ИЮНЬ 2014 ГОДА
- 44 генеральная ассамблея ОАГ в Парагвае
- Саммит группы 77 в Боливии
- Визит Дж. Байдена в Латинскую Америку
- Колумбия: победа Х.М.Сантоса и перспективы развития страны
- Коронация Филиппа VI и отношения Испании с Латинской Америкой
- Девятый саммит Тихоокеанского альянса
44 Генеральная ассамблея ОАГ в Парагвае
3-5 июня 2014 г. в столице Парагвая г. Асунсьон прошла очередная 44 Генеральная ассамблея Организации американских государств с участием 28 министров иностранных дел стран-участниц. Ее центральной темой стало «развитие с интеграцией в общество (desarreollo con inclusión social) и поддержка бразильского предложения борьбы против любого вида нетерпимости и дискриминации.
Решение социальных проблем – актуальная и насущная проблема латиноамериканского региона. Действительно, как отметил генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса в своем выступлении в преддверии начала Генеральной ассамблеи, Латинская Америка в последнее время становится богаче, число бедных сокращается, но по-прежнему остается высоким уровень несправедливости в обществе. Нынешнее десятилетие сопровождается экономическим ростом, вызванным высокими ценами на сырье. Вместе с тем, по данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), число бедных в 2013 г. достигло 164 млн человек, из которых 68 млн (13,5% всего населения) находятся в положении крайней нищеты. Инсульса также отметил, что экономический рост, наблюдаемый в последние годы, позволил снизить уровень бедности на 60%. Несмотря на все эти успехи, в латиноамериканском регионе по-прежнему остро стоит проблема социальной поляризации. По данным за 2011 и 2012 гг. 20% самых бедных получают около 5%, в то время как 20% самых богатых – 47% всех доходов региона. По мнению генерального секретаря ОАГ, неравенство зависит не только от денежного дохода, но и от пола, расы, классовой принадлежности и даже возраста, так как в Латинской Америки уровень безработных среди молодежи гораздо выше, чем среди населения в целом.
На повестку дня Генеральной ассамблеи также была вынесена тема гомофобных преступлений. Бразилия выступила инициатором проекта резолюции, призванной устранить барьеры, с которыми сталкиваются сексуальные меньшинства, желающие участвовать в политической и других областях общественной жизни. Представитель парагвайского пропагандистского объединения AIREANA Патрисия Сабала в своем выступлении осудила проявление нетерпимости и подстрекательство к насилию против представителей сообщества ЛГБТ. Она призвала принять резолюцию, предложенную Бразилией, а также обсудить комплекс мер, которые должны быть приняты для защиты «сексуального разнообразия».
Предложение Бразилии вызвало общественный резонанс в Парагвае. Одновременно с проведением ассамблеи ОАГ, в этой стране прошла акция протеста против расширения прав сексуальных меньшинств в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Организаторы мероприятия, в основном молодые католики и протестанты, выразили свой протест против бразильской инициативы. На сегодняшний день официальные союзы между представителями сексуальных меньшинств разрешены в Аргентине, Уругвае, Эквадоре, Мексике, Бразилии, Коста-Рике, а также частично в Колумбии и Венесуэле.
Хотя тема участия Кубы в следующем Саммите Америк, который пройдет в Панаме в 2015 г., не была включена в официальную повестку дня ассамблеи, обсуждению данной проблемы было отведено немалое место. Позицию латиноамериканских государств резюмировал министр иностранных дел Аргентины, сказав, что если Куба не будет присутствовать на следующем Саммите Америк, делегации других стран также откажутся принимать участие в мероприятии. Твердая позиция стран региона показала, что влияние США в данной организации существенно уменьшилось, несмотря на то, что Соединенный Штаты – основной спонсор ОАГ. (В 2013 г. взнос США составил 65,7 млн долл. или 41% от общего бюджета ОАГ за данный период).
ОАГ приняла также резолюцию в поддержку мирных переговоров между правительством Хуана Мануэля Сантоса и Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC), которые проходят в кубинской столице с ноября 2012 года. Министр иностранных дел Колумбии Мария Ангела Ольгин поблагодарила все страны за их поддержку, особенно гарантов переговорного процесса –Кубу и Норвегию.
На ассамблее ОАГ также был представлен новый показатель социального развития стран – Индекс социального прогресса (The Social Progress Index), разработанный в 2013 г. под руководством Майкла Портера, председателя исследовательского проекта The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В настоящее время понятие социального прогресса стало одним из важнейших направлений в исследованиях в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, а показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определенной альтернативы экономическим показателям, так как в целом больше приближены к реалиям жизни обычного человека. Индекс социального прогресса – это комбинированный показатель, который измеряет уровень общественного благополучия и социального прогресса в странах мира. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт. Авторы исследования полагают, что экономическое развитие является необходимым, но недостаточным условием социального прогресса. Индекс не включает показатели экономического развития стран мира (такие как уровень ВВП и ВНД), а предназначен для оценки социального развития в той или иной стране.
Индекс охватывает 132 страны и базируется на сочетании данных опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов социального развития дает информацию для сравнений и содержит подробные профили каждого государства, включая детализацию итогового положения в рейтинге, а также представляющие собой руководство по ключевым преимуществам и недостаткам.
При определении успехов той или иной страны в области социального развития учитываются свыше 50 показателей, объединенных в три основные группы:
1. Основные потребности человека — питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильем, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности.
2. Основы благополучия человека — доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.
3. Возможности развития человека — уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.
В этом году в пятерку стран-лидеров по Индексу социального прогресса вошли Новая Зеландия (первое место), далее идут Швейцария, Исландия, Нидерланды и Норвегия.
Среди латиноамериканских стран в области социального развития пятерку лидеров составляют Бразилия — 46 место, Эквадор – 50, Колумбия – 52, Мексика - 54 и Перу – 55. Худшее положение с социальным прогрессом наблюдается в Гайане (82 место из 132). Россия в рейтинге социального развития заняла 80 место, что обусловлено низким уровнем медицинских услуг, экологической устойчивости, толерантности и интеграции в общество, а также проблемами личной безопасности при достаточной развитости сферы питания и образования.
5 июня после долгих обсуждений насущных проблем латиноамериканского региона участники ассамблеи ОАГ подписали итоговую Асунсьонскую декларацию, содержавшую из 23 пункта. Государства обязались продвигать межотраслевую государственную политику в области социальной защиты в целях укрепления соблюдения прав человека. Члены организации будут применять всесторонние меры для обеспечения полного и эффективного участия в жизни общества всех лиц, особенно тех, которые находятся в уязвимом положении, а также для предупреждения, пресечения и ликвидации любых форм дискриминации и нетерпимости. Кроме того, государства обязались направить усилия на обеспечение полного равенства в доступе и возможностях участия женщин в процессах развития стран. Стороны, подписавшие Асунсьонскую декларацию, пообещали поощрять и укреплять партнерство между государством и частным сектором в целях искоренения нищеты и всестороннего развития американского континента. Очередная генеральная ассамблея ОАГ пройдет в июне 2015 г. в Гаити.
Никита Потапов
Саммит группы 77 в Боливии
14 – 15 июня 2014 г. в боливийском городе Санта-Крус-де-ла-Сьерра прошел юбилейный пятидесятый саммит организации G-77. В его работе приняли участие более ста делегаций, в том числе около 30 глав правительств. Девизом саммита стала фраза «Hacia un Nuevo Orden Mundial para Vivir Bien» (К новому мировому порядку для хорошей жизни). На языке аймара хорошая жизнь - suma qamaña понимается не как рост потребления и личное обогащение, а как сочетание материального благополучия, духовности и гармонии с природой.
Группа 77 (G-77) является на данный момент самой крупной межгосударственной организацией, объединяющей развивающиеся страны мира. Это объединение было создано в 1964 г. на совещании министров из государств Азии, Африки и Латинской Америки и официально оформлено на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в Женеве. Первоначально в G-77 входило 77 стран, но по мере вступления в ООН новых участников множился и состав объединения. В настоящее время в нем состоит 131 государство, суммарно же за всю историю группы в ее состав входили 142 страны. Особое место занимает Китай, не входящий в состав объединения, однако принимающий самое активное участие в его работе. Когда Группой 77 и Китаем делается совместное заявление, указывается, что позиция выработана в рамках сотрудничества G-77 + КНР. Объединение состоит из трех региональных подгрупп – африканской, азиатской и латиноамериканской. В его составе выделяют Альянс малых островных государств (AOSIS), членов Организации стран экспортеров нефти (OPEC) и наименее развитые страны (LDC). В свое время на характер и направления деятельности G-77 огромное влияние оказывало Движение неприсоединения (см. панораму за январь 2014 г.).
Накануне саммита президенты Эво Моралес (Боливия), Николас Мадуро (Венесуэла), Рауль Кастро (Куба), Сальвадор Санчес Серен (Сальвадор) и Рафаэль Корреа (Эквадор) собрались на стадионе Тауичи, где выступили перед крестьянами, рабочими и индейцами. Лидеры этих государств в характерной для них манере обсудили вопросы социального развития и подвергли критике политику западных стран, направленную против стран третьего мира, в том числе и государств Латинской Америки.
Открывавший мероприятие генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул важность и необходимость достижения целей организации, отметив, что судьба миллиардов бедных людей и экологическое состояние планеты зависят от успешной работы G-77. Предполагалось, что главной темой обсуждения на саммите станет пересмотр целей тысячелетия, которые страны-члены организации планировали достигнуть к 2015 году. В числе задач фигурировали ликвидация голода и нищеты, решение проблемы неграмотности, экологические и гуманитарные цели. В своей речи президент Боливии выступил с предложением о создании экономического, научного, технологического и культурного союза стран-участниц Группы 77. Боливийский лидер внес также предложение создать Институт деколонизации и сотрудничества Юг-Юг, который мог бы содействовать развитию членов G-77. Штаб-квартиру новой организации предложено разместить в Боливии. Кроме того, Э.Моралес подверг резкой критике деятельность Совета безопасности ООН, который, по его мнению, не в состоянии обеспечить мир между странами и лишь способствует разжиганию конфликтов. Помимо этого, боливийский лидер объявил, что в августе в его стране состоится заседание министров энергетики и добывающей промышленности G-77 для обсуждения проблем экологии и экономического развития. Форум пройдет в г. Тариха, где сосредоточено 85% запасов природного газа Боливии.
Заметным событием саммита стало предложение Э. Моралеса о вступлении России в G-77. Как полагает президент Боливии, в новом формате (Группа 77 + Китай и Россия) объединение сможет успешнее справляться с вызовами современности, укрепить свое влияние в мире и увереннее продвигать экономические интересы блока.
Александр Лосев
Визит Дж. Байдена в Латинскую Америку
В июне 2014 г. состоялся визит вице-президента США Джозефа Байдена в Бразилию, Колумбию и Гватемалу, в ходе которого он встретился с главами этих государств. Повестка дня носила конкретный характер с учетом специфики каждой из посещаемых стран и была призвана придать новый импульс отношениям Вашингтона с регионом.
Главной целью бразильского турне было примирение администрации Б.Обамы с президентом Бразилии Дилмой Руссефф. Конфликт возник в сентябре прошлого года в связи с разоблачениями бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена, который обнародовал данные об электронном шпионаже американцев в отношении Руссефф и ряда высокопоставленных бразильских чиновников. Результатом скандала стала отмена намеченного на октябрь 2013 г. визита Руссефф в США и срыв многомиллионной сделки на поставку в Бразилию 36 американских боевых самолетов «Боинг» на общую сумму 4,5 млрд долларов. Бразилия потребовала от Белого дома официальных извинений, политические контакты между двумя странами тогда оказались фактически замороженными.
Встреча Байдена с Руссефф продлилась намного больше запланированного времени. По ее итогам бразильский лидер заявила, что готова забыть о шпионском скандале при условии предоставления Вашингтоном гарантий, что подобное в дальнейшем не повторится. В свою очередь, Байден вручил бразильской стороне ряд рассекреченных в США документов о преступлениях военной диктатуры в Бразилии. В то время сама Руссефф, будучи активной участницей революционного подполья, находилась в застенках и подвергалась пыткам.
По итогам встречи Байдену удалось добиться намеченных целей во многом благодаря его авторитету и доверию со стороны бразильского лидера. Личные заверения вице-президента о желании Белого дома преодолеть сложившуюся ситуацию имели для Руссефф принципиальное значение. Признаком начала нормализации политических связей стали слова бразильского президента о ее готовности нанести ответный визит в США в ближайшем будущем.
Тем не менее, нельзя не учитывать объективные факторы, в первую очередь, экономические связи государств. США являются одним из главных торговых партнеров Бразилии. Объем двусторонней торговли между странами в 2013 г. составил 72 млрд долларов. На Руссефф также оказывает давление зависящий от американского рынка крупный бразильский капитал, интересы которого могут пострадать в случае дальнейшего ухудшения двусторонних политических отношений.
Иные задачи стояли перед Байденом в Колумбии – традиционным политическим союзником США в Латинской Америке. На его встрече с переизбранным президентом Хуаном Мануэлем Сантосом были затронуты темы продолжающихся в Гаване мирных переговоров между правительством и леворадикальной партизанской группировкой Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), а также проекты двустороннего сотрудничества в энергетической области.
Вашингтон явно старается удержать под своим контролем ход гаванского переговорного процесса, особенно при возросшем влиянии на политическую жизнь страны поддержавших на выборах Сантоса умеренных левых сил – сторонников более широкого компромисса с участниками вооруженной группировки. США также опасаются, что под воздействием занимающей антиамериканские позиции левой оппозиции и в условиях открытого противостояния с правым лагерем во главе с экс-президентом Альваро Урибе, Сантос может склониться в сторону еще большего сближения с Венесуэлой и Эквадором. Первым сигналом для подобных опасений стало заявление президента о намерении укреплять добрососедские отношения с указанными государствами.
Не меньшую обеспокоенность у США вызывает внешнеэкономическая самостоятельность Сантоса. В июне 2014 г. Национальный конгресс Колумбии ратифицировал рамочное соглашение о присоединении страны к Тихоокеанскому альянсу (Alianza del Pacífico, АР). В новое объединение также входят Чили, Мексика и Перу. Блок охватывает 200 млн потребителей, на него приходится до 37% совокупного ВВП стран Латинской Америки и Карибского бассейна и до 47% всей региональной внешней торговли. Альянс призван способствовать экономической интеграции государств-участников на основе свободного перемещения товаров, капиталов и услуг.
Белый дом не исключает, что подключение Колумбии к подобным региональным объединениям может со временем негативно сказаться на реализации вступившего в силу два года назад американско-колумбийского договора о свободной торговле (в свое время принятия этого документа активно добивался А.Урибе), а также ослабить экономическую зависимость Колумбии от США. В данном контексте визит Байдена должен был способствовать утверждению США в качестве приоритетного экономического партнера Боготы.
В Гватемале главной темой повестки дня стала проблема незаконного пребывания на американской территории тысяч беспризорных подростков – выходцев из Центральной Америки, в основном из Гватемалы, Гондураса и Сальвадора, которые ежегодно самостоятельно перебираются через Мексику в США в поисках лучшей доли. С октября 2013 г. по 31 мая 2014 г. властями США были задержаны свыше 34 тыс. подростков из этого субрегиона. Главными причинами массовой миграции молодежи являются низкий уровень жизни и высокие показатели преступности в указанных выше странах. В Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре около 65% детей до 17 лет проживают в условиях бедности и 33% -- в условиях нищеты. Лидирующую позицию занимает Гватемала, где 49% детей в возрасте до 5 лет страдает от хронического недоедания, в стране зарегистрировано свыше 7 тыс. случаев острого хронического недоедания, требующего медицинского вмешательства. Кроме того, 850 тыс. гватемальцев в возрасте от 5 до 14 лет вынуждены работать, при этом зачастую занимаясь тяжелым физическим трудом.
Города Гватемалы, Гондураса и Сальвадора захлестывает уличная преступность, где бесчинствуют молодежные банды «марас», занимающиеся вымогательством, похищениями с целью выкупа, наркоторговлей и другими видами преступной деятельности. Часто целые городские кварталы оказываются под их беспредельным контролем. В Гондурасе отмечены самые высокие показатели преднамеренных убийств в мире – 92 случая на 100 тыс. жителей.
Следует отметить, что проблема детей-мигрантов существует уже давно. Однако в мае-июне нынешнего года после ряда публикаций в средствах массовой информации о недопустимых условиях содержания детей в американских центрах депортации разразился громкий скандал. Центральноамериканские государства обвинили миграционные органы США в жестоком обращении с детьми. Белый дом в свое оправдание указывает на неспособность правительств стран региона обеспечить достойные условия жизни для своих несовершеннолетних граждан, несмотря на то, что США ежегодно предоставляют им на эти цели помощь в размере 130 млн долларов.
Во время своего пребывания в Гватемале Байден провел переговоры с гватемальским и сальвадорским президентами, разговаривал по телефону с президентом Гондураса. Он призвал своих коллег разработать конкретные меры по искоренению причин миграции несовершеннолетних, объявил о решении Вашингтона выделить региону 254 млн долл. на реинтеграцию детей-репатриантов и на развитие социальной сферы и обеспечение общественной безопасности. Также была достигнута договоренность о необходимости проведения разъяснительной работы среди населения стран субрегиона относительно рисков, которым подвергаются подростки, пытающиеся добраться до американской территории.
Эксперты отмечают, что поездка Байдена связана не только с желанием Вашингтона обсудить конкретные вопросы двусторонних отношений с каждой из стран, его визит призван стать первым шагом на пути глобального возвращения США в Латинскую Америку, которая в последнее десятилетие не входила в число приоритетных направлений американской внешней политики.
Такой поворот США в сторону южных соседей во многом связан с усилением торгово-экономических позиций Китая в латиноамериканских странах, в первую очередь, на рынках природных ресурсов и энергетики. По объемам иностранных капиталовложений Китай занимает третье место в регионе, при этом его доля неуклонно повышается: если в 2010 г. прямые инвестиции КНР в Латинской Америке составили 15 млрд долл., то в 2011 г. – уже более 20 млрд долл. Товарооборот КНР с регионом в настоящее время составляет порядка 240 млрд долл. в год. При этом, если раньше Пекин отдавал предпочтение сотрудничеству с наиболее крупными странами (так, в Бразилии сосредоточено почти 60% всех китайских инвестиций в Латинской Америке), то в последние годы расширяется сотрудничество с небольшим государствам. Свидетельством этого служит, например, китайский проект строительства трех гидроэлектростанций в Гондурасе.
Таким образом, активность Китая на латиноамериканском направлении вызывает озабоченность в США, которые в свою очередь заинтересованы в сохранении Латинской Америки в качестве поставщика сырьевых ресурсов для своей экономики и рынка сбыта американских товаров.
Дмитрий Морозов
Колумбия: победа Х.М.Сантоса и перспективы развития страны
После первого тура президентских выборов (25 мая 2014 г.) избирательная борьба между Оскаром Иваном Сулуагой от представляющего правую оппозицию «Демократического центра» – Centro Democrático, CD) и действующим президентом Хуаном Мануэлем Сантосом (коалиция «Национальное единство» – Unidad Nacional, UN) обострилась до предела. (В первом туре лидеры президентской гонки получили соответственно 29,25 и 25,69% голосов). В условиях вынужденной перегруппировки политических сил участники первого тура и поддерживающие их партии и коалиции заняли неоднозначную полицию. Так, кандидат консерваторов Марта Лусия Рамирес поддержала О.И.Сулуагу, соответствующее соглашение с CD подписало и национальное руководство Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC). На церемонии подписания документа присутствовали также известные представители традиционной политической элиты, в том числе сыновья экс-президентов Энрике Гомес Уртадо и Мариано Оспина Эрнандес. Большинство рядовых консерваторов склонялось к поддержке оппозиционного кандидата. Тем не менее, 40 из 58 избранных в марте 2014 г. парламентариев-консерваторов не подчинились руководству партии и заявили о поддержке действующего президента. После непродолжительного периода размышлений кандидат от левоцентристского «Альтернативного демократического полюса» (Polo Democrático Alternativo, PDA) Клара Лопес, выступавшая перед первым туром с критикой внутренней и внешней политики Х.М.Сантоса, решила поддержать его кандидатуру, рассматриваемую в сложившейся ситуации как меньшее зло, одновременно значительная часть левой оппозиции решила воздержаться от голосования. Кандидат «зеленых» Энрике Пеньялоса предоставил своим сторонникам карт-бланш, заявив, что они могут голосовать по сывоему усмотрению за любого кандидата, который лучше выражает интересы граждан и программные принципы «Зеленого альянса» (Alianza Verde, AV). Наиболее знаковые фигуры (соперник Х.М.Сантоса на выборах 2010 г. Антанас Моккус, смещенный мэр столицы и бывший партизан Густаво Петро, сенатор Джон Сударский и другие) призвали избирателей голосовать за действующего президента. Х.М.Сантоса поддержали профсоюзы и другие организации гражданского общества, О.И.Сулуагу – многие представители высшей военной иерархии.
Различия в экономической и социальной программе соперничающих кандидатов были минимальными: оба претендента на пост главы государства – убежденные сторонники скорректированной неолиберальной модели с большей или меньшей степенью социальной защиты населения – выступали за открытую экономику и подписание договоров о свободной торговле с максимальным количеством стран, в качестве основного партнера и союзника рассматривали Соединенные Штаты. Как и в первом туре, основные различия касались двух ключевых вопросов – урегулирования внутреннего вооруженного конфликта и отношений со сторонниками «социализма XXI века», в первую очередь, с Венесуэлой и Эквадором.
В случае переизбрания на второй срок Х.М. Сантос обещал приложить максимальные усилия на пути мирного урегулирования внутреннего вооруженного конфликта, длящегося уже 50 лет и унесшего, по разным данным, от 200 до 250 тыс. жизней, общее число пострадавших достигло шести миллионов. (По словам президента, он предпочитает конец войны войне без конца). Хотя переговоры, продолжающиеся в Гаване с октября 2012 г., сталкиваются с огромными трудностями, глава государства подчеркивал, что противоборствующим сторонам уже удалось достигнуть соглашения по трем из пяти пунктов дорожной карты (более эффективное распределение земельной собственности и разработка комплексного плана развития сельского хозяйства, возможность участия герильи в легальной политической деятельности, и борьба с наркотрафиком). Сильным ходом президента стало подписание 7 июня 2014 г. совместного коммюнике, в котором представители правительства и герильи признали ответственность обеих сторон за наличие многочисленных жертв конфликта, неоспоримость их прав и необходимость участия обеих сторон в компенсации нанесенного ущерба (до этого боевики Революционных вооруженных сил Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) не признавали своей вины в развязывании насилия). Кроме того, была достигнута договоренность начать 23 июня 2014 г. новый раунд переговоров с участием Комиссии по восстановлению истины, включающей самих жертв или их представителей. Как и во время первого тура, FARC приняли решение прекратить на время избирательной кампании военные действия, что дало повод оппозиции обвинить герилью в прозелитизме президента. 10 июня, за пять дней до выборов, было обнародовано коммюнике, сообщающее, что с января 2014 г. проводятся консультации между представителями правительства и Армии национального освобождения (Ejército de la Liberación Nacional, ELN), открывающие путь с мирным переговорам. (Во время первого тура голосования ELN также прекратила вооруженные акции, однако накануне второго тура осуществила несколько террористических акций, в результате которых пала парализована доставки углеводородов и ранены 13 нефтяников. Продолжались также столкновения этой герильи с бандами наркоторговцев за контроль над территорией).
Во втором туре О.И.Сулуага, как и его идейный руководитель экс-президент Альваро Урибе (2002 –2010) по-прежнему квалифицировал FARC и ELN исключительно как террористические организации и до последнего времени выступал за отмену переговоров, требовал одностороннего прекращения военных действий и террористических акций со стороны герильи и минимального шестилетнего тюремного заключения для виновников преступлений. После заключения соглашения с консерваторами он несколько смягчил позицию и заявил о возможности продолжения переговоров в случае его победы, однако на более жестких условиях (фактически речь шла только об условиях демобилизации незаконных вооруженных формирований).
После победы на президентских выборах 2010 г. Х.М. Сантос, несмотря на диаметрально противоположные политические убеждения со сторонниками «социализма ХХI века» и на наличие лагерей FARC на территории соседних стран, пошел на нормализацию отношений с Эквадором и Венесуэлой и даже назвал венесуэльского лидера Уго Чавеса «своим новым другом». В условиях массовых акций протеста против правительства Николаса Мадуро по поручению президента министр иностранных дел Колумбии Мария Анхела Ольгин вместе со своими коллегами из Бразилии и Эквадора вошла в состав миссии Союза южноамериканских наций (Unión de las Naciones del Sur, UNASUR) по урегулированию политического кризиса в Венесуэле. В свою очередь, руководители боливарианских стран поддержали усилия Х.М.Сантоса, направленные на мирное урегулирование колумбийского конфликта.
Напротив, О.И.Сулуага, как и его идейный покровитель А.Урибе, обвинял соседнюю страну в пособничестве терроризму и наркотрафику, заявляя, что FARC, определяемые как крупнейший наркокартель, беспрепятственно пересекают государственную границу и находятся под покровительством венесуэльского правительства. Николас Мадуро объявлялся виновным в развязывании массовых репрессий против мирного населения. По мнению кандидата от оппозиции, Колумбия в соответствии с Демократической хартией ОАГ должна добиваться соблюдения прав человека в Венесуэле и ввести санкции против этой страны.
Более взвешенная и прагматичная политика действующего президента оказалась более привлекательной для избирателей: во время второго тура 15 июня 2014 г. за Х.М.Сантоса проголосовали 50,95%, а за О.И.Сулуагу – 45% избирателей. (Не лишены основания мнения многих экспертов, отмечающих, что победу правому президенту обеспечили левые и левоцентристы, а также более активное участие избирателей по сравнению с первым туром голосования.
59-й президент Колумбии принадлежит к традиционной элите, представители его знаменитого семейства участвовали в Войне за независимость, избирались президентом и вице-президентом, были министрами, влиятельными журналистами, политиками и интеллектуалами, владели крупнейшей латиноамериканской газетой «El Tiempo». Нынешний глава государства получил солидное и разностороннее образование в военно-морском училище в Картахене, на факультете экономики и менеджмента Канзасского университета, в Лондонской школе экономики, в Гарвардском университете (бизнес и журналистика) и Дипломатической академии Флетчер. В течение девяти лет он представлял Национальную федерацию производителей кофе в Лондоне, затем занимал пост обозревателя и заместителя главного редактора «El Tiempo», был председателем комиссии по свободе слова Межамериканского сообщества печати, занимал посты министра внешней торговли, экономики и обороны в различных правительствах. В течение ряда лет Сантос принимал активное участие в деятельности Колумбийской либеральной партии и входил в состав ее руководства, увлекался идеями социал-демократии и поиска «третьего пути», выступая одновременно как против жесткого и неэффективного этатизма, так и дикого капитализма, игнорирующего социальную защиту населения. Его перу принадлежит несколько книг, в том числе бестселлеры «Третий путь» (в соавторстве с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром) и «Шах террору».
Во время второго президентского мандата (2014 –2018) Х.М.Сантосу неизбежно придется учитывать снижение своей популярности и новую расстановку политических сил. В то время как на выборах 2010 г. за него было подано максимальное за всю современную политическую историю Колумбии число голосов (69,05%), а в начале правления рейтинг популярности достигал 89%, на этот раз ему удалось победить с незначительным перевесом (в абсолютных цифрах за действующего главу государства проголосовали 7,8 млн, а против –6,9 млн избирателей). Впервые Х.М.Сантосу придется столкнуться не только с довольно разрозненной левой, но и с хорошо организованной правой оппозицией (избранная Национальная ассамблея приступает к работе 20 июля 2014 года). По всей вероятности, новая политическая панорама заставит президента занять более центристские позиции.
Второе правительство Х.М.Сантоса в целом сохранит преемственность экономического и политического курса и продолжит начатые реформы. Экономическая модель, как и прежде, будет основываться на открытой рыночной экономике с усилением элементов социальной защиты. Достижению этой цели будет способствовать открытый регионализм, основанный на дальнейшей интеграции в рамках Тихоокеанского альянса (Alianza del Pacífico, AP) в составе Мексики, Колумбии, Перу и Чили, снятии таможенных барьеров и заключении договоров о свободной торговле с максимальным количеством стран. Колумбия намерена добиваться вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития и готова выполнить необходимые для этого обязательства. В то же время нельзя не учитывать, что курс на открытую экономику (хотя и основан на принципе постепенности и взаимности) по-прежнему будет наталкиваться на сопротивление профсоюзов, части академического сообщества и предпринимательских кругов, опасающихся усиления конкуренции.
В целом сохраняется и список приоритетных направлений («локомотивов экономики»), включающих сельское хозяйство, инфраструктуру, инновационный сектор, горнорудную промышленность и строительство жилья. Среди политических и социальных приоритетов фигурируют совершенствование законодательства и системы правосудия, повышение эффективности государства, создание новых рабочих мест и повышение качества занятости, преодоление отсталости сельских районов. Учитывая периодически возникающие массовые социальные протесты, президент будет уделять большее внимание повышению качества образования и его доступности.
Основные усилия по-прежнему будут направлены на окончательное урегулирование внутреннего вооруженного конфликта, демобилизацию герильи и борьбу с наркотрафиком. В случае успеха мирных переговоров правительство сможет заметно сократить расходы на силовые структуры и увеличить финансирование социальных программ. В то же время нельзя не учитывать, против переговоров по-прежнему выступает правая оппозиция и значительная часть колумбийского общества, требующие осуществления силового сценария. Хотя на переговорах в Гаване представители герильи неоднократно поднимали вопрос о реформировании Конституции 1991 г., Х.М.Сантос категорически высказывается против этой идеи и предлагает с целью дальнейшей демократизации страны отменить поправку 2005 г., разрешающую переизбрание главы государства на второй срок, при этом президентский мандат может быть продлен до пяти или шести лет.
Главным внешнеполитическим союзником Колумбии останутся Соединенные Штаты, однако в случае дальнейшего снижения уровня насилия основной акцент будет перенесен с военного сотрудничества на борьбу с наркотрафиком и экономическую кооперацию. Дружеские и взаимовыгодные отношения сохранятся и с латиноамериканскими соседями, в том числе и с леворадикальными режимами, в первую очередь, с Венесуэлой и Эквадором, правительства которых готовы оказать содействие в мирных переговорах. Взаимодополняемость экономик и общая граница способствуют активизации экономического сотрудничества, которому не препятствуют политические разногласия.
Збигнев Ивановский
Коронация Филиппа VI и отношения Испании с Латинской Америкой
19 июня 2014 г. на испанский престол взошел Филипп VI Бурбон. Сравнительно молодому (Филиппу 46 лет) и энергичному монарху предстоит восстановить популярность и авторитет королевской власти, разрешить ряд накопившихся противоречий между регионами страны и центральной властью и предпринять шаги для преодоления последствий тяжелейшего экономического кризиса, приведшего к росту социальной нестабильности и неравенства в королевстве.
В своей инаугурационной речи Филипп заявил, что будет создавать обновленную монархию, отвечающую вызовам времени, а также призвал испанцев строить общее будущее всем вместе. В непростое время, когда евроскептики стремительно набирают популярность по всему континенту, Филипп VI высказался за содействие Испании в строительстве единой, сильной и сплоченной Европы, утверждающей свое положение в мире. Очевидно, что европейский вектор останется приоритетным во внешнеполитическом курсе Испании на ближайшие годы. В то же время на нового монарха с интересом смотрят и из-за океана. Латинская Америка, традиционно считающаяся регионом национальных интересов Испании, с нетерпением ждет шагов Филиппа VI в своем направлении. В свою очередь, новый монарх подчеркнул, что Испанию и Латинскую Америку объединяют общая история, язык и культура, прочные узы любви и братства, а в последние десятилетия – еще и более тесные экономические связи.
Филиппу, как и, пожалуй, любому монарху не избежать сравнений с собственным отцом. Заняв трон в 1975 г. после смерти генерала Ф.Франко, Хуан Карлос практически сразу начал последовательно выстраивать отношения с латиноамериканским регионом. Поскольку в большинстве стран в то время находились у власти военные диктатуры, перед монархом стояла весьма непростая задача сотрудничать с военными режимами, не запятнав репутацию гаранта демократии для обновленного испанского общества.
Хуан Карлос развернул на латиноамериканском континенте активную дипломатическую деятельность. Испанская дипломатия сыграла немаловажную роль в урегулировании вооруженных конфликтов в Центральной Америке. В 1991 г. король выдвинул инициативу создания Иберо-американского саммита, который способствовал укреплению связей Испании и Португалии с бывшими колониями и сыграл заметную роль в демократизации региона. В то же время участники саммита не раз подвергали критике позицию Испании, которой, однако, удавалось сохранять баланс во внешней политике и выстраивать ровные отношения со всеми государствами, включая Кубу. Сближение с Фиделем Кастро сыграло огромную роль в преодолении изоляции Гаваны. Вплоть до 2012 г. Хуан Карлос принимал участие во всех саммитах, что позволяло ему поддерживать тесные личные связи с большинством латиноамериканских лидеров. Филипп VI, несомненно, последует примеру отца. В конце года в мексиканском штате Веракрус на очередном Ибероамериканском саммите новый король впервые будет представлять Испанию в этом качестве.
В начале июня официальный визит в Испанию нанес президент Мексики Энрике Пенья Ньето. Символично, что фактическая передача полномочий от отца к сыну произошла на приеме по случаю визита мексиканского президента, на котором, помимо глав государств и ряда министров, присутствовали также руководители крупнейших испанских и мексиканских компаний. На торжественном ужине Хуан Карлос отметил глубокую привязанность Филиппа и всего испанского народа к Мексике и всей Латинской Америке. В свою очередь, Пенья Ньето назвал Хуана Карлоса человеком, который привел свою нацию к демократии и процветанию, открыл Испанию миру и оценил огромные возможности Латинской Америки. По мнению мексиканского президента, Филипп VI способен гарантировать стабильность и единство Испании и развивать отношения на основе взаимного уважения. Визит Э.Пеньи Ньето завершился подписанием ряда межправительственных соглашений о сотрудничестве в области транспорта, коммуникаций, энергетики, борьбы с организованной преступностью, охраны общественной безопасности и туризма.
Символичен сам факт того, что избранный в 2012 г. президент Мексики наносит визит в Испанию именно в момент передачи власти новому королю, тогда как предыдущая встреча глав этих государств проходила еще в 2008 г. во время правления Ф. Кальдерона. Конкретными шагами навстречу друг другу страны явно демонстрируют самые серьезные намерения расширять сотрудничество. Мексика – одна из ключевых стран региона – открывает возможности для наращивания испанского влияния в Латинской Америке. Это государство нуждается в испанских инвестициях и рассматривает Испанию как основного союзника в деле подписания договора о свободной торговле с Европейским союзом. Другие страны региона ждут от Филиппа инициатив, направленных на изменение формата Ибероамериканского саммита. За последние два десятилетия регион сильно изменился, в Латинской Америке набирают силу альтернативные механизмы интеграции. В этой связи Филиппу VI необходимо предпринять решительные шаги, чтобы Испания не осталась за рамками интеграционных процессов и адаптировалась к новой расстановке сил на континенте. Если раньше Ибероамериканский форум был единственной площадкой для встречи латиноамериканских лидеров, теперь существуют возможности для обсуждения насущных вопросов в рамках новых интеграционных объединений.
По мнению авторитетных экспертов, Филипп VI будет уделять не меньшее внимание Латиснкой Америке, чем его отец. Испанский монарх имеет отличную подготовку и необходимые лидерские качества, а также прекрасное знание и чувство региона. Немаловажную роль играют и личные знакомства, которые он приобрел, регулярно посещая Латинскую Америку.
Константин Ловягин
Девятый саммит Тихоокеанского альянса
20 июня 2014 г. в мексиканском городе Пунта-Мита состоялся девятый по счету саммит Тихоокеанского альянса (Alianza del Pacífico, AP). Помимо президентов объединения и представителей стран-наблюдателей в саммите принимали участие генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Хосе Анхель Гурриа и высокопоставленные чиновники из Межамериканского банка развития (Banco Interamericano de Desarrollo, BID). Открывая саммит, мексиканский президент Энрике Пенья Ньето заявил, что в число основных приоритетов объединения входят зашита демократии, соблюдение правам человека, соблюдение правовых норм, открытая экономика и социальная политика, основанная на перераспределении доходов.
Неожиданной с внешнеполитической точки зрения стала инициатива альянса расширить связи с Южноамериканским общим рынком (МЕRCOSUR). Фактически речь идет о соперничестве с Боливарианским альянсом для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA), представляющим иную идеологическую, политическую и экономическую модель интеграции в Южной Америке. На своем последнем саммите ALBA выступил с предложением создать совместно с МЕRCOSUR единое экономическое пространство. В свете этого планы AP по сближению с МЕRCOSUR представляются попыткой перехватить инициативу у ALBA и расширить свое влияние в регионе. Пока нет конкретных предложений о сотрудничестве с МЕRCOSUR (в этом плане ALBА опережает альянс). Очевидно, что речь идет о поиске точек соприкосновения для проведения согласованной внешнеэкономической политики.
Существенным препятствием на этом пути могут стать разные векторы интеграционной стратегии: в то время как Тихоокеанский альянс в целом строится на неолиберальной логике открытого регионализма, МЕRCOSUR базируется на принципах протекционизма. Критики AP констатируют, что его региональной стратегической миссией является реанимация планов создания Всеамериканской зоны свободной торговли (Area de Libre Comercio de las Américas, ALCA), некоторые даже называют альянс ALCA-2. Действительно, общим интеграционным знаменателем всех четырех стран-участниц являются двусторонние соглашения о свободной торговли с США. Это дает основания некоторым аналитикам говорить о северном соседе как о пятом неофициальном члене Тихоокеанского альянса. По мере приближения АР к несостоявшемуся проекту ALCA расхождения с МЕRCOSUR будут усиливаться и вряд ли удастся найти пути сближения этих интеграционных объединений. На данный момент оба субрегиональных блока представляют собой скорее конкурентов, нежели стратегических партнеров.
Выбор между ALBA и AP может стать дополнительным фактором разногласий внутри МЕRCOSUR, что может потенциально ослабить само объединение. Неоднозначную позицию занимает и Чили. Так, в своем выступлении на саммите чилийский президент Мишель Бачелет заявила, что расширение связей с Тихоокеанским альянсом не только возможно, но необходимо для МЕRCOSUR. Вполне возможно, что Чили станет главным лоббистом и проводником интересов альянса в МЕRCOSUR. По мнению Бачелет, представительство в альянсе станет прекрасной возможностью для выхода стран Общего рынка на богатые азиатские рынки. Президент заверила партнеров, что современные порты Чили открыты для торгово-экономических операций государств альянса с азиатскими державами.
Участники Южноамериканского общего рынка пока заняли выжидательную позицию: так, в списке наблюдателей AP от МЕRCOSUR числятся Уругвай и Парагвай, напротив, Бразилия и Аргентина пока стараются дистанцироваться от альянса. Вместе с тем стоит отметить поразительное расширение международного союзнического пространства альянса: с мая 2013 г. до нынешнего саммита количество наблюдателей в AP возросло с 23 до 32.
На саммите министры иностранных дел подписали второе соглашение по стимулированию свободного передвижения граждан. На одном из предыдущих саммитов уже было подписано соглашение об отмене туристических виз, сейчас стороны перешли к облегчению трудовых миграционных потоков. Упрощается процедура выдачи виз студентам, которые получают возможность учиться и работать в других государствах альянса в течение года. Соглашение вступает в силу в августе этого года, квота каждого государства составит 300 виз.
Стороны обсудили возможность создания единого биржевого пространства на основе унификации существующих норм и правил. Пока все четыре биржи функционируют совместно, в ближайшей перспективе предполагается создать единую региональную биржу альянса.
Саммит ознаменовался дальнейшими шагами по расширению международного сотрудничества альянса, в частности, были заключены соглашения с ОЭСР и BID по стимулированию развития малых и средних предприятий (рymes) государств альянса и стран, входящих в эти объединения. Это очень важное с экономической точки зрения соглашение, поскольку в латиноамериканских странах наблюдается высокая степень занятости в неформальном и частном секторе, где широко представлены рymes. Так, по данным Международной организации труда (МОТ) на 2011 г., только 12,7% экономически активного населения Латинской Америки были заняты в госсекторе, в то время как 47% трудились на частных малых и средних предприятиях (по сравнению с 2005 г. их удельный вес вырос на 1,8%). Вторую по численности группу (31,4%) составляют независимые работники из неформального сектора экономики (мелкая торговля, домашнее производство, частные услуги и т.п.). В ряде стран этот показатель еще выше (в Перу в рymes занято 70% ЭАН).
По экономическим показателям динамично развивающийся Тихоокеанский альянс занимает восьмое место в мире, на его долю приходится, по различным оценкам, от 35 до 37% латиноамериканского ВВП, в нем сконцентрирован 41% торгово-экономических потоков Латинской Америки с остальным миром. По данным ОЭСР, экспорт четырех государств блока достигает 445 млрд долл., что на 60% превосходит экспортный потенциал МЕRCOSUR. Доля AP в мировой экономике в ближайшие десять лет превысит вклад МЕRCOSUR на 27%. По прогнозам МВФ экономическое будущее альянса выглядят более оптимистично по сравнению с МЕRCOSUR: в 2014 г. экономический рост членов АР ожидается в районе 3-4%, в то время как аналогичный средний показатель в Аргентине, Бразилии и Венесуэле прогнозируется в районе 0,6-1%.
В порядке ротации пост председателя альянса перешел от Колумбии к Мексике.
Андрей Пятаков