ИЮЛЬ 2014 ГОДА
- Визит президента РФ В.В.Путина в Латинскую Америку
- Новая расстановка политических сил в Конгрессе Республики Колумбия
- Визит председателя КНР в Венесуэлу
- Незаконная миграция несовершеннолетних из Центральной Америки в США
- III съезд Единой социалистической партии Венесуэлы
- 46-й саммит MERCOSUR
Визит президента РФ В.В.Путина в Латинскую Америку
15 июля 2014 г. президент России В.В.Путин принял участие в VI Саммите BRICS, прошедшем в Бразилии, до этого он посетил Кубу, Никарагуа и Аргентину. 11 июля В.В.Путин встретился с лидером кубинской революции Фиделем Кастро и провел переговоры с председателем Госсовета и Совета министров Кубы Раулем Кастро. Главным событием визита стало решение о списании 90% задолженности Кубы по кредитам, предоставленным еще в советское время. Оставшиеся 10% в размере 3,5 млрд долл. будут направлены на осуществление социально-экономических инвестиционных проектов на Кубе. В ходе переговоров затрагивались сотрудничество в сфере промышленности, совместные программы освоения космоса и развитие инфраструктуры гражданской авиации. Обсуждалась возможность размещения на острове наземных станций российской системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС. Стороны обсудили возможность участия России в модернизации кубинского морского порта Мариэль; эта особая экономическая зона должна стать перспективной площадкой по реализации совместных проектов в сфере металлургии, медицины, фармацевтики и биотехнологий. Учитывая необходимость развития логистической инфраструктуры, руководители двух стран поставили вопрос о строительстве современного международного аэропорта с грузовым терминалом.
12 июля президент РФ совершил краткий рабочий визит в Никарагуа по приглашению своего коллеги Даниэля Ортеги. Лидеры двух стран обсудили перспективы всех сфер возможного взаимодействия, в частности, вопросы поставки сельскохозяйственной техники из России и обеспечение Никарагуа соответствующей ремонтной базой. Стороны обменялись мнениями по вопросу размещения станций ГЛОНАСС на территории Никарагуа.
В тот же день глава российского государства прибыл с официальным визитом в Аргентину, где был подписан ряд документов, способствующих развитию двусторонних отношений, в том числе договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам; договор о передаче лиц, приговоренных к лишению свободы; договор об экстрадиции. Важным документом стал договор о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, предусматривающий круглосуточную трансляцию в Аргентине канала RT (“Rusia hoy”) на испанском языке.
15 июля начал свою работу саммит BRICS, проходивший в городах Форталеза и Бразилиа. Шестая по счету встреча в верхах ознаменовала начало нового пятилетнего периода деятельности объединения. Ключевым событием мероприятия стала реализация амбициозных проектов – Нового банка развития (НБР) и пула валютных резервов, который может рассматриваться как противовес Международному валютному фонду и Всемирному банку. Пул валютных резервов представляет своего рода страховочный механизм, предназначенный для реагирования на финансовые вызовы при возникновении у стран-участниц проблем с ликвидностью. Основной задачей НБР станет обеспечение финансовой стабильности стран объединения. Кроме этого, он будет финансировать инфраструктурные проекты, в первую очередь, на территории членов BRICS. Уставной капитал банка и пула составит по 100 млрд долларов. Китай предполагает вложить в пул 41 млрд долл., Россия, Индия и Бразилия – по 18, а ЮАР – 5 млрд долларов. Штаб-квартиру НБР планируется разместить в Шанхае, первым председателем станет представитель индийской стороны. Главным управляющим органом банка, принимающим на коллегиальной основе все ключевые решения, станет Совет управляющих, первым председателем которого станет Россия. В перспективе ресурсами НБР смогут воспользоваться как участники БРИКС, так и другие страны и организации.
В ходе мероприятия затрагивались текущие мировые процессы и события, подведен итог проделанной работе и обсуждались перспективы сотрудничества, скоординированы совместные действия в отношении среднесрочных и долгосрочных проектов. Важным решением саммита в экономической сфере стало намерение взимать налоги с ТНК непосредственно по месту их основной деятельности. Итоги саммита нашли отражение в Форталезской декларации, закрепляющей успехи объединения и дающей импульс к дальнейшей совместной деятельности. Очередной саммит пройдет в г. Уфе (Россия) в июле 2015 года. После завершения общей встречи лидеров BRICS с главами государств Южной Америки состоялась беседа В.В.Путина с президентами Николасом Мадуро (Венесуэла), Эво Моралесом (Боливия) и Хосе Мухикой (Уругвай), во время которой были рассмотрены вопросы оптимизации сотрудничества.
Саммит BRICS в очередной раз доказал рост авторитета объединения в современной системе международных отношений, произошел своего рода переход от клуба единомышленников к организованной структуре. При отсутствии единых руководящих и исполнительных органов BRICS успешно реализует намеченный планы в установленные сроки. Более того, часть экспертов придерживаются мнения, что создание жесткой управленческой структуры может затруднить взаимоотношения внутри объединения и даже привести к его расколу. Неформальные отношения стран-участниц более эффективны при отсутствии единого мнения по тем или иным вопросам.
Важно отметить, что лидеры стран BRICS не поддержали санкции США и ЕС, направленные против России, что можно расценивать как еще один шаг на пути формирования многополярного мира. Стало очевидным, что указанные санкции лишь помогли консолидировать вокруг Москвы государства, предпочитающие отстаивать свою самостоятельную политику.
Одна из приоритетных задач, стоящая перед BRICS, – отстаивание принципов международного права и главенствующей роли ООН в системе международных отношений, повышение эффективности работы этой влиятельной международной организации. Очевидно, что BRICS отстаивает интересы не только государств-участников, но и всех развивающихся стран.
Александр Лосев
Новая расстановка политических сил в Конгрессе Республики Колумбия
20 июля 2014 г. начал работу колумбийский Конгресс нового состава (выборы в высший законодательный орган страны состоялись в марте). Парламенту предстоит осуществлять свою деятельность в условиях набирающей темпы поляризации политических сил страны, вызванной проходящими в Гаване переговорами между представителями правительства и леворадикальной партизанской группировки Революционные вооруженные силы Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC).
Сторонников переговорного процесса возглавляет переизбранный на своем посту президент страны Хуан Мануэль Сантос, которого поддерживают Социальная партия национального единства – Партия «У» (Partido Social de Unidad Nacional –Partido de la U, PSUN), Колумбийская либеральная партия (Partido Liberal Colombiano, PLC), Радикальная перемена (Cambio Radical, СR) и часть Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC), а по мирным переговорам – и левая оппозиция – Зеленый альянс (Alianza Verde, AV) и Альтернативный демократический полюс (Polo Democrático Alternativo, PDA).
Лидером лагеря непримиримых противников любых компромиссов с повстанцами выступает бывший президент Колумбии Альваро Урибе (2002 – 2010), объединивший своих приверженцев в основанной им политической организации Демократический центр (Centro Democrático, CD).
Важным фактором в противостоянии сантистов и урибистов стало избрание в Сенат самого А.Урибе. По прогнозам наблюдателей, теперь именно площадка верхней палаты парламента станет ареной ожесточенных политических баталий вокруг вопроса о путях урегулирования внутреннего вооруженного конфликта. В случае достижения конкретных договоренностей в Гаване предстоит их «легализация» в форме соответствующих законов (например, об участии бывших партизан в политической жизни, о порядке демобилизации и т.д.) в Конгрессе, где урибисты усилили свои позиции.
Нынешний состав Конгресса уже далеко не такой «карманный», каким был парламент предшествующего созыва, где Х.М. Сантоса поддерживали до 80% сенаторов и депутатов. Пока обстановка благоприятствует президенту: в верхней палате на его стороне 75 из 102 сенаторов, тогда как численность фракции СD – только 20 мандатов, а в нижней палате DC располагает лишь 19 мандатами из 166. Несмотря на это, правительству будет намного сложнее диктовать свою волю законодателям и в зависимости от политической конъюнктуры сложившийся расклад сил может измениться в пользу А.Урибе.
Урибистам придется настойчиво искать поддержки колеблющихся парламентариев, в первую очередь, среди традиционно занимающих правые позиции консерваторов. В случае успеха его фракция, по оценкам экспертов, может увеличиться до 40 сенаторов за счет правого крыла Консервативной партии. Уже сейчас ясно, что А.Урибе будет занимать наступательную позицию, и все свои усилия его соратники направят на срыв возможных соглашений с повстанцами. Правая оппозиция намерена добиваться уголовного преследования руководителей FARC независимо от результатов переговоров и воспротивится любым попыткам «перевоплощения» партизанских командиров в политических деятелей.
Кроме того, СD планирует активно воздействовать на рабочую повестку дня Конгресса путем внесения законопроектов по реформированию политической и избирательной систем, а также правосудия, здравоохранения и образования. Всего партией уже подготовлены 11 соответствующих инициатив. Одним из главных направлений оппозиции станет «проталкивание» реформы военной юстиции. В частности, экс-президент выступает за создание особых судов для рассмотрения дел военных, совершивших преступления в ходе внутреннего вооруженного конфликта, при этом выносимые этими судами решения должны стать окончательными.
По мнению специалистов, таким образом Урибе стремится обеспечить безнаказанность военнослужащих, участвовавших в карательных операциях против партизан, в результате которых пострадало и гражданское население. Относительно небольшое число мест СD в обеих палатах Конгресса частично компенсируется харизмой экс-президента, который пользуется высоким авторитетом среди рядовых колумбийцев и способен оказывать сильное влияние на их умонастроения: далеко не случайно кандидат СD Оскар Иван Сулуага едва не вырвал власть из рук Сантоса в ходе прошедших президентских выборов. Стремительное превращение малоизвестного политика в авторитетного кандидата от правой оппозиции произошло исключительно благодаря поддержке и усилиям экс-президента.
По мнению специалистов, А.Урибе – во многом историческая личность современной Колумбии. Победив на выборах в 2002 г. в качестве третьей политической силы, он фактически покончил с действовавшей до того времени двухпартийной системой, когда у власти поочередно сменялись консерваторы и либералы. С тех пор развитие политической ситуации в стране по сей день определяется противостоянием урибистов и их оппонентов.
Несмотря на свое бесспорное лидерство в правом лагере, Урибе предпринимает действия по трансформации СD в эффективный субъект политики, авторитет которого не должен зависеть исключительно от имени его основателя. Первым шагом стало назначение на пост руководителя партии О.И. Сулуаги, который, правда, пока ограничится в основном административными функциями, прежде всего, формированием партийных ячеек в регионах в целях подготовки к следующим президентским выборам.
В то же время необходимо учитывать и обстоятельства, способные осложнить жизнь урибистам в парламенте. В Сенат избраны такие непримиримые противники А.Урибе, как Иван Сепеда (PDA), Хорхе Робледо (PDA), бывший участник партизанской группировки М-19 Антонио Наварро (AV). Наиболее воинственную позицию занимает И.Сепеда, уже потребовавший проведения парламентского расследования на предмет причастности Урибе в деятельности ультраправых военизированных группировок «парамилитарес» и организаций наркотрафика. И хотя это предложение не увенчалось успехом, И.Сепеда не скрывает своей решимости отправить экс-президента на скамью подсудимых. Это означает, что силы урибистов в борьбе с Х.М Сантосом отчасти будут сдерживаться натиском левой оппозиции.
Немало неприятностей А.Урибе могут доставить расследования относительно его ближайших соратников, замешанных в коррупции, связях с «парамилитарес» и других преступлениях. Так, скрывающийся от правосудия бывший министр сельского хозяйства и одно из доверенных лиц бывшего главы государства Андрес Ариас (когда-то многие наблюдатели прочили его в преемники А.Урибе на посту президента) заочно приговорен к 17 годам лишения свободы за растрату государственных средств и незаконное обогащение. Не завершено следствие по имевшим место во время правления А.Урибе фактам незаконного прослушивания сотрудниками спецслужб телефонных переговоров оппозиционно настроенных политиков, представителей правозащитных организаций и журналистов, по одной из версий, А.Урибе лично отдал распоряжение о телефонной «слежке» за своими оппонентами. Уязвимость положения экс-президента заключается и в том, что, став сенатором, он лишился статуса неприкосновенности, которым обладают бывшие главы государства, а потому может быть подвергнут уголовному преследованию в установленном законом порядке.
С другой стороны, политическое будущее нынешнего президента Х.М.Сантоса напрямую зависит от успешного завершения переговоров в Гаване. Похоже, лидеры FARC это хорошо понимают и стараются использовать в своих интересах, проявляя подчас (явно из тактических соображений) несговорчивость. Следует помнить, что переговоры проходят в условиях непрекращающегося силового противостояния колумбийской армии и FARC. В последние месяцы партизаны значительно повысили интенсивность своей диверсионной деятельности против объектов экономической инфраструктуры. (Так, в июле они оставили без электроэнергии важный морской порт Буэнавентура).
Проводимые опросы общественного мнения показывают, что сейчас колумбийцы больше озабочены не столько продолжением диалога с повстанцами, сколько нерешенностью острых социальных проблем. Нельзя не учитывать, что 45% избирателей проголосовали за его соперника О.И. Сулуагу (а, следовательно, за Урибе). Это потребует от Х.М. Сантоса дополнительных усилий для сохранения своего рейтинга. Вполне вероятно, что в противостоянии с урибистами, а также в некоторых вопросах социальной политики он может пойти на союз с левой оппозицией.
Дмитрий Морозов
Визит председателя КНР в Венесуэлу
20 –21 июля состоялся официальный визит председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Венесуэлу. Приезд китайского лидера был приурочен к 40-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами. Начав программу с посещения казарм Монтанья, где покоятся останки экс-президента Уго Чавеса, высокий гость принял участие в XIII Межправительственной венесуэльско-китайской комиссии, а также провел переговоры с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро и председателем Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо. По итогам встречи было подписано 38 новых соглашений (в дополнение к 2000, заключенным с 2001 года). Подписанные документы нацелены на развитие совместных проектов в области нефтедобычи, сельского хозяйства, промышленности, а также в социальной и культурной сферах. Венесуэльская нефтяная корпорация «Petróleos de Venezuela» (PDVSA) и китайский банк «Exim Bank China» договорились о совместном финансировании объемом в 1 млрд долл. закупок Венесуэлой техники, промышленной продукции для развития нефтяной сферы. Помимо этого, два государства выделяют 691 млн долл. на разведку и сертификацию венесуэльских месторождений природных ресурсов. Особый интерес Китай проявил к проектам, связанным с добычей золота и меди. Венесуэла собирается закупить 10 тыс. автомобилей и 1,5 тыс. автобусов фирмы «Yutong» для модернизации системы транспорта. В планы сторон входит строительство в Венесуэле совместного предприятия по производству фибро-цементных панелей. С его помощью правительство планируется существенно ускорить процесс жилищного строительства в рамках социальной миссии «Gran Misión Vivienda Venezuela» (GMVV). С той же целью в штате Лара начнется запуск цементного завода производственной мощностью в 1,2 млн тонн (план экономического развития – «План Родина») - предусматривает довести производство цемента до 16 млн т к 2017 г., поэтому китайская помощь окажется существенной). Кроме того, Китай взял подряд на строительство 4 тыс. квартир в штатах Нуэва-Эспарта и Ансоатеги. Поскольку в последнее время южноамериканское государство испытывает частные перебои с энергоснабжением, Китай вызвался решить проблему веерных отключений и принять участие в модернизации электроэнергетической системы Венесуэлы. В аэрокосмической сфере руководство двух стран договорилось о запуске третьего спутника телекоммуникационной специализации, который будет собран из деталей, произведенных в Венесуэле (соответствующий завод уже функционирует в штате Карабобо).
Китай рассматривает Венесуэлу как надежного поставщика энергоресурсов и объект для крупных капиталовложений. С 2001 г. поставки нефти выросли в 24 раза и достигли 30,5 млн тонн (ежедневно Венесуэла отправляет в Китай 600 тыс. баррелей нефти). Товарооборот за аналогичный период увеличился в 40 раз и составил по итогам 2013 г. 19,2 млрд долларов. Китай уже стал вторым торговым партнером Венесуэлы, которая в свою очередь занимает четвертое место в экономических приоритетах Пекина в Латинской Америке. Потенциал для развития экономического сотрудничества отнюдь не исчерпан.
Андрей Пятаков
Незаконная миграция несовершеннолетних из Центральной Америки в США
25 июля 2014 г. в Вашингтоне прошла встреча американского президента Барака Обамы с главами государств Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Поводом стала кризисная ситуация, связанная с массовой нелегальной миграцией в США и пребыванием там подростков из стран Центральной Америки.
Скандал возник в мае-июне после публикации зарубежными СМИ материалов о незавидном положении в США тысяч несовершеннолетних мигрантов, часто подвергающихся жестокому обращению со стороны персонала американских миграционных органов. С октября 2013 г. по настоящее время в США были задержаны 57 тыс. подростков из Центральной Америки.
На пути к американской границе молодые люди становятся жертвами торговцев людьми, грабителей и всевозможных мошенников, их вовлекают в проституцию и подневольный труд. В Мексике многих мигрантов похищают с целью получения выкупа от их родственников или для участия в криминальной деятельности. Большинство подобных случаев зафиксировано в штате Тамаулипас, где в 2010 г. боевики наркокартеля «Los Zetas» убили 72 мигранта за их отказ присоединиться к этой преступной группировке. В августе 2014 г. в этом же штате власти освободили из плена 24 мигранта, 11 из них – выходцы из Центральной Америки.
По данным гватемальской католической церкви, в среднем восемь подростков из «северного треугольника» (Гватемала, Гондурас, Сальвадор) ежедневно покидают свою страну, чтобы незаконно перебраться в США в поисках «американской мечты». Главные причины исхода – бедность, безработица и высокие показатели преступности. В частности, Гондурас относится к числу наиболее бедных стран Латинской Америки: из 8,5 млн около 6 млн проживают за чертой бедности, в том числе 4,2 млн. – в условиях нищеты; доход порядка 2 млн. гондурассцев составляет менее 1 доллара в день. В Гватемале бедность охватывает 54,8% жителей, в Сальвадоре – 46%. До половины трудоспособного населения стран «северного треугольника» занята в неформальном секторе за нищенскую плату и без социальных гарантий. В сельских районах положение усугубляется периодически повторяющимися сильными засухами с почти полной потерей урожая, в результате которых тысячи крестьянских семей фактически оказываются перед угрозой голодной смерти. Меры властей носят половинчатый характер и не приводят к желаемым результатам. Характерно, что в Гватемале только 3% населения находятся вне риска подвергнуться голодному существованию, тогда как до 50% гватемальцев страдают от хронического недоедания.
В Гондурасе сохраняется самый высокий уровень насилия в мире – 92 убийства на 100 тыс. жителей (в Сальвадоре – 60, Гватемале – 42). В центральноамериканских городах молодежные банды «марас», отличающиеся особой жестокостью, контролируют целые районы. В Гватемале ежемесячно погибают до 30 детей и подростков – как правило, в ходе криминальных разборок. Наркокартели часто привлекают подростков из маргинальных слоев для совершения заказных убийств.
Решимость ничего не подозревающих подростков (или их ближних родственников) искать счастья на чужбине укрепляется настойчивой пропагандой т.н. «койотов», занимающихся нелегальной переправкой мигрантов в Соединенные Штаты, заверяющих, что по прибытии в США несовершеннолетним сразу предоставляется легальный статус.
Как показала вашингтонская встреча, посвященная этой проблеме, позиция Белого дома существенно разнится от подходов его центральноамериканских партнеров. Американцы настаивают на том, что государства субрегиона должны предпринимать больше самостоятельных усилий, направленных на предотвращение массового исхода на Север своих несовершеннолетних граждан, прежде всего путем искоренения причин незаконной миграции – крайней бедности и преступности. Со своей стороны, администрация Обамы готова содействовать улучшению условий пребывания в США и обеспечению прав задержанных детей и подростков до решения вопроса об их выдворении: в Конгресс США уже направлен запрос Белого дома о выделении на эти цели 3,7 млрд долларов.
Напротив, страны субрегиона стремятся переложить львиную долю ответственности за создавшееся положение на плечи США и увязывают проблему массовой миграции не столько с бедностью населения, сколько с деятельностью организаций наркомафии, использующей территорию Центральной Америки для транзита наркотиков в США. Поскольку Соединенные Штаты выступают основным потребителем наркотиков, часть вины за последствия лежит на них, а одним из этих последствий и являются многотысячные миграционные потоки подростков, спасающихся от преступного беспредела прочно осевших в Центральной Америке наркокартелей. Наиболее решительно ведет себя недавно избранный президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес: по его словам, миграционный кризис во многом вызван «неясностью» и «двуличностью» миграционной политики самих США, которые до сих пор не могут определиться о порядке пребывания на своей территории латиноамериканских мигрантов.
В свою очередь, гватемальский лидер Отто Перес Молина выступил с предложением использовать опыт американско-колумбийского сотрудничества в противоборстве с наркотрафиком и незаконными вооруженными формированиями, известного как «План Колумбия». Инициатива Переса, названная им «План Центральная Америка», предусматривает выделение странам субрегиона 2 млрд долл. для решения миграционных проблем и противодействия «койотам». Не трудно догадаться, что роль главного «финансиста» отводится Вашингтону.
Противоречивость подходов предопределила главный итог вашингтонских переговоров – ни к чему не обязывающие декларации и отсутствие конкретных договоренностей. Б. Обама в принципе согласился, что США также ответственны за создавшуюся ситуацию, однако при этом заявил, что нелегальные дети-мигранты будут и впредь выдворяться обратно и лишь в исключительных случаях им будет предоставляться статус беженцев. При этом президент ссылался на Конгресс, в котором миграционная реформа является предметом ожесточенных споров между демократами и республиканцами.
По мнению специалистов, подобный исход переговоров можно было предвидеть заранее. Следуя своей традиционной линии, правительства стран «северного треугольника» используют очередной гуманитарный кризис для получения безвозмездной финансовой помощи при отсутствии четких механизмов контроля за использованием передаваемых средств. Характерно, что для гватемальцев положение «протянутой руки» уже давно стало излюбленным способом привлечения в страну валюты – в основном под предлогом борьбы с преступностью и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как показывает практика, зачастую получаемые таким образом средства служат источником обогащения местных элит и чиновников, а проблемы остаются нерешенными. В рамках программ сотрудничества США ежегодно передают Гватемале 80 млн долл., в т.ч. по гуманитарной линии, но проследить их дальнейшую судьбу практически невозможно. При этом уровень преступности в стране реально не снижается, а ситуация в социальной сфере остается одной из самых удручающих в регионе. Подобное положение дел все чаще вызывает раздражение многих американских политиков. Они требуют выделять средства под конкретные проекты, практическая реализация которых должна осуществляться с непременным участием американских советников и экспертов.
По мнению специалистов, в нынешних условиях разрешить миграционный кризис вряд ли удастся. В первую очередь это связано с особенностью миграционной политики центральноамериканских стран. Все их усилия направляются не на устранение причины явления, а на нейтрализацию его последствий с помощью мер административно-полицейского характера. Так, в Гватемале сразу после вышеупомянутой встречи власти заявили о начале бескомпромиссной войны с «койотами», хотя в уголовном законодательстве Гватемалы и не предусмотрена ответственность за незаконную переправку людей через государственную границу. Уже через две недели МВД Гватемалы сообщило о задержании группы из 12 «койотов». В приграничных районах страны идет создание региональных отделений Генеральной прокуратуры, практически завершено формирование сводного подразделения Fuerza Chortí в составе военнослужащих, полицейских и сотрудников следственных органов. Подразделение будет действовать на границе, в число его задач входит воспрещение проникновения нелегальных мигрантов со стороны Гондураса.
В то же время о проведении каких-либо коренных социальных преобразований речи не идет: они нарушили бы сложившуюся социально-экономическую структуру и неминуемо ударили бы по интересам могущественных олигархических кланов, реально контролирующих политическую жизнь в стране и спонсирующих правящую Патриотическую партию (Partido Patriota).
Следует отметить, что предложенный США вариант разрешения миграционного кризиса (возвращение нелегальных мигрантов на родину и проведение социальных реформ) объективно не отвечает интересам правящих кругов стран «северного треугольника», которым выгодно, чтобы миграционные потоки в США продолжались: тем самым становится меньше потенциальных «бунтарей» внутри страны, отчасти решается проблема занятости и увеличивается приток денежных переводов (в 2013 г. в Гватемалу по этому каналу было переведено 5,1 млрд долл., т.е. около 10% ВВП страны). Скорее всего, этими соображениями объясняется та настойчивость, с которой лидеры субрегиона ежегодно ходатайствуют перед США о предоставлении центральноамериканским мигрантам возможности легализоваться на американской территории и не высылать их на родину.
В непростой ситуации оказался Б. Обама. С одной стороны, на него оказывают давление демократы, выступающие за предоставление законного статуса латиноамериканским «нелегалам», поскольку испаноязычные избиратели составляют внушительную часть электората Демократической партии и партийное руководство не хочет потерять их голоса. С другой стороны, контролирующие нижнюю палату Конгресса республиканцы ратуют за принятие жестких мер в отношении мигрантов и блокируют попытки президента добиться выделения запрошенных 3,7 млрд долл. (скорее всего, эта сумма будет снижена ими до одного миллиарда). К этому добавляется непримиримость губернаторов приграничных с Мексикой штатов, требующих от Белого дома наращивать силовую составляющую миграционной политики США на юге страны путем милитаризации границы (такую позицию занимает, в частности, губернатор Техаса Р.Перри).
Другой момент: проблема незаконной миграции латиноамериканцев в США, включая детей, существует уже давно, но почему-то только сейчас все стали проявлять беспокойство о судьбе несовершеннолетних мигрантов. Внезапность подобного «пробуждения» может свидетельствовать о том, что вся эта кампания во многом инициирована политическими оппонентами Б. Обамы, чтобы создать ему и его сторонникам дополнительные трудности.
Дмитрий Морозов
III съезд Единой социалистической партии Венесуэлы
С 26 по 31 июля 2014 г. в Каракасе проходил третий съезд правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV). Основными направлениями его работы стали вопросы идеологии, совершенствование программы и организационной структуры партии и вопросы партийного строительства. (Организационный съезд проходил в январе 2008 г., во время внеочередного второго форума, продолжавшегося в течение нескольких месяцев 2010 г., были приняты основополагающие документы партии).
Подготовка к нынешнему съезду стартовала в апреле 2014 г., когда по всей стране были созваны местные ассамблеи первичных организаций партии – т.н. Боевых подразделений им. Уго Чавеса (Unidades de Batalla “Hugo Chávez”, UBСH). В настоящее время в стране насчитывается порядка 13,6 тыс. ячеек, которые стали главной электоральной и организационной единицей PSUV. В их компетенцию входит также выдвижение и избрание делегатов национального съезда. Выборы были организованы при технической поддержке Национального избирательного совета. От 5,1 тыс. членов партии были избраны 537 делегатов. Подготовительная встреча началась 21 июля, ее кульминацией стало торжественное заседание 24 июля в день рождения национального героя Симона Боливара. Съезд начал работу 26 июля, накануне 60-летия со дня рождения У. Чавеса. Помимо делегатов в работе партийного форума принимали участие депутаты Национальной ассамблеи от PSUV и состоящие в партии мэры городов и руководители муниципалитетов (в сумме около 800 человек). В ходе предшествующих общенациональной встрече дебатов было внесено 25 тыс. предложений и инициатив.
В соответствии с новой редакцией устава «вечным лидером PSUV» был провозглашен У.Чавес (1954–2013), председателем партии избран нынешний глава государства Николас Мадуро. Съезд внес коррективы в разработанную У.Чавесом концепцию «дерева трех корней»: к историческим источникам Боливарианской революции, представленным национальными героями Симоном Боливаром (1783-1830), Симоном Родригесом (1769-1854) и Эсекьелем Саморой (1817-1860) был причислен и У. Чавес.
Открывая съезд, Н. Мадуро сформулировал пять тезисов, которые, по его убеждению, носят ключевой характер для дальнейшего развития боливарианского процесса.
Во-первых, был подтвержден социалистический характер революции, провозглашенный У. Чавесом в 2004 году. Во-вторых, по мнению президента, главная задача состоит в укреплении социалистического характера экономики, что можно интерпретировать как курс на усиление роли государственного сектора экономики, опирающегося на промышленные предприятия реального сектора. Tретий тезис рассматривает социализм как форму демократии, в соответствии с четвертым «главная революция совершается в сфере духа, это революция любви». В пятом тезисе речь идет о создании полицентричного и многополярного мира, в рамках которого важная роль отводится странам Латинской Америки и Карибского бассейна как гарантии мира и равновесия на планете.
Съезд оценил данные тезисы как базисные и фундаментальные и постановил способствовать их идеологическому развитию и проработке и популяризации среди венесуэльских граждан. Показательно, что четыре стратегических тезиса так или иначе связаны с понятием «социализм», при этом Н.Мадуро в какой-то мере дистанцируется от «социализма ХХI века» и скорее возвращается к его классическому пониманию. В рабочих документах съезда наряду с боливарианской часто употреблялся и термин социалистической революции. Одновременно съезд подтвердил военно-гражданский характер революционного процесса, провозглашенный еще У. Чавесом.
Делегаты приняли решение предпринять максимум усилий по практической реализации поставленных задач, направленных на преобразование государства. На практике осуществление этих планов столкнется с определенными трудностями, поскольку правящая PSUV обладает в Национальной ассамблее простым, а не квалифицированным большинством, необходимым для принятия стратегически важных решений. Съезд также призвал к разработке более эффективных механизмов общественного участия в решении проблем экономической зависимости, бюрократизации и коррупции. По мнению делегатов, низовые структуры PSUV должны стать авангардом народа в сопротивлении «экономической войне», развернутой оппозицией и частным сектором против государства и проявляющейся в спекуляции товарами первой необходимости и контрабанде. Съезд уполномочил президента в течение шести месяцев создать три специальных комиссии (по борьбе с экономической войной, по пропаганде и агитации и по подготовке кадров) для разработки методов социалистического преобразования Венесуэлы в духе идеологии У. Чавеса. 27 августа официально было объявлено о выполнении этого решения.
Главной задачей станет издание ежедневной общенациональной партийной газеты, в каждом штате планируется открыть партийную школу. В рамках реорганизации властных структур принято решение о создании поста вице-президента, отвечающего за общественные организации и движения и их более эффективное включение в политику, что можно расценивать как стремление расширить социальную базу власти. Кроме того, организационная структура PSUV дополнится постоянно действующим Экономическим конгрессом, который будет собирать и анализировать предложения низовых организаций об улучшении экономической ситуации.
В течение шести месяцев партия намерена провести процесс обновления и ротации в руководящих органах всех уровней. К январю 2015 г. предполагается переизбрать руководство, будут избраны новые составы партийных подразделений, что можно рассматривать как курс на очищение партии от т.н. «боливарианской буржуазии», представители которой используют свое положение в личных корыстных интересах, чем дискредитируют правящую партию в глазах простых граждан.
В повестку конгресса входила полемика вокруг вызвавшего широкий общественный резонанс открытого письма бывшего вице-президента Хорхе Джиордани, подвергшего резкой критике экономическую политику правительства и лично президента. Письмо поддержал бывший министр по образованию и электроэнергетике Эктор Наварро, исключенный из ЦК партии. Тем не менее, на съезде этот вопрос не обсуждался.
Среди внешнеполитических приоритетов современной Венесуэлы фигурировали Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA), Petrocaribe, Союз южноамериканских наций (UNASUR), Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) и BRICS.
На заключительном заседании, проходившем в здании казарм Монтанья, где покоятся останки экс-президента У.Чавеса, Н. Мадуро подвел итоги съезда и огласил итоговую декларацию, в которой содержался призыв радикализовать и ускорить процесс Боливарианской революции, «чтобы не пасть перед угрозами, исходящими от североамериканской империи». Было объявлено о намерении созвать в декабре 2014 г. международную конференцию левых партий и движений для расширения международных связей PSUV. В ноябре предполагается созвать специальную партийную конференцию для разработки экономического плана перехода к социализму.
Съезд проходил на фоне крайне неблагоприятной экономической ситуации. Так, под данным Центрального банка Венесуэлы аккумулированный уровень инфляции по итогам 2013 г. составил 56%. Крайнее недовольство населения, особенно средних слоев, вызывает дефицит товаров и услуг и наличие нескольких обменных курсов, открывающих возможность для коррупции. Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и неэффективность управления привели к падению темпов роста, которые вместо ожидаемых 6%, по итогам 2013 г. составили только 1,3%. Все слои населения беспокоит разгул преступности, по уровню насилия в регионе Венесуэла уступает только Гондурасу. Вместе с тем стоит отметить и причастность частного сектора, симпатизирующего оппозиции, к ухудшению экономической ситуации, который нередко способствует возникновению искусственного дефицита товаров и перебоям в снабжении.
В результате ухудшения социально-экономической ситуации венесуэльское общество оказалось расколотым примерно пополам, соотношение сил между сторонниками и противниками власти постоянно менялось. Наиболее радикальная часть оппозиции начала массовые акции протеста, нередко принимавшие насильственный характер. Основную социальную базу оппозиции составили студенты и представители средних городских слоев, среди сторонников правительства преобладали низшие слои, заметно улучшившие свое положение в результате осуществленных социальных реформ. В результате столкновений с силами правопорядка с февраля по июнь 2014 г. с обеих сторон погибли 43 человека.
Острая ситуация в Венесуэле вызвала озабоченность в мировом сообществе, важную роль в урегулировании конфликтной ситуации сыграла комиссия, созданная по предложению Союза южноамериканских наций (UNASUR). Лагерь сторонников и противников правительства был неоднородным, и в том, и в другом присутствовали умеренные силы и сторонники радикальных мер.
К началу съезда чавистам удалось переломить ситуацию, акции протеста пошли на спад. Основной причиной ослабления оппозиции стали разногласия в рядах Круглого стола демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD). Радикальное крыло коалиции, объединяющей несколько десятков партий и организаций, возглавляемое лишенной полномочий депутатом Национальной ассамблеи Марией Корино Мачадо и находящимся под арестом национальным координатором партии «Народная воля» Леопольдо Лопесом, добивалось немедленной отставки президента. Напротив, более умеренное течение MUD (лидер – соперник Н.Мадуро на президентских выборах Энрике Каприлес Радонский) склонялось к диалогу с правительством, выступало за соблюдение конституционных норм и ориентируется на возможность досрочного прекращения полномочий главы государства в середине президентского срока.
В конце июля пост генерального секретаря MUD покинул Рамон Гильермо Авеледо, занимавший эту должность с момента создания коалиции в 2008 году. Известный политик заявил, что его отставка обусловлена причинами личного характера, но вместе с тем выразил надежду, что его уход будет способствовать обновлению и реструктуризации оппозиционного объединения. На практике произошло значительное ослабление политического потенциала блока, поставившее его на грани раскола (радикалы собираются выйти из состава MUD и создать альтернативную партию «Гражданский конгресс»). В результате разнородная коалиция, довольно успешно выступавшая на президентских и парламентских выборах и имевшая реальные шансы на победу, оказалась недееспособной в постэлекторальный период.
Напротив, несмотря на разногласия и межличностные противоречия в рядах правящей элиты, чавистам удалось сохранить единство и продемонстрировать сплоченность своей социальной базы. В настоящее время численность PSUV составляет 7,6 млн человек (четверть населения страны), в результате партия выступает крупнейшей политической силой и главной опорой власти. Вопреки ожиданиям скептиков, прогнозировавшим конец PSUV или, по крайней мере, ее раскол, съезд продемонстрировал, что после смерти своего основателя У. Чавеса партия сохранила дееспособность и политический вес. Тем не менее, хотя ожидания оппозиции и не оправдались, нельзя исключить и возможной перегруппировки сил в рядах правящего блока.
Андрей Пятаков
46-й саммит MERCOSUR
29 июля 2014 г. в столице Венесуэлы состоялся 46-й саммит Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR). На практике это был межблоковый саммит, поскольку ключевым вопросом стала проблема создания единого экономического пространства (ЕЭП) между MERCOSUR, Боливарианским альянсом для народов нашей Америки (ALBA) и включающими карибские государства объединениями CARICOM и PETROCARIBE.
Ведущиеся с декабря 2013 г. переговоры о создании ЕЭП пока не привели к конкретным результатам, а нынешний саммит неоднократно откладывался из-за сложностей в согласовании графиков работы президентов.
Помимо налаживания экономических связей между четырьмя интеграционными группировками, речь идет о развитии кооперации между Южной Америкой и странами Карибского бассейна. Межрегиональная интеграция – новый тренд в экономических отношениях региона. В политическом плане это проявилось в создании Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), в экономическом плане стремление к активизации сотрудничества ряда стран вылилось в организацию Тихоокеанского альянса (АР). MERCOSUR также стремится освоить новый интеграционный формат. Если раньше блоки создавались на основе географической и идеологической близости, а также геополитических интересов и в целом были воплощением субрегионального «изоляционизма», то межблоковое сотрудничество выводит процесс латиноамериканской интеграции на принципиально новый уровень и говорит о качественном сдвиге в этом сложном и противоречивом процессе.
Во время саммита участники блока подписали совместную декларацию, в которой предложили механизм и сроки создания ЕЭП, направленной на активизацию политических и экономических отношений и стимулирование развития «взаимодополняющей, справедливой и сбалансированной торговли». Президент Аргентины Кристина Фернадес де Киршнер была назначена ответственной за созыв в течение 60 дней с момента подписания декларации встречи представителей четырех интеграционных блоков для реализации намеченных планов.
На форуме также обсуждались межгосударственные отношения. Тревожным сигналом для блока становится нарастание центробежных тенденций. Так, Парагвай после смены власти и восстановления в составе блока в июле 2013 г. стал сближаться с Тихоокеанским альянсом. На этом саммите Асунсьон принял просьбу Бразилии отсрочить до декабря 2014 г. установление «нулевого» таможенного барьера с тремя ключевыми государствами Тихоокеанского альянса – Перу, Чили и Колумбией. Отказ от принятия этого решения мог бы негативно сказаться на торговых потоках в рамках MERCOSUR и нарушил бы его нормы как таможенного союза. Бразилия как явный лидер MERCOSUR не хочет создавать подобный прецедент. Вместе с тем, этот вопрос в перспективе может оказаться препятствием на пути сближения атлантического и тихоокеанского объединений. Нельзя не учитывать и разную идеологию этих интеграционных объединений: АР ориентируется в первую очередь на открытую глобальную рыночную экономику, в то время как MERCOSUR в основном придерживается стратегии закрытого регионализма и активного вмешательства государства в экономику.
Параллельно с Парагваем заметную автономию проявляет Чили, входящее в АР, однако имеющее статус ассоциированного члена MERCOSUR. Определенную роль играют и политические разногласия, из-за которых президент Чили Мишель Бачелет отказалась участвовать в работе саммита. До этого она заявляла о намерении провести переговоры с лидерами венесуэльской оппозиции, что вызвало недовольство руководства Венесуэлы. Этот факт позволяет констатировать, что Чили, несмотря на смену власти, сохраняет преемственность внешнеполитического курса и делает ставку на развитие Тихоокеанского альянса, а не MERCOSUR.
В повестку дня саммита входил также вопрос о расширении блока за счет вступления Боливии, Суринама и Гайаны, однако эта тема не получила развития из-за позиции Асунсьона, который апеллировал к тому, что процедуры включения этих государств в объединение были инициированы в период, когда членство Парагвая было заморожено. В свою очередь, президент Боливии Эво Моралес подчеркнул готовность своей страны стать полноправным членом в любой момент при достижении консенсуса внутри блока.
Стороны подержали предложение Венесуэлы о создании нового структурного подразделения под рабочим названием «Индейский MERCOSUR», ориентированного на защиту ценностей коренных народов Южной Америки.
Президенты высказали полную поддержку Аргентины в ее споре с иностранными инвестиционными фондами, требующими выплаты по долговым обязательствам. (Аргентинский сценарий реструктуризации внешнего долга не устраивает хедж-фонды. В результате страна стоит на грани технического дефолта). Повторение дефолта 2001 г., который спровоцировала острый экономический кризис, может иметь негативные последствия для всех государств MERCOSUR и стать существенным тормозом на пути интеграции. Для ликвидации этой опасности бразильский лидер Дилма Руссефф выразила готовность оказать необходимую финансовую помощь Аргентине в разрешении ее долговых проблем.
Перед закрытием саммита была проведена двусторонняя встреча между венесуэльским лидером Николасом Мадуро и его парагвайским коллегой Орасио Картесом. Именно венесуэльско-парагвайские отношения были в 2012-2013 гг. самой «болевой точкой» внутри MERCOSUR. После импичмента и отстранения от власти тогдашнего президента Парагвая Фернандо Луго дипломатические отношения были разорваны и официально восстановлены в октябре 2013 года. В конечном счете был найден компромисс: в июле 2013 г. Венесуэла поддержала восстановление членства Парагвая в блоке, а в декабре 2013 г. парагвайские законодатели одобрили членство Венесуэлы. Тем не менее, напряженность между двумя государствами, придерживающихся противоположных политических курсов, сохранилась. На нынешнем саммите Н. Мадуро и О. Картес заявили о готовности наращивать двустороннюю торговлю и расширять экономическое взаимодействие, однако никаких соглашений и договоров так и не подписали.
По завершению форума статус временного председателя MERCOSUR перешел в порядке ротации от Венесуэлы к Аргентине. Именно сближение южноамериканского блока с ALBA было основной стратегической задачей Каракаса на протяжении двух последних лет, пока он занимал этот пост. Под председательством Аргентины внешнеполитические акценты развития MERCOSUR могут быть смещены на разрешение накопившихся противоречий.
Андрей Пятаков