ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

СЕНТЯБРЬ 2014 ГОДА

  • Венесуэла: перегруппировка политических сил в правящем блоке и в оппозиции
  • Социальные протесты в Эквадоре
  • XVII Ибероамериканская конференция по проблемам молодежи
  • Теракт в Чили

Венесуэла: перегруппировка политических сил в правящем блоке и в оппозиции


После прихода к власти правительства Н.Мадуро в Венесуэле сохраняется поляризация политических сил, в результате которой страна оказалась расколотой примерно пополам, при этом очевидна социальная стратификация: социальную базу власти составляют беднейшие слои населения, улучшившие свое положение благодаря социальным реформам, крестьянство, государственные служащие, рядовой состав армии и часть офицеров, оппозиция опирается преимущественно на средние городские слои, предпринимателей, интеллигенцию и студенчества, католическую иерархию. В результате противостояния между сторонниками правящего режима и противниками боливарианского социализма происходит своего рода «перетягивание каната», при этом соотношение сил постоянно меняется то в ту, то в другую сторону.


После массовых акций протеста, начавшихся в феврале 2014 г. и продолжавшихся четыре месяца, правящему блоку удалось взять ситуацию под контроль, сторонники немедленной отставки президента «выдохлись», физическое противостояние постепенно прекратилось, а баррикады были разобраны. Установившийся при посредничестве Союза южноамериканских наций (UNASUR) диалог между правительством и оппозицией прекратился, лидер радикальной оппозиции Леопольдо Лопес, обвиняемый в организации массовых беспорядков и добровольно сдавшийся властям, по-прежнему находится под арестом, освобождены от занимаемой должности и приговорены к тюремному заключению оппозиционные алькальды (мэры) Энцо Скарано и Даниэль Себальос, прекращены полномочия депутата Марии Корины Мачадо, выступавшей с резкой критикой правительства. В сентябре 2014 г. руководство страны осудило резолюцию верховного комиссариата ООН по правам человека, считающую содержание Л.Лопеса под арестом произволом и требующую его освобождения. После встречи супруги оппозиционера с председателем правительства Испании Мариано Рахоем был отозван посол Венесуэлы в Испании из-за обвинений королевства во вмешательстве во внутренние дела страны.


Спад протестных акций сопровождался обострением противоречий в рамках «Круглого стола демократического единства» (MUD), объединяющего около 30 разнородных партий и организаций. Более умеренное крыло, возглавляемое кандидатом в президенты на выборах 2013 г. Энрике Каприлесом Радонским, склоняется к использованию конституционных механизмов и не исключает возможности диалога с правительством во имя сохранения мира и решения наиболее болезненных проблем страны, в первую очередь, снижения уровня насилия и преступности. Напротив, радикальное течение (Л.Лопес и его сторонники), по-прежнему выдвигает максималистские требования смещения правительства и призывает к возобновлению массовых акций протеста.


В этих условиях в конце июля с поста исполнительного секретаря MUD ушел Рамон Гильермо Авеледо, занимавший эту должность с момента создания оппозиционного блока. Официально отставка объяснялась личными причинами, на практике этот факт вызван скорее внутренними разногласиями коалиции. В сентябре 2014 г. новым исполнительным секретарем MUD стал харизматический политик Хесус Торреальба, в молодости состоявший в рядах Компартии Венесуэлы, известный журналист и телеведущий с богатым опытом работы с беднейшими слоями населения, проживающими в трущобах. Х.Торреальба относится к представителям умеренного течения и считает, что акции протеста должны носить исключительно мирный характер. В качестве ближайшей цели ставится победа на парламентских выборах, намеченных на октябрь 2015 г., вслед за которыми оппозиция намерена инициировать проведение в 2016 г. референдума по досрочному прекращению полномочий президента и внеочередных выборов главы государства. (Специфика избирательной системы Венесуэлы – произвольная нарезка округов и мажоритарная система абсолютного большинства – приводит к тому, что политические силы, получившие незначительное большинство, занимают как минимум две трети мест в Национальной ассамблее. На парламентских выборах 2010 г. электоральное законодательство сыграло в пользу сторонников власти, однако при незначительном изменении соотношения сил оппозиция надеется на обратный эффект). В сентябре 2014 г. умеренные партии, входящие в MUD, обратились к новому генеральному секретарю UNASUR колумбийцу Эрнесто Самперу с предложением возобновить переговоры между властью и оппозицией, однако при сложившемся соотношении сил правительство вряд ли пойдет на этот шаг.


В этих условиях в начале сентября произошли крупные перестановки в кабинете министров Венесуэлы, характеризуемые президентом Николасом Мадуро как «большая встряска», призванная повысить эффективность работы правительства и направленная на воплощение в жизнь принципа «пяти революций», обозначенных на прошедшем недавно съезде правящей партии (подробнее см. Латиноамериканскую панораму за июль 2014 года).


Наиболее существенные изменения в рядах правящей элиты связаны с перемещением вице-министра по экономическим вопросам, министра нефти и горнорудной промышленности и одновременно руководителя государственной нефтяной компании PDVSA Рафаэля Рамиреса на должность министра иностранных дел. Параллельно на него возлагаются обязанности вице-президента по политическим вопросам, который курирует внешнеполитическое ведомство и министерства обороны, коммуникации и информации, внутренних дел, юстиции и мира. Некоторые аналитики увязывают это кадровое изменение с особой важностью «нефтяной дипломатии» и с необходимостью реализации многомиллиардных контрактов, подписанными лично Р.Рамиресом с руководством Китая. Представители венесуэльской оппозиции видят в отставке Р.Рамиреса с ключевого поста вице-президента по экономическим вопросам признак неэффективности прежнего курса. (В годовом исчислении инфляция достигает 63,4%, в 2014 г. ожидается падение ВВП на 0,5%, сохраняется дефицит товаров и услуг и хронические перебои с энергоснабжением, не оправдывает себя и существование трех параллельных курсов обмена валюты). Прежние полномочия Р.Рамиреса разделены между новым президентом PDVSA Элохио дель Пино, занимавшим ранее пост вице-президента корпорации, министром нефтяной и горнодобывающей промышленности Асдрубалем Чавесом (двоюродным братом покойного президента У.Чавеса) и вице-президентом по экономическим вопросам генералом Родольфо Марко Торресом (по полномочиям этот пост практически аналогичен должности премьер-министра).


Назначение высокопоставленных военных на посты министров водного и воздушного транспорта и продовольствия связано с ужесточением государственного контроля и санкций в отношении поставщиков продуктов питания, обвиняемых правительством в сознательной дестабилизации социально-экономической ситуации.


Среди других важных перестановок нельзя не упомянуть назначение занимавшего пост министра иностранных дел Элиаса Хауа вице-президентом по вопросам развития территорального социализма и одновременно министром по делам коммун и социальных движений и замену министра внутренних дел, юстиции и мира Мигеля Родригеса Торреса на адмирала Кармен Мелендес, которая до этого занимала пост министра обороны. Кадровые перестановки затронули также министерства сельского хозяйства, здравоохранения и культуры.


В целом проведенная реструктуризация подтверждает неоднородность правящей элиты и свидетельствует о существенном укреплении позиций радикалов и военных, выступающих за усиление распределительных и контрольных функций государства и отвергающих более широкое использование рыночных механизмов для стабилизации экономики.


Это уже вторая реорганизация правительства при нынешнем президенте. Первые крупные перестановки Н. Мадуро осуществил в январе 2014 г., изменения коснулись министерств высшего образования, промышленности, спорта, молодежи, был изменен также состав администрации президента.


Наряду с кадровыми перестановками были предприняты меры, направленные на усиление вертикали исполнительной власти, созданы новые ведомства и инстанции, некоторые путем слияния ранее существовавших. В частности, появилось Единое национальное ведомство по делопроизводству и предоставлению решений, на которое возложена борьба с бюрократией и коррупцией, создан пост вице-президента по проблемам безопасности и продовольственной независимости. Произошло также слияние ряда министерств (министерство университетского образования объединено с министерством науки и технологии, министерство по делам молодежи – с министерством спорта, министерства по делам экологии – с министерством строительства), некоторые министерства и ведомства получили новые названия. Кроме того, создана Система управления государственными предприятиями, которая будет координировать деятельность порядка 900 фабрик и заводов в различных отраслях экономики.


Уже после реорганизации новый кабинет министров в условиях крайне высокой инфляции принял решение повысить доходы работников государственного сектора. Приоритетом пользуются прежде всего военнослужащие, с 1 ноября их зарплата вырастет на 45%, в то время как в целом по стране минимальная зарплата с декабря 2014 г. увеличится на 15%. (По данным Национального союза трудящихся (UNETE), стоимость продовольственной корзины составляет примерно три минимальных заработных платы).


Сложная социальная и экономическая ситуация приводит к снижению популярности правительства. По данным соцопроса венесуэльского агентства Datanálisis, проведенного в конце сентября, рейтинг президента в течение месяца снизился на 5,5% и составил 30,2%. 81,6% респондентов считали экономическую ситуацию в стране неудовлетворительной, 67,5% отвергали политику правительства. Оценка оппозиции тоже неоднозначна: 42,1% опрошенных оценивали деятельность Э. Каприлеса положительно, а 46,4% отрицательно, несколько выше степень поддержки у Л.Лопеса (45,6%). По данным этого же агентства, 68,1% респондентов выступает за проведение референдума и досрочное прекращение полномочий Н.Мадуро в 2016 году.


В целом Венесуэла переживает существенные трудности, которые могут усугубиться в связи со снижением мировых цен на нефть – основной источник пополнения бюджета. Сможет ли в этих условиях переформатирование властных структур стать фактором политической стабильности – покажут ближайшие месяцы.


Збигнев Ивановский
Андрей Пятаков


Социальные протесты в Эквадоре


17 и 18 сентября 2014 г. во многих городах Эквадора прошли акции протеста. Поводом к выступлениям послужила разработка нового трудового законодательства, предложенного правительством Рафаэля Корреа, и возможная конституционная реформа, предполагающая переизбрание президента неограниченное число раз. Крупнейший в стране профсоюз вывел на улицы Кито рабочих, студентов и активистов индейских движений, собрав около 20 тыс. человек. Общественные и трудовые организации (Союз трудящихся, Медицинская федерация, Федерация коренных народов Эквадора и многие другие) выдвинули самый широкий спектр требований, включая отказ от реформирования конституции и трудового кодекса, расширение доступа к университетскому образованию, контроль за ценами на общественный транспорт и другие. Организаторы подчеркивали мирный характер акции, однако выступления переросли в столкновения с полицией. В результате беспорядков несколько сотен человек были задержаны. Действия органов правопорядка вызвали большой резонанс со стороны общественности и правозащитных организаций. В тот же день прошел не менее масштабный ответный митинг в поддержку президента и его стратегии развития страны.


Основной темой общественных дискуссий последних месяцев стало принятие нового Трудового кодекса. Действующее законодательство берет свое начало в 1938 г. и с тех пор не подвергалось серьезным изменениям. Нынешний проект предполагает реформирование системы Трудового кодекса и приведение его в соответствие с современными реалиями. Благодаря ряду успешных мер, проведенных за время пребывания у власти Р. Корреа, в этой области были достигнуты значительные успехи. Поскольку нынешний президент принадлежит к левому крылу политического спектра, социальная сфера занимает центральное место в его политике. На недавней конференции Экономической комиссии для Латинской Америки (CEPAL), на которой присутствовал Р.Корреа, исполнительным секретарем Алисией Барсеной были озвучены цифры, подтверждающие успехи Эквадора. В 2014 г. экономический рост составил 5%, что почти вдвое выше, чем в среднем по региону. Уровень безработицы в стране сократился до отметки в 4,6%. Минимальная заработная плата с 2007 по 2014 г. возросла с 150 до 340 долл. в месяц, это один из самых высоких показателей в регионе. Доля вложений в социальную сферу увеличилась с 4,3% до 9% от ВВП. Коэффициент Джини, определяющий уровень социального неравенства, снизился с 0,55 до 0,46 пунктов, а по индексу человеческого развития страна перешла из разряда среднеразвитых в группу высокоразвитых. Прогресс науки, технологий и инноваций признаются правительством в качестве ключевых факторов развития.


Предварительный вариант реформы трудового законодательства предполагает усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, повышение доходов граждан, расширение их прав, а также затрагивает вопросы пенсионных гарантий. Проект содержит предложение по созданию специального Совета по труду, который будет обеспечивать диалог между трудящимися, работодателями и правительством. Закон предусматривает ограничения в размере заработной платы и пенсионных пособий, как в государственном, так и частном секторах с целью обеспечить справедливое распределение доходов для бедных и богатых. Другой аспект касается защиты людей, проработавших более 20-ти лет, и подвергающихся давлению со стороны работодателей, вынуждающих их уволиться. Универсальный характер нового кодекса подчеркивается вовлечением в трудовую деятельность граждан, официально незарегистрированных в качестве работников, как, например, домохозяек. Согласно Национальному плану 2013 – 2017 гг. поставлена задача увеличить долю экономически активного населения старше 15 лет, отчисляющего налог на социальное обеспечение с 41 % до 60 % среди городского населения и с 32 до 50 % в сельской местности. Закон устанавливает также новые правила найма сезонных работников в сферах сельского хозяйства, туризма, строительства и др.


Эти и другие вопросы еще подлежат обсуждению и утверждению в Национальной ассамблее, однако некоторые из низ вызвали несогласие со стороны профсоюзов. В частности, они полагают, что закон существенно ограничит права трудящихся, особенно в том, что касается права на забастовки. Несмотря на социальную направленность преобразований, на демонстрациях против реформы звучали упреки в адрес президента в его недостаточной «левизне». Недовольство предпринимателей вызывает необходимость ужесточения штрафов для работодателей за несоблюдение трудового регламента.


Наиболее острая полемика развернулась вокруг снятия ограничений на переизбрание политических деятелей. Соответствующее предложение по изменению данного пункта конституции внесла партия власти Alianza PAIS. Если поправка будет принята, пришедший к власти в 2007 г., Р.Корреа получит возможность баллотироваться на четвертый срок подряд в 2017 г. после истечения его нынешнего мандата.


Р.Корреа призвал своих сторонников объединиться и избежать раскачивания ситуации по венесуэльскому сценарию. На данный момент опасения в дестабилизации политической обстановки на фоне сентябрьских протестов не имеют резонных оснований. Президента поддерживает подавляющее большинство населения Эквадора. В прошлом году Р.Корреа победил на выборах, набрав 56 % голосов. В сентябре 2014 г. его рейтинг составил 82% среди жителей Кито и Гуаякиля. Президент популярен среди различных слоев населения, особенно молодежи, в том числе и благодаря активному включению в современные средства социального общения. Он лидирует среди мировых политических деятелей по активности в интернете и социальных сетях. В 2010 г. эквадорский президент открыл личную страничку в Twitter, и сегодня имеет более 1,7 млн читателей, в среднем отправляя по пять постов в день. В сентябре этого года Р.Корреа установил собственный рекорд, написав 23 сообщения за один час.


Татьяна Воротникова


XVII Ибероамериканская конференция по проблемам молодежи


17 – 19 сентября 2014 г. испанский г. Бургос принимал у себя XVII Ибероамериканскую конференцию «Молодежь, занятость и предпринимательство». Ее заседания возглавили министр здравоохранения Испании и почетный президент конгресса А. Матос, высшие должностные лица Ибероамериканской организации молодежи (Organización Iberoamericana de Juventud, OIJ) Б. Ванони и А. Рамирес, а также генеральный секретарь Ибероамериканского сообщества (Secretaría General Iberoamericana, SEGIB) Р. Гринспан. Мероприятие проходило в соответствии с графиком проводимых раз в два года конференций Ибероамериканской организации молодежи и стало одной из подготовительных встреч перед XXIV Ибероамериканским саммитом, запланированным на декабрь 2014 г. в г. Веракрусе (Мексика).


OIJ появилась в процессе развития Ибероамериканского сообщества наций, в настоящее время она представляет одно из направлений его деятельности. Официально не являясь частью структур ООН, организация участвует в проектах Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, СЕPAL).


Работа форума была разделена на две части, посвященные тематическим заседаниям и организационным вопросам OIJ, ее деятельности за отчетный период и выборам руководства на следующий срок с 2014 по 2016 годы. Начало конференции было положено дискуссией по вызовам, с которыми сталкивается молодежь в процессе трудоустройства. Обсуждение было инициировано Международной организацией труда, Национальным институтом молодежи Испании и рядом негосударственных фондов. Центральными темами стали проблемы занятости молодежи, создание условий и возможностей для предпринимательской деятельности, предоставление гарантий трудоустройства молодому поколению, формирование стимулирующих практик и государственной политики, направленной на социальную интеграцию, защиту прав и преодоление возрастной дискриминации на рынке труда.


Повышенное внимание проблемам молодежи стало уделяться благодаря ООН, объявившей 1985 г. Международным годом молодежи под лозунгом «Участие, развитие, мир», что позволило политическим элитам выделить эту возрастную категорию в отдельную группу населения, требующую особого внимания государства. В 1994 г. на Ибероамериканском саммите была утверждена Региональная программа развития молодежи в Латинской Америке, в результате которой в 1996 г. создается межправительственная организация OIJ. Ее становление несколько затянулось, поскольку в то время только в трех латиноамериканских странах (Мексике, Коста-Рике и Венесуэле) существовали учреждения, агентства или ведомства, непосредственно занимающиеся молодежной политикой, не считая особого случая Кубы, где работа с молодежью проводилась в рамках Союза коммунистической молодежи с 1965 года. В нынешней конференции приняли участие представители 19 стран региона, Испании и Португалии в ранге министра или официального представителя ведомства по молодежной политике.


С момента создания деятельность OIJ была направлена на защиту прав молодежи как многочисленной и уязвимой группы населения, не интегрированной в достаточной мере в жизнь общества, с крайне высокими показателями социального неравенства, остро стоящей проблемой бедности, нищеты и голода. В 1999 г. была принята Ибероамериканская хартия по защите прав молодежи, получившая дальнейшее развитие в Ибероамериканской конвенции по защите прав молодежи, подписанной в Испании в 2005 г. 16-ю участниками. Организация вносит весомый вклад в методологию исследований молодежных проблем, проводит мониторинг текущего ее состояния и социологические опросы, стремится влиять на политику правительств в этом направлении. Совместно с CEPAL Ибероамериканская организация молодежи подготовила три отчета, последний из них, опубликованный в 2014 г. под названием «Инвестиции ради перемен. Молодежь – главный субъект развития», обсуждался в ходе конференции в Бургосе.


В этом документе была обобщена работа OIJ по проведению исследований для унификации определения границ этой возрастной группы, так как в странах Латинской Америки существуют различные подходы к тому, кого считать молодежью. Сегодня это группа населения в возрасте от 15 до 29 лет. Согласно статистике OIJ, представленной в отчете, в 2013 г. эта категория насчитывала около 160 млн человек, т.е. около четверти населения, среди которых 10 млн – представители коренных народов, а 24 млн имели афроамериканские корни. Обеспокоенность вызывают данные о том, что 24% молодежи находились в состоянии бедности, а 8,4% – крайней нищеты. Наиболее подвержены бедности и страдают от голода дети и подростки (выделяются две возрастные группы: 10 – 14 и 15 –19 лет). Самые высокие показатели были зафиксированы в Гондурасе и Парагвае, где, соответственно, 67 и 55% молодежи живут в состоянии бедности.


Одной из ключевых проблем остается повышение доступа к образованию, что могло бы вывести из бедности подрастающее поколение и дать ему возможность обеспечить молодым людям и их будущим семьям более высокий уровень жизни. В дополнение к этому авторы отчета привлекают внимание к постоянно возрастающим требованиям рынка рабочей силы к нынешним и будущим соискателям. По информации OIJ, в ибероамериканских странах курс полного среднего образования занимает 12 лет и подразделяется на начальную, среднюю и старшую школу. В 2013 г. 94% молодежи региона окончили начальную школу, 62% из них имеют полное среднее образование. При этом существует разрыв между уровнем подготовки молодежи к самостоятельной жизни и требованиями рынка труда, на котором основные предложения нацелены на соискателя, получившего образование не в школе, а в колледже или университете по программе бакалавриата. В отчете 2014 г. приводятся данные о том, что занятость в возрастной группе 15 –19 лет составляет 32,7%, а безработица достигает 15,7%, в возрастной группе 25 – 29 лет уровень занятости повышается до 74%, а безработица снижается до 7,3 %.


Делегаты отметили, что Испания и Португалия, бывшие лидеры и эталоны Ибероамерики, переживают сложную экономическую ситуацию, из-за которой резко возрос общий уровень безработицы, особенно остро стоит проблема занятости среди молодежи, нередко невозможность найти работу подталкивает ее к эмиграции. Для поддержки этой возрастной группы правительство Испании в ближайшее время намерено потратить около 3 млн евро на молодежную политику, программы помощи в трудоустройстве и стимулирование малого бизнеса.


Встреча министров молодежной политики стран Ибероамерики подчеркнула, что сообщество стремится к большей интеграции стран-участниц, а представители Испании предложили создать единую молодежную карточку ибероамериканца (наподобие европейского молодежного или студенческого удостоверения) и учредить программу студенческих и научных обменов в рамках Ибероамерики по модели европейской образовательной интеграции Erasmus Mundus и Erasmus Plus.


Анна Проценко


Теракт в Чили


В сентябре 2014 г. в Чили произошло несколько терактов: 8 сентября в торговом центре, расположенном на выходе одной из центральных станций столичного метро, взорвалась бомба, в результате 14 человек получили ранения различной степени тяжести; 25 сентября в центре Сантьяго от взрыва самодельного устройства погиб человек. Эти события произвели на общество и власть шокирующее впечатление – тем более, что ни исполнители, ни заказчики преступления не были найдены, хотя полиция арестовала троих подозреваемых. Правительство заявило о необходимости провести сложное расследование и обвинило «антисистемные анархистские группировки», которые стремятся дестабилизировать страну.


Если различные акты насилия со стороны анархистских групп и радикалов индейского движения (стычки с полицейскими, пикеты на дорогах, поджоги грузовиков и т.д.) происходили и раньше, не являясь чем-то абсолютно неожиданным, то теракт 8 сентября в оживленном общественном месте столицы, едва не приведший к гибели десятка людей, стал беспрецедентным событием. В обществе обострилась дискуссия о способности правительства обеспечивать безопасность своих граждан, а также о намерении президента Мишель Бачелет отменить знаменитый «антитеррористический закон», принятый еще военным режимом Аугусто Пиночета и направленный против насильственных актов неповиновения властям. В последние годы этот закон применялся, главным образом, против активистов радикального движения мапуче в Араукарии, участников многочисленных акций протеста и вооруженных столкновений с полицией, особенно участившихся в период президентства Себастьяна Пиньеры (2010 – 2014).


В своих предвыборных заявлениях М. Бачелет неоднократно указывала на нелегитимность этого закона и его несоответствие современным условиям Чили, превратившейся в консолидированную демократию, а также критиковала более жесткую позицию С.Пиньеры в этом вопросе. Предполагалось, что, придя к власти, значительно полевевшая за счет включения Компартии коалиция «Новое большинство» отменит «антитеррористический закон» как не соответствующий принципам политической толерантности и ограничивающий «протестную активность» масс. Тем не менее события сентября 2014 г. придали бóльшую убедительность мнению тех, кто выступает за его сохранение, настаивая на приоритете общественной безопасности и порядка, и призывает власти не заигрывать с радикалами, какими бы лозунгами они ни оперировали.


Итогом стало решение Чили расширить полномочия соответствующих силовых ведомств – полиции и Национальной службы разведки, а также провести модернизацию структур, отвечающих за противодействие терроризму, используя для этого опыт европейских стран, в частности, Испании и Франции. Договоренности о совместном сотрудничестве были достигнуты в ходе визита министра внутренних дел Чили Родриго Пеньяилильо в Европу в конце сентября – начале октября 2014 года.


В целом можно констатировать, что перед М.Бачелет и новым правительством, помимо решения сложных проблем, связанных с обещаниями, данными в избирательной программе (проведение реформы образования, реформирование биноминальной системы и обсуждение новой конституции), встала реальная задача противодействия террористическим актам, которые могут угрожать спокойствию и нормальному функционированию общества.


Людмила Дьякова

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005