ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 4

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


З.В.Ивановский - доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе Московского гуманитарного института им. Е.Р.Дашковой, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН.


Бразильской Партии трудящихся - четверть века


В течение последних десятилетий важнейшим субъектом бразильской политики является Партия трудящихся (Partido dos Trabalhadores, РТ). За это время в политической истории страны произошли важнейшие изменения, которые не могли не отразиться на теоретических концепциях, практической деятельности и политике союзов РТ. Без анализа эволюции партии, проделавшей путь от авангардной леворадикальной организации до умеренной центристской партии, завоевавшей власть и приведшей своего лидера в президентский дворец, внутриполитическая ситуация в Бразилии часто кажется мало предсказуемой.


ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕКОМПРЕССИИ


31 марта 1964 г. в результате правого переворота к власти пришли вооруженные силы, затем управлявшие страной более 20 лет. Концентрация власти в руках военного командования, ослабление представительных институтов, чрезмерная централизация управления, директивные методы руководства сосуществовали с некоторыми внешними атрибутами демократии - регулярно проводимыми выборами, сменой президентов, функционированием, правда, ограниченным, политических партий.


С середины 70-х годов начинается период постепенной либерализации ("декомпрессии") режима, сопровождавшийся восстановлением многопартийности, проведением прямых выборов губернаторов штатов, признанием (с определенными ограничениями) права трудящихся на забастовку, легализацией массовых организаций и амнистией политическим заключенным.


Декомпрессия диктатуры благоприятствовала основанию Партии трудящихся, не имеющей аналогов в современной политической истории Латинской Америки: в отличие от абсолютного большинства субъектов политики РТ формировалась снизу на базе массовых народных движений в ходе выступлений рабочего класса и не была связана ни с государственными структурами, ни с предпринимательскими кругами. Формально инициатива по созданию партии была предпринята в январе 1979 г. на съезде металлистов, представлявших наиболее боевые профсоюзы индустриального пояса Сан-Пауло. Во время массовых выступлений трудящихся новое поколение профсоюзных лидеров во главе с бывшим токарем Луисом Инасио да Силвой - Лулой (впоследствии эта партийная кличка стала частью фамилии) выдвинули идею создания политической партии нового типа.


В феврале 1980 г. состоялся учредительный съезд Партии трудящихся, в котором, по различной информации, приняли участие от 700 до тысячи делегатов. Наряду с профсоюзами в ней были представлены и базовые христианские общины, созданные под эгидой католической церкви на промышленных предприятиях и в сельской местности, а также сторонники леворадикальной "теологии освобождения". По данным социологических опросов, PT поддерживала почти половина приходских священников (1).


Третьим течением стало так называемое "красное крыло", представленное леворадикальными организациями самой различной ориентации (геваристами, неотроцкистами, маоистами и т.д.). Наиболее известные среди них - Социалистическая конвергенция, Свобода и борьба, Социалистическая демократия, Революционная коммунистическая партия, Движение за возрождение пролетариата, Рабочее дело, Коммунистическая бразильская революционная партия (2). Достаточно прочное положение в руководстве партии заняли представители интеллектуальной элиты, прежде всего университетской профессуры.


Самое пристальное внимание обратила на новую партию и международная социал-демократия. На очередном съезде партии в сентябре 1981 г. присутствовали представители социал-демократических и социалистических партий Испании, Швеции, ФРГ, предпринимались попытки оказать воздействие на контролируемые РТ профсоюзы при помощи Фонда Эберта.


С момента основания Партия трудящихся стремилась к сохранению более или менее однородного социального состава. Как иронично отмечала бразильская пресса начала 80-х годов, РТ превратилась в своего рода элитарный клуб, в который не могли вступить богатые. Партия считала своей первостепенной задачей борьбу за автономию и возрождение рабочего класса и не допускала в свои ряды эксплуататоров чужого труда (3). Тем не менее, ориентация на социальные низы не привела к социальной однородности партии, отсутствие которой наблюдается и в настоящее время.


"Генетические" корни РТ отразились и на ее идеологических концепциях. Как справедливо отмечал бразильский исследователь Л.Мартинс Родригес, идеология РТ "представляла собой не всегда гармоничную смесь социал-демократических, ленинских и троцкистских концепций, к ним добавлялось влияние умеренного "католического социализма" и не такой уж умеренной "теологии освобождения". Ко всему этому следует добавить определенные дозы "третьемировского национализма", антисоветизма и профсоюзного прагматизма" (4). Партия видела свою конечную цель в создании равноправного общества без эксплуататоров и эксплуатируемых, отмечала необходимость глубоких преобразований в экономической и политической структуре страны (5). Вскоре в выступлениях ее лидеров начинает фигурировать термин "демократический социализм", однако они не могли определить реальной модели будущего общества и отвергали как существовавший в то время "бюрократический социализм" восточноевропейского типа, так и социал-демократию западного образца. Природа социализма представлялась довольно туманной даже для руководства PT, не говоря уже о рядовых членах (6). Так, в одном из интервью этого периода Лула дал свое объяснение понятию социал-демократия: это капиталистическая система, достигшая своих вершин, предоставившая широкие возможности рабочему классу в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и транспорта. Лидер партии признал, что многие стороны жизни в странах с развитой социал-демократией более совершенны по сравнению с существовавшим в то время обществом "реального социализма".


Однако, по его мнению, социал-демократические правительства смогли пойти на уступки своим гражданам вследствие того, что другие народы трудятся подобно рабам. "Я не рассматриваю социал-демократию как альтернативу, как своего рода третий путь. На мой взгляд, третьего пути вообще не существует", - заявлял лидер РТ (7). По его мнению, социализм - это общество, в котором результаты труда, произведенные всеми, распределяются среди всех; это система, где предусмотренное законом равенство осуществляется на практике, где не урезаются творческие способности личности, нет ограничений в области культуры, соблюдаются право на передвижение и свобода выражения, существуют политический плюрализм и многопартийная система. Социализм не создается по декрету, а формируется в течение длительного исторического периода, зависит от уровня политической подготовки и взаимопонимания в обществе (8).


В рядах РТ постоянно происходила острая внутрипартийная дискуссия и относительно определения типологии партии. Большинство выступали за широкую массовую легальную партию, отвергали принцип демократического централизма, признавали широкое разнообразие революционных течений в мировом масштабе. Как отмечалось на страницах "PT. Boletim Nacional", партия не может и не должна быть приверженцем "марксистской" теории, потому что абстрактного марксизма не существует. РТ же может и должна выработать теорию преобразования бразильского общества, и эта теория будет охватывать не только марксистские традиции, но и другие течения революционной мысли. "Становится все более очевидным, что в Бразилии не каждый хороший член нашей партии обязательно должен быть марксистом, однако каждый хороший марксист обязательно должен вступить в ряды РТ", - подчеркивал центральный печатный орган партии. Некоторые течения, прежде всего Революционная коммунистическая партия, выступали за конспиративный характер РТ, за жесткое и неукоснительное соблюдение принципа демократического централизма, сохраняли свои волюнтаристские и догматические взгляды предшествующего периода (9).


В начальный период деятельности РТ существовали и различные точки зрения относительно форм и методов борьбы. Как отмечал член национального руководства партии П.Абрамо, "на пути к социализму в Бразилии не будут преобладать ни избирательная, ни вооруженная борьба, основным направлением станут организованные коллективные политические акции" (10). Тем не менее, не исключалась необходимость вооруженной борьбы для захвата политической власти (11).


В условиях либерализации военного режима РТ призывала к борьбе против крупного национального и международного капитала, усиливающейся интернационализации экономики, роста экономической, финансовой и технологической зависимости, за укрепление государственного сектора и проведение радикальной аграрной реформы. Экономическая программа, опубликованная в октябре 1982 г. и рассчитанная на краткосрочную перспективу, была направлена на улучшение положения широких слоев населения, однако носила утопический и пропагандистский характер, поскольку не учитывала реальную социально-экономическую ситуацию в стране и не намечала конкретных механизмов ее изменения. На практике многие меры, предлагаемые партией, были взаимоисключающими. В частности, указанный документ предусматривал существенный пересмотр внешней задолженности, ликвидацию безработицы и выплаты ежемесячного пособия безработным в размере 150% минимальной заработной платы, повышение самoй минимальной заработной платы на 55% и радикальное уменьшение арендной платы, снижение инфляции и автоматическую индексацию зарплаты, изменение системы налогообложения. Социальные программы включали, наряду со стабильной занятостью и 40-часовой рабочей неделей, городскую и аграрную реформы, решение проблемы жилья и медицинского обслуживания (12).


В политической области РТ выступала за предоставление трудящимся всей полноты экономической и политической власти; восстановление демократии; широкую амнистию; ликвидацию карательных органов и наказание виновников репрессий; отмену закона о национальной безопасности; полную легализацию политических партий и независимость профсоюзных организаций от государства; расширение избирательных прав, проведение свободных и прямых выборов и созыв Национальной конституционной ассамблеи (13).


Анализируя дальнейшие перспективы демократизации, Партия трудящихся подвергала резкой критике проекты не только правящих кругов, но и оппозиционных партий, при этом далеко не всегда учитывалось реальное соотношение сил. Так, проекты, выдвигаемые умеренными политическими силами, квалифицировались как соглашательские и выражающие интересы определенных кругов буржуазии, имеющих некоторые разногласия с военной диктатурой в ущерб интересам трудящихся масс.


Не отказываясь от завоевания политической власти, РТ выдвигала на ближайшую перспективу ряд основных задач: существенное повышение реальной заработной платы, борьба с безработицей и регулирование цен; борьба против Закона о национальной безопасности, антизабастовочного и прочего репрессивного законодательства; осуществление радикальной аграрной реформы под контролем трудящихся; односторонний мораторий на выплату внешней задолженности, борьба против политики, диктуемой Международным валютным фондом, национализация банков и монополий; немедленное проведение прямых президентских выборов и выдвижение собственного кандидата в президенты. Будущее гражданское правительство должно было обеспечить изменение трудовых отношений и структуры собственности в городе и деревне, полную свободу деятельности профсоюзов, политических партий и других объединений, национализировать систему здравоохранения, образования и транспорта, организовать хранение и распределение продуктов питания, реорганизовать финансовую и банковскую системы, разрешить жилищный вопрос, "заморозить" цены на продукты первой необходимости, изменить налоговое законодательство, в частности, резко повысить налоги на крупную собственность и на наследство, увеличить в четыре раза минимальную заработную плату, осуществить изменения в системе средств массовой информации, особенно радио и телевидения, расширить право голоса, предоставив его неграмотным и рядовому составу вооруженных сил, обеспечить проведение прямых выборов всех структур власти снизу доверху (14).


Руководство партии понимало, что она не в состоянии осуществить свой проект самостоятельно, и призывало к сотрудничеству различные массовые организации. Одновременно признавались неприемлемыми глобальные союзы с господствующими классами и выражающими их интересы политическими партиями, хотя допускалась возможность конкретных соглашений по отдельным вопросам.


Несмотря на свою малочисленность, депутаты от Партии трудящихся играли определенную роль в законодательных органах власти - на федеральном и особенно на местном уровнях. В Национальном конгрессе у партии не было четко разработанной стратегии, ее основная задача сводилась к одобрению или отклонению того или иного закона.


Большинство депутатов от РТ не имели соответствующего опыта и мало участвовали в законотворчестве. Поскольку РТ требовала строгого соблюдения партийной дисциплины, депутаты не могли самостоятельно принимать оперативные решения. Подсчеты американской исследовательницы М.Кекк подтверждают, что РТ активнее использовала парламентский форум по сравнению с другими партийными фракциями, однако реже выступала с законодательными инициативами: в течение 1983 г. из 220 предложений только 20 было выдвинуто РТ, из 336 законопроектов партией разработано только 13 (15). Как и другие оппозиционные партии, РТ принимала самое активное участие в кампании за проведение прямых президентских выборов, однако после отклонения конгрессом соответствующей поправки призвала к их бойкоту. Подобное решение фактически не повлияло на политические процессы в стране, однако нанесло ущерб самой партии, поскольку из-за несогласия с решением руководства ее ряды покинули трое из восьми федеральных депутатов (16).


Взаимоотношения РТ с профсоюзным и рабочим движением существенно отличались как от парламентских, так и от традиционных авангардных партий. Несмотря на крайне неоднородный состав Партии трудящихся с момента ее создания, она, подобно марксистским организациям, выступала от имени рабочего класса и считала его своей основной социальной базой. В то же время, в отличие от коммунистов, РТ высказывалась за независимость рабочего движения как от государства, так и от работодателей, религиозных и других общественных организаций, политических партий и не считала профсоюзы своими "приводными ремнями". На практике же в начальный период деятельности РТ происходило полное смешение партийных и профсоюзных функций. Как упоминалось выше, партия возникла под воздействием массовых выступлений рабочего класса, а многие ее лидеры, прежде всего Лула, непосредственно руководили забастовочным движением. В первые годы существования партии в ее работе сочетались прямые действия и политические методы, однако после весьма скромных итогов на выборах 1982 г. и обострившихся противоречий между парламентской фракцией и лидерами, работавшими внутри партии, укрепились позиции тех, кто считал парламентские методы бесполезными и призывал к более активной работе в профсоюзном и крестьянском движениях.


Вскоре РТ потеснила в политическом спектре традиционные левые и левоцентристские партии. В августе 1983 г. по ее инициативе и под непосредственным руководством был создан Единый профцентр трудящихся (CUT), при этом ячейки партии, как правило, являлись ядром профсоюзных организаций. CUT включил в свой состав около 900 профсоюзов, в том числе 11 федераций, а его влияние постепенно выходило за пределы Сан-Пауло и охватывало большинство штатов (17). Руководство РТ стояло и у истоков создания другой мощнейшей организации - радикального Движения безземельных (MST), выступающего за решение аграрной проблемы и активно использующего массовые акции протеста, включая силовые методы вроде несанкционированного захвата земель.


Таким образом, в первой половине 80-х годов проявились как сильные, так и слабые стороны деятельности PT. Росту авторитета и влияния партии способствовали ее тесная связь с рабочим движением и гражданским обществом в целом, активная борьба за решение или смягчение острых социальных проблем, стремление учитывать мнение рядовых масс при принятии решений, широкие мобилизационные возможности, близкие контакты с известными представителями левой интеллигенции и базовыми христианскими общинами. Само возникновение PT разрушило многие стереотипы бразильской политики, заставило правящие круги считаться с мнением масс. В то же время на деятельности партии не могли не сказаться максималистские лозунги, недостаточная гибкость и некоторая оторванность от реальной действительности, сектантские позиции и отказ от тесного сотрудничества с более умеренными оппозиционными силами, внутренняя политическая неоднородность и постоянные рецидивы ультралевизны, в частности, недооценка парламентской деятельности и стремление к прямым действиям. В тот период выдвигаемые партией лозунги отпугивали не только значительную часть средних слоев, но и многих представителей трудящихся. Возникнув снизу в результате классовых битв, в дальнейшем РТ не смогла избавиться от традиционного порока бразильской политики - излишней ее персонификации, связанной с популистскими лидерами. В условиях декомпрессии военно-диктаторского режима РТ действовала как типичная авангардная партия с высокими мобилизационными возможностями во время массовых акций протеста при слабой электоральной базе.


 Несмотря на то, что радикальные течения прекратили вооруженную борьбу и партия де-юре существовала в рамках законодательного поля, легальная деятельность не пользовалась успехом у рядовых членов партии, а сторонники парламентских методов обвинялись в предательстве интересов трудящихся. Одновременно партия фактически руководила массовыми социальными движениями, в первую очередь, Единым профцентром трудящихся и Движением безземельных.


ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ


В результате выборов 15 января 1985 г. была восстановлена система представительной демократии, получившая название Новой Республики. На определенный период правящий Демократический альянс (AD) в составе левоцентристской Партии бразильского демократического движения (PMDB) и умеренно правой Партии либерального фронта (PFL) смог установить абсолютную монополию на политическую власть. Основные политические реформы были направлены на ликвидацию последствий диктаторского режима и институционализацию демократических политических институтов. Гражданское правительство оставило в силе закон об амнистии для виновников репрессий, принятый еще в 1979 г. Была упразднена коллегия выборщиков и принято решение об избрании президента на основе всеобщего, тайного и прямого голосования и проведении выборов мэров и других представителей местной власти. В результате легализации всех политических партий был полностью восстановлен политический плюрализм. Вступление в силу правительственных законопроектов без одобрения конгресса отменялось, и это давало возможность парламентариям принимать более активное участие в законотворчестве.


Формальным завершением переходного периода стало принятие Конституции (1988 г.), которая явилась наиболее демократичной за всю политическую историю страны: она провозглашала Бразилию демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей труда, свободного предпринимательства и политического плюрализма. В качестве модели принималась федеративная президентская республика. Заметно ограничивались полномочия федеральных органов и расширялись права штатов и муниципий, полномочия же президента заметно сокращались за счет расширения прерогатив Национального конгресса. Конституция юридически закрепляла прямые, тайные и всеобщие выборы президента, вице-президента, депутатов, сенаторов, губернаторов, членов законодательных ассамблей штатов, мэров и мировых судей. Основной закон предоставлял новые возможности для прямого участия избирателей в разработке законодательства.


Большое внимание в новом Основном законе уделено регламентации деятельности политических партий, за которыми закрепляется монополия на политическое представительство. В то же время Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жесткой партийной дисциплиной. Провозглашается свобода создания, слияния и роспуска общенациональных политических партий, их деятельность должна носить парламентский характер и не зависеть в финансовом отношении от зарубежных государств. Партиям предоставляется полная автономия в определении их внутренней структуры, организации и функционирования. Уставы партий регистрируются Верховным избирательным трибуналом, они частично финансируются государством в соответствии с количеством голосов, полученных на предыдущих выборах, обладают правом бесплатного пользования радио и телевидением, а также правом на создание парламентских фракций и коалиций. Партиям запрещено иметь военизированные формирования (18).


Первому демократическому правительству досталось крайне тяжелое экономическое наследие - глубочайший в истории страны экономический спад, необычайно высокий уровень безработицы, беспрецедентный разгул насилия и преступности, максимальный уровень инфляции и крупнейшая в мире внешняя задолженность. Экономические реформы, принятые на первом этапе, дали временный результат, а впоследствии только усугубили экономические и социальные проблемы и привели к резкому падению популярности входящих в правительство партий.


Изменения в партийном и электоральном законодательствах, отсутствие каких-либо ограничений на регистрацию объединений способствовали дальнейшей фрагментации партийно-политической структуры. Новые партии появлялись чаще всего в результате раскола и перегруппировки парламентских фракций. Многие парламентарии в зависимости от политической конъюнктуры с легкостью меняли партийную принадлежность, в результате в глазах избирателя очертания политических партий становились еще более аморфными. В течение пяти лет гражданского правления число парламентских партий постоянно возрастало:


в 1985 г. в Палате депутатов было представлено 6 партий,


в 1986 г. - 9, в 1987 г. - 12,


в 1988 г. - 17,


в 1989 и 1990 г. - 22.


В Сенате число партий, учитывая более сложный механизм избрания, было несколько меньшим, однако в целом сохранялась та же тенденция (1985 г. - 5, 1986 г. - 8, 1987 г. - 9, 1988 г. - 8, 1989 г. - 9 и 1990 г. - 11) (19).


В подобных условиях важное место в тактике РТ занимали массовые акции. Активная позиция партии как группы давления сыграла немаловажную роль во время обсуждения проекта конституции и способствовала закреплению в Основном законе положения о прямых выборах и других демократических и социальных завоеваниях. Именно активное участие РТ и других групп давления в конституционном процессе привело к тому, что относительно консервативное по своему составу учредительное собрание приняло самую демократичную конституцию в истории Бразилии, включающую к тому же широкие социальные гарантии.


Одновременно РТ выступила с резкой критикой политики правящей коалиции, организовала волну забастовок и захваты земель, требовала отставки президента и досрочного проведения выборов. Члены бывших леворадикальных группировок неоднократно прибегали и к вооруженным акциям, однако рецидивы экстремизма получили единодушное осуждение со стороны большинства членов партии.


После восстановления в стране демократии РТ принимает активное участие в избирательных кампаниях на всех уровнях, электорат партии растет, а ее харизматический лидер не без основания претендует на пост президента. В результате резкого падения популярности партий, входящих в AD, на муниципальных выборах 1988 г. Партия трудящихся победила в 32 муниципалитетах, включая три столицы штатов (Сан-Пауло, Порто-Алегре и Витория), и получила посты мэров в трех городах, входящих в индустриальный пояс Сан-Пауло (Сан-Бернардо, Санто-Андре и Диадема). Избрание активистов партии на высшие должности в крупнейших индустриальных центрах страны позволило PT более активно включиться в политическую жизнь. В то же время практическая деятельность не принесла желаемых результатов и в какой-то мере обострила внутрипартийную ситуацию. Как отметил впоследствии один из ветеранов PT, известный экономист П.Зингер, "рядовые члены партии ожидали, что товарищи, находившиеся "у власти", смогут осуществить революцию в руководимых ими городах, направив все имевшиеся в их распоряжении средства на нужды самых обездоленных. Рядовые партийцы игнорировали тот факт, что без парламентского большинства и массовой социальной поддержки резкая смена приоритетов была невозможной" (20).


Состоявшиеся в ноябре 1989 г. президентские выборы выявили не только резкое падение популярности правящей коалиции, но и поляризацию, фрагментарность, неустойчивость и аморфность всей партийно-политической структуры, недостаточную разработанность программных установок входящих в нее партий и неопределенность их социальной базы. В первом туре голосования (15 ноября 1989 г.) приняли участие 22 претендента, однако 14 из них не получили и одного процента голосов. Лидировал же в первом туре представитель традиционной политической элиты, губернатор штата Алагоас Ф.Коллор де Мелло, создавший Партию национальной реконструкции (PRN) и получивший 20,6 млн (28,5%) голосов. На втором месте с заметным отрывом за ним следовал Л.И.Лула да Силва (11,6 млн, 16,1%), а на третьем оказался лидер Демократической трабальистской партии (PDT) Л.Бризола (11,2 млн, 15,5% голосов) (21).


Во время избирательной кампании все кандидаты стремились в первую очередь заручиться поддержкой губернаторов, сенаторов, депутатов, префектов и других представителей местной власти, что косвенно подтверждает широкое распространение клиентелизма как механизма политической власти и второстепенность партийных структур. Стало очевидным, что бразильские избиратели голосовали прежде всего за того или иного политика, а его партийная принадлежность не имела для них принципиального значения. Так, на президентских выборах PRN и PT, поддержавшие двух наиболее популярных кандидатов, получили в сумме 48% голосов, однако это дало им менее 5% мест в Палате депутатов (22).


Вышедшие во второй тур Ф.Коллор и впервые сделавший заявку на президентский пост Лула придерживались диаметрально противоположных взглядов. Платформа стоящего на неолиберальных позициях кандидата "новых правых" предусматривала ликвидацию ограничений для деятельности транснационального капитала, ослабление государственного вмешательства в экономику, приватизацию основных предприятий, заключение с профсоюзами полугодового моратория на повышение зарплаты для обуздания инфляции. Коллор выступал также за введение парламентской формы правления вместо президентской, резкое сокращение госаппарата и его "очищение" от коррупции, а также за ликвидацию службы национальной безопасности. Позиции партии поддержали крупнейший информационный концерн "Глобо", Федерация промышленников штата Сан-Пауло, правые и правоцентристские партии (23).


Программа Лулы предусматривала установление жесткого государственного контроля над банками, прекращение выплаты внешней задолженности, перераспределение необрабатываемых земель и ускорение аграрной реформы, повышение реальных доходов населения. На его стороне оказалась группа депутатов от PMDB, хотя сама партия в конечном счете заняла нейтральные позиции. Критическую поддержку оказала и Партия бразильской социал-демократии. Лидер PDT Бризола также призвал свою партию оказать активную поддержку кандидату РТ. Некоторые члены Социально-демократической партии (PDS), особенно в Рио-Гранде-до-Сул, перешли на сторону Лулы (24). Во втором туре за Коллора проголосовали 34,3 млн избирателей, а за Лулу - 30,8 млн (соответственно, 53 и 47%) (25).


Как отмечает бразильская исследовательница М. д\'Алва Жил Кинзо, кажущийся парадокс заключался в том, что у победителя не было партийной базы и ощутимой поддержки в гражданском обществе, потерпевший же поражение основательно опирался на политическую партию с достаточно четкими программными и идеологическими установками и тесно сотрудничавшую с социальными движениями. В результате полевых исследований стало очевидно, что в стране с крайними формами социального неравенства, с низким уровнем политизации и с еще хрупкими демократическими институтами избирательная стратегия, основанная на четких идейных и программных установках, далеко не всегда находила отклик у избирателей (26).


Также стало очевидным и усиление поляризации бразильского общества: центристские партии выпали из политической борьбы, а основное соперничество развернулось между крайне правым и крайне левым кандидатами. Можно согласиться с большинством бразильских аналитиков (Б.Ламунье, М.д\'Алвой Жил Кинзо, В.Лимой, А. де Соузой и др.), отмечавшими плебисцитарный характер выборов (27), только в данном случае в качестве основных соперников выступали не сторонники и противники авторитаризма и демократии, а приверженцы различных концепций общественного развития. Нельзя не учитывать и тот факт, что Коллор для значительной части населения представлял меньшее зло по сравнению с Лулой (28).


Важно отметить и несоответствие социальной базы политических партий и выдвигаемых ими лозунгов. Как подчеркивала российский историк Л.С.Окунева, парадоксально, но факт: за кандидата правых проголосовали бедные, обездоленные люди, с самым низким уровнем образования, проживающие в маленьких городах и селениях, а за левых отдали свои голоса представители наиболее образованной, обеспеченной части общества, жители крупных городов. При этом, конечно, "вылепленный" массмедиа негативный образ будущего президента оказал наибольшее воздействие на социально-психологические установки маргинализированной, люмпенской части бразильского общества (29). (Подобная точка зрения справедлива при оценке массового избирателя. Очевидно, что за Коллора проголосовали также представители традиционной аристократии, современные неолибералы и часть средних слоев, напуганная радикальными лозунгами левого кандидата.)


Особенности политической психологии массового бразильского избирателя и ошибки, допущенные Партией трудящихся во время избирательных кампаний, подметил и сам Лула:


"... Я показывал Лулу как бывшего помощника красильщика, бывшего токаря, бывшего профсоюзного лидера, бывшего заключенного, одним словом, такого же бразильца, как и все... Однако оказалось, что рабочие сделали прямо противоположные выводы: никто не хотел быть таким бразильцем, как я. Они хотели быть бразильцами с университетским дипломом, с лучшими жилищными условиями, с лучшей интеллектуальной подготовкой, и чтобы лучше было качество жизни" (30).


VII съезд Партии трудящихся (июнь 1990 г.) объявил своими целями ликвидацию системы угнетения и поступательное построение социалистического общества, подтвердил приверженность идеалам демократического социализма и социалистического интернационализма. Делегаты высказались за мобилизацию профсоюзов и всего бразильского народа на борьбу против экономической политики правительства, за создание параллельного теневого кабинета для разработки альтернативных вариантов развития экономики.


Но в это время на судьбу PT стал заметно влиять "внешний фактор". После дезинтеграции СССР в 1991 г., распада мировой системы социализма, резкого ухудшения социально-экономической ситуации на Кубе и вызванного всем этим разочарования в социалистических идеалах как таковых в мире в целом и в Бразилии в частности влияние PT заметно снизилось.


Сыграли роль и субъективные факторы. Так, в 1992 г. РТ внесла свою лепту в процесс импичмента президента Ф.Коллора де Мелло, однако не смогла воспользоваться открывшимися возможностями и получить ответственные посты в правительстве И.Франко, занявшего в результате президентское кресло.


Основная борьба за президентский пост на выборах 1994 г. развернулась между кандидатом от Партии бразильской социал-демократии (PSDB), известным социологом, экономистом и политиком Ф.Э.Кардозо и Лулой. Партия трудящихся оказалась в невыгодной ситуации, поскольку PSDB перехватила у нее многие лозунги, про-возгласив в качестве важнейших целей ослабление социальной дезинтеграции, разработку экономической модели, основывающейся на социальной справедливости, модернизации и повышении эффективности экономики, наполнении демократической модели социальным содержанием. Необычайно популярными стали и лозунги реформирования государства, которое, уходя из экономики, в какой-то мере должно было оставаться социальным гарантом. Политические реформы предполагали изменения в партийно-политической структуре и избирательной системе, административную и налоговую реформы и реформу социального обеспечения (31).


Привлекательнее для избирателя оказалась и личность Ф.Э.Кардозо, который пользовался популярностью в интеллектуальных кругах, среди государственных служащих и средних городских слоев в целом, а также у части трудящихся. Естественно, что и предпринимательские круги сделали ставку на более респектабельного политика. В результате Ф.Э.Кардозо победил уже в первом туре голосования, получив 54,3% голосов, в то время как за Лулу проголосовали только 27% избирателей (32). Результаты оказались для РТ гораздо скромнее по сравнению с предыдущими выборами, но партия сохранила свой традиционный электорат. PSDB же удалось привлечь на свою сторону колеблющиеся элементы, что и привело ее к победе.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 A igreja nas bases em tempo de transicao. Sao Paulo, 1986, р. 13, 113.
2 O Estado de Sao Paulo, 13.IV.1986.
3 М.G a d o t t i, O.P e r e i r a. Pra que PT. Origem, projeto e consolidacao do Partido dos Trabalhadores. Sao Paulo, 1989, p. 19.
4 L.M a r t i n s R o d r i g u e s. A composicao social da lideranca do PT. Sao Paulo, 1989, p. 3.
5 Partido dos Trabalhadores. Programa. Manifesto. Estatuto. Brasilia, 1984.
6 F.F e r n a n d e s. Que tipo de Republica? Sao Paulo, 1986, p. 95; L.M a r- t i n s R o d r i g u e s. Op.cit., p. 1.
7 Socialismo e democracia. Sao Paulo, 1986, N 11, p. 20.
8 Ibid., p. 17, 22.
9 PT. Boletim Nacional. S.l., 1987, N 28, p. 13.
10 Ibid., p.14.
11 Folha de S. Paulo, 29.XII.1985.
12 См. подробнее: M.G a d o t t i., O. P e r e i r a. Op. cit., p. 99-104.
13 Partido dos Trabalhadores.., p. 5-16; PT. Pelo avanco da organizacao popular em todo o Brasil. Sao Paulo, 1984.
14 PT. Boletim Nacional, 20.XI.1983.
15 M.K e c k. The Worker\'s Party and Democratization in Brazil. New Haven - Lon-don, 1992, p. 217.
16 O Estado de Sao Paulo, 15.I.1985.
17 Профсоюзы мира. М., 1989, c. 338.
18 Constituicao. Republica Federativa do Brasil. Brasilia, 1988, art. 17.
19 Dados. Revista de ciencias sociais. Rio de Janeiro, 1993, vol. 36, N 1, p. 97, 100.
20 www.pt.org.br/site/artigos/artigos_int.asp? cod=628
21 Tribunal Superior Eleitoral. Coordenacao Geral de Informatica. Brasilia, 1989; Dados, 1994, vol. 37, N 1, p.11.
22 Dados, 1994, vol. 37, N 1, p. 7.
23 См. подробнее: Латинская Америка: политические партии и социальные движения, т. 3. М., 1994, c. 27-28.
24 Dados, 1994, vol. 37, N 1, p. 12.
25 Экономическая и политическая ситуация в Латинской Америке. Итоги 1989 и тенденции 1990 гг. Вып. 5. М., 1990, c. 113.
26 Dados, 1992, vol. 35, N 1, p. 49, 64.
27 B.L a m o u n i e r. Partidos e utopias: Brasil no limiar dos anos 90. Sao Paulo, 1989; Sociedade, Estado e partidos na atualidade brasileira. Sao Paulo, 1992; Dados, 1992, vol. 35, N 1, etc.
28 B.L a m o u n i e r. Op. cit.
29 Л.С.О к у н е в а. На путях модернизации: опыт Бразилии для России. М., 1992, с. 52.
30 PT. Boletim Nacional. Novembro-Di-zembro 1987 - Janeiro 1988.
31 См. подробнее: Проблемы современной Бразилии и возможности российско-бразиль-ского партнерства. М., 2001, с. 40-41.
32 www.georgetown.edu/pdba/Elecdata/ Brazil/ pres94.html


Окончание следует

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005