ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

МАРТ 2014 ГОДА

  • Президентские выборы в Сальвадоре
  • Венесуэла и международное сообщество в поисках путей выхода из политического кризиса
  • Ежегодный доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками
  • Колумбия: политическая панорама после парламентских выборов


Президентские выборы в Сальвадоре


В феврале – марте 2014 г. в Сальвадоре состоялись президентские выборы, ставшие очередным испытанием на прочность для еще неокрепшей после военных диктатур и гражданской войны (1980 – 1992) сальвадорской демократии. Избирательный процесс протекал в условиях жесткого противостояния левых сил во главе с Фронтом национального освобождения им. Фарабундо Марти (Frente Farabundo Martí para la Liberación Nacional, FMLN) с правым политическим лагерем, представленным, главным образом, партиями Националистический республиканский союз (Alianza Republicana Nacionalista, ARENA) и Союз за национальное единство (Gran Alianza por la Unidad Nacional, GANA).


Кандидатом от FMLN выступал бывший партизанский вожак и один из исторических руководителей этой организации Сальвадор Санчес Серен, занимавший в уходящем правительстве Маурисио Фунеса пост вице-президента, в то время как от правых участвовали Норман Кихано Гонсалес (ARENA) и экс-президент страны Элиас Антонио Сака Гонсалес (GANA). 2 февраля 2014 г. за С.Санчеса проголосовали 48,93%, за Н.Кихано – 38,95% и за Э.А.Саку – 11,44% избирателей. Остальные кандидаты получили менее одного процента голосов. 9 марта состоялся второй тур голосования, в ходе которого победу одержал С.Санчес: за него было подано 1 495 815 голосов (50,11%), за его противника Н.Кихано – 1 489 451 (49,89%) голос.


С. Санчес родился 18 июня 1944 г. в г. Кесальтепеке в многодетной семье плотника. Несмотря на бедность и лишения, он получил высшее педагогическое образование, в 1965 г. стал одним из основателей Национальной ассоциации сальвадорских преподавателей (Asociación Nacional de Educadores Salvadoreños). В 1980 – 1992 гг. активно участвовал в вооруженной борьбе, был одним из основателей FMLN, проявил незаурядные военные и организаторские способности как один из руководителей партизан (был известен как команданте Леонель Гонсалес). Принимал участие в переговорах с правительством по урегулированию вооруженного противостояния, от имени Фронта подписал Чапультепекские мирные соглашения.


В постконфликтный период неоднократно избирался депутатом парламента, в правительстве М.Фунеса (2009 – 2014) занимал пост вице-президента. Выступил инициатором ряда важных программ по поддержке крестьянских хозяйств, улучшению и развитию систем образования и здравоохранения. Является авторитетным политиком, его сторонники отмечают в нем такие качества как честность, неподкупность, искреннее стремление помочь в разрешении острых социальных проблем. Сам С.Санчес относит себя к умеренным политическим деятелям типа уругвайского президента Хосе Мухики и публично старается дистанцироваться от Каракаса и идейного наследия Уго Чавеса.


Оценивая итоги президентских выборов, следует отметить, что победа досталась Фронту нелегко: вопреки ожиданиям и к удивлению самих правых, перевес голосов составил всего 0,22%, тогда как в первом туре FMLN шел впереди с отрывом в 10%.


Во многом сыграла свою роль агрессивная пропаганда правых сил, имевшая явно идеологическую окраску и сильно напоминавшая по своим лозунгам и содержанию кампании времен холодной войны. Упор был сделан на том, что «красные» (FMLN) якобы планируют превратить Сальвадор во вторую Венесуэлу, а большинство сальвадорцев ждет обнищание. Обыгрывались итоги правления М.Фунеса (он пришел к власти как кандидат от FMLN), в частности, невыполнение его правительством ряда обещаний, предрекалось установление в стране авторитарного режима и присоединение Сальвадора к группе леворадикальных государств во главе с Венесуэлой.


В результате ARENA удалось привлечь на свою сторону значительную часть колебавшегося электората, заручившись поддержкой свыше 440 тыс. избирателей, в т.ч. приверженцев GANA и других правых партий, в то время как FMLN явно исчерпал свой ресурс. Выборы показали, что находившаяся на протяжении 20 лет у власти (до 2009 г.) ARENA все еще пользуется сильным влиянием среди многих сальвадорцев. Фактически страна разделилась на два больших лагеря, между FMLN и ARENA установилось примерное равновесие сил.


После оглашения предварительных итогов выборов руководство ARENA заняло непримиримую позицию, заявив об имевших место «фальсификациях» и иных «нарушениях» избирательного законодательства, и потребовало аннулировать результаты голосования. Ряд функционеров ARENA обратились к командованию вооруженных сил страны с призывом силой не допустить прихода к власти кандидата от FMLN. Позиция ARENA была поддержана Национальной ассоциацией предпринимателей Сальвадора (Asociación Nacional de la Empresa Privada), распространившей заявление, в котором президент страны М.Фунес обвинялся в дискредитации ARENA и ведении агитации в пользу FMLN.


Обстановка накалилась до предела, хотя и удалось избежать дестабилизации страны. В дело вмешались иерархи сальвадорской католической церкви, которые призвали противоборствующие стороны к примирению. Избирательные власти проявили твердость и объявили о законности выборов, а военные отвергли идею вмешательства в политическую жизнь, подтвердив свою приверженность конституции страны. В свою очередь, наблюдатели от ООН и ОАГ сумели убедить руководство ARENA не бойкотировать процесс подсчета бюллетеней.


Многие эксперты отмечают, что воинственность правых связана прежде всего с революционным прошлым С.Санчеса, который, как бывший партизанский командир, в отличие от пришедшего «со стороны» М.Фунеса, олицетворяет собой классового врага сальвадорских олигархов, чьи интересы выражает ARENA, не готовая признать необходимость переговоров с бывшим революционером. На деле программа FMLN по своей сущности относится скорее к социал-демократическим платформам и не представляет реальной угрозы для жизненных интересов олигархов, о чем свидетельствует политика предыдущего правительства Фронта.


В конечном счете, несмотря на свои протестные акции, ARENA смирилась с политической реальностью. Председатель партии Хорхе Веладо объявил о созыве в ближайшее время внеочередного съезда ARENA для анализа сложившейся внутриполитической ситуации. Главной задачей съезда станет закрепление достигнутого на выборах успеха (неожиданный прирост голосов). Ожидается, что партия обновит свои структуры, отойдет от устаревших идеологических догм, привлечет молодых лидеров и станет более открытой для широких слоев сальвадорского общества, при этом во время дебатов будут учитываться мнения делегатов от региональных отделений и первичных ячеек. Х.Веладо уверен, что необходимо ослабить зависимость партии от богатых спонсоров. Если предложения Х.Веладо действительно будут реализованы, произойдет трансформация ARENA из правой в правоцентристскую партию.


Одержавший нелегкую победу FMLN оказался в сложном положении: при проведении внутренней и внешней политики ему придется действовать с оглядкой и считаться с мнением ARENA. При этом правящей партии будет крайне непросто наладить диалог с правой оппозицией: несмотря на мирные соглашения 1992 г., в стране остается нетронутой ставшая причиной вооруженного конфликта социально-экономическая структура. Значительная часть населения по-прежнему проживает в условиях бедности или нищеты, а основные богатства сконцентрированы в руках 150 олигархических кланов (их общее состояние превышает 20 млрд долл.), рассматривающих государство как инструмент своего экономического благополучия. Высокая социальная поляризация и несговорчивость олигархов осложнят проведение социально-экономических реформ (в частности, аграрной) из-за противодействия крупных собственников. С другой стороны, умеренный политический курс, и дальнейшая эволюция в сторону центра могут привести к сужению социальной базы FMLN и обострению противоречий между радикальным и умеренным крыльями этой организации.


Дмитрий Морозов


Венесуэла и международное сообщество в поисках путей выхода из политического кризиса


В марте 2014 г. в Венесуэле продолжались массовые акции протеста, начавшиеся 12 февраля выступлениями студентов. (см. подробнее «Латиноамериканскую панораму» за февраль 2014 года). По официальным данным, предоставленным Генеральным прокурором Луисой Ортегой, к концу месяца погибли 39 человек, 559 были ранены (в том числе 379 гражданских лиц и 180 сотрудников полиции), 168 задержаны (17 из них – представители силовых структур). По информации печати, в целом было задержано более 2 тыс. человек. Как сообщил представитель Верховного суда, Апелляционный суд Каракаса отказался освободить добровольно сдавшегося властям одного из руководителей оппозиции, лидера партии «Народная воля» (Voluntad Popular, VP) Леопольдо Лопеса, против которого выдвинуты обвинения в организации беспорядков и нанесении ущерба общественной собственности.


Похоже, что у правительства Н.Мадуро нет четкой программы выхода из кризиса, принимаемое им меры достаточно противоречивы. В сфере экономики наиболее существенная реформа касается борьбы с черным рынком валюты. Дополнительно к существующим регулируемым обменным курсам доллара (на стратегические товары первой необходимости, включая продовольствие и лекарства) правительство ввело свободный обменный курс (при этом и продавцы, и покупатели валюты должны предъявить документы о законном происхождении средств). Последствия этого шага пока не привели к ожидаемым результатам: предложение валюты со стороны частных лиц не увеличилось, а в первый день торгов курс доллара вырос с 6,3 до 51,8 боливара (ближе к ценам черного рынка – 58 боливаров). Поскольку Венесуэла импортирует до 80% продуктов и товаров первой необходимости, в краткосрочной перспективе следует ожидать резкого всплеска цен, снижения покупательной способности населения и сужения социальной базы режима. В то же время эта мера позволит оздоровить экономику, сбить ажиотажный спрос на иностранную валюту и уменьшить товарный дефицит, достигающий в настоящее время 30%. Поскольку основной источник валюты – экспорт нефти – остается достаточно стабильным, государство сможет увеличить денежную массу в национальной валюте и создать видимость роста финансирования социальных программ. Остается проблематичной выплата миллиардных зарубежных кредитов и погашение задолженности зарубежным авиакомпаниям, прекратившим полеты в Венесуэлу.


В политической сфере Н. Мадуро колеблется между поиском диалога и «закручиванием гаек». Об ужесточении политики правительства свидетельствует не только содержание под арестом Леопольдо Лопеса, но и освобождение от занимаемой должности и вынесение обвинительных приговоров против алькальдов (мэров) Энцо Скарано и Даниэля Себальоса, неспособных разобрать баррикады и прекратить акции протеста, а также прекращение полномочий оппозиционного депутата Марии Корины Мачадо, получивший самое большое количество голосов на прошлых парламентских выборах.


Особого внимания заслуживает арест трех генералов ВВС по обвинению в организации военного переворота с целью смещения Н.Мадуро. Мнения экспертного сообщества по этому поводу разделились: часть экспертов считает это частью информационного шоу, приуроченного к визиту приехавших в Венесуэлу министров иностранных дел UNASUR, цель которого – добиться максимальной поддержки правительства, другие считают угрозу переворота вполне реальной. На наш взгляд, этот факт в очередной раз свидетельствует о неоднородности вооруженных сил, особенно офицерского корпуса, далеко не все генералы – сторонники режима, а далеко не все сторонники боливарианского социализма поддерживают Н.Мадуро. (В пользу этой версии свидетельствует также выступление командующего южной группой войск США Джона Келли на слушаниях в Сенате, во время которых генерал особо отметил отсутствие доверия между режимом и вооруженными силами, которые пока занимают выжидательную позицию). Не случайно правительство пока не привлекает военных для разгона демонстрантов и разбора баррикад.


Правительство неоднократно призывало к переговорам, однако непримиримость и радикализация позиций обеих сторон ставили диалог под сомнение. Для его начала требовался авторитетный посредник, признаваемый обеими сторонами.


Первый шаг на пути к национальному примирению был сделан на заседании Союза южноамериканских наций (UNASUR) 12 марта 2013 года. Собравшиеся в Чили по поводу инаугурации президента Мишель Бачелет министры иностранных дел стран Южной Америки приняли решение поддержать готовность венесуэльского правительства к общенациональному диалогу между исполнительной властью и всеми политическими и социальными силами, готовыми к взаимопониманию и достижению мира, и выступили против любой угрозы независимости и суверенитету Венесуэлы. С согласия венесуэльского правительства была создана посредническая миссия в составе министров иностранных дел UNASUR. 25-26 марта 2014 г. Венесуэлу посетила представительная делегация UNASUR в составе министров иностранных дел Аргентины, Боливии, Бразилии, Суринама, Уругвая и Эквадора, которая встретилась за закрытыми дверьми с президентом Н.Мадуро, вице-президентом Хорхе Арреасой и министром иностранных дел Элиасом Хауа, и, по настоянию министра иностранных дел Колумбии, провела 4-часовую беседу с делегацией оппозиционного Круглого стола демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD) во главе с исполнительным секретарем коалиции Рамоном Гильермо Авеледо. Противоборствующие стороны изложили свои оценки ситуации в стране, при этом руководство оппозиции заявило, что противоборство с властью настолько острое, что конфликт может быть улажен только при международном посредничестве. По информации, появившейся в венесуэльских и зарубежных СМИ, Н.Мадуро выразил готовность учесть пожелания комиссии и мнение оппозиции относительно начала диалога. Для организации переговоров была создана посредническая группа в составе министров иностранных дел Колумбии, Бразилии и Эквадора. В принятом по итогам визита документе отмечается готовность всех участников конфликта и диалогу, подчеркивается необходимость проявлять сдержанность в выражениях и создавать атмосферу, благоприятствующую переговорам между правительством, политическими деятелями, предпринимательскими кругами и представителями общества. Дипломаты подтвердили свою безоговорочную поддержку демократического и открытого диалога на основе взаимного уважения и осудили любые попытки насильственного изменения конституционного строя Венесуэлы.


Впервые с момента начала кризиса появился шанс мирного урегулирования конфликта, поскольку, вопреки первоначальным заявлениям, комиссия не ограничилась наблюдением, оказанием поддержки и помощи диалогу, предложенному правительством Венесуэлы, а выяснила позиции обеих сторон. Крайне важно, что в состав посреднической группы вошли министры иностранных дел, представляющие три основные модели развития региона (леворадикальную, лево- и правоцентристскую). Прекращение конфликта возможно только при нейтрализации «ястребов» как среди сторонников правительства, так и среди части оппозиции, объективного расследования виновников человеческих жертв, освобождения арестованных и задержанных оппозиционеров, прекращении насилия, поиске компромисса и переходе противостояния в политическую плоскость.


Збигнев Ивановский


Ежегодный доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками


4 марта 2014 г. Международный комитет ООН по контролю над наркотиками (INCB) опубликовал свой юбилейный 45-й доклад, посвященный проблеме наркотиков, наркотрафика и борьбе с этой глобальной угрозой. Немаловажное место в этом документе было отведено Латинской Америке и Карибскому бассейну.


Как отмечено в нынешнем докладе, Центральная Америка и Карибский бассейн по-прежнему остаются основным маршрутом для транзита наркотиков в США и Европу. По оценкам экспертов, более 90% кокаина, ввозимого в США, производится в Колумбии и переправляется через Мексику и центральноамериканский коридор. За последние годы возросла роль и альтернативных маршрутов наркотрафика (к примеру, между Гватемалой и Гондурасом). Незаконный оборот наркотиков по-прежнему остается наиболее прибыльным источником доходов для организованных преступных группировок, что порождает высокий уровень насилия в данном регионе. Сильнее всего это затронуло Белиз, Гватемалу, Гондурас и Сальвадор. По оценкам экспертов INCB, в Центральной Америке действует более 900 банд (maras), численность которых превышает 70 тыс. человек. По итогам 2013 г., страны «Северного треугольника» (Сальвадор, Гватемала и Гондурас) снова оказались самыми криминогенными в мире: в течение года общая численность убийств в этих странах составила около 15 тыс. человек. Тем не менее, наметилась тенденция к снижению уровня насилия. Так, за 2013 г. в Сальвадоре в общей сложности было совершено 2490 убийств (что составляет 39,6 на 100 тыс. жителей), что на 4% меньше показателей 2012 г. (2594 убийства). Эта тенденция стала результатом негласного перемирия между бандами Mara Salvatrucha и Barrio-18, заключенного в марте 2012 г. при поддержке правительства Сальвадора. (В 2009-2011 гг. уровень убийств составлял в данной стране примерно 70 на 100 тыс. жителей).


Первое место в мире по уровню убийств занимает Гондурас, однако и здесь с 2012 по 2013 г. этот показатель, по данным Национальной полиции, снизился с 85,5 до 75,1. (Национальный независимый университета Гондураса приводит цифру 83 на 100 тыс. жителей), поскольку официальная статистка не включила уровень преступности за декабрь 2013 года).


В Гватемале, в отличие от двух других стран «северного треугольника», по данным Национального института судебной медицины был зафиксирован 1%-ный рост убийств – с 6025 в 2012 до 6072 в 2013 году. Наибольшее число преступлений совершено с применением огнестрельного оружия (4674 убийств). По официальным данным, около половины всех насильственных смертей в стране связано с территориальными спорами между группами наркобизнеса и преступными бандами. С учетом высокой численности населения Гватемалы (15,4 млн. ) уровень убийств оказался в 2013 г. более низким – 39,3 на 100 тыс. жителей – по сравнению с соседними странами.


Основными поставщиками каннабиса остаются Ямайка и Сент-Винсент и Гренадины. По данным за 2001-2011 гг. Ямайка входит в десятку стран-источников данного наркотика. Более активную роль в борьбе с наркотрафиком играет и Коста-Рика, где за первое полугодие 2013 г. изъято 1,2 млн растений каннабиса. За последние годы выросли поставки кокаина в Коста-Рику: в 2000 – 2005 гг. в среднем изымалось 5 т, в 2006 – 2010 гг. – до 20 т, а только в 2012 г. – почти 15 тонн. Кроме того, через Коста-Рику осуществляется транзит кокаина в Европу. Для перевозки наркотиков используются самолеты и морские суда, следующие через Карибский бассейн. В Гватемале продолжается культивирование опийного мака как для внутреннего рынка, так и для других стран региона. Площади уничтожения данного растения в последние годы утроились – с 500 га в 2007 до 1500 га в 2011 году. Основной источник героина в Карибском бассейне – Доминиканская Республика, на долю которой приходится более 75% изъятий. В течение 2012 г. в стране 39 кг, в 2011 – 41 кг и в 2010 г. – 30 кг данного наркотика.


Серьезную озабоченность вызывает изготовление в странах Центральной Америки и Карибского бассейна неизвестных ранее стимуляторов амфитаминового ряда. Их основными поставщиками являются такие страны, как Белиз, Гватемала и Никарагуа.


В Южной Америке имеет место незаконное культивирование коки, опийного мака и каннабиса, а также производство и незаконный оборот наркотиков, произведенных из вышеуказанных культур. В 2012 г. в Колумбии общая площадь плантаций куста коки уменьшилась на 25% и составила 48 тыс. га. В Боливии эти посадки составляют 25,3 и в Перу – 60,4 тыс. га. Общая площадь указанных плантаций в Южной Америке в 2012 г. оценивалась в 133,7 тыс. га, что на 20 тыс. меньше показателей 2011 года. Данная информация свидетельствует о положительных итогах политики правительств указанных стран.


Данные о культивировании каннабиса в Южной Америке недостаточны, однако в последние годы несколько стран региона сообщали об увеличении объема изъятий этой культуры. К примеру, правительства Колумбии и Парагвая сообщили об увеличении более чем на 100% объема изъятий марихуаны с 2007-2011 г. по сравнению с периодом 2002-2006 годов. Отмечен и большой объем изъятий каннабиса и марихуаны в Боливии: с 2008 по 2011 г. изъято 3500 т каннабиса; в 2012 г. – еще 407 т., что на 25 т превышает показатели 2011 года. Напротив, в Бразилии с 2011 по 2012 г. зафиксировано снижение объема изъятий марихуаны со 174 до 11,2 тонн. Подобная ситуация наблюдается и в Парагвае, где в 2012 г. объем изъятий марихуаны составил 175,7 т (на 43% меньше по сравнению с показателями предыдущего года). В Перу с 2000 по 2011 г. изъято в общей сложности 722,7 т каннабиса, однако только за 2012 г. этот показатель составил 979 тонн и за первое полугодие 2013 г. – около 700 т.


Масштабы культивирования опийного мака в Латинской Америке незначительны. В 2012 г. площадь его посевов в Колумбии достигла 313 га – лишь 0,1% от глобальной площади, занятой этим растением. Силы безопасности Колумбии в рамках мероприятий по пресечению незаконного оборота в 2012 году вручную уничтожили 129 га. плантаций опийного мака. В 2012 г. в Перу было уничтожено 18 га. его посевов. В Мексике за 2012 г. объем изъятий марихуаны сократился с 1796 т в 2011 г. до 1300 в 2012 г., объем изъятий кокаина – с 9,46 т до 3,39 т., героина – с 685,5 до 214,9 кг в 2012 году.


В латиноамериканском регионе наметилась интересная тенденция перехода от политики «войны с наркотиками» к их легализации, что вызвало большую озабоченность у Международного комитета ООН по контролю над наркотиками. Так, в августе 2012 г. в Уругвае принят закона о легализации производства и продажи каннабиса, который вступает в силу в середине апреля 2014 года. Правительство этой страны взяло на себя контроль и регулирование импорта, производства и приобретения права собственности на хранение, продажу и распространение каннабиса и его производных. Потребителям марихуаны будет разрешено приобрести максимум 40 г в месяц в получивших государственный сертификат аптеках. Покупатели должны быть не моложе 18 лет и числиться в государственной базе данных, в которой будут отслеживаться их ежемесячные приобретения. Кроме того, уругвайцам будет разрешено вырастить у себя дома шесть растений в год (примерно 480 граммов). Наконец, граждане смогут объединяться в клубы от 15 до 45 членов, которым будет разрешено вырастить 99 растений в год. Важно подчеркнуть, что принятие закона о легализации марихуаны в Уругвае противоречит Конвенции ООН 1961 года о наркотических средствах. Боливия вообще вышла из данной конвенции в 2012 г. в знак протеста против причисления листьев коки к наркотикам, однако в 2013 г. Боливия повторно присоединилась к Единой конвенции о наркотических средствах, но на особых условиях: с февраля 2013 г. на территории Боливии было официально признано право боливийцев на жевание, потребление и использование листьев коки в их натуральном виде в «культурных и медицинских целях». Тенденция к легализации наркотиков затронула и Мексику, где с августа 2009 г. законодательно разрешены хранение и транспортировка без привлечения к уголовной ответственности 2 г опия, 50 мг героина, 5 г марихуаны, 500 мг кокаина или 40 мг метамфетаминов.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на наметившуюся позитивную динамику в борьбе с наркотиками, наркотрафиком и преступными группировками и поиск правительствами стран Латинской Америки и Карибского бассейна альтернативных способов и путей борьбы с данными угрозами, в регионе по-прежнему ежегодно умирают тысячи ни людей, а некоторые государства региона продолжают возглавлять мировой список по уровню убийств.


Никита Потапов


Колумбия: политическая панорама после парламентских выборов


9 марта 2014 г. в Колумбии состоялись парламентские выборы, определившие состав обеих палат Национального конгресса (102 сенатора и 162 депутата) на 2014 – 2018 годы. Заградительный 3%-ный барьер смогли преодолеть 11 партий. Кроме того, два сенатора и четыре депутата представляют этнические меньшинства.


Как и в предыдущем составе парламента, ни одна из партий даже не приблизилась к абсолютному большинству, партийно-политическая структура остается крайне атомизированной, в политическом спектре традиционно преобладают правые и центристские партии, а влияние левой оппозиции минимально.


На момент выборов в правящую коалицию, поддерживающую нынешнего президента Хуана Мануэля Сантоса Кальдерона (2010 – 2014) входили Социальная партия национального единства (Partido Social de Unidad Nacional, PSUN), «Радикальная перемена» (CR), созданная диссидентами-либералами из правого крыла партии, Колумбийская либеральная партия (Partido Liberal Colombiano, PLC) и «Зеленый альянс» (Alianza Verde, AV), придерживающийся центристских позиций и выступающий за решение наиболее острых экологических и социальных проблем.


Основные изменения в политической панораме связаны с расколом правящей партии PSUN, из которой вышло правое крыло, поддерживающее экс-президента Альваро Урибе Велеса (2002 – 2010). В январе 2013 г. сторонники бывшего главы государства перешли в оппозицию и создали движение «Демократический центр» (Centro Democrático, CD), к которому присоединились часть консерваторов и отдельные выходцы из других партий. Между PSUN и CD нет разногласий относительно стратегии социально-экономического развития, причиной непримиримых противоречий стало отношение к внутреннему вооруженному конфликту. Занимая пост министра обороны в правительстве А.Урибе, Х.М.Сантос был одним из активных сторонников доктрины демократической безопасности, предполагавшей подавление герильи силовыми методами и снижение уровня преступности. Став главой государства, Х.М.Сантос пришел к выводу о необходимости поиска мирного решения конфликта и пошел на переговоры с партизанами, что вызвало недовольство значительной части правящих кругов и колумбийского общества в целом. Противники продолжающихся в г. Гаване (Куба) переговоров с герильей считают Революционные вооруженные силы Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC), равным образом как и не участвующую в диалоге Армию национального освобождения (Ejército de Liberación Nacional, ELN) террористическими и криминальными группировками, тесно связанными с наркотрафиком и организованной преступностью (подобной же оценки придерживаются Соединенные Штаты и Европейский союз).


Из-за раскола позиции правящей PSUN несколько ослабли, в новом составе парламента она будет представлена 21 сенатором и 36 депутатами (в 2010 – 2014 гг. – соответственно 28 и 48). Либералы сохранили свое представительство в верхней (17 сенаторов) и увеличили представительство в нижней палате (с 36 до 39 депутатов). Фракция «Радикальной перемены» в Сенате выросла с 7 до 9 чел., в Палате депутатов ее представительство сохранилось (16). «Зеленый альянс» сохранил присутствие в верхней (5) и увеличил фракцию в нижней палате (с 3 до 6 депутатов).


Впервые участвовавший в выборах «Демократический центр» представлен 20 сенаторами и 12 депутатами. Присутствие консерваторов в обеих палатах несколько сократилось, однако остается существенным (соответственно с 22 до 18 и с 36 до 27). Заметно ослабли позиции «Гражданского выбора» (Opción Ciudadana) – трансформировавшейся ультраправой Партии национальной интеграции (Partido de Integración Nacional, PIN) – 5 сенаторов и 6 депутатов (- 4 и -5).


От выборов к выборам продолжает снижаться влияние оппозиционного «Альтернативного демократического полюса» (Polo Democrático Alternativo, PDA) представляющего коалицию левоцентристских, левых и леворадикальных сил (с 8 до 5 сенаторов и с 5 до 3 депутатов). Остальные партии представлены 1-2 депутатами.
 Поскольку, как и на прошлых выборах, PSUN не смогла стать доминантной партией, президенту по-прежнему придется опираться на правящую коалицию. Главе государства удалось добиться квалифицированного большинства в Палате представителей (91 из 166 депутатов), однако его поддерживают только 47 из 102 сенаторов (хотя и есть резервы для привлечения парламентариев из «Зеленого альянса» и «Гражданского выбора»). Поскольку мирный процесс поддерживает и левая оппозиция, по некоторым вопросам президент сможет рассчитывать и на ее поддержку. В целом же за четыре года пребывания Х.М.Сантоса у власти его социальная база заметно сузилась, при этом речь идет как о рейтинге самого президента, так и проправительственной коалиции. (После предыдущих парламентских выборов 2010 г. президентское большинство в Сенате превышало 80 парламентариев, что открывало перед главой государства беспрецедентные возможности, которыми он не всегда смог воспользоваться).


Изменение политической панорамы связано, в первую очередь, с ослаблением левой оппозиции и укреплением правой оппозиции, связанной с появлением влиятельного «Демократического центра». Впервые в истории Колумбии экс-президент решил остаться в большой политике, став сенатором и лидером влиятельной парламентской фракции.


Новый состав Национального конгресса в какой-то мере позволяет пролить свет на президентскую кампанию (первый тур выборов состоится 25 мая, второй – 22 июня 2014 года). За пост главы государства будут бороться пять кандидатов. Основной претендент – нынешний президент Х.М. Сантос, поддержанный коалицией «Национальное единство» в составе Социальной партии национального единства, Колумбийской либеральной партии и «Радикальной перемены». В качестве вице-президента коалиция выдвинула лидера СR, в прошлом сенатора, министра внутренних дел и министра жилищного строительства в нынешнем правительстве Хермана Варгаса Льераса.


Поскольку в соответствии с конституцией экс-президент Альваро Урибе не имеет права в третий раз занимать пост главы государства, «Демократический центр» выдвинул в качестве кандидата в президенты Оскара Ивана Сулуагу Эскобара, а вице-президенты – Карлоса Ольмеса Трухильо (ранее О.Сулуага избирался сенатором и был министром финансов в правительстве А.Урибе, К.Ольмес Трухильо занимал посты министров образования и внутренних дел, представлял Колумбию в качестве посла в ряде государств и международных организаций).


От Колумбийской консервативной партии за президентское кресло будет бороться бывший сенатор, министр внешней торговли, иностранных дел и обороны в различных правительствах Марта Лусия Рамирес Бланко. Вице-президентом от консерваторов выдвинут Камило Альберто Гомес Альсате, известный адвокат, занимавшийся проблемами мирного урегулирования вооруженного конфликта.


Зеленый альянс также принял решение не входить в проправительственное «Народное единство», по итогам внутрипартийных выборов его кандидатом стал бывший мэр столицы Энрике Пеньялоса. Левая и левоцентристская оппозиция представлена Кларой Лопес Обрегон (председатель PDA и исполнявшая обязанности столичного мэра) лидером левой коалиции «Патриотический союз» (Unión Patriótica, UP) Аидой Абельей, которая решила снять свою кандидатуру на пост главы государства и избираться совместно с К.Лопес в качестве вице-президента.


Избирательная кампания только начинается, однако, если расстановка политических сил не поменяется, скорее всего, никто не сможет победить в первом туре голосования. По данным соцопроса Института Гэллапа за 19 марта 2014 г., в конце этого месяца за Х.М.Сантоса готовы проголосовать 32,5% избирателей, за О.Сулуагу – 15,6%, за Э.Пеньялосу – 11,3%, за М.Л.Рамирес – 9,3% и за К.Лопес – 8,6% избирателей, остальные будут голосовать против всех или не пойдут на выборы. Ближе к началу выборов в зависимости от уровня популярности кандидатов возможна перегруппировка политических сил, а окончательные итоги определит коалиционная политика наиболее влиятельных претендентов. Важно отметить, что в Колумбии президентские выборы носят довольно персоналистский характер, большее значение имеет личность кандидата, чем его партийная принадлежность. Все кандидаты достаточно яркие, хотя большинство экспертов считают основный соперником Х.М.Сантоса О.Сулуагу, возможны и неожиданности.


В целом состав конгресса благоприятен для мирного урегулирования внутреннего вооруженного конфликта. Наряду с правящей коалицией идею его прекращения поддерживает и оппозиционный Альтернативный демократический альянс, и отдельные депутаты из правых партий. Среди кандидатов в президенты самым непримиримым противником диалога с FARC является только О.И.Сулуага. Избрание А.Урибе сенатором значительно расширит его пропагандистские возможности (до сих пор экс-президент излагал свои взгляды только в социальных сетях). Фракция правой оппозиции будет всячески препятствовать диалогу с партизанами, что объясняется как убеждениями А.Урибе – непримиримого противника всех моделей социализма, в том числе кубинской и венесуэльской, так и личными причинами (партизаны убили его отца). «Демократический центр» будет пытаться блокировать решения парламента, направленные на трансформацию FARC в легальную политическую партию и на участие лидеров партизан в политике, на освобождение их от ответственности за уголовные преступления и т.д.


В то же время хотелось бы выразить сдержанный оптимизм. Дело не только в расстановке политических сил в Национальном конгрессе, где преобладают сторонники мирного процесса. Колумбия устала от 50-летнего вооруженного конфликта, унесшего 200 тыс. жизней, он не вписывается в реалии современного глобального мира. Пока скорее дело за партизанами. За время переговоров удалось достигнуть соглашения только по двум из пяти пунктов «дорожной карты» (разработка комплексного плана развития сельского хозяйства, более эффективное распределение земельной собственности и создание инфраструктуры в отдаленных районах; возможность политического участия герильи; прекращение конфликта, предполагающее разоружение вооруженных формирований и интеграцию их участников в мирную жизнь; решение проблемы наркотрафика и создание комиссии по установлению истины). Несмотря на продолжающийся диалог, партизаны продолжают террористические акции, а силовые структуры продолжают бороться с незаконными леворадикальными вооруженными формированиями.


Збигнев Ивановский

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005