ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Семинар Центра политических исследований ИЛА РАН


8 октября 2015 г. Центр политических исследований ИЛА РАН провел теоретический семинар


«Латинская Америка в полицентричном мире: геополитический анализ положения региона»


Место проведения: ИЛА РАН, ул. Б.Ордынка, 21, комната «Б» (1 этаж)


Цель семинара: Обсудить роль Латинской Америки в полицентричном мире на основе геополитического подхода. Ознакомиться с точкой зрения аргентинских исследователей на указанную тематику. Изложить предварительные итоги работы исследовательской группы по гранту РГНФ в рамках проекта: «Латиноамериканские геополитические коды: влияние на формирование внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии поведения стран региона в политцентричной мировой системе и построение долгосрочных отношений с Российской Федерацией».

Язык семинара – испанский.

 

Мероприятие было проведено в рамках реализации проекта РГНФ № 15-37-01216 «Латиноамериканские геополитические коды: влияние на формирование внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии поведения стран региона в полицентричной мировой системе и построение долгосрочных отношений с Российской Федерацией».


Программа Семинара


Dr. Alberto Hutschenreuter (Equilibrium GLOBAL, Аргентина) "Perturbación en el Orden Inter-estatal & Geopolítica del presente" - доклад


к.полит.н., с.н.с. Проценко А.Е. «Геополитика Латинской Америки: проблемы методологии, периодизации, базовые термины и определения» - выступление

 

к.полит.н., н.с. Шинкаренко А.А. «Теория четвертого мира: человеческое измерение геополитики через призму этнического фактора в Латинской Америке» - выступление

 

 


к. полит.н., с.н.с. Проценко А.Е.


«Геополитика Латинской Америки: проблемы методологии, периодизации, базовые термины и определения».


Геополитический подход к изучению международных отношений вернулся в число популярных методов в начале XXI века. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, сохраняет актуальность рассмотрение государства как физического организма, заключенного в конкретных географических границах. Изучение отношений между человеком и пространством, социумом и территорией продолжают развиваться в новой форме в виде взаимодействия человека и окружающей среды и формирования экологического сознания, как индивидуального, так и общественного. Во-вторых, сам термин геополитика видоизменился, а поле изучаемых в рамках этого подхода факторов значительно расширилось с момента его введения в научный оборот Р. Челленом в 1899 году. В-третьих, в конце ХХ в. – начале ХХI в. исследователи в Латинской Америке и за ее пределами обратились к переоценке, переосмыслению и категоризации, как общего регионального, так и частного национального геополитического наследия.


Среди многочисленных существующих определений термина, отправной точкой в исследовательском проекте была использована дефиниция геополитики, предложенная российским ученым Ю.В. Тихонравовым («…изучает закономерности взаимодействия политики с системой неполитических факторов, формирующих географическую среду ( характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономическое развитие, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь.»)) (Тихонравов Ю.В. 2000. С.18.). Это определение нейтральное, достаточно широкое, позволяющее в сравнении с ним делать выводы о национальной и региональной специфике геополитики в странах Латинской Америки. Наряду с этим в заголовке исследовательского проекта был использован термин геополитический код. Термин был предложен и активно используется исследователями в области политической географии. По определению П.Дж. Тейлора, геополитический код страны – величина, состоящая из национальных интересов отдельного государства в их внешней проекции, то есть за пределами национальных границ. Эта категория включает в себя отношения с соседями, присутствие или интерес в определенных сферах или зонах влияния. Категория не постоянная и отражает положение вещей в конкретный исторический период. Таким образом, геополитический код включает в себя свод представлений о внешней политике того или иного государства в определенный исторический период и представляет собой неотъемлемый инструмент для изучения национальных геополитических школ стран региона.


Геополитические эпохи позволяют по-новому взглянуть на установившуюся периодизацию развития международных отношений. Благодаря, региональному материалу первая геополитическая эпоха датируется 1494 г. и относится к Тордесильясскому договору, по которому зоны влияния в новом свете были разделены между Испанией и Португалией. Региональный эмпирический материал также позволяет восстановить историческую справедливость, преодолеть европоцентристский подход и пополнить список прото-геополитиков наследием преиспанских цивилизаций, у которых сложились собственные представления о развитии государства в пространстве.


Проблема периодизации геополитики в регионе на данном этапе проекта продолжает оставаться открытой. С одной стороны, совершенно определенно можно выделить период преиспанской прото-геополитики. В период войны за независимость с геополитической точки зрения важными представляются следующие события. Во-первых, провозглашение доктрины Монро. Во-вторых, появляется идея Панамериканизма, которая относится к ряду других мировых пан-идей. В-третьих, к этому времени относится деятельность одного из наиболее значимых для региона исторических деятелей – С. Боливара, который в конце ХХI в. перевоплощается в направление боливаризма или идею с геополитическим наполнением. В эпоху пост-Челлена, в регионе появляются национальные школы геополитических исследований. На рубеже ХХ-ХХI в. латиноамериканская геополитика развивается в двух направлениях. С одной стороны, исследователи из стран региона стремятся внести большую четкость и придать структуру национальным школам. С другой стороны, современные теоретики-геополитики в своих работах отличаются более глобальным подходом к региону, его положению в мире и мировой системе.


 к. полит. н. Шинкаренко А.А.


«Теория четвертого мира: человеческое измерение геополитики через призму этнического фактора в Латинской Америке»


Последние десятилетия ХХ — начала ХХI века указали на необходимость нового прочтения этнического фактора. Сопротивление коренных жителей тенденциям, угрожавшим сохранению культурных традиций и этнической идентичности, проявилось во многих точках Земного шара. Кроме того, неравномерное протекание процесса модернизации в этнонациональных ареалах явно обнажило конфликты между притязаниями отдельных этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан – с другой. Данные тренды стимулировали общественно-политическую мысль к поиску концепций для интерпретаций различных действий племен, этносов и народностей. Это способствовало возникновению так называемой «теории Четвёртого мира», над обоснованием которой трудились учёные, юристы, а также гражданские активисты, принадлежавшие к числу представителей коренных народов. В частности, они делали акцент на необходимости усиления цивилизационного подхода в геополитике.


Адепты «теории Четвёртого мира» неоднократно подчеркивали, что политическая география современного мира не является географией примерно 200 государств, а должна быть географией свыше 5 тысяч народов. Данным тезисом они стремились теоретически обосновать типологию народов, не имеющих своей государственности, утверждая, что народы внутри государств сами должны определять, отличаться ли им от других или нет. Кроме того, предложенная, в рамках данной теории Б. Нитшманном концепция «подавляющего государства» подчеркивала, что большинство народов существовало ещё до образования государств, которые расширялись за счет соседних народов. В современной геополитике «теория Четвёртого мира» стала важной вехой, особенностью которой была необходимость учитывать культурные границы народов в политическом строении мира, так как государства могут появляться и исчезать, а народы остаются.


Все вышесказанное способствовало изменению подходов к «индейской проблеме» в направлении признания важности этнокультурного фактора и самобытности общин. Отойдя от методов традиционного индехинизма сторонники коренных жителей Латинской Америки стали предлагать собственные модели этноразвития, в ряде случаев являвшиеся достаточно радикальными. В частности, в Перу в начале 2000-х гг. заговорили о появлении движения этнокасеризма (названо по имени героя Тихоокеанской войны против Чили (1879–1883), экс-президента Андреса Авелино Касереса). Основателем данной идеологии крайнего национализма и почитания культа империи инков Тауантинсуйу стал Исаак Умала Нуньес — отец нынешнего президента Ольянта Умалы. Также индейскими активистами в 2008 г. был предложен концепт Buen Vivir, который на языке кичуа он звучит как sumak kawsay, т.е. «жизнь в гармонии». Согласно его парадигме, люди являются неотъемлемой частью Pachamama (Матери-Земли). В частности, утверждается, что его современное прочтение базируется на традициях коренных жителей Латинской Америки, направленных на поиск гармонии с окружающим миром. Однако при этом не принимается во внимание такой важный фактор как экономическое развитие. По этой причине ряд исследователей таких, как И. Алмейда, Л. Туас или А. Ортис Лемос подчеркивали, что подобные размышления являются не столько отсылкой к древней индейской традиции, сколько продуманной стратегией для легитимации политического проекта эквадорского лидера Рафаэля Корреа. Тем не менее, концепция Buen Vivir получила свое отражение в текстах новых конституций в Эквадоре (2008) и Боливии (2009).


Резюмируя выше сказанное, отметим, что активизация коренного населения в государствах Латинской Америки способствовала появлению различных теорий и концепций, явившихся ответом не только на локальную проблему необходимости объяснение того положения, которое занимают автохтонные народы в государствах региона, но и внесших значительный вклад в развитие современной геополитики. В частности, концептуализация отдельных направлений общественно-политической жизни в государствах региона способствовали оформлению и развитию «теории Четвёртого мира», указав на важность применения цивилизационного подхода, а также необходимость учитывать мультикультурный фактор в геополитике.


Seminario del Centro POLIS ILA RAS

 

8 de octubre 2015 a las 11.00 Centro POLIS organiza un seminario teórico

"América Latina en el mundo policéntrico: análisis geopolítico”


Lugar: Instituto de Latinoamérica, calle Bolshaya Ordynka 21, primer piso, sala B


Objetivo del seminario: debatir el papel de América Latina en el mundo policéntrico utilizando el método geopolítico.  Conocer la opinión de los investigadores y pensadores argentinos sobre este enfoque para análisis. Presentar los primeros y preliminares resultados  del trabajo del grupo de investigación con el apoyo financiero de RFH para el proyecto: «Códigos geopolíticos Latinoaméricanos: su influencia sobre la formación de la estrategia de la política exterior y comercio exterior de los países de la región en el sistema internacional policéntrico y la construcción de las relaciones de largo plazo con la Federación de Rusia.”


Programa del Seminario


Dr. Alberto Hutschenreuter (Equilibrium GLOBAL, Аргентина) "Perturbación en el Orden Inter-estatal & Geopolítica del presente" - ponencia

 


Dra. Anna E. Protsenko "Geopolítica en América Latina: problemas metodológicos, cronológicos, términos fundamentales y sus definiciones” - reporte


Dr. Alejandro A. Shinkarenko «Teoría de cuarto mundo: dimensión humana de geopolítica atravez del factor étnico en América Latina» - reporte


Idioma– Español.


Dra. Anna E. Protsenko "Geopolítica en América Latina: problemas metodológicos, cronológicos, términos fundamentales y sus definiciones


Desde el inicio del siglo XXI el enfoque geopolítico en los estudios de las relaciones internacionales se ha vuelto como uno de los métodos populares. Su regreso fue promovido por una serie de factores. En primer lugar, la percepción del estado como un organismo físico encerrado en las fronteras geográficas particulares sigue siendo válida. El estudio de la relación entre el hombre y el espacio, la sociedad y el territorio continuó desarrollándose en una nueva forma de interacción entre el ser humano y el medio ambiente que ha influido a la aparición de la conciencia ecológica, tanto individual como social. En segundo lugar, la geopolítica se ha cambiado y el campo, que cubre este enfoque ha aumentado la cantidad de factores analizados significativamente desde la introducción del término por R. Kjellén en 1899. En tercer lugar, finales del siglo XX - comienzos del siglo XXI los propios investigadores en América Latina y fuera de la región se dirigieron a la reevaluación y repensamiento del patrimonio geopolítico regional en general, y nacional en particular.


Entre las múltiples definiciones del término geopolítica, como punto de partida en el proyecto de investigación se ha utilizado uno ofrecido por científico ruso Y.V.Tikhonravov ("...estudia los patrones de interacción entre política de un estado con el complejo de los factores no políticos que conforman el entorno geográfico (la ubicación, topografía, el clima, el paisaje, los recursos naturales, desarrollo económico, medio ambiente, la demografía, la estratificación social, la fuerza militar.")) (Y.V. Tikhonravov. 2000. P.18.). Esta definición es neutral, bastante amplia y permite la comparación con él para hacer conclusiones sobre las características específicas de la geopolítica nacional y regional en América Latina. Junto con esto, en el título del proyecto de investigación hemos utilizó el término código geopolítico. Esa categoría han propuesto y ampliamente utilizan los investigadores en el campo de la geografía política. Por definición de P.J. Taylor, código geopolítico del país - es una categoría que consta de los intereses nacionales de los estados en su proyección externa, es decir, más allá de las fronteras nacionales. Esta categoría incluye las relaciones con sus vecinos, la existencia de los intereses en ciertas áreas o zonas de influencia. Categoría no es constante y refleja la situación en un determinado período histórico. Por lo tanto, el código geopolítico se forma de un conjunto de ideas sobre la política exterior de un Estado en un período histórico particular y es una herramienta esencial para el estudio de las escuelas geopolíticas nacionales en la región.


La aplicación de la era geopolítica nos permite tomar una nueva mirada a la periodización establecida de las relaciones internacionales. Gracias al material empírico regional, el primer sistema corresponde a la primera era geopolítica y se refiere al Tratado de Tordesillas en 1494, según este documento se dividió la zona de influencia en el Nuevo Mundo entre España y Portugal. Material regional también nos permite restaurar la justicia histórica, superar el enfoque eurocéntrico y agregar a la lista de la proto-geopolítica la herencia de las civilizaciones prehispánicas que han creado sus propias ideas bastante particulares sobre el desarrollo del estado en el espacio físico y geográfico.


El problema de la periodización de la geopolítica en la región en esta etapa del proyecto se mantiene abierto. Por un lado, se puede distinguir la etapa de la proto-geopolítica del periodo prehispánico. Durante la guerra de independencia desde el punto de vista geopolítico subrayamos los siguientes eventos importantes. En primer lugar, la proclamación de la Doctrina Monroe. En segundo lugar, aparece la idea de panamericanismo, que corresponde a una serie de otros pan-ideas en el nivel mundial (pan-europeísmo etc.). En tercer lugar, una de las figuras históricas más importantes para la región - S. Bolívar, héroe de la independencia, al final del siglo XXI se convierte y en algún sentido renace en forma otra idea con contenido geopolítico, así llamado proyecto bolivariano. En la era de post-Kjellén, en la región surgieron escuelas nacionales de estudios geopolíticos. A comienzos del siglo XXI la geopolítica en América Latina se está desarrollando en dos direcciones. Por un lado, los investigadores de los países de la región buscan repensar y presentar una historia más organizada y estructurada de las escuelas nacionales. Por otro lado, los teóricos modernos de la geopolítica en sus obras ofrecen los enfoques más globales para la región, su posicionamiento en el mundo y en el sistema internacional.


Dr. Alejandro A. Shinkarenko «Teoría de cuarto mundo: dimensión humana de geopolítica a través del factor étnico en América Latina»


Las últimas décadas del XX - comienzos del siglo XXI señalaron la necesidad de una nueva interpretación del factor étnico. La resistencia de los pueblos originarios a las tendencias que amenazaron las tradiciones culturales y la identidad étnica, se manifestó en muchas partes del mundo. Además, el curso desigual del proceso de modernización en las áreas étnico-nacionales encubre claramente los conflictos entre las aspiraciones de ciertos grupos étnicos, por un lado, y las posibilidades reales del Estado garantizar los derechos a sus ciudadanos - por el otro. Estas tendencias han estimulado el pensamiento político a la búsqueda de nuevas interpretaciones conceptuales del activismo de los grupos étnicos y pueblos originarios. Esto ha contribuido en gran sentido al surgimiento de la así llamada "teoría del Cuarto Mundo" desarrollada por los científicos, abogados y activistas de la sociedad civil procedentes de los indígenas. En particular, insistieron en la necesidad de fortalecer el enfoque de la civilización en los estudios de geopolítica.


Los adeptos de la "teoría del Cuarto Mundo" en repetidas ocasiones hicieron hincapié en que la geografía política del mundo moderno no es la geografía de unos 200 países, porque la geografía debe estar compuesta de unos 5 mil etnias o pueblos. De acuerdo con la tesis de que trataron de justificar teóricamente la tipología de las naciones que no tienen su propia condición de Estado, con el argumento de que los pueblos dentro de los propios estados tienen que determinar si quieren diferenciarse de los demás o no. En el marco de esta teoría Bernard Nietshmann propuso el concepto de "un estado represivo", en el cual destacó que la mayoría de los pueblos existían antes de la aparición de los estados, que se expandieron por la cuenta de los territorios de las naciones vecinas. En la geopolítica moderna "teoría del Cuarto Mundo" fue un hito importante, la peculiaridad de la cual fue la necesidad de tener en cuenta las fronteras culturales de los pueblos en la estructura política del mundo, porque el Estado puede ir y venir, pero los pueblos se quedan.


Los factores mencionados antes contribuyeron al cambio del enfoque del "problema indígena" en el sentido de reconocer la importancia de los factores étnicos y culturales y la identidad de las comunidades. Alejándose de los métodos de los indigenistas tradicionales los partidarios de los pueblos indígenas en América Latina comenzaron a ofrecer sus propios modelos del desarrollo étnico, en algunos casos esos fueron bastante radicales. En particular, en Perú en la década de 2000 empezaron a hablar sobre el surgimiento del movimiento etnocacerismo (el nombre dedicado a héroe de la Guerra del Pacífico contra Chile (1879-1883), el ex presidente Andrés Avelino Cáceres). Isaac Humala Núñez, padre del actual presidente Ollanta Humala, fue fundador de la ideología del nacionalismo extremo y el culto de adoración del imperio inca o Tahuantinsuyo. Además, en 2008 los activistas indios ofrecieron el concepto de “Buen Vivir”, que en el idioma quichua, suena como sumak kawsay, es decir, "Vivir en Armonía". Según su paradigma, los seres humanos forman una parte integral de la Pachamama (Madre Tierra). En particular, afirma que su interpretación actual se basa en las tradiciones de los pueblos originarios de América Latina que buscaron la armonía con la naturaleza y el medio ambiente. Sin embargo, esto no tiene en cuenta un factor tan importante como es el desarrollo económico. Por esta razón, varios investigadores, como J. Almeida, L. Tuas y A. Ortiz Lemos, destacaban que este tipo de pensamiento no era tanto una referencia a la antigua tradición indígena sino una estrategia deliberada para legitimar el proyecto político del mandatario ecuatoriano Rafael Correa. Sin embargo, el concepto de Buen Vivir fue mencionado en los textos de las nuevas constituciones de Ecuador (2008) y Bolivia (2009).


Resumiendo lo anterior dicho, subrayamos que el levantamiento del activismo en la población indígena en los países de América Latina ha contribuido a la aparición de diversas teorías y conceptos, que no sólo sirvieron como una respuesta al problema local de tener que explicar el posicionamiento de los pueblos indígenas en los países de la región, pero estos acontecimientos han hecho una contribución significativa al desarrollo de la geopolítica moderna también. En particular, la conceptualización de algunas áreas particulares de la vida social y política en los países de la región contribuyó al surgimiento y desarrollo de la "teoría del Cuarto Mundo", que apunta a la importancia de la aplicación del enfoque de civilizaciones, así como la necesidad de tomar en cuenta el factor multicultural en la geopolítica.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005