Институт Латинской Америки
Российской академии Наук
На правах рукописи
Данненберг Антон Николаевич
РОССИЙСКО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Специальность 07.00.03
Всеобщая история (новая и новейшая история)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Москва - 2006
Работа выполнена в Институте Латинской Америки
Российской академии наук
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор СИЗОНЕНКО Александр Иванович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор МАРЧУК Николай Николаевич
кандидат исторических наук, доцент БОРОДАЕВ Владимир Алексеевич
Ведущая организация: Дипломатическая академия МИД РФ
Защита диссертации состоится «31» октября 2006 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.032.02 в Институте Латинской Америки РАН по адресу: 113035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Латинской Америки РАН.
Автореферат разослан «____» _____________ 2006 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета,
кандидат исторических наук Пегушева Л.В.
Окончание «холодной войны» и распад социалистического лагеря повлекли за собой глобальные изменения на геополитической карте мира, и ознаменовали начало нового постбиполярного периода в мировой истории. Целый ряд государств, в том числе и Российская Федерация, вышли на мировую арену в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, включившись в процесс политического демократического развития и экономической глобализации. В новых условиях России заново пришлось выстраивать свою внешнеполитическую линию и налаживать отношения, как с бывшими противниками, так и с союзниками бывшего Советского Союза.
Российская внешняя политика после распада СССР стала строиться на новой деидеологизированной основе, переориентировав свое основное внимание с бывших союзников по социалистическому лагерю на государства Запада, и, в первую очередь, США. Перестройка всей системы международных отношений повлекла за собой и изменение места и роли отдельных государств в контексте глобализирующегося мира. Россия, потеряв статус сверхдержавы, отказалась в начале 1990-х годов от своих геополитических притязаний, дистанцировавшись от некоторых государств, которые, несмотря на крушение Восточного блока, оставались на прежних идеологических позициях, продолжая отстаивать принципы социалистического экономического и политического устройства. К ним относилась и Куба.
В российско-кубинских отношениях в первые годы после СССР прежняя модель сотрудничества была демонтирована, а новая так и не заняла ее место, ввиду ряда причин, в первую очередь политического характера. Лишь с середины 1990-х годов Куба постепенно начала возвращаться в круг внешнеполитических интересов Российской Федерации, и начались поиски новых возможных форм сотрудничества. Этот процесс проходил крайне сложно, ввиду наличия затруднений, как экономического, так и политического характера. В 1990-е годы была заложена основа обновленной модели взаимоотношений, основанной на учете двусторонних интересов.
Тем не менее, на современном этапе своего развития российско-кубинские отношения, несмотря на устранение целого ряда препятствий, все еще находятся в «сложном» состоянии, не получая должного развития. Хотя, как отметил президент Российской Федерации В.В. Путин в своем поздравительном послании Ф. Кастро в августе 2006 года, «Россия и Куба и впредь будут активными партнерами, нацеленными на развитие взаимодействия в различных областях в интересах народов двух стран, обеспечения мира и стабильности».
В связи с этим крайне актуальным представляется изучение российско-кубинских отношений с практической точки зрения, то есть с точки зрения практики восстановления отношений между двумя государствами, после фактически полного крушения прежней отлаженной модели двустороннего сотрудничества.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что после распада СССР, Российская Федерация начала выстраивать свою внешнеполитическую линию на деидеологизированной основе, активно налаживая отношения со странами Запада и, в первую очередь, с США – главным противником Кубы. В данном контексте особенно остро встает задача выявления принципов взаимоотношений России и Кубы в плане формирования однополюсного мира, в условиях американо-кубинского конфликта. Сегодня, когда «усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США», необходимо определить механизмы взаимодействия между двумя государствами с различными политическими и экономическими системами, такими как Россия и Куба, к тому же, учитывая их многолетние исторические традиции дружбы и сотрудничества. Актуальность данной темы определяется также и тем, что сегодня крайне необходим анализ процесса формирования и практики советско-кубинских отношений. Несмотря на то, что советская и зарубежная историография уделяла большое внимание данной проблеме в 60-80-е годы, многие из работ отличались односторонностью подходов, крайней идеологизированностью. Таким образом, существует явная необходимость определенного переосмысления советско-кубинской модели сотрудничества. Краткий исторический экскурс, введенный в диссертацию, требуется и для того, чтобы глубже и шире показать корни и традиции двусторонних отношений, а также ввести в научный оборот целый ряд новых источников, среди которых следует выделить большое количество воспоминаний политических деятелей той эпохи, а так же сборник документов «Россия-Куба. 1902-2002: Документы и материалы», увидевший свет в 2004 году.
Необходимо отметить и тот факт, что на сегодняшний день в отечественной латиноамериканистике пока нет ни одного комплексного исследования по проблемам российско-кубинского сотрудничества после распада СССР.
Объектом исследования работы являются проблемы кризисного развития российско-кубинских отношений в 1990-е – начале 2000-х гг. и перспективы их дальнейшего развития. Предметом исследования работы является формирование, практика и проблемы российско-кубинских отношений после распада СССР. Особое внимание в работе уделяется выявлению основных этапов и направлений их двусторонних отношений в прошлом и настоящем, а так же анализу тенденций российско-кубинского сотрудничества во взаимосвязи с внутриполитическими процессами в России и на Кубе, с учетом современной международной обстановки.
Целью исследования является комплексный анализ российско-кубинских отношений в постбиполярный период (1991 -2005 гг.), выявление их основных направлений и тенденций развития. Одним из аспектов исследования является анализ основополагающих этапов двусторонних взаимоотношений, выявление их ключевых характеристик. Исходя из поставленной цели, в данной диссертационной работе решаются следующие задачи:
Освещение основных этапов развития российско-кубинских и советско-кубинских отношений от их зарождения до момента распада СССР и их оценка;
Анализ становления и развития российско-кубинских отношений после 1991 года, в условиях формирования однополюсного мира, взаимодействия двух государств на международной арене;
Анализ трудностей и противоречий возникших на пути развития двусторонних отношений в постбиполярный период.
Исследование основных направлений сотрудничества Российской Федерации и Кубы в 1990-е- начале 2000-х гг. во взаимосвязи с внутриполитической и внутриэкономической ситуации в обоих государствах;
Оценка современного этапа двусторонних отношений и выявление возможных перспектив сотрудничества двух стран.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с начала XIX века – времени зарождения первых контактов между Россией и Кубой, до 2005 года. Однако основной упор делается на период 1991-2005 гг. Точкой отсчета стал распад СССР и выход России на международную арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Именно в этот период формировался кубинский вектор новой российской внешней политики, определялись его основные черты.
Методология и теоретическая основа диссертационного исследования обусловлена необходимостью наиболее полного освещения предмета исследования. Ввиду того, что основной задачей исследования является создание комплексной исторической картины двусторонних отношений, а так же их нынешнего состояния, наиболее оптимальным представляется комплексный подход, включающий в себя комбинирование методов исследования истории, социологии, а в некоторых случаях и политологии. Помимо этого методологической основой исследования послужили принцип системного анализа и сравнительно-исторический подход. Разнообразие подходов связано с тем, что тематика работы лежит на стыке истории, истории международных отношений и политологии.
Состояние научной разработки темы и источнико-документальная база диссертации. Интерес к изучению двусторонних отношений в отечественной науке появился в 1960-е годы, и был связан с революцией на Кубе и последующим установлением тесных советско-кубинских отношений. В советский период появилось большое количество работ, посвященных изучению прошлого и современного двусторонних связей. Давая общую характеристику работам отечественных латиноамериканистов в советский период, следует отметить, что, несмотря на то, что они дали всестороннюю картину российско-кубинских и советско-кубинских отношений, эти работы имели некоторые недостатки, которые в первую очередь были связаны с высокой степенью идеологизации данной темы. В силу этого, в работах советского периода явно существовал перекос в сторону идеализации двусторонних отношений ССР и Кубы, а также умалчивалось об их недостатках и проблемах.
Говоря о начальном этапе двусторонних отношений (нач. XIX века – 1959 гг.), следует сказать о основных отечественных исследователях, занимавшихся, в частности, данной проблематикой: Е.В. Чистякова, А.И. Строганов, Е. А. Ларин, А.И. Сизоненко, Л.А.Шур. В их монографиях рассматриваются вопросы становления двусторонних российско-кубинских отношений, а затем и советско-кубинских отношений.
Дальнейшее развитие кубинской революции и укрепление отношений между Кубой и СССР определило появление целого ряда монографий советских исследователей, посвященных различным аспектам советско-кубинского сотрудничества. К данным работам можно отнести широкий круг трудов советских исследователей, таких как А.Д. Бекаревич, В.В. Пащук, В. Владимиров, М.А. Манасов, Н.Н. Чигирь, А.И. Сизоненко, а так же кубинских специалистов.
Помимо этого, в советский период вышел ряд коллективных монографий, посвященных истории российско-кубинских и советско-кубинских отношений
В данных работах на большом теоретическом и фактическом материале анализируется процесс установления и развития политических, экономических и культурных отношений между СССР и Кубой в 1960- 1980-е годы, дана периодизация и характеристика основных направлений сотрудничества между двумя государствами.
Советско-кубинские отношения неоднократно привлекали внимание и западных, в первую очередь американских, исследователей. Спецификой работ американских специалистов был более разносторонний подход к проблеме советско-кубинского сотрудничества, свободный от идеологического давления. Таким образом, в этих работах большое внимание уделялось именно спорным и проблемным областям советско-кубинских отношений, а не их успехам и достижениям. Тем не менее, в американской историографии советского периода можно выделить три основных направления – либеральное, консервативное и леворадикальное. Спецификой подхода ученых либерального направления, таких как Д. И. Домингеса, Ю. Хоуфа, У. Смита, С. Бэлфора, В. Дункана являлся взвешенный умеренный подход к анализу советско-кубинского сотрудничества, основанный не на резком отрицании подобных отношений, а на учете возможных интересов советской и кубинской стороны. Консервативное направление было представлено в работах Д. Даниэля, Д. Баркса, Н. Вейла, М.Розенберга, Г. Виарда. Х. Домингеса, Н. Карбонеля. Авторы, придерживавшиеся данного направления, рассматривали попадание Кубы в сферу влияния Советского Союза исключительно с точки зрения интересов США в Латинской Америке. В результате ими делался вывод о полной зависимости Кубы от СССР и превращения ее в сателлита, проводившего просоветскую политику в латиноамериканском регионе. Советско-кубинские отношения в данном контексте рассматривались как негативное явление, мешающее продвижению американских интересов в Латинской Америке. Некоторые авторы консервативного направления были выходцами из рядов кубинской иммиграции и даже участвовали в антикастровских операциях, таких как высадка войск на Плайя Хирон. К ним относятся Нестора Карбонеля и Хорхе Домингеса.
Ряд работ, написанных американскими авторами до распада СССР, можно отнести к так называемому леворадикальному направлению в американской историографии, главной чертой которого являлось сочувственное отношение к кубинскому режиму, основанное на утверждении о том, что Куба, как и любое другое государство, имеет право само определять вектор своего развития, а, следовательно, и союзников. В данном ключе писали такие авторы, как М. Мoрлей и Р. Вэлч.
Распад Советского Союза и последовавшее за этим резкое сокращение российско-кубинских отношений повлеки за собой заметный спад интереса к изучению двусторонних отношений. В постсоветский период выход отдельных работ, посвященных современному этапу российско-кубинских отношений, заметно сократился. Одним из заметных исследованиий в этот период стала монография С.А. Батчикова и С.Б. Кононученко «Экономические отношения России и Кубы: прошлое, настоящее, сценарии будущего», ряд положений которой был представлен авторами и виде отдельных статей. Данное исследование, наиболее полно освещает процесс и причины свертывания торгово-экономических отношений между двумя государствами и попытки их «реанимирования», начиная с 1995 года. Несмотря на то, что хронологически исследование в работе доходит лишь до 1996 года, она является, пожалуй, единственной монографией, посвященной данной тематике, написанной в рассматриваемый период. Исследования указанных авторов можно отнести к умеренному направлению в российской историографии, отличительной чертой которого является попытка взвешенного подхода к проблеме сокращения двусторонних отношений и поиск возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в российско-кубинском сотрудничестве. К этому же направлению можно отнести работу В.П. Сударева «Взаимосвязь и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина ХХ века)», а также отдельные статьи этого автора, и работы К.О. Лейно и О.А. Панюшкиной. Отдельные аспекты российско-кубинских отношений рассматривались в работе К.О. Лейно «Куба – возможности делового партнерства», коллективных монографиях Института Латинской Америки РАН, выходивших, начиная с 1992 года, а так же в Аналитических тетрадях ИЛА РАН. В указанных монографиях и сборниках, почти все статьи, рассматривавшие двусторонние отношения, были написаны К.О. Лейно и О.А. Панюшкиной, которые больше внимания уделяли вопросам торгово-экономического сотрудничества. Та же тенденция прослеживалась и в других статьях этих специалистов. Отдельно в постсоветской историографии вопроса следует выделить направление, которое можно определить как просоветское. К нему можно отнести работу К.А. Хачатурова «Латиноамериканские уроки для России», монографию В.А. Бородаева и Н.С. Леонова «Фидель Кастро: Политическая биография» и отдельные статьи этих авторов. Работы этой направленности отличает негативное отношение к формам и методам прекращения советско-кубинского сотрудничества, а так же негативное отношение к кубинскому курсу российской внешней политики первой половины 1990-х годов. В то же время все авторы данного направления сходятся в позитивной оценке действий российского МИДа, начиная с 1996 года, особенно выделяя роль Е.М. Примакова в деле восстановления двустороннего сотрудничества.
Западные специалисты также уделяли внимание развитию российско-кубинских отношений, особенно в первые годы после распада СССР. В целом, в американской историографии сохранились три направления, хотя леворадикальное и консервативное направления стали мене заметны ввиду исчезновения идеологического фактора сотрудничества между Россией и Кубой. Таким образом, большинство работ американских авторов в постсоветский период можно отнести к либеральному направлению. Спецификой этих исследований стало то, что российско-кубинские отношения рассматривались не напрямую, а в контексте рассмотрения политической и экономической ситуации на Кубе, а так же в контексте изменения векторов кубинской и российской внешней политики. В то же время, в ряде работ консервативного направления приветствовался разрыв тесного сотрудничества между Россией и Кубой, а так же высказывалась точка зрения о ненужности и даже, в ряде случаев, вредности нового сближения двух государств. Кроме этого, американские авторы обращались и к конкретным аспектам российско-кубинского сотрудничества, таким как отношение России к процессам, происходившим в кубинской экономике, к попыткам возрождения двусторонних отношений и так далее.
Современные кубинские исследователи также обращались к тематике отношений Кубы с Российской Федерацией в постсоветский период в основном в связи с какими-либо отдельными аспектами развития кубинского общества. Отличительной чертой их публикаций является повышенная идеологизация проблематики (отношения с Россией часто рассматриваются в контексте ее все еще возможного противовеса США, либо в связи с советским прошлым). Среди этих работ можно выделить исследования Х. Диаса Васкеса, Х. Родригеса, М. Менендеса Диаса и других.
Кроме этого, определенную методологическую помощь при написании данного диссертационного исследования оказали работы российских и зарубежных специалистов, посвященные общим вопросам современного состояния международных отношений и их развития в советский и постсоветский периоды.
В ходе написания диссертационного исследования автор встречался со специалистами Латиноамериканского Департамента МИД РФ, а так же с ответственными сотрудниками Посольства Республики Куба в РФ. Материалы этих бесед так же были учтены и использованы в качестве вспомогательных материалов для написания работы.
Источниковедческую базу исследования можно подразделить на несколько групп. В первую из них вошли двусторонние соглашения и договоры, заключенные между государствами на протяжении их сотрудничества.
В работе были использованы материалы Государственной Думы и Совета Федерации РФ, а так же материалы Конгресса США.
Большую помощь в раскрытии темы автору оказали выступления и интервью президента РФ В.В. Путина, кубинского руководителя Ф. Кастро, министров иностранных дел обоих государств, а так же представителей различных ведомств и министерств России и Кубы.
Помимо этого отдельную группу источников составили справочные материалы, в частности материалы кубинского посольства в Москве, Кубинского Комитета Статистики и Центра по продвижению кубинского экспорта, Института кубинских и американо-кубинских исследований в Майами, а так же статистические сборники.
Важное место среди источников, использованных при написании работы, занимают воспоминания политических деятелей советской эпохи, а так же современной России, которые позволили по-новому посмотреть на ряд вопросов, которые до этого либо были слабо представлены в научной литературе, либо вообще не рассматривались. К ним относятся воспоминания М.С. Горбачева, Е.М. Примакова, В.А. Медведева, А.С. Черняева, В. Фалина, В.И. Воротников, Н. Леонова. Спецификой этой группы источников явилось то, что в ряде случаев авторы слишком явно проявляли свои идеологические предпочтения, ввиду чего представляли ситуацию в выгодном для себя, либо для определенного момента в целом свете. В то же время в работах указанных авторов говорится о многих малоизвестных или совсем неизвестных страницах советско-кубинского и российско-кубинского сотрудничества.
Следующую группу источников составили материалы центральных средств массовой информации России (Независимая газета, Известия, Коммерсант), Кубы (Granma, Granma Internacional), европейских и латиноамериканских стран (El Pais, Excelsior, Hoy, El Mercurio), США (Washington Post, The Miama Herald), содержащие как информацию аналитического характера, так и различные официальные заявления. Помимо этого автор использовал материалы ведущих мировых информационных агентств и служб (ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Interfax, Prensa Latina, Reuters, Associated Press, CNN, Radio Habana).
Для работы над диссертацией активно привлекался Интернет, позволивший автору существенно расширить круг источников. Среди наиболее важных Интернет-ресурсов следует выделить сайты посольств, других государственных ведомств различных стран.
Научная новизна работы определяется тем, что данное диссертационное исследование впервые в отечественной латиноамериканистике дает комплексный анализ истории формирования и практики российско-кубинских отношений в постбиполярный период.
Кроме этого, на основе изучения обширного круга источников и литературы в данном исследовании вскрыты основные противоречия предшествующего периода двусторонних отношений, по-новому переосмыслены его основные этапы, а также подробно проанализирован целый ряд спорных и сложных моментов в истории советско-кубинских отношений – с 1985 по 1991 гг. Так же в работе рассмотрены перспективы, и даны возможные сценарии дальнейшего развития российско-кубинского сотрудничества. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при изучении проблем отношений Российской Федерацией со своими бывшими союзниками, а так же с современными социалистическими государствами. В практическом плане работа может быть полезна для дальнейшего формирования курса России по отношению к Кубе, определения его проблемных мест и возможностей активизации тех или иных направлений двустороннего сотрудничества, для специалистов и практиков-международников.
Материалы диссертации и выводы автора могут быть использованы в учебном процессе, в спецкурсах по истории международных отношений, а так же при подготовке учебных пособий по истории межгосударственных отношений.
Апробация исследования. Диссертация была написана, обсуждена и рекомендована к защите в Центре политологических исследований Института Латинской Америки РАН. Различные аспекты исследования были изложены автором в ряде статей, а так же апробированы в докладах на Круглом столе «Новое прочтение источника» в Московском Городском Педагогическом Университете (2003 год), на «Сорокинских чтениях» Всероссийской социологической организации в МГУ (2004 год), на Международной научной конференции в Российской Государственной Библиотеке «Гуманизм как теоретическая и политическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты» (2004 год), на 3-м Конвенте РАМИ (МГИМО) (2004 год), на Научной конференции молодых латиноамериканистов (ИЛА РАН) (2006 год).
II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цели и задачи, содержится обзор историографии проблемы и ее источниковедческой базы, определяется научная новизна и практическая значимость диссертации, а так же сообщается об апробации основных результатов исследования.
В первой главе «Генезис двусторонних отношений и их основные этапы до распада СССР» рассматривается процесс формирования двусторонних связей и их динамика, с начала зарождения первых контактов между двумя государствами и до 1991 года. В целом, период до революции на Кубе, с начала XIX века и до 1959 года, можно определить как «предысторию» двусторонних отношений. Среди его особенностей следует выделить слабую развитость торговых отношений и неустойчивость официальных связей. В этот период Куба оставалась для Российской империи, а затем и для СССР лишь маленьким островом в Карибском море, не представляющем практически никакого интереса. Куба, в свою очередь, полностью была интегрирована в систему экономических и политических интересов США. Тем не менее, уже в этот период «предыстории» двусторонних отношений был сделан первый шаг в установлении дипломатических отношений между двумя государствами. Этап «первых» дипломатических отношений начался 17 октября 1942 года и завершился 2 апреля 1952. Они были установлены в годы Второй мировой войны, на волне всеобщей солидарности с СССР и были разорваны с началом холодной войны, в ходе которой Куба оказалась в зоне влияния США.
Принципиально новый этап отношений между СССР и Кубой начался после победы кубинской революции. Новый кубинский режим был в январе 1959 года признан советским правительством. Куба стала стратегическим союзником СССР в Западном полушарии, переориентировав на Советский Союз почти все свои связи. Сближение СССР и Кубы произошло в результате совпадения взаимных политических и экономических интересов обоих государств: Куба нуждалась в сильном союзнике, способном защитить ее от американской агрессии, а советское руководство увидело в Кубе удобный плацдарм для усиления своих позиций в холодной войне. В период с 1959 по 1991 гг. в советско-кубинских отношениях можно также выделить два основных этапа. Первый – с 1960 года до середины 1980-х годов. Основными его чертами стали: восстановление дипломатических отношений, всесторонняя экономическая помощь Кубе, военное сотрудничество, развитие культурных и общественных связей. Фундаментом двусторонних отношений служила коммунистическая идеология. Следует отметить, что уже в этот период между руководством обоих государств возникали трения, которые приводили к охлаждению советско-кубинских отношений на определенных стадиях их развития. Подобное происходило во времена «Карибского кризиса», а так же в период 1967-68 годов, которые западные исследователи определяют как «открытый раскол между Москвой и Гаваной» и «худшие времена в советско-кубинских отношениях». Второй этап охватил период с 1985 по 1991 гг. Сокращение тесных отношений между двумя государствами началось еще до распада Советского Союза, а именно с началом Перестройки в СССР. В годы Перестройки советское руководство шаг за шагом отходило от прежней модели отношений с Кубой. Этому способствовали следующие факторы:
Постепенная переориентация руководства СССР на «Запад»;
Распад «социалистического лагеря»;
Давление со стороны США;
Кризисные явления в советской экономике;
Кубинское руководство уже с 1989 года предполагало самые неприятные сценарии развития ситуации, вплоть до распада СССР, но оказалось не готово к такому резкому повороту своего союзника на «Запад» и быстрому отказу практически от всех прежних форм сотрудничества.
С конца 1980-х годов советское руководство начинает видеть в Кубе уже не выгодного союзника, а опасный балласт, способный помешать нормализации отношений с «Западом». Тем не менее, в 1989 году между СССР и Кубой подписывается Договор о дружбе и сотрудничестве, который являл собой не отражение реальной ситуации в советско-кубинских отношениях, а был данью предыдущим десятилетиям тесного сотрудничества. Его заключение было более выгодно кубинской стороне, так как к моменту его заключения советское руководство уже взяло вполне определенный курс на резкое сокращение отношений с Гаваной.
Переход СССР в торговле с Кубой на цены мирового рынка начиная с 1991 года, а также решение о выводе с Острова мотострелковой бригады, принятое М.С. Горбачевым в 1991 году, поставили окончательную точку в прежней модели взаимоотношений двух государств. Куба не ожидала подобных методов прекращения сотрудничества, к которым прибегнул Советский Союз, – большинство решений принималось в одностороннем порядке и кубинское руководство узнавало о них уже после введения их в жизнь.
Быстрое сближение СССР с США в последующие два года еще больше подорвало советско-кубинские отношения, а события августа 1991 года окончательно их прервали. 24 августа 1991 года было принято решение о приостановке деятельности КПСС на всей территории СССР, а 6 ноября - о ее запрете на территории Российской Федерации. Этими двумя мерами была ликвидирована идеологическая составляющая двустороннего сотрудничества, которая изначально являлась ключевой в отношениях СССР и Кубы. Таким образом, еще до официального роспуска СССР советско-кубинские отношения в их прежней, хотя уже и сильно видоизмененной форме, были обречены. Во второй главе «Российско-кубинское сотрудничество в 1992-2005 гг.: в поисках новой модели взаимоотношений» рассматривается формирование российско-кубинских отношений после распада СССР, выявляются их основные этапы и их специфические особенности.
В декабре 1991 года Российская Федерация вышла на мировую арену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Новый внешнеполитический курс российского государства базировался на постулате о том, что советская внешняя политика по отношению к странам «третьего мира» являлась затратной и в большинстве своем являлась одной из форм ведения холодной войны. Произошла «деидеологизация» внешней политики государства. Безусловно, коренной пересмотр всего внешнеполитического курса повлек за собой пересмотр отношений и с рядом традиционных союзников бывшего Советского Союза, и в первую очередь с теми, кто продолжал оставаться на прежних идеологических позициях. Но уйдя из одной крайности, новое российское руководство обратилось к другой, которая выразилась в абсолютизации западного направления российской внешней политики. По мнению российского исследователя В.П. Сударева, «политика в отношении Кубы в начале 1990-х гг. вновь, хотя на этот раз с разворотом на 180 градусов, была продиктована политико-идеологическими мотивами, стремлением продемонстрировать новое «демократическое» лицо российской внешней политики».
В первой половине 1990-х гг. начала фактически создаваться новая база для последующего двустороннего сотрудничества Российской Федерации с Кубой. В высших эшелонах власти Российской Федерации явно обозначилось две тенденции в отношении бывшего союзника – первая, направленная на возможный полный разрыв отношений в будущем и вторая, стремящаяся вернуть Кубу в орбиту внешней политики России.
Обе эти тенденции в равной степени наблюдались в политике по отношению к Кубе вплоть до 1995. Но если первая проявлялась в политической сфере, например, в налаживании контактов высших государственных чиновников с представителями кубинской эмиграции, в голосовании российской делегации в ООН по вопросам о блокаде Кубы и вопросу о правах человека, то вторая - в экономической. Об этом свидетельствует пакет документов, подписанный в 1993 году и направленный на возрождение торгово-экономических связей, а так же ряд документов принятых позднее с той же целью. Тем не менее, товарооборот между двумя государствами продолжал снижаться, достигнув к середине десятилетия крайне низкой отметки в 433 млн. долларов.
На фоне попыток налаживания отношений в экономической области, российско-кубинские политические отношения оставались крайне натянутыми, что было продиктовано отказом Российской Федерации от прежних идеологизированных принципов во внешней политике и переориентации своих связей на западные демократические государства. В первые годы существования независимой России, ее дипломатия полностью присоединилась к американской критике в адрес Кубы, что не способствовало дальнейшей нормализации двусторонних отношений.
С попыткой изменения политики по отношению к Кубе в сторону ее активизации в середине 1990-х гг. выступала законодательная власть в лице Государственной Думы РФ. Это во многом было определено оппозиционным составом данного органа власти, весомую роль в котором играли левые силы.
Начиная с 1995 года намечается изменение во взглядах российской политической и экономической элиты. Куба постепенно перестает рассматриваться как фактор напряженности в российско-американских отношениях. На первый план выходит объективная заинтересованность в дальнейшем развитии российско-кубинских отношений, основанная на учете национальных интересов Российской Федерации. Следует отметить, что к этому моменты стали видны и результаты экономических преобразований на Кубе, позволившие более широко развивать с ней торгово-экономические отношения. Вторая половина 1990-х годов стала новым этапом в истории российско-кубинских отношений. Переломным моментом в сторону улучшения двусторонних отношений следует считать начало 1996 года, когда новым министром иностранных дел РФ становится Е. Примаков, выдвинувший в качестве основного приоритета российской внешней политики ее многовекторность.
В свете этого важной вехой на пути восстановления российско-кубинских отношений явился визит министра иностранных дел РФ на Кубу 21-23 мая 1996 года. В ходе данного визита были подтверждены предшествующие договоренности в двусторонних отношениях, а так же намечены контуры будущего сотрудничества, которые были закреплены в Декларации о принципах взаимоотношений. Заложенные в ходе визита Е.М. Примакова принципы сотрудничества продолжили реализовываться и при следующем министре иностранных дел РФ И.Иванове.
Отдельно следует сказать о таком немаловажном для Кубы факте, как изменение российской позиции по вопросу о правах человека, которая выразилась в голосовании российской делегации против резолюций, обвинявших Кубу в их нарушении.
В рассматриваемый период произошли и существенные сдвиги в торгово-экономических отношениях, в частности, несколько возрос товарооборот. Этому прежде всего способствовал подписанный в течение ряда лет пакет документов по экономической тематике, начавшаяся в 1997 году работа Межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно техническому сотрудничеству, а так же такой немаловажный фактор, как изменения на самой Кубы. Произошедшая либерализация кубинской экономики дала новые возможности для сотрудничества в этой сфере.
В то же время, продолжал оставаться целый ряд нерешенных вопросов, которые не позволяли двигаться вперед. Среди них можно выделить низкую активность со стороны российского бизнеса, а так же блокирование ряда проектов со стороны Минфина РФ, ввиду нерешенности вопроса с кубинским долгом. В результате, несмотря на определенные успехи в торгово-экономическом сотрудничестве, во второй половине 1990-х годов Россия не смогла вернуть даже часть своих утраченных позиций на Кубе. В конце 1996 г. на Кубе было зарегистрировано 260 совместных предприятий в более чем 30 областях производственного сектора, но российских из них было всего два. Уйдя с Кубы, Россия оставила пустое пространство, которое тут же было занято другими. Освободившееся экономическое пространство энергично начал осваивать капитал из Канады, стран Западной Европы и Латинской Америки. И все же, к концу десятилетия Россия оставалась третьей в торговом списке Кубы после Испании и Канады.
Тем не менее, несмотря на существовавшие затруднения, можно говорить о качественных изменениях двусторонних, в первую очередь политических отношений во второй половине 1990-х годов, сделавших возможным в 2000 году визит на Кубу президента РФ В.В. Путина.
Начало 2000-х гг. ознаменовалось, без сомнения, весьма важным событием в истории постсоветских двусторонних отношений – визитом на Кубу президента РФ В.В. Путина. Это событие придало видимый импульс в поиске путей реализации двустороннего сотрудничества, однако не решило всех проблем. Хотя визит В. Путина действительно стал этапным событием в истории российско-кубинских отношений, тем не менее, не стоит и преувеличивать его значение. Несомненно, данным визитом российская сторона дала понять Кубе, что она продолжает рассматриваться в качестве перспективного партнера России в латиноамериканском регионе. Но, в то же время, визит имел и другую цель – продемонстрировать Западу, и в первую очередь США, самостоятельность внешней политики России и ее независимость в выборе партнеров для сотрудничества на международной арене. Россия подтвердила курс на налаживание взаимовыгодного партнерства в экономической и политической областях, но далеко не все принятые решения были в последующем реализованы. В первую очередь это касалось торгово-экономических отношений.
В 2000-е гг. товарооборот продолжал оставаться крайне нестабильным. В 2003 году он составил чуть больше 200 миллионов долларов, а в 2004 – 238 миллионов долларов. Тем не менее, Куба продолжала оставаться одним из крупных торгово-экономических партнеров России, балансируя на 3-5 местах в товарообороте РФ с Латинской Америкой. В этот период наметился и явный прогресс в налаживании деловых отношений на уровне предприятий отдельных городов и регионов.
Тем не менее, можно констатировать, что развитие российско-кубинских отношений в 1992-2005 гг. шло по восходящей – от практически полного их свертывания до формирования новой модели, основанной на принципах рыночной экономики в торгово-экономической области, и на принципах уважения и соблюдения международного права в области политической.
В третьей главе «Проблемы и противоречия двусторонних отношений в контексте глобализации» рассматриваются некоторые аспекты российско-кубинского сотрудничества в постсоветский период, анализируется современный уровень отношений и делается попытка прогнозирования развития двустороннего сотрудничества в будущем.
После распада СССР России и Кубе пришлось практически заново выстраивать свои отношения на международной арене. Так, в первые года независимости Российская Федерация воздерживалась при голосовании по вопросу об экономической блокаде Кубы, нейтрально отреагировала на «закон Торричелли», а так же критиковала режим Кастро за нарушение прав человека. Но уже в 1993 году был принят Протокол о консультациях, который оживил контакты на уровне министерств иностранных дел. Начиная с 1994 года и по 2005 год Россия стала занимать принципиальную позицию по вопросу об экономическом эмбарго США против Кубы, высказываясь на сессиях ГА ООН за его отмену. С 1998 года Российская Федерация начала голосовать в Комиссии ООН по правам человека в Женеве против американской резолюции, осуждающей Кубу. Все это позволило возобновить сотрудничество по международной проблематике в новых условиях, основными чертами которого стали: приверженность Уставу ООН и другим международным правовым документам, борьба за ядерное разоружение, поиски пути урегулирования межнациональных конфликтов, борьба с терроризмом и транснациональной преступностью.
Вместе с тем, следует отметить, что в процессе развития двустороннего сотрудничества на международной арене между Россией и Кубой возникали и значительные осложнения, связанные с непониманием решений той или иной стороны. Это в первую очередь касалось отказа России от дальнейшей эксплуатации Радиоэлектронного центра в Лурдесе,воспринятого на Кубе крайне негативно. Заметным разногласием между Россией и Кубой в начале нового столетия стало расхождение позиций двух государств по вопросу о начале военной компании США в Афганистане осенью 2001 года.
Тем не менее, несмотря на это, в последующий период российско-кубинское сотрудничество не прекращалось, так как для него уже была создана довольно прочная база, в виде совпадающих позиций по большинству ключевых глобальных проблем современности.
Говоря о гуманитарных связях в рассматриваемый период, следует отметить, что они развивались на довольно высоком уровне, хотя и существенно сократились по сравнению с советским периодом.
В сфере науки и образования отношения между Россией и Кубой развивались в соответствии с официальными соглашениями, которые регулярно продлевались. Продолжались контакты в медицинской сфере, инженерии, педагогики. Изучение кубинской тематики, хотя и не такое активное как раньше, продолжалось после 1991 года в Институте Латинской Америки РАН. При рассмотрении данного вопроса нельзя игнорировать и демографический фактор – на Кубе в настоящее время проживает несколько тысяч смешанных русско-кубинских семей, органично соединяющих в своем укладе черты обеих культур. Дети в таких семьях, как правило, свободно владеют как испанским, так и русским языком, хотя и ощущают себя кубинцами. Такой потенциал указывает на благоприятную почву для разносторонних связей между Кубой и Россией и, конечно, не должен оставаться незадействованным. Так же следует отметить и налаживание культурных связей на уровне отдельных городов и провинций.
В постсоветский период продолжали действовать общества дружбы, как в России, так и на Кубе. Данный факт свидетельствует о желании продолжать контакты на уровне рядовых людей, а не только на уровне государственных отношений.
Следует подчеркнуть, что кроме традиционных форм сотрудничеств в гуманитарной сфере появились и некоторые новшества. К ним, в первую очередь следует отнести религиозные контакты и открытие православных храмов на Кубе.
В заключении формулируются выводы и основные положения исследования.
Современный этап российско-кубинских отношений был предварен многолетними традициями и историческими корнями. Российско-кубинские и советско-кубинские отношения с начала их зарождения и до нынешнего периода прошли несколько этапов в своем развитии, каждый из которых характеризовался своими специфическими чертами. Говоря о периоде советско-кубинских отношений, на наш взгляд особо следует выделить этап, продолжавшийся с 1986 по 1991 гг., который можно охарактеризовать как этап начала демонтажа структур и форм сотрудничества советского периода. Сокращение тесных отношений между двумя государствами начало происходить еще до распада Советского Союза. Особенно четко это видно на примере экономических отношений, так как политические контакты продолжались вплоть до последних дней существования СССР, но носили в последние годы, скорее, декоративный характер.
Говоря о российско-кубинских отношениях после распада СССР, мы можем выделить два основных этапа:
Свертывание сотрудничества по всем направлениям (1992-1995);
Восстановления отношений и поиска новых путей их реализации (1996-2005).
Первый этап характеризуется полным отказом от прежней советской модели двустороннего сотрудничества. Это было обусловлено отказом Российской Федерации от прежних идеологизированных принципов во внешней политике и переориентации своих связей на западные демократические государства. В первые годы существования независимой России, она полностью присоединилась к американской критике в адрес Кубы, что не способствовало дальнейшей нормализации двусторонних отношений.
Второй этап в российско-кубинских отношениях в рассматриваемый период связан с приходом в МИД Е.М. Примакова и переходом к новой, многовекторной модели построения внешнеполитических связей. В контексте новой многовекторной внешней политики России Куба нашла свое место, что дало новый импульс их двусторонним отношениям.
Говоря о путях дальнейшего развития российско-кубинских отношений, можно выделить два основных сценария. Первый из них, и наиболее позитивный, предполагает повышение внимания российского руководства и бизнес сообщества к Кубе. При подобном развитии событий, Куба могла бы остаться одним из основных торгово-экономических партнеров России в латиноамериканском регионе. На сегодняшний день еще есть возможности для реализации этого пути. Нынешний политический режим на Кубе, как это не парадоксально, во многом способствует сотрудничеству двух государств, так как при нем сохраняется экономическая блокада острова, а, значит, и ограничиваются возможности для контактов кубинской экономики с мировым экономическим сообществом. Ввиду этого Куба все еще заинтересована в модернизации старого советского оборудования, а так же достройке советских промышленных объектов. И здесь для России открывается широкое поле деятельности. Куба интересна России и как поставщик ряда товаров, необходимость в которых ощущается на российском рынке. Это, в первую очередь, сахар-сырец, а так же цитрусовые. Заинтересована Россия и в закупке кубинского никеля, так как российский никель и никелесодержащие вещества обходятся на порядок дороже, ввиду сложности их добычи в условиях вечной мерзлоты. Есть целая группа кубинских экспортных компаний, готовых сотрудничать с Россией и продвигать кубинские товары на российский рынок. Среди предлагаемых ими товаров концентрированные соки и нектары из натуральных фруктов, вино, кофе, какао, ром, мрамор, печатная продукция, художественная продукция, музыкальная продукция, кондитерские изделия, вакцина, биопрепараты и т.д. Одной из перспективных отраслей кубинской экономики является туризм. Потенциал для роста объема торгово-экономических связей с Кубой существует и в самой России. Речь, прежде всего, идет о продвижении на кубинский рынок отечественной продукции машиностроения и высоких технологий, взаимодействии в аэрокосмической области, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, в сфере мирного атома, энергетике, развитии транспортной инфраструктуры, информатике, биотехнологиях. Тем не менее, следует отметить, что для реализации сценария полноценного сотрудничества в торгово-экономической области, пока нет четких оснований, хотя имеется заложенная еще в 1990-е годы договорно-правовая база. Представители российских деловых кругов сегодня не в полной мере представляют себе перемены, происходящие в экономической жизни Кубы, а так же опасаются нестабильной международной ситуации вокруг Кубы. По мнению руководства Латиноамериканского Департамента МИД РФ есть и еще одна существенная проблема: если западные компании работают напрямую с кубинскими предприятиями, то российские, как правило, пытаются начать свой бизнес на Кубе с кубинских министерств, «рассчитывая, что те дадут указание и дело пойдет само собой». Именно для этого сегодня создаются различные организации, как Деловой совет Россия-Куба (ДСРК), чтобы дать лучшее представление российскому бизнесу о кубинских реалиях. Позитивный сценарий также предполагает и дальнейшее политическое сотрудничество, как по проблемам двусторонних отношений, так и по международной проблематике. Здесь следует отметить, что при нынешнем положении дел, он вполне осуществим, так как Россия занимает принципиальную позицию по вопросу экономической блокады и правам человека на Кубе (так же как и Куба по вопросу о правах человека в Чечне), а так же российские и кубинские подходы в основном совпадают по основным проблемам современности. Негативный сценарий дальнейшего развития отношений включает в себя консервацию двусторонних отношений на нынешнем уровне и отказ в дальнейшем от активного сотрудничества с Кубой и, как следствие, окончательной ее потерей в качестве перспективного торгово-экономического партнера в латиноамериканском регионе. К сожалению, на сегодняшний день есть все основания полагать, что подобное развитие событий не может исключаться. Этому способствует ряд факторов, как экономического, так и политического характера. С каждым годом Куба становится все более независимой в экономическом отношении, а, следовательно, Россия может потерять свой последний «козырь» - оставшееся от Советского Союза промышленно-техническое наследство, которое все еще требует модернизации, в том числе, с помощью российской технической базы. Нельзя упускать и политический фактор. Куба заинтересована сегодня, и будет при нынешнем режиме заинтересована и дальше, в России как некоем противовесе США на мировой арене. Следовательно, она будет стремиться сохранять с Российской Федерацией дружественные отношения, которые так или иначе будут способствовать и продолжению сотрудничества в различных областях. Ситуация может резко измениться в случае, если современный кубинский режим не сможет обеспечить преемственности, и на Кубе произойдут значительные политические изменения. В этом случае Куба может быть во многих отношениях потеряна для России в качестве давнего и дружественного партнера, так как она окажется открыта для иностранных, и в первую очередь американских, инвестиций. Следовательно, не успев обеспечить себе достойное место в кубинской экономике сегодня, России рискует потерять Кубу в будущем.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
Данненберг А.Н. Американо-кубинские отношения и Российская Федерация (по материалам ГД РФ и СФ РФ)// Новое прочтение источника. Материалы и доклады. МГПУ, 2004 (0,6 а.л.)
Данненберг А.Н. Российско-кубинские отношения. Гуманистический аспект// Гуманизм как теоретическая и политическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты». Доклады и выступления на международной конференции 3-4 июня 2004 года, М., 2004 (0,3 а.л.)
Данненберг А.Н. Россия-Куба. Военное сотрудничество на современном этапе// Латинская Америка, 2004, №11 (0,7 а.л.)
Данненберг А.Н. Российско-кубинские отношения в свете новых источников// Латинская Америка, 2005, №2 (0,2 а.л.)
Данненберг А.Н. СССР-Куба: крушение модели сотрудничества// Латинская Америка, 2006, №2 (0,6 а.л.)
Данненберг А.Н. Безальтернативная демократичность кубинских выборов//Журнал о выборах (орган Центральной избирательной комиссии РФ), 2006, №3 (0,6 а.л.)
Данненберг А.Н. Российско-кубинские отношения на современном этапе// Доклады научной конференции молодых латиноамериканистов. Москва, 13-14 июня 2006 г. (0,4 а.л.)
Данненберг А.Н. Страницы истории российско-кубинских отношений// Международная жизнь (принято в печать) (0,3 а.л.)
Общий объем публикаций – 3,8 а.л.