НОЯБРЬ 2014 ГОДА
- Рост насилия и социальные протесты в Мексике
- Европейское турне президента Колумбии Х. М. Сантоса
- Зарубежные визиты президента Перу О.Умалы
- Колумбия: захват заложников, проблемы и перспективы мирного процесса
- Второй тур президентских выборов в Уругвае
Рост насилия и социальные протесты в Мексике
В сентябре – ноябре 2014 г. мексиканскую столицу и другие города страны охватили массовые акции протеста, достигшие особого размаха 20 ноября, в очередную годовщину Мексиканской революции 1910–1917 годов. Протестная активность граждан была вызвана жесточайшим преступлением, произошедшим 26 сентября 2014 г. в г. Игуала (штат Герреро), где во время студенческого митинга перед зданием муниципалитета силами правопорядка были убиты трое манифестантов и трое прохожих, а также задержаны 43 студента из педучилища Айоцинапы, которых увезли в неизвестном направлении, а затем жестоко убили.
Первоначально участники акций протеста требовали возвращения пропавших студентов и расследования преступлений, однако вскоре стали появляться транспаранты, обвинявшие государство и правительство в случившейся трагедии в силу чудовищного уровня коррупции и сращивания политических структур с наркомафией, а также призывавшие к отставке президента страны Энрике Пеньи Ньето. Ситуация осложнялась тем, что мирные протесты постепенно превратились в столкновения с силовыми структурами, разгонявшими толпу слезоточивым газом. В середине месяца произошел инцидент на территории крупнейшего и старейшего в стране Национального автономного университета Мексики (UNAM), во время которого сотрудники сил правопорядка превысили свои полномочия и двое студентов получили огнестрельные ранения. Событие вызвало очередное обострение обстановки и способствовало дальнейшей протестной мобилизации населения. Митинги в поддержку мексиканцев, скорбящих по убитым 43 студентам Айоцинапы, прошли в различных странах мира.
Согласно журналистским расследованиям, события в г. Игуале развивались следующим образом: на 26 сентября 2014 г. было назначено выступление супруги мэра Марии де лос Анхелес Пинеды, которая в последнее время активно курировала социальную работу. Мероприятие, посвященное комплексному развитию и поддержке семей, должно было способствовать продвижению этого политика в местном отделении оппозиционной Партии демократической революции (Partido de la Revolución Democrática, PRD), одной из трех основных партий страны. Традиционно в эти же даты студенты и преподаватели Педагогического училища г. Айоцинапы проводят пикеты и акции протеста. Это учебное заведение входит в систему педагогических учебных заведений, созданных еще в 1930-е годы президентом Ласаро Карденасом для одаренной молодежи из беднейших слоев, зачастую выходцев из семей коренных народностей наиболее отсталых районов. Благодаря предоставленным возможностям выпускники училища получают шанс подняться по социальной лестнице и нередко возвращаются работать учителями в свои родные регионы, где до сих пор сохраняется высокий уровень неграмотности. (По состоянию на 2012 г. среди 3,4 млн жителей штата Герреро 680 тыс. были неграмотными, а 1,3 млн не закончили начальную или среднюю школу). На время обучения учащиеся находятся на полном государственном обеспечении, однако плохое питание и неудовлетворительные условия проживания нередко становятся причиной протестов. Тем не менее, до последнего времени, благодаря определенным уступкам, властям удавалось достичь договоренностей с протестовавшими.
На этот раз события разворачивались по другому сценарию. По данным СМИ, мэр г. Игуала, третьего по значению в штате Герреро, в преддверии манифестации отдал распоряжение местному начальнику полиции не допустить протестных акций, которые могли омрачить выступление его супруги. В результате представители силовых структур с непредвиденной и необоснованной жестокостью расправились с тремя студентами, убили троих прохожих, ранили еще несколько человек, а затем задержали и погрузили в грузовик 43 манифестанта и увезли в неизвестном направлении. Позже выяснилось, что муниципальная полиция передала задержанных студентов в руки наемных убийц из картеля Guerreros Unidos, которые после издевательств и пыток предположительно сожгли их заживо. Беспрецедентная по своей жестокости акция заставила мексиканцев требовать призвать к ответу виновных и подняла вопрос о проблеме насилия в стране и о политике властей в целом.
Первоначально студенты числились пропавшими без вести, а мэр Хосе Луис Абарка доказывал, что у него были сведения о подготовке студенческих беспорядков, однако вскоре глава города скрылся в неизвестном направлении. Нельзя не учитывать, что г. Игуала расположен по дороге к местности Тьерра-Кальенте, известной производством синтетических наркотиков и выращиванием марихуаны. В этом районе действовал один из крупнейших и известных своей жестокостью картелей, руководимый Артуро Бельтраном Лейбой. В 2009 г. после смерти наркобарона картель распался на несколько преступных группировок, одной из наиболее известных из них стала Guerreros Unidos. В этот период стремительно развивалась и политическая карьера Х.Л. Абарки. Предвыборная кампания будущего мэра была поддержана местным руководством PRD и сопровождалась исчезновениями и убийствами политических оппонентов. По данным прессы, только с мая 2013 г. пропали восемь представителей оппозиции, один из них смог вырваться из рук похитителей и обвинил мэра в собственноручном уничтожении своих противников. Вызывало вопросы и огромное личное состояние руководителя местной власти, озвучивались версии о том, что мэр и его супруга находились на службе у Guerreros Unidos. По мере расследования выявилась тесная связь всех местных властей с наркокартелем, а преступление в Игуале подтвердило факт сращивания власти и наркомафии, а также покровительства организованной преступности со стороны партийных структур (в данном случае PRD), региональных и даже федеральных чиновников.
Вторая волна обвинений в адрес PRD поднялась после ареста 4 ноября 2014 г. покинувшего свой пост мэра Игуалы и его супруги в столице страны. В прессе появилась информация о встречах Х.Л.Абарки с высокопоставленными лицами в PRD, во время его задержания был обнаружен чемодан с крупной суммой денег, что дало повод писать о попытках мэра выкупить свою свободу или бежать из страны.
По мнению мексиканцев, это далеко не единичный случай, когда у власти на местах находятся политики, превращающие муниципальную полицию в собственную охранную структуру. Подобной практике способствуют клановость и клиентелизм, позволяющие членам одной семьи (в данном случае мэру и его супруге) занимать руководящие посты, что противоречит национальному законодательству.
Возмущение у участников массовых акций протеста вызвала и реакция президента страны, который, когда вся страна находилась в трауре после появления данных о гибели 43 студентов и начала расследования, не отменил своей поездки на форум стран АТЭС. В свою очередь, Э.Пенья Ньето обратился к гражданам с призывом к сплочению и спокойствию, а позднее обвинил враждебные силы в попытке дестабилизации страны и свержения правительства.
28 ноября 2014 г. в своем обращении к нации глава государства присоединился к всеобщему требованию призвать виновных к ответу и пресечь возможности повторения случившегося в г. Игуала. В этой же речи Э. Пенья Ньето обнародовал десять пунктов будущей реформы, направленной на обеспечение безопасности граждан и укрепление правового государства. Инициативы президента включают реструктуризацию полиции, уточнение распределения компетенций в правоохранительных органах, а также предотвращение коррупции и возможностей внедрения преступных элементов в силовые структуры. Предполагается создать подразделения федеральной полиции в каждом из 32 субъектов, ей будет подчиняться муниципальная полиция. Наряду с этим должны быть созданы федеральные контрольные органы, к которым можно обратиться напрямую при наличии доказательств связи муниципальных властей с преступными группировками. Предлагается также создать общенациональную службу помощи с единым телефонным номером экстренной связи и единый идентификационный номер для каждого гражданина, общую федеральную базу пропавших без вести, жертв насилия и фонд помощи пострадавшим. Заявлено также об обеспечении прозрачности в системе государственных закупок и реализации государственных проектов и программ.
Президент затронул и социальные корни преступности, связанные с бедностью, неравномерным распределением доходов и разными возможностями развития. Негативную роль играют и региональные диспропорции между развитым Севером, включенным в мировое хозяйство, и отсталым Югом. Для достижения комплексного и сбалансированного развития страны правительство собирается создавать благоприятные условия для предпринимательства в южных штатах, выделить дополнительные ресурсы на создание инфраструктуры, строительство социально значимых объектов и газификацию небольших городов. На Юге возникнут три особые экономические зоны с преференциальным финансированием из государственного бюджета и фондов развития, пользующиеся льготным налогообложением. Предлагается ввести особую систему налогов для сельскохозяйственных производителей штатов Герреро, Оахака и Чиапас. Для воплощения в жизнь этих инициатив и мониторинга их результатов будут активно привлекаться рядовые граждане.
Пока удалось идентифицировать тело только одного из 43 погибших студентов, а акции протеста продолжаются.
Анна Проценко
Европейское турне президента Колумбии Х. М. Сантоса
3 – 7 ноября 2014 г. состоялось европейское турне президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса, в ходе которого он посетил Испанию, Бельгию, Германию, Португалию, Францию и Великобританию. Цели визита главы государства включали обеспечение политической поддержки со стороны международного сообщества процесса мирных переговоров правительства с Революционными вооруженными силами Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) и создания фонда ЕС для финансирования проектов, направленных на восстановление страны после завершения вооруженного конфликта. Его урегулирование имеет и международное значение, поскольку благоприятно скажется на борьбе с наркотрафиком (эта проблема стоит на повестке дня переговоров с незаконными вооруженными формированиями). В случае успешного завершения мирного процесса ожидается, что демобилизовавшиеся повстанцы будут сотрудничать с правительством в борьбе с контрабандой наркотиков и в ликвидации незаконных плантаций коки, замене ее альтернативными сельскохозяйственными культурами. Соглашение с FARC благоприятно скажется и на колумбийской экономике: по подсчетам экспертов, в случае заключения мира дополнительный рост ВВП страны составит не менее 2% в год.
В Мадриде Х.М.Сантос заручился поддержкой председателя правительства Испании Мариано Рахоя относительно мирного процесса и создания целевого фонда для развития страны в постконфликтный период. В своем выступлении в Университете им. Камило Хосе Селы глава колумбийского государства заявил о бессмысленности продолжения вооруженного конфликта и объективной необходимости переговоров с герильей. Х.М.Сантос обратил внимание присутствующих на устойчивый экономический рост своей страны и большой объем иностранных инвестиций. Кроме того, к 2025 г. Колумбия стремится стать самой образованной страной Латинской Америки, что объективно будет способствовать снижению уровня насилия, поскольку, по мнению президента, более образованные страны менее склонны к насилию.
В Брюсселе председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей выразил поддержку ЕС процессу мирного урегулирования конфликта в Колумбии, однако, по мнению этого политика, достижение мира в колумбийском обществе потребует неустанных усилий, терпения, диалога и сотрудничества. В свою очередь, Х.М. Сантос отметил важность поддержки ЕС в постконфликтный период особенно в сфере сельского и лесного хозяйства, охраны окружающей среды, включая водные ресурсы, и в замещении посевов коки альтернативными культурами. На данный момент Германия выразила готовность предоставить Колумбии помощь в размере 75 млн евро для поддержки мирного процесса.
В Лиссабоне Х.М.Сантос встретился со своим коллегой Анибалом Каваку Силвой. В ходе беседы президент Португалии подчеркнул, что его страна одобряет усилия колумбийского правительства по восстановлению мира и готова и впредь поддерживать мирный процесс в этой южноамериканской стране. А.Каваку Силва выразил надежду преодоление разногласий между конфликтующими сторонами в ходе мирного процесса и восстановление стабильного общественного порядка в стране. Х. М. Сантос поблагодарил португальского политика за оказанную помощь в деле восстановления мира в Колумбии и отметил определенные успехи, достигнутые в этом направлении. Кроме того, была выражена надежна на дальнейшее расширение сотрудничества с ЕС в целом и с Португалией в частности в борьбе с наркотиками и климатическими изменениями. К визиту Х.М.Сантоса Португалия ратифицировала договор о свободной торговле между Колумбией и ЕС.
Во время двусторонних переговоров президент Франции Франсуа Олланд также безоговорочно поддержал мирный процесс в Колумбии. Стороны отметили успешное развитие отношений в сфере экономики, культуры и образования. Было принято решение создать двустороннюю комиссию по укреплению экономических, политических и культурных связей.
Завершающим пунктом европейского турне Х.М. Сантоса стала Великобритания. В ходе своего визита глава колумбийского государства провел переговоры с британским вице-премьером Ником Клеггом, который выразил поддержку британского правительства и всех политических партий усилиям колумбийского президента, направленным на обеспечение прочного и устойчивого мира в его стране.
Как показали итоги визита, колумбийскому президенту удалось в полной мере достичь своей цели: европейские страны единодушно поддержали мирный процесс в Колумбии и готовы оказать ей материальную поддержку в постконфликтный период.
Никита Потапов
Зарубежные визиты президента Перу О.Умалы
Конец 2014 г. характеризовался значительной активизацией внешнеполитической деятельности Перу. 7 ноября 2014 г. президент страны Ольянта Умала посетил Российскую Федерацию, во время которого встретился со своим коллегой В.В.Путиным. Руководители двух стран обсудили актуальные проблемы двусторонних взаимоотношений и ситуацию в мире. Достигнутые договоренности открывают новые возможности для развития политических контактов и расширения торгово-экономического сотрудничества. Перуанская сторона отметила, что экономики двух стран носят взаимодополняемый характер. За последние пять лет товарооборот вырос в 2,5 раза, по предварительным оценкам, Россия и Перу могут удвоить этот показатель при диверсификации структуры торговых связей. Лима проявила интерес к деятельности Евразийского экономического союза и к возможности развития отношений в этом формате. Важным элементом укрепления экономического сотрудничества должно стать привлечение инвестиций.
В условиях европейских санкций открываются новые возможности для поставок перуанской сельскохозяйственной продукции в Россию. Межправительственной комиссии было поручено активнее продвигать крупные проекты в горнорудной промышленности, энергетике, автомобилестроении, авиации и железнодорожном транспорте. Обе стороны создали серьезный задел в разработке природных ресурсов с опорой на экологические стандарты.
Президенты двух стран отметили необходимость активизации сотрудничества в промышленной сфере. В настоящее время при участии компании КамАЗ в Перу производятся современные автобусы, прочно закрепился на перуанском рынке и АвтоВАЗ. Несколько моделей своей продукции поставляют «Вертолеты России», компания «Силовые машины» готова предложить латиноамериканскому партнеру оборудование для гидроэлектростанций, к проектам в сфере энергетики готово подключиться и «Интер РАО». Стороны обсудили перспективы сотрудничества в сфере телекоммуникаций и возможность совместного использования российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. При обсуждении международной проблематики Москва выразила интерес к сотрудничеству в рамках интеграционных объединений Латинской Америки. Россия и Перу занимают достаточно близкие позиции и по глобальным проблемам современности.
Как показали итоги визита, отношения между нашими странами носят взаимовыгодный характер и имеют большой потенциал. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что для выхода на новый уровень необходимы регулярный политический диалог, расширение партнерства в сфере бизнеса и инвестиций, упрощение бюрократических процедур, поиск новых и актуальных подходов к экономическому сотрудничеству с учетом национальных интересов при опоре на накопленный опыт.
10 ноября 2014 г. О. Умала прибыл в Пекин по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина, где принял участие в форуме АТЭС. Руководители двух стран обсудили перспективы экономического сотрудничества в энергетике, инфраструктурных проектах и сельскохозяйственной сфере. По мнению перуанской стороны, была проделана масштабная работа по составлению «дорожной карты», нацеленной на создание зоны свободной торговли в АТР. Пекин намерен интенсифицировать двусторонний диалог с Лимой. В Латинской Америке для азиатского гиганта Перу остается одним из важных партнеров, приток китайских инвестиций и реализация крупномасштабных проектов приносят экономический эффект. Среди указанных проектов важную роль играет участие китайских компаний в сооружении железной дороги между тихоокеанским побережьем Перу и Атлантическим побережьем Бразилии. После завершения строительства многократно увеличится грузооборот, что заметно усилит позиции Китая в экономике региона. Китайская сторона выразила пожелание о создании более благоприятного инвестиционного климата, а перуанский президент призвал к расширению сотрудничества между государственным и частным секторами. По итогам переговоров было подписано семь соглашений. Помимо этого, китайский руководитель выразил готовность играть конструктивную роль при заключении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
По данным последнего доклада Всемирного банка, Перу занимает второе место в Латинской Америке по объему иностранных инвестиций и представляет собой один из лучших примеров благоприятного инвестиционного климата в регионе. Предсказуемость и стабильность перуанской политики обуславливает интерес Пекина к сотрудничеству с этой латиноамериканской страной.
14 ноября 2014 г. президент Перу посетил Ватикан. Во время аудиенции Папа Римский Франциск и О. Умала обменялись мнениями относительно ситуации в Латинской Америке, обсудили социальные проблемы региона и необходимость защиты окружающей среды. В беседе поднимался вопрос о роли христианства в формировании духовной идентичности граждан, О. Умала отметил особый вклад католической церкви в развитие гуманистических ценностей и перуанской культуры.
На протяжении последних лет Перу развивалось достаточно динамично и добилось существенных успехов в различных сферах. В немалой степени этому способствует многовекторная политика, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве с различными партнерами. Заметный вклад в решение этой задачи вносят и зарубежные визиты главы государства.
Александр Лосев
Колумбия: захват заложников и проблемы мирного процесса
Важным фактором политической жизни Колумбии последних лет стал курс на урегулирование внутреннего вооруженного конфликта, длящегося уже более пятидесяти лет. Этому способствовали признание нынешним президентом Хуаном Мануэлем Сантосом (с 2010 г.) герильи в качестве воюющей стороны, нормализация двусторонних отношений с леворадикальными правительствами Венесуэлы и Эквадора и начало переговоров с Революционными вооруженными силами Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) в Гаване осенью 2012 года.
Своего рода «дорожную карту» мирного процесса составили следующие пять пунктов: разработка комплексного плана развития сельского хозяйства (в том числе и более эффективное распределение земельной собственности и создание инфраструктуры в отдаленных районах); возможность политического участия герильи; прекращение конфликта, предполагающее разоружение вооруженных формирований и интеграцию их участников в мирную жизнь; решение проблемы наркотрафика и создание комиссии по установлению истины (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за октябрь 2012 года).
Многие аналитики изначально относились к перспективам мирного процесса скептически и считали, что включенные в повестку дня проблемы будет сложно решить из-за неуступчивости той или иной стороны. Тем не менее, в ходе мирных переговоров удалось добиться определенных результатов. В мае 2013 г. подписано соглашение по относительно комплексного аграрного развития. (Этот пункт «дорожной карты» считался едва ли не самым проблемным, поскольку именно земельный вопрос стал первоначальной причиной вооруженного конфликта, унесшего более 200 тыс. жизней). 6 ноября 2013 г. стороны добились подписания соглашения о будущем участии представителей герильи в политической жизни и возможном преобразовании вооруженной оппозиции в легальную политическую партию. В мае 2014 г. правительство и FARC достигли соглашения по проблеме незаконного оборота наркотиков. Важно отметить, что удалось добиться участия в переговорах жертв конфликта, их представители выступают в Гаване в качестве свидетелей и столкнулись лицом к лицу с виновниками преступлений.
Несмотря на продолжающиеся уже два года переговоры, конфликтующие стороны не прекращали военных действий, силовые структуры вели военные операции против партизан, а герилья периодически захватывала заложников, устанавливала противопехотные мины и кустарные взрывные устройства и пополняла свои ряды за счет детей и подростков. Географически военные столкновения перемещались во все более отдаленные районы с преобладанием коренного населения, в то время как в густонаселенных департаментах уровень насилия постоянно снижается. Уже после начала переговоров более 248 тыс. колумбийцев пополнили ряды вынужденных переселенцев, а за пять десятилетий их число приблизилось к шести миллионам. По данным ООН, после начала диалога произошло 1233 вооруженных акции, по информации министерства обороны, в течение последнего года погибли 411 военных и 641 партизан.
В ноябре 2014 г. ситуация в стране обострилась. 9 ноября в приграничном с Венесуэлой департаменте Араука отряд FARC взял в плен трех солдат-контрактников, один из них был публично казнен, а двоих партизаны безуспешно пытались переправить на территорию соседней страны.
Самым нашумевшим фактом, поставившим под вопрос саму идею переговоров, стал захват 16 ноября бригадного генерала Рубена Дарио Альсате и сопровождавших его ефрейтора Хорхе Родригеса и юриста Глории Урего. Командующий объединением «Титан» численностью 2500 человек оказался самым высокопоставленным заложником за всю историю вооруженного конфликта, под руководством генерала части особого назначения нанесли серьезные удары по вооруженным формированиям FARC и сыграли немаловажную роль в борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью в департаменте Чоко. Кроме того, для улучшения социальной ситуации в этом отсталом районе вооруженные силы возводили ряд инфраструктурных объектов, крупнейшим из которых стала гидроэлектростанция на р. Атрато.
Захват генерала произошел накануне двухлетней годовщины начала переговоров и их очередного раунда. Все обстоятельства похищения до настоящего времени не выяснены, известно только, что безоружный Р.Д.Альсате был взят в плен в небольшом поселке Лас-Мерседес недалеко от г. Кибдо (департамент Чоко) на северо-западе страны недалеко от панамской границы, где инспектировал строительство гражданских объектов. Операцию организовал 34-ый фронт блока им. Ивана Риоса, руководитель которого Исайас Трухильо недавно присоединился к гаванским переговорам. По данным фонда Insight Crime, занимающегося изучением организованной преступности в Латинской Америке, указанный блок насчитывает примерно 150 человек и, наряду с борьбой против силовых структур, занимается продажей кокаиновой пасты и рэкетом нелегальных золотоискателей. По информации одного их экспертов фонда Paz y Reconciliación, эти отряды сотрудничают с самой крупной организованной преступной группировкой Los Urabeños, лидер которой Дарио Антонио Усуга – двоюродный брат И.Трухильо.
В связи с этим инцидентом президент Х.М.Сантос вместе с руководством вооруженных сил обратился к нации по всем каналам телевидения, заявив о прекращении переговоров вплоть до освобождения заложников, и отменил поездку правительственной делегации в Гавану. (С точки зрения правительства эта акция стала вызовом самой идее переговоров, по мнению же FARC захват военнопленных в условиях продолжающегося вооруженного конфликта не противоречил мирному процессу). Широкомасштабная операция по поиску и освобождению Р.Д.Альсате в отдаленном районе сельвы, руководимая лично министром обороны, не увенчалась успехом.
Прекращение переговоров обострило поляризацию колумбийского общества, возобновив дискуссию об их дальнейшей целесообразности и усилив позиции «ястребов» с обеих сторон. Стало очевидным, что верховное командование FARC и их руководитель Тимолеон Хименес («Тимошенко») не в полной мере контролируют все «фронты», а далеко не все руководители партизанских отрядов выступают сторонниками переговоров. (Известный сальвадорский общественный деятель, в прошлом активный участник вооруженной борьбы Хоакин Вильялобос справедливо писал, что фактически речь шла о трех переговорах: между противоборствующими сторонами в Гаване, внутри FARC и между правительством и обществом в Боготе).
За нормализацию ситуации и возобновление переговорного процесса высказались, помимо правящей Социальной партии национального единства (Partido Social de Unidad Nacional, PSUN), входящие в проправительственную коалицию «Радикальная перемена» (Cambio Radical, CR), Колумбийская либеральная партия (Partido Liberal Colombiano, PLC) и Зеленый альянс (Alianza Verde, AV) и руководители обеих палат Конгресса. С определенными оговорками за переговоры выступили левая оппозиция, представленная Альтернативным демократическим полюсом (Polo Democrático Alternativo, PDA) и часть правой оппозиции в лице Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC).
Наиболее ярым противником урегулирования вооруженного конфликта по-прежнему оставался экс-президент, а ныне сенатор и лидер созданной им партии «Демократический центр» (Centro Democrático, CD) Альваро Урибе Велес (2002 – 2010). Популярный политик по-прежнему отрицает социальную составляющую конфликта и считает FARC исключительно террористической организацией и наркокартелем, с которым невозможны какие-либо компромиссы. Аналогичную позицию занимает и председатель CD Оскар Иван Сулуага, требующий от партизан прекратить террористические акции и выпустить находящихся в руках герильи всех 54 заложников.
Несмотря на поддержку Х.М.Сантоса как верховного главнокомандующего руководством вооруженных сил и полиции, значительная часть офицерского корпуса также выступает против переговоров, за выполнение профессионального долга и подавление герильи вооруженным путем. Особое недовольство среди военных вызывает предполагаемая амнистия участников незаконных вооруженных формирований и тем более возможность их избрания депутатами и сенаторами.
В ответ на подобные действия президент Х.М.Сантос занял жесткую позицию и принял решение отправить в отставку офицеров, несогласных с его политикой. К решению кризисной ситуации подключились также представители правительств Кубы и Норвегии, выступающих в качестве гарантов мирного процесса. После нескольких напряженных недель FARC сделали ряд шагов, способствовавших возобновлению переговоров: вначале колумбийским властям были возвращены захваченные солдаты-контрактники, а затем генерал Р.Д.Альсате и сопровождавшие его лица (сразу после освобождения генерал подал рапорт об отставке). Кроме того, партизаны согласились убрать противопехотные мины и демобилизовать всех детей и подростков, не достигших 15 лет.
Благодаря этим шагам переговорный процесс возобновился. В совместном коммюнике, опубликованном 2 декабря 2014 г., обе стороны заявили о стремлении в максимально короткие сроки добиться снижения интенсивности конфликта. Во избежание потенциального обострения переговоров принято решение создать специальную комиссию в составе представителей обеих сторон и стран-гарантов.
Уже после начала переговоров руководители партизан признали свою ответственность на массовое убийство 2 мая 2012 г. 79 гражданских лиц, в том числе 48 несовершеннолетних, в поселке Бохайя (деп. Чоко) во время вооруженного столкновения FARC с ультраправыми незаконными вооруженными формированиями. Официальная делегация партизан принесла извинения оставшимся в живых гражданам и родственникам погибших и выразила готовность компенсировать нанесенный материальный ущерб. Этот жест имел важное символическое значение и был положительно принят колумбийским обществом.
Еще одним важнейшим фактором может стать решение герильи об одностороннем и бессрочном прекращении огня c 20 декабря 2014 года. Хотя партизаны требуют общественного контроля за соблюдением перемирия со стороны международных организаций, политических партий и общественных организаций Колумбии и готовы возобновить военные действия в случае нападения сил правопорядка, президент Х.М.Сантос расценивает эту меру как шаг в правильном направлении, который может снизить интенсивность конфликта, однако правительство готово рассматривать вопрос о международном контроле только после окончательного завершения переговоров. Правая оппозиция, представленная «Демократическим центром», считает это заявление западней, которая может парализовать деятельность вооруженных сил. В свою очередь, генеральный секретарь Союза южноамериканских наций (Unión de las Naciones del Sur, UNASUR) Эрнесто Сампер выразил готовность оказать содействие в решении этой проблемы при получении согласия колумбийского правительства, а Организация американских государств продлила сразу на три года мандат своей Миссии по поддержке мирного процесса в Колумбии, в функции которой, наряду с содействием снижению уровня насилия, укреплением доверия между конфликтующими сторонами, национальным примирением и укреплением демократии, входит и мониторинг мирной политики правительства. В случае прекращения военных действий с обеих сторон конфликт может завершиться гораздо быстрее.
Итоги 2014 г. позволяют выразить сдержанный оптимизм относительно мирного процесса. После освобождения заложников благодаря поддержке конструктивных сил внутри страны и международного сообщества удалось возобновить переговоры, и есть надежда на их успешное завершение в следующем году. Не исключено, что к этому процессу может присоединиться и продолжающая вооруженную борьбу более малочисленная Армия национального освобождения (Ejército de Liberación Nacional, ELN). (По официальным данным, на данный момент в рядах FARC состоит 8 тыс. боевиков и более 10 тыс. насчитывают группы поддержки, ориентировочная численность ELN – от 1,3 до 3 тыс. человек). Важным фактором стало участие в переговорах жертв конфликта и признание ответственности всех сторон за развязанное насилие. Положительную роль играет Комиссия по установлению истины, которая в начале 2015 г. представит объективный и в то же время компромиссный доклад с учетом мнений конфликтующих сторон. Снижению насилия и умиротворению страны может способствовать и превращение одностороннего прекращения огня во всеобщее.
В то же время даже в случае подписания мирного договора существует немало препятствий для его воплощения в жизнь. Нельзя не учитывать, что все достигнутые договоренности будут действовать после завершения переговоров только «в пакете». Крайне болезненным останется вопрос о привлечении части партизан, особенно руководства герильи, к уголовной ответственности за совершенные преступления и об участии демобилизовавшихся партизан в политике. На данный момент Конституционный суд Колумбии лишает политических прав граждан, виновных в геноциде и систематических преступлениях против человечества, существенные проблемы вызовет и разработка законодательства на переходный период.
Неоднозначно и отношение к переговорам и со стороны гражданского общества. По данным авторитетного института Гэллапа (США), в ноябре 2014 г. 52% респондентов скептически относились к мирному договору, а 82% высказывались против участия партизан в политике. Учитывая негативное общественное мнение, непросто будет добиться правового обеспечения достигнутых договоренностей на всенародном референдуме, под вопросом и политическая реформа, гипотетически предполагающая созыв Конституционной ассамблеи. Неизбежно встанет вопрос и о пересмотре обязательств Колумбии перед Соединенными Штатами и Международным уголовным судом, возможно, возникнет проблема отмены экстрадиции граждан. (Против всего руководства FARC, включая «Тимошенко», выдвинуты обвинения в наркотрафике, убийствах с отягощающими обстоятельствами и терроризме, что по действующему колумбийскому и международному законодательству грозит пожизненным тюремным заключением). Немало проблем возникнет и с компенсацией жертвам конфликта, разоружением демобилизовавшихся партизан, их психологической и социальной интеграцией в мирную жизнь. Несмотря на достигнутые Колумбией успехи, сохраняется и острота социальных проблем, однако решать их в мирных условиях будут гораздо проще.
Збигнев Ивановский
Второй тур президентских выборов в Уругвае
30 ноября 2014 г. в Уругвае состоялся второй тур президентских выборов. В нем приняли участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в ходе выборов 26 октября 2014 года (см. Латиноамериканскую панораму за октябрь 2014 г.). Президентом страны на период 2015–2020 гг. был избран Табаре Васкес Росас, кандидат правящей левоцентристской коалиции «Широкий фронт» (Frente Amplio, FA). Он набрал 56,62% голосов. Его оппонент Луис Альберто Лакалье Поу, кандидат правоцентристской консервативной Национальной партии (Partido Nacional, PN) набрал 43,38% голосов. Вместе с Табаре Васкесом вице-президентом избран Рауль Сендик.
Табаре Васкес вступает в должность президента, имея поддержку и большинство в обеих палатах законодательной Генеральной ассамблеи (в Палате представителей – 50 мест из 99 и в Сенате – 15 из 30). Такая консолидация власти способствует преемственности проводимой политики и стабильности внутриполитической ситуации.
Согласно анализу активности избирателей, Широкий фронт смог расширить свою электоральную базу, Т.Васкес получил поддержку во всех социальных группах. Наибольшей популярностью политика FA пользовалась у жителей столичного Монтевидео, где правящая коалиция получила 56% голосов (против 36% у PN), на остальной части страны распределение 50% и 40% соответственно. По сравнению с предыдущими выборами 2009 года, поддержка Широкого фронта в Монтевидео немного сократилась, сохранив при этом значительный отрыв от конкурентов – 60% у FA и 36% у PN. Наибольшие изменения в предпочтениях избирателей наблюдались за пределами столицы, где в 2009 г. практически установилось равенство с небольшим преимуществом в пользу правоцентристов - 47% у FA и 49% у PN. За прошедшие пять лет поддержка Широкого фронта возросла с 47% до 50%. Важным итогом выборов 2014 г. стало преимущество Т.Васкеса перед Л.А.Лакалье во всех возрастных когортах, при этом основная поддержка исходит именно от молодежи, а в более старших возрастных категориях она ослабевает. Результаты второго тура президентских выборов продемонстрировали, что успех «Широкого фронта» базируется на широкой поддержке всех социальных групп.
Официальное вступление в должность Т. Васкеса назначено на март 2015 года. Ему предстоит найти ответы на новые задачи, стоящие перед экономикой страны. Социально-экономическая панорама Уругвая второго мандата Т.Васкеса (первый мандат был в 2005–2010 гг.) существенно отличается от той, что была в 2005 году. За прошедший период в стране был достигнут значительный прогресс в решении социальных задач – сокращен уровень бедности (его показатели одни их минимальных по региону), выстраивается комплексная система социальной поддержки населения, уменьшена безработица, стабилизирована макроэкономическая ситуация, экономика демонстрировала высокие темпы роста. Последние годы ознаменовались высокими мировыми ценами на продовольствие, прежде всего сою и продукцию мясного животноводства, которые составляют основу товарного экспорта страны. Приоритетными рынками уругвайской продукции являются Бразилия, Китай и Европейский союз, однако падение темпов экономического роста в этих странах негативно сказывается на товарообороте. Проблема отрицательного торгового баланса (-5,1% ВВП) усиливает необходимость привлечения иностранных инвестиций, интенсификации внешнеторговой деятельности и диверсификации рынков сбыта основных экспортных товаров. Во внешнеполитической повестке остается задача балансировки участия в MERCOSUR – приоритетном для Уругвая интеграционном объединении, участники которого являются его основными экономическими партнерами на континенте. Среди социальных приоритетов нового правительства – улучшение ситуации в сфере образования. Согласно опросам общественного мнения именно тема образования, наряду с проблемой безопасности, вышла на первое место среди животрепещущих забот уругвайцев.
Итоги прошедших выборов продемонстрировали активную поддержку политики Широкого фронта. Во время нынешнего президентского мандата экономические и социальные задачи предстоит решать в условиях снижения темпов роста экономики как самой страны, так и ее экономических партнеров в регионе. Предстоящие пять лет станут завершающими для многих действующих политиков Широкого фронта, в связи со сменой поколений особую значимость приобретает подготовка кадрового резерва.
Надежда Кудеярова