ЯНВАРЬ 2014 ГОДА
- Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна о ситуации в регионе
- Председательство Боливии в G-77
- CELAC: первые шаги нового интеграционного объединения
- Решение территориального спора между Перу и Чили
Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна о ситуации в регионе
В январе 2014 г. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL) опубликовала свой очередной ежегодный доклад о социально-экономических изменениях в регионе. В отличие от предыдущих выпусков, посвященных главным образом экономике стран региона, в нынешнем издании большое внимание отведено социальной сфере.
В 2013 г. ВВП Латинской Америки вырос на 2,6%, что оказалось на 0,5% ниже по сравнению с предыдущим годом. Данный показатель свидетельствует о продолжающемся с 2011 г. замедлении экономического роста. Как отмечают эксперты CEPAL, негативные тенденции в первую очередь вызваны низкой динамикой роста крупнейших экономик Латинской Америки – Бразилии (2,4%) и Мексики (3,1%), составляющих около 63% суммарного ВВП региона. При исключении этих двух стран из расчетов экономический рост Латинской Америки составляет уже 4,1%. Наиболее успешно в предыдущем году развивалась экономика Парагвая (13%), второе место занимает Панама (7,5%), далее следуют Боливия (6,4%) и Перу (5,2%). Темпы роста Аргентины, Чили, Колумбии, Гайаны, Гаити, Никарагуа и Уругвая составили около 4-5%.
Данная тенденция к снижению была напрямую связана с глобальной ситуацией: рост мировой экономики снизился с 2,4% в 2012 г. до 2,1% в 2013 году. Тем не менее, прогноз CEPAL на нынешний год достаточно оптимистичен: ожидается, что рост мировой экономики составит 2,9%, что благоприятно отразится на экономиках всех стран независимо от уровня развития. В частности, прогнозируется, что в Латинской Америке роста составит около 3,3%, что связано с благоприятной внешней средой, в частности, с увеличением экспорта. Данный прогноз подкрепляется и благоприятными тенденциями в экономике крупнейших стран – Бразилии и Мексики. Благодаря росту экспорта и объема госинвестиций в инфраструктурные проекты, связанные с Чемпионатом мира по футболу и Олимпийскими играми, Бразилия может рассчитывать на умеренный экономический рост. В Мексике положительные тенденции вызваны постепенным восстановлением экономики ее североамериканского соседа, так как почти 80% мексиканского экспорта идет на рынок США.
В 2013 г. в регионе несколько снизился уровень безработицы (с 6,4 до 6,3%), однако эти сдвиги объясняются не созданием новых рабочих мест, а снижением предложения на рынке труда, что повлекло за собой сокращение мирового уровня занятости. Уровень занятости в Латинской Америке продолжает расти – за период 2002 - 2012 гг. с 51,8 до 55,9% населения, некоторое снижение наблюдалось лишь в 2009 г. из-за разразившегося мирового финансово-экономического кризиса. Тревогу вызывает слабый рост новых рабочих мест для молодежи, уровень занятости которой намного снизился. Негативная тенденция наблюдается и в формальном секторе: почти во всех странах Латинской Америки его рост был намного ниже по сравнению с предыдущим годом.
С середины 2011 года цены на основные продукты экспорта региона демонстрировали тенденцию к снижению, что в какой-то мере связано с увеличением предложения подобных продуктов на мировом рынке. За первые 10 месяцев 2013 г. было зарегистрировано снижение стоимости продуктов питания в среднем на 7,8% , что было вызвано падением цен на сахар на 19% и сокращением спроса на бананы и кукурузу - на 6,6% и 7,5% соответственно. Снижение стоимости тропических напитков зависело от падения цен на кофе на 30%. В большей степени от этого пострадали некоторые страны Центральной Америки и Колумбия. Цены на минеральное сырье и металлы после своего падения в 2012 г. стали расти в начале 2013 г., но впоследствии вновь снизились. Цена на медь, основную статью экспорта Перу и Чили, упала на 7,6%, цена на золото – на 13,1%, а на железо даже возросла на 1,1%. В то же время цены на нефть оказались относительно стабильными в течение всего года, несмотря на некоторые геополитические подвижки и рост потребления газа в США.
В 2013 г. был зарегистрирован небольшой рост госрасходов – с 21,6% в 2012 г. до 22,4%. Больше всего это затронуло Аргентину, Боливию, Эквадор, Гватемалу и Перу. В Карибском бассейне в Антигуа и Барбуде, Гайане и Тринидаде и Тобаго госрасходы выросли более чем на 3% от ВВП благодаря доходам, полученными от экспорта сырья и различных дотаций. За прошедший год на 0,8% от суммарного ВВП выросли также и налоговые сборы, что благоприятно сказалось на экономике в целом. Эксперты подсчитали, что 0,5% от общего экономического роста за ушедший год было обеспечено за счет благоприятной ситуации с налоговыми поступлениями из стран-экспортеров углеводородов и некоторых государств Центральной Америки (Гватемала, Никарагуа, Доминиканская Республика).
Благоприятные тенденции наблюдаются и в сфере прямых иностранных инвестиций, которые в 2012 г. достигли исторического максимума в 174,5 млрд долларов. Крупнейшими инвесторами продолжают оставаться США и страны ЕС. Основные потоки иностранных инвестиций направлялись в Южную Америку (54%), Карибский бассейн (39%) и в меньшей степени в Центральную Америку (7%). Наибольший рост прямых иностранных инвестиций был зарегистрирован в Перу (49%), Чили (37%), Колумбии (18%) и Аргентине (27%). Напротив, Мексика показала антирекорд, приток инвестиций в этой стране снизился до уровня 1999 года. Основным реципиентом иностранных инвестиций остается Бразилия (38% от общего показателя за 2012 г.), Чили занимает второе место. Основной поток капиталовложений направляется в сферу услуг (44%), далее следуют обрабатывающая промышленность (30%), и добыча природных ресурсов (26%).
За прошлый год произошли, хотя и незначительные, положительные изменения в социальной сфере. Уровень бедности в Латинской Америке в 2012 г. составил 28,2%, а уровень нищеты – 11,3% (соответственно 164 и 66 млн человек). В целом же ситуация остается достаточно сложной. Ощутимые результаты наблюдаются лишь в Бразилии и Венесуэле, где число бедных сократилось за 2012 год примерно на 6 млн человек в каждой из этих стран. В 2013 г. положительная тенденция также продолжилась: произошло падение уровня бедности в Латинской Америке еще на 0,3% - 27,9%, что свидетельствует о грамотной и продуманной политике правительств латиноамериканских стран. Есть надежды на положительную динамику и в нынешнем году, так как на II Саммите Сообщества латиноамериканских и карибских государств, прошедшем в конце января 2014 года на Кубе, лидеры 33 стран решили сосредоточиться на преодолении проблемы бедности.
Еще одной острой социальной проблемой региона по-прежнему остается неравномерное распределение доходов. По последним данным (за 2011 и 2012 гг.) 20% самых бедных получает около 5%, в то время как 20% самых богатых – 47% всех доходов региона. Однако есть и положительные тенденции: из 13 исследуемых стран Латинской Америки в период с 2011-2012 гг. в 12 наблюдалось снижение неравенства в среднем на 1% в год.
Особое беспокойство вызывает проблема бедности среди детей: по данным CEPAL за 2011 г. около 40,5% детей находится в ситуации умеренной бедности или крайней нищеты. В абсолютных цифрах за чертой бедности по-прежнему проживают 76,5 млн детей в возрасте менее 18 лет, в том числе 16,3% (28,3) - в ситуации крайней нищеты. Наихудшая ситуация наблюдается в Боливии, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Перу, где в среднем 72% детей находится за чертой бедности. Наиболее благоприятные страны – Аргентина, Чили, Коста-Рика и Эквадор (19,5%).
В докладе приводятся и некоторые демографические показатели. В 2013 г. население региона достигло 609 млн человек, по прогнозам экспертов, в 2010 – 2015 гг. прирост составит 1,1%, в связи с чем население Латинской Америки достигнет в 2015 г. 622, а к 2030 г. – 700 млн человек. Увеличивается и средняя продолжительность жизни в регионе. За последние 60 лет данный показатель увеличился на 22,5 года и достигнет в 2015 г. 74,3 года, что ставит Латинскую Америку в один ряд с самыми развитыми странами мира. Неблагоприятная демографическая тенденция связана со старением населения. Доля лиц до 14 лет с 2010 по 2030 г. снизится с 27,9 до 21,2%, а число лиц в возрасте от 50-64 лет за указанный период вырастет с 11,9 до 16,2%. За последние 60 лет произошло существенное снижение смертности среди новорожденных – со 128,4 промилле в 1950 г. до 18,6 в настоящее время. Самые низкие показатели смертности среди новорожденных наблюдаются в Чили, Коста-Рике и на Кубе, самые высокие – в Боливии и Парагвае.
В целом можно сделать вывод о том, правительства стран Латинской Америки занимаются решением социальных проблем и направляют на эти цели значительную часть доходов, в то же время сложная социальная ситуация пока по-прежнему требует самого пристального внимания.
Никита Потапов
Председательство Боливии в G-77
9 января 2014 г. Боливия вступила в должность председателя Группы 77, приняв эстафету от Фиджи. Группа 77 (G-77) является на данный момент самой крупной межгосударственной организацией, объединяющей развивающиеся страны мира. Это объединение было создано в 1964 г. на совещании министров из государств Азии, Африки и Латинской Америки и официально оформлено на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в Женеве. Первоначально в G-77 входило 77 стран, но по мере вступления в ООН новых участников, множился и состав группировки. В настоящее время в организации состоит 131 государство, суммарно же за всю историю группы в ее составе побывало 142 страны. Особое место занимает Китай, не входящий в состав объединения, однако принимающий самое активное участие в его работе. Когда Группой 77 и Китаем делается совместное заявление, указывается, что позиция выработана в рамках сотрудничества G-77 + КНР. Объединение состоит из трех региональных подгрупп – Африканской, Азиатской и Латиноамериканской. Внутри него выделяют Альянс малых островных государств (AOSIS), страны-члены Организации стран экспортеров нефти (OPEC) и наименее развитые страны (LDC). В свое время на характер и направления деятельности G-77 огромное влияние оказывало Движение неприсоединения.
Первая встречей Группы 77 состоялась в столице Алжира 25 октября 1967 года. По ее итогам была принята Алжирская хартия, поставившая задачу создания нового международного экономического порядка. Основная деятельность Группы 77 направлена на сотрудничество между развивающимися странами в различных сферах, включая экономическую, финансовую и техническую. Кроме того, объединение занимается разработкой и координацией общей позиции на конференциях в структуре ООН и различных международных форумах. В поле зрения G-77 находятся такие проблемы как промышленность, сельское хозяйство, образование и здравоохранение. В формате Группы 77 появились многонациональные предприятия, в основном в странах Латинской Америки. В рамках объединения имеют место межгосударственные торговые соглашения, заключались экономические региональные союзы. Страны-участницы стремятся к устранению асимметрии в многосторонней торговле, выражают обеспокоенность неустойчивостью сырьевых рынков и устранением протекционистских барьеров, устанавливаемым развитыми странами.
Со временем обнаружились уязвимые места группировки, главным из которых являются внутренние противоречия стран-участниц из-за приверженности к различным идеологиям и социально-экономическим моделям. Это в свою очередь обуславливает слабость позиции G-77 в условиях политического и экономического давления со стороны развитых стран и влиятельных транснациональных корпораций, как на отдельных членов организации, так и на все объединение в целом.
В январе 2014 г. на церемонии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Боливия взяла на себя обязательства председателя в Группе 77. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал членов объединения направить усилия на ликвидацию бедности, улучшение качества жизни и благосостояния населения. Принимая бразды правления, президент Эво Моралес отметил, что государства-участники G-77 имеют богатейшую сырьевую базу, обладают мощным экономическим и научно-техническим потенциалом для дальнейшего развития, что в свою очередь может дать возможность объединению и Китаю стать движущей силой устойчивого развития международного сообщества. Представитель КНР подчеркнул, что его страна будет и впредь постоянно координировать свою позицию с членами G-77 и оказывать им всестороннюю поддержку. Боливийская сторона намерена организовать в июне 2014 г. саммит по случаю 50-летия объединения. Как отметил Э.Моралес, G-77 + Китай приложат все усилия для создания мирного и справедливого порядка на планете, основанного на гармонии с природой. Саша Льоренти, постоянный представитель Боливии при ООН, отметил, что основным вопросом летнего саммита станет тема климатических изменений. Традиционно эта проблема тесно связана с экологией. В этой связи стоит упомянуть, что 23 января 2014 г. Э.Моралес объявил о планах строительства в Боливии первой АЭС. По мнению боливийского руководства, использование мирного атома должно стать стратегическим приоритетом. Содействие в реализации проекта окажут Аргентина, Франция и Иран. Появление в Боливии собственной АЭС может улучшить ситуацию с энергетикой – Боливия является членом ОPEC, около трети бюджета страны формируется за счет экспорта газа и нефти, однако около двух миллионов граждан не имеют доступа к электроэнергии. В то же время, как показал опыт «Фукусимы-1» в Японии, развитие атомной энергетики связано с определенными рисками, которые нельзя не принимать во внимание.
Александр Лосев
CELAC: первые шаги нового интеграционного объединения
Идея создания политического блока в составе всех государств региона без участия США и Канады возникла еще в начале 2010 года. В феврале 2010 г. в г. Канкун (Мексика) состоялся межблоковый саммит государств Латинской Америки в составе Группы Рио и Саммита глав государств Латинской Америки и Карибского бассейна по вопросам интеграции и развития (CALC). Инициаторами этого форума и создания нового объединения были Мексика и Бразилия. До этого единственной международной площадкой, где могли собраться представители всех латиноамериканских государств, были саммиты Америк, проводимые по инициативе и под эгидой США. Пять из них были созваны для проведения переговоров относительно несостоявшейся Зоны свободной торговли Америк (ALCA), а шестой, прошедший в мае 2009 г., по существу, стал своего рода презентацией Б. Обамы перед латиноамериканским сообществом. Таким образом, на саммитах Америк чаще всего доминировали интересы США, и перед латиноамериканским сообществом стояла задача создать собственный переговорный механизм.
Позднее инициатива была перехвачена Венесуэлой, поскольку тогдашний президент Уго Чавес на фоне перманентной нестабильной внутренней ситуации был заинтересован в международной поддержке. Аналогичная тактика была использована во второй половине 2009 г., когда венесуэльский лидер предложил создать V Интернационал. Нереализованность этой идеи заставила У.Чавеса сконцентрироваться на альтернативных моделях латиноамериканской интеграции.
В декабре 2011 г. в столице Венесуэлы состоялся учредительный саммит Сообщества латиноамериканских и карибских государств (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), которое, по представлениям У. Чавеса, было призвано стать интеграционным инструментом самостоятельного и независимого развития Латинской Америки. Венесуэльский лидер проводил параллель между созданием нового блока и попыткой объединения региона, предпринятой героем борьбы за независимость Симоном Боливаром в XIX веке, квалифицировав создание сообщества как самое важное событие для Латинской Америки за прошедшие 200 лет. На саммите были принята Каракасская декларация и Процедурный устав, прописывающий организационные принципы и механизмы. Высшим органом CELAC провозглашены саммиты глав государств, в промежутках между ними осуществляется коллективное руководство блоком. В состав ротационной тройки входят государства, где проводятся три ближайших саммита блока. Сенсационным положением Процедурного устава стал пункт о слиянии Группы Рио и Саммита Латинской Америки и Карибов по интеграции и развитию (CALC), которые с момента образования ссобщества автоматически прекратили свою деятельность. Подобный механизм образования нового интеграционного объединения в Латинской Америке применялся впервые. В 2008 г. Чавес высказал идею о «растворении» в Союзе южноамериканских наций (UNASUR) двух интеграционных блоков – Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR) и Андского сообщества наций (САN), однако тогда это предложение вызвало критику со стороны партнеров по интеграции.
В январе 2013 г. в чилийской столице состоялись второй саммит CELAC и встреча в верхах стран-участниц CELAC и Европейского союза (ЕС). Главным организационным решением этого саммита стало создание коллективного органа управления – так называемой тройки в составе действующего, предыдущего и очередного председателей. Исполнительный орган стал официально называться расширенной тройкой, в состав которой обязательно будет входить и временный председатель Карибского сообщества (CARICOM).
Важнейшим на данный момент событием в истории CELAC стал второй саммит сообщества, прошедший 27-29 января 2014 г. в Гаване под председательством Кубы. В его работе приняли участие 30 президентов и глав правительств государств, входящих в объединение. На саммите присутствовали также генеральные секретари ООН (Пан Ги Мун) и Организации американских государств (Хосе Мигель Инсульса). Центральной темой форума стала борьба с голодом, бедностью и неравенством, обсуждались также вопросы независимости и мира.
Пан Ги Мун, открывший пленарное заседание форума, выразил удовлетворенность озабоченностью латиноамериканских государств проблемами прав мигрантов и коренного индейского населения, борьбой против дискриминации и призвал к дальнейшим усилиям по защите прав человека в регионе. В ходе форума выступили практически все лидеры государств, некоторые из которых провели двусторонние встречи с историческим лидером Кубинской революции Фиделем Кастро. По мнению бразильского президента Дилмы Руссефф, подлинная латиноамериканская интеграция не может осуществляться без участия Кубы и других карибских государств. Она квалифицировала CELAC как мощный инструмент для сближения государств региона, как пространство, созданное для преодоления асимметрии в развитии региона и поискам консенсуса. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер призвала переходить в вопросах интеграции от слов делу и подчеркнула важность выработки четкой и конкретной повестки дня для действительного объединения региона. По ее мнению, стратегия борьбы с бедностью должна быть основана на развитии и интенсификации экономических связей, что будет способствовать созданию новых рабочих мест. Председатель Государственного совета Кубы Рауль Кастро в своем выступлении сделал акцент на социальных проблемах региона. Он привел данные CEPAL, по которым уровень бедности в регионе снизился до 28,2%, а уровень нищеты – до 11,3% населения, в то же время число бедных составляет 164 млн человек, из них 66 млн проживают в условиях крайней нищеты. Р. Кастро отметил и проблему высокой социальной поляризации и неравномерности распределения доходов. Так, 10% наиболее богатого населения Латинской Америки получает 32% общего объема доходов, в то время как на беднейшие 40% приходится лишь 15%.
В рамках форума получили импульс процессы развития субрегиональных интеграционных объединений. Так, сразу два карибских государства – Гренада и Сент-Китс и Невис подали заявление о вступлении в альянс ALBA. Параллельную встречу провели лидеры Мексики, Колумбии, Перу и Чили, на которой были обсуждены вопросы развития Тихоокеанского альянса (АР). В ходе переговоров было достигнуто согласие избранного президента Чили М. Бачелет, которая в ходе предвыборной кампании несколько дистанцировалась от альянса, принять активное участие в его работе.
По результатам саммита было принято 30 резолюций, в том числе и итоговая Декларация Гаваны из 83 пунктов, отразившая проблемы внутреннего развития сообщества и внешнеэкономического сотрудничества. 75-й пункт документа был посвящен взаимодействию с ключевыми государствами БРИКС – Китаем и Россией. CELAC планирует организовать постоянный форум сотрудничества с КНР, эта идея впервые была высказана на заседании расширенной «тройки» в мае 2013 г. в Москве. В декларации поставлен вопрос о создании механизма диалога с Россией, который может позитивно отразиться на активности CELAC. По мнению председателя КНР Си Цзиньпина, отраженном в обращении к президентам Кубы и Коста-Рики, форум Китай-CELAC будет способствовать двустороннему сотрудничеству и партнерству и внесет позитивный вклад в содействие диалогу.
В документе поставлен вопрос о подготовке второго саммита CELAC-Европейский союз, который предполагается провести в 2015 г. в Брюсселе. Данный форум может составить серьезную конкуренцию постепенно утрачивающему динамику Ибероамериканскому саммиту.
Стоит сказать подробнее о взаимодействии Китая и Латинской Америки. По данным CEPAL, азиатский гигант является первым рынком для экспорта Бразилии и Чили, вторым – для Перу, Кубы и Коста-Рики, занимает третье место в списке ведущих импортеров из региона (объем китайского импорта составляет 13%) после США и ЕС. Если сохранится динамика прошедшего десятилетия, уже к 2014 г. Китай сможет потеснить ЕС. С 2001 по 2012 г. товарооборот Китая и Латинской Америки вырос с 12 до 250 млрд долларов. Китай закупает преимущественно медь, железо, сою и тяжелую нефть. Помимо этого, он выступает активным источником финансирования и кредитования. По этому показателю лидирует Венесуэла (44,5 млрд долл. до 2012 г.), далее идут Бразилия (12,1 млрд), Аргентина (11,8 млрд) и Эквадор (9,3 млрд). Кредиты идут главным образом на развитие инфраструктуры и энергетики.
План работы CELAC на 2014 г. прописывает график встреч на уровне министров, призванных обеспечить реализацию основных направлений деятельности объединения. Очередным председателем CELAC стала Коста-Рика. Весьма показательно, что на очередном саммите Тихоокеанского альянса, состоявшемся в феврале 2014 г., Коста-Рика начала процедуру вступления в объединение, что может в какой-то мере обострить межблоковые и межгосударственных противоречия внутри CELAC, в частности, между ALBA и AP.
Внутри латиноамериканского сообщества имеют место диаметрально противоположные оценки перспектив и роли нового объединения. По мнению левого лагеря, CELAC возродило идею латиноамериканского единства, в первую очередь, как альтернативу, направленную на нейтрализацию Организации американских государств (ОАГ). Показательно, что полноправным членом CELAC стала и Куба, исключенная из ОАГ в 1962 году. Напротив, генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса считает, что CELAC никоим образом не угрожает существованию ОАГ, имеющей давнюю историю (создана в 1948 г.) и не раз доказавшей свою эффективность в ряде спорных моментов. По его мнению, новое объединение скорее напоминает Группу латиноамериканских и карибских стран (GRULAC), представляющую интересы региона в ООН. Наиболее пессимистично настроенные аналитики расценивают саммиты CELAC как очередной повод для «политического туризма» лидеров государств, а его решения как чисто декларативные и не подтвержденные реальными действиями.
Следует отметить, что в Западном полушарии CELAC может в перспективе составить конкуренцию не только ОАГ, но и Союзу южноамериканских наций (UNASUR), доказавшему в последние годы свою эффективность в решении ряда спорных региональных вопросов. И UNASUR и CELAC – это в первую очередь политические объединения, имеющие схожие цели и функции. Их объединяет идеология латиноамериканизма и ориентация на защиту региональных интересов Латинской Америки. Параллельное сосуществование объединений может создать как прецедент пересечения компетенций, так и эффект взаимодополняемости. Гипотетически в случае непринятия того или иного решения одним из блоков всегда остается возможность его проведения в другом. В этом смысле UNASUR и CELAC выступают в качестве подстраховочных механизмов по отношению друг к другу. Более того, можно рассматривать CELAC как расширенную версию UNASUR, впоследствии не исключена полная передача функций и компетенций от одного блока к другому с последующим расформированием UNASUR.
Пока четко не определен и формат CELAC как межгосударственного форума, интеграционного блока, политического союза и т. д., очевидно лишь преобладание политической составляющей над экономической. Скорее всего, деятельность объединения будет направлена на преодоление политических противоречий и укрепление стабильности и единства региона. В настоящее время CELAC сочетает элементы двух сценариев потенциальной трансформации. С одной стороны, на уровне деклараций и политического дискурса объединение позиционируется как восходящий интеграционный блок, и очередная попытка объединить все 33 государства, составляющие геополитическое, культурное и цивилизационное пространство Латинской Америки. С точки зрения глобальной политики новый блок в перспективе претендует стать одним из полюсов многополярного мира. С другой стороны, CELAC может остаться площадкой исключительно для обсуждения текущих проблем региона и выработки единой позиции по актуальным вопросам мировой политики.
Пока в рамках объединения не наблюдается конкретных практических результатов и реальных долгосрочных проектов интеграции. Проблематично, сможет ли объединение дать ответы на потенциальные вызовы в случае возникновения и обострения реальных межгосударственных или внутригосударственных противоречий (например, попытки государственного переворота или других нарушений конституционного правопорядка). Таких потенциально проблемных «точек» в геополитическом пространстве региона много: это и нестабильная политическая ситуация в Венесуэле, и многочисленные территориальные претензии и т.д.
В определенной степени CELAC может стать механизмом проведения диалога между различными субрегиональными интеграционными блоками, выступить в роли координатора и их отношений и представлять интересы всего региона на международной арене. Необходимость создания инструментов для осуществления такого диалога налицо, учитывая нарастающие тенденции регионализации мировой экономики и политики. Здесь явно учитывается опыт Ибероамериканских саммитов, саммитов ЕС – MERCOSUR и других. Стоит отметить, что в CELAC в максимальной степени реализованы принципы демократизма и равенства: все решения принимаются только на основе консенсуса вне зависимости от геополитической роли и экономического потенциала каждого государства.
Имеют место существенные шаги по сближению CELAC с Россией. 28-29 мая 2013 г. в Москве состоялось заседание расширенной «трoйки» с участием министров иностранных дел Чили, Коста-Рики, Кубы и Гаити. Сотрудничество по линии Россия – CELAC может придать больше динамизма российско-латиноамериканским отношениям в целом. С 2005 по 2012 г. объем товарооборота между Россией и Латинской Америкой увеличился втрое и достиг 16 млрд долл.
Вместе с тем CELAC как преимущественно политическая организация вряд ли принципиально изменит формат экономического взаимодействия. Более реалистично выглядит сотрудничество по выработке согласованной позиции по текущим вопросам мировой и региональной политики в международных организациях.
Андрей Пятаков
Решение территориального спора между Перу и Чили
27 января 2014 г. на пленарном заседании саммита Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕLAC) в Гаване президент Перу Ольянта Умала объявил о постановлении Международного суда ООН, определившего новую морскую границу между Перу и Чили.
Вопрос об акватории тихоокеанского побережья уже давно осложнял отношения между двумя латиноамериканскими странами. Лима выдвигала свои претензии на крупный участок Тихого океана с момента окончания Тихоокеанской войны 1879-1884 гг. С 2008 г. на рассмотрении в Гааге находился иск Перу к Чили о пересмотре морской границы. По мнению перуанской стороны, она должна проходить перпендикулярно сухопутной границе, т.к. очертания акватории должны соответствовать береговой линии. Напротив, в Сантьяго убеждены, что морские границы проходят по линии географической широты. Для аргументации своей позиции Чили привлекало договоры 1952 и 1954 гг., по которым и была установлена граница. В интерпретации Перу эти договоры касались исключительно разграничения района рыболовства. (Спорная акватория богата морскими биоресурсами, особенно анчоусом. Кроме того, Перу занимает первое, а Чили второе место в мире по производству рыбной муки).
В соответствии с вердиктом Международного суда в Гааге, не подлежащего пересмотру и обжалованию, к Перу отошло около 50 тыс. км² акватории. Тогдашний президент Чили Себастьян Пиньера признал вынесенное решение. Фактически акватория была разделена поровну, что устраивало каждую из сторон, несмотря на то, что перуанские власти получили в свое распоряжение не всю оспариваемую территорию.
Завершение территориального спора в пользу перуанской стороны было воспринято в Чили как очередной провал в политической карьере президента Пиньеры. Осуществлять решение Международного суда на практике придется принявшей бразды правления Мишель Бачелет. Нового президента ждет очередной судебный процесс. Вдохновившись успехами Перу, Боливия не теряет надежды получить от Чили выход к морю, который Ла-Пас потеряла по итогам все той же Тихоокеанской войны. Иск уже находится на рассмотрении. Как М.Бачелет – сильный и харизматичный лидер – решит этот непростой вопрос, покажет время.
Александр Лосев