ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ДЕКАБРЬ 2013 ГОДА

  • Визит президента Колумбии Х.М.Сантоса в США
  • Нельсон Мандела и Латинская Америка
  • Муниципальные выборы в Венесуэле
  • Конституционная реформа в Никарагуа
  • Президентские и парламентские выборы в Чили
  • Второй внеочередной cаммит ALBA – Petrocaribe


Визит президента Колумбии Х.М.Сантоса в США


2 декабря 2013 г. президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос прибыл в США с официальным визитом. Первым пунктом его программы стала речь в Университете Майами. Затем колумбийский руководитель направился в Белый дом на встречу со своим американским коллегой Бараком Обамой. Президенты двух стран обсудили широкий круг вопросов. Б.Обама подчеркнул, что Колумбия – важный партнер Вашингтона в регионе, дружеские отношения между странами основаны на демократических ценностях, взаимных экономических интересах и общих представлениях о вопросах безопасности. Колумбия и США, по словам американского президента, успешно расширяют свое сотрудничество не только в традиционной для двух стран сфере региональной безопасности, но и в области торговли и экономики, освоения энергетических ресурсов, инфраструктурных проектов и т.д. По оценкам экспертов, за последнее время экспорт из США в Колумбию вырос почти на 20%. Президент США привел этот пример как доказательство активного сотрудничества в торговой сфере, которое создает тысячи рабочих мест для американцев. В ближайшей перспективе обе стороны рассчитывают удвоить достигнутые результаты.


В ходе обсуждения проблем безопасности граждан и прав человека Б.Обама дал высокую оценку успехам колумбийского правительства в процессе мирных переговоров с партизанами из Революционных вооруженных сил Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC). (Cм. подробнее Латиноамериканскую панораму за ноябрь 2013 года). Президенты двух стран обсудили действующий с 1999 г. «План Колумбия», сыгравший важную роль в борьбе с наркотрафиком и терроризмом. По мнению президента Колумбии, в современных условиях в прекращении внутреннего вооруженного конфликта более эффективную роль могут сыграть проходящие в Гаване  мирные переговоры. Президент Сантос дал высокую оценку в организации переговорного процесса Кубы, Норвегии, Чили и Венесуэлы. В новых исторических условиях на первый план двусторонних отношений между США и Колумбией вышла не борьба с  организованной преступностью, а проблемы экономического сотрудничества, развития образования и технологий. Предложенная колумбийским президентом программа «Партнерство во имя прогресса и мира» в какой-то мере продолжает идеи президента Джона Ф. Кеннеди относительно сотрудничества между Латинской Америкой и США, сформулированные более полувека назад.


В рамках визита Х.М.Сантос выступил с речью в Национальном пресс-клубе, принял участие в торжественном заседании Постоянного совета Организации американских государств (Organización de los Estados Americanos, OEA, ОАГ), провел встречу с лидером демократического меньшинства в Палате представителей Нэнси Пелоси и со спикером Палаты представителей Конгресса США республиканцем Джоном Бонером, который считается третьим человеком во властной иерархии государства. Х.М.Сантос провел переговоры с президентом Межамериканского банка развития (Banco Interamericano de Desarrollo, BID) Луисом Альберто Морено, а также принял участие в ужине, организованном Атлантическим советом – центром, способствующим трансатлантическому сотрудничеству. В завершение президент Колумбии прочел лекцию в Университете Вирджинии.


20 ноября 2013 г. Х.М.Сантос объявил о своих намерениях баллотироваться на пост президента в мае 2014 года. По мнению некоторых экспертов, одной из целей этого визита было повышение рейтинга действующего главы государства среди избирателей благодаря успешной внешней политике. Пока популярность Х.М.Сантоса в значительной мере зависит от успехов мирного процесса. В свое время нынешний президент, занимавший пост министра обороны в правительстве Альваро Урибе (2002 – 2010), пришел к власти как сторонник исключительно жестких методов в вопросах борьбы с терроризмом. Впоследствии он занял более гибкую политику, признав FARC субъектом вооруженного конфликта, и пошел на переговоры с партизанами. Хотя противоборствующим сторонам удалось достигнуть соглашения по поводу аграрной реформы и превращения FARC в легальную политическую силу, далеко не все фракции FARC согласны на демобилизацию и прекращение вооруженной борьбы. Несмотря на мирные переговоры, продолжаются как террористические акции боевиков, так и военные операции правительственных силовых структур. Маловероятно ожидать разрешения вооруженного конфликта, продолжающегося более полувека, до президентских выборов 2014 года. Нельзя не учитывать, что рейтинг Х.М.Сантоса существенно снизился после массовых акций социального протеста в августе 2013 года. Поскольку избирательная кампания, скорее всего, будет достаточно острой, успешная внешнеполитическая деятельность нынешнего главы государства может способствовать его переизбранию на второй срок.


Александр Лосев


Нельсон Мандела и Латинская Америка


Кончина великого борца с апартеидом, хотя и ожидаемая (он ушел из жизни в 5 декабря 2013 г. возрасте 95 лет), повергла Латинскую Америку в траур. Простые люди и правительства континента, независимо от их убеждений, слали письма и телеграммы соболезнования. Всемирно известный политик наладил тесные связи с регионом, где его встречали с распростертыми объятиями.


Находясь в Венесуэле в 1991 г. в качестве президента Африканского национального союза спустя год после выхода из тюрьмы, он дал высокую оценку деятельности национального героя Симона Боливара. Тогда же африканскому политику в торжественной обстановке в присутствии президента Карлоса Андреса Переса, видного деятеля международной социал-демократии, присудили титул Почетного доктора Университета Карабобо. 


Вслед за этим Н.Мандела был исключительно радушно принят на Кубе Фиделем Кастро, которого позднее назвал одним из своих великих друзей за неизменную поддержку в борьбе с апартеидом и бескорыстную помощь медиков странам «третьего мира». Почетный гость выступил на праздновании Дня национального восстания 26 июля. Тесные отношения с Ф. Кастро служили причиной напряженности с США и с кубинскими эмигрантами, проживающими в Майами. Тем не менее Н. Мандела неизменно защищал Кубу от обвинений в нарушениях прав человека.


Далее Н.Мандела побывал в Мексике и Бразилии. В 1998 г. уже в качестве президента Южно-Африканской Республики он вновь посетил Бразилию, где проживает самое многочисленное на континенте негритянское население, предки которого в кандалах были вывезены европейскими колонизаторами из Африки. Высокому гостю был оказан исключительно теплый прием как властями, так и простыми гражданами на улицах и стадионах, где проводились многотысячные митинги и манифестации. Стоит отметить, что и в настоящее время Бразилия вкладывает огромные средства в политическое, социально-экономическое и культурное развитие «черного» континента.


Затем Н. Мандела по приглашению президента Карлоса Сауля Менема направился в Аргентину для участия в работе саммита интеграционной группировки MERCOSUR, объединявшей страны Южного конуса. Президент ЮАР использовал представившуюся возможность, чтобы поблагодарить прежнего главу государства Рауля Альфонсина за все сделанное для Южной Африки. (В числе его первых шагов стал разрыв дипломатических отношений с режимом апартеида). Ныне Сенани Диамини, дочь Н. Манделы, занимает пост посла ЮАР в этой стране. 


С большинством латиноамериканских лидеров Н. Мандела познакомился, будучи тесно связанным с Движением неприсоединения. Тем не менее, в 1997 г. он не принял тогдашнего председателя движения, президента Колумбии Эрнесто Сампера, обвинявшегося в связях с наркодельцами. В 1998 г. африканский деятель во время встречи тогдашним главой колумбийского государства Андресом Пастраной приветствовал усилия, направленные на достижение мира с партизанскими формированиями. В то время противоборствующим сторонам не удалось добиться разрешения внутреннего вооруженного конфликта, однако переговорный процесс с герильей он возобновился при участии представителей нынешнего президента Хуана Мануэля Сантоса. Откликаясь на смерть великого африканца, руководство Революционных вооруженных сил Колумбии Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) отметило, что Н. Мандела живет сегодня в борьбе народов за мир и подчеркнуло, что он был не только миротворцем, но и подлинным революционером.


Уго Чавес, тогдашний президент Венесуэлы, во время своего первого официального визита в ЮАР в 2008 г. выразил свое восхищение Н. Манделой, назвав его одним из освободителей народа и одним из освободителей Земли.


Хотя Н. Мандела никогда не бывал в Центральной Америке, один из дипломатов субрегиона, костариканец Фернандо Фолио стал одним из архитекторов механизма, позволившего ООН изолировать режим апартеида в Южной Африке и ввести санкции против него санкции.  


В 1989 г. президент Никарагуа Даниэль Ортега наградил Н. Манделу, находящегося в тюрьме, орденом Аугусто Сандино, а Латиноамериканский парламент со штаб-квартирой в Гватемале в октябре 2012 г.  – орденом Франсиско Морасана степени Большого Креста за борьбу с апартеидом, укрепление демократии, уважение прав человека и равенство людей.


В связи с кончиной Н. Манделы многие латиноамериканские страны объявили траур. В церемонии прощания с усопшим приняли участие президенты Энрике Пенья Ньето (Мексика), Дилма Руссефф (Бразилия), с пламенной речью выступил председатель Государственного совета Кубы Рауль Кастро. Символично, что ему пожал руку находившийся среди почетных гостей Барак Обама. Этот незапланированный жест можно расценивать как шаг на пути нормализации двусторонних отношений.     


Мишель Бачелет, экс-президент Чили (впоследствии переизбранная на высший государственный пост) направила телеграмму соболезнования вдове Н. Манделы, подчеркнув свою принадлежность к поколению тех, кто разделял мечты великого человека о справедливости и равенстве и сохраняет верность этим идеалам.


К сожалению, важнейший завет этой неординарной личности – не цепляться за власть и вовремя уйти с политического Олимпа, - не всегда соблюдается отдельными лидерами региона. 


Эмиль Дабагян


Муниципальные выборы в Венесуэле


8 декабря 2013 г. в Венесуэле состоялись муниципальные выборы, на которых на период 2013-2017 гг. избирались 337 мэров городов (включая крупные мегаполисы) и 2455 руководителей муниципальных советов. Это уже девятнадцатая избирательная кампания после победы на президентских выборах в декабре 1998  г. Уго Чавеса и начала боливарианского политического процесса и вторая после смерти его исторического лидера в марте 2013 года. Хотя обычно местным выборам не придается особого значения, в данном случае они рассматривались и властью, и оппозицией как своего рода плебисцит относительно степени доверия новому главе государства Николасу Мадуро.


Если это и так, Объединенная социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV) и ее союзники по коалиции Большой патриотический полюс (Gran Polo Patriótico, GPP) сохранили и даже расширили свою социальную базу. В целом за их кандидатов подано 5,8 млн голосов, в то время как представители оппозиции заручились поддержкой 4,8 млн венесуэльцев. По сравнению с президентскими выборами апреля 2013 г. электорат чавистов вырос на 942 тыс. человек, а разрыв между сторонниками власти и оппозиции увеличился с 1,5% до 11,1%. Уровень электорального участия (58,9%), традиционно более низкий для выборов подобного ранга, снизился по сравнению с 2008 г. на пять процентных пунктов.


Кандидаты от правящего блока возглавят 255 из 326 мэрий, в том числе 242 – представители PSUV. Оппозиционному «Круглому столу демократического единства» (Mesa de Unidad Democrática, MUD) удалось получить 75 постов мэров. (По итогам предыдущих муниципальных выборов 2008 г. чависты руководили 263 мэриями). PSUV сохранила контроль над 14 из 24 столиц штатов. Таким образом, правящая партия сохраняет позиции ведущей политической силы на всех «этажах» власти (в однопалатной Национальной ассамблее GPP представлен 95 из 165 депутатов (в том числе PSUV – 92 и компартия – 3), а на региональном уровне – 20 из 24 губернаторов.  При сохранении данной тенденции оппозиция вряд ли сможет провести в 2016 г.  запланированный ей референдум о досрочном прекращении полномочий президента и тем более добиться победы. 


 В отличие от апреля 2013 г. декабрьское голосование прошло в спокойной обстановке. Этому способствовали повышенные меры безопасности, призванные обеспечить гражданский порядок, в его осуществлении приняли участие 113 тыс. военных и 43 тыс. полицейских.


Несмотря на то, что PSUV удалось заручиться поддержкой большинства избирателей, этот успех относительный: оппозиция контролирует крупнейшие мегаполисы страны – Большой Каракас, Маракайбо, Сан-Кристобаль, под ее управление перешли Валенсия, Баркисимето и родной город У. Чавеса – Баринас, где ранее муниципалитеты были чавистскими. Особенно болезненной для власти была победа оппозиции в Баринасе, родном городе У.Чавеса, имеющем для сторонников Боливарианской революции символическое значение. В ряде городов победе оппозиции, хотя и с небольшим отрывом, способствовало выдвижение альтернативных кандидаты от PSUV, интерпретируемое некоторыми аналитиками как ползучий раскол в рядах правящей партии.


После подведения итогов выборов Н. Мадуро выразил готовность к конструктивному диалогу с той частью оппозиции, которая признает итоги выборов и легитимность нынешнего главы государства. Президент провел совещание с новым составом муниципальной власти, участие в нем большинства оппозиционных мэров расценивается в боливарианском лагере как провал попыток оппозиции не признавать итоги апрельских выборов и крупный политический успех руководства страны.


Н. Мадуро анонсировал пять ключевых направлений деятельности так называемого «уличного правительства» – новой формы деятельности исполнительной власти, позволяющей мобильно и оперативно реагировать на локальные и региональные проблемы. Речь идет о решении жилищной проблемы в рамках новой государственной миссии «Новый район», противодействии экономической дестабилизации, модернизация системы здравоохранения, в частности, строительстве новых больниц, оптимизации водоснабжения на местном уровне и обеспечении безопасности в рамках общенациональной программы «Безопасная Родина». Конкретные меры по этим направлениям предполагается объявить в начале 2014 года.


Результаты муниципальных выборов продемонстрировали возросшую степень доверия избирателей экономическому курсу, проводимому руководством страны в последнее время. Ставка ряда лидеров оппозиции на экономические трудности не оправдала себя, тогда как чрезвычайные меры по борьбе с экономической преступностью, принятые властью начиная с ноября 2013 г., получили у большинства населения положительный отклик. В то же время, несмотря на некоторое расширение социальной базы власти, венесуэльское общество по-прежнему остается расколотым, и выход из сложившегося динамического равновесия может быть найден только на пути диалога противоборствующих сторон.


Андрей Пятаков


Конституционная реформа в Никарагуа


10 декабря 2013 г. Национальная ассамблея Никарагуа в первом чтении апробировала большинством голосов внесение поправок в Основной закон государства. Шестая в истории страны конституционная реформа вынашивалась длительное время, в итоге ее проект после рассмотрения в специальной комиссии был внесен в высший законодательный орган 1 ноября 2013 года. По регламенту для изменения конституции требуется поддержка квалифицированного большинства депутатов. (В нынешнем составе парламента правящий Сандинистский фронт национального освобождения (Frente Sandinista de Liberación Nacional, FSLN) и его сторонники представлены 63 депутатами из 92). После семичасовых дебатов поправки были одобрены 64 голосами (к фракции FSLN присоединился один депутат от Конституционалистской Либеральной партии (Partido Liberal Constitucionalista, PLC).


Изменения коснулись 49 из 202 статей конституции. Центральным пунктом реформы стало изменение электорального законодательства и расширение полномочий президента. В соответствии с поправкой, внесенной в 1995 г. в статью 147 Конституции 1987 г., президент и вице-президент избирались сроком на пять лет без права непосредственного переизбрания и не могли занимать соответствующие посты более двух раз. Отныне допускается возможность переизбрать главу государства неограниченное количество раз, причем эта норма распространяется и на действующего президента Даниэля Ортегу, который, после внесения поправок в конституцию, сможет выставлять свою кандидатуру в 2016 году. (Нынешний глава государства пришел к власти в 1979 г. как один из лидеров Сандинистской революции, свергнувшей диктатуру Анастасио Сомосы, затем занимал пост   конституционного президента в 1985 – 1990, 2006 – 2011 и с 2011 по настоящее время).  Таким образом, Никарагуа стала третьим после Кубы и Венесуэлы государством Латинской Америки, где сняты ограничения на продолжительность президентского мандата. (В феврале 2013 г. кубинское руководство заявило, что после завершения полномочий Рауля Кастро в 2018 г. будущий глава государства сможет занимать свой пост не более двух сроков подряд продолжительностью по пять лет каждый).


Возможность переизбрания президента долгое время была центральной осью внутриполитического противостояния. Впервые Д. Ортега заговорил необходимости изменения электорального законодательства еще в июле 2009 г. во время празднования 30-й годовщины Сандинистской революции. Сандинисты, не желавшие отдавать властные полномочия и воодушевленные успешным опытом реформирования конституций в Венесуэле, Эквадоре и Боливии, решили обеспечить переизбрание своего лидера на очередной срок. Поскольку в предыдущем составе Национальной ассамблеи правящая партия не располагала квалифицированным большинством, соответствующее решение было принято в обход парламента в октябре 2010 г. Верховным судом, где преобладали сторонники Д.Ортеги, при бойкоте оппозиционных судей, что открыло ему путь к победе на выборах 2011 года.


Предлагаемая правящей партией нынешняя электоральная реформа предлагает также отменить второй тур голосования и избирать главу государства относительным большинством голосов. (Согласно предыдущему регламенту победителем в первом туре считался кандидат, набравший более 40% голосов либо даже 35% при отрыве от ближайшего соперника не менее чем на 5%. В противном случае проводился второй тур голосования).


В плане укрепления президентской власти реформа расширяет возможности законотворческой деятельности президента, который сможет издавать декреты, имеющие силу законов. Значительно усиливаются полномочия силовых структур и отменена деполитизация армии, президент сможет назначать военнослужащих и полицейских на административные должности в гражданских структурах без увольнения в запас, на вооруженные силы возлагается также контроль за теле- и радиовещанием. Срок действительной военной службы для офицерского состава предлагается продлить с 35 до 45 лет, а предельный возраст – с 60 до 65 лет. Президент страны сможет продлевать на неопределенный срок полномочия командующего вооруженными силами и смещать его в случае возникновения разногласий. Одновременно запрещается лицам, уличенным в прямой или косвенной причастности к государственному перевороту или иным попыткам нарушения конституционного порядка выдвигать свои кандидатуры на все выборные должности, включая пост президента, а также занимать любые посты в органах власти. Сроки полномочий избираемых мэров, их заместителей и председателей коммунальных советов увеличены с четырех до пяти лет. Для стабилизации парламентских фракций избранные в Национальную ассамблею депутаты лишаются права менять в течение своего мандата партийную принадлежность.


Проводимая реформа предлагает укрепить низовые законодательные структуры: с вступлением поправок в силу региональные Народные ассамблеи, ранее обладавшие правом законодательной инициативы, будут обладать статусом полноценных органов власти, в их компетенцию будет входить решение конкретных проблем соответствующих  муниципалитетов. По мнению депутатов-сандинистов, тем самым в Никарагуа укрепляются институты партисипативной демократии. Предполагается также создать новую юридическую структуру (название пока неизвестно), которая будет рассматривать жалобы и предложения граждан относительно законодательных актов и решений исполнительной власти. Внесение поправок в конституцию потребует реформирования законодательства, касающегося полномочий судебной и электоральной власти, военного кодекса, системы здравоохранения и т.д.


Помимо этого, на основании решения Гаагского международного суда от 2012 г. по поводу колумбийско-никарагуанского территориального спора в конституцию вносится положение об изменении морских границ Никарагуа: 90 тыс. кв. км акватории Карибского моря включаются в юрисдикцию Манагуа.


Реформирование конституции, особенно упрощение процедуры избрания главы государства, снятие каких-либо ограничений на его переизбрание и усиление президентских полномочий, вызвали неоднозначную реакцию в никарагуанском обществе. Оппозиционные партии, в том числе и отделившееся от FSLN и перешедшее в 2006 г. в оппозицию Движение сандинистского обновления (Movimiento Renovador Sandinista, MRS) обвинили фронт в авторитаризме  и в стремлении поставить действующую конституцию на  службу партии власти. Наиболее непримиримые ее критики проводят параллели между Д.Ортегой и А.Сомосой Дебайле, сконцентрировавшим в своих руках неограниченную политическую и военную власть. Резко отрицательную оценку попытке реформировать конституцию дало и руководство Католической церкви, в целом занимающее лояльные позиции по отношению к правительству. Состоявшаяся 22 ноября 2013 г. Национальная конференция епископов заявила, что предлагаемые реформы открывают путь к установлению и увековечиванию абсолютной власти одного политика или одной партии.  


Де факто в Никарагуа формируется гиперпрезиденский режим с предельной концентрацией власти в руках главы государства, который является также верховным главнокомандующим вооруженных сил и полиции. Правящий Сандинистский фронт национального освобождения превратился в доминантную партию, полностью контролирующую законодательную, исполнительную, судебную и электоральную власть, а также большинство муниципалитетов. Дополнительные полномочия, предоставляемые президенту в случае реформирования конституции, только усилят эту тенденцию.


По процедурному регламенту изменение конституции должно пройти второе чтение, запланированное на начало 2014 года. Исход реформ, судя по составу Национальной ассамблеи, фактически предрешен, однако противодействие оппозиции может модифицировать отдельные внесенные поправки.


Збигнев Ивановский

Андрей Пятаков


Президентские и парламентские выборы в Чили


15 декабря 2013 г. в Чили состоялся второй тур президентских выборов, в результате которого социалист Мишель Бачелет (р. в 1951 г.), президент страны в 2006-2010 гг., как и предполагалось, одержала победу, получив 62,16% голосов.  За ее соперницу Эвелин Маттеи, кандидата правоцентристской коалиции «Альянс» (Alianza), проголосовали 37,84%  избирателей.


Результат М.Бачелет в первом туре (17 ноября 2013 г.) составил 46,68%. Она представляла левоцентристское «Новое большинство» (Nueva Mayoría, NM) - преемника Concertación. В состав новой коалиции вошли коммунисты и две небольшие левые партии – Широкое социальное движение (Movimiento Amplio Social, MAS) и «Гражданская левая» (Izquierda Ciudadana, IC). Программа NM включала введение (после предварительной подготовки) бесплатного высшего образования, повышение налогов на предприятия, отмену биноминальной системы на выборах в Национальный конгресс и принятие новой конституции. Среди других значимых для общества вопросов фигурировали проблема абортов и однополых браков, защита женщин от семейного насилия и дальнейшее развитие гендерного равенства. По сравнению с предыдущими проектами программа левоцентристской коалиции стала более радикальной. Ранее лейтмотивом политических заявлений всех ее кандидатов было расширение демократического пространства и осуществление масштабных социальных программ. В настоящее время на фоне массовых протестных настроений, сопровождавших все президентство Себастьяна Пиньеры (2010 – 2014), таких общих, умеренных целей оказалось явно недостаточно. В ходе предвыборной кампании М.Бачелет проявила свои наиболее яркие качества харизматического лидера, в то же время левоцентристская коалиция пользовалась гораздо меньшей популярностью в обществе, что придало всей избирательной кампании персоналистский оттенок.


Второе место в первом туре (25,01%) получила Эвелин Маттеи (р. в 1953 г.), член Независимого демократического союза (Unión Demócrata Independiente, UDI), министр труда в правительстве С.Пиньеры. Э.Маттеи, дочь генерала Фернандо Маттеи, главкома ВВС (1978 – 1989), входившего в состав хунты А.Пиночета. Умеренно консервативная программа правоцентристов предусматривала улучшение качества государственного здравоохранения; повышение доступности качественного образования; борьбу с преступностью и наркотрафиком; развитие региональной политики; внесение ряда конституционных изменений, расширяющих демократическое пространство. В социальном плане предлагалось создать 600 тыс. новых рабочих мест, в том числе 400 тыс. для женщин, увеличить размера минимальной пенсии и повысить качество жизни пенсионеров, улучшить работу общественного транспорта. Большой акцент делался на защите традиционных моральных ценностей. Одновременно Э.Маттеи предостерегала общество от увлечения радикальными мерами и протестными эмоциями, которые могут угрожать устойчивому развитию страны.


Таким образом, главными соперницами на выборах стали две генеральские дочери, представительницы поколения «детей 1973 года», с его неизжитым до конца политическим наследием, в определенной мере олицетворяющие противоречия и риски, переживаемые всем чилийским обществом. Кроме них в первом туре выборов  участвовали экс-социалист Марко Энрикес Оминами, набравший 10,96%, независимый кандидат Франко Паризи (10,12%), представитель Гуманистической партии (Partido Humanista) Марсель Клауде (2,80%) и еще трое претендентов, получивших от 2% до 0,19% голосов избирателей. В общих чертах их предложения сводились к совершенствованию различных сторон общественной жизни – от экологии до защиты прав владельцев социального жилья. Такое количество участников президентской гонки в значительной степени «распылило» голоса сторонников M.Бачелет и отсрочило ее победу до 15 декабря 2013 года.


Cоциально-политический контекст избирательной кампании оказался предельно сложен и противоречив. Это связано с тем, что чилийское общество подошло к этапу определенного разочарования в своих достижениях, серьезного кризиса массовых ожиданий, который обострился в связи с откровенно неудачной политикой С.Пиньеры по ряду направлений, особенно в сфере образования.  Тем не менее, накануне президентских выборов рейтинг уходящего главы государства составил около 40%.


Обострение конфликтных ситуаций негативно сказалось не только на имидже президента и правительства, но и на состоянии правоцентристской коалиции, которая накануне выборов переживала внутренний кризис. До последнего момента не удавалось утвердить и кандидата на президентский пост (победивший на первичных выборах министр экономики в правительстве C.Пиньеры Пабло Лонгейра (UDI) снял свою кандидатуру, сославшись на состояние глубокой депрессии). Фактически правоцентристская коалиция ничего не смогла противопоставить новым общественным настроениям, не выдвинула нового проекта будущего, который отвечал бы и возрастающим социальным ожиданиям, и студенческим требованиям, и общим надеждам на большее равенство и справедливость. 


На состоявшихся 17 ноября 2013 г. парламентских выборах «Новое большинство» получило 68 из 120 мест в Палате депутатов (шесть мандатов пришлось на долю вступивших в коалицию коммунистов). Правоцентристский «Альянс» займет 48 мест, объединение М.Энрикеса Оминами «Если ты захочешь, Чили изменится» (Si tu quieres, Chile cambia) – одно и независимые кандидаты – три места. В обновлявшемся наполовину Сенате «Новое большинство» обеспечило себе 21 из 38 мест, Альянс представлен 16 сенаторами, одно место получил независимый кандидат. В целом выборы, впервые проводившиеся без предварительной регистрации избирателей и без обязательного голосования, продемонстрировали относительно низкую явку избирателей (48,8% в первом туре и 42% - во втором), что можно считать симптомом некоторой политической апатии у значительной части электората.


Несмотря на очевидные успехи левоцентристов, отсутствие квалифицированного большинства в обеих палатах затруднит реализацию заявленных планов, которая связана с серьезными трудностями политического, экономического и психологического характера и потребует от президента и ее команды как гибкости, так и проявления политической воли, поскольку только часть общества поддерживает предлагаемые реформы, особенно принятие нового Основного закона. (Действующая Конституция 1980 г., принятая еще при Аугусто Пиночете, была существенно реформирована в 2005 году). Нельзя не учитывать, что условия, в которых начнет работу М.Бачелет, стали более сложными по сравнению с 2006 годом: многократно вырос уровень протестных настроений, социальных ожиданий и требований по отношению к власти, наблюдается более критическое отношение к политическим институтам и к демократии в целом. Как только пройдет массовая эйфория, новому президенту неизбежно придется работать над расширением социального содержания демократии, совершенствовать уже существующие и принимать новые социальные программы, направленные на сокращение бедности и неравенства, создание новых рабочих мест, т.е. искать довольно зыбкий баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.


Людмила Дьякова


Второй внеочередной cаммит ALBA – Petrocaribe


17 декабря 2013 г. в венесуэльской столице состоялся второй внеочередной межблоковый саммит, в котором приняли участие президенты и главы правительств Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA) и созданного в 2005 г. энергетического объединения Petrocaribe. На встрече в верхах был представлен проект учредительного договора, регламентирующий основные политические и экономические принципы функционирования альянса. По мнению генерального секретаря объединения Бернардо Альвареса, указанный документ позволил бы альянсу стать полноценным субъектом международных отношений и получить широкое международное признание.


На саммите было продолжено начатое в июне 2013 г. обсуждение вопроса о создании единого экономического пространства между ALBA, Petrocaribe и Южноамериканским общим рынком (Mercosur), ВВП которых, по данным на 2012 г., составил соответственно 416, 324 и 1989 млрд долларов. В зону потенциального единого экономического пространства ЕЭП могло бы войти и Сообщество карибских государств (Caricom), включающее большинство государств Petrocaribe. В организационном плане было решено создать совместную комиссию Политического совета ALBA и Совета министров Petrocaribe для изучения возможности реализации этого плана. Пять центральных направлений единого экономического пространства включают транспорт и коммуникации; структурную программу производственного развития; развитие туризма; торговлю и экономическая интеграцию; социальное и культурное развитие. Общее пространство получило рабочее название экономической зоны взаимодополняемости. Поскольку данный вопрос не может обсуждаться без участия представителей Mercosur, он будет поднят на предстоящем в январе 2014 г. саммите этого сообщества в Каракасе.


Руководитель нефтяной корпорации PDVSA и министр энергетики и нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес подчеркнул, что поставки нефти на льготных условиях в страны Petrocaribe будут продолжены. Благодаря им государства объединения на 43% удовлетворяют внутренние потребности. Ежедневно Венесуэла поставляет Petrocaribe 103 тыс. баррелей нефти и готова увеличить поставки до 262 тыс. баррелей. ALBA и Petrocaribe реализуют 88 совместных проектов на сумму 208 млн долл. (46 из которых уже завершены).


На саммите было принято решение создать Университет медицинских наук им. Сальвадора Альенде с факультетами во всех странах ALBA и Petrocaribe. В реализации этого проекта будут использованы наработки Кубы, уже имеющей подобный опыт (с 1999 г. там функционирует Латиноамериканская школа медицины). Сотрудничество в социальной сфере нашло отражение в Плане искоренения голода и бедности, поддержанном Организацией ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO).


Премьер-министр Сент-Китс – Невиса подал заявку на вступление этого государства в ALBA, которая будет рассмотрена в январе 2014 года. В случае положительного решения карибское государство станет девятым полноправным членом объединения.


Поскольку в 2015 г. исполняется 200 лет с момента написания известного  «Письма с Ямайки» Симона Боливара, в котором были изложены взгляды Освободителя на объединение Латинской Америки, было предложено провести следующую встречу в Кингстоне. График работы ALBA – Petrocaribe на 2014 г. включает также проведение первого Экономического производственного форума, на котором будут проанализированы проблемы национальных экономик интеграционных объединений и перспективы их сотрудничества.


Андрей Пятаков

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005