ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

МАЙ 2014 ГОДА

  • Визит министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова в Латинскую Америку
  • Всеобщие выборы в Панаме: ожидаемые сюрпризы
  • Визит президента Уругвая в США
  • Первый тур президентских выборов в Колумбии

Визит министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова в Латинскую Америку


29 апреля – 1 мая 2014 г. министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров совершил латиноамериканское турне, в ходе которого он посетил с официальным визитом Кубу, Никарагуа, Чили и Перу.


Куба и Никарагуа – давние партнеры России, которые поддерживают ее позиции на международной арене и развивают сотрудничество с Москвой в различных областях. Что касается Чили и Перу, то своим визитом Лавров восполнил пробел информации о ситуации на Украине и разъяснил главам этих стран российскую позицию по данному вопросу. (В марте 2014 г. Чили и Перу поддержали резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины, в которой референдум в Крыму был назван незаконным).


В ходе своего визита на Кубу глава внешнеполитического ведомства России провел переговоры с председателем Государственного совета и Совета министров Республики Куба Раулем Кастро и с кубинским министром иностранных дел Бруно Родригесом. Также состоялась неформальная беседа Лаврова с лидером кубинской революции Фиделем Кастро. На переговорах стороны обсудили вопросы расширения двустороннего сотрудничества и актуальные проблемы международной повестки дня. Одной из главных тем стало экономическое сотрудничество. Стороны договорились увеличивать и диверсифицировать товарооборот между странами, который в 2013 г. снизился по сравнению с 2012 г. с 220 до 185 млн долларов. Одной из перспективных тем переговоров Лаврова с кубинскими партнерами стала авиация. Куба заключила контракты о модернизации самолетов, приобретенных еще в советское временя, были также проведены переговоры о закупке новых машин. Разработан проект о создании на Кубе грузопосадочного международного узла с участием России и ряда других стран. Были рассмотрены и экономические и торговые соглашения вплоть до 2020 г., в частности, о расширении связей России и Кубы в сфере транспорта, энергетики, фармацевтики, инфраструктуры, совместном развитии особой экономической зоны в порту Мариэль, которая функционирует с 1 января 2014 года. Ее резидентам гарантированы налоговые льготы и свободный перевод денежных средств. Всего в развитие порта правительство Кубы вложило 900 млн долларов, из них 640 млн были предоставлены Бразилией.


Важным шагом по укреплению двустороннего партнерства стало подписание в октябре 2013 г. межправительственного соглашения об урегулировании задолженности Кубы перед Россией по кредитам, согласно которому Россия аннулировала 90% советских долгов Кубе. Экономическое взаимодействие с островом будет укрепляться в интересах российских предпринимательских кругов в соответствии с новым кубинским законом об иностранных инвестициях. Россия подтвердила незыблемость своей позиции о необходимости снятия торгово-экономического эмбарго Кубы со стороны США.


В ходе переговоров в Никарагуа С.В.Лавров дал высокую оценку поддержке никарагуанских властей относительно ситуации на Украине. Президент страны Д. Ортега отметил со своей стороны, что оказание давления со стороны США и ЕС – неправильный путь, необходимо мирное урегулирование украинского кризиса в соответствии с нормами международного права. В ходе переговоров в Манагуа было также подтверждено, что никарагуанские власти и в дальнейшем будут предоставлять российскому ВМФ разрешения на вход в свои порты и пользование инфраструктурой. Кроме этого, обеими сторонами в очередной раз опровергнута информация о возможном размещении российских военных баз в Латинской Америке, в частности в Никарагуа. Речь идет лишь об использовании оборудования и инфраструктуры во время остановок судов для мелкого ремонта, пополнения запасов пресной воды, продовольствия и для отдыха экипажей.


Крупнейшим проектом, который будет способствовать сближению Москвы и Манагуа, может стать альтернативный Панамскому Большой межокеанский канал. Власти Никарагуа рассчитывают приступить к «стройке века», стоимость которой оценивается в 40 млрд долл., в конце года. Основным инвестором выступит китайская компания HKND, которая получила концессию на сто лет на прокладку и эксплуатацию канала. Строительство будут вести рабочие из Китая и стран Центральной Америки. Россия же будет оказывать не столько экономическое и организационное содействие, сколько военно-политическую поддержку, в частности, по охране строительства от возможных провокаций. В связи с этим власти Никарагуа заключили с Москвой специальное соглашение, разрешающее российским боевым кораблям и самолетам патрулировать территориальные воды страны в первой половине текущего и следующего годов. Следует заметить, что проект прокладки канала послужил причиной обострения отношений с соседними странами, Колумбией и Коста-Рикой, имеющими давние территориальные разногласия с Никарагуа.


В Чили глава российского внешнеполитического ведомства был принят президентом республики Мишель Бачелет и провел переговоры с министром иностранных дел Эральдо Муньосом Валенсуэлой. В конструктивном ключе были обсуждены основные темы двусторонней повестки дня, намечены шаги по активизации российско-чилийского политического диалога, в том числе путем расширения межведомственных политических консультаций. Стороны условились способствовать активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Министры иностранных дел обменялись мнениями по актуальным вопросам современной мировой политики, высказались в пользу двустороннего взаимодействия на международной арене. Было также выражено общее стремление к расширению взаимодействия в рамках АТЭС. Сергей Лавров выразил признательность чилийским коллегам за их поддержку в развитии отношений между РФ и такими региональными объединениями Латинской Америки, как СЕLAC, МЕRCOSUR и UNASUR. Переговоры министра иностранных дел РФ в Сантьяго-де-Чили подтвердили, что повестка дня включает огромное количество вопросов, которые могут быть превращены во взаимовыгодные практические проекты.


Заключительным пунктом латиноамериканского турне Лаврова стало Перу. На встрече Лаврова с президентом страны Ольянтой Умалой и министром иностранных дел Эдой Ривас были обсуждены все направления сотрудничества и выражена решимость продвигать двусторонние связи. Стороны договорились активизировать работу по совершенствованию договорно-правовой базы отношений. По словам Эды Ривас, особое внимание было уделено задачам расширения и углубления торгово-экономических связей. Партнеры из Перу проявили интерес к установлению более тесных контактов с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, вплоть до договора о свободной торговле. Были подтверждены общие подходы в сфере международных проблем, обе страны выступают за урегулирование конфликтов исключительно мирным путем с опорой на международное право, устав ООН и через коллективные действия.


В целом поездка С.В.Лаврова в Латинскую Америку еще раз подтвердила, что Россия крайне заинтересована в дальнейшем развитии всесторонних отношений с данным регионом, с его интеграционными и политическими объединениями. Латинская Америка в свою очередь продемонстрировала, что готова к дальнейшему развитию многосторонних связей с нашей страной.


Никита Потапов


Всеобщие выборы в Панаме: ожидаемые сюрпризы


4 мая 2014 г. в Панаме состоялись всеобщие выборы, в которых приняли участие 76,77% избирателей (1,9 млн чел.). На пост президента баллотировались 7 кандидатов, в том числе впервые трое независимых. Основная борьба развернулась между представителями традиционных партий. Правительственный кандидат Хосе Доминго Ариас выступал от правопопулистского предвыборного блока «Объединенные за бóльшие перемены» в составе партий Демократическая перемена (Cambio Democrático, CD) и Либерального республиканского националистического движения (Movimiento Liberal Republicano Nacionalista, MOLIRENA). Поскольку конституция Панамы не предусматривает возможности переизбрания действующего президента, правящая коалиция не смогла преодолеть распространенный в последнее время соблазн «династического покроя»: в качестве кандидата в вице-президенты вместе с Ариасом баллотировалась первая леди страны Марта Линарес де Мартинелли, не имеющая опыта политической борьбы.


Реальными шансами на победу обладали два кандидата от оппозиции, которой не удалось выдвинуть единого претендента на высший пост страны, что в принципе снижало шансы каждого из них. Левоцентристская Революционно-демократическая партия (Partido Revolucionario Democrático, PRD), у истоков которой в 1978 г. стоял выдающийся политический деятель Панамы генерал Омар Торрихос Эррера, выдвинула в качестве кандидата в президенты генерального секретаря партии, бывшего мэра столицы Хуана Карлоса Наварро. Старейшая Панамистская партия (Partido Panameñista, PAP), появившаяся на политической арене накануне Второй мировой войны, образовала с Народной партией (Partido Popular, PP, ранее носила название Христианско-демократической партии) коалицию «Прежде всего – народ» (Pueblo Primero). На президентский пост от этой коалиции претендовал председатель РАР, вице-президент Панамы Хуан Карлос Варела, выступавший на выборах 2009 г. в блоке с CD (в 2011 г. союз этих партий распался).


В выборах 2014 г. впервые самостоятельно участвовали левые силы Панамы в составе Широкого фронта за демократию (Frente Amplio por la Democracia, FAD), выдвинувшие в качестве кандидата на президентский пост профсоюзного лидера Хенаро Лопеса. Левый спектр представлял также лидер Независимого движения национальной реорганизации (Movimiento Independiente de Refundación Nacional, MIREN) университетский профессор Хуан Ховане, выступавший как независимый кандидат.


Хотя все опросы общественного мнения неизменно отдавали предпочтение Х.Д.Ариасу, победу одержал Х.К. Варела, выступивший в тандеме с Исабель Сайнт Мало де Альварадо в качестве кандидата в вице-президенты. Они получили относительное большинство голосов (в Панаме не предусмотрен второй тур) – 724,44 тыс. (39,07%), что намного превышает число официальных сторонников РАР (215,7 тыс. чел.) и РР (21,51 тыс.). Примечательно, что дуэт правящей коалиции, несмотря на использование государственных ресурсов, занял лишь второе место, добившись поддержки 582,12 тыс. избирателей (31,4 %), что фактически совпадает с числом зарегистрированных членов этих партий (CD – 458,8 тыс. и МОLIRENA – 112 тыс. человек). На третьем месте оказался Хуан Карлос Наварро – 522,14 тыс. голосов (28,16%), что несколько превышает численность PRD (455,89 тысяч).


Традиционным для последних кампаний полем политической борьбы стали вопросы социальной уязвимости неолиберальной экономической модели, заложенной после вооруженной интервенции США в декабре 1989 г. и продемонстрировавшей, наряду с высокими темпами экономического роста, усиление социального неравенства, разрыв в уровне и качестве жизни между горсткой мультимиллионеров (так называемых 115 семейств) и основной массой населения. При этом размывание среднего класса ведет по существу к социальной и политической пауперизации электората, происходящей на фоне беспрерывных, часто беспринципных политических альянсов и контральянсов, клиентелизма, шантажа, коррупционных скандалов и прямого подкупа избирателей, что подрывает устойчивость политической системы Панамы. Негативные тенденции усилились при правительстве Рикардо Мартинелли из-за стремления президента, набравшего на выборах 2009 г. 60% голосов, поставить под личный контроль другие ветви власти.


Президентство Мартинелли, кумиром которого стал итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, оставляет крайне противоречивое впечатление. В условиях мирового экономического кризиса уходящему правительству удалось не только «остаться на плаву», но и переориентировать модель развития страны на внутренний спрос. (Панама специализируется на международных услугах высокого класса, что обеспечивается комплексом межокеанского канала с перспективой завершения строительства третьей очереди шлюзов, международным банковским центром, крупнейшей в западном полушарии зоной свободной торговли в г. Колон, самым многочисленным торговым флотом и др.). Нынешняя экономическая модель, основы которой заложены предшествующими администрациями, прежде всего правительствами PRD, не совсем вписывается в «прокрустово ложе» классического неолиберализма, основанного на ослаблении роли государства. Речь идет об огромных по масштабам Панамы инвестициях в инфраструктурные проекты (около 13,5 млрд долл. за 2009 – 2014 гг.) расширении межокеанского канала, открытии первого в Центральной Америке метрополитена, сооружении и обновлении сети автодорог и аэропортов, развитии международного туризма, социальных проектах и т.д. В результате по темпам экономического роста за последнее десятилетие Панама обогнала все латиноамериканские страны и стала в 2012 г . абсолютным мировым лидером (10,2 %), в 2013 г. прирост ВВП снизился до 8,4 %. В то же время подобная политика вызвала острую необходимость внешних заимствований, что усилило долговую нагрузку на экономику страны. Внешний долг, по официальным данным, составил на конец марта 2014 г. 12,7 млрд долл., по неофициальным подсчетам, при правительстве Мартинелли этот показатель увеличился больше, чем за все годы существования республики.


Инфраструктурные проекты позволили снизить безработицу с 6,6% в 2009 г. до исторического минимума – 4,1 % в 2012 и 2013 годах. Тем не менее, в существенной степени занятость обеспечивается за счет неформального сектора (порядка 40%), что снижает социальную защищенность рабочей силы. Сохраняется острота проблем молодежи, происходит рост организованной преступности. Хотя и удалось сократить масштабы бедности, из-за высокой социальной поляризации по показателю развития потенциала человека Панама не попадает в список благополучных стран.


В ходе предвыборной кампании кандидаты от традиционных партий не скупились на обещания и не подвергали сомнению избранную модель экономического роста. Ариас делал упор на необходимости продолжения нынешнего курса и реализации намеченных проектов, в то время как Наварро и Варелу беспокоили в первую очередь судьбы демократических институтов ввиду очевидного гиперпрезидентства Мартинелли и щирокомасштабной коррупции. Конкретные предложения касались решения острых социальных проблем.


Ключевое значение для победы Варелы имела хладнокровная, продуманная предвыборная тактика, особенно на финальной стадии кампании, где ощущается серьезное влияние политтехнологов. Всего за четыре дня до волеизъявления избирателей он обнародовал почасовой график принятия целой серии мер в первые четыре дня будущего правительства, план действий из 10 пунктов был призван дать ответ на острые проблемы – спекуляцию вокруг цен на основные товары продовольственной корзины, перебои в водоснабжении и санитарное состояние многих населенных пунктов, рост преступности, необходимость обеспечения всему населению базовых услуг в здравоохранении, образовании, транспорте и системе социальной защиты. В число срочных мер предвыборной программы коалиции «Прежде всего – народ» вошли план 22/58 (замораживание цен на 22 продовольственных товара потребительской корзины, что позволит каждой семье сэкономить 58 долл. в месяц), тендер на проект городского обновления Колона (второго по величине и экономической значимости города страны), программа 100/0 (полное обеспечение населения питьевой водой при отсутствии мусора), план безопасности жилых кварталов и формирование муниципальной полиции в районах со сложной криминогенной ситуацией, двуязычное образование в школах (на испанском и английском языках) и др. Неординарное завершение предвыборной кампании Варелы привлекло колеблющихся избирателей и опрокинуло существовавшие прогнозы.


Неожиданными итоги выборов оказались не только для правящей коалиции, но и для левых сил: за Х.Ховане проголосовали только 0,6%, а за Х.Лопеса - 0,59% избирателей. Эти весьма скромные результаты лишь отчасти объясняются специфической конъюнктурой избирательной кампании 2014 г., когда панамский электорат во многом интуитивно решал главный ребус – не допустить фактического продолжения «гражданской диктатуры» Р.Мартинелли в условиях атомизации оппозиционных сил и возросшей целесообразности «полезного голоса».


Главный «ожидаемый сюрприз» выборов 2014 г. заключался в ответе на вопрос: получит ли продолжение уникальная на мировой политической арене электоральная практика в Панаме, когда после 1989 г. ни одной из партий не удавалось находиться у власти два срока подряд. Т.н. «абсолютная «альтернация» - непременное чередование у власти различных политических сил – представляет неординарный механизм своеобразного самообновления политической системы со всеми сопутствующими последствиями (именно в этом и состоит неповторимость «панамского синдрома»).


Другой «ожидаемый сюрприз» связан с расстановкой политических сил в однопалатной Национальной ассамблее (71 депутат). По предварительным официальным данным (в отдельных округах не исключается возможность повторных выборов) относительным большинством располагает фракция в составе CD и МОLIRENA (соответственно 29 и 1 депутат), блок «Прежде всего – народ» займет 12 – 13 мест (РАР – 12 и РР – 1), PRD обладает 21 мандатом, одно место займет как независимый кандидат, семь депутатов должны пройти утверждение. В сложившейся ситуации новый президент, располагающий минимальной поддержкой в парламенте, будет вынужден идти на политические компромиссы для того, чтобы хотя бы приблизиться к выполнению своих обещаний. Не случайно Варела заявил о необходимости отодвинуть партийные знамена и на передний план поставить флаг страны, сформировав правительство национального единства. С этим связана и перспектива осуществления правительственного плана коалиции «Прежде всего – народ». Один общенациональный приоритет уже определился: в ближайший год будет созвана Конституционная ассамблея для пересмотра Политической конституции 1972 года. Предложение Варелы, выдвинутое еще во время предвыборной кампании, поддержали как PRD, так и уходящий президент Р. Мартинелли.


Виктор Лунин


Визит президента Уругвая в США

 

С 11 по 13 мая 2014 г. состоялся первый официальный визит уругвайского президента Хосе Мухики в США. В состав делегации входила почти половина кабинета министров, что указывает на значимость события для уругвайской стороны.
Помимо личных бесед с президентом США Бараком Обамой и госсекретарем Джоном Керри Х. Мухика провел переговоры с другими представителями администрации и Конгресса, а также с группой предпринимателей, принял участие в академических мероприятиях и посетил представительства международных организаций, расположенных в Вашингтоне. В частности, он выступил в Торговой палате США перед 120 представителями бизнес-кругов, где заявил, что деятельность чиновников и предпринимателей Уругвая является транспарентной с юридической и правовой точек зрения. Кроме того, он заверил потенциальных инвесторов в готовности и способности уругвайского государства обеспечить гарантии иностранным капиталовложениям. Президент напомнил, что ВВП Уругвая за последние десять лет утроился, а среднегодовые темпы экономического роста посткризисный период составили 4%.
В беседе с госсекретарем США Дж. Керри уругвайский лидер акцентировал внимание на том, что его государство нуждается в более интенсивной кооперации в научной и технической сферах. В настоящее время идут переговоры по двум крупным инвестиционным проектам – строительству модернизированной системы орошения общенационального масштаба и сооружению глубоководного порта, призванного оптимизировать статус Уругвая как морского государства. По словам министра иностранных дел Уругвая Марио Бергары, необходимые инвестиции оцениваются в объеме 1,5 млрд долларов. Конкретных договоренностей с североамериканскими инвесторами пока не достигнуто.


На встрече с представителями университетских кругов уругвайский президент высказал заинтересованность многих студентов получать высшее образование в США, а также призвал профессуру этой страны к более активному участию в преподавании в университетах Уругвая.


В экономической части переговоров стороны коснулись условий сельскохозяйственного экспорта Уругвая в США, в частности поставок мяса – главной статьи продовольственного экспорта южноамериканской страны. Открытие североамериканского рынка, по мнению Х. Мухики, придало бы импульс развитию этой отрасли хозяйства. Одним из условий позиционирования товара в США является то, что мясо должно быть произведено без добавления анаболиков и гормонов. Х. Мухика заверил партнеров, что в Уругвае такое искусственное стимулирование роста животных запрещено законодательством. Независимые специалисты высказывают мнение, что это резко повысит цену продукта, предназначенного для элитных торговых сетей, недоступных для большинства американцев. Уругвай видит в возможности экспорта своего мяса в США не только новый рынок сбыта, но и возможность международной рекламы, благодаря чему повысился бы спрос уругвайского мяса на мировом рынке. США являются пятым торговым партнером Уругвая по объёму экспорта (с января по апрель 2014 г. на североамериканский рынок поставлено товаров на сумму в 125 млн долл.).


Во время переговоров и интервью Х. Мухика поднял ряд международных проблем, затрагивающих интересы Латинской Америки. В интервью газете «The Washington Post» президент заявил, что готов в случае согласия американской стороны принять на территории Уругвая шесть заключенных, содержащихся в тюрьме Гуантанамо и в целом критически высказался по поводу функционирования этого пенитенциарного учреждения. Это достаточно сложная юридическая процедура, и в целом США скептически оценивают ее реализацию. Подводя итог “кубинской теме” переговоров, уругвайский лидер резюмировал, что нынешняя администрация Белого дома «в большей степени готова к улучшению отношений с Кубой».


Уругвайский президент высказался за более активное участие США в урегулировании вооруженного конфликта в Колумбии и содействие процессу мирных переговоров между властями и повстанцами. Президент отметил сходство позиций своей страны с соседней Аргентиной относительно ключевых региональных проблем. В ноябре 2013 г. между Аргентиной и Уругваем возник конфликт вокруг запрета администрацией порта, находящегося в частной собственности, транзита аргентинских кораблей. До настоящего времени конфликт не преодолен и является одной из «болевых точек» межгосударственных отношений в Южном конусе.


В ходе беседы с руководителем Уругвая президент США Барак Обама с уважением высказался в адрес коллеги, назвав его «лидером Западного полушария, пользующимся уважением во всем мире». Х. Мухика положительно оценил результаты визита и заявил по его итогам, что США обладают политической волей к конструктивному диалогу. Х.Мухика пригласил Б.Обаму посетить Уругвай с ответным визитом.


Х.Мухика, бывший партизан, подвергавшийся гонениям и репрессиям, провел в тюрьме 14 лет и вернулся в большую политику в 1985 году. Придя к власти, он в целом проводит довольно сбалансированную политику. В 2013 году большой международный резонанс вызвало принятие закона о легализации марихуаны, часто интерпретируемую прессой как легализация наркотрафика. Согласно закону, выращивание каннабиса находится под контролем государства, марихуана продается строго дозированно, исключительно в аптеках, при этом покупатель может приобрести в месяц не более одной порции. Продажа легкого наркотика разрешена только гражданам Уругвая, чтобы не превратить страну в новую Мекку международного наркотуризма, за перепродажу введены жесткие уголовные санкции. Согласно опросу, проведенному социологическим агентством “Cifra” 64% уругвайцев категорически против введения данного закона, но 51% готов ждать, чтобы посмотреть, будет ли функционировать эта спорная инициатива.


Визит президента состоялся в преддверии праймериз, назначенных на 1 июня 2014 г. – электоральной процедуры, предусмотренной уругвайским законодательством перед президентскими выборами, которые пройдут в октябре текущего года. Визиты к «северному соседу» традиционно скептически оцениваются в латиноамериканской прессе. Так, ряд аналитиков увидели в посещении Белого дома стремление Уругвая к большей независимости от Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), коллективные соглашения которого сдерживают развитие экономических связей между Уругваем и США. Нынешний визит вызвал критику со стороны оппозиции, увидевшей в нем внутриполитический подтекст. Лидер оппозиционной партии «Colorado» Педро Бордаберри заявил, что главной его целью был поиск источников финансирования предвыборной кампании. В Уругвае вероятна преемственность правления находящейся у власти левоцентристского Широкого фронта. Хосе Мухика, избранный в 2009 г., не имеет право выдвигать свою кандидатуру повторно, наиболее вероятные шансы занять пост главы государства имеет экс-президент Табаре Васкес (2005-2010).


Андрей Пятаков


Первый тур президентских выборов в Колумбии


25 мая 2014 г. в Колумбии состоялся первый тур президентских выборов, в котором приняли участие пять претендентов на пост главы государства. Как и ожидалось, результаты голосования не выявили явного фаворита. По официальным данным, относительное большинство голосов (29,25%) получил кандидат правого «Демократического центра» (Centro Democrático, CD) Оскар Иван Сулуага. Действующий президент Хуан Мануэль Сантос, поддержанный правоцентристской коалицией «Национальное единство» (Unidad Nacional) в составе Социальной партии национального единства (Partido Social de Unidad Nacional, PSUN), «Радикальной перемены» (Сambio Radical, CR) и Колумбийской либеральной партии (Partido Liberal Colombiano, PLC). оказался на втором месте с 25,69% голосов. За кандидата консерваторов Марту Лусию Рамирес проголосовали 15,52% избирателей. В сумме правые и правоцентристские силы получили более 70% голосов, подтвердив, что политический спектр Колумбии существенно отличается от ситуации в соседних странах, где заметным влиянием пользуются леворадикальные и левоцентристские политики.


Накануне выборов левая оппозиция решила объединить усилия и выдвинуть единого кандидата – представителя левоцентристского «Альтернативного демократического полюса» (Polo Democrático Alternativo, PDA) Клару Лопес. Лидер более радикального Патриотического союза (Unión Patriótica) Аида Абелья сняла свою кандидатуру и была выдвинута в качестве возможного вице-президента. В результате левый тандем получил 15,23% голосов. На последнем месте оказался кандидат Зеленого альянса (Alianza Verde, AV) Энрике Пеньялоса, набравший 8,28% голосов. В выборах приняли участие только 40% граждан, имеющих право голоса (это самый низкий показатель за последние 20 лет). Около 6% избирателей проголосовали против всех.


Электоральные институты Колумбии предприняли все усилия, чтобы обеспечить прозрачность избирательной кампании. За ходом выборов наблюдали представители таких авторитетных международных организаций, как Союз южноамериканских наций ( Unión de Naciones Suramericanas, UNASUR), Организация американских государств (Organización de Estados Americanos, OEA) и Межамериканский союз избирательных организаций (Unión Interamericana de Organismos Electorales, UNIORE). Во избежание возможных нарушений типа «карусели», голосования за родственников и знакомых и т.п. были установлены 3500 устройств, считывающих отпечатки пальцев, все протоколы голосования заполнялись в трех экземплярах, один из них сканировался и незамедлительно передавался в Национальную регистратуру гражданского состояния (Registraduría Nacional del Estado Civil, RNEC), на которую по колумбийскому законодательству возложен подсчет голосов. Благодаря принятым мерам окончательные результаты выборов были известны уже через четыре часа и никем не оспаривались. Важно также отметить, что при помощи специально разработанной программы избиратели могли голосовать через Facebook, 1890 избирательных участков было открыто в 64 странах, где зарегистрированы около 600 тыс. избирателей. Тем не менее, сама избирательная кампания сопровождалась рядом скандалов. Широкий общественный резонанс получило увольнение накануне выборов руководителя избирательной кампании и имиджмейкера президента, венесуэльца Хуана Хосе Рендона, обвиняемого в получении 12 млн долл. от наркомафии за содействие в прекращение экстрадиции наркоторговцев в США. В свою очередь, был задержан работавший на О.И. Сулуагу хакер Андрес Сепульведа, шпионивший за Х.М.Сантосом и перехватывавший секретные сообщения о конфиденциальных переговорах с герильей (оба обвинения нуждаются в дополнительных доказательствах).


Как показали итоги голосования, прогнозы авторитетных колумбийских и международных социологических институтов подтвердились лишь частично: выборы действительно пройдут в два тура, а реальными претендентами на пост главы государства стали Х.М.Сантос и О.И.Сулуага. В то же время после начала избирательной кампании правому оппоненту нынешнего президента удалось преодолеть разрыв и даже опередить его на несколько процентных пунктов, М.Л. Рамирес и К.Лопес несколько повысили свой рейтинг и сохранили паритет, а результаты Э.Пеньялосы оказались ниже ожиданий.


Для большинства зарубежных экспертов оказался неожиданным относительно низкий результат действующего президента, добившегося существенных успехов в экономической и политической сферах. По данным Национального административного департамента статистики (DANE), за годы правления Х.М.Сантоса Колумбия сохранила высокие макроэкономические показатели: в 2013 г. темпы роста ВВП достигли 4,3%, годовая инфляция составила только 1,94%, уровень безработицы впервые опустился ниже двузначной цифры (9%), минимальная заработная плата повышена до 325 долл. США, уровень неграмотности снизился до 5,7%, 91,3% граждан охвачены медицинским страхованием, продолжается строительство социального жилья и постепенно решаются другие острые проблемы. По объему ВВП Колумбия обогнала Аргентину и вышла на третье место в Латинской Америке, уступая только Бразилии и Мексике. Благоприятный прогноз сохраняется и на нынешний год: ожидается, что темпы роста достигнут 4,7%, инфляция уже снизилась до 0,48% в годовом исчислении, продолжаются строительный бум и рост сельскохозяйственного производства, инвестиции выросли на 4,9%, а внутреннее потребление – на 4,7%.


Тем не менее, несмотря на существенные положительные сдвиги, за чертой бедности все еще проживает 45,5% населения, из них 16,4% – в условия нищеты. Кроме того, имеющиеся доходы распределяются крайне неравномерно: по индексу Джини (0,579) Колумбия занимает в регионе третье место снизу после Бразилии и Доминиканской Республики. Существуют и огромные региональные диспропорции, особенно сложная социальная ситуация сохраняется в сельской местности, где фактически не проводилась аграрная реформа. Хотя за годы правления Х.М.Сантоса волна насилия заметно ослабла, в условиях продолжающегося внутреннего вооруженного конфликта правительство вынуждено наращивать военные расходы в ущерб социальным.


Против главы государства работали и другие факторы. На этот раз все политические силы выдвинули ярких кандидатов, широко известных колумбийскому избирателю на национальном уровне, что привело в первом туре к фрагментации электората. (О.И.Сулуага избирался сенатором и занимал пост министра финансов в предыдущем правительстве Альваро Урибе (2002 – 2010), М.Л.Рамирес – бывший сенатор, министр внешней торговли, иностранных дел и обороны в различных кабинетах, К.Лопес исполняла обязанности столичного мэра и возглавляет наиболее влиятельную оппозицию слева, к тому же ей удалось заручиться поддержкой всего левого спектра, хорошо знаком колумбийцам и бывший мэр Боготы Э.Пеньялоса, поддержанный экологистами, сторонниками устойчивого развития и социально ориентированной экономики.


Среди субъективных факторов решающую роль сыграл конфликт между нынешним главой государства и крайне популярным экс-президентом А.Урибе, полностью разочаровавшемся в Х.М.Сантосе – своем бывшем протеже, занимавшем пост министра обороны в его правительстве, который пересмотрел основной вектор внутренней политики, отказавшись от силового подавления партизанского движения. В результате представляющий «ястребов» экс-президент, не имеющий права выставлять свою кандидатуру, выбрал в качестве своего «крестника» О.И.Сулуагу, взявшего обязательство «додавить загнанных в угол террористов». Большинство сторонников А.Урибе крайне недовольны происходящим в Гаване диалогом с партизанами и считают Х.М.Сантоса предателем. (К их числу относится как значительная часть рядовых граждан, так и политической и экономической элиты, включая Франсиско Сантоса – представителя аристократического семейства, двоюродного брата действующего президента и вице-президента предыдущего правительства).


Хотя после завершения первого тура рейтинг популярности обоих претендентов примерно равен, нельзя не учитывать, что О.И.Сулуага полностью исчерпал свой ресурс, в то время как в результате перегруппировки политических сил у Х.М.Сантова появляются новые резервы. Решающую роль могут сыграть и неопределившиеся избиратели: в случае роста электоральной активности шансы действующего президента возрастают.


Збигнев Ивановский

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005