ДЕКАБРЬ 2014 ГОДА
- Конференция по проблемам изменения климата в Лиме
- VIII cаммит UNASUR в Эквадоре
- Рынок труда в странах Латинской Америке и Карибского бассейна
- Ибероамериканский саммит в Веракрусе
- ХIII cаммит ALBA в Гаване: десятилетие альянса
- Визит Д.О.Рогозина в страны Латинской Америки
- Куба и США: курс на возобновление дипломатических отношений
Конференция по проблемам изменения климата в Лиме
Со 2 по 15 декабря 2014 г. в перуанской столице Лиме собрались представители государств, принимавших участие в 20-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Участникам встречи предстояло договориться об элементах нового соглашения по вопросам изменения климата, принять проект решения относительно вклада каждой стороны, а также найти точки соприкосновения по поиску способов для смягчения негативных последствий природных изменений.
Согласно мандату, согласованному на встрече в Дурбане (ЮАР) в 2011 г., стороны должны были договориться об условиях нового глобального соглашения по вопросам изменения климата до встречи в Париже, которая намечена на декабрь 2015 года. Новый договор должен вступить в силу в 2020 г. (он будет обязательным для всех государств) и тем самым прийти на смену Киотскому протоколу.
На открытии встречи президент Перу Ольянта Умала подчеркнул, что у собравшихся в Лиме представителей стран есть возможность создать самый большой союз в истории человечества, чтобы противостоять общей проблеме – глобальному потеплению. Глава государства обратился к представителям 195 стран с призывом объединиться для достижения реальных результатов.
Представитель Боливии Рене Орельяна в свою очередь отметил, что участниками конференции должны быть приняты все необходимые шаги для разработки черновика будущего договора и подчеркнул, что участники должны помнить об равенстве, общей ответственности и возможностях каждой страны.
С самого начала работы конференции основное внимание было сосредоточено на разработке проекта будущего соглашения, в то же время не были решены вопросы, касающиеся сроков выполнения ранее поставленных целей различными странами. По этой причине текст сопредседателей Специальной рабочей группы по Дурбанской платформе (СДП) в очередной раз призывал участников встречи ратифицировать и реализовать Дохийскую поправку к Киотскому протоколу. В связи с этим устанавливался второй период действия обязательств, рассчитанный на период с 2013 по 2020 гг. для стран, которые должны снизить выбросы в соответствии с текущим климатическим режимом. На данный момент эта поправка ратифицирована лишь 19 государствами, в то время как 144 членам необходимо ввести ее в действие.
Консенсус среди участников был достигнут спустя 30 часов после запланированного на 12 декабря заключительного заседания конференции, о чем заявил председательствующий на ней министр окружающей среды Перу Мануэль Пульгар Видаль. Согласно документу, подписанному 14 декабря, все страны-участницы должны самостоятельно разработать планами по снижению выбросов и предоставить соответствующие предложения к 31 марта 2015 года. Кроме того, развитые государства призвали оказать помощь развивающимся странам для смягчения последствий и адаптации к климатическим изменениям. Ряд активистов и экологических групп выступили с резкой критикой предложенного варианта документа, отмечая отсутствие баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Тем не менее новый текст соглашения по борьбе с изменением климата, принятый в Лиме, подтвердил намерение участников данной встречи разработать и принять глобальный договор по этому вопросу до встречи в Париже. Новое соглашение будет обязательным для всех сторон и должно стать эффективным инструментом смягчения последствий изменения климата, а также прозрачности и поддержки действий по борьбе с ними.
Принятое в Лиме решение стало свидетельством определенных подвижек в переговорах по выработке проекта договора 2015 года. Кроме того, государства-участники договорились относительно информации об определяемых на национальном уровне выбросах, которая станет составным элементом будущего парижского договора.
По окончательному решению СДП, информация о выбросах должна размещаться на сайте РКИК ООН, к ноябрю 2015 г. Секретариат организации должен подготовить технический документ по их совокупному объему.
Примечательно, что данный раздел соглашения был сокращен по сравнению с предыдущими проектами документа, что явилось явной уступкой группе развивающихся государств. В то же время некоторые положения свидетельствуют о расширении до 2020 года масштабов действий по борьбе с изменением климата. Речь идет о встречах технических экспертов по сокращению последствий изменения климата, включая адаптационные меры, а также действия, подразумевающие дополнительные выгоды для здоровья и устойчивого развития. Отчет ООН о разрыве в уровнях выбросов, представленный до встречи в Лиме, обозначил необходимость достижения максимального снижения выбросов до 2030 года. Кроме того, Мексика, Перу, Эквадор, Гватемала, Колумбия, Эквадор, Чили, Коста-Рика и Сальвадор выступили с совместной инициативой восстановления земельных ресурсов в латиноамериканском регионе. Планируется восстановить свыше 20 млн га, что сопоставимо с территорией Уругвая. Указанные государства намерены бороться с проблемой нехватки земельных ресурсов, которые опустошаются под воздействием парникового эффекта. Так, министр сельского хозяйства Перу Хуан Мануэль Бенитес отметил, что его страна сталкивается с проблемой исчезновения лесов, а его колумбийский коллега Габриэль Вальехо подчеркнул, что восстановление земельных ресурсов такой же необходимый элемент развития, как и достижение равенства или сокращение бедности в регионе. Главный климатолог ООН Кристина Фигерес заявила, что на встрече в Лиме появились новые способы определения обязательств богатых и бедных стран, подчеркнув важность этого достижения. Министр по делам окружающей среды Индии Пракаш Джаведекар считает, что развивающиеся государства добились своей цели, поскольку принятый документ закрепляет лидирующие позиции в деле снижения вредных выбросов в атмосферу за развитыми странами.
В свою очередь, глава совета директоров группы по управлению зелеными активами «Climate Change Capital» Джеймс Кэмерон отметил важность привлечения к указанному процессу неправительственных организаций. В то же время роль последних далеко не однозначна: так, представители «Greenpeace» в качестве послания делегатам конференции на территории пустыни Наска выложили лозунг «Время меняться. Будущее возобновимо», нанеся ущерб известному геоглифу «Колибри». В результате президент Перу Ольянта Умала выступил с критикой действий экологистов, отметив отсутствие у них уважения к древнему культурному наследию.
В Лиме в очередной раз проявились существующие разногласия по поводу необходимости создания механизма для более активных действий по мерам реагирования, предложенного Группой 77/Китаем. После того, как в течение недели не удалось прийти к единому мнению, участники встречи договорились продолжить работу в июне 2015 года во время работы 42-й сессии вспомогательных органов в Бонне. По мнению некоторых наблюдателей, разногласия по проекту соглашения являются иллюстрацией несогласия сторон с динамикой формирования нового универсального режима по борьбе с изменением климата.
В ходе конференции был запущен также новый интернет-ресурс, задача которого информировать об усилиях, предпринимаемых городами, регионами, компаниями и инвесторами по борьбе с изменением климата. Портал «Наска», названный в честь внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО перуанской достопримечательности, известной своими геометрическими и фигурными геоглифами, демонстрирует ряд предпринимаемых мер, начиная от повышения энергоэффективности и заканчивая введением платы за выбросы углерода.
Александр Шинкаренко
VIII cаммит UNASUR в Эквадоре
4 – 5 декабря 2014 г. в Эквадоре состоялся саммит Союза южноамериканских наций (UNASUR), в работе которого приняли участие все 12 президентов объединения.
В преддверии этого мероприятия прошел международный научный семинар «Интеграция и конвергенция в Южной Америке», в котором наряду с министрами иностранных дел стран-участниц принял участие новый председатель блока Эрнесто Сампер. Руководитель UNASUR заявил, что перед блоком стоит задача создания южноамериканского гражданства, обеспечения свободного передвижения рабочей силы, трудовых прав иммигрантов и их юридической защиты. По мнению Э.Сампера, UNASUR обладает потенциалом консолидации глобальных межгосударственных связей по линии Юг-Юг, не исключено и формирование нового мегаблока с аналогичным названием «Юг-Юг». В данной ситуации Южная Америка рассматривается не как «континент-проблема», а как «континент-решение», поскольку многие конфликты в регионе решаются совместными усилиями государств, в том числе при активном участии UNASUR, который должен стать зоной стабильности и мира.
Саммит стартовал с открытия штаб-квартиры интеграционного объединения. Планы строительства постоянного представительства UNASUR вынашивались с момента основания блока, однако приступить к его возведению удалось только два года назад. Для этого было выбрано достаточно символичное место – в районе расположения Монумента Центра мира (Monumento a la Mitad del Mundo) – нулевой точки отсчета экватора, расположенной в 30 км от Кито и являющейся туристическим объектом. Здание построено по проекту эквадорского архитектора Диего Гуаясамина в модернистском стиле. Оно состоит из трех блоков высотой 15, 34 и 55 м, установленных на мощные сваи, в результате чего создается эстетический эффект парения над землей. Перед зданием расположена Площадь интеграции. Новая штаб-квартира получила имя Нестора Киршнера – первого генерального секретаря UNASUR.
После церемонии открытия штаб-квартиры генеральный секретарь Союза выступил с программной речью, в которой изложил свое видение его дальнейшего развития. С точки зрения Э.Сампера, ключевые направления деятельности блока включают экономику, политику и социальную сферу. Для решения имеющихся проблем необходимо повысить конкурентоспособность государств путем расширения производственных механизмов, в плане модернизации социальной сферы – сокращать разрыв между системами образования в частном и государственном секторах, способствовать унификации образа жизни в городах и сельской местности, направить усилия на преодоление неравенства. Для политической интеграции важную роль играют выработка новой формулы взаимодействия между государствами и углубление процессов демократизации в регионе.
На саммите начал обсуждаться вопрос об институционализации южноамериканского гражданства путем введения единого регионального паспорта, что способствовало бы оптимизации миграционных потоков внутри Южной Америки, особенно трудовых. Единый паспорт позволил бы устраиваться на работу любому гражданину в любом государстве региона. Для воплощения этой инициативы в жизнь была создана специальная рабочая группа.
В повестку дня саммита был включен и вопрос о создании Южноамериканской школы обороны – высшего учебного заведения по подготовке офицерского состава для всего региона. В качестве примера может служить Школа обороны и суверенитета ALBA, созданная в июне 2011 года. Филиалы нового военного учебного заведения планируется создать в каждом государстве, а центральный офис расположить в эквадорской столице Кито.
В задачи UNASUR входит формирование и воспитание так называемого нового интеграционного поколения. Так, в ноябре 2013 г. в Суринаме и в августе 2014 г. в Аргентине состоялись конгрессы молодежи UNASUR. Пожалуй, это первая инициатива подобного рода среди ведущих интеграционных блоков Латинской Америки. На текущем саммите также присутствовали представители молодого поколения политиков.
В плане стимулирования демократизации в рамках UNASUR при Электоральном совете решением текущего саммита создано специальное подразделение – Технический электоральный центр (Unidad Técnica Electoral), призванный координировать исполнение технических процедур, связанных с избирательными процессами в регионе.
В итоговой декларации было подчеркнуто, что основополагающими принципами блока остаются ориентация на поддержания мира, защиты демократии и прав человека на континенте. В соответствии с принятой процедурой статус временного председателя UNASUR перешел от Суринама к Уругваю.
Андрей Пятаков
Рынок труда в странах Латинской Америки и Карибского бассейна
5 декабря 2014 г. Международная организация труда (МОТ) опубликовала очередной доклад, посвященный исследованию тенденций на рынке труда в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Как отмечается в документе, в 2014 г. в странах региона не было создано достаточного количества рабочих мест, что привело к снижению уровня занятости населения. По подсчетам экспертов МОТ, в нынешнем году было создано на 1 млн. рабочих мест меньше, чем планировалось. В настоящее время в регионе насчитывается около 15 млн безработных среди городского населения, ожидается, что в 2015 г. к ним прибавится еще 500 тыс. человек. Тенденция к снижению занятости особенно заметна среди женщин и молодежи. В результате сложившейся ситуации ожидается рост безработицы. Многие работники, покинувшие рынок труда в этом году, снова возвратятся на него в ближайшее время. По подсчетам экспертов МОТ, в течение ближайшего десятилетия для компенсации демографического роста региону необходимо создать почти 50 млн рабочих мест. Вызывает озабоченность и низкое качество рабочих мест, которое негативно сказывается на производительности труда и заработной плате, приводит к росту неформального сектора и снижению уровня социальной защиты. В предварительном обзоре, выпущенном МОТ в октябре нынешнего года, отмечалось, что в неформальном секторе региона занято 130 млн человек, что свидетельствует о плохих условиях труда и уязвимости определенных слоев населения. Создание новых и более качественных рабочих мест имеет важное значение для достижения прогресса в борьбе с бедностью и неравенством, а также способствует устойчивому развитию и повышению экономического роста.
По данным международных организаций, в 2014 г. мировая экономика выроста на 3,3%. Для стран Латинской Америки и Карибского бассейна данный показатель составил по разным оценкам 1,1% (согласно подсчетам ЭКЛАК) или 1,3% (данные МВФ) вместо прогнозируемых в начале года 3,3% (см. Латиноамериканскую панораму за январь 2014 г.), что свидетельствует о том, что экономика региона уже третий год подряд демонстрирует рост ниже среднемирового. Такой слабый показатель был вызван главным образом низким ростом экономики стран Южной Америки, который составил по итогам 2014 г. 0,7%. Напротив, экономика Мексики выросла на 2,4%, а страны Центральной Америки и Карибского бассейна даже добились роста в 3,8%, превысив среднемировое значение.
Снижение темпов роста привело к сокращению занятости городского населения (данный показатель в 2014 г. составил 56,2%), что указывало в свою очередь на уменьшение динамики создания новых рабочих мест. Единственный раз за последние десятилетие уровень занятости падал в 2009 г. – в год разгара мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее, несмотря на уменьшение количества рабочих мест, уровень безработицы среди городского населения снизился за первые три квартала 2014 г. до 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (6,5%). По прогнозам экспертов МОТ, данный показатель по окончанию 2014 г. должен составить 6,1%. Такая ситуация связана со снижением предложения на рынке труда с 60,3 до 59,9%, в то время как уровень занятости снизился с 56,5 до 56,2%. Другими словами, снижение уровня безработицы в большей степени зависело от сокращения предложения рабочей силы, чем от фактического роста численности занятого населения. На данные показатели сильно повлияла ситуация в Бразилии (доля ее населения составляет почти треть от всего региона), где безработица сократилась с 5,6 в 2013 г. до 4,9% в 2014 году.
По данным МОТ, в 2014 г. наблюдалась также низкая динамика заработной платы. Так, за первые три квартала средняя заработная плата в исследуемых странах увеличилась на 2,1%, в то время как за аналогичный период 2013 г. данный показатель составил 2,4%. Минимальная заработная плата увеличилась на 2,1%, что меньше значения 2013 года (2,9%).
Одной из самых насущных проблем остаются качество рабочих мест и низкий охват социальной защитой населения сельских районов. Тем не менее, в докладе отмечается улучшение системы здравоохранения как в сельской, так и в городской местности. Данная положительная тенденция объясняется проведением эффективной государственной политикой в данной области.
В докладе МОТ отмечается также улучшение показателей рынка труда в странах Центральной Америки и Карибского бассейна. После кризиса 2009 г. страны субрегиона смогли интегрироваться в более благоприятную экономическую среду, что во многом зависело от восстановления экономики США. В 2014 г. уровень занятости стран Карибского бассейна вырос с 54,3 до 55,3%, а уровень безработицы соответственно сократился с 11,2 до 10,1%. В Центральной Америке уровень занятости вырос с 55,1 до 56,6%, а безработица осталась на прежнем уровне – 5,8%. Страны Южного конуса из-за особенностей своих экономик оказались наиболее затронутыми замедлением экономического роста в Китае и снижением цен на сырье, продемонстрировав меньшую динамику роста по сравнению с Центральной Америкой и Карибским бассейном, в результате чего было создано меньшее количество новых рабочих мест при постоянном демографическом росте населения. Данная тенденция привела к снижению уровня занятости в странах Южного конуса с 54,4% в 2013 г. до 53,7% в 2014 году.
В докладе МОТ были сделаны также некоторые прогнозы относительно развития рынка труда стран Латинской Америки и Карибского бассейна в предстоящем 2015 году. Несмотря на сокращение уровня безработицы в 2014 г., в 2015 г. ожидается рост данного показателя на одну или несколько десятых процента, даже учитывая повышение темпов экономического роста. Данная тенденция будет обусловлена временным откатом, что часто становится эффектом потери динамики экономического роста на рынках труда в ожидании сокращения предложения рабочей силы. По прогнозам МВФ, при региональном росте экономики в 2,2% предложение на рынке труда восстановится быстрее, чем уровень занятости. Несмотря на все вышеперечисленные тенденции, важно отметить, что нынешний экономический спад имеет некоторые отличия от ситуации 2008-2009 гг. и создает реальные трудности для регионального рынка труда. В то время как мировой финансово-экономический кризис вызвал резкий, но кратковременный экономический спад, нынешнее замедление постепенное с более долгосрочным эффектом. Кроме того, страны Центральной Америки и Карибского бассейна не были затронуты нынешней рецессией, что позволило им достичь более благоприятных показателей. Наконец, по сравнению с 2008 г. в различных странах существенно снижено налоговое бремя. Очевидно, что при разработке политики на рынке труда правительствам латиноамериканских стран необходимо учесть все особенности текущей экономической ситуации.
Никита Потапов
Ибероамериканский саммит в Веракрусе
8 – 9 декабря 2014 г. в г. Веракрус (Мексика) состоялся XXIV Ибероамериканский саммит, на котором представители 22 государств подвели итоги деятельности сообщества за 23 года работы в данном формате. Основная тематика встречи касалась расширения связей в области просвещения, культуры и инноваций. Кроме того, предполагалось пересмотреть порядок финансирования сообщества, так как до настоящего времени 70% расходов приходилось на европейских участников и только 30% – на их латиноамериканских коллег.
Для Мексики, где впервые была опробован данный формат дискуссии (речь идет о форуме в Гвадалахаре в 1991 г.), проведение саммита совпало по времени с усилением волны насилия, общественное мнение было обеспокоено судьбой пропавших в сентябре 2014 г. в штате Герреро 43 студентов. Не случайно накануне форума в Веракрусе были предприняты чрезвычайные меры безопасности.
Испанию представляли король Филипп VI и председатель правительства Мариано Рахой, большинство государств латиноамериканского региона – их президенты. По разным причинам на форуме отсутствовали Дилма Руссефф (ее замещал вице-президент Мишел Темер), а также лидеры Аргентины, Боливии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы.
Состав участников не мог не отразиться и на оценке деятельности сообщества. Руководители леворадикальных режимов в целом относятся к данному формату довольно скептически. По мнению президента Боливии Эво Моралеса, Ибероамериканский саммит был создан исключительно для обеспечения интересов испанской короны и европейского капитала. Эквадорский лидер Рафаэль Корреа также считает итоги предыдущих саммитов незначительными и заявляет, что их дальнейшая судьба будет зависеть от продуктивности работы и достигнутых в Веракрусе результатов.
Противоположной точки зрения придерживается испанский монарх, отметивший во время церемонии открытия, что, если государства Латинской Америки проявят достаточно смелости и будут принимать своевременные решения, регион превратится в «мотор мировой экономики». В качестве примера Филипп VI привел деятельность многонациональных латиноамериканских предприятий (т.н. multilatinas), которые уже успешно работают на мировом уровне и могут расширить свое присутствие в Европе, Америке, Азии и Африке. В этой связи ибероамериканское сообщество призвано играть все более важную роль в ХХI веке. В свою очередь М. Рахой, выступая на Х Встрече ибероамериканских предпринимателей, подчеркнул, в частности, что отношения между Испанией и Мексикой уже перешагнули рубеж «золотого возраста» в плане торговли и взаимных инвестиций. В целом же, по мнению главы испанского правительства, при рассмотрении отношений Мадрида и государств Латинской Америки нужно смотреть в будущее и учитывать усиление международного престижа сообщества. Примечательно, что в 2013 г. товарооборот между Испанией и регионом достиг 33,1 млрд евро, за последнее десятилетие ее прямые инвестиции увеличились на 122 млрд евро, что свидетельствует об активном участии испанских компаний в развитии латиноамериканских стран.
Актуальность Ибероамериканского форума отметил и президент Мексики Энрике Пенья Ньето, напомнив слова короля Хуана Карлоса первой встрече в Гвадалахаре (1991 г.) о том, что «чувство единства, а также желание совместно действовать на благо и процветание наших народов, выше национальных границ». Мексиканский руководитель выразил надежду, что XXIV Ибероамериканский форум продемонстрирует осязаемые результаты, которые позволят всему региону следовать по пути развития и процветания. Как подчеркнул Э.Пенья Ньето, важную роль в преодолении существующих вызовов играют более качественное образование и академическая мобильность, для обеспечения которой предлагается предоставить 200 тыс. стипендий, позволяющих повышать уровень образования в любой стране региона. Значимость образования для развития отметили также президент Сальвадора С. Санчес Серен и другие участники форума.
В свою очередь, глава Коста-Рики Луис Гильермо Солис обратил особое внимание на то, что с момента проведения первой встречи в Гвадалахаре латиноамериканский регион сильно изменился, а в настоящее время необходимы более симметричные отношения со странами Иберийского полуострова. Перемены необходимы и в связи с возникновением в Латинской Америке новых интеграционных объединений, таких как Союз южноамериканских наций (UNASUR) и Тихоокеанский альянс (АР). Поэтому, считает коста-риканский президент, участники Ибероамериканского форума должны разработать модель, которая дополнялась бы вышеупомянутыми организациями.
Важное место в работе Ибероамериканского форума заняли вопросы, связанные с инновациями, которые должны способствовать процессу обновления данного дискуссионного клуба. В рамках этой тематики состоялась презентация доклада «Экономические перспективы Латинской Америки на 2015 год», подготовленного ведущими экспертами Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) с участием представителей других международных организаций.
Процесс обновления форума с учетом наметившихся в регионе перемен был запущен еще два года назад на встрече в Кадисе. Отныне саммит будет проходить раз в два года. Как заявил министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо, самое важное не количество присутствующих глав государств, а продолжение начатых глубоких реформ.
В рамках встречи был организован Третий форум по проблемам массовых коммуникаций, на котором присутствовал топ-менеджмент важнейших медиакорпораций региона, в том числе, среди прочих, и медиамагнаты испаноязычного мира Televisa и Telemundo.
По итогам работы были приняты итоговая декларация и программа действий на ближайшие два года, а также 11 документов, касающихся частных вопросов. Как отметила генеральный секретарь Ибероамериканского сообщества Ребека Гринспан (известный экономист, в прошлом – вице-президент Коста-Рики), итоговая декларация затрагивает фундаментальные проблемы, имеющие значение не только для Латинской Америки, и делает акцент на ожидаемых гражданами конкретных результатах. По мнению экспертов, встреча в Веракрусе отрыла новую страницу в истории этой дискуссионной площадки и о очередной раз подтвердила особую значимость региона.
Участники встречи оказали дань уважения инициатору этой дискуссионной площадки – испанскому монарху Хуану Карлосу. Очередной Ибероамериканский саммит намечено провести в 2016 г. в Колумбии.
Александр Шинкаренко
ХIII cаммит ALBA в Гаване: десятилетие альянса
14 декабря 2014 г. в кубинской столице состоялся саммит Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA), приуроченный к десятилетнему юбилею блока. Альянс был основан Кубой и Венесуэлой 14 декабря 2004 г. как альтернатива Межамериканской зоне свободной торговли (ALCA). Впоследствии к нему присоединились Боливия (2006), Никарагуа (2007), Эквадор (2009) и ряд островных государств Карибского бассейна. Именно с образования Боливарианского альянса стартовал интеграционный марафон, который переживала Латинская Америка в начале XXI века. Вслед за ALBA в регионе появились Союз южноамериканских наций (UNASUR) в 2008 г., Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) в 2010 г., наконец, Тихоокеанский альянс (АР) в 2011 году. Аналитики склонны полагать, что без ALBA было бы проблематичным образование UNASUR и CELAC, а АР возник как правая альтернатива этому леворадикальному объединению. В связи с этим можно говорить о том, что ALBA положил способствовал переформатированию и обновлению современной блоковой архитектоники Латинской Америки.
Перед саммитом в Гаване прошло пятнадцатое заседание межправительственной комиссии Венесуэлы и Кубы – основоположников Боливарианского альянса. В ее работе приняли участие 15 венесуэльских министров и 17 – кубинских. По итогам встречи были подписаны 62 соглашения в сфере здравоохранения, образования, развития инфраструктуры, спорта и культуры.
На саммите министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес Паррилья зачитал поздравительное письмо от президента России по случаю юбилея альянса. В.В. Путин подчеркнул демократический характер ALBA и отметил заслуженную в течение десятилетия международную репутацию альянса как эффективного механизма интеграции. Российский президент высоко оценил внешнеполитический курс ALBA, основанный на принципах справедливого и демократического миропорядка.
На саммите была принята резолюция с осуждением санкций, наложенных в декабре 2014 г. на Венесуэлу Конгрессом США, предполагающих замораживание счетов и запрет на выдачу виз ряду представителей венесуэльской политической элиты. По мнению президентов, подобная политика мешает выстраиванию доверительных межгосударственных отношений.
В качестве гостя на саммите присутствовал недавно избранный президент Сальвадора Сальвадор Санчес Серен. Глава этого центральноамериканского государства выразил готовность активизировать сотрудничество с участниками, однако воздержался от вступления в ALBA, хотя такая возможность не раз высказывалась Санчесом Сереном в ходе избирательной кампании. Тем не менее, альянс продолжил свое расширение за счет карибских государств: в ходе саммита премьер-министры Сент-Китса и Невиса и Гренады заявили о присоединении к блоку в качестве полноправных членов.
За прошедшее десятилетие ALBA продемонстрировал позитивную динамику по ряду показателей. Совокупная экономика стран-участниц выросла на 25%. Положительные сдвиги наблюдаются и в решении первоочередных социальных проблем, прежде всего, в сфере здравоохранения и образования. Благодаря образовательным программам, разработанным кубинскими специалистами, в государствах альянса удалось обучить грамоте 3,8 млн человек. Некоторые социальные программы, инициированные ALBA, выходят за рамки альянса. Например, миссия «Чудо», заключающаяся в бесплатном лечении от глазных болезней и осуществляемая кубинскими врачами при техническом и финансовом обеспечении Венесуэлы, уже действует в 10 государствах Латинской Америки. Благодаря миссии излечены 3 млн человек. Кубинская программа по ликвидации неграмотности «Я могу» функционирует в 18 странах региона.
Среди основных экономических итогов и достижений десятилетия можно назвать также процесс создания единого экономического пространства (ЕЭП), названного «Eco-ALBA». Основными его элементами должны стать общая денежная единица сукре (введена в январе 2010 г.) и Банк ALBA. В последние годы взаиморасчеты в сукре заметно интенсифицировались: в первый год было совершено всего шесть торговых операций объемом 10 млн сукре, в 2011 г. зафиксирована 431 операция общим объемом в 216 млн, а в 2012 г. данный показатель достиг 750 млн сукре (938 млн долларов). Такой колоссальный прирост свидетельствует о том, что ALBA действительно стремится ослабить монополию доллара. Кроме того, в рамках альянса планируется разработать единую «товарную карту», которая позволила бы сбалансировать торговые потоки в рамках ALBA; усовершенствовать и унифицировать торгово-финансовые институты и структуры, продолжить разработку юридических механизмов, защищающих интересы государства в экономической сфере. В альянсе ведется работа над созданием длинных производственных цепочек как фундамента субрегиональной экономики. Для этого создан ряд межгосударственных предприятий (т.н. крупнонациональные корпорации) в фармацевтике, энергетике, торговле, рыболовстве, транспорте и т.д.
Территория стран-участниц составляет 2,6 млн кв. км, население – 79,7 млн человек, суммарный ВВП – 715 млрд долларов (соответственно 11, 12 и 9% от Латинской Америки в целом). Совокупные валютные резервы достигают 45 млрд долл., а нефтяные запасы (главным образом Венесуэлы и Эквадора) – 177 млрд баррелей.
Хронология ALBA (2001-2014)
2001
11 декабря – на III Встрече глав государств и правительств Ассоциации карибских стран, проходившей на о. Маргарита, У.Чавес впервые высказал идею о создании нового интеграционного блока.
2004
8 июля – начало миссии «Чудо».
14 декабря – Ф. Кастро и У. Чавес подписали официальное соглашение о создании Боливарианской альтернативы для Америк.
2005
29 июня – создание PETROCARIBE и Фонда ALBA-Caribe.
24 июля – выход в эфир регионального телеканала Telesur.
7 ноября – четвертый Саммит Америк в Мар-дель-Плата (Аргентина) не смог реанимировать переговоры по Межамериканской зоне свободной торговли (ALCA) – основного геополитического противника ALBA, что способствовало активизации блока.
2006
3 февраля – создание Культурного фонда ALBA, занимающегося книгоизданием и кинопроизводством.
29 апреля – к блоку присоединяется Боливия. Первая ее инициатива – подписание договоров, отменяющих торговые барьеры между странами ALBA.
10 ноября – Венесуэла провозглашена страной всеобщей грамотности.
2007
10 января – к блоку присоединяется Никарагуа.
29 – 30 апреля – определяется организационная структура блока и создаются первые крупные национальные предприятия (empresas grannacionales).
30 апреля – в г. Эль-Альто (Боливия) открывается первый в Латинской Америке Дом ALBA, призванный выполнять культурно-просветительские функции.
6 июня – подписан меморандум по вопросу создания банка ALBA.
Середина октября – создание в Каракасе Совета социальных движений ALBA как связующего звена между правительствами и представителями гражданского общества.
2008
24-26 января – к блоку присоединяется Доминика, организован Банк ALBA.
23 апреля – первый внеочередной саммит ALBA в Каракасе, созванный в связи с внутриполитическим кризисом в Боливии.
7 мая – на втором внеочередном саммите в Манагуа (Никарагуа), предпринимается поиск решений экономических проблем региона, связанных с мировым продовольственным кризисом.
25 августа – встреча президентов Венесуэлы, Боливии и Никарагуа в Тегусигальпе (Гондурас) по поводу присоединения к блоку Гондураса.
Сентябрь – Боливия на грани государственного переворота из-за конфликта между федеральными властями и департаментами, стремящимися к политической автономии.
26 ноября – третий внеочередной саммит ALBA в Каракасе, обсуждение антикризисной политики и перспектив введения внутриблоковой валюты сукре.
27 ноября – президент Российской Федерации Д. А. Медведев совершает визит в Каракас, в ходе которого заявляет о возможном участии РФ в ALBA в качестве ассоциированного члена.
21 декабря – Боливия провозглашена страной всеобщей грамотности.
2009
4 февраля – на внеочередном саммите в Каракасе, посвященном десятилетию Боливарианской революции в Венесуэле, принимается решение создать межгосударственную сельскохозяйственную корпорацию.
16-17 апреля – пятый внеочередной саммит в г. Кумана (Венесуэла) разрабатывает единую политику стран-участниц на V Саммите Америк.
24 июня – к блоку присоединяются Эквадор, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Переименование блока в Альянс.
29 июня – созван внеочередной саммит в Манагуа для оценки последствий государственного переворота в Гондурасе.
3 августа – первый Совет министров экономической интеграции ALBA.
23 августа – Никарагуа провозглашена страной всеобщей грамотности.
5 октября – на саммите в Кочабамбе (Боливия) вступает в силу соглашение о взаимном признании в рамках ALBA дипломов о высшем образовании.
5 декабря – в Буэнос-Айресе (Аргентина) открывается Дом ALBA.
13 декабря – в Гаване открывается Дом ALBA.
13-14 декабря – очередной саммит ALBA.
2010
12 января – Конгресс Гондураса ратифицирует выход этого государства из блока ALBA.
27 января – совершена первая торговая операция между Венесуэлой и Кубой в сукре.
20 апреля – саммит ALBA в Каракасе.
20 – 24 мая – саммит в Отавало (Эквадор).
6 июля – первая торговая операция между Венесуэлой и Эквадором в сукре.
8 сентября – министр иностранных дел Венесуэлы Н. Мадуро назначен президентом Банка ALBA.
30 сентября – мятеж полицейских против Р. Корреа, рассматриваемый как попытка государственного переворота в Эквадоре.
8 октября – первая торговая операция между Венесуэлой и Боливией в сукре.
Октябрь – в Аргентине На III Всемирном конгрессе информационных агентств в дополнение к Telesur создается Латиноамериканский союз информационных агентств (ULAN).
2011
19 марта – договоренность об унификации дипломов о высшем и среднем образовании в рамках ALBA.
31 мая – создание Военной школы ALBA в Боливии.
29 июня – Венесуэла и Доминика создают корпорацию по производству кофе (Venedom).
2012
31 июля – Венесуэла становится членом Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), происходит сближение между ALBA и MERCOSUR.
7 декабря – на саммите МЕRCOSUR подписан протокол о начале процесса присоединения к блоку Боливии.
2013
Май – выдвинута идея о создании специальной экономической зоны между Petrocaribe и ALBA.
Май – Гондурас возвращается в состав Petrocaribe.
Июнь – первый двусторонний саммит ALBA – Petrocaribe
Июль - XII cаммит ALBA в Гуаякиле (Эквадор).
Декабрь – Уругвай ратифицировал использование сукре. На саммите ALBA – Petrocaribe представлен проект учредительного договора ALBA, обсуждается вопрос о создании единого экономического пространства между ALBA, Petrocaribe и MERCOSUR.
2014
20 октября – внеочередной саммит в Гаване в связи с эпидемией лихорадки Эбола.
14 декабря – юбилейный саммит ALBA.
Андрей Пятаков
Визит Д.О.Рогозина в страны Латинской Америки
15 декабря 2014 г. состоялся официальный визит в Каракас вице-премьера РФ Д.О. Рогозина, сменившего осенью этого года министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова на посту председателя двусторонней Российско-венесуэльской межправительственной комиссии. На встрече с министром иностранных дел Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества в строительстве жилья, нефтяной и военно-технической областях. Состоялась также расширенная коллегия с участием представителей министерств торговли и оборонных предприятий. Стороны обсуждали темы активизации двусторонних связей и актуальные международные проблемы. Венесуэла превратилась в одного из основных партнеров России в латиноамериканском регионе, по итогам года двусторонний товарооборот достиг рекордного показателя в 2,4 млрд долларов. Активизации двустороннего сотрудничества способствуют близость и совпадение позиций по ключевым международным вопросам: в свое время Венесуэла признала независимость Абхазии и Южной Осетии и поддержала позицию РФ по украинскому кризису. Укреплению связей способствуют и международные санкции, введенные против России и Венесуэлы. Экономика обеих стран пострадала и от падения мировых цен на нефть.
В сложившихся условиях особое внимание уделяется военно-техническому сотрудничеству. В частности, на территории Венесуэлы предполагается построить сервисный центр по обслуживанию вертолетов российского производства, который будет обслуживать винтокрылые машины, приобретенные за последнее время различными латиноамериканскими странами.
Определенные сбои произошли со строительством завода по лицензионной сборке автомата Калашникова, запланированные сроки сдачи предприятия находятся под вопросом (соответствующий контракт был подписан в июле 2006 г., проектная мощность завода составит 25 тыс. автоматов ежегодно). Для выхода из сложившейся ситуации предложено сменить генерального подрядчика и перенести сроки сдачи объекта на конец 2015 года.
Очередное заседание Российско-венесуэльской комиссии по экономическому сотрудничеству назначено на апрель 2015 года. Для выполнения достигнутых договоренностей предстоит создать надежный рабочий механизм и назначить ответственных лиц на каждом направлении. Особое значение приобретает жесткий контроль за исполнением уже достигнутых договоренностей.
17 декабря 2014 г. в Бразилиа состоялась встреча Д.О. Рогозина с вице-президентом Бразилии Мишелом Темером, сопредседателем двусторонней Комиссии высокого уровня по сотрудничеству. Кроме того, российский вице-премьер провел переговоры с министром обороны Бразилии Селсу Аморимом и ознакомился с работой наземной станции системы мониторинга и коррекции ГЛОНАСС, расположенной на территории столичного университета. Российская сторона предложила бразильскому партнеру активно участвовать в освоении рынка космических услуг, как в области навигационных систем, так и в сфере картографии, дистанционного зондирования Земли и т.д. Большой интерес для России представляют планы Бразилии по развитию собственного космодрома.
Традиционно эта латиноамериканская страна проявляет большой интерес к российским технологиям, однако хотела бы не закупать готовую продукцию, а участвовать в процессе ее разработки и размещения производства на своей территории. В сфере военно-технического сотрудничества Россия занимает достаточно прочные позиции наряду с Францией и Швецией.
Несмотря на различные климатические и геологические условия, существует совместимость российских и бразильских технологий освоения морских нефтегазовых месторождений. Окончательно новые договоренности между стратегическими партнерами в сфере космической, атомной и авиационной промышленности, а также судостроения и радиоэлектроники будут подписаны во время официального визита президента Бразилии Дилмы Руссефф в Российскую Федерацию.
19 декабря 2014 г. Д.О.Рогозин прибыл на Кубу, где провел переговоры с кубинским руководителем Раулем Кастро и принял участие в работе Российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Основной акцент делался на проблемах социально-экономического развития. Не исключается и дополнительное кредитование со стороны России крупных инфраструктурных, транспортных и энергетических объектов на Кубе.
Поскольку визит Д.О.Рогозина совпал с объявлением о восстановлении дипломатических отношений между Кубой и США, большое внимание на переговорах уделялось международной ситуации. По итогам встречи в Гаване Д.О.Рогозин сообщил, что в обмен на обещания Вашингтона Куба не собирается поступаться своими принципами.
Александр Лосев
Куба и США: курс на возобновление дипломатических отношений
16 декабря 2014 г. после телефонного разговора между президентом США Бараком Обамой и председателем Государственного совета Кубы Раулем Кастро было объявлено о намерении двух стран возобновить дипломатические отношения, прерванные в 1961 году.
В своем выступлении перед американскими СМИ президент США заявил, что настало время отказаться от устаревшего подхода, который долгие годы сдерживал прогресс в продвижении обоюдных интересов, и нормализовать отношения между странами, что позволило бы создать больше возможностей для процветания обоих народов. По словам руководителя США, история взаимоотношений между странами была сложной, после 1961 г. возникали все новые идеологические и экономические барьеры. В то же время отношения между государствами не прерывались: кубинская община внесла большой вклад в политику и бизнес, культуру и спорт США, в свою очередь, Соединенные Штаты в течение пятидесяти лет добивались восстановления демократии и соблюдения прав человека на Кубе. Тем не менее, по мнению Б.Обамы, политика изоляции не достигла поставленных целей и давала возможность правительству Кубы ссылаться на американское эмбарго для объяснения существующих экономических трудностей.
Для практической реализации нового курса предполагается осуществить следующие действия:
- восстановить дипломатические отношения на уровне посольств, на январь 2015 г. намечен приезд в Гавану американской делегации во главе с заместителем государственного секретаря США по делам Западного полушария Робертой Джейкобсон (Якобсон);
- упростить поездки на Кубу по семейным делам, для официальных лиц и представителей неправительственных организаций, журналистов, работников науки и образования, религиозных деятелей, бизнесменов и ряда других категорий граждан;
- максимальная сумма ежеквартальных денежных переводов гражданами США увеличена с 500 до 2000 долларов, не потребуется особого разрешения на пожертвования, касающиеся гуманитарных проектов, поддержки народа Кубы, развития частного бизнеса и т.д.
- граждане США смогут вывозить с территории Кубы товары стоимостью до 400 долл. при условии, что стоимость табачной и алкогольной продукции составит не более четверти этой суммы;
- США намерены оказывать поддержку зарождающемуся на Кубе частному сектору, на остров будут поставляться строительные материалы, сельскохозяйственное оборудование для фермерских хозяйств и другие товары;
- для облегчения авторизованных транзакций финансовым институтам США будет разрешено открывать корреспондентские счета;
- предусматриваются расширение доступа кубинцев к информации, экспорт товаров, которые позволят им общаться с родственниками и знакомыми, телекоммуникационным провайдерам будет разрешено развивать инфраструктуру, необходимую для создания коммерческих интернет-сетей;
- отменяются санкции против контролируемых или принадлежащих США предприятий в третьих странах, которые отныне будут предоставлять услуги частным лицам на Кубе;
- предполагается отменить статус Кубы как страны, поддерживающей терроризм;
- Куба получает приглашение принять участие в Саммите Америк в Панаме в 2015 г. по проблемам демократии и защиты прав человека.
В свою очередь, председатель Государственного совета и Совета министров Кубы Рауль Кастро, выступивший с обращением к нации, выразил готовность решать все спорные вопросы путем диалога, на основе взаимного уважения, признания суверенитета, национальной независимости страны и права кубинского народа на самоопределение. По словам кубинского лидера, несмотря на все трудности и необходимость совершенствования экономической модели, Куба сохраняет верность идеалам социальной справедливости и намерена продолжить строительство социализма, обеспечивающего процветание и устойчивое развитие. Р.Кастро призвал администрацию США отменить экономическую, финансовую и торговую блокаду острова, наносящую огромный ущерб кубинской экономике. Очевидно, что готовность к диалогу не исключает существенных разногласий, касающихся разного подхода к проблемам национального суверенитета, демократии, прав человека и внешней политики.
Как стало известно, важную роль в организации продолжавшихся в течение нескольких месяцев секретных переговоров по нормализации отношений сыграли правительство Канады и Папа Римский Франциск.
Первым практическим шагом на пути к нормализации двусторонних отношений стал обмен заключенными. Кубинская сторона выпустила на свободу американского гражданина Алана Гросса, приговоренного в 2001 г. к 15 годам тюремного заключения за распространение среди еврейской общины острова современных средств связи и обвиняемого «в подрыве независимости и территориальной целостности государства». Не менее значимой, хотя и менее известной фигурой был работавший на США сотрудник кубинских спецслужб Роландо Сарафф Трухильо, арестованный в 1995 г. по обвинению в государственной измене и приговоренный к 25 годам заключения. Кроме того, из кубинских тюрем выйдут более 50 диссидентов, считающихся в США политическими заключенными. В свою очередь, американской администрацией были выпущены на свободу последние три представителя кубинских спецслужб, члены знаменитой «пятерки», осужденные в 2001 г. по различным статьям, в том числе, по американской версии, за организацию террористической деятельности и шпионаж, и рассматриваемые правительством Кубы и его сторонниками как борцы с терроризмом и национальные герои.
После заявления руководителей двух стран начались переговоры по полномасштабному возобновлению дипломатических отношений. Кубу посетили высокопоставленные делегации американских конгрессменов. Уже достигнута договоренность между кубинской и американской телекоммуникационными компаниями об установлении прямой телефонной связи, на острове начитают принимать дебетовые и кредитные карты американских банков. В ближайшей перспективе открываются возможности для сотрудничества в области здравоохранения, миграции, борьбы с терроризмом и наркотрафиком, в качестве положительного примера можно привести продолжающуюся совместную работу кубинских и американских врачей в борьбе с лихорадкой Эбола в Африке.
Потенциальная нормализация двусторонних отношений вызвана целым рядом объективных внутри- и внешнеполитических факторов. Определенную роль сыграло начавшееся реформирование кубинской экономики после передачи власти от Фиделя к Раулю Кастро, включающее рационализацию использования рабочей силы, создание мелкого частного сектора и курс на унификацию национальной денежной единицы (неслучайно в выступлении Б.Обамы фигурирует сотрудничество с зарождающимся частным сектором на Кубе). Свою роль сыграли и резкое ухудшение экономической ситуации в Венесуэле, усугубившееся падением мировых цен на нефть, и перспективы сокращения спонсорской помощи боливарианской республики. В Соединенных Штатах реформа системы здравоохранения и изменение миграционного законодательства натолкнулись на недовольство значительной части населения, что привело к усилению позиций республиканцев в обеих палатах Конгресса и ставит под вопрос возможность победы демократов на президентских выборах 2016 года.
Несмотря на переживаемые трудности и снижение популярности «реального социализма», Куба остается важным субъектом латиноамериканской политики как один из учредителей Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) и активный участник и председатель (с января 2013 по январь 2014 г.) Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Росту авторитета Гаваны в регионе способствует активная посредническая роль в урегулировании продолжающегося более пятидесяти лет колумбийского вооруженного конфликта, что лишает основания доводы США о принадлежности карибского государства к спонсорам терроризма. За прекращение дискриминации Кубы и снятие экономического эмбарго США единодушно выступают все латиноамериканские правительства независимо от их политической ориентации, этой же позиции придерживаются и практически все члены ООН (во время голосования по кубинскому вопросу на Генеральной ассамблее ООН Соединенные Штаты поддержал только Израиль).
В сложившейся ситуации США, рассматривавшие в свое время Латинскую Америку как свой «задний двор», рискуют остаться в изоляции в регионе. Нельзя не учитывать и проблемы в других регионах мира, прежде всего, отсутствие заметного прогресса в Ираке и Афганистане, провал «перезагрузки» отношений с Россией и наметившиеся разногласия США с европейскими партнерами. В этих условиях Б.Обаме, заканчивающему свой второй президентский мандат, хотелось бы войти в историю в качестве успешного главы государства, добившегося реальных результатов. Поскольку изоляция Кубы не принесла ожидаемого эффекта, многие политики считают, что расширение сотрудничества, напротив, приведет к постепенной эрозии кубинского режима, особенно после ожидаемой смены власти в 2018 году. Отсутствие дипломатических отношений с ближайшим соседом представляется тем более абсурдным, поскольку политические различия не мешают США поддерживать прагматические взаимовыгодные связи с другими социалистическими странами, в первую очередь, с Китаем и Вьетнамом.
Информация об ожидаемой нормализации отношений между США и Кубой вызвала диаметрально противоположные оценки. Часть политологов и журналистов сравнила ее по значимости с падением Берлинской стены и завершением холодной войны, заявив, что после пятидесяти с лишним лет тупикового развития Куба окончательно перейдет к рыночной экономике и политической демократии, некоторые опасаются, что Куба теперь останется без исторического врага, а США «задушат ее в своих объятиях». Скептики, напротив, считают, что ничего существенного не произошло и все ограничится формальным переименованием представительств в полноценные посольства.
Все эти оценки и опасения представляются нам крайними и не соответствующими действительности. Очевидно, что речь идет о необратимом процессе, однако полноценная нормализация отношений будет постепенной и потребует поиска компромисса с обеих сторон. Основными камнями преткновения по-прежнему остаются сохранение военной базы США в Гуантанамо, а полное прекращение торгового эмбарго связано с урегулированием проблемы национализированной после революции собственности США. Против нормализации отношений выступает значительная часть американского истеблишмента, в том числе Республиканская партия и большинство влиятельной кубинской диаспоры, равным образом как и диссиденты, проживающие на самой Кубе. Также маловероятно, что в краткосрочной перспективе Куба пойдет на либерализацию политической системы и полностью откажется от идеалов революции. Прекращение антиамериканской риторики и улучшение отношений со своим традиционным противником вряд ли отразится на дружественных отношениях со стратегическими партнерами – Китаем и Россией.
Напротив, даже частичная отмена эмбарго открывает возможности для улучшения социально-экономической ситуации и роста товарооборота. Новый курс Б.Обамы поддерживает Торговая палата США, поскольку в условиях огромного дефицита расширяются возможности поставок на остров продуктов питания и товаров первой необходимости. В свою очередь, Куба сможет увеличить валютные поступления за счет продажи сигар и рома (торговые эксперты оценивают рост доходов только от этой статьи экспорта в 200 млн долл.), прогнозируется и рост американских капиталовложений. Дополнительные доходы принесет также потенциальный рост туризма. Уже подписанное соглашение об установлении прямой телефонной связи и снижение цен на пользование интернетом способствуют расширению контактов между кубинцами, проживающими по обе стороны Флоридского пролива, и росту взаимопонимания между двумя народами. Скорее всего, Куба сможет восстановить свое членство в Организации американских государств, что повысит авторитет этой международной организации как площадки для диалога между всеми странами Западного полушария для разрешения накопившихся противоречий. На данном этапе заявления лидеров двух стран можно рассматривать как своего рода дорожную карту, однако самый длинный путь начинается с первого шага и все препятствия преодолимы при соблюдении взаимного уважения и наличия доброй воли.
Антон Борейко
Збигнев Ивановский