ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

НОЯБРЬ 2013 ГОДА

  • Latinobarómetro o демократии в Латинской Америке
  • Колумбия: завершение второго этапа переговоров правительства с партизанами
  • Безопасность гражданского населения с человеческим лицом: ежегодный доклад ПРОООН
  • Закон о расширении президентских полномочий в Венесуэле
  • Всеобщие выборы в Гондурасе: неоднозначные итоги
  • Проблема коррупции в Латинской Америке


Latinobarómetro o демократии в Латинской Америке


1 ноября 2013 г. базирующаяся в Чили авторитетная неправительственная организация Latinobarómetro опубликовала очередной доклад об отношении населения региона к демократии и к существующим политическим режимам. Эта некоммерческая корпорация публикует ежегодные доклады, посвященные наиболее актуальным проблемам общественного развития Латинской Америки. Приводимые данные основываются на репрезентативных социологических опросах, охватывающих более 20 тыс. респондентов в 18 странах региона. Наряду с ними при подготовке доклада 2013 г. использовалась информация, предоставленная Межамериканским банком развития (Banco Interamericano de Desarollo, BID), Андской корпорацией развития (Corporación Andina de Fomento, CAF), Организацией ибероамериканских государств по вопросам образования (Organización de Estados Iberoamericanos para la Educación, OIE), Программой Организации Объединенных Наций по развитию (Programa de las Naciones Unidas para el Desarrollo, PNUD), Шведским агентством по международному развитию (Swedish International Development Cooperation Agency, SIDA) и другими.


Как отмечалось в предыдущем докладе в 2011 г., первое десятилетие нового века было успешным для социального и экономического развития региона. За указанный период уровень бедности снизился с 44 до 28%, доля региона в мировой экономике выроста с 5 до 8%, более 50 млн латиноамериканцев (около 8% населения) пополнили ряды среднего класса. Данные за 2013 г. показывают, что беспрецедентный экономический рост привел к тому, что регион стал более процветающим и более образованным. В то время как остальной мир в условиях экономического кризиса сталкивается с трудностями, латиноамериканский регион успешно развивается и постепенно повышает благосостояние своих граждан. Тем не менее, именно в Латинской Америке сохраняется самый высокий уровень социальной поляризации. Проблема неравенства по-прежнему затрагивает все стороны жизни каждой страны и всех ее граждан, разделяя регион на два совершенно разных мира. Один, достигший относительного благополучия, гордится торжеством демократии, другой – страдает от несправедливости, наблюдая за динамичным развитием своих соседей, которые совсем недавно ничем не выделялись среди ибероамериканского сообщества.


Авторы доклада приходят к выводу о том, что консолидация демократии на континенте напрямую зависит от степени политического, экономического и социального неравенства как граждан, так и стран в целом. Осуществляемый с 1995 г. мониторинг показывает, что число последователей демократии в регионе остается относительно стабильным (58% в 1995 г., 57% в 2000 г., 53% в 2005 г., 61% в 2010 г., 58% в 2011 г. и 56% в 2013 году). Число сторонников авторитаризма существенно меньше и тоже практически не меняется (17% в 1995 и 2000 гг., 15% в 2005 и 2010 гг., 17% в 2011 г. и 16% в 2013 году). По данным за 2013 г. максимальное число сторонников демократии наблюдается в Венесуэле (87%), Аргентине (73%), Уругвае (71%) и Чили (63%), минимальное – в Гондурасе (44%), Гватемале (41%) и Мексике (37%).


По итогам опроса авторы доклада выделили государства, где уровень поддержки демократии повысился по сравнению с предшествующим периодом (Венесуэла, Эквадор, Чили, Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Доминиканская Республика, Колумбия, Гватемала и Перу) и страны, где этот показатель снижается (Коста-Рика, Мексика, Уругвай, Панама, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор). Особая ситуация складывается в Мексике, где наблюдается заметный спад доверия населения к демократической форме правления, достигший минимального уровня при правительстве Фелипе Кальдерона (2006 – 2012). Средний уровень поддержки демократии в этой стране с 1996 по 2013 г. составил 49%, в 2002 г. он достигал 63%, а в 2013 г. – только 37%.


Поскольку многие респонденты вкладывают в понятие демократии разный смысл, задавался контрольный вопрос, включающий модифицированное определение демократии по Уинстону Черчиллю. (Выступая в Палате общин 11 ноября 1947 г., британский премьер заявил, что «много форм правления применялось и еще будет применяться в этом грешном мире. Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени». Авторы проекта просили респондентов выразить свое отношение к вопросу «У демократии могут быть проблемы, однако это лучшая форма правления». В целом по региону удельный вес сторонников подобной точки зрения достигал 79%, самые высокие показатели проявились в Венесуэле (93%), в Аргентине (90%) и Уругвае (88%), более низкие – в Перу (71%), Мексике и Сальвадоре (по 65%).


Очевидно, что в данном случае респонденты сравнивали идеальную в их представлении демократию с ее реальным воплощением в конкретных странах. Как показывают соцопросы, в целом по региону довольны функционированием демократии в своей стране только 39% населения, а недовольны – 57%. Только в трех государствах положительная оценка демократии превышает 50% (82% в Уругвае, 59% в Эквадоре и 52% в Никарагуа), меньше всего довольны положением дел перуанцы (25%), мексиканцы (21%) и гондурасцы (18%). Большинство населения региона (59%) считает, что только рыночная экономика способна обеспечить развитие. Самый высокий показатель отмечен в Гондурасе (69%), Венесуэле (695) и Доминиканской Республике (68%), относительно низкий – в Сальвадоре (45%, Чили (43%) и Панаме (38%). (Парадоксально, что именно Чили и Панама добились впечатляющих успехов, используя открытую рыночную экономику).


Очевидно, что поддержка рыночной модели отнюдь не исключает необходимость социальной защиты населения. Не случайно в определение демократии латиноамериканцы вкладывают не только политическую, но и социальную составляющую, а также реальную способность правительства справиться с существующими проблемами. На восприятии демократии негативно сказывается серьезный разрыв между богатыми и бедными, только 25% опрошенных считают распределение доходов справедливым. Несмотря на положительные социальные сдвиги, к средним слоям относят себя только 30% населения, в то время как 68% по-прежнему составляют лица с низкими доходами, половина из которых практически находится за чертой бедности, и 2% граждан считаются высшим классом.


В числе наиболее острых социальных проблем региона 24% респондентов называют преступность, 16% – безработицу и 6% – коррупцию. Первое место в списке стран, считающих преступность главной проблемой, занимает Венесуэла, а последнее Никарагуа. Важнейшим социально-демографическим фактором, определяющим существование демократии в стране, является качественное высшее образование. Поддержка демократических принципов становится сильнее при увеличении численности граждан с высшим образованием, способных лучше разбираться в политике и мировых процессах. Пока политикой интересуются только 28% латиноамериканцев, в списке стран лидирует Венесуэла (49%), последние места занимают Чили и Перу (по 17%).


На пути к консолидации демократии государства региона сталкиваются с трудностями различного характера и пытаются преодолеть их собственными усилиями, чем создают себе дополнительные препятствия. Тем не менее, во всех странах региона успешно функционируют демократические механизмы, одним из свидетельств которых являются регулярные выборы. С 2013 по 2016 г. в 17 из 18 изучаемых стран (за исключением Мексики) пройдут президентские выборы, с 2009 по 2016 г. были или будут избраны 34 президента.


Проанализировав результаты соцопросов, авторы проекта приходят к выводу о высокой степени поддержки демократических ценностей в регионе, однако отмечают необходимость совершенствования государственных институтов для воплощения этих ценностей в жизнь. Для преодоления существующих трудностей важно соблюдать баланс полномочий и независимость всех ветвей власти, права и свободы не только большинства, но и меньшинства граждан. Достижение этих целей невозможно без модернизации политической системы каждого государства. Поскольку руководители многих стран осознают первостепенность этой задачи, можно надеяться, что следующие доклады Latinobarómetro будут свидетельствовать об успешном продвижении Латинской Америки на пути к подлинной демократии.


Анна Габ
Збигнев Ивановский


Колумбия: завершение второго этапа переговоров правительства с партизанами


Осенью 2012 г. правительство Колумбии, возглавляемое президентом Хуаном Мануэлем Сантосом, и представители леворадикальной повстанческой группировки Революционные вооруженные силы Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) предприняли исторический шаг – инициировали переговорный процесс, направленный на прекращение внутреннего вооруженного конфликта, продолжающегося уже более полувека. Своего рода «дорожную карту» мирного процесса составили следующие пять пунктов: разработка комплексного плана развития сельского хозяйства (в том числе и более эффективное распределение земельной собственности и создание инфраструктуры в отдаленных районах); возможность политического участия герильи; прекращение конфликта, предполагающее разоружение вооруженных формирований и интеграцию их участников в мирную жизнь; решение проблемы наркотрафика и создание комиссии по установлению истины (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за октябрь 2012 года).


Многие аналитики относились к перспективам мирного процесса весьма скептически и считали, включенные в повестку дня проблемы будет сложно решить из-за неуступчивости той или иной стороны. Тем не менее, в ходе мирных переговоров удалось добиться определенных результатов. В мае 2013 г. противоборствующие стороны подписали соглашение по первому пункту «дорожной карты» – политике комплексного аграрного развития страны, который считался едва ли не самым проблемным. (Именно земельный вопрос первоначально послужил основной причиной внутреннего вооруженного конфликта, внесшего сотни тысяч жизней). Достигнутое в Гаване соглашение предусматривает создание земельного фонда, который будет определять законность владения землей и перераспределением наделов в пользу беднейших слоев населения. В случае незаконных захватов она будет конфискована и передана в вышеуказанный фонд.


6 ноября 2013 г. стороны добились подписания соглашения о будущем участии представителей герильи в политической жизни страны и возможном ее преобразован в легальную политическую партию. Как руководитель правительственной делегации, бывший вице-президент Умберто де ла Калье, так и представитель партизан Иван Маркес дали высокую оценку достигнутому соглашению, назвав его важным шагом на пути к прекращению конфликта и установлению реальной демократии в Колумбии. По мнению бывшего партизана, ныне директора колумбийского Фонда мира и примирения Леона Валенсии, этот пункт можно считать основополагающим для всего мирного процесса.


В соответствии с достигнутым соглашением политическим силам, общественным движениям и организациям, а также общинам будут предоставлены дополнительные возможности для внесения своих предложений и проектов на федеральном и региональном уровнях. Стороны также договорились предпринять меры по созданию гарантий и условий для примирения и прекращения практики навешивания ярлыков на противника, что предполагает сдержанность в риторике и уважительное отношение к политическим убеждениям оппонентов и участников других организаций. Для практической реализации этого пункта программы на национальном и региональном уровнях запланировано создать Советы по примирению и сосуществованию, которые будут оказывать помощь органам власти. Определенные изменения вносятся и в избирательную систему: в переходный период в добавление к существующим будут образованы дополнительные специальные временные избирательные округа для включения в политический процесс населения территорий, охваченных конфликтом. Кроме того, соглашение предполагает обеспечение всеобъемлющей системы безопасности для участников политического процесса, определение их прав, обязанностей и свобод, что должно способствовать преобразованию FARC в легальную политическую силу. Хотя вышеуказанные договоренности можно считать важным итогом мирных переговоров, не стоит забывать, что они вступят в силу только после достижения консенсуса по оставшимся пунктам повестки дня.


В конце ноября 2013 г. в рамках 17-го раунда переговоров противоборствующие стороны начали обсуждение проблемы наркотрафика, которая, по мнению И.Маркеса, является комплексной и требует участия всего международного сообщества. Глава делегации партизан заявил о неэффективности уничтожения посевов коки, которая, с его точки зрения, может принести пользу человечеству. Правительственная делегация заявила о необходимости продолжать политику, направленную на выращивание альтернативных культур. Обсуждение данной проблемы стороны продолжат 13 января 2014 года.


За последние годы колумбийскому правительству удалось добиться значительных успехов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, уничтожено множество лабораторий по производству кокаина, арестованы многие лидеры преступных группировок. Тем не менее, страна остается одним из крупнейших производителей кокаина, а FARC, по данным влиятельной исследовательской организации Insight Crime, контролирует до 70% посевов коки, одновременно незаконный оборот наркотиков остается одним из основных источников дохода данной вооруженной группировки. Не случайно FARC добивается серьезных уступок от правительства, из-за чего подписание соглашения по данной проблеме может затянуться на долгие месяцы.


Несмотря на очевидные успехи в мирных переговорах, в частности, подписание соглашений о земельной реформе и политическом участии FARC, по данным неправительственной корпорации Latinobarómetro за сентябрь 2013 г., мирный процесс поддерживает только 59% населения в районах, затронутых конфликтом, и лишь 53,7% на национальном уровне. Еще более скептическое отношение к последствиям мирного процесса: только 20,4% респондентов, проживающих в зоне конфликта, считают, что правительство должно гарантировать участие демобилизованных партизан в политике, а 65% высказываются против этой идеи. (В масштабах всей страны эти показатели составляют соответственно 18,3 и 70,6%). Инициативу преобразования леворадикальной группировки в легальную политическую партию поддерживают 15,4% жителей зоны конфликта, против нее – 68,4% респондентов. В то же время, по данным Национального консультационного центра Колумбии за ноябрь, рейтинг президента Х. М. Сантоса после подписания соглашения о политическом участии вырос с 44 до 55%.


Крайне сложной проблемой мирного процесса представляется реинтеграция демобилизованных членов FARC в мирную жизнь. Данные о численности этой леворадикальной группировки довольно противоречивы. По оценке Л.Валенсии, с 2002 по нынешнее время боевой состав организации сократился с 20 до 11 тыс., по информации Колумбийского агентства по вопросам реинтеграции численность партизан составляет 20 – 25 тыс., а по официальным данным министерства обороны – только 7,2 тыс. человек. Это грозит тем, что оставшиеся неучтенными члены FARC могут вновь взяться за оружие, сформировав после завершения мирного процесса вооруженные преступные группировки. Подобная ситуация сложилась после демобилизации в 2002 – 2006 гг. праворадикального формирования «Объединенные силы самообороны Колумбии» (Autodefensas Unidas de Colombia, AUC).


Одним из способов решения данной проблемы могут стать крестьянские заповедные зоны, созданные в соответствии с законом № 160 от 1994 года. Их идея состоит в том, что каждый фермер владеет определенным участком земли в демилитаризованный районах. Для их создания необходимо разработать план развития, определяющий условиях работы фермеров и их потребности в основных услугах. Государство должно оказать всяческую помощь в развитии инфраструктуры, системы здравоохранения и т. д. в указанных районах. В настоящее время в Колумбии существует шесть крестьянских заповедных зон в департаментах Гуавьяре, Кундинамарка, Какета, Боливар, Антьокия и Путумайо.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод что, даже при подписании окончательного мирного соглашения с леворадикальными партизанами его воплощение в жизнь может растянуться на долгие годы.


Никита Потапов


Безопасность гражданского населения с человеческим лицом: ежегодный доклад ПРОООН


Несмотря на то, что в последнее десятилетие страны Латинской Америки добились значительных успехов в сфере экономики, в регионе наблюдается значительный рост преступности и незащищенности гражданского населения от криминала. С 2000 по 2010 г. уровень убийств в регионе вырос на 11%, в то время как на других континентах данный показатель стабилизировался или даже снизился. За последнее десятилетие более миллиона жителей Латинской Америки и Карибского бассейна погибли в результате разного рода насильственных действий. Этот парадокс послужил поводом для полномасштабного исследования, результаты, которого были опубликованы в ежегодном докладе Программы развития ООН. Одновременно авторы доклада предложили специально разработанные ими рекомендации для преодоления кризиса в сфере безопасности.


12 ноября 2013 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась презентация регионального Доклада ПРООН о развитии человека: «Безопасность гражданского населения с человеческим лицом: факты и предложения для региона Латинской Америки».


Объектом исследования стал уровень незащищенности населения в 18 странах (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Доминиканская Республика, Уругвай и Венесуэла), в 11 из них на 100 тыс. жителей приходится более 10 убийств. Более того, за последние 25 лет показатели разбойных нападений в регионе увеличились в три раза. Доклад базируется на шести взаимосвязанных элементах, которые негативно сказываются на развитии региона: преступления, совершаемые молодежью и направленные против молодежи, уличная преступность, коррупция, насилие, совершаемое представителями власти, организованная преступность, преступления по половому признаку.


Как отмечается в документе, не существует прямой зависимости между количеством преступлений и социальной ситуацией: при то, что с 2004 по 2010 г. уровень бедности и социального неравенства в регионе заметно снизился, более чем в половине исследуемых стран, количество убийств возросло. Согласно докладу, в 2012 г. каждый третий латиноамериканец стал жертвой преступления с применением насилия. На совершение преступлений молодых людей провоцируют выросшие стандарты потребления, а также низкая социальная мобильность. Негативное влияние оказывают и стихийная урбанизация, недостатки системы образования, подрыв значимости института семьи. Незаконный оборот огнестрельного оружия, злоупотребление наркотиками и алкоголем, контрабанда наркотиков также провоцируют насилие, однако, согласно докладу, не являются его прямыми причинами. В основе сложившейся ситуации лежит неспособность государств Латинской Америки эффективно противостоять трем главным угрозам безопасности граждан и социальной стабильности – коррупции, безнаказанности преступников и практике наказаний, несоразмерных тяжести совершенного преступления.


Исследования, проведенные в тюрьмах Аргентины, Бразилии, Чили, Сальвадора, Мексики и Перу отражают существующие социальные проблемы. Каждый третий заключенный ушел из дома в возрасте до 15 лет (в Чили каждый второй), а 13% осужденных аргентинцев и 27% молодых преступников Сальвадора никогда не знали своих родителей. Доклад демонстрирует, что 40% заключенных Чили не получили даже начального образования. Во всех исследуемых странах более 80% заключенных не получили полного школьного образования. Так же доклад отражает связь между урбанизацией и ростом преступности. В большинстве стран наряду с ростом городского населения (в среднем на 2% в год) увеличивается и уровень убийств. Исключениями из этой статистики являются Парагвай и Колумбия. Подростки мужского пола и молодые мужчины чаще других социальных групп становятся как жертвами, так и преступниками.


На 100 тыс. жителей уровень убийств среди молодежи составляет в Сальвадоре 92,3, Колумбии – 73,4, Венесуэле – 64,2, Гватемале – 52,4, Бразилии – 51,6. Существенную угрозу общественному развитию и соблюдению прав человека представляют преступления по половому признаку. Статистика домашнего насилия, изнасилований и убийств женщин выросла почти во всех исследуемых странах. В рамках программы развития ООН были проведены исследования среди заключенных, совершивших преступления сексуального характера. В среднем 80% осужденных знали жертву до совершения преступления, а 30% осужденных были родственниками жертв.


Нужно отметить, что чувство незащищенности в обществе носит субъективный характер. Так, согласно исследованию, пять из десяти латиноамериканцев ощущают ухудшение в сфере безопасности. В Гондурасе, имеющем самые высокие показатели убийств в мире (86,5 на 100 тыс.) восемь из десяти граждан чувствуют себя в относительной безопасности в рамках своего округа. В Чили, где показатели убийств самые низкие в регионе (2 на 100 тыс.), ощущают себя в безопасности семь из десяти опрошенных.


Незащищенность общества негативно сказывается на экономическом потенциале всего региона. Если бы общий уровень смертности не увеличивался за счет высокого уровня убийств, то ВВП стран Латинской Америки был бы выше на 0,5 %. Самые большие убытки от преступности несут Гондурас (10,54 % ВВП), Парагвай (8,7%), Чили (3,32%) и Коста-Рика (2,52%). Высокий уровень преступности влечет за собой дополнительные государственные расходы на судопроизводство, тюрьмы и штат полицейских. Тем не менее, практика показывает, что репрессивные меры, в том числе и ужесточение законодательства, напротив, приводят к всплеску насилия и повышению уровня преступности. Оценка предшествующего опыта подтверждает, что более позитивные результаты дают меры, направленные на защиту прав человека на жизнь, достоинство и физическую неприкосновенность, которые являются общественными благами, находящимися в зоне ответственности государства. По мнению авторов, Латинская Америка нуждается в реформах институтов безопасности – полиции, прокуратуры, судов, которым необходимо повышать уровень квалификации, стандарты приема на работу и механизмы управления. По данным исследования, уровень доверия к судопроизводству в странах Латинской Америки крайне низок. Пенитенциарная система переживает кризис, некоторые факторы, такие как слабость института полиции и судопроизводства, переполненность тюрем и нарушение процедуры превентивного заключения негативно сказываются на развитии стран. Пенитенциарная система не способствовала перевоспитанию преступников, напротив, тюрьмы превращались в плацдарм для нарушений прав человека, поощрения насилия, расцвета криминальных группировок и рецидивизма. Кроме того, заключение под стражу как решение проблем в сфере безопасности привело к переполненности тюрем и не способствовало социальной реинтеграции бывших заключенных.


Из-за широко распространенного чувства незащищенности населения в странах Латинской Америки государственные структуры обеспечения безопасности утрачивают свою роль, а востребованность услуг телохранителей растет на 10% в год. В данный момент численность телохранителей на 50% превышает количество полицейских. Частные охранные предприятия являются самыми вооруженными в мире, по этому показателю они опережают в Европу в 10 раз. Это явление как нельзя лучше подчеркивает тот факт, что различные социальные группы располагают неравными ресурсами для обеспечения безопасности.


На базе исследования авторы дали десять рекомендаций по выходу из кризиса, сложившегося в сфере безопасности, при разработке которых была учтена специфика региона, а также потребности женщин и молодых людей Латинской Америки:

- Объединение усилий отдельных стран для снижения уровня преступности и насилия, учитывая изученный материал и опыт прошлого.


- Предотвращение преступности и насилия, отказ от дискриминации, продвижение равноправия и беспристрастности.


- Снижение безнаказанности посредством усиления безопасности и укрепления института правосудия, основанного на защите прав человека. Действия правительства должны контролироваться гражданами с целью эффективного установления, пресечения и наказания преступлений, связанных с коррупцией, злоупотреблением полномочиями и нарушением прав человека.


- Выработка государственной политики, направленной на защиту наиболее уязвимых слоев населения, подразумевает наращивание присутствия полиции в местах сосредоточения криминала для предотвращения таких преступлений как убийства, похищение людей, работорговля, сексуальная эксплуатация, вымогательство.


- Конструктивное участие гражданского общества и других заинтересованных сторон с целью создания эффективной системы безопасности граждан для решения первоочередных задач на местном уровне. Организация работы университетских научно-исследовательских групп с доступом к информации в сфере обеспечения безопасности граждан, предоставляемой государственными учреждениями.


- Создание дополнительных возможностей для личностного развития молодежи. Объединение общественных и государственные структур для повышения уровня образования и создания дополнительных рабочих мест, что особенно важно в наиболее бедных районах. Социальная реинтеграция несовершеннолетних преступников. Защита молодежи от негативного влияния СМИ, в частности, от популяризации криминальной культуры.


- Поощрение программ, направленных на искоренение насилия против женщин. Эффективное применение действующего законодательства с целью предотвращения и наказания преступлений по половому признаку, включая законы о домашнем и сексуальном насилии, а также об убийстве женщин. Разработка образовательных программ, направленных на формирование уважительного отношения к женщине и ее правам.


- Защита прав жертв преступлений, обучение и переподготовка сотрудников, задействованных в работе с жертвами преступности и членами их семей.


- Поддержка инициатив, нацеленных на устранение факторов, которые усугубляют или приводят к росту преступности, таких как злоупотребление алкоголем и наркотиками, возможность приобретения огнестрельного оружия. Ужесточение закона о применении огнестрельного оружия. Разработка государственной программы здравоохранения, направленной на профилактику и лечение наркозависимости. Сокращение времени продажи алкоголя, пресечение его продажи несовершеннолетним.


- Укрепление механизмов международного сотрудничества. Активизация сотрудничества по линии «Юг-Юг» между правоохранительными органами стран Латинской Америки. Организация форума на базе Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна для обмена опытом и координации инициатив, направленных на предотвращение возможных негативных последствий резких изменений в политике безопасности. Расширение обмена информацией между странами и реализация эффективной координации полицейских операций в регионе с целью ликвидации транснациональных преступных организаций.


Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблема общественной безопасности требует комплексного решения с учетом специфики латиноамериканского региона.


Евгения Аксиненко


Закон о расширении президентских полномочий в Венесуэле


19 ноября 2013 г. Национальная ассамблея Венесуэлы большинством голосов одобрила во втором чтении закон о предоставлении президенту особых полномочий (Ley Habilitante). Отныне в течение года глава государства может издавать указы, имеющие силу закона, без предварительного рассмотрения и одобрения высшим законодательным органом страны.


Принятие закона стало кульминацией целого ряда событий. 7 ноября правительство приняло пакет мер, призванных стабилизировать экономику. Было объявлено о создании единого Национального центра внешней торговли, призванного координировать валютные операции и потоки. (Ранее этим занимались Комиссия по управлению валютой, Дополнительная система по регулированию валютой и Банк внешней торговли). Одновременно правительство анонсировало создание Национальной корпорации по внешней торговле, призванной сосредоточить внешнеторговые операции в руках государства. Сразу же под предлогом борьбы с дефицитом началась крупномасштабная гражданско-военная операция по ревизии складов магазинов для поиска припрятанных товаров. Данные меры стали очередным этапом резкого усиления роли государства, особенно исполнительной власти, в регулировании экономики.


8 ноября президент Николас Мадуро обратился к Национальной ассамблее с просьбой предоставить ему расширенные полномочия для борьбы с коррупцией и экономическим саботажем со стороны частных предприятий. После прихода к власти Н. Мадуро, по данным Министерства внутренних дел, было проведено 77 судебных разбирательств и 50 крупных налоговых проверок, в результате которых по обвинению в ростовщичестве, спекуляции и нарушении государственного порядка были привлечены к уголовной ответственности 50 человек. (Официальная пресса квалифицирует задержку поставок в государственные магазины, невыполнение контрактов, завышение потребительских цен и т. д. как «экономическую войну», победа в которой означала бы новый этап боливарианской революции).


По действующей конституции закон о расширении полномочий президента должен быть принят квалифицированным большинством в 99 голосов. Поскольку проправительственная фракция в Национальной ассамблее составляла 98 парламентариев, 12 ноября один из оппозиционных депутатов был лишен мандата по обвинению в коррупции, а его место должен был занять сторонник власти. Оппозиция обвинила парламентское большинство в манипулировании составом парламента.


14 ноября была рассмотрена конституционность предоставления дополнительных полномочий исполнительной власти и предоставлен мандат недостающему 99-му депутату. В день голосования сторонники Н. Мадуро проведены манифестации в поддержку нового закона, многие демонстранты несли растяжки со словами: «Я – 99-й депутат». Оппозиция категорически выступила против предоставления Н. Мадуро расширенных полномочий, назвав это «приватизацией законодательства», все 66 депутатов от Круглого стола демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD) проголосовали против.


Сразу же после принятия нового закона Н. Мадуро издал указ о регулировании цен, определении себестоимости и максимальных прибылей в сфере торговли и услуг. В Венесуэле уже действует так называемый Закон о справедливых затратах и ценах (Ley de Costos y Precios Justos), однако, не всегда соблюдается на практике. Новый указ ограничивает прибыль предпринимателей 15-30% в зависимости от типа товара, а на компании, уличенные в чрезмерном завышении цен, налагаются крупные штрафы. Сразу же после подписания указа начались массовые проверки, самым громким случаем стало наложение штрафа в размере 83 тыс. долл. на филиал североамериканской транснациональной корпорации General Motors, продававший автомобили и запчасти по завышенным на 7% ценам. Опасаясь санкций, ряд фирм, торгующих продовольствием и бытовой техникой, были вынуждены снизить цены в среднем на 50-70%. Второй указ Н. Мадуро касался создания вышеупомянутых Национального центра внешней торговли и Национальной корпорации по внешней торговле. Последняя, помимо осуществления внешнеторговых связей, будет заниматься выдачей лицензий частным фирмам на ведение экспортно-импортных операций и следить за соблюдением государственных норм внешней торговли.


В конце ноября Н. Мадуро выступил с инициативой придать статус закона правительственной программе национального развития «План Родины 2013 – 2019», разработанной еще У. Чавесом в преддверии президентских выборов 2012 года. Этот же документ рассматривался в качестве предвыборной платформы самого Н.Мадуро в апреле 2013 года. Стратегические цели программы включают защиту и укрепление национальной независимости, строительство социализма, превращение Венесуэлы в мощную державу в социально-экономическом плане, формирование новой геополитики и содействие защите жизни на планете. По мнению председателя Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо, указанный план является вторым по значимости документом после конституции. После одобрения инициативы президента парламентом (4 декабря 2013 г.) противодействие «Плану Родины» будет расцениваться как нарушение законности и караться более жесткими санкциями.


Принятые политические и экономические меры направлены на преодоление сопротивления предпринимательских кругов проводимой политике и усиление роли государства в экономике, ситуация в которой по-прежнему остается достаточно тяжелой. По данным Центробанка Венесуэлы, аккумулированная инфляция с января по октябрь 2013 г. составила 45,8%, что на 13,5% выше аналогичного показателя в 2012 году. По информации Венесуэльского института анализа данных, 80,8% респондентов беспокоит отсутствие безопасности и 54,3% – дефицит товаров и услуг.


За время пребывания у власти Уго Чавесу предоставлялись расширенные полномочия четыре раза. Благодаря им были приняты законы, составляющие основу современной венесуэльской экономики (закон об углеводородах, закон о земле и аграрном развитии и другие). В 1999 г. за шесть месяцев было издано 43 декрета-закона, в 2000 г. за год – 49, в 2007-2008 гг. за 18 месяцев – 59 и в 2010-2011 гг. за 18 месяцев – 54 декрета-закона. В общей сложности количество президентских указов превышает число законов, принятых Национальной ассамблеей. (Данная законодательная норма существовала и до прихода Чавеса к власти и принятия Конституции 1999 г., однако применялась предыдущими президентами крайне редко).


Андрей Пятаков


Всеобщие выборы в Гондурасе: неоднозначные итоги


24 ноября 2013 г. в Гондурасе состоялись всеобщие выборы, на которых 5,3 млн граждан, имеющих право голоса, избрали президента, трех вице-президентов, 128 депутатов однопалатного Национального конгресса, 20 депутатов Центральноамериканского парламента и 298 мэров городов.


Впервые за последние десятилетия в выборах участвовали девять партий (две из них образовали альянс для выдвижения единой кандидатуры). Явными фаворитами предвыборной гонки были Хуан Орландо Эрнандес, кандидат правящей Национальной партии (Partido Nacional, PN) и лидер недавно созданной оппозиционной партии «Свобода и обновление» (Libertad y Refundación, LIBRE) Ксиомара Кастро, супруга отстраненного от власти в результате переворота 2009 г. Мануэля Селайи.


Президент Гондураса избирается относительным большинством в одном туре голосования на один срок без права переизбрания. По официальным данным, победителем стал Х. О. Эрнандес, набравший 36,8% голосов. Второе место заняла К. Кастро (28,79%), третье – кандидат Либеральной партии (Partido Liberal, PL) Маурисио Вильеда (20,28%) и четвертое – представитель правоцентристской Антикоррупционной партии (Partido Anticorrupción, PAC) Сальвадор Насралья (13,52%). В выборах приняли участие 60,4% электората. Это на 11% выше по сравнению с президентскими выборами 2009 г., что свидетельствует о возросшей политизации гондурасского общества.


45-летний Х.О.Эрнандес – адвокат по образованию и подполковник запаса, начал свою политическую карьеру в 1990 г. в качестве помощника депутата. Начиная с 1997 г., постоянно избирался в Национальный конгресс, в 2010 – 2013 гг. занимал пост его председателя. В условиях все возрастающей волны насилия правящая партия строила свою предвыборную кампанию на укреплении безопасности и правопорядка, обещая предоставить максимальные полномочия недавно созданной военной полиции.


В течение десятилетий в Гондурасе сохранялась политическая монополия Национальной и Либеральной партий. После 2009 г. политический ландшафт стал более разнообразным. На правом фланге появилась Антикоррупционная партия, зарегистрированная в марте 2012 года. Ее лидер С. Насралья, инженер по специальности, окончил Католический университет Чили и длительное время работал на телевидении спортивным комментатором, что обеспечило ему узнаваемость и популярность среди гондурасцев. В последние годы он вел ряд теле- и радиопередач, на которых выступал с резкой критикой двухпартийной системы, обвиняя власти страны в коррумпированности и продажности.


Левая и левоцентристская оппозиция, расценивающая смещение М.Селайи как государственный переворот, возникла на волне массовых акций протеста, требовавших восстановить полномочия избранного президента. Необходимость координации действий привела к созданию Национального фронта против государственного переворота (Frente Nacional сontra el golpe de Estado). После очередных президентских выборов 2009 г., когда стало очевидно, что возвращение М. Селайи к власти невозможно, коалиция была переименована в Национальный фронт народного сопротивления (Frente Nacional de Resistencia Popular, FNRP), выступавший за восстановление политических прав М.Селайи. В мае 2011 г. экс-президент вернулся на родину, а в октябре 2011 г. фронт выполнил все необходимые формальности и трансформировался в партию LIBRE. Поскольку в соответствии с действующей конституцией М.Селайя не мог баллотироваться на пост президента, кандидатом на высший государственный пост была выдвинута его жена. Сам экс-президент стал председателем партии, избран депутатом и, по всей вероятности, возглавит оппозиционную фракцию.


Партия LIBRE достаточно аморфна, в ней сосуществуют по крайней мере два течения. Первое составляют умеренные соратники М. Селайи из Либеральной партии, сохранившие верность экс-президенту, и представители национально ориентированного бизнеса. Второе крыло включает радикально настроенных активистов социальных движений протеста, возникших после 2009 года. Нередко оба течения придерживаются противоположных позиций. Внутрипартийные разногласия, политическая неопределенность и незавершенная институционализация LIBRE как политической партии стали главной причиной поражения ее кандидата в президентской гонке.


К. Кастро 54 года, в свое время она руководила избирательным штабом своего супруга. Во время нынешней избирательной кампании кандидат в президенты призывала к созданию широкой коалиции, включающей представителей бизнеса, политиков и гражданского общества, и выступала за национальное примирение, внутриполитическую стабильность и мир, в какой-то мере дистанцировалась от боливарианского «социализма ХХI века», позиционируя себя сторонницей социал-демократии, защиты частной собственности и привлечения иностранных инвестиций. В то же время К.Кастро не отказалась от идеи реформирования конституции, ставшей основной причиной смещения М.Селайи. Кандидатура оппозиции нашла поддержку у ряда известных политиков, в частности, у экс-президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы.


Несмотря на проигрыш в президентской гонке, партии LIBRE удалось выполнить «программу-минимум» и разрушить политическую гегемонию традиционных партий: по итогам нынешних выборов фракция PN сократилась с 71 до 47, а представительство PL – с 45 до 26 депутатов. Более того, LIBRE смогла обогнать либералов и занять 39 мест в парламенте. 13 депутатов представляют Антикорруционную партию. Христианско-демократическая партия (Partido Demócrata Cristiano), Партия демократической унификации (Partido Unificación Democrática) и Партия обновления и единства (Partido Innovación y Unidad) получили только по одному депутату (в предыдущем составе конгресса – соответственно 5, 4 и 3 депутата). Таким образом, правящая Национальная партия не имеет парламентского большинства и будут вынуждена искать поддержки у Либеральной партии, что, по всей видимости, сделает законодательную политику правых более сбалансированной и умеренной. Обновленный состав парламента приступит к работе 25 января 2014 года. Оппозиция не признала итогов голосования и подготовила доклад о многочисленных нарушениях. Участники акций протеста требовали пересчета голосов и даже проведения новых выборов.


Новый президент получает в наследство тяжелую экономическую ситуацию, социальную нестабильность и крайне поляризованное общество. По данным Национального института статистики, с 2009 по 2012 г. число гондурасцев, проживающих за чертой бедности, увеличилось с 58 до 66%, в том числе доля нищих – с 36 до 46%. Уровень безработицы к началу 2013 г. составлял 51% трудоспособного населения. За годы предыдущего президентского мандата темны экономического роста снизились с 7,8 до 3,5%, по уровню восприятия коррупции страна опустилась со 121 на 133 место в мире. Количество убийств с применением насилия выросло с 37 до 85,5 на 100 тыс. населения.


Инаугурация новоизбранного президента состоится 27 января 2014 года. После объявления окончательных результатов выборов Х.О.Эрнандес посетил соседние Панаму, Коста-Рику и Никарагуа и провел переговоры с потенциальными инвесторами из США с целью исполнения одного из своих предвыборных обещаний – создать 800 тыс. новых рабочих мест путем привлечения иностранных капиталовложений.


Андрей Пятаков


Проблема коррупции в Латинской Америке


Коррупция – один из феноменов, оказывающих негативное влияние на экономический рост государств. По данным международных агентств, в результате коррупционных операций государственные бюджеты стран Латинской Америки теряют миллионы долларов, которые могли бы пойти на решение серьезных социальных проблем региона. К тому же, по оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, при искоренении данного феномена ВВП стран латиноамериканского региона мог бы быть выше на 2-3%.


В соответствии с ежегодным докладом «Индекс восприятии коррупции в 2013 г.», выпущенным влиятельной международной организацией Transparency International, наименее коррумпированным государством Латинской Америки является Уругвай (73 балла и 19 место в рейтинге из 177 стран), далее следуют Чили (22), Пуэрто-Рико (33) и Коста-Рика – 49 место. Самыми коррумпированными странами Латинской Америки в 2013 г. считаются Венесуэла (160 место), Парагвай (150), Гондурас (140), Никарагуа (127) и Гватемала (123 место).


В ноябре 2013 г. состоялись важные международные встречи, посвященные проблеме коррупции в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. 8 ноября в городе Санта-Крус (Боливия) прошло первое Совещание министров и представителей высших органов власти по предотвращению и борьбе с коррупцией в рамках Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). По результатам данной встречи была подписана декларация, в соответствии с которой государства Латинской Америки взяли на себя конкретные обязательства содействовать принятию и осуществлению Конвенции ООН и Межамериканской конвенции по борьбе с коррупцией, продвигать развитие политики, основанной на участии граждан в борьбе с данным феноменом, повышении прозрачности и неподкупности в государственном и частном секторах, использовании новых информационных технологий, а также международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, отказе во въезде в страны-члены CELAC государственным служащим, замешанным в коррупционных операциях. Также участники встречи договорились об обмене практиками, применяемыми в борьбе с данным феноменом.


25-29 ноября в Панаме прошла Пятая конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции. В ней приняли участие более 1500 экспертов, членов правительственных делегаций и представителей международных организаций.


Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г. и призвана усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В этом документе отмечается, что коррупция тормозит экономическое развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности. Предполагается, что все страны-участницы должны привести национальное законодательство в соответствие с данной конвенцией.


По оценкам Всемирного банка, ежегодный ущерб от коррупции в развивающихся странах составляет от 20 до 40 млрд долл., при этом наносится огромный ущерб окружающей среде. Так, из-за коррупции только цены на водоснабжение увеличиваются на 40%, что эквивалентно 12 млрд долларов.


Все участники конференции однозначно подчеркнули важность преодоления коррупции. В частности, организатор встречи, президент Панамы Рикардо Мартинелли отметил, что Конвенция ООН позволяет объединить усилия и противостоять одной из самых больших проблем, с которыми сталкивается глобальное сообщество. Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) Юрий Федотов подчеркнул, что коррупция провоцирует другие виды преступной деятельности, такие как транснациональная организованная преступность и незаконный оборот наркотиков.


Повестка дня конференции включала организационные вопросы, мониторинг воплощения в жизнь конвенции ООН, проблемы технической помощи, предупреждения коррупции, возвращения активов, международное сотрудничество и т.д. Итоги мероприятия нашли отражение в специальном докладе по этой проблеме.


При анализе региональных особенностей коррупции авторы тематического доклада сосредоточились на проблеме сотрудничества с правоохранительными органами (статья 37 Конвенции) и дискреционных юридических полномочиях (пункт 3 статьи 30 Конвенции), поскольку именно эта тематика вызывает больше всего различий в регионах мира.


В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции предусматривается создание специального механизма обзора хода осуществления данной Конвенции, неотъемлемым компонентом которого является техническая помощь.


Она включает в себя такие меры, как оказание содействия в выявлении слабых мест в осуществлении конвенции и помощь законодательным органам в целях включения положения Конвенции в национальное законодательство. Так, например, за период с 2011 г. помощь в подготовке законопроектов и юридические консультации были предоставлены более чем 20 государствам. Оказывается помощь в содействии международному сотрудничеству по уголовно-правовым вопросам и в принятии мер по возвращению активов. Функционирование данного механизма способствовало десенсибилизации и деполитизации проблемы коррупции и превращению ее в предмет откровенного и конструктивного глобального диалога между регионами и правовыми системами.


 В сфере международного сотрудничества для подробного анализа осуществления Конвенции на региональном уровне было отобрано две темы из тематических докладов: основания для отказа в международном сотрудничестве и специальные методы расследования.


В странах Латинской Америки и Карибского бассейна, включенных в обзор, преступления, которые могут повлечь выдачу, определены в законодательстве исходя из срока наказания (тюремное заключение на срок от одного года либо подлежащий отбытию срок продолжительностью не менее шести месяцев или, в одной стране, не менее одного года). В большинстве стран региона отсутствуют конституционные или законодательные ограничения на выдачу собственных граждан и либо их выдача допускается в тех случаях, когда она разрешена соответствующими договорами. Основанием для отказа в выдаче может служить характер преступления (воинское или политическое, но не финансовое). В некоторых странах Латинской Америки оговорка о политическом характере преступления не может служить основанием для отказа в выдаче в связи с некоторыми видами преступлений, если запрашиваемое государство приняло на себя международное обязательство "выдавать или судить". Среди других оснований для отказа упоминались доводы правовой защиты и возможной дискриминации или соображения процессуального характера (истечение срока давности, отсутствие достаточных доказательств того, что преступление совершено лицом, требуемым к выдаче).


Использование специальных методов расследования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна допускается лишь в ограниченном числе случаев. Специальные методы могут включать в привлечение секретных агентов (при условии соблюдения законности), однако запрещено привлекать агентов-провокаторов в рамках расследования дел о коррупции и видеонаблюдение.


Очевидно, что решение проблемы коррупции требует комплексного подхода, основанного на повышении общей культуры неподкупности как в частном, так и в государственном секторах, ужесточения уголовного законодательства, активном внедрении специальных методов расследования и предупреждении коррупционных актов.


Кристина Кембель
Никита Потапов

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005