваться автомобилями из-за возможных актов вандализма, а участники манифестаций останавливали общественный транспорт и высаживали пассажиров. В большинстве университетов и колледжей прекратились занятия, студенческие организации вместе с профсоюзами проявили максимальную солидарность с протестующими аграрниками.
Антиправительственные демонстрации, самые массовые после всеобщей забастовки 1977 г., прошли в 30 из 32 основных городов. Около 200 тыс. фермеров перекрыли ключевые автомагистрали и заблокировали центральную часть (в первую очередь, департамент Бояка) и юг страны (департамент Нариньо). Колумбийские фермеры требовали увеличения государственных субсидий сельскому хозяйству, в знак протеста против низких закупочных цен и притока дешевой продукции из соседних стран, США и Евросоюза выливали молоко и высыпали кофе. Крестьянские рынки опустели, начались перебои с продуктами питания. В блокировании дорог участвовали и дальнобойщики, которые также требовали заморозить цены на бензин. В большинстве учебных заведений были отменены занятия, закрылись многие учреждения и большинство магазинов.
Правительство санкционировало 48 маршей протеста по всей территории страны, однако призвало их участников сохранять порядок и не допускать акций вандализма. Для обеспечения правопорядка были мобилизованы 20 тыс. полицейских, по мере роста социальных протестов их численность возросла до 59 тысяч. На помощь полиции были выведены воинские подразделения. Тем не менее, по данным правозащитников, в результате акций насилия с обеих сторон было объявлено о 660 случаях нарушений индивидуальных и коллективных прав человека, 12 крестьян погибли и 485 были ранены (в т.ч. 21 человек получил огнестрельные ранения), зафиксировано 52 случая преследований руководителей акций протеста и общественных лидеров.
К началу сентября руководству страны удалось договориться о разблокировании автомагистралей, президент Хуан Мануэль Сантос обещал провести реорганизацию правительства и созвать Национальный пакт по проблемам сельскохозяйственного сектора и социального развития для обсуждения выдвигаемого пакета требований. В результате основные акции протеста работников аграрного сектора прекратились.
Социальные волнения в очередной раз обнажили острые проблемы, с которыми сталкивается сельское хозяйство Колумбии. В отличие от других государств региона, в этой стране не было крупномасштабной аграрной реформы, до сих пор сохраняются крупные традиционные хозяйства. В то время как в городах, по официальным данным, уровень бедности составляет 18,9%, в сельской местности этот показатель достигает 46%. Ситуация усугубляется продолжающимся внутренним вооруженным конфликтом, в результате которого многие крестьяне вынуждены бросать свои участки и пополнять неформальный сектор в городах и поселках. Крестьяне, не связанные с выращиванием коки, страдают и от деятельности наркомафии, которая выдавливает их с насиженных мест и скупает за бесценок земельные наделы. В результате численность вынужденных переселенцев составляет от 5 до 6 млн человек, из 21,5 млн га плодородных земель для сельскохозяйственных нужд используется только 4,7 млн, а Колумбия вынуждена ежегодно импортировать 10 млн т продовольствия.
Не случайно аграрная реформа стала одним из ключевых пунктов на переговорах по урегулированию внутреннего вооруженного конфликта, проходящих в Гаване. Хотя диалог носит закрытый характер и его итоги пока не стали достоянием гласности, известно, что представителям власти и FARC удалось договориться о проведении аграрной реформы. Правительство заявило, что будет способствовать экономическому и социальному развитию в сельских районах. Одновременно приняты меры по возвращению незаконно отнятых земель их владельцам. Тем не менее, президент Х.М.Сантос признает, что сельское хозяйство страны переживает структурный кризис, а нынешний социальный взрыв стал результатом целого ряда явлений, накапливавшихся в течение десятилетий. Таким образом, хотя остроту проблем признают как верхи, так и низы, решение аграрного вопроса не будет простым и не осуществится в ближайшей перспективе.
Даря Прокина